Расширенный поиск
Постановление Правительства Мурманской области от 01.02.2008 № 31-ПППРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 01.02.2008 N 31-ПП Мурманск Утратилo силу - Постановление Правительства Мурманской области от 30.06.2014 г. N 334-ПП О региональной целевой программе "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы В целях реализации постановления Правительства Мурманской области от 29.11.2007 N 575-ПП/22 "О реорганизации государственных областных учреждений - лесхозов, подведомственных комитету по лесному хозяйству Мурманской области" и рационального использования средств областного бюджета при реализации региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы Правительство Мурманской области постановляет: 1. Пункт 2 постановления Правительства Мурманской области от 28.11.2005 N 447-ПП "О разработке региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы" изложить в редакции: "2. Государственными заказчиками региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы определить комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области и комитет по лесному хозяйству Мурманской области. Функции государственного заказчика - координатора программы возложить на комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области.". 2. Пункт 2 постановления Правительства Мурманской области от 09.12.2005 N 488-ПП "О региональной целевой программе "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы" (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 04.12.2007 N 589-ПП) признать утратившим силу. 3. Внести изменения и дополнения в региональную целевую программу "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 09.12.2005 N 488-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 04.12.2007 N 589-ПП), изложив ее в новой редакции (прилагается). Губернатор Мурманской области Ю. Евдокимов ------------------------- Приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 01.02.2008 N 31-ПП "Региональная целевая программа "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы Мурманск 2008 ПАСПОРТ |—————————————————————————|—————————————————————————————| | Наименование | - "Охрана и гигиена | | программы | окружающей среды и | | | обеспечение экологической | | | безопасности в Мурманской | | | области" на 2006-2008 годы | | | (далее - Программа) | |—————————————————————————|—————————————————————————————| | Основание и дата | - постановление | | принятия решения о | Правительства Мурманской | | разработке Программы | области от 28.11.2005 N | | | 447-ПП "О разработке | | | региональной целевой | | | программы "Охрана и гигиена | | | окружающей среды и | | | обеспечение экологической | | | безопасности в Мурманской | | | области" на 2006-2008 годы" | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————| | Государствен- | - комитет по природным | | ные заказчики Программы | ресурсам и охране | | | окружающей среды Мурманской | | | области (кроме мероприятий | | | по сохранению лесных | | | экосистем, обеспечению | | | соблюдения требований | | | лесного и природоохранного | | | законодательства на 2008 | | | год); | | | - комитет по лесному | | | хозяйству Мурманской | | | области (мероприятия по | | | сохранению лесных | | | экосистем, обеспечению | | | соблюдения требований | | | лесного и природоохранного | | | законодательства на 2008 | | | год) | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————| | Государственный | - комитет по природным | | заказчик - координатор | ресурсам и охране | | Программы | окружающей среды Мурманской | | | области | |—————————————————————————|—————————————————————————————| | Основные разработчики | - комитет по природным | | Программы | ресурсам и охране | | | окружающей среды Мурманской | | | области; | | | - комитет по лесному | | | хозяйству Мурманской | | | области | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————| | Цели и задачи | 1. Создание условий и | | Программы: | обеспечение постепенного | | | снижения негативного | | | воздействия хозяйственной | | | деятельности человека и | | | предприятий на здоровье | | | населения и окружающую | | | природную среду (атмосферу, | | | водные объекты, ландшафты). | | | Задачи: | | | - техническое | | | перевооружение предприятий; | | | - внедрение в производство | | | новых технологий и | | | технологических процессов; | | | - строительство и | | | реконструкция сооружений по | | | очистке отходящих газов и | | | сточных вод в | | | промышленности и | | | жилищно-коммунальном | | | секторе. | | | 2. Предотвращение и | | | ликвидация вредного | | | воздействия отходов | | | производства и потребления | | | на окружающую среду, а | | | также максимальное | | | вовлечение отходов в | | | хозяйственный оборот. | | | Задачи: | | | - разработка программы по | | | рациональному использованию | | | и обезвреживанию | | | отработанных нефтепродуктов | | | и нефтешламов на территории | | | Мурманской области; | | | - строительство полигонов, | | | приведение в порядок | | | санкционированных и | | | ликвидация | | | несанкционированных свалок; | | | - строительство установок | | | по переработке и | | | обезвреживанию отдельных | | | видов накопившихся отходов | | | (нефтешламы, автошины, | | | отходы | | | жилищно-коммунального и | | | сельского хозяйства, | | | биологические отходы и | | | др.). | | | 3. Обеспечение | | | экологической безопасности | | | Мурманской области, а также | | | управления и охраны | | | региональных особо | | | охраняемых природных | | | территорий (далее - ООПТ) в | | | целях сохранения | | | растительного и животного | | | мира. | | | Задачи: | | | - создание и обеспечение | | | охраны региональных | | | заказников, укрепление их | | | материально-технической | | | базы; | | | - сохранение редких и | | | исчезающих видов животных и | | | растений; | | | - организация и | | | осуществление | | | экологического контроля на | | | территории Мурманской | | | области. | | | 4. Обеспечение регулярного | | | сбора информации (ведение | | | территориального | | | мониторинга) о состоянии | | | окружающей среды в целях | | | обеспечения экологической | | | безопасности населения. | | | Задачи: | | | - проведение | | | территориального | | | экологического мониторинга | | | поверхностных и подземных | | | вод на участках | | | интенсивного негативного | | | воздействия на окружающую | | | среду (районы гг. Апатиты, | | | Мончегорска, Заполярного, | | | пгт Никель, Кольского | | | залива); | | | - радиационный мониторинг | | | по системе АСКРО; | | | - создание и | | | функционирование единой | | | информационно-аналитической | | | системы природопользования | | | и охраны окружающей среды | | | Мурманской области. | | | 5. Дальнейшее развитие на | | | территории Мурманской | | | области экологического | | | образования, воспитания и | | | просвещения. | | | 6. Продолжение работы по | | | переориентации хозяйственно | | | - питьевого водоснабжения | | | из поверхностных источников | | | на подземные воды. | | | Задачами являются поиск, | | | оценка, разведка и | | | обустройство водозаборов на | | | подземных источниках. | | | | | | 7. Обеспечение постепенного | | | снижения ущерба, наносимого | | | лесной экосистеме Кольского | | | полуострова, от лесных | | | пожаров, незаконных | | | порубок, захламления лесов | | | промышленными и бытовыми | | | отходами, массовых | | | нарушения правил санитарной | | | и пожарной безопасности в | | | лесах. | | | Задачи: | | | - проведение воздушного и | | | космического мониторинга | | | состояния лесных экосистем; | | | - проведение мероприятий по | | | выявлению | | | несанкционированных свалок | | | промышленных и бытовых | | | отходов, нарушений правил | | | санитарной и пожарной | | | безопасности; | | | - проведение | | | профилактической работы | | | среди населения | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | Важнейшие целевые | 1. Площадь области, тыс. | 144,9 | | индикаторы и показатели | км2 | | | Программы | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 2.Численность населения, | 2006 г. - факт - | | | тыс. чел. | 857,0 | | | | 2007 г. - план - | | | | 853,2 | | | | 2008 г. - план - | | | | 845,9 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 3. Объем вредных веществ, | 2006 г. - факт - | | | выбрасываемых в атмосферный | 92,9 | | | воздух стационарными | 2007 г. - план - | | | источниками загрязнения, | 98,3 | | | в % к предыдущему периоду | 2008 г. - план - | | | | 99,1 | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 4. Объем сброса | 2006 г. - факт - | | | загрязненных сточных вод, | 92,4 | | | в % к предыдущему периоду | 2007 г. - план - | | | | 101,0 | | | | 2008 г. - план - | | | | 100,9 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 5. Образование отходов, | 2006 г. - факт - | | | в % к предыдущему периоду | 106,0 | | | | 2007 г. - план - | | | | 95,5 | | | | 2008 г. - план - | | | | 100,0 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 6. Плата за негативное | 2006 г. - факт - | | | воздействие на окружающую | 131,0 | | | среду в областной бюджет, | 2007 г. - план - | | | млн. руб. | 110,8 | | | | 2008 г. - план - | | | | 118,8 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 7. Объем предотвращенного | 2006 г. - факт - | | | экологического ущерба, | 190,0 | | | млн. руб. | 2007 г. - план - | | | | 205,0 | | | | 2008 г. - план - | | | | 220,0 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 8. Предотвращение | 2008 г. - план - | | | возникновения очагов | 300,0 | | | вредителей и болезней на | | | | площади лесного фонда, га | | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 9. Снижение площади | 2008 г. - план - | | | загрязнения бытовыми и | 70,0 | | | промышленными отходами, га | | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | Сроки реализации | | 2006-2008 годы | | Программы | | | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | Объемы и источники | 1. Областной бюджет, млн. | 2006 г. - факт - | | финансирования | руб. | 11,7 | | Программы | | 2007 г. - факт - | | | | 22,9 | | | | 2008 г. - план - | | | | 46,9 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 2. Зачет встречных | 2006 г. - факт - | | | обязательств (за счет | 61,9 | | | средств предприятий, | 2007 г. - факт - | | | предусмотренных к | 69,9 | | | поступлению в областной | 2008 г. - план - | | | бюджет), млн. руб. | 65,0 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | Итого за счет средств | 2006 г. - факт - | | | областного бюджета, млн. | 73,6 | | | руб. | 2007 г. - факт - | | | | 92,8 | | | | 2008 г. - план - | | | | 111,9 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | 3. Бюджеты муниципальных | 2006 г. - факт - | | | образований, млн. руб. | 0,0 | | | | 2007 г. - факт - | | | | 0,5 | | | | 2008 г. - план - | | | | 0,0 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | | Всего по Программе, млн. | 2006 г. - факт - | | | руб. | 73,6 | | | | 2007 г. - факт - | | | | 93,3 | | | | 2008 г. - план - | | | | 111,9 | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————|———————————————————| | Ожидаемые конечные | - основные показатели | | результаты реализации | социально-экономической | | Программы и показатели | эффективности Программы - | | социально-экономической | снижение негативного | | эффективности | воздействия на окружающую | | | среду и человека - отражены | | | в разделе паспорта | | | "Важнейшие целевые | | | индикаторы и показатели | | | Программы". | | | Будут разработаны программы | | | и начата их реализация: | | | - по обеспечению | | | экологической безопасности | | | Кольского залива; | | | - по рациональному | | | использованию, | | | обезвреживанию отработанных | | | нефтепродуктов и | | | нефтешламов; | | | - по ликвидации брошенных и | | | затопленных судов; | | | - по обращению с отходами | | | производства и потребления | | | на территории Мурманской | | | области. | | | Продолжится | | | восстановление природных | | | комплексов Мурманской | | | области, нарушенных | | | антропогенной деятельностью | | | (восстановление земель в | | | районе гг. Мончегорска, | | | Заполярного, пос. Никель и | | | Кузомень). | | | Начнутся работы по | | | управлению и охране | | | региональными ООПТ, по | | | обеспечению постепенного | | | снижения ущерба, наносимого | | | лесной экосистеме Кольского | | | полуострова, регулярный | | | сбор информации (ведение | | | территориального | | | мониторинга) о состоянии | | | окружающей среды. | | | Будут продолжены | | | работы по поиску, оценке, | | | разведке и обустройству | | | водозаборов на подземных | | | источниках. | | | Будут продолжены | | | работы по созданию и | | | развитию экологического | | | центра, обеспечению | | | функционирования единой | | | информационно-аналитической | | | системы природопользования | | | и охраны окружающей среды | | | Мурманской области | |—————————————————————————|—————————————————————————————| Раздел 1. Характеристики проблем, на решение которых направлена Программа Состояние экологической обстановки и проблемы экологической безопасности в Мурманской области имеют как общие для всей страны черты, так и ярко выраженные региональные особенности. Мурманская область относится к крупным горнорудным районам России. Здесь сконцентрированы крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности и цветной металлургии, деятельность которых оказывает существенное негативное воздействие на окружающую природную среду. Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников по видам экономической деятельности в 2006 году (диаграмма) Основными источниками загрязнения окружающей среды Мурманской области являются предприятия горно-промышленного комплекса, черной и цветной металлургии, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). За последние 8-10 лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от основных предприятий-природопользователей составило порядка 20 %. Такое снижение достигнуто по наиболее опасным компонентам загрязнения - SO2, Ni, Cu и другим металлам - в ходе реализации проектов реконструкции действующего производства на промышленных предприятиях области: ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", ОАО "Апатитская ТЭЦ". В целях снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ природопользователями области за прошедшие годы проведена большая работа. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в целом по Мурманской области (диаграмма) Тем не менее наряду с данными положительными тенденциями необходимо отметить увеличение с каждым годом массы выбросов загрязняющих веществ на одного жителя области от передвижных источников. В 2006 году эта величина возросла по сравнению с 2000 годом на 27,8 %. От выхлопных газов автомобильного транспорта создаются высокие концентрации диоксида азота, оксида углерода, формальдегида. Структура суммарных выбросов (от стационарных источников и автотранспорта) в целом по области и в областном центре имеет существенные различия: по области превалирует диоксид серы (43,9 %), а в г. Мурманске - окись углерода (54 %), причем 97,5 % окиси углерода поступает в атмосферу областного центра от автотранспорта. Общее экологическое состояние водных объектов, расположенных на территории Кольского полуострова, можно расценивать как удовлетворительное. В районах мало подверженных техногенному воздействию, качество воды приближается к эталонному. Характерной особенностью водных объектов Кольского полуострова является присутствие в природных незагрязненных водах ионов меди, железа, марганца. Максимальные и повышенные концентрации этих металлов в водных объектах при отсутствии сбросов сточных вод и выбросов предприятий наблюдаются в меженные периоды, когда питание осуществляется преимущественно грунтовыми водами. Динамика воздействия хозяйственной деятельности на водные ресурсы Мурманской области Сброшено загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (диаграмма) Следует отметить, что из общего объема загрязненных сточных вод, требующих очистки, доля проходящих через очистные сооружения составляет 81,5 %, а очищенных до нормативных величин - 5,4 %. Крупнейшими промышленными предприятиями, определяющими водохозяйственную обстановку на территории Мурманской области, являются комбинаты "Печенганикель" и "Североникель" ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ОАО "Ловозерский ГОК" и ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания". В зоне влияния этих горнодобывающих и металлургических производств наблюдается высокое и экстремально высокое содержание никеля, меди, марганца, железа, фторидов, сульфатов, соединений азота и др. Наиболее сильному загрязнению подвергаются крупнейшие озера области - Имандра, Умбозеро и Ловозеро, а также реки Нюдуай, Печенга, Патсо-йоки, Колос-йоки, Сергевань, Ковдора. Значительный вклад в загрязнение водоемов области вносят также предприятия ЖКХ: ГОУП "Мурманскводоканал", "Оленегорскводоканал", "Кандалакшаводоканал", МУП "Североморскводоканал", ОАО "Апатитыводоканал", "Мончегорскводоканал", ООО "Тепловодоснабжение" г. Полярные Зори, "Тепловодоканал" г. Ковдор. Объем сточных вод этой отрасли составляет 32% от общего количества загрязненных вод. В конце 2005 года введена в строй 1-я очередь комплекса очистных сооружений Северного района города Мурманска производительностью 100 тыс.м/сутки, что позволит значительно улучшить экологическую обстановку в Кольском заливе. На ряде станций биологической очистки Мурманской области проводятся работы по установке оборудования для ультрафиолетового обеззараживания сточных вод (гг. Кировск, Заполярный, пос. Никель, Мурмаши-3). Самым грязным водным объектом Кольского залива является ручей Варничный. Он протекает через центральную часть города Мурманска, собирая по пути стоки с дорог, строительных площадок, а также сточные воды Мурманской ТЭЦ и других мелких предприятий города. Гигиеническая характеристика водоемов I и II категорий |——————————|———————————————————————————————————————————————————————————————| |Категория | Доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, % | | водоемов | | |——————————|———————————————————————|————————|————————————————————|—————————| | |по санитарно-химическим|динамика| по |динамика | | | показателям | к 2005 | микробиологическим |к 2005 г.| | | | г. | показателям | | |——————————|————————|————————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————| | | 2004 | 2005 |2006 | | 2004 | 2005 |2006 | | |——————————|————————|————————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————| | I | 1,9 | 0,6 | 0 | | 0,4 | 2,0 | 0 | | |——————————|————————|————————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————| | II | 5,0 | 30,5 |14,6 | | 5,0 | 4,5 | 4,5 | = | |——————————|————————|————————|—————|————————|———————|——————|—————|—————————| За 2006 год состояние водных объектов в местах водопользования населения, используемых в качестве питьевого водоснабжения (I категория) и для рекреации (II категория), в санитарно-эпидемиологическом отношении по сравнению с 2005 годом улучшилось. Состояние водных объектов II категории по микробиологическим показателям остается на уровне 2005 года. Обеспечение населения Мурманской области качественной питьевой водой является одной из приоритетных задач, решение которой необходимо для сохранения здоровья, повышения уровня жизни населения и обеспечения его безопасности. Основными проблемами питьевого водоснабжения Мурманской области являются: - низкое качество питьевой воды из поверхностных источников; - интенсивные антропогенные нагрузки на поверхностный водный фонд; - потенциальная угроза радиационного заражения поверхностных источников от Кольской АЭС и др. объектов; - расточительное водопользование; - неудовлетворительное качество очистки сточных вод; - высокая степень износа гидротехнических и водохозяйственных сооружений и объектов. В целях решения вышеназванных проблем Правительством Мурманской области принято решение о разработке целевой региональной программы "Питьевое водоснабжение Мурманской области" на 2008-2017 годы. Основной целью программы должна стать разработка мероприятий по обеспечению населения Мурманской области качественной питьевой водой из защищенных от негативного воздействия источников водоснабжения (подземных источников), повышению устойчивости и надежности работы систем водоснабжения и их элементов, снижению аварийности на сетях водопровода и уменьшению непроизводительных потерь воды. За последние 15 лет в рамках региональных и федеральных целевых программ выявлены и разведаны подземные источники водоснабжения для гг. Апатиты, Ковдор, Кандалакша, Мурманск, пос. Африканда, Зеленоборский. Имеются перспективы выявления подземных источников для гг. Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори и других населенных пунктов. Из образующихся в Мурманской области твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее - ТБО) 52 % поступает на санкционированные и несанкционированные свалки, 48 % отходов - термически утилизируются на ОАО "Завод термической обработки ТБО". Исходя из динамики прошлых лет, растет доля отходов, размещаемых на свалках области. Города и населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих мощностей, и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки. Высокие уровни загрязнения от свалок ТБО обуславливаются: - необоснованным выбором площадки для организации свалки ТБО; - нарушением правил эксплуатации свалок, недостаточной изоляцией поступающих на свалки отходов; - недостаточным контролем поступления на свалки ТБО токсичных веществ и опасных отходов, которые должны обезвреживаться на полигонах промышленных отходов. Проведенный анализ современного состояния системы удаления ТБО в Мурманской области выявил ряд проблем, основные из которых: - слабо стимулируются рециклинг и вторичное использование отходов; - сбор ТБО коммунальными службами и частными предприятиями в населенных пунктах области не обеспечивает отделения из них вторичного сырья и, что особенно важно, - опасных отходов (опасные промышленные отходы, приборы, оборудование, содержащие ртуть (кроме люминесцентных ламп), кадмий и другие токсичные металлы, источники тока, отходы, содержащие нефтепродукты, поливинилхлорид и другие галогенсодержащие полимеры и др.). Более 90 % образующихся отработанных нефтепродуктов передаются на котельные, ТЭЦ в городах и поселках области, частично сжигаются на собственных предприятиях в топках и котлах. Небольшая часть (около 3 %) отходов повторно используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы). Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию. Остро стоит проблема утилизации твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов и песка, промасленной ветоши и т.д., резиновых отходов, в том числе автошин. На территории Мурманской области лицензии на обращение с опасными отходами имеют 3 организации, принимающие ртутные лампы и другие ртутьсодержащие отходы для обезвреживания. Существует проблема финансирования организации сдачи на переработку ртутьсодержащих ламп и приборов, образующихся в бюджетных и муниципальных организациях области. На территории Мурманской области 39 предприятий в той или иной степени занимаются приемом и переработкой всех видов отходов (1-4 классов опасности), но все они не обеспечивают полностью потребности Мурманской области в переработке отходов. Путь решения проблемы обращения с вышеперечисленными видами отходов - выработка стратегии обращения с отходами производства и потребления на территории Мурманской области через создание централизованной управляемой рыночной системы. Правительством Мурманской области принято решение о разработке и утверждении в рамках настоящей Программы региональной инвестиционной программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Мурманской области" на 2009-2016 годы. Цели данной программы: - выработка стратегии управления отходами на территории Мурманской области (обеспечение экономически выгодного подхода); - составление проектно-сметной документации. Акватория Кольского залива, где располагаются морской, торговый и рыбный порты, базы Северного флота и погранвойск, испытывает серьезные экологические нагрузки. В последнее время антропогенная нагрузка на окружающую среду прибрежных районов резко возросла, что связано прежде всего с ростом объемов перевозки морским путем различных грузов, в том числе и нефтепродуктов. В результате сокращения флотов в прибрежной зоне образовалось большое количество брошенных затопленных морских транспортных средств, являющихся объектами повышенной экологической опасности, постоянными загрязнителями окружающей среды Арктики. По результатам мониторинга загрязнения морской среды в районах свалок судов, проведенного Росгидрометом и рядом научных институтов области, содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов, полихлорбифенилов и нефтяных углеводородов) в илах и водах Кольского залива в десятки-сотни раз выше, чем на других его участках. Все эти факторы оказывают значительное негативное воздействие на все экосистемы Баренцева моря. Кроме того, так как перенос стойких органических соединений в пределах Арктики обеспечивается постоянными приливно-отливными течениями, проблема очистки Кольского залива от брошенных судов и очистки его дна приобретает не только местное, но и международное значение. В рамках настоящей Программы предусмотрена разработка целевой программы "Обеспечение экологической безопасности Кольского залива" по следующим основным направлениям: - очистка Кольского залива от брошенных и затопленных судов; - мероприятия по снижению негативного воздействия на водную среду Кольского залива; - обеспечение экологической безопасности Кольского залива при транспортировке нефти и нефтепродуктов. Анализ статистических данных показывает, что ежегодно наблюдается увеличение количества лесных пожаров, следовательно, возрастает и размер ущерба, наносимого лесной экосистеме Кольского полуострова. Страдают не только леса, но и животный мир, водные объекты. Так, за 10 предыдущих лет, с 1997 по 2006 годы, в лесном фонде на территории Мурманской области произошло 2949 пожаров на общей площади 34271,97 га. Ущерб лесному хозяйству Мурманской области составил более 5 млрд. рублей. Кроме того, в связи с огромным увеличением количества автотранспортных средств, в том числе и повышенной проходимости, большому числу граждан стали доступными отдаленные лесные участки. Следствием увеличения посещаемости гражданами лесов стал рост зафиксированных нарушений природоохранного законодательства: незаконные порубки, захламление лесов промышленными и бытовыми отходами, массовые нарушения правил санитарной и пожарной безопасности в лесах. В целях недопущения усугубления экологической обстановки и стабилизации сложившейся ситуации в рамках Программы предусмотрены мероприятия по сохранению лесных экосистем, по обеспечению соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства на территории Мурманской области. Расположение горнодобывающих и металлургических предприятий в районах Крайнего Севера, где экосистемы обладают пониженной способностью к восстановлению, а также в непосредственной близости от границ Российской Федерации создает угрозу трансграничного переноса загрязняющих веществ, накладывает на предприятия повышенные обязательства в области охраны окружающей среды. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды (диаграмма) Предприятия области - главный источник инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды. Их доля составляет порядка 87 % в общем объеме инвестиций. Кроме того, осуществление средств на данные цели ведется в рамках адресной инвестиционной программы Мурманской области и за счет средств федерального бюджета. Показатели, характеризующие экологическую обстановку по регионам Северо-Западного федерального округа в 2005 году а) выброшено в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (диаграмма) б) сброшено загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (диаграмма) в) инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды (диаграмма) Анализ сложившейся экологической ситуации и оценка факторов, оказывающих на нее влияние, дают основания полагать, что все еще значительной остается антропогенная нагрузка предприятий области на окружающую среду. Многообразие назревших проблем требует одновременного, комплексного и сбалансированного подхода к их решению, развития смежных, горизонтально и вертикально интегрированных компонентов, систем и подсистем, наличия четко определенных критериев и оценочных параметров для принятия обоснованных решений, а также определения средне- и долгосрочных ориентиров и перспектив. Эти причины обусловливают необходимость анализа и решения комплекса задач на основе программно-целевых методов, являющихся в условиях современной рыночной экономики самым эффективным и действенным механизмом государственного регулирования и стратегического управления. Организационной основой государственной политики Мурманской области в сфере охраны окружающей среды является настоящая Программа, в которой нашли отражение приоритеты экологической политики нашего государства, заложенные в указах Президента Российской Федерации, Экологической доктрине Российской Федерации, основных направлениях экологической политики Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Мурманской области. Основные направления, реализуемые в рамках Программы: - обеспечение экологической безопасности Мурманской области; - развитие особо охраняемых природных территорий; - мероприятия по экологическому образованию и воспитанию; - поиск экологически чистых источников водоснабжения; - мероприятия по сохранению лесных экосистем, обеспечению соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства. Необходимо отметить, что доля средств, выделенных из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, в 2006 году выросла по сравнению с 2004 годом на 30 %. Решение всех вышеперечисленных задач позволит сделать конкретные шаги на пути стабилизации экологической обстановки в области, сохранения хрупкой северной природы, улучшения здоровья людей, живущих на Кольской земле. Основные риски, связанные с процессом реализации Программы: - недостаточный объем финансирования природоохранных мероприятий в рамках Программы; - выполнение мероприятий Программы исполнителями мероприятий не в срок и не в полном объеме. Раздел 2. Перечень мероприятий Программы Мероприятия Программы приведены в приложениях NN 1-4. Раздел 3. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсным обеспечением Программы являются средства областного бюджета, уточненные департаментом финансов Мурманской области и департаментом экономического развития Мурманской области при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год с учетом поданных на финансирование мероприятий Программы заявок, а также средства промышленных предприятий, подлежащие перечислению в областной бюджет и использованные ими на реализацию природоохранных мероприятий. Основным источником финансирования природоохранных мероприятий в Мурманской области продолжает оставаться плата за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно Бюджетному кодексу, с 2006 года платежи за негативное воздействие на окружающую среду распределяются в соотношении: 20 % - федеральный бюджет, 40 % - областной бюджет, 40 % - местный бюджет. Прогноз поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2005-2008 годы приведен в таблице. Прогноз поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2006-2008 годы (млн. руб.) |————|————————————————————|————————|————————|———————————| | | | 2006 | 2007 | 2008 год | | NN | Показатель | год | год | | |————|————————————————————|————————|————————|———————————| | | | факт | план | прогноз | |————|————————————————————|————————|————————|———————————| | 1. | Плата за | 227,3 | 218,3 | 227,6 | | | негативное | | | | | | воздействие на | | | | | | окружающую среду - | | | | | | всего | | | | |————|————————————————————|————————|————————|———————————| | 2. | ОАО "Кольская | 64,6 | 62,5 | 69,8 | | | ГМК", всего | | | | | | в том числе: | 31,0 | 29,2 | 32,2 | | | в распоряжении | | | | | | предприятий в | | | | | | результате | | | | | | проведения | | | | | | корректировки | | | | |————|————————————————————|————————|————————|———————————| | 3. | ОАО "Апатит", | 52,6 | 56,1 | 61,4 | | | всего | | | | | | в том числе: | 32,6 | 35,8 | 32,8 | | | в распоряжении | | | | | | предприятий в | | | | | | результате | | | | | | проведения | | | | | | корректировки | | | | |————|————————————————————|————————|————————|———————————| | 4. | ОАО "Ковдорский | 16,3 | 19,3 | 21,2 | | | ГОК", всего | | | | | | в том числе: | | | | | | в распоряжении | 0 | 0 | 0 | | | предприятий в | | | | | | результате | | | | | | проведения | | | | | | корректировки | | | | |————|————————————————————|————————|————————|———————————| | 5. | Филиал ОАО "СУАЛ" | 5,9 | 7,0 | 7,0 | | | "КАЗ "СУАЛ", всего | | | | | | в том числе: | | | | | | в распоряжении | 0 | 0 | 0 | | | предприятий в | | | | | | результате | | | | | | проведения | | | | | | корректировки | | | | |————|————————————————————|————————|————————|———————————| | 6. | ОАО "Олкон", всего | 18,7 | 22,6 | 16,0 | | | в том числе: | | | | | | в распоряжении | 0 | 0 | 0 | | | предприятий в | | | | | | результате | | | | | | проведения | | | | | | корректировки | | | | |————|————————————————————|————————|————————|———————————| | 7. | Прочие, всего | 69,2 | 50,8 | 52,2 | |————|————————————————————|————————|————————|———————————| Раздел 4. Механизм реализации Программы Текущую координацию деятельности государственных заказчиков осуществляет комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области. Государственные заказчики реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию средств. Государственные заказчики направляют в комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области: - ежеквартально информацию о ходе реализации Программы; - ежегодно доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых департаментом экономического развития Мурманской области, в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 N 296-ПП/9. На основании сведений государственных заказчиков комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области направляет в департамент финансов Мурманской области и департамент экономического развития Мурманской области сводную информацию о ходе реализации Программы ежеквартально, сводный доклад о ходе работ по выполнению Программы - до 1 февраля. По завершении срока реализации Программы комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области готовит и до 1 марта текущего года представляет в Правительство Мурманской области, департамент экономического развития Мурманской области и департамент финансов Мурманской области доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Доклад должен включать информацию о результатах реализации Программы за истекший период и за весь период реализации Программы, в том числе и оценку значений целевых индикаторов и показателей. Раздел 5. Социально-экономические и экологические последствия реализации Программы Настоящая Программа является единым по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплексом социально-экономических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных мероприятий, обеспечивающих решение системных проблем в области экологического и социально-экономического развития Мурманской области. В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов, улучшающих экологическую обстановку в регионе и снижающих уровень экологической опасности промышленных объектов в 2008 году по сравнению с 2005 годом: - уменьшение выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 9,6%; - уменьшение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на 6,6%; - увеличение финансирования природоохранных мероприятий в рамках экологической программы в 2 раза; - рост величины предотвращения экологического ущерба на 48 млн. рублей (5-10 млн. рублей ежегодно). Приложение N 1 к Программе Мероприятия по охране и гигиене окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Мурманской области на 2006-2008 годы |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|————————————————|————————————|———————————————————————————|—————————————————————————————————————| | NN | Наименование мероприятия | Способ размещения, | Сроки | Полная | Объем финансирования, | Ожидаемые конечные результаты | | | | исполнитель | исполнения | стоимость | областной бюджет | реализации мероприятия, показатели | | | | | работ | (тыс. | (тыс. руб.) | эффективности, целевые индикаторы | | | | | | руб.) | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | | | | Нача | Окон | | 2006 | 2007 | 2008 | | | | | | ло | чание | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | Раздел 1. Обеспечение экологической безопасности Мурманской области | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.1. | Разработка комплексной | конкурс | 2006 | 2008 | 2 300 | 300 | 1 000 | 1 000 | 1. Повышение экологической | | | программы обеспечения | | | | | | | | безопасности Кольского залива при | | | экологической безопасности | | | | | | | | транспортировке и перевалке | | | Кольского залива при | | | | | | | | нефтепродуктов. | | | транспортировке нефти и | | | | | | | | 2. Создание системы ликвидации | | | нефтепродуктов | | | | | | | | аварийных разливов нефти на | | | | | | | | | | | акватории Кольского залива, | | | | | | | | | | | повышение эффективности мер по | | | | | | | | | | | предупреждению и снижению уровня | | | | | | | | | | | воздействия последствий аварийных | | | | | | | | | | | разливов нефти на окружающую среду | | | | | | | | | | | залива. | | | | | | | | | | | 3. Подготовка окончательного отчета | | | | | | | | | | | о выполненных работах и комплексной | | | | | | | | | | | программы обеспечения экологической | | | | | | | | | | | безопасности Кольского залива при | | | | | | | | | | | транспортировке и перевалке | | | | | | | | | | | нефтепродуктов | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.2. | Проведение мониторинга | конкурс | 2007 | 2008 | 2 950 | 0 | 1 450 | 1 500 | отбор проб, сбор, систематизация и | | | негативного воздействия | | | | | | | | анализ сведений в районах | | | существующих источников | | | | | | | | интенсивного негативного | | | загрязнения на водную среду | | | | | | | | воздействия на водную среду и | | | и биоресурсы Кольского | | | | | | | | биоресурсы Кольского залива | | | залива | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.3. | Разработка и реализация | конкурс | 2006 | 2007 | 900 | 300 | 600 | 0 | 1. Разработка и реализация | | | программы по обращению с | | | | | | | | программы по рациональному | | | твердыми бытовыми отходами, | | | | | | | | использованию, обезвреживанию | | | обезвреживанию и | | | | | | | | отработанных нефтепродуктов и | | | использованию, утилизации | | | | | | | | нефтешламов на территории | | | отработанных нефтепродуктов | | | | | | | | Мурманской области. | | | и нефтешламов на территории | | | | | | | | 2. Определение источников | | | Мурманской области | | | | | | | | финансирования, организаций, | | | | | | | | | | | ответственных за реализацию | | | | | | | | | | | Программы | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.4. | Санитарная очистка | конкурс | 2006 | 2008 | 3 000 | 1 000 | 1 000 | 1 000 | 1. Ликвидация брошенных и | | | водоохранной зоны в районе | | | | | | | | затопленных металлических | | | реки Лавна | | | | | | | | конструкций, находящихся в районе | | | | | | | | | | | устья реки Лавна, как объектов | | | | | | | | | | | экологической и навигационной | | | | | | | | | | | опасности. | | | | | | | | | | | 2. Подготовка окончательного отчета | | | | | | | | | | | о выполненных работах с | | | | | | | | | | | документальным подтверждением | | | | | | | | | | | достигнутых результатов | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.5. | Мониторинг окружающей среды | конкурс | 2006 | 2008 | 2 950 | 550 | 1 000 | 1 400 | 1. Сбор, систематизация и анализ | | | (экологический мониторинг) | | | | | | | | сведений по экологическому | | | Мурманской области | | | | | | | | мониторингу в районах интенсивного | | | | | | | | | | | техногенного воздействия | | | | | | | | | | | (пообъектный мониторинг | | | | | | | | | | | предприятий). | | | | | | | | | | | 2. Ежеквартальное представление | | | | | | | | | | | информации о загрязнении окружающей | | | | | | | | | | | природной среды Мурманской области | | | | | | | | | | | на сайте комитета по природным | | | | | | | | | | | ресурсам и охране окружающей среды | | | | | | | | | | | Мурманской области и в ежегодном | | | | | | | | | | | докладе. | | | | | | | | | | | 3. Реализация мероприятий по | | | | | | | | | | | снижению негативного воздействия | | | | | | | | | | | сточных вод Умбозерского рудника за | | | | | | | | | | | пределами горного отвода | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.6. | Развитие Мурманской | единственный | 2006 | 2008 | 2 400 | 800 | 800 | 800 | информационная интеграция пунктов | | | территориальной | исполнитель: | | | | | | | сбора информации о радиационной | | | автоматизированной сети | ФГУП "Федеральный | | | | | | | обстановке в единую сеть данных, | | | контроля радиационной | центр | | | | | | | создание архива об экологической | | | обстановки в городах | геоэкологических | | | | | | | обстановке, автоматизация процесса | | | Мурманской области (вторая | систем" | | | | | | | создания отчетной документации о | | | очередь) | | | | | | | | радиационной обстановке, | | | | | | | | | | | автоматический контроль | | | | | | | | | | | стабильности радиационной | | | | | | | | | | | обстановки | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.7. | Обеспечение | конкурс | 2006 | 2008 | 13 880 | 4 380 | 5 200 | 4 300 | создание и функционирование | | | функционирования единой | | | | | | | | информационной системы | | | информационно-аналитической | | | | | | | | природопользования Мурманской | | | системы природопользования | | | | | | | | области. Обеспечение сохранности | | | и пополнение базы данных по | | | | | | | | первичной информации по природным | | | природным ресурсам и охране | | | | | | | | ресурсам, полученной за счет | | | окружающей среды | | | | | | | | средств областного бюджета | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.8. | Обеспечение лабораторного | конкурс | 2007 | 2008 | 775 | 0 | 300 | 475 | 1. Количественный химический анализ | | | контроля подконтрольных | | | | | | | | сточных вод, их влияние на | | | предприятий Мурманской | | | | | | | | поверхностные водные объекты, | | | области | | | | | | | | количественный химический анализ | | | | | | | | | | | промышленных выбросов и их влияния | | | | | | | | | | | на атмосферный воздух. | | | | | | | | | | | 2. Проверка достоверности | | | | | | | | | | | информации, предоставляемой | | | | | | | | | | | предприятиями-природопользователями | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.9. | Разработка декларации о | конкурс | 2007 | 2007 | 400 | 0 | 400 | 0 | определение стратегических | | | намерениях инвестирования в | | | | | | | | направлений обращения с отходами | | | систему обращения с | | | | | | | | производства и потребления на | | | отходами производства и | | | | | | | | территории Мурманской области | | | потребления на территории | | | | | | | | | | | Мурманской области | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.10. | Проектирование работ по | конкурс | 2007 | 2008 | 3 500 | 0 | 2 000 | 1 500 | определение путей и методов | | | снижению негативного | | | | | | | | снижения негативного воздействия на | | | воздействия на водную среду | | | | | | | | водную среду Кольского залива | | | Кольского залива | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.11. | Проведение предпроектных | конкурс | 2006 | 2006 | 150 | 150 | 0 | 0 | получение экспертного заключения | | | работ в области | | | | | | | | проектных работ в области | | | природопользования, охраны | | | | | | | | природопользования, охраны | | | окружающей среды, | | | | | | | | окружающей среды, обеспечения | | | обеспечения экологической | | | | | | | | экологической безопасности | | | безопасности | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.12. | Осуществление проектных | конкурс | 2007 | 2008 | 800 | 0 | 400 | 400 | обоснование целесообразности | | | работ в области развития | | | | | | | | развития на территории Мурманской | | | нетрадиционных | | | | | | | | области нетрадиционных | | | возобновляемых источников | | | | | | | | возобновляемых источников энергии | | | энергии в Мурманской | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.13. | Устройство защитной зеленой | конкурс | 2008 | 2008 | 1 100 | 0 | 0 | 1 100 | устройство защитной зеленой зоны | | | зоны вокруг пос. Кузомень в | | | | | | | | вокруг пос. Кузомень в целях | | | целях предотвращения | | | | | | | | предотвращения котлов выдувания и | | | ветровой эрозии на | | | | | | | | развеивания песков на территории | | | территории поселения | | | | | | | | поселка | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.14. | Осуществление проектных и | конкурс | 2008 | 2008 | 4 000 | 0 | 0 | 4 000 | разработка проектов строительства | | | других видов работ в | | | | | | | | полигонов для размещения отходов, | | | области обращения с | | | | | | | | включая оценку целесообразности | | | отходами производства и | | | | | | | | насыщения системы обращения с | | | потребления на территории | | | | | | | | отходами мусоросортировочными | | | Мурманской области на | | | | | | | | комплексами, мусороперегрузочными | | | примере конкретных | | | | | | | | станциями на территории Мурманской | | | муниципальных образований | | | | | | | | области с учетом | | | (пос. Умба, с. Варзуга) | | | | | | | | административно-производственного | | | | | | | | | | | деления, транспортной | | | | | | | | | | | инфраструктуры, геолого-почвенных и | | | | | | | | | | | гидрологических характеристик мест | | | | | | | | | | | размещения | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.15. | Реализация комплекса | конкурс | 2008 | 2008 | 800 | 0 | 0 | 800 | повышение экологической | | | мероприятий по обеспечению | | | | | | | | безопасности Мурманской области при | | | экологической безопасности | | | | | | | | эксплуатации особо опасных объектов | | | Мурманской области при | | | | | | | | | | | эксплуатации особо опасных | | | | | | | | | | | объектов | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.16. | Разработка и реализация | конкурс | 2008 | 2008 | 5 000 | 0 | 0 | 5 000 | разработка комплекса мероприятий по | | | комплекса мероприятий по | | | | | | | | рациональному и экологически | | | обращению с медицинскими и | | | | | | | | безопасному обращению с | | | биологическими отходами на | | | | | | | | медицинскими и биологическими | | | территории Мурманской | | | | | | | | отходами на территории области | | | области | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.17. | Осуществление | конкурс | 2008 | 2008 | 900 | 0 | 0 | 900 | 1. Контроль состояния, режима | | | государственного | | | | | | | | дебита и химического состава | | | мониторинга родников | | | | | | | | подземных вод родников Мурманской | | | Мурманской области | | | | | | | | области, используемых населением | | | | | | | | | | | для питьевых целей. | | | | | | | | | | | 2. Повышение уровня | | | | | | | | | | | санитарно-эпидемиологического | | | | | | | | | | | благосостояния населения, его | | | | | | | | | | | экологической безопасности | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.18. | Развитие территориальной | конкурс | 2008 | 2008 | 1 000 | 0 | 0 | 1 000 | 1. Обеспечение мониторинга | | | автоматизированной сети | | | | | | | | загрязнения атмосферного воздуха в | | | контроля за состоянием | | | | | | | | районах Мурманской области, | | | атмосферного воздуха в | | | | | | | | подверженных наибольшему | | | городах Мурманской области | | | | | | | | антропогенному загрязнению. 2. | | | (гг. Заполярный, Никель, | | | | | | | | Получение оперативной информации о | | | Мончегорск, Кандалакша, | | | | | | | | загрязнении атмосферы в данных | | | Мурманск) | | | | | | | | районах. | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 1.19. | Осуществление опытных работ | конкурс | 2007 | 2007 | 750 | 0 | 750 | 0 | получение экспериментальных | | | по экспериментальной | | | | | | | | результатов по эффективности | | | очистке нефтезагрязненных | | | | | | | | очистки нефтезагрязненных | | | почвогрунтов с | | | | | | | | почвогрунтов с использованием | | | использованием | | | | | | | | нефтеокисляющих бактерий в условиях | | | нефтеокисляющих бактерий в | | | | | | | | Мурманской области | | | условиях Мурманской области | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 1: | | 47 555 | 7 480 | 14 900 | 25 | | | | | | | | | 175 | | |————————|—————————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | Раздел 2. Развитие особо охраняемых природных территорий | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 2.1. | Разработка паспортов и | конкурс | 2008 | 2008 | 600 | 0 | 0 | 600 | разработка паспортов и мероприятий | | | мероприятий по охране | | | | | | | | по охране региональных ООПТ; учет | | | региональных ООПТ. Ведение | | | | | | | | видов, внесенных в Красную книгу | | | Красной книги Мурманской | | | | | | | | Мурманской области | | | области | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 2.2. | Долевое финансирование | единственный | 2005 | 2008 | 1 600 | 400 | 400 | 400 | обеспечение экономической | | | проекта "Модельный лес" | исполнитель: | | | | | | | устойчивости лесного комплекса, | | | | автономная | | | | | | | обеспечение и поддержание | | | | некоммерческая | | | | | | | экологических функций лесов, | | | | организация "Центр | | | | | | | сохранение их биоразнообразия | | | | содействия и | | | | | | | (переходный объект) | | | | развития лесного | | | | | | | | | | | хозяйства" | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 2: | | 2 200 | 400 | 400 | 1 000 | | |————————|—————————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | Раздел 3. Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.1. | Проведение Общероссийских | единственный | 2006 | 2008 | 330 | 100 | 110 | 120 | повышение уровня экологического | | | дней защиты от | исполнитель: | | | | | | | воспитания и образования | | | экологической опасности | Мурманский | | | | | | | | | | | областной совет | | | | | | | | | | | ВООП | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.2. | Эколого-валеологическое | единственный | 2006 | 2008 | 225 | 70 | 75 | 80 | создание центра экологической | | | воспитание детей-инвалидов | исполнитель: | | | | | | | адаптации детей-инвалидов | | | в условиях Крайнего Севера | ГООУ "Мурманская | | | | | | | | | | | областная | | | | | | | | | | | специальная | | | | | | | | | | | (коррекционная) | | | | | | | | | | | общеобразовательная | | | | | | | | | | | школа-интернат N 3 | | | | | | | | | | | I-IV видов" | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.3. | Организация и проведение | единственный | 2006 | 2008 | 230 | 50 | 110 | 70 | 1. Проведение конференций, | | | комплекса мероприятий по | исполнитель: | | | | | | | презентаций, премьер, "круглых | | | экологическому просвещению | Мурманская | | | | | | | столов", встреч со специалистами, | | | населения и взаимодействию | областная | | | | | | | фото-, художественных , | | | библиотек области | универсальная | | | | | | | книжно-иллюстративных выставок. | | | | научная библиотека | | | | | | | 2. Пополнение фонда документов | | | | | | | | | | | экологической направленности , в | | | | | | | | | | | том числе на электронных носителях, | | | | | | | | | | | периодическими и информационными | | | | | | | | | | | изданиями. | | | | | | | | | | | 3. Подготовка и издание сборников | | | | | | | | | | | по материалам конференций, | | | | | | | | | | | методико-библиографических пособий | | | | | | | | | | | в помощь экологическому просвещению | | | | | | | | | | | для библиотек области | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.4. | Участие учащихся Мурманской | единственный | 2006 | 2008 | 615 | 190 | 205 | 220 | повышение уровня экологического | | | области во Всероссийских | исполнитель: | | | | | | | просвещения всех слоев населения | | | экологических и | Мурманский | | | | | | | | | | эколого-туристических | областной центр | | | | | | | | | | мероприятиях | детского и | | | | | | | | | | | юношеского туризма | | | | | | | | | | | и экскурсий | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.5. | Проведение Международного | единственный | 2006 | 2008 | 420 | 130 | 140 | 150 | ознакомление юных читателей с | | | конкурса детской рукописной | исполнитель: | | | | | | | природными ресурсами области, | | | книги, итоговое издание | Мурманская | | | | | | | воспитание любви к природе | | | справочно-информационных | областная | | | | | | | | | | пособий для учащихся | детско-юношеская | | | | | | | | | | | библиотека | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.6. | Экологическое воспитание | единственный | 2008 | 2008 | 80 | 0 | 0 | 80 | повышение уровня экологического | | | детей с ограниченными | исполнитель: ГОУ | | | | | | | воспитания детей с ограниченными | | | возможностями здоровья | "Минькинская | | | | | | | возможностями здоровья | | | | областная | | | | | | | | | | | специальная | | | | | | | | | | | (коррекционная) | | | | | | | | | | | общеобразовательная | | | | | | | | | | | школа - интернат | | | | | | | | | | | для детей с | | | | | | | | | | | тяжелыми | | | | | | | | | | | нарушениями речи | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.7. | Проведение полевых | конкурс | 2006 | 2008 | 360 | 130 | 110 | 120 | проведение конкурсов, выставок, | | | экологических экспедиций и | | | | | | | | экологических экспедиций в целях | | | экологических выставок, | | | | | | | | повышения экологического воспитания | | | конференций | | | | | | | | и образования | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.8. | Организация массовых | конкурс | 2006 | 2008 | 795 | 250 | 265 | 280 | обучение детей навыкам практической | | | природоохранных мероприятий | | | | | | | | природоохранной и исследовательской | | | по экологическому | | | | | | | | деятельности, организация досуга | | | воспитанию населения | | | | | | | | детей из малообеспеченных семей | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.9. | Подготовка и издание | конкурс | 2006 | 2008 | 1 250 | 380 | 420 | 450 | обеспечение информацией | | | доклада по охране | | | | | | | | администрации области и органов | | | окружающей среды и | | | | | | | | самоуправления | | | рациональному использованию | | | | | | | | | | | природных ресурсов | | | | | | | | | | | Мурманской области | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.10. | Подготовка и издание книги | конкурс | 2006 | 2008 | 900 | 300 | 300 | 300 | сбор и систематизация материалов по | | | "Ловозерский район" - | | | | | | | | геологическим, ботаническим, | | | второй части серии | | | | | | | | ландшафтным и | | | "Памятники природы и | | | | | | | | культурно-историческим памятникам | | | достопримечательности | | | | | | | | природы и достопримечательностям | | | Мурманской области", | | | | | | | | Ловозерского района. Создание | | | издание (допечатка) тиража | | | | | | | | разделов книги. Редакция и | | | (1000 экз.) книги "Терский | | | | | | | | предпечатная подготовка. | | | район" - первой части серии | | | | | | | | Макетирование. Издание тиража 2000 | | | "Памятники природы и | | | | | | | | экз. Использование книги в процессе | | | достопримечательности | | | | | | | | экологического воспитания и | | | Мурманской области" | | | | | | | | научно-экологического туризма. | | | | | | | | | | | Также допечатка книги "Терский | | | | | | | | | | | район" - первой части серии | | | | | | | | | | | "Памятники природы и | | | | | | | | | | | достопримечательности Мурманской | | | | | | | | | | | области". Тираж книги 1000 экз. | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.11. | Проведение мероприятий по | конкурс | 2008 | 2008 | 500 | 0 | 0 | 500 | организация обучения добровольцев в | | | подготовке добровольцев по | | | | | | | | рамках развития системы | | | борьбе с аварийными | | | | | | | | предупреждения и ликвидации | | | разливами нефтепродуктов в | | | | | | | | аварийных разливов нефти, | | | Мурманской области на базе | | | | | | | | формирование штата добровольцев для | | | российско-норвежского | | | | | | | | их привлечения к операциям по | | | "Центра обучения и | | | | | | | | очистке береговой линии от | | | реагирования в Баренцевом | | | | | | | | загрязнения нефтепродуктами | | | регионе" | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.12. | Выпуск рекламных роликов | конкурс | 2008 | 2008 | 100 | 0 | 0 | 100 | повышение уровня экологического | | | экологической | | | | | | | | образования и воспитания у | | | направленности на | | | | | | | | населения | | | телевидении | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 3.13. | Формирование компетентности | отдел образования | 2008 | 2008 | 95 | 0 | 0 | 95 | повышение информированности | | | населения в сфере обращения | администрации | | | | | | | населения о проблемах и путях их | | | с отходами | г. Апатиты | | | | | | | решения в сфере обращения с | | | | | | | | | | | отходами, о роли населения в | | | | | | | | | | | деятельности, направленной на | | | | | | | | | | | уменьшение негативного влияния ТБО | | | | | | | | | | | на окружающую среду и здоровье | | | | | | | | | | | населения | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 3: | | 5 900 | 1 600 | 1 735 | 2 565 | | |————————|—————————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | | | | | Раздел 4. Поиски экологически чистых источников водоснабжения | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 4.1. | Оценка подземных вод для | переходный объект | 2005 | 2006 | 4 793 | 1 000 | 0 | 0 | выявление альтернативного источника | | | водоснабжения пос. | ОАО "МГРЭ" | | | | | | | водоснабжения, предварительная | | | Абрам-мыс | | | | | | | | оценка эксплуатационных запасов по | | | | | | | | | | | С1+С2 в количестве 2 тыс. м/сут | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 4.2. | Разведка подземных вод для | конкурс | 2005 | 2008 | 8 320,350 | 1 170 | 1 740,350 | 3 910 | поисково-оценочные работы | | | водоснабжения г. Кандалакши | | | | | | | | проводились на объекте начиная с | | | | | | | | | | | 1991 года. В настоящее время | | | | | | | | | | | необходимо проведение разведки | | | | | | | | | | | месторождения подземных вод в | | | | | | | | | | | долине р. Нива, утверждение запасов | | | | | | | | | | | подземных вод в ГКЗ по кат. С1+С2 в | | | | | | | | | | | количестве 25 тыс. м/сут | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 4.3. | Оценка прогнозных ресурсов | конкурс | 2007 | 2008 | 9 993,650 | 0 | 4 000,650 | 5 993 | выявление альтернативного источника | | | подземных вод для | | | | | | | | водоснабжения, предварительная | | | хозяйственно-питьевого | | | | | | | | оценка эксплуатационных запасов по | | | водоснабжения г. | | | | | | | | кат. Р | | | Мончегорска | | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 4: | | 23 107 | 2 170 | 5 741 | 9 903 | | |————————|—————————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | Раздел 5. Прочие мероприятия | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 5.1. | Проведение государственной | отделы | 2006 | 2008 | 195,075 | 70 | 25,075 | 100 | выполнение постановления Мурманской | | | экспертизы и | государственной | | | | | | | областной Думы от 25.06.2004 N | | | государственной | экологической | | | | | | | 1262, получение заключений | | | экологической экспертизы | экспертизы | | | | | | | государственной экспертизы и | | | нормативных правовых | Росприроднадзора, | | | | | | | государственной экологической | | | документов, проектов в | Ростехнадзора по | | | | | | | экспертизы | | | сфере природопользования и | Мурманской области, | | | | | | | | | | охраны окружающей среды | комитета по | | | | | | | | | | | природным ресурсам | | | | | | | | | | | и охране окружающей | | | | | | | | | | | среды Мурманской | | | | | | | | | | | области, ГОУ | | | | | | | | | | | "Управление | | | | | | | | | | | государственной | | | | | | | | | | | вневедомственной | | | | | | | | | | | экспертизы по | | | | | | | | | | | Мурманской области" | | | | | | | | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | 5.2. | Разработка нормативных | конкурс | 2007 | 2008 | 294,925 | 0 | 94,925 | 200 | совершенствование законодательной и | | | правовых актов в области | | | | | | | | нормативной правовой базы в области | | | природопользования и охраны | | | | | | | | природопользования и охраны | | | окружающей среды | | | | | | | | окружающей среды | |————————|—————————————————————————————|—————————————————————|———————|————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 5: | | 490 | 70 | 120 | 300 | | |————————|—————————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| | | ВСЕГО | | 79 252 | 11 | 22 896 | 38 | | | | по разделам: | | | 720 | | 943 | | |————————|—————————————————————————————|——————————————————————————————————————|————————————|———————|———————————|———————|—————————————————————————————————————| Приложение N 2 к Программе Природоохранные мероприятия, финансируемые за счет зачета встречных обязательств |————|—————————————————————|——————————————————————————|———————————————————————————|————————————————| | NN | Исполнитель | Сроки исполнения работ | Зачет встречных | Примечание | | | мероприятия | | обязательств | | | | | | (тыс. руб.) | | |————|—————————————————————|——————————|——————————————||———————|————————|—————————||————————————————| | | | начало | окончание | 2006 | 2007 | 2008 | | |————|—————————————————————|——————————|——————————————|————————|————————|—————————|—————————————————| | 1 | 2 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | |————|—————————————————————|——————————|——————————————|————————|————————|—————————|—————————————————| | 1. | ОАО "Кольская ГМК" | 2006 | 2008 | 30 | 38 | | | | | | | | 989,0 | 737,0 | | | |————|—————————————————————|——————————|——————————————|————————|————————|—————————|—————————————————| | 2. | ОАО "Апатит" | 2006 | 2008 | 29 | 29 | | | | | | | | 685,7 | 600,0 | | | |————|—————————————————————|——————————|——————————————|————————|————————|—————————|—————————————————| | 3. | ГОУП | 2007 | 2008 | 1 | 1 | | | | | "Мурманскводоканал" | | | 244,8 | 572,5 | | | |————|—————————————————————|——————————|——————————————|————————|————————|—————————|—————————————————| | | ВСЕГО: | | | 61 | 69 | 65 | | | | | | | 919,5 | 909,5 | 000,0 | | |————|—————————————————————|——————————|——————————————|————————|————————|—————————|—————————————————| Приложение N 3 к Программе Мероприятия по обеспечению экологической безопасности Терского района |———————|—————————————————————|———————————————|———————————————|———————————————————|———————————|———————————————————————|——————————————————————————————————————| | NN | Наименование | Организация - | Способ | Сроки исполнения | Полная | Объем финансирования, | Ожидаемые конечные результаты | | | мероприятия | заказчик | размещения, | работ | стоимость | бюджеты муниципальных | реализации мероприятия, показатели | | | | | исполнитель | | (тыс. | образований | эффективности, целевые индикаторы | | | | | | | руб.) | (тыс.руб.) | | |———————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————|————————|———————————|———————|———————|———————|——————————————————————————————————————| | | | | | Начало | Оконча | | 2006 | 2007 | 2008 | | | | | | | | ние | | | | | | |———————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————|————————|———————————|———————|———————|———————|——————————————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |———————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————|————————|———————————|———————|———————|———————|——————————————————————————————————————| | 1.1. | Санитарная очистка | администрация | администрация | 2007 | 2007 | 250 | 0 | 250 | 0 | предотвращение загрязнения | | | охранных зон от | Терского | Терского | | | | | | | окружающей среды отходами | | | несанкционированных | района | района | | | | | | | производства и потребления | | | свалок | | | | | | | | | | |———————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————|————————|———————————|———————|———————|———————|——————————————————————————————————————| | 1.2. | Лабораторный | администрация | администрация | 2007 | 2007 | 100 | 0 | 100 | 0 | 1. Количественный химический анализ | | | экологический | Терского | Терского | | | | | | | сточных вод, их влияние на | | | контроль | района | района | | | | | | | поверхностные водные объекты. | | | предприятий | | | | | | | | | Количественный химический анализ | | | муниципального | | | | | | | | | промышленных выбросов и их влияния | | | подчинения | | | | | | | | | на атмосферный воздух. | | | | | | | | | | | | 2. Проверка достоверности информации | | | | | | | | | | | | , предоставляемой | | | | | | | | | | | | предприятиями-природопользователями. | | | | | | | | | | | | 3. Определение размеров платежей за | | | | | | | | | | | | негативное воздействие, размеров | | | | | | | | | | | | штрафных санкций | |———————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————|————————|———————————|———————|———————|———————|——————————————————————————————————————| | 1.3. | Обеспечение | администрация | администрация | 2007 | 2007 | 100 | 0 | 100 | 0 | предотвращение загрязнения | | | централизованного | Терского | Терского | | | | | | | окружающей среды ртутьсодержащими | | | сбора и передачи на | района | района | | | | | | | отходами | | | демеркуризацию | | | | | | | | | | | | ртутьсодержащих | | | | | | | | | | | | отходов от | | | | | | | | | | | | населения и | | | | | | | | | | | | предприятий поселка | | | | | | | | | | |———————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————|————————|———————————|———————|———————|———————|——————————————————————————————————————| | 1.4. | Экологическое | администрация | администрация | 2007 | 2007 | 50 | 0 | 50 | 0 | повышение экологического образования | | | воспитание и | Терского | Терского | | | | | | | и воспитания | | | образование в | района | района | | | | | | | | | | общеобразовательных | | | | | | | | | | | | учреждениях, | | | | | | | | | | | | участие в семинарах | | | | | | | | | | | | и конференциях | | | | | | | | | | |———————|—————————————————————|———————————————|———————————————|——————————|————————|———————————|———————|———————|———————|——————————————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 1: | | 500 | 0 | 500 | 0 | | |———————|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|——————————————————————————————————————| | | ВСЕГО: | | 500 | 0 | 500 | 0 | | |———————|—————————————————————|———————————————————————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|——————————————————————————————————————| Приложение N 4 к Программе Мероприятия по сохранению лесных экосистем, обеспечению соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства на 2008 год |————|—————————————————————|—————————————|————————————————|———————————|———————————————————————|————————————————| | NN | Наименование | Способ | Сроки | Полная | Объем финансирования, | Ожидаемые | | | мероприятия | размещения, | исполнения | стоимость | областной бюджет | конечные | | | | исполнитель | работ | (тыс. | (тыс. руб.) | результаты | | | | | | руб.) | | реализации | | | | | | | | мероприятия, | | | | | | | | показатели | | | | | | | | эффективности, | | | | | | | | целевые | | | | | | | | индикаторы | |————|—————————————————————|—————————————|———————|————————|———————————|———————|———————|———————|————————————————| | | | | Нача | Окон | | 2006 | 2007 | 2008 | | | | | | ло | чание | | | | | | |————|—————————————————————|—————————————|———————|————————|———————————|———————|———————|———————|————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |————|—————————————————————|—————————————|———————|————————|———————————|———————|———————|———————|————————————————| | 1. | Проведение | конкурс | 2008 | 2008 | 3 400 | 0 | 0 | 3 400 | оперативное | | | воздушного и | | | | | | | | принятие мер | | | космического | | | | | | | | по | | | мониторинга | | | | | | | | предотвращению | | | состояния лесных | | | | | | | | чрезвычайных | | | экосистем | | | | | | | | ситуаций | | | | | | | | | | | техногенного и | | | | | | | | | | | природного | | | | | | | | | | | характера в | | | | | | | | | | | лесах; | | | | | | | | | | | предотвращение | | | | | | | | | | | возникновения | | | | | | | | | | | очагов | | | | | | | | | | | вредителей и | | | | | | | | | | | болезней на | | | | | | | | | | | площади 300 га | |————|—————————————————————|—————————————|———————|————————|———————————|———————|———————|———————|————————————————| | 2. | Проведение | конкурс | 2008 | 2008 | 4 600 | 0 | 0 | 4 600 | предотвращение | | | мероприятий по | | | | | | | | ущерба | | | выявлению | | | | | | | | окружающей | | | несанкционированных | | | | | | | | среде и вреда | | | свалок промышленных | | | | | | | | здоровью | | | и бытовых отходов, | | | | | | | | населения | | | нарушений правил | | | | | | | | Мурманской | | | санитарной и | | | | | | | | области; | | | пожарной | | | | | | | | снижение | | | безопасности | | | | | | | | площади | | | | | | | | | | | загрязнения | | | | | | | | | | | бытовыми и | | | | | | | | | | | промышленными | | | | | | | | | | | отходами на 70 | | | | | | | | | | | га | |————|—————————————————————|—————————————|———————|————————|———————————|———————|———————|———————|————————————————| | | ВСЕГО: | | | | 8 000 | 0 | 0 | 8 | | | | | | | | | | | 000" | | |————|—————————————————————|—————————————|———————|————————|———————————|———————|———————|———————|————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|