Расширенный поиск

Постановление Администрации города Мурманска от 14.11.2007 № 1524

 
     
     
     
                    АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА
      
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     14. 11. 2007                                         N 1524
     
             О прогнозе социально-экономического развития
          муниципального образования г. Мурманск на 2008 год
           и основных параметрах прогноза на 2009-2010 годы


     На основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Мурманской области  "О
прогнозировании   и   программах   социально-экономического   развития
Мурманской области" от 25. 03.  1999 N 137-01-ЗМО, пункта 2 статьи  45
Устава   муниципального   образования   город   Мурманск,   в    целях
осуществления  ежегодного   стратегического  планирования   социально-
экономического развития города п о с т а н о в л я ю:
     1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития
муниципального образования  г.  Мурманск   на  2008  год  и   основные
параметры прогноза на 2009-2010 годы (приложения N 1, N 2, N 3, N 4).
     2. Редакции  газеты   "Вечерний  Мурманск"  (Шиганов   В.  В.   )
опубликовать настоящее постановление с приложениями N 3 и N 4.
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя главы администрации города Мурманска Штырхунова В. Н.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
     
       
     Глава муниципального образования
     город Мурманск          М.Ю. Савченко


                                                 Приложение N 3
                                        к постановлению администрации
                                                города Мурманска
                                            от 14. 11. 2007 N 1524

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     к прогнозу социально-экономического развития муниципального
  образования г. Мурманск на 2008 год и основным параметрам прогноза
                          на 2009-2010 годы
     Демографические показатели
     По оценочным данным среднегодовая численность населения города  в
2007 году составит 316, 5 тыс. чел.  на 0,9%  меньше чем в 2006  году.
Продолжается устойчивый  рост  рождаемости: в  текущем году  ожидается
рост  коэффициента рождаемости  до  10 человек  на  1000 населения  по
сравнению с 9,4  в прошлом году. Исходя из установившихся тенденций, в
2007  году  рост  рождаемости  составит  около  6%,  число  родившихся
превысит  уровень  прошлого  года   на  179  человек  достигнув   3180
родившихся. Сегодня на 100 женщин фертильных возрастов приходится 5, 8
родившихся детей, что на 7% выше уровня прошлого года. Рост обусловлен
демографической  политикой   страны,   направленной  на   материальное
поощрение женщин, родивших второго и более детей, а также вступление в
активный детородный  возраст женщин  1984-85 годов  рождения, когда  в
Мурманске наблюдался самый высокий рост рождаемости.
     В связи с постепенным старением и миграционными процессами растет
средний возраст населения, сегодня его  цифра находится в пределах  40
лет.  Несмотря  на  то,  что в  текущем  году  коэффициент  смертности
оценочно сократится  с  13,5  до  11,8   человек  на  1000  населения,
смертность остается еще очень  высокой. Особенно тревожная ситуация  в
городе  наблюдается в  онкологии.  Рост смертности  от  онкологических
заболеваний (только  в текущем  году  рост 110%)  приводит к  снижению
возраста  умерших  и  сокращает  продолжительность  жизни.  Сегодня  в
большинстве  (более чем  в  80%)  случаев причиной  смерти  становятся
различные заболевания - более половины умерших(57%) умерли от болезней
системы  кровообращения,  15%  от  новообразований,  12%  умирают   от
несчастных случаев,  отравлений и  травм. Ежегодно  на тысячу  жителей
умирает более 10 человек (1%).
     В результате положительных  изменений в демографической  ситуации
города  в  текущем  году  ожидается  заметное  повышение  коэффициента
естественного прироста  с -4,1 до -1,8,   стабилизация    миграционной
убыли на уровне прошлого года в размере 2,3 тыс. человек.
     Согласно прогнозным  данным,  в  ближайшие  3  года  наметившиеся
тенденции   в   демографической   сфере   сохранятся.   В   частности,
миграционная убыль останется на достигнутом уровне, не превышающем  2,
3 тыс. человек, а к 2010 году сократится до 2,2 тыс. человек.
     В реалистичном варианте прогноза предполагается рост  рождаемости
100,6% в 2008 г оду, 101,5% в 2009 и 102,2%  в  2010. При  этом  более
медленное сокращение смертности составит: 99, 7%) в 2008 году к уровню
текущего  года,  98,6%  в  2009 году, 98,3%  в 2010 году.  Коэффициент
естественного  прироста  достигнет  значения -1  к  2010  году.  Таким
образом, темпы сокращения численности населения установятся на  уровне
99,1%) в 2008-2009 годах и достигнут 99,2% к  2010 году.  В результате
этого  ежегодное сокращение  численности  населения составит  менее  3
тысяч человек:  в 2008  году 2,9   тыс. человек,   в 2009-  2,7   тыс.
человек,  в  2010-2,5  тыс. человек.  Среднегодовая        численность
населения в 2009 году прогнозируется на уровне 313,6 тыс.  человек,  в
2009 - 310,9 тыс. человек,   в 2010  - 308,4   тыс.  человек (97,4%  к
текущему году).
     В оптимистическом   варианте   прогноза   прогнозируется    более
динамичное  увеличение  рождаемости   и  сокращение  смертности.   Так
ежегодный  рост  рождаемости  составит  чуть  более  103%.  При   этом
коэффициент рождаемости вырастет в 2008 году на 0, 5 до 10,5, в   2009
-до 10,9,   в 2010  - до  11,3  максимально  приблизившись  к   уровню
коэффициента смертности  (11,5).  Ежегодное  сокращение числа  умерших
прогнозируется на уровне 98,1%.
     Таким образом, коэффициент  естественного прироста на  протяжении
прогнозируемого периода стремится к нулевому значению и по  прогнозным
данным  к 2010  году  достигнет  значения  -0,2. Ожидается,   что  при
благоприятных  условиях   численность   населения  будет   сокращаться
ежегодно на 0,8%: в  2008 году на 2,7 тыс.  человек,  в  2009 - на 2,5
тыс. чел., в 2010 - на 2, 3 тыс. чел. и к 2010 году составит 309  тыс.
человек (97,6% к текущему году).
     Основными демографическими    проблемами   остаются    сокращение
детского  населения,  старение населения,  снижение  продолжительности
жизни, рост заболеваемости  населения, становящейся основной  причиной
смерти,  миграционная  убыль.  Улучшение ситуации  возможно  в  случае
решения    важнейших    социальных    вопросов:    развития    системы
здравоохранения   и   образования,  повышения   роста   благосостояния
населения,  обеспечения  доступным жильем.  Достижение  положительного
социального  эффекта возможно  в  случае законодательного  закрепления
определенных стандартов в области социальной ответственности  бизнеса,
направленных на развитие человеческого капитала, создание необходимого
в современных условиях уровня социальных гарантий и условий труда.
     Производство товаров и услуг
     По оценочным  данным   объем  отгруженных  товаров   собственного
производства, выполненных  работ, услуг  обрабатывающих производств  в
текущем году составит 8,4 млрд.  руб., 99,9%  по  сравнению с  прошлым
годом.  Самые высокий  темп  производства наблюдается  в  производстве
кожи, изделий из нее и  обуви (175,1%), рост  произойдет  производстве
строительных   материалов   (111%),  электрооборудования   (110%),   в
полиграфической деятельности  (108%), и  прочих производствах  (103%).
Сохранится традиционное снижение в текстильном и швейном  производстве
(91,7%),  очередной спад произойдет в металлургической  промышленности
(92%), остается кризисной ситуация в сфере судоремонта(65,2%).
     В прогнозируемом  периоде   уровень  промышленного   производства
сохранится на уровне достигнутых объемов в текущем году в производстве
изделий  из  кожи   и  обуви,  электрооборудования,   металлургической
промышленности.  Рост  выпуска  продукции  ожидается  в   производстве
неметаллических минеральных  продуктов на уровне  1-2% в  реалистичном
варианте и на 3-4% в  оптимистическом, что связано с открытием  нового
производства по  добыче  щебня, эксплуатацией  асфальтового завода.  В
ближайшее  время  должен  быть  запущен  бетонный  завод  всесезонного
исполнения по производству готовой смеси.
     В полиграфической промышленности ожидается рост в будущем году на
5-10% в  соответствующих   вариантах   прогноза,  который   обусловлен
увеличением   заказа   на  полиграфическую   продукцию   агитационного
характера, связанной с предстоящей предвыборной кампанией. Продолжится
снижение в текстильном и швейном производстве. В реалистичном варианте
сохранится    снижение    показателей    деятельности    судоремонтных
предприятий, в оптимистическом предусмотрено проведение  предприятиями
комплекса  мер по  выходу  из  кризиса. Наиболее  динамичное  развитие
ожидается в прочих производствах.
     Определяющее значение  в   развитии  обрабатывающих   производств
по-прежнему играет пищевая  промышленность, доля  которой в 2007  году
вырастет  с  46%  до 53%.  Объем  промышленного  производства  пищевой
промышленности по предварительным данным  в  текущем году составит 4,5
млрд. руб., на 10% больше по сравнению с прошлым годом. При этом  доля
рыбоперерабатывающей  промышленности  в пищевой  сокращается,  уступая
место  динамично   развивающейся    мясной  промышленности  (24,6%   в
2006 году, 27,2% в 2007).
     В 2007 году по предварительным данным рыбопереработка  сократится
до 94,5%  (2 млрд. руб. ), ее доля в общем объеме производства пищевой
промышленности составит 46%  против 52%) в  прошлом году. В  ближайшей
перспективе промышленного  роста в рыбопреребатывающей  промышленности
не   ожидается  -   реалистичный   вариант  прогноза   предусматривает
сохранение достигнутых  объемов выпуска  продукции. В  оптимистическом
варианте предусмотрен рост 102,3%.
     Наибольших успехов достигла мясная промышленность. В текущем году
по  предварительным  данным  рост составит  121,1% до  уровня более  1
млрд. руб.  доля в  общем объеме  производства пищевой  промышленности
вырастет до  33% против  27,5%  в  2006  году. Стремительное  развитие
отрасли  обусловлено  динамичным  ростом  производства   дорогостоящих
мясных продуктов,  в частности, колбасных  изделий, расширением  рынка
производителей и поставщиков мясной продукции. Прогнозом предусмотрено
небольшое замедление темпов роста мясной и колбасной продукции  исходя
из того, что  рынок потребления ограничен.  Таким образом, после  2008
года произойдет незначительный спад показателей индексов производства,
а  в  2009-2010  гг.   продолжится  дальнейший  рост  в  пределах   не
превышающих 10% в  обоих прогнозных вариантах. Максимальный  ожидаемый
объем производства в 2010 году колбасных изделий превысит 6 тыс.  тонн
(на 20% больше  к текущему периоду),  мясных субпродуктов на  четверть
больше - 4 тыс. тонн, полуфабрикатов около 5 тыс. тонн (175% к  уровню
2007 года).
     Положительные тенденции в  развитии хлебопекарной  промышленности
связаны  с  наращиванием  объемов  производства  новым   хлебозаводом,
мощности которого превосходят объемы выпуска крупнейших  хлебопекарных
предприятий  города на  1000  тонн (на  20%).  По оценочным  данным  в
текущем  году рост  производства  достигнет  136,8%.   Наряду  с  этим
опережающими темпами более 10% в год растет производство  кондитерской
промышленности,  доля которой  устойчиво  увеличивается приближаясь  к
20%) в 2008-2009 гг и при благоприятных условиях превысит  22% в 2010.
В прогнозируемом  периоде  ожидается  сохранение  тенденций  к   росту
производства основных товаропроизводителей по данным группам  товаров.
После 2008  года индекс  производства снизится  с 5%  и сохранится  на
уровне 3%  в 2009-2010  годах  в обоих  вариантах прогноза.  Ожидаемый
объем выпуска  хлебобулочных изделий  на конец  прогнозного периода  в
оптимистическом  варианте  составит  более 15  тонн  (105%   к  уровню
текущего года), кондитерских изделий - более 1 тыс. тонн, на  четверть
больше по сравнению с 2007 годом.
     В мукомольно-крупяной  промышленности  в текущем  году  ожидается
рост производства  к прошлому  году 101,1%,   на  период 2008-2010  гг
прогнозируется значительный рост показателей индексов производства  на
7% в  2008 году,  в 1,5 раза  в 2009 г.  и  на  27%" в  2010. В  целях
сохранения   производства   комбината  хлебопродуктов   разработан   и
утвержден  проект  региональной  целевой программы  по  поддержке  ОАО
"Мурманский комбинат  хлебопродуктов" предусматривающий  реконструкцию
комбикормового  цеха  предприятия   за  счет  собственных  средств   и
привлечения кредитов,  а также государственную  поддержку для  закупки
зерна,  который  позволит  увеличить  объемы  производства,   повысить
качество  и расширить  ассортимент  выпускаемой комбинатом  продукции.
Ожидается, что в связи с успешной реализацией национального проекта по
развитию АПК и соответственно дальнейшим ростом показателей сельского
хозяйства предприятий области  соответственно будет расти  потребление
корма. Реалистичный  вариант прогноза  предполагает к  2010 году  рост
выпуска комбикормов в 2 раза, оптимистический - в 3 раза.
     Исходя из  вышеизложенных  тенденций  общий  объем   производства
пищевой  промышленности  в   прогнозируемом  периоде  будет  расти   в
2008-2009гг более чем на  4-7% и на 3-5%  в 2010 г. в  соответствующих
прогнозных вариантах.
     Соответственно, общий    объем    производства     обрабатывающей
промышленности в 2008-2009 гг будет  расти чуть более чем на 2-5% и  в
2010 году на 1-3% в соответствующих вариантах прогноза, достигнув  при
благоприятных условиях на конец прогнозного периода 11,6 млрд. руб.
     Динамичного роста добывающих производств,  не смотря на  развитие
строительной деятельности, пуска дробильно-сортировочного комплекса по
производству щебня на строительство дорог, на возведение домов на базе
месторождения   строительного    камня    в   карьере    "Чигарпакенч"
производительностью до 200  кубометров в час,  не ожидается. Щебень  с
открытой  дробилки  является   сырьем  для  Мурманского   передвижного
асфальтового завода, приобретенного  ММУП трест "Спецдорстрой"  осенью
2006  г.  В  текущем году  ожидается  индекс  производства  добывающих
предприятий на уровне 98,6 % к   2006 году.  В прогнозируемом  периоде
темпы роста составят: в 2008 году 102, 3-105,6%, в 2009 - 101,4 - 104,
5% и в 2010 году 101, 2-103,8%) в  соответствующих вариантах прогноза.
     Производство и распределение электроэнергии, газа и воды составит
4,9  млрд. руб.  (100%)  к  2006 году)  в  1,7  раза   меньше   объема
производства  обрабатывающих   производств.  Прогнозом   предусмотрено
сохранение достигнутых объемов. Развитие электросетевого хозяйства  за
счет внедрения  новых энергоемких мощностей  предусмотрено за  рамками
прогнозного периода.
     В целом    объем    промышленного    производства     мурманскими
предприятиями, треть которого приходится на энергетические предприятия
города, в 2007  останется практически на уровне  2006 года (99,  98%),
снижение  на   0,02  процентного   пункта   обусловлено    сокращением
произведенных  работ  в  предприятиями  ведущих  сфер   промышленности
города:  рыбопереработке  и  судоремонте.  В  прогнозируемом   периоде
ожидается   небольшой   рост   индекса   промышленного    производства
промышленности  города:  в  реалистичном   варианте  -  более  1%,   в
оптимистическом - 104-102,5%). Т. о. рост  промышленного  производства
значительно отстает  от роста реальной  зарплаты и  производительности
труда, а  также  роста потребления.  В  будущем возможно  нефтегазовый
сектор сможет стать локомотивом роста городской экономики.
     Рыболовство, рыбоводство
     Объем отгруженных товаров собственного производства,  выполненных
работ и услуг собственными  силами по виду деятельности  "Рыболовство,
рыболовство" в текущем  году превысит 14,6  млрд. руб., что   составит
93,2% к уровню прошлого года.
     Улов рыбы и добыча других морепродуктов организаций рыболовства и
рыбоводства сократится  к уровню  прошлого года до 93,4 % (536,8 тысяч
тонн). Успешная работа прибрежного флота, возможность осуществлять лов
за пределами 12-мильной  зоны позволит  в этом году  на 100%)  освоить
выделенную  квоту  на  вылов  тресковых  пород  рыб.  Ожидаемый  объем
производства  товарной  пищевой   рыбной  продукции  всего  с   учетом
береговой рыбопереработки  составит 496,3   тыс. тонн,  в том числе  в
море 451,3 тыс. тонн.
     Прогнозный расчет  составлен   на   основе  прогноза   возможного
отечественного  вылова  промысловых  объектов  ПИНРО.  Не  смотря   на
небольшое увеличение квоты по тресковым породам роста не ожидается  за
счет сокращения вылова по  другим объектам промысла, главным  образом,
пелагических пород: сельди, путассу, сайки в
реалистическом варианте прогноза ожидается снижение рыбодобычи в  2008
году до 98,7%, в 2009 - до 96%.
     В оптимистическом варианте прогноза с учетом возможного выделения
квоты на мойву в  2009-2010 годах прогнозируется небольшое  увеличение
объемов  добычи. Выпуск  товарной  пищевой  продукции на  борту  судов
практически  сохраниться  на  уровне текущего  года  в  реалистическом
варианте  и   будет   увеличиваться  в   среднем  на   1%   в  год   в
оптимистическом.
     Решение проблемы старения рыбопромыслового флота, износ  которого
по  данным Федерального  агентства  по  рыболовству составляет  68  %,
требует значительных инвестиций. Без федеральной поддержки в  условиях
отсутствия единого  рыбохозяйственного  комплекса, системного  кризиса
судостроительной   промышленности  радикальной   ликвидации   дефицита
мощностей по  вылову  пелагических пород  рыб, обновления  прибрежного
флота маломерных судов успешная работа предприятий  рыбохозяйственного
комплекса невозможна.  Более  активное за  счет поддержки  государства
использование лизинга  в  этой отрасли  позволит значительно  ускорить
обновление современного  состава рыбопромыслового  флота и  обеспечить
загрузку мощностей судостроительных заводов.
     Сельское хозяйство
     Успешное развитие      агропромышленного     сектора      города,
представленного    единственным   сельскохозяйственным    предприятием
"Свинокомплекс   "Пригородный"    является   следствием    проведенной
реорганизации  и   смены  собственника,   значительных  инвестиций   в
модернизацию производства и создание современного конкурентоспособного
сельхозпроизводства,  реализации  национального  проекта  по  развитию
сельского хозяйства.  На сегодняшний  момент свиноводческое  хозяйство
находится на стадии наращивания  объемов выпуска продукции. В  текущем
году поголовье свиней оценочно увеличится  в 1,7 раза  по сравнению  с
прошлым годом, в  результате на 54,6%  возрастет производство  мяса.
Сегодня поголовье свиней  ООО "Свинокомплекс "Пригородный"  составляет
74, 5% в поголовье  области и   насчитывает 35, 6 тыс. голов, на 25,9%
больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
     В прогнозируемый  периоде   с  учетом  реализации   приоритетного
национального    проекта     "Развитие     АПК"    дальнейший     рост
сельскохозяйственного сектора составит около 10%.
     Рынок товаров и услуг
     Наиболее динамично  развивающейся   сферой  городской   экономики
является потребительский рынок  города Мурманска  В течение 2007  года
продолжается  устойчивое  развитие потребительского  рынка  товаров  и
услуг, что обусловлено увеличением доходов населения, ростом  реальной
заработной  платы  и  пенсий, интенсивным  расширением  торговой  сети
крупных фирм.
     Строительство торгово-развлекательных и спортивно-оздоровительных
комплексов формирующее развитую  торговую  инфраструктуру и  индустрию
отдыха  и   развлечений,  приход  новых   федеральных  ритейлоров   на
мурманский  рынок  товаров   и  услуг  обеспечивает  динамичный   рост
потребления  в  городе,  существенно  опережающий  рост  промышленного
производства и  экономики города  в целом.  По предварительным  данным
стремительное развитие торговых сетей в городе обеспечило рост объемов
оборота розничной торговли в текущем году до 38, 9 млрд. руб.  (115%),
оборота общественного питания до 2, 1 млрд. руб. (111,2%).  Продолжает
расширяться сфера  услуг - за  2007 год  объем платных услуг  оценочно
вырастет на 2,5% и достигнет 19,9 млрд. руб., в  т. ч.  бытовых  услуг
на 3,4% до 3,1 млрд. руб.
     Потребительские  расходы  в  расчете  на душу населения в текущем
году по предварительным данным вырастут на 22% и составят 16 тыс. руб.
в месяц (83% от средней заработной платы по городу), их реальное
наполнение увеличится на 13%.
     В прогнозируемом   периоде   согласно   существующим   тенденциям
развития  потребительского рынка  с  вводом новых  объектов  торговли,
расширением   и   роста  доступности   потребительского   кредитования
прогнозируется дальнейший рост потребления. При оптимистичном прогнозе
предполагается,  что  с открытием  новых  магазинов  самообслуживания,
второго мурманского  гипермаркета  "Юбилейный", рост  рынка товаров  и
услуг будет происходить более высокими  темпами и к 2010 году в  сфере
оборота розничной торговли достигнет объема 57,8  млрд. руб., общепита
- 3,1 млрд. руб.,  платных  услуг  - 29,9 млрд. руб., в т. ч.  бытовых
услуг - 4,7 млрд. руб.
     Развитие инфраструктуры  предприятий   общественного  питания   в
центральных и перифирийных районах за счет строительства новых,  ввода
новых посадочных  мест требует исследований  в сфере  потребительского
рынка  для  выработки  рекомендаций  по  размещению  предприятий  сети
общественного  питания  в  районах  города  и  повышения  комфортности
проживания в Мурманске. В целом оценка сети предприятий  общественного
питания Мурманска показывает наличие развитой инфраструктуры. В городе
сегодня   функционирует   312   предприятий   общественного   питания.
Наибольшую долю  занимают кафе, бары  и закусочные.  Вместе с тем,  во
всех  районах  города   не  хватает  магазинов-кулинарий,  буфетов   и
предприятий сети быстрого  питания (пирожковых, чебуречных,  блинных).
Актуальной  проблемой   является  отсутствие   в  городе   предприятий
общественного  питания,  ориентированных  на  организацию  детского  и
семейного отдыха.
     Малое предпринимательство
     По оценочным  данным  в  городе Мурманске  действует  2300  малых
предприятий  -  43%  малых  предприятий  области,  их  доля  в   общей
численности  зарегистрированных   организаций  за   последние  5   лет
увеличилась с 13% до 16%.  Наряду с этим в Мурманске  зарегистрировано
8221    индивидуальный    предприниматель   -    31%    индивидуальных
предпринимателей  Мурманской  области.  Плотность  малого  бизнеса   в
российских городах  очень  различна. Мурманск  входит  в 14%  наиболее
развитых  в этом  отношении  территорий,  где  на 100  тыс.  населения
количество МП составляет более  700 ед. (для сравнения в  19%отстающих
регионах - менее 300 на 100  тыс., в Москве и С-Петербурге около  3000
на 100  тыс. населения,  что приближается к  европейскому уровню).  По
прогнозной оценке количество малых предприятий к 2010 году снизится  и
составит    2200    предприятий,    а    количество     индивидуальных
предпринимателей составит 9150  человек. В оптимистичном прогнозе  эти
цифры будут выглядеть следующим образом, количество малых  предприятий
- 2400 предприятий, индивидуальных предпринимателей - 9700 человек.
     Численность работников   занятых   на  малых   предприятиях,   по
оценочным данным,  составит 21  тыс. чел и  около 20  тыс. чел.  будет
занято индивидуальным трудом. Т. о.  в Мурманске всего в сфере  малого
бизнеса  оценочно   занято  около  30%   работающего  населения,   что
составляет 12,9%) от общей численности жителей. С учетом  коэффициента
семейности  от  развития  данной отрасли  зависит  благополучие  трети
горожан. По  прогнозным оценкам,  к 2010  году численность  работников
занятых в  сфере  малого бизнеса  составит  около 42  тыс.  чел., а  в
оптимистичном  прогнозе достигнет и 45 тыс. чел. (109,8% к 2007 году),
в основном  этот  показатель будет  достигнут  благодаря вовлечению  в
индивидуальное предпринимательство населения города.
     В структуре  малого   бизнеса  в   разрезе  видов   экономической
деятельности основную  долю занимает оптово-розничная  торговля -  50,
9%), различного рода  услуги - 18,5%,  обрабатывающие  производства  -
10,4%,  строительство - 8,3%, транспорт и связь - 6,9%  и  рыболовство
-  4,  1%о.  Численность  работников  занятых  на  малых  предприятиях
распределилась по видам экономической деятельности следующим  образом:
оптово-розничная  торговля - 30%,  обрабатывающие  производства - 23%,
различного рода  услуги- 17%, строительство - 12%,  рыболовство - 11%,
транспорт и связь - 7%.
     По предварительным  данным   оборот   малых  предприятии   города
Мурманска в 2007 году составит 36,7 млрд. руб. (112,9%  к  предыдущему
году), а  к 2010  году  достигнет 52,  9 млрд.  руб., в  оптимистичном
варианте  прогноза  55,8 млрд. руб. (152,1%) к уровню 2007 года).  2/3
оборота малых  предприятий  осуществляют организации  оптово-розничной
торговли - 68,5%, доля  предприятий рыболовства- 11,9%, обрабатывающих
производств - 7,9%, строительства - 5,2%, различного рода услуг- 4,4%,
транспорта и связи - 2%.
     Инвестиции и строительство
     Инвестиции в  основной капитал  в  2007 году  по  предварительным
данным составят около  11 млрд. руб.  на 0,2%)  меньше  по равнению  с
предыдущим  периодом.  Небольшое  снижение  обусловлено   значительным
изменением   структуры  инвестиций   в   текущем  году.   Прекратилось
финансирование средствами сторонних организаций, внебюджетных фондов и
прочих  источников:  средств  вышестоящих  организаций,  от   долевого
участия на строительство, от выпуска корпоративных облигаций,  эмиссии
акций.  Основная  доля  инвестиций пришлась  на  собственные  средства
предприятий, в  2 раза  возросло финансирование  из бюджетных  средств
(гл.  обр. регионального  и  муниципального   бюджетов),   в 5,3  раза
увеличилась сумма выданных кредитов по итогам полугодия текущего года.
Предположительно по итогам года на четверть вырастут вложения за  счет
бюджетных средств, их доля в общем объеме инвестиций вырастет на 4% до
23%, доля  собственных средств  предприятий превысит 34%  против 30  в
2006 году.
     Основными направлениями  инвестирования остаются  модернизация  и
расширение существующих  мощностей в сфере  транспорта, связи,  рыбной
промышленности  и   потребительского   рынка.  Развитие   транспортной
инфраструктуры  города,  рынка   товаров  и  услуг,  строительства   и
промышленного    производства     обуславливают    дальнейший     рост
капиталовложений. В 2008 году  по прогнозным данным рост инвестиций  в
экономику города составит 105,6%),  составив  около 12,5 млрд. руб,  в
последующие годы рост  на уровне 15-17%) обеспечит  к 2010 году  объем
более  19  млрд.  руб.  в  реалистичном  варианте.  В  оптимистическом
варианте  предусмотрен  более  динамичный рост  более  120%  ежегодно,
благодаря которому уровень городских  инвестиций к 2010 году  превысит
25 млрд. руб., что сопоставимо с объемом промышленного производства  в
городе. При благоприятных условиях за 3 года инвестиции вырастут в  2,
5 раза. Реализация данных тенденций возможна при наличии у предприятий
собственных  средств и  возможности  привлекать кредитные  ресурсы,  а
также  увеличения бюджетного  финансирования  в  среднем на  10-20%  в
реалистичном и оптимистичном случаях соответственно.
     Проблема инновационного   развития    упирается   в    отсутствие
инвестиций  в  научные  исследования  и  разработки,  направленные  на
рациональное    использование    ресурсов,    стратегически     важные
перспективные (энергетика, транспорт  и коммуникации, аквакультура)  и
сопутствующие им  отрасли  (судоремонт, рыбопереработка).  Активизация
инвестиционного процесса связанная со строительством крупных объектов,
разработкой  и  освоением Штокмановского  месторождения  ожидается  по
окончании прогнозного периода.
     Сегодня строительная деятельность  в городе активно  развивается.
По объему работ строительного подряда Мурманск в этом году занимает  3
место среди городов  области (в прошлом  5-е). В результате  успешного
завершения  реализации  строительных проектов  по  возведению  крупных
торговых объектов в  городе по итогам 2004-2005  гг, когда впервые  за
несколько лет  рост строительства  достиг своего максимума  - 130%)  и
превысил 4 млрд. руб., объем работ строительного подряда сократился  в
2006 году более чем в 2  раза до  43,1%  и  составил  1, 1млрд.  руб.
В  2007 году  по предварительным  данным  организациями  города  будет
выполнено  работ строительного  подряда  собственными  силами на сумму
более 4 млрд. руб., рост к  уровню  прошлого   года составит   110,1%.
В связи  с тем,  что реализацией   крупных   инвестиционных проектов в
городе будут  заниматься в большинстве случаев   немурманские компании
в прогнозируемом   периоде  ожидается  небольшой  рост   строительного
подряда (1-2%).
     В текущем году ожидается  ввод 11,3  тыс. кв. м   жилья, в т.  ч.
более трети площадей 3,5 тыс. кв. м. индивидуальной  жилой  застройки.
В 2008 году в реалистичном варианте прогнозируется увеличение введения
в строй жилья в основном за счет завершения строительства уже  начатых
объектов.  В  2009-2010  гг. прогнозируется  дальнейший  рост  данного
показателя, причем его оптимистический вариант может быть достигнут во
многом за счет успешного осуществления индивидуальной жилой застройки,
доля которой  в общем  строительства жилья будет  составлять не  менее
20%.
     Строительство крупных  промышленных  объектов  в  области   носит
единичный характер, массовая застройка жилья, осуществляемая ранее  за
счет  бюджетных средств,  в  современных  условиях возможна  лишь  при
внедрении механизмов  ипотечного кредитования,  которое из-за  высоких
процентных ставок по ипотечным кредитам не получили должного  развития
(по  экспертным оценкам  не  более  5-7%  населения на  сегодня  могут
воспользоваться ипотекой). В городе  растет спрос на жилье  повышенной
комфортности,    развивается     строительство    жилых     комплексов
индивидуальной коттеджной застройки из экологически чистых материалов.
В связи  с  этим становится  актуальным  строительство мини-завода  по
производству кирпича и других современных строительных материалов.
     Труд и занятость
     Большую часть населения города  Мурманска (около 70%)  составляют
жители  трудоспособного  возраста.  Ежегодно их  число  сокращается  в
результате старения населения, миграционной убыли, снижения и без того
низкой продолжительности жизни  в результате высокой смертности  среди
трудоспособного   населения   из-за   заболеваемости   и   повышенного
травматизма.  Сегодня  на  десять жителей  в  трудоспособном  возрасте
приходится 1,3  пенсионного  возраста. По  оценочным данным в  текущем
году численность трудовых  ресурсов  сократилась на 2,2% до  225  тыс.
человек, в прогнозируемом  периоде ожидается дальнейшее сокращение  на
уровне чуть более 2% в 2008 году и на 0, 01% в 2009-2010 годах до  218
тыс. человек в  2010 году в  реалистическом варианте и  до 220 тыс.  в
оптимистическом соответственно.
     В экономике города  по оценочным  данным заняты 122  тыс. чел.  -
менее 40% населения, 54,2% жителей  трудоспособного возраста.  В  2007
году по предварительным данным их число сократится менее чем на 1%.  В
целом  по  городу  численность  занятых  в  экономике  будет  ежегодно
увеличиваться  за счет  роста  занятых в  отраслях  и материального  и
нематериального производства. При "оптимистическом" сценарии  развития
экономики,  к 2010  году  предполагается  увеличение числа  занятых  в
строительстве,  торговле  и  общественном  питании,  рыбной   отрасли,
промышленности (предприятия горной металлургии, нефтегазовая отрасль).
Увеличится  потребность работников  в  снабженческой сфере,  компаниях
предоставляющих  услуги  в  области финансов  и  аудита,  страхования,
сделок с  недвижимостью, информационно- вычислительного  обслуживания,
ЖКХ.
     Незначительное снижение  прогнозируемое   на  период  2010   года
связано с  небольшим миграционным  оттоком трудоспособного  населения,
снижением числа занятых в сфере соцуслуг, демографической обстановкой.
     Среднесписочная численность    работников   организаций    города
ежегодно  увеличивается  чуть менее  чем  на  1%.  В текущем  году  по
предварительным данным их численность  составит 139,5 тыс.  человек  -
на 1,1 тыс. больше по сравнению с прошлым периодом.
Большая  часть   работников  по-прежнему   заняты  в  сфере транспорта
и  связи  (21%),  по   10%  приходится   на   сферы   здравоохранения,
госуправления и торговлю,  9% - на  обрабатывающие производства, 8%  -
операции с недвижимым имуществом, менее 5% на остальные сферы. В связи
с  развитием  предпринимательства,  занятости  пенсионеров,   широкого
распространения совместительства  в  прогнозируемом периоде  ожидается
дальнейший рост данного  показателя. По данным мониторинга  городского
рынка труда  дальнейшее увеличение числа  работников в  прогнозируемом
периоде будет происходить, в значительной степени, на предприятиях и в
организациях  государственного  сектора,   а  также  на   предприятиях
торговли  и  общественного питания,  рынка  услуг  и  к 2010  году  по
прогнозным данным достигнет 143,3  тыс. чел. в реалистичном варианте и
143,7 тыс.  в оптимистическом.
     Среднемесячная заработная   плата   работников   предприятий    и
организаций города в  текущем году по  оценочным данным увеличится  на
20% до  19,4  тыс. рублей. С   учетом индекса  потребительских цен  на
товары и  услуги в размере  110,5%  индекс  роста реальной  заработной
платы  одного работника  составит  108,5%.  В  бюджетной  сфере  самый
высокий рост заработной платы  произошел в сфере культуры и  искусства
(135%), при этом ее  размер (10,8 тыс.  руб. ) остается  самым  низким
среди бюджетных  учреждений прочих сфер  деятельности. В  образовании,
где рост заработной платы составил  126%, ее размер  стал на 31%  ниже
по  сравнению   со   здравоохранением,  где   зарплата  в   результате
двукратного  увеличения  в  течение  2007  года  и  выплат  в   рамках
национальных проектов выросла на 24%.
     Соотношение самой  высокой  заработной  платы в  городе  в  сфере
финансовой   деятельности  (31,2  тыс. руб.  ),  где заняты  менее  3%
работников с  самой  низкой в  торговле (7  тыс.  руб., 10%)  занятых)
составляет 4,4 раза. Разрыв  между средней  заработной платой и  самой
высокой в городе составляет 1,9 раза, самая низкая  заработная плата в
городе в 2,5 раза ниже средней по городу.
     Динамика роста зарплат последние годы остается неизменно  высокой
- более 20%.  Темп роста заработной  платы по-прежнему опережает  темп
роста  промышленного производства,  опережающими  темпами растет  лишь
потребительский рынок товаров  и услуг. Реалистичный вариант  прогноза
предполагает   ежегодный   15%-й  рост   средней   заработной   платы,
оптимистичный - 20%. Такой высокий уровень средней зарплаты и динамики
ее роста  будут обеспечиваться  за  счет значительной  доли занятых  в
сфере транспорта и госуправления.
     По прогнозным данным  в следующем году  средняя заработная  плата
составит 21, 5- 22,5 тыс. руб.  в соответствующих вариантах, в 2009  -
24, 7-27 тыс.  рублей, а  к 2010 году  достигнет 28,  5 тыс. рублей  в
реалистичном    варианте  и   32,4   тыс.   рублей    при   реализации
оптимистического  варианта  прогноза.   С  учетом  роста   численности
работников фонд заработной платы  к 2010 увеличится   более  чем в 1,5
раза до 49 млрд. руб. при реализации реалистичного прогноза или до  55
млрд.  в  оптимистическом,   что  сопоставимо  с  оборотом   розничной
торговли.  В   расчете   на  душу   населения   доходы  населения   за
анализируемый трехлетний период возрастут в 1,8  раза с 8,1  тыс. руб.
до 14,9  тыс. руб.
     Уровень регистрируемой безработицы останется на  уровне 0,9  %  -
1,2%   к   трудоспособному    населению.   Среднегодовая   численность
безработных сократиться с 2178 человек в 2007 году до 2092 к 2010 г. в
реалистичном варианте и 2058 в оптимистическом.
     Среди безработных  сохранится  низкая  конкурентоспособность   на
рынке труда  отдельных категорий граждан  (молодежи без  практического
опыта   работы,   женщин,  имеющих   малолетних   детей,   инвалидов),
обусловленная ужесточением требований работодателей.
     Численность пенсионеров  продолжает расти  в  связи со  старением
населения, ростом числа случаев утери трудоспособности. В текущем году
их число возросло по оценочным данным на 1% или на 0, 5 тыс.  человек.
Сегодня  пенсионеры  составляют  треть  общества -  их  доля  в  общей
численности   населения   города   31,7%   (в РФ 27%).    На    одного
пенсионера приходится 2, 2 человека трудоспособного возраста. При этом
100, 5 тыс. пенсионеров обеспечивают 139, 5 тыс. работающих, т. е.  на
одного пенсионера работают 1, 4 работника.
     Доля работающих  получателей пенсий  в  бюджетной сфере  остается
неизменной и составляет  36% в общей  численности занятых в  бюджетной
сфере. Наибольшее  количество пенсионеров традиционно  занято в  сфере
здравоохранения и образования, где их доля на протяжении последних лет
стабильно составляет 37%, в  сфере ЖКХ их  число увеличилось на 3%  до
уровня учреждений культуры и искусства в размере 17%.
     В прогнозируемом   периоде   при  благоприятных   условиях   рост
численности пенсионеров составит от 1 до 1,5%  и составит в 2008  году
101  тыс.   чел.,  в 2009  - 102,4,   в 2010  - 103,3  тыс. чел.   При
реализации реалистического  варианта к  2010 году  их число  достигнет
103,7 тыс. чел.
     Доходы пенсионеров как у всех бюджетников растут медленнее чем  в
коммерческой сфере, в связи с чем растет разрыв в доходах. Численность
населения с денежными доходами  ниже прожиточного минимума на  текущий
момент оценочно  составляет 15,6% ко   всему  населению. В  результате
повышения  зарплат  бюджетникам   в  рамках  реализации   национальных
проектов, проведения  мероприятий программы  по борьбе  с бедностью  и
других социальных  программ, с ростом  величины прожиточного  минимума
число данных категорий граждан будет год от года сокращаться в среднем
на 3%. Так в  реалистическом варианте их  число составит  в 2008  году
14,7 тыс. чел.,  в 2009 -  14,2, в  2010  - 13,8,  при   благоприятных
условиях к 2010 их число достигнет 13,5 тыс. человек.
     Аналогично происходит сокращение  льготных  категорий граждан.  В
текущем году по предварительным данным социальной поддержкой по оплате
жилого помещения и коммунальных услуг воспользуются на 884 семьи  (4%)
меньше - всего 21,2  тыс. семей, т. е. 49,5 тыс. человек  (15,6%   или
шестая  часть  населения).  В последующие  годы  ожидается  дальнейшее
снижение  их  числа  в  пределах  3-4%  в  соответствующих   вариантах
прогноза, однако доля в общей численности населения останется  прежней
на уровне  15%. В  реалистическом варианте  к 2009  году число  семей,
пользующихся  льготой  сократится   до  уровня   20  тыс.  чел.,   что
соответствует 48,5 тыс.  населения, а  в 2010 до уровня 19,5 тыс.   на
1,7   тыс. чел.  При оптимистическом варианте  уже в  2008 году  число
льготируемых  семей сократится   до  уровня 20,4   тыс., к  2010  году
снизится до 19,1 тыс. семей, что составит 45,9 тыс. человек.
     Для рынка  труда   города  в   перспективе  остается   актуальным
несоответствие  вакансий  профессиональной квалификации  состоящих  на
учете   безработных  граждан.   Оно   будет  продолжать   усугубляться
возросшими за  последние  годы требованиями  работодателей к  качеству
рабочей  силы. В  поступающих  от работодателей  вакансиях  повышается
уровень  квалификационных требований,  проявляется  интерес к  молодым
рабочим  кадрам, владеющим  навыками  работы  с новыми  материалами  и
технологиями. Кроме того, сохранится тенденция к старению и сокращению
кадрового состава  высококвалифицированных  рабочих, также  сокращению
объемов      профессионально       -      технической       подготовки
высококвалифицированных кадров на производстве. Спрос на рабочую  силу
в 2008 - 2010  г. г., по  прогнозным данным, может  составить до  79,0
тыс.  человек. Анализ  рынка  труда  показал, что  наибольшим  спросом
пользуются  высококвалифицированные  рабочие  и  инженерно-технические
специалисты. Основная масса вакансий будет заявлена в основном за счет
текучести кадров и в таких отраслях, как торговля, строительство, ЖКЖ,
здравоохранение  и образование.  Увеличится  потребность работников  в
снабженческой  сфере,  компаниях  предоставляющих  услуги  в   области
финансов и аудита, страхования, сделок с недвижимостью, информационно-
вычислительного обслуживания,  ЖКХ. Большое количество  специальностей
появилось в нефтяном и строительном секторах, в области инженерного  и
бытового  обслуживания. Динамичное  развитие  рынка труда  приведет  к
большой   нехватке    специалистов по землеустройству,   специалистов,
которые  хорошо разбираются в  вопросах недро- и природопользования.
     Несмотря на увеличение числа вакансий в большинстве своем они  не
привлекают потенциальных  соискателей рабочих мест  по причине  низкой
заработной  платы, предлагаемой  работникам.  Коэффициент нагрузки  на
одно  свободное  рабочее  место  продолжит  снижаться  параллельно   с
численностью безработных.
     Перспективное решение проблемы  дефицита узких  специалистов -  в
привлечении  бизнеса   в  сферу   образования.  Положительным   опытом
целенаправленной  подготовки   кадров   для  собственных   предприятий
располагают ОАО "ММП", NetSl, "Гидро", КГМК.
     Усугубляются проблемы обеспечения работниками здравоохранения.  В
рамках   приоритетного   национального  проекта   "Здоровье"   выросла
заработная  плата участковых  врачей  и  медицинских сестер,  а  также
врачей и медсестер общей практики. Заработная плата узких специалистов
в 2,6  раза  ниже  врача  общей  практики, в 2,1 раза ниже  участковых
врачей и  составляет на  1 плановую  должность 8929  рублей, что  ниже
средней зарплаты  по отрасли  здравоохранения  (11796) на  24% и  ниже
средней зарплаты  по области  (14561 руб.  ) на  39%. Такое  положение
создает  неблагоприятную  обстановку   в  медицинских  коллективах   и
способствует  уходу  узких  специалистов  из  медучреждений,   создает
дефицит  врачебных  кадров.  Отток узких  специалистов  из  поликлиник
приводит  к  ухудшению   доступности  медицинской  помощи,   ухудшению
показателей работы поликлиник.
     Развитие социальной сферы
     В сфере здравоохранения  наблюдается  рост показателей  посещений
амбулаторно-поликлинических   учреждений.    В    текущем   году    по
предварительным  данным в  АПУ  обратятся  менее  3% населения  -  275
человек из  10 тыс.  населения.  По прогнозным  подсчетам ежегодно  их
число  будет  увеличиваться  в   реалистическом  варианте  на  1%,   в
оптимистическом  на  2%,  что связано  с  улучшением  профилактической
работы  медучреждений  в   рамках  реализации  национального   проекта
"Здоровье",  направленной на  выявление  заболеваний и  предупреждение
смертности. При благоприятных условиях  к 2010 году АПУ посетят  более
3% жителей города - 9,3 тыс. чел.
     Из-за отсутствия  ввода в  строй  новых объектов  здравоохранения
будут немного (на  1-2 процентных  пункта) снижаться число  больничных
коек.
     Обеспеченность медперсоналом продолжает  снижаться.  В 2007  году
численность врачей по предварительным  данным сократится на 6  человек
(менее 1%).  Такая  же тенденция  сохранится  в реалистичном  сценарии
прогноза. В лучшем случае  их число будет  увеличиваться на 1% в  год.
При этом доля врачей общей  практики, составившая в последние годы  1,
6% общей численности врачей, ежегодно будет  расти на 0, 01% и к  2010
году достигнет 1, 8% в реалистическом варианте и 2% в оптимистическом.
     Ежегодное сокращение среднего  медицинского персонала  составляет
1-2%.  В  текущем  году  на  одного   врача  оценочно приходится  2,06
медсестры, в прогнозируемом периоде их число снизится до 1, 9.
     В сфере  школьного   и   дошкольного  образования   положительная
динамика касается показателей наличия  мест в школах и детских  садах,
обусловленная  изменением  в демографической  структуре  населения.  В
текущем  году  число  детей  дошкольного  возраста  на  1000   жителей
составило 64,53 ребенка,  школьного   возраста - 109,94, на  следующий
год прогнозируется 65,92 и 103,61 соответственно.
     Продолжение сокращения   учащихся  общеобразовательных   школ   в
прогнозном  периоде  обеспечивает устойчивый  рост  доли  занимающихся
школьников  в  первую   смену.  Уже  в  текущем   году  их  число   по
предварительным данным превысит 92,2%)   против 90,5  в  прошлом, а  к
2010 году составит чуть менее 95%.
     С ростом  численности  детей дошкольного  возраста  ожидаемого  в
результате увеличения  рождаемости, прогнозируется  рост числа  детей,
посещающих ДОУ  и  количество мест  в  детских садах.  Оптимистический
вариант  прогноза   предполагает   увеличение  числа   мест  на   1000
дошкольников  в  связи  с  более  динамичным  изменением  показателей,
реалистический вариант - сокращение из-за более низких темпов роста. В
обоих случаях на 1000 детей дошкольного возраста приходится около  950
мест. Исходя из того, что около трети дошкольников составляют дети  до
1,5 лет, а доля  дошкольников, посещающих детсад  в общей  численности
дошкольников  составляет  менее  70%  в  городе  отсутствует  проблема
дефицита мест  в  детских садах  характерная  для современных  крупных
городов - сады укомплектованы  лишь на 72%. В  связи с тем, что  число
детей, ежегодно  поступающих в сад  больше выбывающих,  администрацией
города  принимаются  меры по  увеличению  мест  -  в 2008  году  будет
реконструирован детский сад на 120 мест.
     В оптимистичном   варианте    прогноза   с   учетом    проводимой
государственной политики по развитию патроната и других форм соцработы
с  детьми-сиротами   предусмотрено  существенное   снижение  детей   в
муниципальных детских домах, школах интернатах.
     По оценочным данным на сегодняшний  день каждый седьмой житель  в
трудоспособном  возрасте  учится  в  высшем  профессиональном  учебном
заведении.  Доля студентов  высших  государственных учебных  заведений
составляет более 65% в общем числе получающих высшее  профессиональное
образование, которое превышает 30  тыс. человек - почти 10%  населения
города. Более 20% молодежи  обращающейся в центр занятости  составляют
выпускники  ВУЗов, СУЗов,  ПТУ.  Около 5%  выпускников  ВУЗов и  СУЗов
выпускаются негосударственными учебными заведениями.
     Наличие платного  образования,  расширение  сети  образовательных
учреждений за  счет  создания новых  региональных филиалов  российских
вузов,  негосударственных  учреждений  профессионального  образования,
внедрения новых специальностей  обеспечит динамичный рост  численности
учащихся высших учебных заведений и в будущем, при этом по -  прежнему
число выпускников высших образовательных учреждений будет  преобладать
над средними учреждениями, чему способствует и реформа образования.
     Отсутствие информации по негосударственным учебным учреждениям не
позволяет сделать  объективную   оценку  о   численности  учащихся   и
подготовке кадров в городе. Перекос в сторону подготовки  специалистов
высшего  образования   создает   на  рынке   дефицит  кадров   рабочих
специальностей,  усугубляет  проблему  низкоквалифицированного   труда
мигрантов.
     В сфере культуры  положительные изменения  связаны с  увеличением
числа   учреждений   культурно-досугового  типа   благодаря   развитию
кинозальной сети города. Оптимистический вариант прогноза на 2008  год
предусматривает  ввод  в  строй  нового  многозального  кинотеатра   в
многофункциональном  комплексе   "Юбилейный",  дальнейшее   увеличение
обусловлено воссозданием кинотеатра  в Ленинском округе г.  Мурманска,
расширением кинотеатра  "Мурманск". По-прежнему  остро стоит  проблема
выхода  из  кризиса  городского парка  отдыха.  В  целях  стабилизации
деятельности предприятия необходимо разработать комплекс антикризисных
мероприятий в рамках долгосрочной целевой программы.


Начальник отдела
социально-экономического развития          В. В. Швец


                                                 Приложение N 3
                                        к постановлению администрации
                                                города Мурманска
                                            от 14. 11. 2007 N 1524


                     ГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

к  прогнозу    социально-экономического  развития   муниципального
образования г. Мурманск на 2008 год и основным параметрам прогноза
на 2009-2010 годы

                 (содержит графический объект)

Информация по документу
Читайте также