Расширенный поиск

Постановление Губернатора Мурманской области от 12.08.1998 № 355

                               ГУБЕРНАТОР
                          МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      от 12.08.98         N 355

                                      Утратилo силу - Постановление
                                     Губернатора Мурманской области
                                        от 02.06.2000 г. N 228-ПЗ

                  Об утверждении правил торговли на
                    территории Мурманской области


     В соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "О защите прав
потребителей",  постановлением Правительства Российской  Федерации  от
12.08.94  N  936 "О мерах по государственному регулированию торговли и
улучшению   торгового    обслуживания    населения",    постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 19.01.98 N 55 "Об утверждении
Правил продажи отдельных видов товаров,  перечня  товаров  длительного
пользования,  на  которые  не распространяется требование покупателя о
безвозмездном  предоставлении  ему  на  период  ремонта   или   замены
аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего
качества,  не подлежащих возврату  или  обмену  на  аналогичный  товар
других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" и
в целях усиления контроля за соблюдением торговыми предприятиями  всех
форм собственности требований законодательства и интересов покупателей
ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить прилагаемые:

     1.1. Правила  работы предприятий розничной торговли на территории
Мурманской области;
     1.2. Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети, в
том числе уличной, на территории Мурманской области;
     1.3. Основные  требования  к  организации  торговли   на   рынках
Мурманской области.


     2. Признать утратившими силу:
     - постановление  администрации  Мурманской  области от 10.12.93 N
464  "О  правилах  продажи   отдельных   видов   продовольственных   и
непродовольственных товаров";
     - постановление администрации Мурманской области  от  17.06.94  N
249  "О  правилах  работы  предприятий  розничной  торговли и Основных
требованиях к работе мелкорозничной торговой сети";
     - постановление администрации Мурманской области от 29.01.96 N 29
"О  внесении  изменений  и  дополнений  в  приложение  к постановлению
администрации области от 17.06.94 N 249 "О правилах работы предприятий
розничной  торговли  и  Основных  требованиях  к работе мелкорозничной
торговой сети".

     3. Разрешить   главам   муниципальных   образований   и   местных
администраций вносить дополнения  по  вопросам  организации  торговли,
направленные  на  повышение  уровня торгового обслуживания населения и
защиту  прав  покупателей,  в  Правила  работы  предприятий  розничной
торговли, Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети, в
том числе уличной,  и Основные требования к  организации  торговли  на
рынках,  с  учетом местных условий и особенностей организации торговли
на подведомственной территории.

     4. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Губернатора Мурманской области - Мясникова Ю.Н.




     Первый заместитель Губернатора,
     Председатель Правительства
     Мурманской области          А.Малинин

_____________________________


                                     УТВЕРЖДЕНЫ
                                     постановлением Губернатора
                                     Мурманской области
                                     от 12.08.98   N 355



                            П Р А В И Л А
                работы предприятий розничной торговли
                   на территории Мурманской области

     1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Настоящие  Правила  определяют  основные  требования  к работе
предприятий розничной  торговли  независимо  от  формы  собственности,
принадлежности,    организационноправовой    формы   и   ведомственной
подчиненности.

     2. Основной   задачей  предприятия  розничной  торговли  является
продажа товаров народного потребления в ассортименте,  соответствующем
его товарному профилю (типу)

     3. Под   потребителем   понимается    гражданин    или    субъект
хозяйственной деятельности, имеющий намерение заказать или приобрести,
либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно
для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

     4. Под  продавцом понимается организация,  независимо от ее формы
собственности,  а также  индивидуальный  предприниматель,  реализующий
товары потребителям по договору купли-продажи.

     5. Под  товаром понимаются пищевые продукты и непродовольственные
товары, предназначенные для продажи.

     6. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием:
     фирменного наименования  (наименования),  организационно-правовой
формы,  юридического  адреса  (местонахождение  собственника),  режима
работы на государственном языке России.

     Рядом с  текстом  вывески   на   государственном   языке   России
допускается текст вывески на одном из иностранных языков,  выполненный
аналогичным шрифтом.

     7. Товарный профиль и  специализация  определяются  продавцом  по
согласованию  с  органом  местного  самоуправления  с  учетом развития
инфраструктуры торговли города (района).  Ассортимент,  предлагаемых к
продаже    товаров,    должен   соответствовать   товарному   профилю,
специализации.

     8. Ассортиментный перечень - это набор видов товаров, находящихся
в продаже.  Ассортиментный перечень составляется с  учетом  соблюдения
требований,  установленных государственными стандартами,  санитарными,
ветеринарными,  противопожарными  правилами  и  другими   нормативными
документами.

     9. Ассортиментный    перечень    согласовывается    с    центрами
госсанэпиднадзора  и  утверждается  органами  местного самоуправления.
Согласованный   и   утвержденный   ассортиментный   перечень    должен
выдерживаться продавцом в течение дня.  Любое изменение или дополнение
к   ассортиментному   перечню   согласовывается   и   утверждается   в
установленном порядке.
     Ассортиментный перечень   сопутствующих  товаров,  продаваемых  в
продовольственных магазинах,  также должен быть согласован с  органами
санэпиднадзора и утвержден органами местного самоуправления.

     10. Продавец   должен   располагать   необходимыми   помещениями,
оборудованием   и   инвентарем,   обеспечивающими   в  соответствии  с
требованиями госстандартов,  санитарных, ветеринарных, противопожарных
правил  сохранения  качества  и безопасности товаров при их хранении и
реализации в месте  продажи,  надлежащие  условия  торговли,  а  также
возможность правильного выбора покупателями товаров.

     11. Торговый зал, складские и подсобные помещения должны отвечать
техническим,  санитарным и противопожарным требованиям,  установленным
для предприятий соответствующего типа.
     Оборудование и  инвентарь   должны   содержаться   в   образцовом
санитарном и техническом состоянии.

     12. Торговое   предприятие   должно  быть  обеспечено  средствами
измерений,    поверенными    в    установленном    порядке    органами
Государственной  метрологической  службы.  Результаты  поверки средств
измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством  о
поверке.  Продавец  обязан  содержать  средства  измерения  в чистом и
исправном состоянии.
     Для проверки  покупателем  правильности   цены,   меры   и   веса
приобретенного  товара  в торговом зале на доступном месте должно быть
установлено  соответствующее  подготовленное  к  работе  и   исправное
измерительное оборудование.

     13. Предприятия,  осуществляющие  торговую  деятельность,  должны
иметь   патент   на  торговлю,  лицензию  на  право  продажи  товаров,
облагаемых акцизами.

     14. Для рекламы товаров и услуг могут  использоваться  оконные  и
внутренние витрины.  В витринах предприятия могут выставляться образцы
только тех товаров,  которые имеются в продаже.  Каждый образец товара
снабжается четко оформленным ярлыком цен (ценником).
     Продавец вправе   отказать   потребителю   в   продаже   товаров,
используемых  как  элементы  композиционного  оформления  витрины  или
являющихся инвентарем предприятия.

     15. Режим  работы  государственных  и  муниципальных  предприятий
устанавливается    по   решению   соответствующих   органов   местного
самоуправления.  Режим   работы   предприятий   торговли   иных   форм
собственности  устанавливается  собственником  и доводится до сведения
органов местного самоуправления.

     16. Обслуживание      потребителей      производится     согласно
установленному режиму  работы,  однако,  при  закрытии  предприятия  и
наличии  у  потребителей  кассовых  и товарных чеков,  они должны быть
обслужены персоналом.
     В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв
или по окончании работы обслуживаются все  покупатели,  находящиеся  в
торговом зале.
     За 5-10 минут до прекращения обслуживания  работники  предприятия
предупреждают об этом потребителей.
     Потребители обязаны предупреждать администрацию магазина (отдела)
самообслуживания  о  наличии у них товаров,  аналогичных ассортименту,
имеющемуся в магазине. Работникам магазина запрещается ставить на этих
товарах  отметки,  штампы.  При  желании,  потребитель  может оставить
товары,  личные вещи при входе в торговый зал.  Администрация  обязана
обеспечить их сохранность.

     17. Потребителям должна быть предоставлена возможность оставить в
магазине  на  хранение  купленные  и  оплаченные  ими крупногабаритные
товары (мебель,  телевизоры,  холодильники и др.)  по  согласованию  с
администрацией (собственником) предприятия.  Указанные товары хранятся
только по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров.
     Товары, приобретенные работниками предприятия, могут храниться до
окончания рабочего дня  в  специально  отведенном  месте  при  наличии
кассового   (товарного  чека)  или  по  согласованию  (письменному)  с
администрацией.

     18. При закрытии предприятия  для  проведения  санитарных  работ,
ремонта,  переоборудования,  в  связи  с  его  ликвидацией и по другим
причинам потребители извещаются о закрытии специальным объявлением  за
5  дней  до  его  закрытия.  В объявлении указывается адрес ближайшего
предприятия, торгующего аналогичными товарами.
     За 5 дней до закрытия предприятия продавец извещает об этом орган
местного самоуправления (отдел торговли).

     19. В  торговом  зале,  в   удобном   для   ознакомления   месте,
размещается информация:
     - о  государственной  регистрации  предприятия   (индивидуального
предпринимателя) с указанием органа зарегистрировавшего его;
     - о  номере  и  сроке  действия  патента,  лицензий  и органах их
выдавших;
     - об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг;
     - о  применяемых  формах  обслуживания  при  продаже  товара  (по
предварительным заказам, продажа товаров на дому и др.);
     - о льготах,  установленных органами местного самоуправления  при
обслуживании отдельных категорий граждан;
     - о телефонах:
     собственника (вышестоящей организации),  комитета или  отдела  по
торговле  городской  (районной)  администрации,  отдела по защите прав
потребителей   города   (района),   управления   госторгинспекции   по
Мурманской области,  территориального центра госсанэпиднадзора, центра
стандартизации,  метрологии  и  сертификации,  других   контролирующих
органов.

     20. Торговое   предприятие   должно   иметь   книгу   отзывов   и
предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
     Покупателю должны  быть  созданы  условия для изложения заявления
(жалобы):  предоставлена ручка,  место для написания.  Не  допускается
препятствовать написанию заявления.

     21. Книга  отзывов  и  предложений  должна  быть   пронумерована,
прошнурована,     скреплена     печатью,    подписана    руководителем
(собственником)  предприятия  и  зарегистрирована  в  органе  местного
самоуправления   (отделе  торговли)  и  находиться  на  доступном  для
потребителя месте.

                  2.  ПРИЕМКА, ХРАНЕНИЕ И ПОДГОТОВКА
                          ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ

     22. Приемка товаров  по  качеству,  комплектности  и  количеству,
актирование  ненадлежащего  качества,  некомплектности  и  недостач на
предприятиях торговли всех форм собственности должна осуществляться  в
соответствии с действующими нормативными документами.
     Приемка товара    производится    при     наличии     необходимых
сопроводительных  документов:  документов поставки (товаротранспортных
накладных,  договоров и др.),  документов,  подтверждающих качество  и
безопасность товаров в соответствии с законодательством РФ, информация
о товаре на русском  языке  (для  импортных  товаров),  лицензии  (для
алкогольной продукции) и других документов, установленных нормативными
актами Правительства РФ.

     23. Приемка    товаров    должна    проводиться   при   условиях,
обеспечивающих  их  сохранность,  предотвращающих  порчу,  смешение  с
другой однородной продукцией.

     24. Принятые  предприятием   в   установленном   порядке   товары
приходуются  по  их фактическому наличию в день поступления.  В случае
невозможности оприходования товара датой его фактического  поступления
в  товарном  отчете  за  итогом  прихода делается запись о поступлении
товара с указанием поставщика,  общей  стоимости  товара  в  розничных
ценах, а также причин невозможности оприходования.

     25. Товары, бывшие в употреблении, могут приниматься предприятием
торговли для продажи по договору комиссии.
     Подержанные транспортные средства и номерные агрегаты принимаются
для продажи на условиях договора купли-продажи без приема на комиссию.
     Продажа товаров,   бывших   в   употреблении,   производится    в
соответствии    с    требованиями    Правил    комиссионной   торговли
непродовольственными     товарами,     утвержденных     постановлением
Правительства РФ от 06.07.98 N 569.

     26. При   хранении  товаров  на  предприятии  должны  соблюдаться
принципы товарного соседства,  санитарные правила, нормы складирования
и требования противопожарной безопасности.
     Температурно-влажностный режим  помещений  для  хранения  товаров
должен  соответствовать  требованиям  нормативной  документации на эту
продукцию.

     27. Товар  должен  быть  соответствующим  образом  подготовлен  к
продаже: освобожден от тары, оберточных и обвязочных материалов, пыли,
стружки и смазки,  при необходимости осуществляется сборка  и  наладка
(непродовольственные товары).
     Производится проверка  качества  товара  по  внешним   признакам,
загрязненные   части   товара  удаляются,  производится  сортировка  и
отбраковка товара.
     Одежда, при  необходимости  отутюжена и произведен мелкий ремонт,
куски ткани оправлены.
     Радиоэлектронная аппаратура   и  товары  бытового  назначения  до
подачи в торговый зал проходят предпродажную  подготовку:  распаковку,
проверку   комплектности,   качества   изделия,   наличия  необходимой
документации.
     Мото-велотовары и другие  изделия  из  металла  освобождаются  от
смазки, производится их сборка.

     28. При    наличии   условий   в   предприятии   торговли   может
осуществляться  предпродажное  фасование  товаров.  На   расфасованном
товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость
отвеса, дата фасования, фамилия фасовщика, срок годности.
     Для особоскоропортящейся продукции - конечный срок реализации.

                         3.  ПРОДАЖА  ТОВАРОВ

     29. К моменту открытия предприятие  должно  быть  подготовлено  к
работе:   обновлена  выкладка  товаров,  подготовлены  соответствующий
инвентарь и упаковочные материалы,  контрольно-кассовые машины. Товары
снабжены ярлыками цен (ценниками).

     30. Образцы  всех товаров,  выставленных в торговом зале,  должны
иметь единообразные ценники с указанием наименования товара,  размера,
артикула,  страны и предприятия изготовителя,  сорта,  цены за единицу
измерения  (кг,  литр,  метр,  штуку  и  т.п.)  или  за   упаковку   в
государственной  валюте  России,  выполненные четким,  хорошо читаемым
шрифтом.  Ценники  подписываются  лицами,   уполномоченными   на   это
руководителем   (собственником)  предприятия  или  заверяются  печатью
предприятия с указанием даты оформления ценника.

     31. Продовольственные  товары  должны  быть  выложены  по видам и
сортам с учетом товарного соседства,  товары, требующие особых условий
хранения,   должны  находится  в  охлаждаемых  или  низкотемпературных
прилавках (витринах).

     32. Продажа  товаров  производится  всем   гражданам   на   общих
основаниях. Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения
предоставляются на основании законодательных актов РФ, а также решений
местной администрации.

     33. Предприятие   торговли   несет  ответственность  за  качество
реализуемых товаров в соответствии с законодательством РФ.
     Запрещается продажа  товаров  с  истекшими  сроками годности,  не
соответствующих требованиям к качеству, стандартам.

     34. Запрещается продажа лицам до 18 лет алкогольных напитков.
     Лицам до 16 лет - табачных изделий,мототранспортных средств, клея
"Момент",  пятновыводителя "Минутка", ядохимикатов, горючих жидкостей,
газовых баллончиков, пиротехники, игральных карт.

     35. Запрещается продажа  нарезных  и  гладкоствольных  охотничьих
ружей,  мелкокалиберных  винтовок,  специальных  средств  самообороны,
снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего  действия  лицам,
не  имеющим  разрешения  местных  органов  Министерства внутренних дел
Российской Федерации на приобретение оружия.

     36. Продавец обязан обеспечить покупателю возможность правильного
выбора товара,  своевременно и в доступной форме довести необходимую и
достоверную информацию о товарах и их изготовителях.
     Информация в обязательном порядке должна содержать:
     - наименование товара;
     - наименование,    юридический    адрес    изготовителя   товара,
местонахождение организаций,  уполномоченных изготовителем (продавцом)
на   принятие   претензий  от  покупателей  и  производящей  ремонт  и
техническое обслуживание товара;
     - обозначение    стандартов,    требованиям    которых     должен
соответствовать товар;
     - сведения о потребительских свойствах товара;
     - правила  и  условия  безопасного  и  эффективного использования
товара;
     - гарантийный срок, если он установлен для данного товара;
     - срок  службы  или  срок  годности,  если  он   установлен   для
конкретного  товара,  сведения  о  необходимых действиях покупателя по
истечении указанных сроков и возможных последствиях  при  невыполнении
таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют
опасность для жизни,  здоровья и имущества покупателя  или  становятся
непригодными для использования по назначению;
     - цену и условия приобретения товара;
     - другую   информацию  о  товарах,  предусмотренную  федеральными
законами,   иными   нормативными   правовыми   актами,   обязательными
требованиями стандартов.
     Если приобретаемый потребителем товар был в  употреблении  или  в
нем   устранялся  недостаток  (недостатки),  потребителю  должна  быть
предоставлена информация об этом.

     37. Информация о  товаре,  его  изготовителе  и  продавце  должна
доводиться   до   сведения   потребителя   способами,   установленными
федеральными законами,  иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации,  требованиями  стандартов,  а если указанными актами они не
определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
     Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара,
изложена в технической (эксплуатационной) документации,  прилагаемой к
товару, листах-вкладышах к каждой единице товара или иным способом.

     38. Информация  о продавце,  товарах и их изготовителях доводится
до сведения потребителей на русском языке.

     39. При  продаже  товаров,  подлежащих обязательной сертификации,
продавец  по  просьбе  покупателя  доводит  до   него   информацию   о
сертификации товаров.
     В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один  из
следующих документов:
     - подлинник сертификата;
     - копия    сертификата,    заверенная    держателем    подлинника
сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров;
     - товарно-сопроводительные документы,  оформленные  изготовителем
или  поставщиком  (продавцом)  на основании подлинника сертификата или
его заверенной копии  и  содержащие  по  каждому  наименованию  товара
сведения о наличии сертификата с указанием его номера,  срока действия
и  органа,   выдавшего   сертификат.   Сведения   о   сертификации   в
товарносопроводительных  документах  должны  быть  заверены подписью и
печатью изготовителя (поставщика,  продавца) с указанием его адреса  и
телефона.

     40. При  продаже  товаров потребителю предоставляется возможность
самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с товарами.
     Потребитель вправе   осмотреть  предлагаемый  товар,  потребовать
проведения в его присутствии проверки  свойств  или  демонстрации  его
действия,   если   это  не  исключено  ввиду  характера  товара  и  не
противоречит правилам торговли.
     Продавец обязан  провести  проверку   качества   и   безопасности
(осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого к продаже товара
в случае,  когда проведение проверки  предусмотрено  законодательством
Российской   Федерации,   обязательными  требованиями  государственных
стандартов или условиями договора.

     41. Денежные расчеты с потребителями за товары  осуществляются  с
применением   контрольно-кассовых   машин,   за  исключением  случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     42. Денежные расчеты  с  потребителем  производятся  в  следующем
порядке:
     - получив  от  потребителя  деньги  кассир   или   другое   лицо,
получающее деньги за товар, четко называет сумму полученных денег;
     - кладет их отдельно на виду у потребителя;
     - печатает чек на кассовом аппарате;
     - называет сумму причитающейся потребителю сдачи;
     - выдает  сдачу  вместе  с  чеком,  при  этом  бумажные  купюры и
разменная монета выдается одновременно;
     - кладет полученные от потребителя деньги в кассовый ящик.

     43. Контрольно-кассовые машины  должны  быть  зарегистрированы  в
налоговых  органах  по  месту регистрации юридического лица,  частного
предпринимателя в установленном порядке.

     44. Договор    купли-продажи    между   потребителем   и   данным
предприятием (продавцом) считается заключенным в  надлежащей  форме  с
момента  выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека или
иного  документа,  подтверждающего  оплату  товара,   если   иное   не
предусмотрено  федеральным  законом  или  договором  между продавцом и
потребителем.

     45. Запрещается  предлагать  потребителю   вместо   сдачи   денег
какие-либо товары,  а также требовать от покупателя самому разменивать
деньги.

     46. Предлагаемые  продавцом  услуги  в  связи  с продажей товаров
могут оказываться только с согласия потребителя.
     Потребитель вправе отказаться от услуг,  предлагаемых при продаже
товара,  а также потребовать от продавца возврата сумм,  уплаченных за
услуги, предоставленные без его согласия.
     Продавец не   вправе   обуславливать   продажу   одних    товаров
обязательным  приобретением  других товаров или обязательным оказанием
услуг в связи с  их  продажей.  Исключение  составляют  случаи,  когда
товары  по  техническим  требованиям  не  могут  быть  собраны и (или)
установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.
     В случае  доставки  крупногабаритного  товара  силами  покупателя
продавец  обязан  бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное
средство потребителя.

     47. Продавец  обязан  передать  потребителю   товар   надлежащего
качества,  в  таре  и (или) упаковке,  в определенном наборе (комплект
товаров) и  комплектности,  с  относящимися  к  товару  документами  и
принадлежностями.

     48. Товар,  на который установлен срок годности,  продавец обязан
передать  потребителю  с  таким  расчетом,  чтобы  покупатель  мог его
использовать до истечения срока годности.

     49. Потребитель имеет право  отложить  товар  с  условием  о  его
оплате  (принятии)  в определенный срок (установленный договором между
потребителем и продавцом).  Продавец  не  имеет  права  продать  товар
другому потребителю в течение этого срока.
     Неявка потребителя  или  несовершение  иных  предусмотренных  для
принятия товара действий в течение определенного договором срока могут
рассматриваться  продавцом  как  отказ  потребителя  от   приобретения
товара,  если  иное  не  предусмотрено  договором  между  продавцом  и
потребителем.

     50. Потребитель вправе в течение 14 дней с момента  передачи  ему
непродовольственного  товара  надлежащего  качества  обменять  в месте
покупки купленный товар на аналогичный или получить уплаченную за него
денежную    сумму.   Обмен   купленных   непродовольственных   товаров
надлежащего  качества  и  возврат  денег  покупателю  производится   в
соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей".
     Перечень непродовольственных  товаров  надлежащего  качества,  не
подлежащих возврату или обмену на аналогичный  товар  других  размера,
формы,  габарита,  фасона,  расцветки  или  комплектации  утверждается
Правительством Российской Федерации.

     51. Потребитель,  которому продан  товар  ненадлежащего  качества
(если  его  недостатки не были оговорены продавцом),  вправе по своему
выбору потребовать:
     - замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
     - замены  на  такой  же  товар другой марки (модели,  артикула) с
соответствующим перерасчетом покупной цены;
     - соразмерного уменьшения покупной цены;
     - незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
     - возмещения расходов на устранение недостатков товара.
     При этом потребитель вправе потребовать также полного  возмещения
убытков,  причиненных  ему  вследствие  продажи  товара  ненадлежащего
качества.
     Вместо предъявления   указанных   требований  потребитель  вправе
отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата  уплаченной
за товар денежной суммы.
     При этом потребитель по требованию продавца и за его счет  должен
возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
     При возврате  потребителю  уплаченной  за  товар  денежной  суммы
продавец не вправе удерживать из  нее  сумму,  на  которую  понизилась
стоимость  товара  из-за  его  полного  или  частичного использования,
потери им товарного вида и других подобных обстоятельств.
     В случае  предъявления  потребителем  требования  об   устранении
продавцом недостатков товара длительного пользования или замены такого
товара потребитель вправе одновременно потребовать предоставление  ему
на   период   ремонта  или  замены  товара  надлежащего  качества,  за
исключением  товаров  включенных  в   Перечень   товаров   длительного
пользования,  на  которые не распространяется требование потребителя о
безвозмездном  предоставлении  ему  на  период  ремонта   или   замены
аналогичного товара, утвержденный Правительством Российской Федерации.
     Указанные в  данном  пункте  требования  могут  быть  предъявлены
потребителем в отношении недостатков товара,  обнаруженных  в  течение
гарантийного срока или срока годности.
     Гарантийный срок  товара исчисляется со дня продажи товара.  Если
такой день не установлен, то со дня изготовления товара.
     Срок годности  товара  исчисляется  со  дня  его  изготовления  и
определяется периодом, в течение которого он пригоден к использованию,
или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
     Если товар   нуждается   в    сборке,    специальной    установке
(подключении),   гарантийный  срок  исчисляется  со  дня  его  сборки,
установки (подключения).  Если день  сборки,  установки  (подключения)
установить   невозможно,  этот  срок  исчисляется  со  дня  заключения
договора.
     Для сезонных  товаров  (одежда,  меховые  товары,  обувь и другие
товары)   гарантийный   срок   исчисляется   с   момента   наступления
соответствующего сезона.
     На территории Мурманской области,  с учетом местных климатических
условий,  устанавливается  следующее  время  наступления  сезонов  для
исчисления гарантийных сроков на сезонные товары:
     для товаров зимнего ассортимента с 1 ноября,
     для товаров весеннего ассортимента с 1 апреля,
     для товаров летнего ассортимента с 1 июня,
     для товаров осеннего ассортимента с 1 сентября.
     В случаях,  когда гарантийный срок установлен менее шести месяцев
и  недостатки товара обнаружены потребителем по истечение гарантийного
срока, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара потребителю,
продавец   несет   ответственность,   если   покупатель  докажет,  что
недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам,
возникшим до этого момента.

     52. Если  на  товар  не  установлен  гарантийный  срок  или  срок
годности,  требования,  связанные с недостатками  товара,  могут  быть
предъявлены  потребителем  при  условии,  что  недостатки обнаружены в
разумный срок,  но в пределах шести месяцев  со  дня  передачи  товара
потребителю  либо  в  пределах  более  длительного  срока,  если такой
установлен федеральным законом или договором.

     53. Продавец   обязан  принять  товар  ненадлежащего  качества  у
потребителя,  а в  случае  необходимости  провести  проверку  качества
товара,  потребитель  имеет  право  участвовать  в  проверке  качества
товара.
     При возникновении спора о причинах появления  недостатков  товара
продавец  за  свой счет обязан провести независимую экспертизу товара.
Потребитель вправе оспорить заключение  такой  экспертизы  в  судебном
порядке.

     54. Сроки  удовлетворения  продавцом  требований  потребителя,  а
также   ответственность   за  нарушение  этих  сроков  определяются  в
соответствии  с  Законом   Российской   Федерации   "О   защите   прав
потребителей".

     55. Потребитель  обязан  возместить  продавцу  стоимость товара и
имущества,поврежденного или уничтоженного по его вине.


                 ОСОБЕННОСТИ  ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП
                      ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

     56. Информация  о  продовольственных  товарах  в  соответствии  с
обязательными  требованиями   стандартов   и   санитарных   правил   в
зависимости  от вида товаров помимо общих сведений,  установленных для
всех групп товаров, должна содержать:
     - наименование  входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов,
включая пищевые добавки;
     - сведения о пищевой ценности (калорийность продукта,  содержание
белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов), весе или объеме;
     - область   применения   (для   пищевых    продуктов    детского,
лечебно-профилактического и диетического питания, пищевых добавок);
     - способы   и   условия   приготовления   (для   концентратов   и
полуфабрикатов)    и    применения    (для     продуктов     детского,
лечебно-профилактического и диетического питания);
     - условия  хранения  (для  товаров,   для   которых   установлены
обязательные требования к условиям хранения);
     - дату изготовления;
     - противопоказания  для  употребления  в пищу при отдельных видах
заболеваний  (для  товаров,  информация  о  которых  должна  содержать
противопоказания   для   употребления   в  пищу  при  отдельных  видах
заболеваний).

     57. При  продаже  продовольственных  товаров,   расфасованных   и
упакованных   изготовителем   с   указанием   веса   на  упаковке,  их
дополнительное взвешивание не производится.

     58. При отпуске потребителю мяса, мясных продуктов, сыра и рыбных
кулинарных изделий допускается добавление не более двух  довесков,  не
превышающих  вместе  10%  общего веса.  Довески должны соответствовать
сорту и качеству отпускаемого товара.

     59. Развесные  продовольственные  товары передаются потребителю в
упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
     Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным
требованиям стандартов.

     60. Запрещается непосредственное взвешивание пищевых продуктов на
весах  без  оберточной бумаги и других упаковочных материалов.  Отпуск
пищевых продуктов осуществляется таким образом,  чтобы вес  оберточной
бумаги  и  других  упаковочных  средств  не  входил  в вес отпускаемых
продуктов.

     61. Цена   продовольственных   товаров,   продаваемых  в  развес,
определяется по весу нетто.

     62. По просьбе потребителя лицо,  осуществляющее продажу, обязано
передать ему гастрономические товары в нарезанном виде.

     63. Возвращенные  потребителем  некачественные  пищевые  продукты
считаются санитарным браком и повторной реализации не подлежат.

     64. При    обнаружении    контролирующим    органом    реализации
некачественных   товаров   (опасных   для  здоровья  и  жизни  людей),
хозяйствующий субъект обязан снять товары с продажи и поступить с ними
в соответствии с предписанием контролирующего органа.

     65. В специализированных и фирменных хлебокондитерских  магазинах
и   в  хлебных  отделах  других  магазинов  (при  наличии  достаточных
площадей,  необходимого оборудования  и  по  согласованию  с  органами
госсанэпиднадзора)  кроме хлеба,  хлебобулочных и кондитерских изделий
может  производиться  продажа  сахара,  чая,   какао,   муки,   крупы,
макаронных  изделий,  сухих  продуктов  для детского питания,  пищевых
концентратов,  молочных консервов, меда, варенья, повидла, джемов, а в
магазинах,  имеющих  кафетерий,  также и горячих напитков (чай,  кофе,
какао, молоко), мучных и кондитерских изделий.

     66. Хлебобулочные изделия должны храниться на закрытых стеллажах,
в шкафах,  таре-оборудовании, укрытых чехлами, полиэтиленовой пленкой.
Оборудование должно ежедневно проветриваться,  не реже одного раза в 7
дней  промываться  теплой  водой  с мылом или однопроцентным раствором
уксусной кислоты и просушиваться.

     67. Транспортировка   хлеба   и   хлебобулочных   изделий  должна
производиться выделенным и закрепленным для  этих  целей  транспортом,
имеющим  санитарный  паспорт,  со  специально  оборудованными полками,
лотками или контейнерами,  предохраняющими  изделия  от  деформации  и
загрязнения.

     68.Хлебобулочные изделия в подсобном помещении и в торговом  зале
укладываются:
     - формовые - в один-два ряда на боковую или нижнюю корку;
     - подовые и батоны - в один ряд на нижнюю или боковую корку;
     - мелкоштучные - в один ряд на нижнюю корку.

     69. Хлеб и хлебобулочные изделия могут находиться  в  продаже  на
предприятии по торговле хлебом после выхода из печи не более:
     - 36  часов  -  хлеб из ржаной и ржано-пшеничной обойной и ржаной
обдирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки;
     - 24 часов - хлеб из пшеничной обойной муки, хлеб и хлебобулочные
изделия массой 200 граммов из сортовой пшеничной, ржаной сеяной муки;
     - 16 часов - мелкоштучные изделия массой 200 граммов и менее.

     70. Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4  кг  и  более  (кроме
изделий  в  упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные
части и продаваться без взвешивания.

     71. В магазинах, не имеющих специализированных отделов по продаже
хлебобулочных  изделий,  разрешается реализация таких изделий только в
упакованном виде.

     72. Доставка мяса и мясопродуктов,  рыбы и рыботоваров, колбасных
изделий,  молочных продуктов,  сыра, масла животного, и прочих пищевых
жиров,     маргарина,     яиц     осуществляется    специализированным
автотранспортом,  имеющим санитарный паспорт и средства охлаждения,  в
специальной для каждого товара таре.
     73. Запрещается прием мяса, шпика без клеймения, субпродуктов без
ветеринарного свидетельства.
     74. Мясо  разделывается  на  сортовые  отруба  в  соответствии  с
установленными  схемами  разруба.  Мясо  птицы  освобождается от тары,
бумажной обертки и тампонов.

     75. Все   скоропортящиеся   продукты   животноводства,   рыба   и
рыботовары размещаются в подсобном  помещении  и  в  торговом  зале  в
холодильном оборудовании изолированными друг от друга.

     76. Охлажденное мясо,  вареные,  копченые и полукопченые колбасы,
копчености,  сосиски,  сардельки  хранятся  в подвешенном состоянии на
луженых крюках с промежутками между рядами для обеспечения  свободного
доступа воздуха; охлажденная птица
     - в ящиках на стеллажах; полуфабрикаты и готовые изделия
     - на противнях и лотках, мороженое мясо - штабелями на деревянных
или оцинкованных стеллажах,  мороженые субпродукты,  птица и дичь -  в
затаренном виде на стеллажах.

     77. Перед реализацией  масло  животное  и  маргарин  должны  быть
зачищены от верхнего пожелтевшего слоя (штаффа) со всех сторон.

     78. Сыры отпускаются покупателю с коркой.  Сыр круглыми головками
режется  сегментами,  чтобы   корка   была   соразмерна   отпускаемому
количеству  сыра.  При  отпуске  сыра других видов в куске допускается
наличие корки не  более  чем  с  3-х  сторон.  Сыры  в  полиэтиленовой
упаковке отпускаются освобожденными от нее.

     79. При отпуске нарезных колбасных изделий, сыра, сырокопченостей
укладка  их на упаковочный материал должна производиться ножом,  брать
руками нарезанный товар не разрешается.
     Пользование одним  и  тем  же  ножом для нарезки сыра,  колбасных
изделий и других гастрономических продуктов  не  допускается.  Рабочие
места  продавцов  должны  быть  обеспечены маркированными разделочными
досками и ножами для каждого вида товара.

     80. С колбасных изделий и копченостей удаляется увязочный шпагат,
концы оболочки срезаются, заветренные срезы зачищаются.
     Мясные хлебы, ветчина в форме, вареные и варенокопченые окорока и
другие  изделия,  выпускаемые  завернутыми  в  целлофан или пергамент,
подаются на рабочие места в завернутом виде.  Завертка с этих  изделий
снимается непосредственно в момент продажи (перед нарезкой).

     81. Инструменты,  применяемые для взвешивания и отпуска продуктов
(ножи,  вилки,  лопаточки и др.),  должны ежедневно  обрабатываться  в
соответствии с требованиями санитарных правил и храниться в специально
отведенных для этого местах.

     82. Не допускается продажа яиц вместе с другими не расфасованными
продуктами питания (масло, творог, колбаса и др.).
     Отпуск яиц  производится  с предварительной проверкой их качества
на овоскопе.

     83. Фляги с молоком,  сметаной,  творогом очищаются и  обтираются
снаружи  в  подсобном  помещении,  пломбы  снимаются  в торговом зале.
Запрещается перетаривание этих товаров из тары поставщиков.
     Разливное молоко,  сметана и весовой творог отпускаются в  чистую
тару  покупателя.  Отливать  продукты  из  посуды покупателя,  а также
держать посуду покупателя над открытыми  продуктами  запрещается.  При
отпуске  этих  товаров  продавец  обязан  молоко  и сметану перемешать
мутовкой.

     84. Запрещается     реализация     скоропортящейся     и    особо
скоропортящейся продукции,  в том числе и  в  местах  непосредственной
реализации,  без  средств охлаждения (масла животного,  жиров,  сыров,
колбас,  шпига,  сырокопченостей,  мяса,  птицы,  рыбы и  рыботоваров,
субпродуктов,  замороженных продуктов, молочной продукции, мороженого,
кремовых кондитерских изделий и др.).

     85. Запрещается продажа разливного растительного масла в отделах,
осуществляющих  торговлю  сырыми  продуктами  питания  (рыбой,  мясом,
овощами, яйцами и др.).

     86. Продажа картофеля,  овощей и фруктов производится по качеству
в  соответствии  с  требованиями  действующих стандартов и технических
условий.
     87. Продавец,  реализующий продукцию  растениеводства,  ввезенную
из-за  рубежа  должен  иметь  оригинал  или копию акта фитосанитарного
контроля госинспекции по карантину растений по Мурманской области.
     Продавец, реализующий отечественную  и  ввезенную  из  стран  СНГ
продукцию  растениеводства,  должен  иметь  оригинал  или копию акта о
проведении   госнадзора   по   карантину    растений,    составленного
госинспекцией по карантину растений по Мурманской области.
     Для населенных  пунктов  области,  не  имеющих  госинспектора  по
карантину растений,  допускается реализация продукции  растениеводства
при  наличии  оригинала или копии карантинного сертификата,  выданного
госинспекцией по карантину растений с места отправителя.

     88. Плодоовощные товары,  сортность которых в процессе хранения и
реализации в магазине снизилась,  должны своевременно переоцениваться.
Реализация такой плодоовощной  продукции  должна  производиться  после
тщательной   рассортировки   и   зачистки  (в  случае  необходимости).
Зачищенная продукция должна  продаваться  на  отдельном  месте.  Объем
зачищенной  плодоовощной  продукции  не  должен  превышать  ее дневной
реализации.  Информация о плодоовощной продукции,  сортность которой в
процессе  хранения  и  реализации  снизилась,  должна быть доведена до
потребителя.

     89. Плодоовощные товары,  сортность которых в процессе хранения в
магазине снизилась, должны своевременно переоцениваться.

     90. Алкогольная   продукция  считается  в  законном  обороте  при
наличии  надлежащих  учетных,  финансовых,  транспортных   документов,
сертификатов-соответствия,   заверенных   в   установленном   порядке,
лицензии  на  осуществление  деятельности  на  территории   Мурманской
области,  акцизной  или  специальной  марки,  региональной контрольной
марки.
     Продажа алкогольных  напитков  осуществляется  в  соответствии  с
Правилами  розничной  торговли  алкогольной продукцией,  утвержденными
Правительством    Российской    Федерации    и    органами    местного
самоуправления.
     Часы торговли алкогольными  напитками  в  предприятиях  розничной
торговли  независимо  от  форм  собственности устанавливаются органами
местного самоуправления.


                 ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП
                     НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

              Текстильные, трикотажные, швейные, меховые
                           товары  и обувь

     91. Предлагаемые   для   продажи   швейные,  текстильные  товары,
трикотажные изделия, изделия из меха и обувь должны быть сгруппированы
по видам,  моделям,  размерам,  ростам и выставлены в торговом зале. С
учетом особенностей торговли в торговом  зале  могут  быть  выставлены
образцы   предлагаемых   к  продаже  товаров,  по  которым  покупателю
предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара.
     Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и
детей должны размещаться в торговом зале отдельно.  Ткани группируются
по видам,  роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары -
по видам меха.
     Каждый образец  ткани  также  должен сопровождаться информацией о
процентном содержании волокон,  из которых она изготовлена,  а изделия
из меха - информацией о виде меха.

     92. Товары должны иметь ярлыки с указанием  своего  наименования,
артикула,  цены,  размера (для одежды, белья и других швейных изделий,
обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья).

     93. Продавец  обязан  предоставить  потребителю швейных,  верхних
трикотажных изделий,  головных уборов, меховых товаров и обуви условия
для  примерки  товаров.  Для  этой  цели  торговые  залы  должны  быть
оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или
скамейками, подставками.

     94. Отмеривание   шерстяных   тканей,  ватина  и  других  тяжелых
объемных тканей,  а также тюля  при  отпуске  покупателю  производится
путем  наложения  жесткого  стандартного  метра  на ткань,  лежащую на
прилавке (столе) в свободном состоянии без складок.  Тонкие  и  легкие
ткани,  тесьма и кружева отмериваются жестким стандартным метром путем
отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения  приложении
этих изделий, ткани к метру.
     Отмеривание всех  видов  тканей,   кроме   шерстяных   тканей   и
трикотажных полотен может производиться также способом наложения ткани
на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая
металлическая мерная лента.
     Запрещается добавление к покупке отрезной ткани,  а также продажа
кусков ткани с фабричным ярлыком  и  клеймом  (хазовых  концов),  если
нарушена  фабричная  отделка  и  клеймо  поставлено  не  с  изнаночной
стороны.
     Не разрешается отказывать потребителю в продаже ткани любой меры,
за исключением случаев,  когда дробление оставшегося от  куска  отреза
приводит  к  образованию  остатка  не  пригодного  к использованию для
пошива полномерного изделия.

     95. Лицо,  осуществляющее  продажу,  при отпуске тканей,  одежды,
меховых изделий и обуви в присутствии потребителя  проверяет  качество
товара   (путем   внешнего   осмотра),   точность  меры  (количества),
правильность подсчета стоимости покупки.
     Ткани, одежда,  меховые  товары  и обувь передаются потребителю в
упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

     96. Вместе с  товаром  потребителю  передается  товарный  чек,  в
котором  указываются  наименование  товара  и продавца,  дата продажи,
артикул,  сорт,  цена товара,  а также подпись  лица,  непосредственно
осуществляющего продажу.


            Технически сложные товары бытового назначения

     97. Образцы   технически  сложных  товаров  бытового  назначения,
радиоэлектронной   аппаратуры,   средств   связи,   вычислительной   и
множительной  техники,  фото-  и  киноаппаратуры,  часов,  музыкальных
товаров,  электробытовых приборов,  машин и инструментов  предлагаемых
для  продажи должны быть размещены в торговом зале,  иметь оформленные
ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара,
а   также   краткие   аннотации,   содержащие   основные   технические
характеристики товара.
     По требованию потребителя он должен быть ознакомлен с устройством
и  действием  товаров,  которые  должны демонстрироваться в собранном,
технически исправном состоянии.
     Лицо, осуществляющее продажу, по требованию потребителя проверяет
в   его   присутствии  качество  товара,  его  комплектность,  наличие
относящихся к нему документов, правильность цены.

     99. Продавец бытовых,  радиоэлектронных товаров,  вычислительной,
множительной техники,  фото-,  киноаппаратуры должен знать устройство,
отличительные признаки, назначение, свойства отдельных изделий, методы
испытания  их  в  действии,  способы  ухода,  режим  хранения,   уметь
определять   основные   дефекты   изделий,  хорошо  знать  ассортимент
соответствующих групп товаров и их взаимозаменяемость,  цены и  другие
сведения    о    товарах,    давать   квалифицированную   консультацию
потребителям.

     100. При  передаче технически сложных бытовых товаров потребителю
одновременно передаются установленные  изготовителем  товара  комплект
принадлежностей  и  документы (технический паспорт или иной заменяющий
его  документ  с  указанием  даты  и  места  продажи,  инструкция   по
эксплуатации и другие документы).
     Вместе с  товаром  потребителю  передается  также  товарный  чек,
содержащий сведения указанные в пункте 86 настоящих Правил.

     101. Продавец  или  организация,  выполняющая функции продавца по
договору  с  ним,  обязаны  осуществить  сборку  и   (или)   установку
(подключение)  на  дому  у  потребителя  технически  сложного  товара,
самостоятельная сборка и (или)  подключение  которого  потребителем  в
соответствии  с требованиями стандартов или технической документацией,
прилагаемой к товару, не допускается.
     Информацию об   организациях,   выполняющих   указанные   работы,
продавец обязан довести до сведения потребителя при продаже товара.
     Если стоимость сборки и (или) установки  товара  включена  в  его
стоимость,  то  указанные  работы  должны  выполняться  продавцом  или
соответствующей организацией бесплатно.


                   Парфюмерно-косметические товары

     102. Все образцы имеющихся в  продаже  парфюмерно  -косметических
товаров помимо сведений, указанных в пункте 32 настоящих Правил должны
быть  обеспечены  информацией  (  с  учетом  особенностей  конкретного
товара)  о  его  назначении,  входящих  в состав изделия ингредиентах,
действии и достигаемом эффекте,  ограничениях (противопоказаниях)  для
применения, способах и условиях применения.

     103. Потребителю   должна    быть    предоставлена    возможность
ознакомиться   с   запахом   духов,   одеколонов,   туалетной  воды  с
использованием для  этого  лакмусовых  бумажек,  пропитанных  душистой
жидкостью,  образцов-понюшек, представляемых изготовителями товаров, а
также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых  к  продаже
товаров.

     104. При  передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или
фирменной  лентой  потребителю  должно   быть   предложено   проверить
содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты.
     При отпуске  товаров  в  аэрозольной  упаковке  продавец обязан в
присутствии потребителя проверить работу аэрозольной упаковки.

              Строительные  материалы,  мебель,  товары
                            бытовой  химии

     105. Продажа крупногабаритных  строительных  материалов  местного
производства  должна  осуществляться  по  образцам  с  доставкой их за
отдельную плату с мест производства по указанному потребителем адресу.

     106. Торговые  предприятия,  осуществляющие  продажу   лесных   и
строительных   материалов,   должны  иметь  торговый  зал,  в  котором
выставляются  образцы  продаваемых  товаров,  производятся  расчеты  с
потребителями   за  реализуемые  товары,  оформляются  и  оплачиваются
услуги.
     Для обеспечения     возможности     самостоятельной      проверки
потребителями правильности веса и меры отпущенных товаров на доступных
местах  размещаются  правила  замера  лесоматериалов   и   таблицы   с
коэффициентами перевода.

     107. Стекло   продается   листами   или  по  размерам,  указанным
потребителем.  Резка стекла осуществляется за дополнительную плату,  о
чем вывешивается информация для потребителей.

     108. Не разрешается отказывать потребителю в продаже линолеума  и
напольного покрытия (в том числе коврового) любой меры, за исключением
случаев, когда остаток составляет менее 1,5 погонных метров.

     109. Розничная продажа огнеопасных товаров бытовой химии (ацетон,
бензин, растворители и другие) должна производиться через прилавок.
     Товары бытовой  химии  должны  храниться  и  продаваться только в
исправной упаковке и таре.  Все товары  обеспечиваются  информацией  о
назначении, применении и правилах хранения.
     В предприятиях  по  реализации  товаров бытовой химии запрещается
курение,  о  чем  на  видных   местах   вывешиваются   предупреждающие
объявления.

     110. Мебель  в  торговом  зале  размещается таким образом,  чтобы
потребители  имели  возможность  осмотреть   гарнитуры   и   отдельные
предметы.
     На каждом образце товара помещается ценник с  указанием  названия
изделия,  артикула  и  цены.  В  ценнике  на  гарнитур указываются все
входящие в него предметы,  цена каждого  предмета  и  общая  стоимость
гарнитура.


              Легковые автомобили, мототехника, прицепы,
                          номерные агрегаты

     110. Легковые автомобили,  мотоциклы,  и другие виды мототехники,
прицепы и номерные агрегаты должны  пройти  предпродажную  подготовку,
виды   и   объемы  которой  определяются  изготовителем  продукции.  В
сервисной книжке на товар или ином заменяющем  ее  документе  продавец
обязан сделать отметку о проведении такой подготовки.

     111. При    демонстрации    предлагаемого    к   продаже   товара
обеспечивается свободный доступ к нему.

     112. При  передаче  товара  потребителю  одновременно  передаются
установленные  изготовителем  комплект принадлежностей и документы,  в
том числе сервисная книжка или иной заменяющий ее  документ,  а  также
документ,  удостоверяющий право собственности на транспортное средство
или  номерной  агрегат,   для   их   государственной   регистрации   в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.
     В случае  утраты  потребителем  документа,  удостоверяющего право
собственности на транспортное средство или номерной агрегат,  продавец
обязан  по  заявлению владельца и предъявлению им паспорта или другого
заменяющего его документа, выдать новый документ с пометкой "дубликат"
с указанием серии, номера и даты ранее выданного документа.

     113. Лицо,  осуществляющее продажу, при передаче товара проверяет
в присутствии потребителя качество выполненных работ по  предпродажной
подготовке товара, а также его комплектность.
     Вместе с  товаром  потребителю  передается также товарный чек,  в
котором указывается наименование  товара  и  продавца,  марка  товара,
номера  его  агрегатов,  дата  продажи и цена товара,  а также подпись
лица, непосредственно осуществляющего продажу.


     Ювелирные изделия

     114. Продавец  ювелирных  изделий и других изделий из драгоценных
металлов,  изделий с драгоценными камнями,  из драгоценных металлов со
вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней должен
иметь регистрационное удостоверение палаты пробирного надзора Комитета
РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

     115. Продажа  ювелирных  изделий  и других изделий из драгоценных
металлов  (золото,  платина,  палладий  и  их   сплавы),   изделий   с
драгоценными   камнями   (бриллианты,   сапфиры,   рубины,   изумруды,
александриты и  жемчуг),  из  драгоценных  металлов  со  вставками  из
полудрагоценных,  поделочных и синтетических камней, как произведенных
в  Российской  Федерации,  так   и   ввезенных   на   ее   территорию,
осуществляется  только  при  наличии  на этих изделиях установленных в
Российской  Федерации   оттисков   государственных   пробирных   клейм
Российской  Федерации,  а  также  оттисков именников изготовителей для
изделий российского производства.
     Продажа ограненных природных драгоценных камней (алмазы,  рубины,
изумруды, сапфиры и александриты) осуществляется только при наличии на
каждый камень или набор камней сертификата.

     116. Информация  о предлагаемых к продаже изделиях из драгоценных
металлов и драгоценных камней помимо сведений,  указанных в пункте  32
настоящих   Правил,  должна  содержать  сведения  об  установленных  в
Российской Tедерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов
о  порядке  клеймения  изделий  и  сертификации  ограненных  природных
драгоценных  камней,  изображения  государственных   пробирных   клейм
Российской Федерации.

     117. Изделия  из  драгоценных  металлов  и  драгоценных   камней,
выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и
иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования  изделия  и  его
изготовителя,  вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида
и характеристики вставок из драгоценных камней,  цены изделия (цены за
1  грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости
- из серебра).

     118. Изделия из драгоценных  металлов  и  драгоценных  камней,  а
также    ограненные   природные   драгоценные   камни   должны   иметь
индивидуальную упаковку.

     119. По  требованию  потребителя  в  его  присутствии  проводится
взвешивание   приобретенного   изделия   из   драгоценных  металлов  и
драгоценных камней без  ярлыка  массой  до  1  кг  на  весах,  имеющих
погрешность определения массы не более 0,01 г,  и массой от 1 кг до 10
кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.

     120. В случае,  когда в целях  проверки  правильности  маркировки
изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с
последующим указанием номера акта на ярлыке-дубликате магазина.  Ярлык
изготовителя   сохраняется   и   навешивается   на  изделие  вместе  с
дубликатом.

     121. Вместе с товаром  потребителю  передается  товарный  чек,  в
котором  указывается  наименование  товара,  продавца,  проба,  вид  и
характеристика  драгоценного  камня,  артикул,  дата  продажи  и  цена
товара,  подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара,
а на приобретенные ограненные природные драгоценные  камни  передаются
также сертификаты.


                САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЮ И
                            ЕГО РАБОТНИКАМ

     122. Санитарные  правила,  нормы и гигиенические нормативы должны
выполняться частными предпринимателями и предприятиями  независимо  от
их подчиненности и форм собственности в полном объеме в соответствии с
требованиями, установленными законодательными актами.


                   КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

     123. Контроль  за  работой  предприятий  торговли  осуществляется
органами  и  службами,  имеющими  на  это  право  в   соответствии   с
законодательством в пределах своей компетенции,  а также общественными
организациями  потребителей  при  проверках  соблюдения  прав   защиты
потребителей.
     124. Работники    контролирующих    органов   проводят   проверки
предприятий по предъявлении служебных удостоверений или оформленных  в
установленном  порядке  удостоверений  с указанием срока полномочий на
право проверки предприятия.
     125. Допуск лиц,  осуществляющих проверку,  за прилавок, в кассу,
подсобные помещения разрешается в сопровождении администрации  или  ее
представителя.   Проверка   предприятий   продовольственной   торговли
производится в санитарной одежде.

     126. В  предприятиях ведется контрольный и санитарный журналы,  в
которые проверяющие вносят записи о результатах проверок.
     Журналы должны быть прошнурованы, пронумерованы и заверены:
     контрольный журнал -  органом  местного  самоуправления  (отделом
торговли),
     санитарный журнал - печатью органов госсанэпиднадзора.
     Администрация обязана оказывать содействие в проведении  проверок
и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.

     127. За  невыполнение  и  нарушение  настоящих  Правил  работники
предприятия   несут   ответственность  в  соответствии  с  действующим
законодательством Российской Федерации.
     Руководитель предприятия несет  персональную  ответственность  за
соблюдение правил работы предприятия в целом.

     128. Предприятия несут ответственность за невыполнение  настоящих
Правил в соответствии с требованиями действующего законодательства.




     Заместитель Губернатора
     Управляющий делами
     Губернатора Мурманской области          В.С.Будаговский



________________________________

                                          УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением  Губернатора
                                          Мурманской  области
                                          от 12.08.98   N 355


             ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ
                 СЕТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ УЛИЧНОЙ ТОРГОВЛИ,
                  НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ


     1. Данные     требования     регулируют     порядок      торговли
продовольственными  и непродовольственными товарами под открытым небом
в  местах  (на  территориях),  отведенных  для  этих   целей   местной
администрацией,  из  стационарных  и нестационарных торговых точек,  а
также с рук  и  распространяются  на  юридических  и  физических  лиц,
независимо  от  организационно-правовых  форм  и  видов собственности,
осуществляющих торговую деятельность в Мурманской области.

     2. К  стационарным  объектам  мелкорозничной  торговли  относятся
киоски,  павильоны, торговые автоматы. К нестационарной мелкорозничной
торговле относятся передвижные средства развозной и разносной торговли
-  автолавки  (автомашины),  автофургоны,  фургоны,  сборные  тканевые
палатки,  тонары,  лотки,  корзины,  тележки,  изотермические емкости,
цистерны по продаже пива, кваса, молока.
     Понятие "лоток"  в  данном  случае  используется  для определения
мелкорозничной торговли,  осуществляемой в  местах  (на  территориях),
определенных  для  этих  целей  местной  администрацией,  для  продажи
продовольственных и непродовольственных товаров со столов,  прилавков,
стендов,  в  таре-оборудовании,  с  тележек,  корзин,  торговых рядов,
вешалов и  других  нестационарных  приспособлений,  расположенных  под
открытым небом, а также в местах выездной торговли.

     3. Ассортимент  товаров,  разрешенных  к продаже в мелкорозничной
стационарной и нестационарной  сети,  разрабатывается  и  утверждается
местной администрацией.
     Предварительно ассортимент     согласовывается     с     органами
госсанэпиднадзора.

     4. Размещение    объектов    мелкорозничной    торговли    должно
производиться  в  соответствии  с   градостроительными,   санитарными,
противопожарными нормами и правилами.
     Мелкорозничная торговля  может осуществляться только в местах (на
территориях),    определенных    для    этих    целей    распоряжением
соответствующей местной администрации.

     5. Запрещается осуществление мелкорозничной  торговли на проезжей
части улиц,  территориях,  прилегающих  к  зданиям  органов  власти  и
управления, к историкоархитектурным и скульптурным памятникам, детским
дошкольным и школьным учреждениям.

     6. Запрещается раскладка  товаров   на  тротуаре,  на  земле,  на
газонах,  деревьях,  парапетах,  деталях зданий,  на ящиках, картонных
коробках, раскладушках и на другой случайной таре.

     7. Размещение    объектов   мелкорозничной   торговой   сети   на
железнодорожных,  морских и автобусных вокзалах,  в морских портах,  в
пешеходных  переходах  производится администрацией этих предприятий по
схемам, согласованным с соответствующей местной администрацией.
     Торговля у   культовых   сооружений    разрешается    с    учетом
предварительного   (письменного)  согласования  с  настоятелем  храма,
руководителем общины.

     8. Каждая  торговая  точка  должна  иметь  вывеску  с   указанием
профиля,  формы  организации  деятельности,  фирменного  наименования,
режима работы,  юридического  адреса  (местонахождения)  собственника,
места регистрации.

     9. Продавец, реализующий товары через мелкорозничную сеть, должен
быть  зарегистрирован  в  качестве  предпринимателя  и  иметь  патент,
лицензию (на торговлю товарами, облагаемыми акцизами).

     10. Объекты стационарной мелкорозничной торговли,  осуществляющие
реализацию    товаров,    обязаны   иметь   ассортиментный   перечень,
согласованный  с  органами  санэпиднадзора  и  утвержденный   органами
местного самоуправления (отделами торговли).
     Запрещается изменять  утвержденный ассортимент без согласования с
органами санэпиднадзора и утверждения органами местного самоуправления
(отделами торговли).

     11. В стационарной мелкорозничной торговой сети должны находиться
санитарный  и  контрольный  журналы,  книга   жалоб,   оформленные   в
соответствии с требованиями,  установленными для предприятий розничной
торговли.

     12. Стационарные объекты  уличной  торговой  сети  по  реализации
пищевых  продуктов должны быть специализированными,  то есть отпускать
покупателям какуюлибо одну группу пищевых продуктов.

     13. Не  допускается  продажа  товаров,  запрещенных  к  свободной
реализации,   согласно   действующему   законодательству    Российской
Федерации.

     14. В    стационарной    мелкорозничной    сети    при    продаже
скоропортящихся продуктов обязательно наличие  торговотехнологического
оборудования  для  хранения  товарного  запаса,  реализации и выкладки
образцов товара.

     15. Киоски,  павильоны, реализующие напитки в розлив, должны быть
присоединены к водопроводу и канализации.
     Мытье стаканов   осуществляется   на  шприце  двойного  действия.
Запрещается  мытье  стаканов  в  ведрах.  Вымытые  стаканы  хранят  на
перфорированных  подносах,  опрокинутыми  вверх дном,  непосредственно
перед отпуском напитков стаканы должны быть вторично обмыты.
     При продаже напитков используется поверенная мерная посуда.

     16. Продовольственные  и непродовольственные товары,  поступающие
на объекты  мелкорозничной,  в  том  числе  уличной  торговли,  должны
сопровождаться  товаросопроводительными  документами  и  сертификатами
соответствия, оформленными в установленном порядке.

     17. Образцы   выставленных   товаров   должны  иметь  ярлыки  цен
(ценники), оформленные согласно установленным требованиям.

     18. Все  импортные  товары  должны  быть обеспечены информацией о
товаре на русском языке.

     19. Продавец имеет  право  продавать  только  товары,  отвечающие
принятым  в  Российской  Федерации  стандартам  качества,  техническим
условиям и требованиям безопасности.
     При продаже товаров,  не отвечающих стандартам качества, продавец
несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

     20. Продавец обязан сообщить потребителю достоверную информацию о
продаваемых  товарах.  Содержание  и объем информации о товарах должны
соответствовать требованиям,  установленным для предприятий  розничной
торговли.

     21. По  требованию  потребителя  продавец   обязан   предоставить
возможность проверить меру, вес отпущенного товара.
     Объекты мелкорозничной  торговли должны быть обеспечены исправным
весоизмерительным  оборудованием,  имеющим   клеймо   государственного
образца  (поверка средств измерений осуществляется не реже одного раза
в год).  Прилавок (стол)  должен  обеспечивать  устойчивость  весов  и
хорошую  видимость шкалы приборов,  как со стороны продавца,  так и со
стороны  потребителя.  Бытовые  средства  измерений  к  применению  не
допускаются.

     22. Хранение    пищевых   продуктов   должно   осуществляться   в
соответствии с требованиями нормативно технической  документации.  При
хранении должны строго соблюдаться правила товарного соседства и нормы
складирования.  Продавцы обязаны строго соблюдать сроки  реализации  и
правила отпуска пищевых продуктов.

     23. Запрещается реализация в мелкорозничной торговой сети:
     - ювелирных   изделий  из  драгоценных  металлов,  драгоценных  и
полудрагоценных камней;
     - сложно-технических    товаров    (телевизоров,    радиотоваров,
электробытовых товаров,  станков, электронных часов и др.), питающихся
только от электросети;
     - ковров и ковровых изделий;
     - верхней одежды,  верхних трикотажных и меховых изделий (в  т.ч.
головных уборов), обуви без создания условий для примерки (примерочные
кабины, ширмы, зеркала, банкетки для примерки);
     - винно-водочных  изделий  с  содержанием  спирта  этилового   12
процентов и выше;
     - грампластинок  и  аудиокассет  без  условий  для  прослушивания
покупателем;
     - алкогольных напитков в розлив.

     24. Дополнительные ограничения в перечень запрещенных к продаже в
мелкорозничной торговле товаров вносит орган местного самоуправления с
учетом условий торговли на подведомственной территории.

     25. Реализация хлеба и хлебобулочных изделий разрешается только в
упакованном виде.

     26. Торговля продовольственными  товарами  на  улице  разрешается
только при наличии у продавца санитарной одежды, санитарной книжки.

     27.   Запрещается   прием   на  работу,  связанную  с  хранением,
транспортировкой  и  реализацией  пищевых продуктов, лиц, не прошедших
необходимого медицинского осмотра .

     28. Запрещается    нахождение    посторонних   лиц   в   объектах
стационарной мелкорозничной сети,  за исключением работников,  имеющих
на это право по роду своей службы.

     29. Запрещается курение и распитие спиртных напитков  на  рабочем
месте в мелкорозничной торговле.

     30. Продавцы  мелкорозничной торговой сети,  в том числе уличной,
несут ответственность за нарушение настоящих Требований в соответствии
с действующим законодательством.

     31. Санитарные правила,  нормы и гигиенические  нормативы  должны
выполняться частными предпринимателями и предприятиями,  независимо от
их подчиненности и форм собственности,  в полном объеме в соответствии
с требованиями, установленными законодательными актами.

     32. Контроль  за  работой  объектов  мелкорозничной торговой сети
осуществляется  органами  и  службами,  уполномоченными   на   это   в
соответствии   с   законодательством  Российской  Федерации,  а  также
отделами  торговли  органов  местного  самоуправления,   общественными
организациями  потребителей при осуществлении проверок соблюдения прав
защиты потребителей.



     Заместитель Губернатора
     Управляющий делами
     Губернатора Мурманской
     области          В.С. Будаговский


________________________

                                         УТВЕРЖДЕНЫ
                                         постановлением  Губернатора
                                         Мурманской области
                                         от 12.08.98    N 355




                   ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
                ТОРГОВЛИ НА РЫНКАХ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ



     1. Данным  документом  устанавливаются  основные   требования   к
размещению   и   порядку  организации  торговли  продовольственными  и
непродовольственными товарами на рынках,  расположенных на  территории
Мурманской области.
     Понятие рынок  в настоящем документе используется для определения
территорий  для  торговли,  расположенных  в   специально   отведенных
зданиях,   помещениях,   сооружениях,   на  открытых  территориях,  со
специально оборудованными местами для осуществления торговли,  которым
в   установленном   порядке   присвоен   статус   рынка,   управляемых
администрациями  рынков   (территорий),   осуществляющих   услуги   по
предоставлению    мест    для    торговли    индивидуальным    частным
предпринимателям и предприятиям.

     2. Настоящие  Основные  требования  распространяются  на вещевые,
продовольственные  и  смешанные   рынки   всех   форм   собственности,
расположенные в специально отведенных помещениях, сооружениях, а также
на территориях, огражденных и специально оборудованных.

     3. Рынок    является    предприятием,    в   своей   деятельности
руководствуется   законами   Российской   Федерации,   постановлениями
Правительства РФ,  Губернатора и Правительства области,  администрации
города (района). Режим работы рынка устанавливает собственник.

     4. Дислокация     рынков     определяется    органами    местного
самоуправления. Размещение рынка должно производиться в соответствии с
требованиями  градостроительных,  санитарных,  противопожарных  норм и
правил.

     5. Право на строительство рынков и организацию торговли на них на
условиях    аренды    предоставляется    предприятиям    любой   формы
собственности.

     6. Территория рынка должна быть разграничена на торговые зоны  по
продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Совместная их
реализация запрещается.

     7. Схемы размещения торговых рядов и число торговых мест на рынке
определяются  администрацией  рынка  и  согласовываются   с   органами
санэпиднадзора  и  органом  местного  самоуправления (торговый отдел).
Организация торговых зон (распределение  рабочих  мест  продавцов)  по
продаже продовольственных товаров, должна осуществляться с соблюдением
товарного соседства.

     8. Рынок   должен   быть   обеспечен  общественным  туалетом  для
покупателей и отдельным санузлом для торгующих на рынке продавцов.

     9. Рынок,  на  котором осуществляется продажа непродовольственных
товаров, должен быть оборудован примерочными кабинами.

     10. Администрация  рынка  обязана  оборудовать места для хранения
тары, инвентаря, весоизмерительных приборов и разновесов.

     11. Для проверки правильности веса отпущенного товара в доступном
покупателю месте администрация  рынка  должна  оборудовать  место  для
установки контрольных весов.

     12. Для  хранения  большого  запаса  товаров должны быть выделены
специальные складские помещения.  Хранение  пищевых  продуктов  должно
осуществляться в соответствии с требованиями нормативной документации,
с соблюдением правил товарного соседства.
     Хранение тары  или  затаренных  продуктов   на   рабочих   местах
продавцов запрещается.

     13. Продавцы       (граждане-предприниматели,       организации),
осуществляющие торговлю на  рынке  обязаны  иметь  при  себе  документ
(патент,   талон)   на   право   торговли,   санитарную   книжку  (при
осуществлении торговли продовольственными товарами).
     Физические лица,   осуществляющие   торговлю   на   рынке,  кроме
перечисленных  документов,должны  иметь  свидетельство  о  регистрации
предпринимательской деятельности.

     14. Ассортиментный  перечень  товаров,  разрешенных  к продаже на
рынке,  разрабатывается  администрацией   рынка,   согласовывается   с
территориальным органом санэпиднадзора и утверждается органом местного
самоуправления (отделом торговли).
     При переоборудовании      рынка      ассортиментный      перечень
пересматривается и утверждается в том же порядке.

     15. Не  допускается  продажа  на  рынке  товаров,  запрещенных  к
свободной продаже,  согласно действующему законодательству  Российской
Федерации.
     Дополнительные ограничения  в  перечень  товаров,  запрещенных  к
реализации на рынках  на  подведомственной  территории,  устанавливают
органы местного самоуправления, учитывая местные условия торговли.

     16. Продовольственные  скоропортящиеся  продукты  допускаются   к
реализации  при  наличии  на  рынке  специализированных  помещений или
специализированных торговых зон, оснащенных холодильным оборудованием,
при наличии разрешения органов санэпиднадзора.

     17. Замороженная продукция допускается к реализации  при  наличии
низкотемпературного  холодильного  оборудования.  Запрещается  продажа
повторно замороженных продуктов.

     18. Продавец  имеет  право  продавать  только товары,  отвечающие
принятым в Российской  Федерации  техническим  условиям  и  стандартам
качества и требованиям безопасности.

     19. Продовольственные и непродовольственные  товары,  реализуемые
на  рынке,  должны сопровождаться товаросопроводительными документами,
сертификатами   соответствия,   ветеринарными   свидетельствами   (для
продукции  животноводства),  актами  госнадзора инспекции по карантину
растений  (для  продукции  растениеводства)  и  другими   документами,
установленными нормативными актами.

     20. При реализации  товаров,  продавец  обязан  строго  соблюдать
сроки  реализации.  Ответственность  за реализацию недоброкачественных
товаров и товаров с истекшими сроками годности несет продавец.

     21. Весоизмерительные   приборы  должны  быть  исправны  и  иметь
действующее клеймо госповерки.
     Прилавок (стол)  должен обеспечивать устойчивость весов и хорошую
видимость шкалы приборов,  как со стороны продавца,  так и со  стороны
потребителя.
     Бытовые средства измерений к применению не допускаются.

     22. Администрация   рынка   предоставляет   продавцам  места  для
торговли при наличии:
     - разрешения  на  торговлю  (патент,  талон),  выданного  отделом
торговли органа местного самоуправления;
     - санитарной книжки (при торговле продовольственными товарами.

     23. Администрация рынка организует охрану общественного порядка и
имущества на территории рынка.

     24. Администрация  рынка  может  оказывать продавцам за отдельную
плату услуги:
     - выдачу напрокат весов, инвентаря;
     - хранение в  холодильниках  и  других  хранилищах  и  помещениях
продукции и личных вещей продавцов;
     - организацию перевозки продукции к месту торговли;
     - обеспечение местами в гостиницах;
     - другие услуги.
     Плата за услуги взимается с выдачей плательщику кассового чека, а
при приеме продуктов на хранение - также и накладной.
     Информация о предоставляемых услугах и их стоимости  должна  быть
доведена до потребителей в наглядной форме.

     25. Администрация  рынка  и  продавцы  несут  ответственность  за
несоблюдение правил торговли и настоящих  Требований  в  установленном
законодательством порядке.

     26. Санитарные правила, нормы и  гигиенические  нормативы  должны
выполняться частными предпринимателями и предприятиями,  независимо от
их подчиненности и форм собственности,  в полном объеме в соответствии
с требованиями, установленными законодательством.

     27. Денежные расчеты с покупателями  за  товары,  реализуемые  на
рынке,  производятся  через контрольнокассовые машины,  за исключением
случаев,  предусмотренных   нормативными   документами   Правительства
Российской Федерации.



     Заместитель Губернатора
     Управляющий делами
     Губернатора Мурманской области          В.С. Будаговский


Информация по документу
Читайте также