Расширенный поиск

Решение Совета депутатов Кольского района от 14.11.2002 № 10/8

                         
              СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                  "КОЛЬСКИЙ РАЙОН" МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
                  ( десятое заседание второго созыва)

                             Р Е Ш Е Н И Е

       14.11.2002               N 10/8                  г.Кола

             Об утверждении Программы развития образования
                   Кольского района на 2002-2005г.г


      Рассмотрев    вопрос    "Об   утверждении   Программы   развития
образования Кольского района на 2002-2005г.г", Совет депутатов
      Р Е Ш И Л :

       1.   Утвердить   прилагаемую   Программу  развития  образования
 Кольского района на 2002-2005г.г.



       Председатель Совета депутатов
       муниципального образования
       "Кольский район" Мурманской области           В.Д. Кустенкова



                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                             решением Совета депутатов
                                                  от 14.11.2002 N 10/8


                               ПРОГРАММА
      "Развитие образования Кольского района на 2002 - 2005 годы"


                    ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

       Наименование  Программы: "Развитие образования Кольского района
 на 2002-2005 годы" (далее Программа).
       Основание для разработки Программы:
       федеральные законы:
       - "Об образовании" от 13.01.96 N 12-ФЗ;
       -  "Об утверждении Федеральной программы "Развития образования"
 от 10.04.2000 N 51-ФЗ;
       Распоряжение   Правительства   РФ   N   1756-Р   от  29.12.2001
 "Концепция  модернизации  российского  образования  на период до 2010
 года".
       Постановление  Правительства  Российской  Федерации  N  871  от
 17.12.2001  "О  реструктуризации сети общеобразовательных учреждений,
 расположенных в сельской местности".
       Постановление   Правительства  Мурманской  области  N  9-ПП  от
 11.01.2002    "О   региональной   программе   "Развитие   образования
 Мурманской области на 2002-2005 годы".
       Дата принятия решения о разработке Программы:
       январь 2001 год.
       Дата утверждения Программы:
       Назначение Программы:
       Программа   определяет   стратегические   направления  развития
 системы   образования  Кольского  района  до  2005  года,  управления
 инновационными  процессами  в  образовании  и  ресурсное  обеспечение
 развития образовательных учреждений.
       В   Программе   изложен  анализ  состояния  и  проблем  системы
 образования,  определены  цели, задачи, сроки, направления реализации
 Программы,  ожидаемые  результаты  развития образования и мероприятия
 по ее реализации.
       Направления  развития  образования  и  план  мероприятий  по их
 реализации   конкретизируется  программами  развития  образовательных
 учреждений Кольского района.
       Заказчик Программы:
       Администрация МО Кольский район.
       Сроки реализации Программы:
       2002-2005 годы.
       Исполнители:
       Отдел  образования  муниципального  образования Кольский район,
 образовательные учреждения.

       Основные разработчики Программы:
       Отдел   образования   МО   Кольский   район,   руководители   и
 педагогические работники образовательных учреждений.

     Объемы и источники финансирования Программы:
       Общий  объем  необходимых  финансовых  средств  для  реализации
 Программы  в  2002-2005 годах составляет - 29868 тыс. руб., в т.ч. из
 федерального   бюджета-12061  тыс.руб.,  из  областного  бюджета  420
 тыс.руб,  из  бюджета  МО Кольский район-13,393 тыс.руб., из бюджетов
 других   муниципальных  образований-1714  тыс.руб.,  из  внебюджетных
 источников 2280 тыс.руб.,_________.

       Контроль за исполнением Программы:
       Отдел   образования   подводит  итоги  выполнения  Программы  и
 информирует  о  результатах  администрацию  МО Кольский район, МО пгт
 Молочный, Туманный, Мурмаши ежегодно в январе месяце.

              Раздел 1. Состояние и основные проблемы
          развития системы образования Кольского района:

       В  2001  году  в  Кольском районе функционировало 20 дошкольных
 образовательных  учреждений,  из  них  15  находится  в муниципальной
 собственности:
       - МО Кольский район - 9;
       - МО пгт Мурмаши    - 4;
       - МО пгт Молочный - 2
       и   5   ведомственной   принадлежности:   3   детских   сада  -
 Министерства  обороны,  1  детский сад Минэнергетики, 1 детский сад -
 Министерства  Октябрьской железной дороги. Дошкольные образовательные
 учреждения  (ДОУ)  посещало  1747 детей, что составляет 63% от общего
 количества  детей  дошкольного  возраста  (по  Мурманской  области  -
 85,3%, по Северо-Западной зоне - 67%, по России - 53%).
       За  2001  год  с 6 до 11 увеличилось число ДОУ общеразвивающего
 вида  с  приоритетными  направлениями интеллектуального, физического,
 художественно-эстетического   развития   детей   .  Большое  внимание
 уделяется  созданию  условий  для  предоставления  образовательных  и
 медицинских  услуг  семьям,  имеющим  детей с проблемами в здоровье и
 развитии.   45%  детей  посещают  группы  компенсирующего  назначения
 (областной    показатель    13%).   В   детских   садах   с   группах
 компенсирующего   и   общего  назначения  воспитывается  7  инвалидов
 детства.
       В  этот  же период функционировали 20 школ, из них 19 дневных и
 1  открытая  сменная  общеобразовательная  школа.  Из  дневных  школ:
 начального   образования  -  2  (малокомплектные),  основного  общего
 образования  -  1,  среднего  (полного)  общего  образования - 14, 1-
 средняя    общеобразовательная    школа-интернат,    1    специальная
 (коррекционная)   школа-интернат.   Из  общего  числа  школ  среднего
 (полного)  общего  образования  - 14, 10 - имеют классы с углубленным
 изучением     различных    предметов.    Сохранена    сеть    классов
 компенсирующего   обучения.   Численность   обучающихся   на   начало
 2001/2002  учебного  года составила 4877 человек, в т.ч. на начальной
 ступени  обучения 1405 человек, в 5-9 классах - 2713 человек, в 10-11
 классах - 759 человек.
       За  последние  три  года численность обучающихся уменьшилась на
 31%  (по области 24%). Средняя наполняемость классов за последние три
 года  снизилась  с 20,2 до 18,7 человек (по области с 25 до 24 чел.).
 Количество  классов  в  школах сократилось и составило 266 классов. С
 941  человека  до 600 человек уменьшилось число обучающихся во вторую
 смену.
       В  2001/2002  учебном  году  все 100% первых классов (областной
 показатель  92%)  обучались  по  образовательным  программам 4-летней
 начальной   школы.   Во  всех  образовательных  учреждениях  завершен
 переход  на  программу  4-х летнего обучения в начальной школе. 17,5%
 первоклассников   обучались   в   классах,   открытых   в  дошкольных
 образовательных  учреждениях  (областной  показатель  -  43%). Группы
 продленного  дня  посещало  21,8% обучающихся (областной показатель -
 19,6%).  Всего  функционировало  13  классов компенсирующего обучения
 для   155  учащихся.  Создано  11  классов  коррекционно-развивающего
 обучения  для  104  учащихся.  Для  детей  с  отклонениями в развитии
 функционирует  специальная  (коррекционная)  школа-интернат  8 вида с
 наполняемостью  90  человек,  из  них  27  человек  (39%)  составляют
 дети-сироты.   В   данном   учреждении   открыт   класс  для  глубоко
 умственно-отсталых  детей в количестве 8 человек. В 15 школах и в 3-х
 ДОУ работают педагоги-психологи.
       В     районе     функционирует     1     открытая     (сменная)
 общеобразовательная   школа,   функционирует   класс  вечерней  формы
 обучения в Урагубской СОШ. Всего в них обучалось 266 человек.
       Число   обучающихся,  не  освоивших  образовательные  программы
 соответствующего  уровня,  сократилось на 26% (1999/2000г.г.-23 чел.,
 2000/2001г.г.-14  чел.,  2001/2002г.г.-17  чел.). Отсутствует перевод
 обучающихся,   не   достигших   15-летнего   возраста,   из   дневных
 общеобразовательных  в  открытую (сменную) общеобразовательную школу.
 В  образовательных учреждениях внедряются вариативные образовательные
 программы,       педагогические       технологии,      обеспечивающие
 личностно-ориентированных    подход    в   обучении   и   воспитании,
 развивается  содержание  образования,  осуществляется преемственность
 образовательных программ.
       Дополнительное     образование    детей    становится    частью
 непрерывного  образования  и  является  бесплатным для обучающихся. В
 районе  функционирует  6  учреждений  дополнительного  образования  с
 охватом    3984    учащихся.   ДЮСШ   имеет   филиалы   на   базе   9
 общеобразовательных  учреждений  района,  СЮТ - на базе 8, ДЮКФП - 7,
 ДДТ  -  на  базе  4-х,  клуб  "Снежок"  -  на  базе Молочненской СОШ,
 подростковый клуб п.Магнетиты - на б азе Шонгуйской СОШ.
       Формируется  система  дополнительных  образовательных  услуг, в
 общеобразовательных     учреждениях    84%    обучающихся    охвачены
 дополнительным  образованием. В дополнительном образовании наметилась
 тенденция  перехода  от  кружковой  деятельности к современным формам
 объединения  детей (студии, объединения детей по интересам и т.д.). В
 районе  формируется  система  мероприятий,  направленных на раскрытие
 креативных способностей детей в различных видах деятельности.
       В  образовательных  учреждениях  района  создаются  условия для
 дальнейшего  развития  воспитательных  систем.  Важнейшим  социальным
 институтом   самореализации  ребенка  являются  детские  общественные
 организации,  которые  созданы во всех образовательных учреждениях. У
 детей   и   подростков   возросла   потребность   в   самоуправлении.
 Практически  стабильным остается число учащихся, состоящих на учете в
 ПДН  ОВД Кольского района (2000г. - 90 чел., 2001г.- 41 чел., 2002г.-
 44 чел.).
       Этому      способствовали     координация     действий     всех
 заинтересованных  ведомств  и  реализация  акций операций и программ:
 "Подросток",   "Школа   безопасности",  "Безопасное  колесо",  "SOS",
 "Лидер", "Семья" и др.
       Сохранение  и  укрепление  здоровья обучающихся и воспитанников
 остается     приоритетным     направлением.    Развивается    система
 оздоровительного  отдыха.  За  последние  три года охват всеми видами
 оздоровительного   отдыха   детей   и   подростков  в  летний  период
 увеличился на 38% (областной показатель 25%).

                       2. Проблемы образования:

       В   результате   выполненного   анализа   выявлены  проблемы  и
 определены     основные    причины,    препятствующие    эффективному
 функционированию   и   развитию  образования  в  Кольском  районе.  В
 программе  развития  образования  Кольского  района на 1999-2002 была
 определена  цель  -  гарантировать  конституционные  права, свободы и
 интересы   граждан   в   образовательной   сфере,   привести  систему
 образования   Кольского   района   в   соответствие   с  современными
 потребностями  личности,  общества и государства, создать предпосылки
 для  ее  дальнейшего развития. Поставленная цель была достигнута не в
 полной  мере из-за недостаточного финансирования развития образования
 и несовершенства нормативно-правового обеспечения.
       Не   всем   гражданам   обеспечены   государственные   гарантии
 доступности  качественного  дошкольного  образования. Не сформирована
 система психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка.
       В    среднем    общем    образовании    сохраняется    традиция
 перегруженности  учебных  классов  предметами,  которые  не  являются
 фундаментом  для  новых знаний, что негативно сказывается на качестве
 знаний  и  здоровье  обучающихся.  Основным  результатом деятельности
 образовательного    учреждения    по    прежнему   остается   система
 формирования  знаний,  умений и навыков учащихся, а не набор ключевых
 "компетентностей"     в     интеллектуальной,    гражданско-правовой,
 коммуникационной,   информационной  и  прочих  сферах.  В  содержании
 образования  недостаточно  представлено  коммуникативное направление:
 информатика,   иностранные   языки,   межкультурное  взаимопонимание.
 Недостаточно  качество  преподавания  социальных наук, способствующих
 адаптации  выпускников  школы  к  "послешкольной"  жизни,  экономики,
 права,  социологии и т.д. Недостаточна практическая ориентация общего
 среднего  образования,  предполагающая:  сочетание  фундаментальных и
 практических  знаний,  направленность  образовательного  процесса  на
 развитие мышления учащихся и выработку практических навыков.
       В   организации   специального   (коррекционного)   образования
 недостаточно  сформирована  система  работы  по  раннему  выявлению и
 ранней  специальной помощи детям с отклонениями в развитии и оказанию
 психолого-медико-педагогической   помощи   семьям,  имеющим  детей  с
 нарушением здоровья.
       Не  решена  проблема  обучения  детей  дошкольного  возраста  с
 нарушениями  зрения.  Образовательные  учреждения  не  в  полной мере
 оснащены  современными  наглядными, техническими средствами обучения,
 компьютерной     техникой,     лабораторным     и    демонстрационным
 оборудованием,    дидактическими   пособиями,   играми   развивающего
 характера.  В  большинстве  образовательных  учреждений  не  решаются
 вопросы дооснащения медицинских кабинетов современным оборудованием.
       Информационные   технологии  в  учебном  процессе  используются
 недостаточно  в  следствии  неготовности  педагогов  к  использованию
 средств и методов информатики.
       Учебно-материальная     база     образовательных     учреждений
 устаревает.  71%  зданий  школ  имеют срок эксплуатации свыше 30 лет,
 21%  -  от  30 до 15 лет, 8% - от 15 до 5 лет, 70% зданий - требуется
 капитальный  ремонт.  В  связи с недостаточностью средств учреждениям
 дополнительного   образования   все  труднее  создавать  условия  для
 сохранения   и   развития  особо  востребованных,  но  материалоемких
 затратных  направлений  деятельности  для  подросткового и юношеского
 возраста   (технического,   эколого-биологического,   туристического,
 спортивного).  Растут  показатели  заболеваемости детей и подростков.
 Значительно  ухудшилось  качество  питания.  Только  68%  обучающихся
 получают  в  школах  горячие  завтраки  (областной показатель - 60%).
 Особую  тревогу  вызывает  распространение  наркомании,  вич-инфекции
 среди  подростков  и  молодежи.  Проводимая  работа по формированию у
 обучающихся  здорового  образа  жизни  малоэффективна. Воспитательные
 функции    образовательных    учреждений   не   получают   ресурсного
 обеспечения.  Число  выявленных  детей-сирот  и детей, оставшихся без
 попечения  родителей,  остается  довольно высоким (1999/2000г.г. - 33
 чел.,  2000/2001г.г.  -  54  чел.,  2001/2002  г.г.  -  43  чел.).  В
 2001/2002  учебном  году  значительно  увеличилось  количество детей,
 устраиваемых   на  воспитание  в  семьи  граждан,  67,4%  (29  чел.),
 2000/2001г.г.  -  38,8%  (областной  показатель  - 56,3%, по России -
 70%).
       Для  системы  образования  района характерна тенденция старения
 педагогических   кадров,   снижение   притока  молодых  специалистов.
 Причинами  являются  низкий  уровень  заработной  платы  и социальной
 защищенности работников образования.
       Эффективному   управлению   системой   образования   в   районе
 препятствует   несовершенство   нормативно-правового  обеспечения  на
 муниципальном   уровне,  нечеткость  разграничения  полномочий  между
 комитетом   образования  Мурманской  области  и  отделом  образования
 администрации  МО  Кольский  район,  низким  профессиональным уровнем
 многих  руководителей  образовательных  учреждений.  Не в полной мере
 реализуется     принцип    государственно-общественного    управления
 образованием.    Не    разработана   система   мониторинга   качества
 образования  на  муниципальном  и  региональном  уровнях.  На  основе
 анализа   выявленных   позитивных  результатов  деятельности  системы
 образования  района,  изучения  существующих проблем определены цели,
 задачи,   направления   и   ожидаемые   результаты  развития  системы
 образования района.

                  Раздел П. Цели и задачи программы:

       Главной  целью  Программы является развитие системы образования
 Кольского  района, обеспечивающее повышение качества образования, его
 гуманистическую     направленность,     приоритет    общечеловеческих
 ценностей,  жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности и
 любви     к     Родине,     труду     как    одного    из    факторов
 социально-экономического прогресса общества, района.
       Цели программы:
       -  обеспечение  условий  для  реализации равных прав граждан на
 получение   качественного   образования  в  пределах  государственных
 образовательных    стандартов,    способствующего    их    духовному,
 физическому и интеллектуальному развитию;
       -  расширение возможностей для развития личности и формирования
 потребности личности в самообразовании;
       - формирование единого образовательного пространства района;
       - развитие правовых и социально-экономических основ управления
 образованием;
       -  создание  условий  для реализации принципов демократического
 государственно-общественного управления образованием.
       Задачи Программы:
       - освоение новых государственных образовательных стандартов;
       -      апробация      национально-региональных      компонентов
 государственных   стандартов  начального  общего,  основного  общего,
 среднего (полного) общего образования;
       - реструктуризация системы образования района;
       - развитие дополнительного образования;
       -  создание  условий  для  успешной  деятельности  общественных
 детских организаций;
       - усиление   значимости   системы  образования  в  воспитании
 гражданственности, любви к Родине, семье, окружающей природе;
       -    демократизация    отношений   семьи   и   образовательного
 учреждения;
       - модернизация кадровой политики;
       -     совершенствование    муниципальной    нормативной    базы
 образования;
       -  совершенствование  работы  по  социальной  защите работников
 системы образования, обучающихся, воспитанников;
       - реализация мониторинга муниципальной системы образования;
       -  создание продуктивной системы взаимодействия образовательных
 учреждений с социальными партнерами;
       -   формирование   информационной  культуры  в  образовательных
 учреждениях.

              Раздел Ш. Направления реализации программы
                        и ожидаемые результаты:

       1. Общие направления развития системы образования.
       Основными  направлениями развития системы образования Кольского
 района являются:
       - развитие сети классов, групп;
       - обновление содержания на всех уровнях образования;
       - развитие воспитания в системе образования;
       -      совершенствование      и      развитие     муниципальной
 нормативно-правовой базы управления образованием;
       -    модернизация    системы    управления    образованием   на
 муниципальном уровне;
       - информатизация образования;
       - развитие кадрового обеспечения образования;
       -    организация    выполнения    программы    образовательными
 учреждениями.
       Ожидаемыми результатами развития образования являются:
       -  обеспечение  прав  граждан  на  получение образования любого
 уровня в соответствии с законодательством России;
       -   создание  условий  для  повышения  качества  образования  и
 воспитания в образовательных учреждениях;
       -    реализация    федеральных    и    национально-региональных
 компонентов  государственных  образовательных  стандартов и примерных
 образовательных программ на всех уровнях образования;
       -   расширение   перечня   образовательных   услуг  для  лиц  и
 ограниченными возможностями здоровья;
       -   совершенствование   условий  для  сохранения  и  укрепления
 здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;
       -   развитие   творчества   и   исследовательской  деятельности
 обучающихся;
       - организация мониторинга системы образования;
       -   создание   условий  для  самостоятельности  образовательных
 учреждений в управлении образовательным процессом;
       -    привлечение   для   финансирования   системы   образования
 внебюджетных средств;
       -  повышение  уровня  оснащенности  образовательных  учреждений
 учебной,   программной  и  научно-методической  литературой,  учебным
 оборудованием, мебелью;
       -   формирование   информационной  культуры  в  образовательных
 учреждениях;
       - выполнение Программы развития образования.
       В    2002-2005   годах   предполагается   достичь   стабильного
 функционирования и развития системы образования Кольского района.

       2.  Обеспечение  реализации и развития образовательных программ
 (основных, дополнительных и специальных):
       2.1. Дошкольное образование:
       основными   направлениями   развития   дошкольного  образования
 являются:
       -  сохранение  и  развитие  системы  дошкольного  образования с
 учетом образовательных потребностей населения;
       -  создание  условий для наиболее полного развития способностей
 и   интересов  детей,  в  том  числе  с  ограниченными  возможностями
 здоровья на основе индивидуального подхода;
       - развитие системы оздоровительной работы с детьми;
       -   совершенствование   форм  работы  по  содействию  семьям  в
 обучении    и    воспитании    детей,    не   посещающих   дошкольные
 образовательные учреждения;
       -  интеграция учреждений дошкольного образования с учреждениями
 общего и дополнительного образования.
       Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
       -  доступность  и  повышение  качества  образовательных  услуг,
 оказываемых   детям,   в   том   числе   не   посещающим   дошкольные
 образовательные учреждения;
       -  расширение  перечня  дополнительных  образовательных  услуг,
 предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями;
       -    совершенствование    развивающей    среды   в   дошкольных
 образовательных  учреждениях,  способствующей  развитию способностей,
 интересов и творчества детей;
       -  создание  системы  психолого-педагогического  сопровождения
 детей и консультирования родителей.
       2.2. Общее образование:
       основными направлениями развития общего образования являются:
       -  реструктуризация сети учреждений общего образования с учетом
 потребностей граждан и особенностей района;
       -  апробация  структуры,  содержания  среднего (полного) общего
 образования  и  форм  государственной итоговой аттестации выпускников
 общеобразовательных учреждений;
       -      апробация      национально-региональных      компонентов
 государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,
 основного общего, среднего (полного) общего образования;
       -    совершенствование   содержания   образования   на   основе
 коммуникативного,         культурологического,        экологического,
 интегративного, здоровьесберегающего подходов;
       - дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;
       -    внедрение   информационно-коммуникативных   технологий   в
 образовательный процесс;
       -      создание     системы     психолого-педагогического     и
 медико-социального    сопровождения   обучающихся   с   ограниченными
 возможностями здоровья;
       - создание  условий  для  реализации  личностных  возможностей
 обучающихся, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья.
       Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
       -    рационализация    сети    образовательных   учреждений   в
 соответствии     с     образовательными    потребностями    личности,
 особенностями района;
       -  качественное обновление содержания и технологий образования,
 формирующих компетенции обучающихся;
       -      внедрение      национально-региональных      компонентов
 государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,
 основного общего, среднего (полного) общего образования;
       -  совершенствование  условий  обучения  и  воспитания  детей с
 ограниченными возможностями здоровья;
       - оптимизация учебной нагрузки обучающихся.
       2.3. Дополнительное образование детей:
       основными  направлениями  развития  дополнительного образования
 детей являются:
       - развитие системы дополнительного образования детей;
       - обновление содержания дополнительного образования;
       -  развитие  воспитательных  функций учреждений дополнительного
 образования;
       -  совершенствование  дополнительных  образовательных услуг для
 детей с ограниченными возможностями здоровья;
       - интеграция общего и дополнительного образования детей;
       - создание системы работы с одаренными детьми.
       Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
       -   наиболее   полное   удовлетворение   потребностей  детей  в
 дополнительном образовании;
       -   формирование  развивающей  среды  для  развития  креативных
 способностей детей;
       - индивидуальная работа с одаренными детьми;
       -  расширение  сферы  и  перечня дополнительных образовательных
 услуг для детей, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья.

       3. Развитие воспитания в системе образования:
       основными   направлениями   развития   воспитания   в   системе
 образования являются:
       -     обеспечение     вариативности    воспитательных    систем
 образовательных учреждений;
       -  развитие  содержания воспитания по формированию нравственных
 качеств,  профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся
 и воспитанников;
       -    развитие    социально-психологической   и   педагогической
 поддержки детей;
       -   совершенствование   форм  и  содержания  работы  с  семьями
 воспитанников и обучающихся;
       -  развитие сотрудничества со средствами массовой информации по
 вопросам воспитания детей;
       -  консолидация усилий всех заинтересованных ведомств, отделов,
 управлений,   общественных   движений   и  организаций  по  повышению
 эффективности воспитания.
       Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
       -  развитие воспитательных функций образовательных учреждений;
       -  сформированность   в   каждом   образовательном   учреждении
 эффективной воспитательной системы в соответствии с миссией школы;
       -  обновление  содержания, технологий, методик, форм воспитания
 в образовательных учреждениях;
       -  объединение  усилий  семьи  и  образовательных  учреждений в
 воспитании детей;
       -  расширение  форм  участия  в  воспитании  детей и подростков
 учреждений   культуры,   общественных   самодеятельных   организаций,
 средств массовой информации и др.

      4. Государственные   и   социальные   гарантии   обучающихся   и
воспитанников:
       основными  направлениями в области государственных и социальных
 гарантий обучающихся являются:
       -  реализация прав детей в соответствии с законодательством РФ;
       -  повышение   эффективности    деятельности    образовательных
 учреждений по профессиональному самоопределению обучающихся;
       -  развитие    самоуправления   обучающихся  в  образовательных
 учреждениях;
       -  совершенствование системы  мер  по  обучению  и  воспитанию
 детей,  имеющих проблемы в развитии, детей из малообеспеченных семей,
 детей-сирот    и   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,
 детей-инвалидов;
       -  совершенствование системы охраны здоровья, питания,отдыха и
 оздоровления обучающихся и воспитанников.
       Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
       -  улучшение   в   образовательных   учреждениях    условий  по
 обеспечению   охраны   жизни,   сохранению   и   укреплению  здоровья
 обучающихся  и  воспитанников,  формированию  у  них здорового образа
 жизни;
       -  создание оптимальных условий для жизненного самоопределения
 обучающихся и воспитанников;
       -  активизация участия обучающихся в самоуправлении;
       -  рост  уровня  социальной  защищенности  детей-сирот и детей,
 оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;
       -  увеличение  сети  классов  и  групп для детей, нуждающихся в
 психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
       -  выполнение  действующего  законодательства об образовании по
 обеспечению государственных и социальных гарантий обучающихся.

             Раздел 1У. Управление развитием образования:

       1. Модернизация системы управления образованием:
       основными    направлениями    развития    системы    управления
 образованием являются:
       -   освоение  технологий  управления  по  результатам  на  всех
 уровнях;
       -   совершенствование   нормативно-правовой   базы   управления
 образованием;
       -  развитие  государственно-общественного  характера управления
 образованием;
       -  информатизация управления образованием.
       Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
       -  повышение  эффективности  управления качеством образования в
 районе;
       -    создание    нормативно-правового    обеспечения   развития
 образования района;
       -  демократизация управления образованием.

       2. Кадровое обеспечение образования:
       основные    направления    развития    кадрового    обеспечения
 образования:
       -  реализация  механизмов  прогнозирования потребностей системы
 образования в педагогических кадрах;
       -   внедрение  целевой  контрактной  подготовки  педагогических
 кадров для образовательных учреждений;
       -   обеспечение     освоения     педагогическими    работниками
 информационных технологий;
       - реализация мер социальной поддержки работников образования.
       Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
       -   обеспечение   потребностей   образовательных  учреждений  в
 педагогических кадрах;
       -   рост профессиональной компетенции педагогических работников
 системы образования;
       -   повышение   уровня   социальной   защищенности   работников
 образования;
       -   организация   мониторинга   кадрового  обеспечения  системы
 образования.

      3. Материально-техническое       обеспечение      образовательных
учреждений:
       основными направлениями развития являются:
       -   развитие   материально-технической   базы   образовательных
 учреждений    в    соответствии    с   требованиями   государственных
 образовательных  стандартов,  социальных  норм, нормативов и с учетом
 социально-экономических условий района;
       -  ремонт зданий и сооружений системы образования;
       -  обеспечение    общеобразовательных  учреждений  региональным
 комплектом учебников и учебных пособий.
       Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
       -  развитие    материально-технической   базы   образовательных
 учреждений;
       -  повышение  уровня  обеспеченности образовательных учреждений
 средствами  обучения,  учебно-наглядными  пособиями, вычислительной и
 множительной техникой, инвентарем, оборудованием.

              Раздел 5. Финансовое обеспечение программы:

       Финансовое  обеспечение  системы  образования  и  установленных
 Программой   мероприятий   будет   осуществляться  по  двум  основным
 направлениям:
       -  увеличение   бюджетного   финансирования    при   повышении
 эффективности использования выделяемых бюджетных средств;
       -  создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных
 источников  финансирования  системы  образования  без  снижения норм,
 нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.
       Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
       -  реализация    механизмов    многоканального   финансирования
 образования;
       Объем   расходов   на   реализацию   Программы  может  ежегодно
 корректироваться в соответствии с изменением плана мероприятий.



                            ФИНАНСИРОВАНИЕ
           программы "Развития образования на 2002-2005 годы
                           Кольского района"


       1. Капитальный ремонт, строительство - 3 млн.500 тыс.руб.
       2. Другие мнроприятия, всего         - 9 млн.893 тыс.руб.
     в том числе:
     - открытие новых групп                 - 1 млн.935 тыс.руб.
     - логопункты, центры                   -       270 тыс.руб.
     - олимпиады, праздники, стипендии      -       360 тыс.руб.
     - экперимент                           -       100 тыс.руб.
     - повышение квалификации               -       250 тыс.руб.
     - летний отдых сирот                   -       900 тыс.руб.
     - мебель, оборудование                 - 2 млн.716 тыс.руб.
     - учебное оборудование химии, физики   -       540 тыс.руб.
     - компьютеры                           -       309 тыс.руб.
     - учебники                             - 2 млн.513 тыс.руб.

     I. Всего районный бюджет:             - 13 млн.393 тыс.руб.
     II. Федеральный бюджет                - 12 млн.061 тыс.руб
     III. Областной бюджет                 -        420 тыс.руб.
     IV. Внебюджетные средства             -  2 млн.280 тыс.руб.
     в том числе:
     приемные семьи                        -  2 млн.160 тыс.руб.
     мебель                                -        120 тыс.руб.
     ___________________________________________________________
     Всего затраты:                        - 28 млн.154 тыс.руб.
     ___________________________________________________________
     У.Др.МО.                              -  1 млн.714 тыс.руб.
     ___________________________________________________________
     Всего затраты                         - 29 млн.868 тыс.руб.
     ___________________________________________________________



                                                  М Е Р О П Р И Я Т И Я
                                          по реализации муниципальной программы
                                "Развитие образования Кольского района на 2002-2005 годы"

                                               1. Дошкольное образование:

________________________________________________________________________________________________________________________
 N      Направления развития   Мероприятия                            Сроки           Стоимость        Исполнители
 пп                                                                 исполнения
________________________________________________________________________________________________________________________
 1.     Сохранение и развитие  1.1. Принять в муниципальную 
        системы дошкольного    собственность 4 ведомственных ДОУ:
        образования            - д/сад N 31 п.Туманный                2002г.          текущее          Администрация МО
        с учетом               (ведомство   Минэнергетики),                           финансирование   п.Туманный
        образовательных        Минэнергетики),                                                         Администрация
        потребностей           - д/сады N 14, 15, 44 - Минобороны.    2003/2004г.г         "-"         МО Кольский
        населения                                                                                      район,
                                                                                                       отдел образования

                               1.2. Открыть группы кратковременного   2002/2003г.     100 тыс.руб.     Администрация МО
                               пребывания   детей на основе изучения                                   п.Мурмаши
                               спроса родителей:                                      текущее          отдел
                               - группа выходного дня на базе                         финансирование   образвоания,
                               детского сада N 12 п.Мурмаши;                                           руководители ОУ
                               - группа развития на базе детского                     текущее
                               сада N 16                                              финансирование
                               
                               п.Тулома;                                     
                               - группа вливания на базе детского сада                                 
                               N 23 п.Минькино.                                                                  
                                                                                                             
                               1.3. Открыть группы дошкольного         2003г.          665 тыс.руб     Администрация
                               воспитания   на базе Урагубской                                         МО Кольский
                               и Кицкой СОШ по потребностям                                            район, отдел
                               родителей.                                                              образования,
                                                                                                       руководители ОУ

                               1.4. Открыть две логопедические         2003/2204г.     текущие         Отдел образов.,
                               группы на базе детского сада                            финансирование  руковод.ОУ 
                               N 16 п.Тулома и детского сада N 5
                               п.Зверосовхоз.

                               1.5. Создать консультационные          2003/2004 г.    текущее          Отдел образов.,
                               центры по оказанию помощи                              финансирование   руковод. ОУ
                               помощи родителям, воспитывающим детей в
                               семье: д/сады N 37, 25, 23.    
                                                        
                               1.6. Открыть логопункт в детском       2004/2005г.     текущее               "-"
                               саду N25                                               финансирование
                              

2.      Создание условий для   2.1. Продолжить освоение и внедрение   2002-2005г.г.   текущее          Отдел образов.,
        развития               базовых государственных  программ:                     финансирование   руководит. ОУ
        способностей и         
        интересов              - "Радуга" - д/сады N 16,8,37,18,19;
        детей дошкольного      - "Детство" - д/сады N 12,10,18,24,38,9;
        возраста               - "Кроха" - д/сады N 5,38,46;
        на основе              - "Школа - 2100" - д/сады N 12,46;
        индивидуального        - "Истоки" - д/сад N 18.
        подхода                                                              
                               2.2. Апробировать образовательную        2005г.            "-"              "-"
                               программу:
                               - "Сообщество" - д/сад N 18 п.Мурмаши.

                               2.3. Создать базовые ДОУ по внедрению:  2002/2003г.        "-"              "-"
                               а) комплексных и парциальных программ:
                               - "Радуга" - д/сад N 16;
                               - "Детство" - д/сад N 12;
                               - "Школа-2100" - д/сад N 46;
                               - "Истоки" - д/сад N 18;
                               б) парциальных программ и инновационных    "-"             "-"              "-"
                               технологий:                                   
                               - "Основы безопасности жизнедеятельности
                               детей дошкольного возраста" - д/сады 
                               N 19, 38;
                               - "Семицветик" - д/сад N 38;
                               - "Старт, Север" - д/сад N 10;
                               - "Наш дом - природа" - д/сад N 22;
                               - "Вместе" - д/сады N 46,18;
                               - "Здравствуй" - д/сад N 18;
                               - приобщение детей к истокам русской
                               народной культуры" - д/сад N 12;
                               - "Наследие" - детский сад N 9;               
                               - "ТРИЗ" - д/сад N 46;                                        
                               - Гендер в дошкольной педагогике" - 
                               д/сады N 16,46.
                                                                             
                               2.4. Распространить инновационный опыт  2003/2004г.      текущие          РМК, руководит.
                               дошкольных учреждений района:                            финансирование   ОУ                
                               - N 38,18,16 - по экологическому 
                               воспитанию дошкольников;
                               - N 46-по внедрению методики "ТРИЗ" в      "-"              "-"               "-"
                               коррекционно-образовательный
                               процесс;
                               - N 9 п.Кильдинстрой- по внедрению         "-"              "-"               "-"
                               программы "Наследие" .

3.      Развитие               3.1. Продолжить освоение программ      2002-2004г.г.    текущее          РМК, руководит.
        оздоровительной        Р.Стеркиной                                             финансирование   ОУ
        работы с детьми        "Основы безопасности жизнедеятельности 
                               детей дошкольного возраста" и ранней 
                               профилактики употребления ПАВ
                               "Долго ли до беды" - д/сады N 19,24,                                
                               37,8,5.
                               3.2. Распространить инновационный опыт     2002г.           "-"               "-"
                               работы дошкольных учреждений района:
                               - N 18,38-по валеологическому образованию  
                               дошкольников и внедрению программы 
                               "Здравствуй" М.Л.Лазарева;         
                                                                                                                                  
                               - N 46-по организации "Школы здоровья".     2003г.          "-"               "-"                       
                                                                                                              
                               - продолжить создание                   2005-2005 г.г.    30 тыс.руб.      Администрация   
                               психолого-валеологических                                 60 тыс.рубю      МО п.Мурмаши               
                               служб на базе ДОУ N 38,18,46,16,                          90 тыс.руб       МО п.Молочный,   
                               22,24                                                                      руковод.ОУ,
                                                                                                          отдел образ.

                                                  2. Общее образование:

1.      Реструктуризация сети  1.1. Разработать прогноз развития сети        2002г.                        Отдел
        учреждений             учреждений                                                                  образования,
        общего образования с   общего образования на период 2002-2005 годов.                               руководит.ОУ
        учетом                                                                        
        потребностей граждан   1.2. Открыть учреждение типа "Школа-          2005г.       текущее          Администрация
                               детский сад" в п.Лопарская.                                финансирование   МО Кольский
                                                                                                           район, отдел
                                                                                                           образов.                                             
                               1.3. Открыть классы с углубленным          2002/2005г.        "-"           Отдел образов.,
                               изучением  предметов.                                                       руководит.ОУ
                                                                                                      
                               1.4. Определить приоритетные               2003/2004г.                          "-"
                               направления профильной
                               подготовки обучающихся старших классов с
                               учетом потребностей района, особенностей 
                               школы и возможностей
                               дальнейшего получения профессионального
                               образования.

                               1.5. Взаимодействие ОУ с Центром занятости, 2002-2005г.г.                       "-"
                               предприятиями и другими социальными 
                               партнерами;
                               - развивать сотрудничество общеобразо-
                               вательных учреждений с учреждениями 
                               среднего и высшего
                               профессионального образования.

2.      Апробация структуры    2.1. Провести поэтапную апробацию         2003-2005г.г.   100 тыс.руб.     Отдел образов.,
        содержания             структуры и                                               (30 тыс.руб.,    руководит. ОУ
        общего среднего        содержания общего образования (12-летней                   35 тыс.руб.,
        образования            школы).                                                    30 тыс.руб.)
        и форм
        государственной        2.2.Проанализировать эффективность          2003г.                              "-"
        итоговой аттестации    использования 
        выпускников            дидактических систем:
        общеобразовательных    - "Школа 2100" -Зверосовхозская,Туломская
        учреждений             СОШ,МСОШ N 1, Молочненская, Пушновская 
                               СОШ, Лопарская НОШ;                                         

                               - "Начальная школа-ХХ1 век"-Междуречен-   2002-205г.г.                          "-"
                               ская СОШ.
                                                                             
                               2.3. Провести апробацию учебно-              "-"                                "-"
                               методического комплекта
                               "Обучение чтению и письму в букварный 
                               период  1-4"
                               А.А.Штец - Зверосовхозская СОШ.

                               2.4. Апробация регионального учебного    2002-2005г.г.                          "-"
                               плана-МСОШ N 1,Пяйвенская ООШ,Кицкая СОШ.

                               2.5. Принять участие в эксперименте по       2003г.                             "-"
                               проведению единого государственного 
                               экзамена.

3.      Индивидуализация и     3.1. Организация работу по освоению       2002-2005г.г.   текущее          Отдел образов.,
        дифференциация         содержания                                                финансирование   руководит. ОУ
        образовательного       образования на основе:
        процесса,              - коммуникативного подхода (Молочненская,
        создание условий для   Туломская,
        реализации             Килпъяврская СОШ);
        личностных             - культурологического подхода (Урагубская
        возможностей           СОШ);
        обучающихся, в т.ч. с  - экологического подхода (Междуреченская
        ограниченными          СОШ,Шонгуйская СОШ, Пяйвенская ООШ);
        возможностями здоровья - здоровьесберегающего подхода (Кицкая СОШ,   
                               МСОШ N 3, В-Туломская СОШ).

                               3.2. Оптимизация опытно-экспериментальной  2002-2005г.г.   текущее         Отдел образов.,
                               работы по проблемам:                                       финансирование  руковод.ОУ
                               - мониторинг качества образования (МСОШ N 1);
                               - личностно-ориентированное обучение
                               учащихся (Килпъяврская СОШ);
                               - внедрение информационных технологий в
                               образовательный процесс (Зверосовхозская 
                               СОШ, Пушновская СОШ);
                               - внедрение в учебный процесс
                               здоровьесберегающих
                               технологий (Кицкая СОШ, МСОШ N 3);
                               - создание оптимальной модели построения      
                               образовательного процесса в условиях 
                               сельской малокомплектной школы
                               (Урагубская СОШ).   
                          
                               3.3. Участие в апробации новых учебников,  2002-2004г.г                         "-"                                    
                               курсов,программ федерального и регионального
                               уровней:- апробация образовательной 
                               программы "Из детства в отрочество" на базе 
                               учреждения "Начальная школа
                               - детский сад" в п.Лопарская;
                               - завершить апробацию учебно-методического
                               комплекта по обществознанию А.И.Кравченко в
                               Килпъяврской СОШ.

                               3.4. Внедрение в учебный процесс:           2002-2005г.г.                  Отдел образов.,
                               - второго иностранного языка;                                              РМК, руково-
                               - образовательного модуля "Краеведение";                                   дит.ОУ
                               - обеспечение общеобразовательной роли
                               русского языка для усвоения предметов, 
                               изучаемых в школе:
                               а) внедрение курсов углубленного изучения
                               русского языка;                                                                     
                               б) внедрение образовательных блоков                                           
                               (риторика,стилистика, культура речи, 
                               словесность и др.)
                               в образовательную область "Филология";
                               - формирование коммуникативных умений и       
                               навыков учащихся;                                    
                               - совершенствование системы экономического
                               образования:
                               а) внедрение курсов экономического
                               образования на П и Ш ступенях обучения;                  
                               б) внедрение основ экономических знаний в
                               рамках учебных предметов базисного плана
                               (математика,обществознание, география, 
                               технология и др.);
                               - развитие экологического образования:
                               а) осуществление экологизации учебных        
                               предметов; финансирование   образования,
                               б) внедрение курсов с экологическим        2002/2003г.г.                                    
                               содержанием;                                                                   
                               - участие в апробации проекта "ТАСИС -
                               Породненные города "поддержка партнерства                                                         
                               реки Кола на муниципальном уровне".


                              3.5. Реализация комплекса мер по            2002-2005г.г.      20тыс.руб.    Отдел образов.,
                              обеспечению получения                                                        РМК, руково-
                              образования школьниками, имеющими                                            дит.ОУ  
                              повышенные образовательные
                              потребности:
                              - ежегодное проведение 1 и П этапов
                              Всероссийской олимпиады школьников;

                               - ежегодное участие школьников:
                               а) в областных предметных олимпиадах,          "-"            20 тыс.руб.         "-"
                               конкурсах "Храмы России" и др.;
                               б) в исследовательских программах для          "-"            10 тыс.руб.         "-"
                               молодежи и школьников "Шаг в будущее", 
                               "Интеллект будущего" и др.;
                               в) в исследовательских социально-значимых
                               проектах"Твоя альтернатива АЭС" и др.;
                               - присуждение стипендий главы района для       "-"            20 тыс.руб.         "-"
                               одаренных учащихся;
                               - ежегодное проведение районного праздника     "-"            20 тыс.руб.         "-"
                               "Гениями не рождаются".


 4. Апробация нацио-           4.1. Апробировать проекты НРК ГОС начального  2002-2004г.г.   текущее       Отдел обра-
    нально-региональ-          общего,основного общего, среднего                           финансирование  зования, РМК,
    ных компонентов           (полного) общего бразования                                                  руководит.ОУ 
    Государственных            в МСОШ N 3 и Пяйвенской ООШ.
    образовательных
    стандартов (НРК ГОС)
    начального общего,         4.2. Апробировать программы и                   "-"              "-"            "-"      
    основного общего,          учебно-методические
    среднего (полного)         комплекты, реализующие НРК ГОС.
    общего образования


5.  Внедрение                  5.1. Создать базовые школы по внедрению       2002/2003г.                    Отдел
    информационных             информационных                                                               образования,
    технологий в               технологий в образовательный процесс                                         руководит. ОУ
    образовательный            (Зверосовхозская,
    процесс.                   Пушновская, Междуреченская СОШ).
                                                                             
                               5.2. Формирование информационной культуры в       "-"                            "-"
                               ОУ:
                               - внедрение в учебный процесс изучения курса
                               информатики на П-й ступени обучения;
                               информатике(Зверосовхозская, Пушновская, 
                               Туломская СОШ);
                               - внедрение в образовательный процесс             "-"                            "-"     
                               мультимедийных учебных материалов для 
                               общеобразовательных учреждений;
                               - повышение квалификации педагогов по        2002-2005г.г.    100 тыс.руб.       "-"
                               вопросам использования информационных 
                               технологий в  учебно-воспитательном
                               процессе.


                                               3. Специальное образование:


1.  Развитие сети.             1.1. Открыть второй класс для глубоко         2003г.         текущее         Отдел образов.,
                               умственно                                                    финансирование  руководит.ОУ
                               отсталых детей в СКОУ-8 п.Кильдинстрой.                                        
                                                                            
                               1.2. Продолжение функционирования класса    2002/2004г.г.      
                               для глубоко умственно отсталых детей в СКОУ-8            
                               п.Кильдинстрой.                                                               
                                                                                                              
                               1.3. Открыть группу для детей с нарушениями  2002/2003г.г.   600 тыс.руб.    Администрация                                  
                               опорно-двигательного аппарата на базе                                        МО п.Мурмаши,
                               детского сада N 12 п.Мурмаши.                                                отдел образо-
                                                                                                            вания                                                                  
                               1.4. Открыть группу для детей с нарушением      2004г.       500 тыс.руб.    Администрация 
                               зрения на базе детского сада N 18 п.Мурмаши.                                 МО п.Мурмаши,
                                                                                                            отдел образо-
                                                                                                            вания

                               1.5. Обучение детей с ограниченными          2002-2005г.г.                   Отдел образов,
                               возможностями здоровья в общеобразовательных                                 руковод.ОУ
                               учреждениях.


2.  Обновление содержания      2.1. Создать банк данных о детях с              2003г.                       Отдел образов.,
    и                          ограниченными                                                                руководит. ОУ
    технологий                 возможностями здоровья, нуждающихся в
    образования.               патронировании
                               в системе образования и обучающихся на дому.
                                                                            
                               2.2. Переход начальных классов на новые       с 01.09.2002                       "-"
                               учебные
                               планы для обучающихся, воспитанников с
                               отклонениями в развитии (приказ 
                               Министерства образования  
                               N 29/2065 от 10.04.2002).
                                                                            
                               2.3. Переход старших классов на новые         с 01.09.2003                  Отдел образов.,    
                               учебные                                                                     руководит.ОУ
                               планы для обучающихся, воспитанников с
                               отклонениями в развитии.

                               2.4. Расширение профиля трудовой              2002/2003г.г.                     "-"
                               подготовки воспитанников
                               (девочек) с целью социальной адаптации по
                               программе С.Л.Мирского "Подготовка младшего
                               обслуживающего персонала" специальных 
                               (коррекционных)образовательных
                               учреждений УШ вида (8-9 кл.).

                                      4. Развитие воспитания в системе образования:


1.      Развитие сети.         1.1. Открыть филиалы учреждений            2002-2005г.г.   текущее          Отдел образов.,
                               дополнительного                                            финансирование   руководит. ОУ
                               образования на базе общеобразовательных школ:
                               - СЮТ - на базе В-Туломской СОШ (прикладные
                               графические программы), Междуреченская, 
                               Пушновская,Туломская,Кильдинская, 
                               Кицкая СОШ (деревообработка), Шонгуйская,
                               Туманненская СОШ (прикладное творчество),
                               Пяйвенская ООШ (начальное техническое 
                               моделирование)Килпъяврская СОШ 
                               (судомоделирование);
                               - ДЮКФП - на базе В-Туломской, Молочненской,
                               Туманненской СОШ, д/дома в г.Кола (спортивное
                               ориентирование);
                               - ДЮСШ - на базе Кильдинской,Междуреченской,
                               Пушновской, В-Туломской СОШ;
                               - ДДТ - на базе Туманненской, Шонгуйской СОШ
                               (эколого-биологическое направление), 
                               Молочненской, Зверосовхозской СОШ
                               (культурологическое направление).

                               1.2. Создать центры дополнительного        2003-2005г.г.   200 тыс.руб.    Отдел образов.,
                               образования                                               (120 тыс.руб.,   администрация
                               детей на базе МСОШ N 1, МСОШ N 3, Туломской,               80 тыс.руб.)    МО пМурмаши и
                               Молочненской,Зверосовхозской СОШ.                                          п.Молочный,
                                                                                                          руководит. ОУ
                                                                                                                                                           
                               1.3. Открыть музеи в Шонгуйской, Туломской, 2002-2005г.г.                  Отдел образов.,                                   
                               Пушновской,                                                                руководит.ОУ
                               Туманненской СОШ, МСОШ N 3, Пяйвенской ООШ.  
                                                                                           
                               1.4. Открыть координационный Центр             2003г.      текущее              "-" 
                               начального                                                 финансирование    
                               конструирования на базе СЮТ.                                                   

                               1.5. Открыть "Школу безопасности", клуб          "-"                            "-"
                               "Безопасное                                                                    
                               колесо" на базе ДЮКФП.

                               1.6. Создать районный координационный Центр      "-"                            "-"
                               туристско-краеведческого                                                    
                               движения учащихся "Отечество мое - Кольская
                               земля"на базе ДЮКФП.                                
                                                                                                             
                               1.7. Создать районный координационный Центр       "-"                           "-"
                               по работе с детскими общественными движениями,
                               организациями на базе ДДТ.

                               1.8. Открыть координационный Центр                "-"                           "-"
                               экологических знаний на базе ДДТ.

2.      Обновление содержания  2.1. Проведение экспертной оценки новых   2002-2005 г.г.                   Отдел образов.,
        и                      модифицированных                                                           руководит. ОУ
        программно-методическо программ по всем направлениям.
        го                                                                  
        обеспечения            2.2. Введение регионального компонента в           "-"                          "-"
        дополнительного        содержание
        образования.           образовательных программ разных профилей.     

                               2.3. Разработать и апробировать                    "-"                          "-"
                               универсальную
                               модульную программу кружков начального
                               конструирования на базе СЮТ.

                               2.4. Провести районный конкурс проектов    2004/2005г.г.                   Отдел образов.,
                               программ                                                                   РМК,
                               по гражданскому и патриотическому воспитанию                               руководит.ОУ
                               обучающихся и воспитанников.                              
                                                                                                             
                               2.5. Принять участие в областном конкурсе  2002-2004г.г.                   Отдел образов.,                                 
                               "Лучшее учреждение дополнительного                                         руководит.ОУ
                               образования" (в рамках
                               Всероссийского конкурса).

3.      Совершенствование      3.1. Разработать критерии эффективности    2002/2003г.г.                   Отдел образов.,
        содержания             воспитательной                                                             РМК
        и форм воспитания      работы.
        обучающихся                                                         
        и воспитанников.       3.2. Осуществление мониторинга развития            "-"                           "-"
                               воспитательных
                               систем в образовательных учреждениях.         

                               3.3. Провести районный конкурс проектов      Ежегодно        10 тыс.руб.         "-"
                               воспитательных
                               систем ОУ в рамках Всероссийского конкурса.   
                                                                                                          
                               3.4. Создать психолого-педагогические     2002-2005г.г.     100 тыс.руб.    Отдел образо.,
                               службы в Кицкой, Пушновской СОШ,                                            руководит.ОУ
                               Пяйвенской ООШ, Лопарской,                                    
                               Причальненской НОШ.                                                            

                               3.5. Развитие самоуправления в ОУ.             "-"                               "-"

                               3.6. Развитие волонтерского движения среди     "-"                               "-"
                               старшеклассников по профилактике наркомании, 
                               токсикомании и  других
                               антиобщественных явлений в детской
                               молодежной среде.
                                                                             
                               3.7. Создание системы профессиональной                                
                               ориентации  учащихся:                                                                    
                               - разработка педагогических технологий      2002-2004г.г                         "-"                                     
                               воспитании и развития личности сельского 
                               школьника в условиях разновозрастного 
                               объединения (Кицкая, Пушновская,
                               Урагубская, Зверосовхозская СОШ);

                               - внедрить в практику работы ОУ             2002/2004г.г.                  Отдел образов.,
                               научно-методические                                                        РМК,
                               разработки, обеспечивающие развитие                                        руководит.ОУ
                               гражданского,экономического, экологического, 
                               физического,эстетического,
                               нравственного воспитания учащихся и
                               воспитанников.

4.      Создание условий для   4.1. Реализовать районные программы:
        социальной             - по профилактике злоупотребления ПАВ в       2002г.                       Отдел образов.,
        поддержки и            образовательной                                                            руководит. ОУ
        реабилитации           среде;
        подростков, в т.ч. с
        девиантным                                                          
        поведением.            - "SOS".                                  2003/2004г.г                          "-"    
                                                                            
                               4.2. Продолжить практику проведения          Ежегодно                           "-"
                               комплексных профилактических операций: 
                               "Подросток", "Здоровье",                                   
                               "Семья", "Лидер" и др.

                               4.3. Развивать сеть оздоровительных лагерей    "-"                               "-"
                               в период школьных каникул.

                               4.4. Внедрить в практику работы школ       2002-2005г.г.                         "-"   
                               (Шонгуйской, Кильдинской, Зверосовхозской, 
                               Молочненской,Пушновской,
                               В-Туломской СОШ) целевые программы,
                               направленные на профилактику зависимости ПАВ.

                               4.5. Курсовая подготовка педагогов и            "-"        50 тыс.руб.           "-"
                               специалистов
                               отдела образования по методике работы с
                               безнадзорными детьми, профилактике наркомании.

                                  5. Государственные и социальные гарантии обучающихся:


1.      Расширение и           1.1. Реорганизовать Кольскую среднюю         2002г.                        Администрация 
        дифференциация         школу-интернат                                                             МО Кольский
        сети учреждений для    в детский дом.                                                             район, отдел
        детей-сирот                                                                                       образов.
        и детей, оставшихся
        без                                                                 
        попечения родителей.   1.2. Продолжить реализацию программы     2002/2005г.г.   внебюджетные      Отдел образо-                    
                               "Приемные  семьи".                                       средства          вания 
                                                                                                             
                               1.3. Открыть на базе детского сада       2003/2005г.г.   1270 тыс.руб.     Администрация                                      образования,
                               N 22 п.Междуречье                                                          МО Кольский
                               интернатную группу круглосуточного                                         район, отдел
                               пребывания для детей из социально-                                         образов.
                               неблагополучных и малообеспеченных                            
                               семей.                                                       

                               1.4. Формирование воспитательных групп   2002-2005г.г    текущее           Руководители
                               по семейному разновозрастному принципу                   финансирование  
                               в детских домах и школе-интернате.

2.      Совершенствование      2.1. Продолжить работу по                 Ежегодно                         Отдел образов.,
        условий                профориентации детей,                                                      руковод. ОУ
        для социализации       лишенных родительского попечения, для
        воспитанников          поступления
        детских домов и        их в Нахимовское училище г.С-Петербурга.     
        школы-интерната.
                               2.2. Устройство детей, лишенных              "-"                                "-"
                               родительского
                               попечения, в учреждения начального          
                               профессионального образования.                               
                                                                                                             
                               2.3. Провести районный смотр учреждений    2003/2004г.г.                   Отдел образов.
                               господдержки.                                
                                                                                                             
                               2.4. Создать условия для участия учреждений
                               государственной
                               поддержки в областном смотре.               2002/2003г.г.     текущее          "-"
                                                                                             финансирование
                               2.5. Создать условия для занятости            Ежегодно                         "-"
                               воспитанников
                               учреждений государственной поддержки в
                               экологических и трудовых бригадах.

                               2.6. Ввести в штатные расписания учреждений  2002/2003г.г.    текущее           "-"
                               государственной                                               финансирование
                               поддержки ставки педагогов дополнительного
                               образования.

3.      Обеспечение охраны     3.1. Организовать летний отдых               Ежегодно        300 тыс.руб.  Администрация 
        здоровья               детей-сирот идетей,                                                        МО Кольский                 
        обучающихся и          оставшихся без попечения родителей.                                        район, отдел
        воспитанников.                                                                                    образов.
                                                                           
                               3.2. Создать условия для рационального     2002-2005г.г.    текущее        Отдел образов.,        
                               питания                                                     финансирование руководит.ОУ
                               обучающихся и воспитанников.                 
                                                                                             
                               3.3. Обеспечить детские дома и                  "-"         100тыс.руб.    Администрация 
                               школу-интернат                                              внебюджетные   МО Кольский 
                               спортивным оборудованием, инвентарем для                    средства       район, отдел
                               развития трудовых навыков, спортивных и                                    образов.,                                     
                               художественных                                                             руковод.ОУ
                               интересов и способностей воспитанников.

                               3.4. Оснащение медицинских и физиокабинетов     "-"            "-"              "-"
                               учреждений
                               господдержки медицинским оборудованием.

4.      Методическое           4.1. Обобщить опыт работы:
        обеспечение            - детского дома "Журавушка" по теме        2002/2003г.г.                    Отдел образов.,
        социальной защиты и    "Подготовка                                                                 РМК
        охраны                 воспитанников к самостоятельной жизни";
        детства.                                                            
                               - СКОУ-8 по теме "Подготовка детей с             "-"                               "-"
                               недостатками
                               в физическом и умственном развитии к жизни в
                               современном обществе";                                                                     

                               - детского дома по теме "Модель комплексной   2004/2005г.г.                Отдел образов., 
                               диагностики,профилактики и коррекции                                       РМК
                               социокультурной и педагогической запущенности 
                               детей и подростков.

                                    6. Модернизация системы управления образованием:


1.      Оптимизация            1.1. Создать систему мониторинга и            2002-2005г.г.                Отдел образов.,
        муниципальной          прогнозирования
        нормативно-правовой    системы образования района.
        базы                                                                                              Отдел образов.
        управления             1.2. Разработать критерии оценки:             2002/2003г.г.                РМК
        образованием.          - качества образования в районе;
                               - качества воспитательной деятельности ОУ;
                               - качества дополнительного образования в
                               районе;
                               - эффективности методической работы.

2.      Освоение технологий    2.1. Ежегодно публиковать в средствах           Ежегодно                   Отдел образов.,
        управления             массовой
        по результатам.        информации доклад о состоянии системы
                               образования Кольского района.                             
                                                                                                           
                               2.2. Провести конкурс программ развития        2003/2004г.г.               Отдел образов.,
                               образовательных учреждений.                                                РМК, руковод.ОУ
                       
3.      Повышение              3.1. Разработать порядок определения размера  2002/2003г.г.                Отдел образов.,
        эффективности          платы за проведение процедур 
        использования          лицензирования и  аттестации     
        бюджетных              ведомственных образовательных учреждений.                                                               
        средств.                    
                               3.2. Сформировать пакет документов по               "-"                           "-"
                               оказанию образовательными учреждениями                             
                               платных услуг.                                                                        

                               3.3. Разработать и реализовать мероприятия    2002-2005г.г.                Отдел образов.,
                               по энерго и ресурсосбережению в учреждениях                                руковод.ОУ
                               образования.

                               3.4. Организовать повышение квалификации      2002/2003г.г.                Отдел образов.
                               руководителей и специалистов учреждений 
                               образования, ответственных
                               за эксплуатацию здания и сооружений.

                                          7. Кадровое обеспечение образования:

1.      Реализация механизмов  1.1. Осуществлять мониторинг кадрового          Ежегодно                   Отдел образов.,
        прогнозирования        обеспечения    и качественного                                             РМК, руковод.ОУ   
        потребностей системы   состава педагогических   кадров                                              
        образования            в образовательных учреждениях района.                                                                            
        в педагогических      
                               1.2. Разработать и реализовать в             2002-2004 г.г.                       "-"
                               образовательных учреждениях систему 
                               прогнозирования и планирования                                  
                               профессионального роста педагогических                                       
                               работников.                                                                    

                               1.3. Изучить потребности в профессио-        2002/2003г.г.                 РМК, руковод.ОУ
                               нальной переподготовке педагогов на 
                               этапе структурной перестройки
                               системы образования и в связи с 
                               изменением коньюктуры рынка труда.

                               1.4. Обеспечить опережающее изучение         2002-2005г.г.                       "-"
                               потребности
                               в получении высшего образования педагогами:
                               а) обеспечить поступление в высшие учебные    
                               заведения специалистов со средним 
                               специальным образованием:                                                                  
                               - из дошкольных учреждений - 15%;
                               - из общеобразовательных учреждений - 3%;
                               - из учреждений дополнительного 
                               образования - 5%                                                        
                               б) создать условия для переподготовки        2002-2005г.г.    100тыс.руб.   РМК,руковод.ОУ   
                               педагогов и руководителей в соответствии 
                               с социальным заказом:                                     
                               - педагог-психолог - 6 чел.;
                               - учитель-логопед - 2 чел.;
                               - социальный педагог - 5 чел.;                                               
                               - менеджмент в образовании - 9 чел.;                                         
                               - олигофренопедагогика - 3 чел.                                                
                                                                                                           
                               1.5. Привлечь инженерно-технических         2003/2004г.г.                  Отдел образов.,                                           
                               работников для профильного обучения                                        руководит.ОУ
                               учащихся Ш ступени. 

                               1.6. Обеспечить участие выпускников         Ежегодно                            "-"
                               образовательных учреждений в целевом 
                               приеме в МГПИ, МПК и в педагогические                                                               
                               ВУЗы других регионов.                                                          
                                                                                            
                               1.7. Совершенствование совместной работы с  2002-2005г.г.                  Отдел образов.,
                               Центром занятости по направлениям:                                         РМК, руководит.
                               - реализация заявок на трудоустройство                                     ОУ
                               педагогов;
                               - организация выставок, учебных мест для                                     
                               выпускников района;
                               - тестирование выпускников на
                               профпригодность;
                               - переподготовка высвобождающихся педагогов
                               из образовательных учреждений.

                               1.8. Реализовать систему диагностики и           "-"                       Отдел образов.,
                               прогнозирования образовательных                                            РМК
                               потребностей руководящих и педагогических
                               кадров. Краткосрочное обучение руководителей
                               образовательных учреждений на договорной 
                               основе с МОИПКРО.

                               1.9. Организовать совместную работу с      2002-2005г.г.                       "-"
                               центральной районной библиотекой по 
                               направлениям:
                               - создание базы педагогических данных
                               содержательного и справочного характера;
                               - накопление фондов обучающих программ и
                               компьютерных технологий обучения;
                               - оказание методической и консультационной
                               помощи педагогам по оптимальному 
                               использованию имеющейся информации.

                           8. Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений:

1.      Строительство и        1.1. Построить спортивный зал в           2002-2005г.г.   22 млн.руб.,     Администрация
        реконструкция          Урагубской СОШ.                                           областной        МО
        зданий и сооружений.                                                             бюджет другие    Кольский район
                                                                                         источники
                                                                                         финансирования
                                                                             
                               1.2. Завершить строительство школы-      2002/2004г.г.    10,8 млн.руб.              
                               сада в  п.Лопарская.                                      федеральный 
                                                                                         бюджет
                               1.3. Выполнить реконструкцию спального   2002-2005г.г.    3 млн.руб.
                               корпуса КСШИ                                              местный бюджет                              
                               
                               1.4. Завершить строительство школьных        2005г.       500тыс.руб.
                               мастерских Пушновской СОШ.                                 местный бюджет 

2.      Развитие               2.1. Обеспечение ОУ:
        материально-техниче-  - учебной и учебно-методической литературой;  2002г.       593 тыс.руб.       Отдел
        ской базы.            - аттестационно-бланочной и                   2003г.       620 тыс.руб.       образования,
                               учебно-педагогической                        2004г.       650 т ыс.руб.      руководит. ОУ
                               литературой;                                 2005г.       650 тыс.руб.
                                                                            
                               2.2. Обеспечить технологическим              2003г.       466 тыс.руб.
                               оборудованием столовые ОУ;                   2004г.       100 тыс.руб.
                                                                            
                               2.3. Реализация проекта компьютеризации   2002/2003г.г.   309 тыс.руб.       МО Кольский
                               городских                                                                    район
                               и поселковых школ (Кильдинская, В-Туломская,              150 тыс.руб        МО пМурмаши                   
                               Шонгуйская СОШ, ОСОШ, МСОШ N 1, МСОШ                      100 тыс.руб.       МО пМолочный  
                               N 3, Туманненская,Молочненская СОШ.                        54 тыс.руб.       МО пТуманный                                    
                                                                                                                                                                               
                               2.4. Приобретение мебели в учреждения         2000г.      250 тыс.рб.        Администрация
                               господдержки.                                 2003г.      300 тыс.руб.       МО Кольский
                                                                             2004г.      350 тыс.руб.       район, отдел
                                                                             2005г.      400 тыс.руб.       образов.
                                                                 
                               2.5. Приобретение ученической мебели в ОУ.    2002г.       60 тыс.руб.            "-"
                                                                             2003г.       75 тыс.руб.
                                                                             2004г.       85 тыс.руб.  
                                                                             2005г.       90 тыс.руб. 
                                                                            
                               2.6. Обеспечить ОУ спортивным оборудованием   2003г.       200 тыс.руб.           "-"
                               и спортинвентарем.                            2004г.       120 тыс.руб.
                                                                             2005г.       120 тыс.руб.



                               2.7. Приобрести учебное оборудование для      2002г.       120 тыс.руб.           "-"
                               практических                                  2003г.       120 тыс.руб.
                               занятий по физике, химии, биологии.           2004г.       150 тыс.руб.
                                                                             2005г.       150 тыс.руб.
_________________________________________________________________________________________________________________________




Информация по документу
Читайте также