Расширенный поиск
Постановление Правительства Мурманской области от 09.01.2001 № 4-ПППРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 09.01.2001 N 4-ПП О запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части первой), 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Правительство Мурманской области п о с т а н о в л я е т : 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 9, пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ. 2. Утвердить текст запроса (прилагается). 3. Управлению делами администрации Мурманской области оплатить государственную пошлину в размере, определенном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". 4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия. Губернатор Мурманской области Ю. Евдокимов ------------------------ ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Мурманской области от 09.01.2001 г. N 4-ПП Конституционный Суд Российской Федерации Заявитель: Правительство Мурманской области Адрес: 183006, Мурманск, пр.Ленина, д.75 Наименование и адрес государственного органа, издавшего нормативный акт: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Адрес: 103265, Москва, Охотный ряд, д.1 ЗАПРОС о соответствии Конституции Российской Федерации части 2 статьи 9, части 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 N 188-ФЗ Правительство Мурманской области на основании постановления Правительства Мурманской области от 09 января 2001 года N 4-ПП "О запросе в Конституционный Суд Российской Федерации" и в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст.6270). Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли положения пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ Конституции Российской Федерации. Допустимость настоящего запроса в соответствии с частью первой статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" вытекает из того, что Правительство Мурманской области считает пункт 2 статьи 9 и пункт 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ не подлежащими действию из-за неконституционности. Правовая позиция заявителя по данному вопросу заключается в следующем. 1. Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации. Считаем, что положение данной нормы противоречит Конституции Российской Федерации по следующим основаниям. Согласно пункту "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба. Исходя из норм статей 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации государственная служба субъектов Российской Федерации находится в их ведении, что подтверждено и Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ. Пункт 3 статьи 2 этого Федерального закона устанавливает, что государственная служба включает в себе федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. В соответствии с Конституцией Российской Федерации вне пределов ведении Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть 4 статьи 76); государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (часть 2 статьи 11); система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (часть 1 статьи 77). Федеральным законом N 184 от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 2) установлено, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Из указанных положений Конституции Российской Федерации, конкретизированных в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 2) в взаимосвязи с другими ее предписаниями, регулирующими федеративное устройство и разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (статья 1, часть 1; статья 5, части 2 и 3; статья 11, часть 3; статьи 71, 72 и 73), конкретизированными в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ, вытекает, что субъект Российской Федерации наряду с образованием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно образует иные государственные органы субъекта Российской Федерации и самостоятельно определяет перечень должностей в этих органах, относящихся к государственным должностям государственной службы субъекта Российской Федерации. На основании изложенного считаем, что пункт 2 статьи 9 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" противоречит части 2 статьи 11, статье 73, части 4 статьи 76 и части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации. 2. Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Считаем, что положение данной нормы противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года N 1 ФКЗ по следующим основаниям. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ряд гарантий самостоятельности судебной власти содержится непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации, а также в принятом в соответствии с ней Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации". Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (части 1 и 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации). При этом уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно- исполнительное законодательство, гражданское, гражданскопроцессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, согласно пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации. Частью 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации установлено, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Приведенная конституционная норма дословно воспроизведена в статье 2 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", озаглавленной "Законодательство о судебной системе". Таким образом, судебная система Российской Федерации установлена Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Согласно статье 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Источники финансирования судов в Российской Федерации исчерпывающе полно установлены Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Единство судебной системы Российской Федерации, согласно абзацу седьмому статьи 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" обеспечивается, в том числе, и финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Финансирование мировых судей, равно как и других судов, согласно пункту 2 статьи 33 названного Федерального конституционного закона должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указываться отдельной строкой в федеральном бюджете. Статьей 30 этого же Федерального конституционного закона, в развитие конституционных положений о финансировании всех судов только из федерального бюджета в целях обеспечения полного и независимого осуществления правосудия, определено, что обеспечение деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Таким образом, полагаем, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" исчерпывающе полно и однозначно установлено, что материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. По нашему мнению, законодатель, принимая федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", превысил полномочия, установленные пунктом 2 статьи 28 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", определив, помимо полномочий и порядка деятельности мирового судьи, другие источники финансирования и обеспечения деятельности мировых судей сверх установленных Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", и отнеся работников аппарата мирового судьи к категории государственных служащих соответствующих субъектов Российской Федерации. Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, равно как и конституционные (уставные) суды субъектов России относятся к судам субъектов Российской Федерации. Однако это их положение в судебной системе Российской Федерации не дает оснований предоставлять возможность осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей органам юстиции либо органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено, что конституционный (уставный) суд субъектов России может создаваться субъектом Российской Федерации. При этом, в случае создания такого суда пунктом 2 статьи 27 этого закона предусмотрено финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Мировые же судьи, в отличие от конституционных (уставных) судов, стали составной частью единой судебной системы Российской Федерации на основании положений Федерального конституционного закона Российской Федерации, а не по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено, что финансирование мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельной строкой в федеральном бюджете (часть 2 статьи 33), единство судебной системы обеспечивается финансированием мировых судей из федерального бюджета, несмотря на то, что мировые судьи признаны судьями субъектов Российской Федерации (абзац седьмой статьи 3) и то, что обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции (в том числе мировых судей) осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (статьи 30). Как указывалось выше, согласно статье 124 Конституции Российской Федерации, финансирование судов производится только из федерального бюджета. В соответствии со статьей 118 (часть 1) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами. Пункт 1 статьи 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" уточняет это конституционное положение: "Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей...". Мировые судьи отнесены к судам субъектов Российской Федерации и являются судьями общей юрисдикции, входят в единую судебную систему Российской Федерации, представляя самостоятельный и независимый судебный орган государственной власти Российской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районный суд для мирового судьи является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией (статья 21 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Мировой судья в качестве суда первой инстанции осуществляет правосудие именем Российской Федерации посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства - так же, как и федеральные суды общей юрисдикции. Институт мировых судей в Российской Федерации находится в стадии становления. Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" определены основные положения о месте и статусе мировых судей в единой судебной системе Российской Федерации, источники финансирования и обеспечения их деятельности. А также законодательно установлены основные пути развития этого нового для современной России института судебной власти. Названным Федеральным конституционным законом, применительно к мировым судьям, установлено, что должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 17), мировые судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 13), полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (статья 28). Поскольку установлением единой судебной системы Российской Федерации и учреждением института мировых судей положено начало реформированию судебной системы, то расходы на финансирование мероприятий, связанных с реформированием судебной системы, согласно пункту 1 статьи 38 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" должны предусматриваться отдельной строкой в федеральном бюджете. По нашему мнению, положения пункта 2 статьи 9, пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 N 188-ФЗ противоречат статьям 11 (часть 2), 73, 76 (часть 4), 77 (часть 1), 124 Конституции Российской Федерации, абзацу седьмому статьи 3, части 2 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 N 1ФКЗ. Согласно части 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. На основании изложенного, в соответствии с пунктом 9 части второй статьи 37, частью первой статьи 85, статьями 86 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Правительство Мурманской области просит Конституционный Суд Российской Федерации признать пункт 2 статьи 9 и пункт 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ не соответствующими Конституции Российской Федерации. Приложение: 1. Текст Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 N 188-ФЗ. 2. Документ об уплате государственной пошлины. Губернатор Мурманской области Ю. Евдокимов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|