Расширенный поиск

Постановление Правительства Мурманской области от 22.02.2008 № 74-ПП/3

 



                            ПРАВИТЕЛЬСТВО
                          МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  от 22.02.2008                                       N 74-ПП/3
                               Мурманск

      О концепции по оптимизации управления отходами потребления
                         в Мурманской области


     В соответствии с федеральными законами  от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об
охране  окружающей  среды",   от  24.06.1998   N  89-ФЗ  "Об   отходах
производства и потребления",  а также  в целях оптимизации  управления
отходами потребления  на территории  Мурманской области  Правительство
Мурманской области п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить  прилагаемую  концепцию  по  оптимизации  управления
отходами потребления в Мурманской области (далее - Концепция).
     2. Рекомендовать  органам   местного  самоуправления   Мурманской
области разработать муниципальные (межмуниципальные) целевые программы
по  оптимизации управления  отходами  потребления с  учетом  положений
Концепции, предусмотрев финансирование программных мероприятий за счет
средств местных бюджетов.
     3. Комитету  по  природным  ресурсам и  охране  окружающей  среды
Мурманской  области  (Смирнов  А.А.)  с  учетом  положений   Концепции
разработать и представить в Правительство Мурманской области в срок до
1 сентября 2008 года проект региональной целевой программы "Отходы" на
2009-2013 годы.
     4. Государственным  заказчиком  региональной  целевой   программы
"Отходы" на 2009-2013 годы определить комитет по природным ресурсам  и
охране окружающей среды Мурманской области.
     5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя Губернатора Мурманской области Макарова А.В.
     


     Губернатор
     Мурманской области           Ю. Евдокимов


                                        Утверждена
                                        постановлением Правительства
                                        Мурманской области
                                        от 22.02.2008 N 74-ПП/3

                              Концепция
                по оптимизации управления отходами
                 потребления в Мурманской области


                               Мурманск
                                 2008

                    Анализ существующего положения
     
     Качество окружающей среды в  последнее время становится одним  из
ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона.
     Одна из  главных задач  в  данной  сфере -  создание  действенной
системы экологической безопасности.
     Экологическая безопасность  и   устойчивое  развитие   Мурманской
области во многом зависит от решения проблемы обращения с отходами,  в
т. ч. с отходами потребления.
     Под управлением  отходами  понимается  технологический   процесс,
включающий системно связанные между собой операции их сбора,  удаления
(транспортировки), использования, обезвреживания и размещения.
     На сегодняшний   день   количество  образовавшихся   отходов   на
территории Мурманской области составляет 400 тыс. т/год, из них:
     - твердых бытовых отходов (ТБО) - 342 тыс. т/год;
     - крупногабаритных материалов (КГМ) - 22,5 тыс. т/год;
     - строительных и прочих видов отходов - более 32,6 тыс. т/год.
     На мусоросжигательном заводе  в г. Мурманске  сжигается около  90
тыс. т/год.
     Полигонов, оборудованных     по     современным     экологическим
требованиям, в Мурманской области нет.
     Так называемых  "санкционированных"  свалок   -  19,  из  них   с
остаточным сроком эксплуатации  менее 2 лет  - 5, занимаемая  свалками
площадь, - около 150 га.
     Несанкционированных мест размещения отходов - более 40.
     Использование вторсырья развито слабо и сосредоточено в  основном
в гг. Мурманск, Апатиты.
     Обезвреживание проблемных отходов  (медицинских и  биологических)
производится  в  гг.  Мурманск,  Кола.  В  остальных  районах  решение
вопросов, связанных с обезвреживанием данных видов отходов,  находится
на начальной стадии.
     Нормативно-правовое обеспечение.
     Федеральный уровень: Федеральный закон  от 24.06.1998 N89-ФЗ  "Об
отходах производства и потребления".
     Региональный уровень: нормативно-правовое регулирование в области
обращения с  отходами  потребления  осуществляется  в  соответствии  с
федеральным  законодательством.   На   сегодняшний  день   отсутствует
какая-либо нормативная база в области обращения с отходами
     В целях  устранения  данного   правового  пробела  в  2008   году
планируется  разработка  и  принятие  закона  Мурманской  области  "Об
отходах".
     
     Уровень муниципальных районов  (городских округов):  деятельность
по обращению с отходами осуществляется в рамках муниципальных правовых
актов.
     
                           Общие положения
     
     Концепция определяет общие  положения реализации  государственной
политики Мурманской области в сфере обращения с отходами потребления в
соответствии с природоохранным законодательством и в интересах  охраны
окружающей среды.
     Положения Концепции базируются на следующих принципах:
     - внедрение перспективных методов управления отходами;
     - внедрение перспективных  отечественных и зарубежных  технологий
для использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов;
     - обеспечение приоритета утилизации  отходов над их  захоронением
на  основе  реализации иерархической  последовательности  обращения  с
отходами (своевременное выделение  из отходов ресурсов, пригодных  для
вторичного использования  на  территории области  и  за ее  пределами,
вовлечение вторичных ресурсов  в хозяйственный оборот с  производством
товаров  народного  потребления и  промышленной  продукции,  возможная
переработка  остаточных  после  вторсырья  отходов  с  утилизацией  их
энергетической составляющей, захоронение остаточных отходов).

                 Система управления в сфере обращения
                        с отходами потребления
     
     Эффективное управление в области обращения с отходами потребления
на территории одного или нескольких муниципальных образований возможно
при:
     - максимально возможном использовании селективного сбора  отходов
с целью  получения  вторичных ресурсов  и  сокращения объема  отходов,
подлежащих захоронению;
     - применении  новейших  технологий  по  переработке  отходов   во
вторичные  материалы,   что   позволит  вернуть   их  составляющие   в
производственный цикл;
     - рекультивации  отслуживших  свой срок  полигонов  и  ликвидации
несанкционированных  свалок,  что позволит  уменьшить  занимаемые  ими
площади и снизить их негативное воздействие на окружающую среду;
     - оптимальной эксплуатации существующих полигонов для  размещения
отходов с учетом последующей рекультивации их территорий;
     - организации пунктов сбора вторичного сырья;
     - строительства  мусоросортировочных комплексов  для  переработки
отходов и предприятий по переработке вторичного сырья;
     - совершенствовании системы  учета и контроля  за образованием  и
перемещением отходов;
     - преобладании  экономических  методов  управления  отходами  над
административными,  внедрении  методов  экономического  стимулирования
деятельности в области обращения с отходами;
     - соблюдении принципа "загрязнитель платит";
     - развитии рынков вторичного сырья;
     - сотрудничестве  государственного,  муниципального  и   частного
секторов в системе обращения с отходами;
     - объединении   усилий  нескольких   муниципальных   образований,
заключении  межмуниципальных  соглашений  по  оптимизации   управления
потоками отходов на территории нескольких муниципальных образований;
     - совершенствовании тарифной политики.
     Таким образом,  основное   направление  деятельности  в   системе
обращения  с  отходами   -  сокращение  объемов  отходов,   подлежащих
захоронению, и максимальное вторичное их использование.
     Переработка отходов является окупаемым элементом  технологической
цепочки  обращения  с   отходами,  которая  способствует   привлечению
инвестиций.  Выбор оптимальной  технологии  переработки происходит  на
основе конкурсов при государственном заказе и конкурсов инвестиционных
проектов,   при   этом  необходимо   определять   целесообразность   и
приемлемость способов переработки с точки зрения экономики и  экологии
муниципального образования.
Необходимо предусмотреть поэтапные мероприятия по развитию производств
по переработке вторичного сырья.  Первый этап  в данном направлении  -
анализ и прогнозирование рынка  вторичного сырья в области. На  основе
проведенного анализа уточняются предприятия, которые используют отходы
того или иного вида как сырье, определяются потребности муниципального
образования  в той  продукции,  которая  могла бы  изготавливаться  из
вторичного сырья.
     Выбранные технологии для  использования и обезвреживания  отходов
должны обосновываться следующими критериями:
     1. Экологическая   приемлемость   с   точки   зрения   сокращения
загрязнения атмосферы,  водных ресурсов  и др.  видов природных  сред,
соблюдение законодательных норм в этой области.
     2. Санитарно-эпидемиологическая безопасность всей системы  сбора,
транспортировки, обезвреживания и использования отходов.
     3. Эффективность   технологических  и   конструктивных   решений,
включающих:
     - производительность технологии;
     - степень защищенности от аварийных ситуаций;
     - коэффициент   использования  энергоносителей,   применяемых   в
технологии;
     - капитальные вложения и сроки их окупаемости.
     На организацию   оптимальной   системы  обращения   с   отходами,
применяемые технические средства и формы обслуживания во многом влияют
конкретные условия, основные из которых:
     - численность и плотность населения;
     - уровень благоустройства жилищного фонда;
     - климатические и др. природные условия;
     - архитектурно-планировочная композиция населенных пунктов;
     - состояние и перспектива жилой застройки;
     - финансовые ресурсы.
     Предлагаемые схемы  по  обращению   с  отходами  потребления   на
территории  Мурманской  области  предусматривают  деление   населенных
пунктов на две группы:
     1. Крупные города  области, имеющие  значительные объемы  отходов
производства    и    потребления,     административно-производственные
объединения (два или  более муниципальных образований, объединенных  с
учетом территориальных и транспортных связей).
     2. Малые населенные пункты.
     
      Технологические схемы по обращению с отходами потребления
                   на территории Мурманской области
     
     Для крупных городов области (с населением свыше 30 тыс. человек),
административно-производственных объединений,   имеющих   значительные
объемы  отходов  производства  и  потребления,  применяются  следующие
схемы.
     Схема 1:
     - сохраняется  существующая  система   сбора  и  вывоза   отходов
(применение того или иного способа организации сбора и вывоза  отходов
в  каждом  конкретном   населенном  пункте  должно  обосновываться   и
подтверждаться экономическими расчетами);
     - отходы вывозятся на современный полигон, оборудованный с учетом
экологических, санитарных        и       противопожарных        правил
(противофильтрационный  водоупорный  экран,  сбор,  обеззараживание  и
возвращение  фильтрата,  дегазация,  обваловка  полигона,   мониторинг
воздействия  на   окружающую  среду).   Полигон  оборудуется   входным
контролем на основе весового и электронного учета поступающих отходов,
проводится дозиметрический контроль;
     - полигон  имеет  в своем  составе  мусоросортировочный  комплекс
(МСК), на  котором производится  сортировка отходов  с отделением  так
называемых "коммерческих" отходов (металл, пластик, бумага, стекло)  и
сжигаемой фракции;
     - сжигаемая фракция прессуется и вывозится на  мусоросжигательный
завод г. Мурманска. Вывоз  горючей фракции на завод целесообразен  для
муниципальных   образований    Мурманской   области,    территориально
расположенных на небольших расстояниях от предприятия;
     - оставшиеся  после  сортировки  отходы  (в  количестве  45  %  с
содержанием  органики  пищевых  отходов  и  балласта  (уличный  смет))
разделяются  на  два  почти  равных  потока:  пищевые  отходы  (20  %)
направляются на компостирование с последующим использованием  компоста
на рекультивацию свалок, балласт направляется на полигон;
     Возможна организация   в  муниципальных   образованиях   приемных
пунктов   по  сбору   отходов,   являющихся  вторичным   видом   сырья
(макулатура, пластик и т. п.).
     Схема 2:
     - сбор отходов селективный;
     - мусор вывозится на современный полигон, оборудованный с  учетом
экологических, санитарных и противопожарных правил;
     - полигон  имеет  в своем  составе  мусоросортировочный  комплекс
(МСК),  на  котором  производится  сортировка  отходов  с   отделением
"коммерческой"   фракции    (металл,    пластик,   бумага,    стекло).
Отсортированные  отходы  используются  в  качестве  вторичного  сырья,
внедряются  экономически   и   экологически  обоснованные   технологии
переработки отходов;
     - сжигаемая   фракция   обезвреживается   на   специализированных
установках,     которыми     оборудуются     полигоны     (современные
пиролизно-дизельные энергоагрегаты, сжигательные и другие  установки),
или вывозится на мусоросжигательный завод г. Мурманска. Кроме того,  в
составе  полигонов имеются  установки  по обезвреживанию  медицинских,
биологических и др. видов отходов;
     - оставшиеся  после  сортировки  отходы  (в  количестве  45  %  с
содержанием  органики  пищевых  отходов  и  балласта  (уличный  смет))
брикетируются, складируются и по мере накопления вывозятся на  полигон
или мусоросжигательный завод.
     Для малых населенных пунктов:
     - выбирается экономически обоснованный способ сбора отходов;
     - организуются мини-сортировочные  пункты, которые замыкаются  на
склад-накопитель вторичного  сырья. Здесь  формируются оптовые  партии
вторичного   сырья   для   дальнейшей   реализации    перерабатывающим
предприятиям;
     - оставшиеся после сортировки отходы брикетируются,  складируются
и по мере накопления вывозятся на полигон;
     - сжигаемая фракция  обезвреживается на спецустановках,  которыми
оборудуются  полигоны  для  размещения отходов.  В  составе  полигонов
имеются установки по  обезвреживанию медицинских, биологических и  др.
видов отходов.

                Социальный фактор управления отходами
     
     Эффективность работы  с  отходами  возможно  повысить,   учитывая
социальный фактор. Участие населения в такого рода процессе может быть
как обязательным, так и добровольным.
     Участие населения в сфере управления отходами должно  развиваться
по следующим направлениям:
     - работа по информационному обеспечению;
     - активное участие общественных организаций;
     - проведение   разъяснительной,    просветительской   работы    в
дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведениях.

             Финансирование проектов в области обращения
                        с отходами потребления

     Финансирование проектов   в   области   обращения   с    отходами
потребления  осуществляется  в  рамках  соответствующей   региональной
целевой  программы Мурманской  области  за счет  следующих  источников
финансирования:
     - областной бюджет - 20%;
     - бюджеты муниципальных образований - 20%;
     - внебюджетные источники, в т.ч. средства инвесторов - 60%.
     При этом  необходимо отметить,  что  средства областного  бюджета
направляются на реализацию проектов в области обращения с отходами  на
основании  соглашений с  администрациями  муниципальных образований  о
совестном     финансировании     мероприятий,     направленных      на
совершенствование системы управления отходами.

Первоочередные мероприятия, направленные на совершенствование системы
         управления отходами на территории Мурманской области

     Основными мероприятиями являются:
     1. Принятие   Концепции   по  оптимизации   управления   отходами
потребления.
     2. Разработка и принятие закона Мурманской области "Об отходах".
     3. Разработка  региональной  целевой  программы  "Отходы",  целью
которой является  совершенствование  системы обращения  с отходами  на
основе снижения количества отходов, подлежащих захоронению,  повышения
экономической  эффективности  функционирования  системы,   обеспечение
безопасности   окружающей   среды   и    санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Мурманской области.
     Источники финансирования     программы:     областной     бюджет,
муниципальные бюджеты, привлеченные средства.

Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий, направленных на
совершенствование системы управления отходами на территории Мурманской
                               области

     Конечными результатами реализации программы "Отходы" станут:
     - сокращение количества отходов, подлежащих захоронению, на 25-30
% по массе;
     - в социальном  аспекте  решаемой проблемы  - создание  индустрии
вторсырья, предоставление новых рабочих мест;
     - создание  на территории  области  новых полигонов  по  основным
направлениям   транспортировки   отходов,   привязанным   к    главным
транспортным магистралям;
     - закрытие  к  2016   году  большинства  действующих   полигонов,
исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим
требованиям;
     - значительное улучшение экологической ситуации в регионе,  объем
предотвращенного экологического ущерба от реализации мероприятий около
500 млн. рублей.
     
     

Информация по документу
Читайте также