Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Мурманской области от 23.04.2014 № 1463

 


                         МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
       
                         П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


23 апреля 2014                   N 1463                     Мурманск


                Об обращении Мурманской областной Думы
   к Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву
     о внесении изменения в постановление Правительства Российской
                               Федерации
           от 1 апреля 2005 года N 176 для уточнения понятия
                       "неработающий пенсионер"


     Мурманская областная Дума П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

     1. Принять обращение Мурманской  областной  Думы  к  Председателю
Правительства   Российской   Федерации  Д.А. Медведеву    о   внесении
изменения в постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  1
апреля 2005 года N 176 для уточнения понятия "неработающий  пенсионер"
(прилагается).

     2. Направить настоящее постановление  Председателю  Правительства
Российской Федерации Д.А. Медведеву.

     3. Обратиться к членам  Совета  Федерации  Федерального  Собрания
Российской   Федерации    И.К. Чернышенко,   В.Ф. Чубу,   Председателю
Парламентской   Ассоциации    Северо-Запада    России   М.Э. Оргеевой,
депутатам  Государственной  Думы  Федерального   Собрания   Российской
Федерации      Б.С. Кашину,    В.А. Язеву    и    в    законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов  Российской
Федерации с просьбой поддержать указанное обращение.

     4. Направить  настоящее  постановление   в   газету   "Мурманский
вестник" для опубликования.


     Исполняющий обязанности
     Председателя областной Думы          М.В. ИЛЬИНЫХ


                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                             Мурманской областной Думы
                                           от 23 апреля 2014 г. N 1463


                               ОБРАЩЕНИЕ
                       Мурманской областной Думы
   к Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву
     о внесении изменения в постановление Правительства Российской
                               Федерации
           от 1 апреля 2005 года N 176 для уточнения понятия
                       "неработающий пенсионер"


                    Уважаемый Дмитрий Анатольевич!


     С учетом высокой значимости вопросов, касающихся приемных семей и
социальной поддержки  пенсионеров  в  Российской  Федерации,  депутаты
Мурманской  областной   Думы   выражают   обеспокоенность   ситуацией,
сложившейся в отношении компенсации проезда неработающим  пенсионерам,
являющимся приемными родителями.
     В  различных  регионах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях, в том числе в Мурманской  области,  отделения  Пенсионного
фонда Российской Федерации обращаются в суд с требованиями о взыскании
денежных  средств,  выплаченных  в  качестве  компенсации  проезда,  с
неработающих пенсионеров, являющихся приемными родителями.  Пенсионный
фонд Российской Федерации считает данных пенсионеров работающими,  так
как они  получают  вознаграждение  по  договору  о  приемной  семье  и
подлежат  обязательному  пенсионному  страхованию  в  соответствии   с
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ  "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации". Суды выносят решения в
пользу  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации   и   взыскивают   с
пенсионеров - приемных родителей ранее выплаченные компенсации.
     Статьей 34 Закона Российской Федерации от 19  февраля  1993  года
N 4520-1  "О государственных  гарантиях  и   компенсациях   для   лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера  и  приравненных  к
ним местностях" предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости
проезда  пенсионерам,  являющимся  получателями  трудовых  пенсий   по
старости и по инвалидности, к месту отдыха  на  территории  Российской
Федерации и обратно один раз в  два  года,  которая  осуществляется  в
порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской
Федерации.
     В соответствии с пунктом 1 Правил компенсации расходов на  оплату
стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий
по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего  Севера
и  приравненных  к  ним  местностях,  к  месту  отдыха  на  территории
Российской   Федерации   и   обратно,   утвержденных    постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176, данная
компенсация  предоставляется  неработающим  пенсионерам.  При  этом  в
Правилах  не   указано,   какая   категория   пенсионеров   признается
неработающей.
     В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской
Федерации от 1 апреля 2005  года  N 176  Приказом  Минздравсоцразвития
России от  11  августа  2008  года  N 408н  утверждены  разъяснения  о
применении указанных правил. В  тексте  разъяснений  также  не  дается
определение категории неработающих пенсионеров. Однако в рекомендуемой
форме  заявления  о  компенсации  предусматривается,   что   заявитель
подтверждает, что на дату подачи заявления не  работает  по  трудовому
договору или по  договору  гражданско-правового  характера,  предметом
которого являются выполнение работ и оказание услуг,  не  осуществляет
иную  деятельность,  в  период  которой  лицо  подлежит  обязательному
пенсионному страхованию в соответствии с  Федеральным  законом  от  15
декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании  в
Российской Федерации".
     Таким  образом,   в   приложениях   к   разъяснениям   содержится
требование,   не   основанное   на   содержании   норм   постановления
Правительства Российской  Федерации  от  1  апреля  2005  года  N 176,
которое ограничивает право пенсионеров,  не  работающих  по  трудовому
договору,  но  получающих  вознаграждение  по   договору   гражданско-
правового характера,  на  получение  компенсации  расходов  на  оплату
стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
     Полагаем,  что  понятие  "неработающий  пенсионер"  не   подлежит
расширительному толкованию и должно пониматься исходя из смысла статей
15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации как пенсионер, с которым
не заключен трудовой договор. Исходя из содержания  Закона  Российской
Федерации  от  19  февраля  1993  года   N 4520-1   "О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих  в  районах
Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним   местностях"   государством
гарантируется право всех  лиц,  проживающих  и  работающих  в  районах
Крайнего Севера  и  приравненных  к  ним  местностях,  на  компенсацию
расходов стоимости проезда к месту отдыха и обратно.  Работники  такую
компенсацию получают по месту осуществления трудовой  деятельности  за
счет работодателя, а неработающие пенсионеры -  из  Пенсионного  фонда
Российской  Федерации.  Судебная   коллегия   по   гражданским   делам
Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая  аналогичное  дело,
вынесла определение в пользу пенсионера - приемного родителя,  указав,
что "вывод суда о  том,  что  приемный  родитель  является  работающим
пенсионером, в смысле, придаваемом этому понятию  законодательством  о
предоставлении гарантий и  компенсаций  лицам,  проживающим  в  районе
Крайнего   Севера,   ограничивает   право    истца    на    реализацию
соответствующих гарантий по возмещению дополнительных  материальных  и
физиологических затрат в связи с проживанием в экстремальных природно-
климатических  условиях  Крайнего   Севера,   что   в   свою   очередь
ограничивает  ее  в  реализации  прав  и  исполнении  обязанностей   в
отношении опекаемого ребенка" (Определение от  28  февраля  2014  года
N 94-КГ13-1).
     Кроме этого, полагаем, что в соответствии с частью 2  статьи  152
Семейного кодекса Российской Федерации к  отношениям,  возникающим  из
договора о  приемной  семье,  в  части,  не  урегулированной  Семейным
кодексом,  применяются   правила   гражданского   законодательства   о
возмездном оказании услуг постольку,  поскольку  это  не  противоречит
существу таких отношений. При этом необходимо учитывать, что, несмотря
на схожесть договора о приемной семье с гражданско-правовым  договором
о возмездном оказании услуг, специфика  выполнения  функций  приемного
родителя  пенсионером  не  позволяет   отнести   его   к   работающему
пенсионеру. Через систему установления  вознаграждений  за  воспитание
ребенка  осуществляется,  прежде  всего,   государственная   поддержка
приемных семей. Лишение  льгот  пенсионеров  в  связи  с  их  статусом
приемных родителей противоречит политике государства, направленной  на
укрепление и поддержку института семьи.
     В связи с вышеизложенным предлагаем рассмотреть вопрос о внесении
изменений в пункт 1 Правил компенсации расходов  на  оплату  стоимости
проезда   пенсионерам,   утвержденных   постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от  1  апреля  2005  года  N 176,  указав,  что
"настоящие Правила определяют порядок, размер  и  условия  компенсации
расходов  на  оплату  стоимости  проезда  неработающим  по   трудовому
договору  пенсионерам,  являющимся  получателями  трудовых  пенсий  по
старости и по инвалидности, проживающим в районах  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха  на
территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация)".
     А также предлагаем исключить из рекомендуемых  форм  заявлений  о
компенсации,   предусмотренных   приложениями   1,   2    к    Приказу
Минздравсоцразвития России от 11 августа 2008 года N 408н, слова  "или
по  договору  гражданско-правового   характера,   предметом   которого
являются выполнение работ  и  оказание  услуг,  не  осуществляет  иную
деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному
страхованию в соответствии с Федеральным законом от  15  декабря  2001
года N 167-ФЗ "Об обязательном  пенсионном  страховании  в  Российской
Федерации".


Информация по документу
Читайте также