Расширенный поиск
Постановление Правительства Мурманской области от 23.07.2008 № 344-ПППРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23.07.2008 N 344-ПП Мурманск Утратилo силу - Постановление Правительства Мурманской области от 30.06.2014 г. N 334-ПП О внесении изменений в региональную целевую программу "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы В целях рационального использования средств областного бюджета при реализации региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы, а также в целях реализации на территории ряда муниципальных образований Мурманской области мероприятий по обращению с медицинскими и биологическими отходами Правительство Мурманской области п о с т а н о в л я е т: 1. Внести изменения в региональную целевую программу "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 09.12.2005 N 488-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 01.02.2008 N 31-ПП), изложив ее в новой редакции согласно приложению. 2. Утвердить Правила предоставления и расходования в 2008 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на финансовое обеспечение мероприятий по обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории Мурманской области. 3. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В. Н.) учесть данное постановление при корректировке областного бюджета на 2008 год. Первый заместитель Губернатора Мурманской области А. Макаров Приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 23.07.2008 N 344-ПП "Региональная целевая программа "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы Мурманск 2008 ПАСПОРТ |—————————————————————————|————————————————————————————————————————| | Наименование | "Охрана и гигиена окружающей среды и | | программы | обеспечение экологической безопасности | | | в Мурманской области" на 2006-2008 | | | годы (далее - Программа) | | | | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————| | Дата принятия решения о | постановление Правительства Мурманской | | разработке | области от 28.11.2005 N 447-ПП "О | | Программы, дата ее | разработке региональной целевой | | утверждения | программы "Охрана и гигиена окружающей | | | среды и обеспечение экологической | | | безопасности в Мурманской области" на | | | 2006-2008 годы"; | | | постановление Правительства Мурманской | | | области от 09.12.2005 N 488-ПП "О | | | региональной целевой программе "Охрана | | | и гигиена окружающей среды и | | | обеспечение экологической безопасности | | | в Мурманской области" на 2006-2008 | | | годы" | | | | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————| | Государствен- | комитет по природным ресурсам и охране | | ные заказчики Программы | окружающей среды Мурманской области | | | (кроме мероприятий по сохранению | | | лесных экосистем, обеспечению | | | соблюдения требований лесного и | | | природоохранного законодательства на | | | 2008 год); | | | комитет по лесному хозяйству | | | Мурманской области (мероприятия по | | | сохранению лесных экосистем, | | | обеспечению соблюдения требований | | | лесного и природоохранного | | | законодательства на 2008 год) | | | | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————| | Государственный | комитет по природным ресурсам и охране | | заказчик - координатор | окружающей среды Мурманской области | | Программы | | | | | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————| | Основные разработчики | комитет по природным ресурсам и охране | | Программы | окружающей среды Мурманской области; | | | комитет по лесному хозяйству | | | Мурманской области | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————| | Цели и задачи Программы | Цель Программы: обеспечение | | | конституционного права граждан на | | | благоприятную окружающую среду | | | Задачи Программы: | | | Создание условий и обеспечение | | | постепенного снижения негативного | | | воздействия хозяйственной деятельности | | | человека и предприятий на здоровье | | | населения и окружающую природную среду | | | (атмосферу, водные объекты, | | | ландшафты). | | | | | | Предотвращение и ликвидация вредного | | | воздействия отходов производства и | | | потребления на окружающую среду, а | | | также максимальное вовлечение отходов | | | в хозяйственный оборот. | | | Обеспечение управления и охраны | | | региональных особо охраняемых | | | природных территорий (далее - ООПТ) в | | | целях сохранения растительного и | | | животного мира. | | | Обеспечение регулярного сбора | | | информации (ведение территориального | | | мониторинга) о состоянии окружающей | | | среды в целях обеспечения | | | экологической безопасности населения. | | | Дальнейшее развитие на территории | | | Мурманской области экологического | | | образования, воспитания и просвещения. | | | Продолжение работы по переориентации | | | хозяйственно-питьевого водоснабжения | | | из поверхностных источников на | | | подземные воды. | | | Обеспечение постепенного снижения | | | ущерба, наносимого лесной экосистеме | | | Кольского полуострова в результате | | | лесных пожаров, незаконных порубок, | | | захламления лесов промышленными и | | | бытовыми отходами, массовых нарушений | | | правил санитарной и пожарной | | | безопасности в лесах | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|——|——————|———————|——————————| | Важнейшие целевые | | 2006 г. | 2007 | 2008 г. | | индикаторы и показатели | | | г. | | | Программы | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | | план | план | план | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|—————————-| | | Площадь области, тыс. км2 | 144,9 | отменен | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|—————————-| | | Численность населения, тыс. чел. | 857,0 | 853,2 | отменен | | | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Объем вредных веществ, | 92,9 | 98,3 | отменен | | | выбрасываемых в атмосферный воздух | | | | | | стационарными источниками | | | | | | загрязнения, в % к предыдущему | | | | | | периоду | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Объем сброса загрязненных сточных | 92,4 | 101,0 | отменен | | | вод, в % к предыдущему периоду | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Образование отходов, в % к | 106,0 | 95,5 | отменен | | | предыдущему периоду | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Плата за негативное воздействие на | 131,0 | 110,8 | отменен | | | окружающую среду в | | | | | | консолидированный бюджет, млн. руб. | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Объем предотвращенного | 190,0 | 205,0 | 220,0 | | | экологического ущерба, млн. руб. | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Объем сброшенных сточных вод, | | | 5,7 | | | очищенных до установленных норм, в | | | | | | % к общему объему сброса | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Объем уловленных и обезвреженных | | | 89,0 | | | загрязняющих веществ, отходящих от | | | | | | стационарных источников | | | | | | загрязнения, в % от общего объема | | | | | | выбрасываемых в атмосферу | | | | | | загрязняющих веществ | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Удельный вес отходов, направленных | | | 27,0 | | | на использование и обезвреживание, | | | | | | к общему количеству образованных | | | | | | отходов, % | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Площадь Мурманской области, занятая | | | 450,0 | | | ООПТ регионального значения, тыс. | | | | | | га | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Доля редких, находящихся под | | | 90,2 | | | угрозой исчезновения объектов | | | | | | животного и растительного мира, | | | | | | сохраняемых на ООПТ, к их общему | | | | | | количеству, % | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Степень формирования единой | | | 75,0 | | | информационно-аналитической системы | | | | | | природопользования и охраны | | | | | | окружающей среды Мурманской | | | | | | области, % | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Число учащихся школ, дошкольных | | | 50,0 | | | образовательных учреждений, вузов, | | | | | | принявших участие в проведении | | | | | | экологических семинаров, | | | | | | конференций, выставок, тыс. чел. | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Количество разведанных запасов | | | 56,1 | | | подземных вод или оцененных | | | | | | ресурсов подземных вод, тыс. | | | | | | м/сутки | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Предотвращение возникновения очагов | | | 300,0 | | | вредителей и болезней на площади | | | | | | лесного фонда, га | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Снижение площади загрязнения земель | | | 3,5 | | | лесного фонда бытовыми и | | | | | | промышленными отходами, га | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|—|—————|——————————| | Сроки реализации | | | | Программы | | 2006-2008 | | | | годы | | | | | | | | | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|—|—————|——————————| | Объемы и источники | | 2006 г. | 2007 | 2008 г. | | финансирования | | | г. | | | Программы | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | | план | план | план | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Областной бюджет, млн. руб. | 11,7 | 22,9 | 46,9 | | | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Объем корректировки размеров платы | 49,5 | 55,9 | 52,0 | | | за негативное воздействие на | | | | | | окружающую среду, млн. руб. | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Итого за счет средств областного | 61,2 | 78,8 | 98,9 | | | бюджета, млн. руб. | | | | | | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Бюджеты муниципальных образований, | 0,0 | 0,5 | 0,0 | | | млн. руб. | | | | | | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|—————————|———————|——————————| | | Всего по Программе, млн. руб. | 61,2 | 79,3 | 98,9 | | | | | | | |—————————————————————————|—————————————————————————————————————|——|——————|———————|——————————| | | | | Ожидаемые конечные | увеличение объема сброшенных сточных | | результаты реализации | вод, очищенных до установленных норм; | | Программы и показатели | увеличение доли уловленных и | | социально-экономической | обезвреженных загрязняющих веществ, | | эффективности | отходящих от стационарных источников | | | загрязнения; | | | рост предотвращенного экологического | | | ущерба в результате выполнения | | | запланированных природоохранных | | | мероприятий; | | | увеличение доли отходов, направленных | | | на использование и обезвреживание; | | | полное формирование и обеспечение | | | функционирования единой | | | информационно-аналитической системы | | | природопользования и охраны окружающей | | | среды Мурманской области; | | | дальнейшее развитие экологического | | | образования и воспитания, ежегодное | | | увеличение числа учащихся школ, | | | дошкольных образовательных учреждений, | | | вузов, принявших участие в проведении | | | экологических семинаров, конференций, | | | выставок; | | | увеличение количества разведанных | | | запасов и оцененных ресурсов подземных | | | вод; | | | предотвращение возникновения очагов | | | вредителей и болезней на территории | | | лесного фонда; | | | снижение площади загрязнения земель | | | лесного фонда бытовыми и промышленными | | | отходами. | | | Кроме того, в результате реализации | | | мероприятий будут разработаны и начнут | | | реализовываться программы по: | | | обеспечению экологической безопасности | | | Кольского залива; | | | обращению с отходами производства и | | | потребления на территории Мурманской | | | области | |—————————————————————————|————————————————————————————————————————| Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа Состояние экологической обстановки и проблемы экологической безопасности в Мурманской области имеют как общие для всей страны черты, так и ярко выраженные региональные особенности. Мурманская область относится к крупным горнорудным районам России. Здесь сконцентрированы крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности и цветной металлургии, деятельность которых оказывает существенное негативное воздействие на окружающую природную среду. Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников по видам экономической деятельности в 2006 году (диаграмма) Основными источниками загрязнения окружающей среды Мурманской области являются предприятия горно-промышленного комплекса, черной и цветной металлургии, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). За последние 8-10 лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от основных предприятий-природопользователей составило порядка 20 %. Такое снижение достигнуто по наиболее опасным компонентам загрязнения - SO2, Ni, Cu и другим металлам - в ходе реализации проектов реконструкции действующего производства на промышленных предприятиях области: ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", ОАО "Апатитская ТЭЦ". В целях снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ природопользователями области за прошедшие годы проведена большая работа. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в целом по Мурманской области (график) Тем не менее наряду с данными положительными тенденциями необходимо отметить увеличение с каждым годом массы выбросов загрязняющих веществ на одного жителя области от передвижных источников. В 2006 году эта величина возросла по сравнению с 2000 годом на 27,8 %. От выхлопных газов автомобильного транспорта создаются высокие концентрации диоксида азота, оксида углерода, формальдегида. Структура суммарных выбросов (от стационарных источников и автотранспорта) в целом по области и в областном центре имеет существенные различия: по области превалирует диоксид серы (43,9%), а в г. Мурманске - окись углерода (54%), причем 97,5% окиси углерода поступает в атмосферу областного центра от автотранспорта. Общее экологическое состояние водных объектов, расположенных на территории Кольского полуострова, можно расценивать как удовлетворительное. В районах, мало подверженных техногенному воздействию, качество воды приближается к эталонному. Характерной особенностью водных объектов Кольского полуострова является присутствие в природных незагрязненных водах ионов меди, железа, марганца. Максимальные и повышенные концентрации этих металлов в водных объектах при отсутствии сбросов сточных вод и выбросов предприятий наблюдаются в меженные периоды, когда питание осуществляется преимущественно грунтовыми водами. Динамика воздействия хозяйственной деятельности на водные ресурсы Мурманской области (график) Следует отметить, что из общего объема загрязненных сточных вод, требующих очистки, доля проходящих через очистные сооружения составляет 81,5 %, а очищенных до нормативных величин - 5,4%. Крупнейшими промышленными предприятиями, определяющими водохозяйственную обстановку на территории Мурманской области, являются комбинаты "Печенганикель" и "Североникель" ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ОАО "Ловозерский ГОК" и ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания". В зоне влияния этих горнодобывающих и металлургических производств наблюдается высокое и экстремально высокое содержание никеля, меди, марганца, железа, фторидов, сульфатов, соединений азота и др. Наиболее сильному загрязнению подвергаются крупнейшие озера области - Имандра, Умбозеро и Ловозеро, а также реки Нюдуай, Печенга, Патсо-йоки, Колос-йоки, Сергевань, Ковдора. Значительную долю в загрязнение водоемов области вносят также предприятия ЖКХ: ГОУП "Мурманскводоканал", "Оленегорскводоканал", "Кандалакшаводоканал", МУП "Североморскводоканал", ОАО "Апатитыводоканал", "Мончегорскводоканал", ООО "Тепловодоснабжение" (г. Полярные Зори), "Тепловодоканал" (г. Ковдор). Объем сточных вод этой отрасли составляет 32% от общего количества загрязненных вод. В конце 2005 года введена в строй 1-я очередь комплекса очистных сооружений Северного района города Мурманска производительностью 100 тыс. м/сутки, что позволит значительно улучшить экологическую обстановку в Кольском заливе. На ряде станций биологической очистки Мурманской области проводятся работы по установке оборудования для ультрафиолетового обеззараживания сточных вод (гг. Кировск, Заполярный, пос. Никель, Мурмаши-3). Самым грязным водным объектом Кольского залива является ручей Варничный. Он протекает через центральную часть города Мурманска, собирая по пути стоки с дорог, строительных площадок, а также сточные воды Мурманской ТЭЦ и других предприятий города. Гигиеническая характеристика водоемов I и II категорий |——————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Категория |Доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, % | |водоемов | | |——————————|——————————————————————————|————————|—————————————————————|————————| | |по санитарно-химическим |динамика|по микробиологическим|динамика| | |показателям |к 2005 |показателям |к 2005 | | | |г. | |г. | | | | | | | |——————————|————————|————————|————————| |——————|——————|——————|| | | |2004 |2005 |2006 | |2004 |2005 |2006 | | |——————————|————————|————————|————————|————————|——————|——————|——————|—————————| |I |1,9 |0,6 |0 | | |0,4 |2,0 |0 | | | | | | | | V | | | | V | |——————————|————————|————————|————————|————————|——————|——————|——————|—————————| |II |5,0 |30,5 |14,6 | | |5,0 |4,5 |4,5 | = | | | | | | V | | | | | |——————————|————————|————————|————————|————————|——————|——————|——————|—————————| За 2006 год состояние водных объектов в местах водопользования населения, используемых в качестве питьевого водоснабжения (I категория) и для рекреации (II категория), в санитарно-эпидемиологическом отношении по сравнению с 2005 годом улучшилось. Состояние водных объектов II категории по микробиологическим показателям остается на уровне 2005 года. Обеспечение населения Мурманской области качественной питьевой водой является одной из приоритетных задач, решение которой необходимо для сохранения здоровья, повышения уровня жизни населения и обеспечения его безопасности. Основными проблемами питьевого водоснабжения Мурманской области являются: - низкое качество питьевой воды из поверхностных источников; - интенсивные антропогенные нагрузки на поверхностный водный фонд; - потенциальная угроза радиационного заражения поверхностных источников от Кольской АЭС и др. объектов; - расточительное водопользование; - неудовлетворительное качество очистки сточных вод; - высокая степень износа гидротехнических и водохозяйственных сооружений и объектов. В целях решения вышеназванных проблем Правительством Мурманской области принято решение о разработке региональной целевой программы "Водоснабжение Мурманской области" на 2008-2017 годы. Основной целью программы должна стать разработка мероприятий по обеспечению населения Мурманской области качественной питьевой водой из защищенных от негативного воздействия источников водоснабжения (подземных источников), повышению устойчивости и надежности работы систем водоснабжения и их элементов, снижению аварийности на сетях водопровода и уменьшению непроизводительных потерь воды. За последние 15 лет в рамках региональных и федеральных целевых программ выявлены и разведаны подземные источники водоснабжения для гг. Апатиты, Ковдор, Кандалакша, Мурманск, пос. Африканда, Зеленоборский. Имеются перспективы выявления подземных источников для гг. Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори и других населенных пунктов. Из образующихся в Мурманской области твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее - ТБО) 52 % поступает на санкционированные и несанкционированные свалки, 48 % отходов термически утилизируется на ОАО "Завод термической обработки ТБО". С учетом динамики прошлых лет растет доля отходов, размещаемых на свалках области. Города и населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих мощностей, и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки. Высокие уровни загрязнения от свалок ТБО обусловливаются: - необоснованным выбором площадки для организации свалки ТБО; - нарушением правил эксплуатации свалок, недостаточной изоляцией поступающих на свалки отходов; - недостаточным контролем поступления на свалки ТБО токсичных веществ и опасных отходов, которые должны обезвреживаться на полигонах промышленных отходов. Проведенный анализ современного состояния системы удаления ТБО в Мурманской области выявил ряд проблем, основные из которых: - слабо стимулируются рециклинг и вторичное использование отходов; - сбор ТБО коммунальными службами и частными предприятиями в населенных пунктах области не обеспечивает отделения из них вторичного сырья и, что особенно важно, - опасных отходов (опасные промышленные отходы, приборы, оборудование, содержащие ртуть (кроме люминесцентных ламп), кадмий и другие токсичные металлы, источники тока, отходы, содержащие нефтепродукты, поливинилхлорид и другие галогенсодержащие полимеры, и другие отходы). Более 90% образующихся отработанных нефтепродуктов передается на котельные, ТЭЦ в городах и поселках области, частично сжигается на собственных предприятиях в топках и котлах. Небольшая часть (около 3 %) отходов повторно используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы). Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию. Остро стоит проблема утилизации твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов и песка, промасленной ветоши и т.д., резиновых отходов, в том числе автошин. На территории Мурманской области лицензии на обращение с опасными отходами имеют 3 организации, принимающие ртутные лампы и другие ртутьсодержащие отходы для обезвреживания. Существует проблема финансирования организации сдачи на переработку ртутьсодержащих ламп и приборов, образующихся в бюджетных и муниципальных организациях области. На территории Мурманской области 39 предприятий в той или иной степени занимаются приемом и переработкой всех видов отходов (1-4 классов опасности), но все они не обеспечивают полностью потребности Мурманской области в переработке отходов. Путь решения проблемы обращения с вышеперечисленными видами отходов - выработка стратегии обращения с отходами производства и потребления на территории Мурманской области через создание централизованной управляемой рыночной системы. Правительством Мурманской области принято решение о разработке и утверждении в рамках настоящей Программы региональной инвестиционной программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Мурманской области" на 2009-2013 годы. Цели данной программы: - выработка стратегии управления отходами на территории Мурманской области (обеспечение экономически выгодного подхода); - составление проектно-сметной документации. Акватория Кольского залива, где располагаются морской, торговый и рыбный порты, базы Северного флота и погранвойск, испытывает серьезные экологические нагрузки. В последнее время антропогенная нагрузка на окружающую среду прибрежных районов резко возросла, что связано прежде всего с ростом объемов перевозки морским путем различных грузов, в том числе и нефтепродуктов. В результате сокращения флотов в прибрежной зоне образовалось большое количество брошенных затопленных морских транспортных средств, являющихся объектами повышенной экологической опасности, постоянными загрязнителями окружающей среды Арктики. По результатам мониторинга загрязнения морской среды в районах свалок судов, проведенного Росгидрометом и рядом научных институтов области, содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов, полихлорбифенилов и нефтяных углеводородов) в илах и водах Кольского залива в десятки-сотни раз выше, чем на других его участках. Все эти факторы оказывают значительное негативное воздействие на все экосистемы Баренцева моря. Кроме того, перенос стойких органических соединений в пределах Арктики обеспечивается постоянными приливно-отливными течениями, поэтому проблема очистки Кольского залива от брошенных судов и очистки его дна приобретает не только местное, но и международное значение. В рамках настоящей Программы предусмотрена разработка целевой программы "Обеспечение экологической безопасности Кольского залива" по следующим основным направлениям: - очистка Кольского залива от брошенных и затопленных судов; - мероприятия по снижению негативного воздействия на водную среду Кольского залива; - обеспечение экологической безопасности Кольского залива при транспортировке нефти и нефтепродуктов. Анализ статистических данных показывает, что ежегодно наблюдается увеличение количества лесных пожаров, следовательно, возрастает и размер ущерба, наносимого лесной экосистеме Кольского полуострова. Страдают не только леса, но и животный мир, водные объекты. Так, с 1997 по 2006 год в лесном фонде на территории Мурманской области произошло 2949 пожаров на общей площади 34271,97 га. Ущерб лесному хозяйству Мурманской области составил более 5 млрд. рублей. Кроме того, в связи с огромным увеличением количества автотранспортных средств, в том числе и повышенной проходимости, большому числу граждан стали доступными отдаленные лесные участки. Следствием увеличения посещаемости гражданами лесов стал рост зафиксированных нарушений природоохранного законодательства: незаконные порубки, захламление лесов промышленными и бытовыми отходами, массовые нарушения правил санитарной и пожарной безопасности в лесах. В целях недопущения усугубления экологической обстановки и стабилизации сложившейся ситуации в рамках Программы предусмотрены мероприятия по сохранению лесных экосистем, по обеспечению соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства на территории Мурманской области. Расположение горнодобывающих и металлургических предприятий в районах Крайнего Севера, где экосистемы обладают пониженной способностью к восстановлению, а также в непосредственной близости от границ Российской Федерации создает угрозу трансграничного переноса загрязняющих веществ, накладывает на предприятия повышенные обязательства в области охраны окружающей среды. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды (график) Предприятия области - главный источник инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды. Их доля составляет порядка 87 % в общем объеме инвестиций. Кроме того, осуществление средств на данные цели ведется в рамках адресной инвестиционной программы Мурманской области и за счет средств федерального бюджета. Показатели, характеризующие экологическую обстановку по регионам Северо-Западного федерального округа в 2005 году а) выброшено в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (график) б) сброшено загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (график) в) инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды (график) Анализ сложившейся экологической ситуации и оценка факторов, оказывающих на нее влияние, дают основания полагать, что все еще значительной остается антропогенная нагрузка предприятий области на окружающую среду. Многообразие назревших проблем требует одновременного, комплексного и сбалансированного подхода к их решению, развития смежных, горизонтально и вертикально интегрированных компонентов, систем и подсистем, наличия четко определенных критериев и оценочных параметров для принятия обоснованных решений, а также определения средне- и долгосрочных ориентиров и перспектив. Эти причины обусловливают необходимость анализа и решения комплекса задач на основе программно-целевых методов, являющихся в условиях современной рыночной экономики самым эффективным и действенным механизмом государственного регулирования и стратегического управления. Организационной основой государственной политики Мурманской области в сфере охраны окружающей среды является настоящая Программа, в которой нашли отражение приоритеты экологической политики нашего государства, заложенные в указах Президента Российской Федерации, Экологической доктрине Российской Федерации, основных направлениях экологической политики Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Мурманской области. Основные направления, реализуемые в рамках Программы: - обеспечение экологической безопасности Мурманской области; - развитие особо охраняемых природных территорий; - мероприятия по экологическому образованию и воспитанию; - поиск экологически чистых источников водоснабжения; - мероприятия по сохранению лесных экосистем, обеспечению соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства. Необходимо отметить, что доля средств, выделенных из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, в 2006 году выросла по сравнению с 2004 годом на 30%. Решение всех вышеперечисленных задач позволит сделать конкретные шаги на пути стабилизации экологической обстановки в области, сохранения хрупкой северной природы, улучшения здоровья людей, живущих на Кольской земле. Основные риски, связанные с процессом реализации Программы: - недостаточный объем финансирования природоохранных мероприятий в рамках Программы; - выполнение мероприятий Программы исполнителями мероприятий не в срок и не в полном объеме. Раздел 2. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели Цель Программы: обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Задачи Программы: 1. Создание условий и обеспечение постепенного снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности человека и предприятий на здоровье населения и окружающую природную среду - атмосферу, водные объекты, ландшафты. |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Целевые индикаторы | 2006 | 2007 | 2008 г. | | | г. | г. | | | | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | | план | план | план | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Объем вредных веществ, | 92,9 | 98,3 | отменен | | выбрасываемых в атмосферный | | | | | воздух стационарными | | | | | источниками загрязнения, в % | | | | | к предыдущему периоду | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Объем сброса загрязненных | 92,4 | 101,0 | отменен | | сточных вод, в % к | | | | | предыдущему периоду | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Плата за негативное | 131,0 | 110,8 | отменен | | воздействие на окружающую | | | | | среду в консолидированный | | | | | бюджет, млн. руб. | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Объем предотвращенного | 190,0 | 205,0 | 220,0 | | экологического ущерба, млн. | | | | | руб. | | | | | | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Объем сброшенных сточных | | | 5,7 | | вод, очищенных до | | | | | установленных норм, в % к | | | | | общему объему сброса | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Объем уловленных и | | | 89,0 | | обезвреженных загрязняющих | | | | | веществ, отходящих от | | | | | стационарных источников | | | | | загрязнения, в % от общего | | | | | объема выбрасываемых в | | | | | атмосферу загрязняющих | | | | | веществ | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| 2. Предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот. |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Целевые индикаторы | 2006 | 2007 | 2008 г. | | | г. | г. | | | | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | | план | план | план | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Образование отходов, в % к | 106,0 | 95,5 | отменен | | предыдущему периоду | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| | Удельный вес отходов, | | | 27,0 | | направленных на | | | | | использование и | | | | | обезвреживание, к общему | | | | | количеству образованных | | | | | отходов, % | | | | |——————————————————————————————|———————|———————|—————————| 3. Обеспечение управления и охраны региональных ООПТ в целях сохранения растительного и животного мира. |——————————————————————————————|——————|———————|—————————| | Целевые индикаторы | 2006 | 2007 | 2008 г. | | | г. | г. | | | | | | | |——————————————————————————————|——————|———————|—————————| | | план | план | план | |——————————————————————————————|——————|———————|—————————| | Площадь Мурманской области, | 144,9 | отменен | | тыс. км2 | | | |——————————————————————————————|——————|———————|—————————| | Площадь Мурманской области, | | | 450,0 | | занятая ООПТ регионального | | | | | значения, тыс. га | | | | |——————————————————————————————|——————|———————|—————————| | Доля редких, находящихся под | | | 90,2 | | угрозой исчезновения | | | | | объектов животного и | | | | | растительного мира, | | | | | сохраняемых на ООПТ, к их | | | | | общему количеству, % | | | | |——————————————————————————————|——————|———————|—————————| 4. Обеспечение регулярного сбора информации (ведение территориального мониторинга) о состоянии окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности населения. |——————————————————————————————|————————| | Целевые индикаторы | 2008 | | | г. | | | | |——————————————————————————————|————————| | | план | |——————————————————————————————|————————| | Степень формирования единой | 75,0 | | информационно-аналитической | | | системы природопользования и | | | охраны окружающей среды | | | Мурманской области, % | | |——————————————————————————————|————————| 5. Дальнейшее развитие на территории Мурманской области экологического образования, воспитания и просвещения. |——————————————————————————————|————————|————————|—————————| | Целевые индикаторы | 2006 | 2007 | 2008 г. | | | г. | г. | | | | | | | |——————————————————————————————|————————|————————|—————————| | | план | план | план | |——————————————————————————————|————————|————————|—————————| | Численность населения, тыс. | 857,0 | 853,2 | отменен | | чел. | | | | | | | | | |——————————————————————————————|————————|————————|—————————| | Число учащихся школ, | | | 50,0 | | дошкольных образовательных | | | | | учреждений, вузов, принявших | | | | | участие в проведении | | | | | экологических семинаров, | | | | | конференций, выставок, тыс. | | | | | чел. | | | | | | | | | |——————————————————————————————|————————|————————|—————————| 6. Продолжение работы по переориентации хозяйственно-питьевого водоснабжения из поверхностных источников на подземные воды. |——————————————————————————————|————————| | Целевые индикаторы | 2008 | | | г. | | | | |——————————————————————————————|————————| | | план | |——————————————————————————————|————————| | Количество разведанных | 56,1 | | запасов подземных вод или | | | оцененных ресурсов подземных | | | вод, тыс. м/сутки | | |——————————————————————————————|————————| 7. Обеспечение постепенного снижения ущерба, наносимого лесной экосистеме Кольского полуострова в результате лесных пожаров, незаконных порубок, захламления лесов промышленными и бытовыми отходами, массовых нарушений правил санитарной и пожарной безопасности в лесах. |——————————————————————————————|————————| | Целевые индикаторы | 2008 | | | г. | | | | |——————————————————————————————|————————| | | план | |——————————————————————————————|————————| | Предотвращение возникновения | 300,0 | | очагов вредителей и болезней | | | на площади лесного фонда, га | | |——————————————————————————————|————————| | Снижение площади загрязнения | 3,5 | | земель лесного фонда | | | бытовыми и промышленными | | | отходами, га | | |——————————————————————————————|————————| Сроки реализации Программы: 2006-2008 годы Раздел 3. Перечень мероприятий Программы Мероприятия Программы приведены в приложениях NN 1-5. Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсным обеспечением Программы являются средства областного бюджета, уточненные департаментом финансов Мурманской области и департаментом экономического развития Мурманской области при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год с учетом поданных на финансирование мероприятий Программы заявок. Согласно федеральному законодательству, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, которая возмещает затраты на компенсацию негативного воздействия, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов. Согласно Бюджетному кодексу, с 2006 года плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется в соотношении: 20 % - федеральный бюджет, 40 % - областной бюджет, 40 % - местный бюджет. Прогноз поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2006-2008 годы в консолидированный бюджет Мурманской области приведен в таблице. Прогноз поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2006-2008 годы (млн. руб.) |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | N | Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | | п/п | | год | год | год | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | | | план | план | план | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | 1. | Плата за негативное | 136,6 | 184,4 | 170,9 | | | воздействие на | | | | | | окружающую среду, всего | | | | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | 2. | ОАО "Кольская ГМК", | 51,7 | 87,7 | 54,4 | | | всего, | | | | | | в том числе: | 24,8 | 31,0 | 33,1 | | | в распоряжении | | | | | | предприятий в | | | | | | результате проведения | | | | | | корректировки | | | | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | 3. | ОАО "Апатит", всего, | 42,1 | 44,8 | 49,1 | | | в том числе: | | | | | | в распоряжении | 23,7 | 23,7 | 18,0 | | | предприятий в | | | | | | результате проведения | | | | | | корректировки | | | | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | 4. | ОАО "Ковдорский ГОК", | 13,0 | 18,1 | 17,0 | | | всего, | | | | | | в том числе: | | | | | | в распоряжении | 0 | 0 | 0 | | | предприятий в | | | | | | результате проведения | | | | | | корректировки | | | | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | 5. | Филиал ОАО "СУАЛ" "КАЗ | 4,7 | 5,2 | 5,6 | | | "СУАЛ", всего, | | | | | | в том числе: | | | | | | в распоряжении | 0 | 0 | 0 | | | предприятий в | | | | | | результате проведения | | | | | | корректировки | | | | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | 6. | ОАО "Олкон", всего, | 15,0 | 14,4 | 12,8 | | | в том числе: | | | | | | в распоряжении | 0 | 0 | 0 | | | предприятий в | | | | | | результате проведения | | | | | | корректировки | | | | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | 7. | ГОУП | 2,1 | 2,6 | 2,6 | | | "Мурманскводоканал", | | | | | | всего, | 1,0 | 1,3 | 1,0 | | | в том числе: | | | | | | в распоряжении | | | | | | предприятий в | | | | | | результате проведения | | | | | | корректировки | | | | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| | 8. | Прочие, всего | 8,0 | 11,5 | 29,4 | | | | | | | |—————|—————————————————————————|————————|————————|————————| Раздел 5. Механизм реализации Программы Текущую координацию деятельности государственных заказчиков осуществляет комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области. Государственные заказчики реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию средств. Программой предусмотрен комплекс мероприятий по обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории Мурманской области. Выделение средств областного бюджета на реализацию мероприятий по обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории Мурманской области осуществляется в форме субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. Государственные заказчики направляют в комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области: - ежеквартально информацию о ходе реализации Программы; - ежегодно доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых департаментом экономического развития Мурманской области. На основании сведений государственных заказчиков комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области направляет в департамент финансов Мурманской области и департамент экономического развития Мурманской области сводную информацию о ходе реализации Программы ежеквартально, сводный доклад о ходе работ по выполнению Программы - ежегодно, до 1 февраля. По завершении срока реализации Программы комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области готовит и до 1 марта текущего года предоставляет в Правительство Мурманской области, департамент экономического развития Мурманской области и департамент финансов Мурманской области доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Доклад должен включать информацию о результатах реализации Программы за истекший период и за весь период реализации Программы, в том числе и оценку значений целевых индикаторов и показателей. Раздел 6. Социально-экономическая и экологическая эффективность Программы Настоящая Программа является единым по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплексом социально-экономических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных мероприятий, обеспечивающих решение системных проблем в области экологического и социально-экономического развития Мурманской области. В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов, улучшающих экологическую обстановку в регионе и снижающих уровень экологической опасности (2008 год к уровню 2005 года): - увеличение объема сброшенных сточных вод, очищенных до установленных норм; - увеличение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения; - рост предотвращенного экологического ущерба; - увеличение доли отходов, направленных на использование и обезвреживание; - полное формирование и обеспечение функционирования единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды Мурманской области; - продолжение развития экологического образования и воспитания, ежегодное увеличение числа учащихся школ, дошкольных образовательных учреждений, вузов, принявших участие в проведении экологических семинаров, конференций, выставок; - увеличение количества разведанных запасов и оцененных ресурсов подземных вод; - предотвращение возникновения очагов вредителей и болезней на площади лесного фонда; - снижение площади загрязнения земель лесного фонда бытовыми и промышленными отходами. Приложение N 1 к Программе Мероприятия по охране и гигиене окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Мурманской области на 2006-2008 годы |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————————————————————|———————————|———————————————————————————————|———————————————————————————————| | N | Наименование мероприятия | Способ размещения, | Сроки реализации | Полная | Объем финансирования, | Ожидаемые конечные результаты | | п/п | | исполнитель | | стоимость | областной бюджет | реализации мероприятия, | | | | | | (тыс. | (тыс. руб.) | показатели эффективности, | | | | | | руб.) | | целевые индикаторы | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————||——————————||——————|———————————|——————|—————|———————————————————————————————| | | | | начало | окончание | | 2006 | 2007 | 2008 | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | Раздел 1. Обеспечение экологической безопасности Мурманской области | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.1. | Разработка комплексной | конкурс | 2006 | 2008 | 2 300 | 300 | 1 000 | 1 | 1. Повышение экологической | | | программы обеспечения | | | | | | | 000 | безопасности Кольского залива при | | | экологической безопасности | | | | | | | | транспортировке и перевалке | | | Кольского залива при | | | | | | | | нефтепродуктов. | | | транспортировке нефти и | | | | | | | | 2. Создание системы ликвидации | | | нефтепродуктов | | | | | | | | аварийных разливов нефти на | | | | | | | | | | | акватории Кольского залива, | | | | | | | | | | | повышение эффективности мер по | | | | | | | | | | | предупреждению и снижению уровня | | | | | | | | | | | воздействия последствий аварийных | | | | | | | | | | | разливов нефти на окружающую среду | | | | | | | | | | | залива. | | | | | | | | | | | 3. Подготовка окончательного отчета | | | | | | | | | | | о выполненных работах и комплексной | | | | | | | | | | | программы обеспечения экологической | | | | | | | | | | | безопасности Кольского залива при | | | | | | | | | | | транспортировке и перевалке | | | | | | | | | | | нефтепродуктов | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.2. | Проведение мониторинга | конкурс | 2007 | 2008 | 2 950 | 0 | 1 450 | 1 | отбор проб, сбор, систематизация и | | | негативного воздействия | | | | | | | 500 | анализ сведений в районах | | | существующих источников | | | | | | | | интенсивного негативного | | | загрязнения на водную среду | | | | | | | | воздействия на водную среду и | | | и биоресурсы Кольского | | | | | | | | биоресурсы Кольского залива | | | залива | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.3. | Разработка и реализация | конкурс | 2006 | 2007 | 900 | 300 | 600 | 0 | 1. Разработка и реализация | | | программы по обращению с | | | | | | | | программы по рациональному | | | твердыми бытовыми отходами, | | | | | | | | использованию, обезвреживанию | | | обезвреживанию и | | | | | | | | отработанных нефтепродуктов и | | | использованию, утилизации | | | | | | | | нефтешламов на территории | | | отработанных нефтепродуктов | | | | | | | | Мурманской области. | | | и нефтешламов на территории | | | | | | | | 2. Определение источников | | | Мурманской области | | | | | | | | финансирования, организаций, | | | | | | | | | | | ответственных за реализацию | | | | | | | | | | | программы | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.4. | Санитарная очистка | конкурс | 2006 | 2008 | 3 000 | 1 000 | 1 000 | 1 | 1. Ликвидация брошенных и | | | водоохранной зоны в районе | | | | | | | 000 | затопленных металлических | | | реки Лавна | | | | | | | | конструкций, находящихся в районе | | | | | | | | | | | устья реки Лавна, как объектов | | | | | | | | | | | экологической и навигационной | | | | | | | | | | | опасности. 2. Подготовка | | | | | | | | | | | окончательного отчета о выполненных | | | | | | | | | | | работах с документальным | | | | | | | | | | | подтверждением достигнутых | | | | | | | | | | | результатов | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.5. | Мониторинг окружающей среды | конкурс | 2006 | 2008 | 2 550 | 550 | 1 000 | 1 | 1. Сбор, систематизация и анализ | | | (экологический мониторинг) | | | | | | | 000 | сведений по экологическому | | | Мурманской области | | | | | | | | мониторингу в районах интенсивного | | | | | | | | | | | техногенного воздействия | | | | | | | | | | | (пообъектный мониторинг | | | | | | | | | | | предприятий). | | | | | | | | | | | 2. Ежеквартальное представление | | | | | | | | | | | информации о загрязнении окружающей | | | | | | | | | | | природной среды Мурманской области | | | | | | | | | | | на сайте комитета по природным | | | | | | | | | | | ресурсам и охране окружающей среды | | | | | | | | | | | Мурманской области и в ежегодном | | | | | | | | | | | докладе. | | | | | | | | | | | 3. Реализация мероприятий по | | | | | | | | | | | снижению негативного воздействия | | | | | | | | | | | сточных вод Умбозерского рудника за | | | | | | | | | | | пределами горного отвода | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.6. | Развитие Мурманской | единственный | 2006 | 2008 | 2 400 | 800 | 800 | 800 | информационная интеграция пунктов | | | территориальной | исполнитель: | | | | | | | сбора информации о радиационной | | | автоматизированной сети | ФГУП "Федеральный | | | | | | | обстановке в единую сеть данных, | | | контроля радиационной | центр | | | | | | | создание архива об экологической | | | обстановки в городах | геоэкологических | | | | | | | обстановке, автоматизация процесса | | | Мурманской области (вторая | систем" | | | | | | | создания отчетной документации о | | | очередь) | | | | | | | | радиационной обстановке, | | | | | | | | | | | автоматический контроль | | | | | | | | | | | стабильности радиационной | | | | | | | | | | | обстановки | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.7. | Обеспечение функционирования | конкурс | 2006 | 2008 | 13 880 | 4 380 | 5 200 | 4 | создание и функционирование | | | единой | | | | | | | 300 | информационной системы | | | информационно-аналитической | | | | | | | | природопользования Мурманской | | | системы природопользования и | | | | | | | | области. Обеспечение сохранности | | | пополнение базы данных по | | | | | | | | первичной информации по природным | | | природным ресурсам и охране | | | | | | | | ресурсам, полученной за счет | | | окружающей среды | | | | | | | | средств областного бюджета | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.8. | Обеспечение лабораторного | конкурс | 2007 | 2008 | 775 | 0 | 300 | 475 | 1. Количественный химический анализ | | | контроля подконтрольных | | | | | | | | сточных вод и их влияния на | | | предприятий Мурманской | | | | | | | | поверхностные водные объекты, | | | области | | | | | | | | количественный химический анализ | | | | | | | | | | | промышленных выбросов и их влияния | | | | | | | | | | | на атмосферный воздух. | | | | | | | | | | | 2. Проверка достоверности | | | | | | | | | | | информации, предоставляемой | | | | | | | | | | | предприятиями-природопользователями | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.9. | Разработка декларации о | конкурс | 2007 | 2007 | 400 | 0 | 400 | 0 | определение стратегических | | | намерениях инвестирования в | | | | | | | | направлений обращения с отходами | | | систему обращения с отходами | | | | | | | | производства и потребления на | | | производства и потребления | | | | | | | | территории Мурманской области | | | на территории Мурманской | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.10. | Проектирование работ по | конкурс | 2007 | 2008 | 3 500 | 0 | 2 000 | 1 | определение путей и методов | | | снижению негативного | | | | | | | 500 | снижения негативного воздействия на | | | воздействия на водную среду | | | | | | | | водную среду Кольского залива | | | Кольского залива | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.11. | Проведение предпроектных | конкурс | 2006 | 2006 | 150 | 150 | 0 | 0 | получение экспертного заключения | | | работ в области | | | | | | | | проектных работ в области | | | природопользования, охраны | | | | | | | | природопользования, охраны | | | окружающей среды, | | | | | | | | окружающей среды, обеспечения | | | обеспечения экологической | | | | | | | | экологической безопасности | | | безопасности | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.12. | Осуществление проектных | конкурс | 2007 | 2008 | 800 | 0 | 400 | 400 | обоснование целесообразности | | | работ в области развития | | | | | | | | развития на территории Мурманской | | | нетрадиционных | | | | | | | | области нетрадиционных | | | возобновляемых источников | | | | | | | | возобновляемых источников энергии | | | энергии в Мурманской области | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.13. | Устройство защитной зеленой | конкурс | 2008 | 2008 | 1 100 | 0 | 0 | 1 | устройство защитной зеленой зоны | | | зоны вокруг пос. Кузомень в | | | | | | | 100 | вокруг пос. Кузомень в целях | | | целях предотвращения | | | | | | | | предотвращения котлов выдувания и | | | ветровой эрозии на | | | | | | | | развеивания песков на территории | | | территории поселения | | | | | | | | поселка | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.14. | Осуществление проектных и | конкурс | 2008 | 2008 | 4 000 | 0 | 0 | 4 | разработка проектов строительства | | | других видов работ в области | | | | | | | 000 | полигонов для размещения отходов, | | | обращения с отходами | | | | | | | | включая оценку целесообразности | | | производства и потребления | | | | | | | | насыщения системы обращения с | | | на территории Мурманской | | | | | | | | отходами мусоросортировочными | | | области на примере | | | | | | | | комплексами, мусороперегрузочными | | | конкретных муниципальных | | | | | | | | станциями на территории Мурманской | | | образований (пос. Умба, с. | | | | | | | | области с учетом | | | Варзуга) | | | | | | | | административно-производственного | | | | | | | | | | | деления, транспортной | | | | | | | | | | | инфраструктуры, геолого-почвенных и | | | | | | | | | | | гидрологических характеристик мест | | | | | | | | | | | размещения | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.15. | Реализация комплекса | конкурс | 2008 | 2008 | 800 | 0 | 0 | 800 | повышение экологической | | | мероприятий по обеспечению | | | | | | | | безопасности Мурманской области при | | | экологической безопасности | | | | | | | | эксплуатации потенциально опасных | | | Мурманской области при | | | | | | | | объектов | | | эксплуатации потенциально | | | | | | | | | | | опасных объектов | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.16. | Осуществление | конкурс | 2008 | 2008 | 500 | 0 | 0 | 500 | реализация концепции по оптимизации | | | исследовательских работ по | | | | | | | | управления отходами потребления | | | анализу и прогнозированию | | | | | | | | Мурманской области, утвержденной | | | рынка вторичного сырья, | | | | | | | | постановлением Правительства | | | извлекаемого из отходов | | | | | | | | Мурманской области от 22.02.2008 N | | | производства и потребления | | | | | | | | 74-ПП/3 | | | на территории Мурманской | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.17. | Осуществление | конкурс | 2008 | 2008 | 900 | 0 | 0 | 900 | 1. Контроль состояния, режима | | | государственного мониторинга | | | | | | | | дебита и химического состава | | | родников Мурманской области | | | | | | | | подземных вод родников Мурманской | | | | | | | | | | | области, используемых населением | | | | | | | | | | | для питьевых целей. | | | | | | | | | | | 2. Повышение уровня | | | | | | | | | | | санитарно-эпидемиологического | | | | | | | | | | | благосостояния населения, его | | | | | | | | | | | экологической безопасности | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.18. | Развитие территориальной | конкурс | 2008 | 2008 | 1 400 | 0 | 0 | 1 | 1. Обеспечение мониторинга | | | автоматизированной сети | | | | | | | 400 | загрязнения атмосферного воздуха в | | | контроля за состоянием | | | | | | | | районах Мурманской области, | | | атмосферного воздуха в | | | | | | | | подверженных наибольшему | | | городах Мурманской области | | | | | | | | антропогенному загрязнению. 2. | | | (гг. Заполярный, Никель) | | | | | | | | Получение оперативной информации о | | | | | | | | | | | загрязнении атмосферы в данных | | | | | | | | | | | районах. | | | | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 1.19. | Осуществление опытных работ | конкурс | 2007 | 2007 | 750 | 0 | 750 | 0 | получение экспериментальных | | | по экспериментальной очистке | | | | | | | | результатов по эффективности | | | нефтезагрязненных | | | | | | | | очистки нефтезагрязненных | | | почвогрунтов с | | | | | | | | почвогрунтов с использованием | | | использованием | | | | | | | | нефтеокисляющих бактерий в условиях | | | нефтеокисляющих бактерий в | | | | | | | | Мурманской области | | | условиях Мурманской области | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————||——————————||——————|—————|—————||—————|—————|———————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 1: | | 43 055 | 7 480 | 14 | 20 675 | | | | | | | | 900 | | | |————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|———————————|————————————|——————|———————————|———————————————————————————————| | Раздел 2. Развитие особо охраняемых природных территорий | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 2.1. | Разработка паспортов и | конкурс | 2008 | 2008 | 600 | 0 | 0 | 600 | разработка паспортов и мероприятий | | | мероприятий по охране | | | | | | | | по охране региональных ООПТ; учет | | | региональных ООПТ. Ведение | | | | | | | | видов, внесенных в Красную книгу | | | Красной книги Мурманской | | | | | | | | Мурманской области | | | области | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 2.2. | Долевое финансирование | единственный | 2005 | 2008 | 1 600 | 400 | 400 | 400 | обеспечение экономической | | | проекта "Модельный лес" | исполнитель: | | | | | | | устойчивости лесного комплекса, | | | | автономная | | | | | | | обеспечение и поддержание | | | | некоммерческая | | | | | | | экологических функций лесов, | | | | организация "Центр | | | | | | | сохранение их биоразнообразия | | | | содействия и | | | | | | | (переходный объект) | | | | развития лесного | | | | | | | | | | | хозяйства" | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————||——————————||——————|—————|—————||—————|—————|———————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 2: | | 2 200 | 400 | 400 | 1 000 | | | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|———————————|————————————|——————|———————————|———————————————————————————————| | Раздел 3. Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.1. | Проведение Общероссийских | единственный | 2006 | 2008 | 330 | 100 | 110 | 120 | повышение уровня экологического | | | дней защиты от экологической | исполнитель: | | | | | | | воспитания и образования | | | опасности | Мурманский | | | | | | | | | | | областной совет | | | | | | | | | | | ВООП | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.2. | Эколого-валеологическое | единственный | 2006 | 2008 | 225 | 70 | 75 | 80 | создание центра экологической | | | воспитание детей-инвалидов в | исполнитель: | | | | | | | адаптации детей-инвалидов | | | условиях Крайнего Севера | ГООУ "Мурманская | | | | | | | | | | | областная | | | | | | | | | | | специальная | | | | | | | | | | | (коррекционная) | | | | | | | | | | | общеобразовательная | | | | | | | | | | | школа-интернат N 3 | | | | | | | | | | | I-IV видов" | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.3. | Организация и проведение | единственный | 2006 | 2008 | 230 | 50 | 110 | 70 | 1. Проведение конференций, | | | комплекса мероприятий по | исполнитель: | | | | | | | презентаций, премьер, "круглых | | | экологическому просвещению | Мурманская | | | | | | | столов", встреч со специалистами, | | | населения и взаимодействию | областная | | | | | | | фото-, художественных, | | | библиотек области | универсальная | | | | | | | книжно-иллюстративных выставок. | | | | научная библиотека | | | | | | | 2. Пополнение фонда документов | | | | | | | | | | | экологической направленности | | | | | | | | | | | периодическими и информационными | | | | | | | | | | | изданиями, в том числе на | | | | | | | | | | | электронных носителях. | | | | | | | | | | | 3. Подготовка и издание сборников | | | | | | | | | | | по материалам конференций, | | | | | | | | | | | методико-библиографических пособий | | | | | | | | | | | в помощь экологическому просвещению | | | | | | | | | | | для библиотек области | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.4. | Участие учащихся Мурманской | единственный | 2006 | 2008 | 615 | 190 | 205 | 220 | повышение уровня экологического | | | области во всероссийских | исполнитель: | | | | | | | просвещения всех слоев населения | | | экологических и | Мурманский | | | | | | | | | | эколого-туристических | областной центр | | | | | | | | | | мероприятиях | детского и | | | | | | | | | | | юношеского туризма | | | | | | | | | | | и экскурсий | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.5. | Проведение Международного | единственный | 2006 | 2008 | 320 | 130 | 140 | 50 | ознакомление юных читателей с | | | конкурса детской рукописной | исполнитель: | | | | | | | природными ресурсами области, | | | книги, итоговое издание | Мурманская | | | | | | | воспитание любви к природе | | | справочно-информационных | областная | | | | | | | | | | пособий для учащихся | детско-юношеская | | | | | | | | | | | библиотека | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.6. | Экологическое воспитание | единственный | 2008 | 2008 | 80 | 0 | 0 | 80 | повышение уровня экологического | | | детей с ограниченными | исполнитель: ГОУ | | | | | | | воспитания детей с ограниченными | | | возможностями здоровья | "Минькинская | | | | | | | возможностями здоровья | | | | областная | | | | | | | | | | | специальная | | | | | | | | | | | (коррекционная) | | | | | | | | | | | общеобразовательная | | | | | | | | | | | школа-интернат для | | | | | | | | | | | детей с тяжелыми | | | | | | | | | | | нарушениями речи" | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.7. | Проведение полевых | конкурс | 2006 | 2008 | 360 | 130 | 110 | 120 | проведение конкурсов, выставок, | | | экологических экспедиций и | | | | | | | | экологических экспедиций в целях | | | экологических выставок, | | | | | | | | повышения уровня экологического | | | конференций | | | | | | | | воспитания и образования | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.8. | Организация массовых | конкурс | 2006 | 2008 | 795 | 250 | 265 | 280 | обучение детей навыкам практической | | | природоохранных мероприятий | | | | | | | | природоохранной и исследовательской | | | по экологическому воспитанию | | | | | | | | деятельности, организация досуга | | | населения | | | | | | | | детей из малообеспеченных семей | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.9. | Подготовка и издание доклада | конкурс | 2006 | 2008 | 1 250 | 380 | 420 | 450 | обеспечение информацией | | | по охране окружающей среды и | | | | | | | | исполнительных органов | | | рациональному использованию | | | | | | | | государственной власти Мурманской | | | природных ресурсов | | | | | | | | области, территориальных органов | | | Мурманской области | | | | | | | | федеральных органов исполнительной | | | | | | | | | | | власти в Мурманской области, | | | | | | | | | | | органов местного самоуправления, | | | | | | | | | | | библиотек, школ, населения (тираж | | | | | | | | | | | 1000 экз.) | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.10. | Подготовка и издание | конкурс | 2006 | 2008 | 900 | 300 | 300 | 300 | сбор и систематизация материалов по | | | книги"Ловозерский район" - | | | | | | | | геологическим, ботаническим, | | | второй части серии | | | | | | | | ландшафтным и | | | "Памятники природы и | | | | | | | | культурно-историческим памятникам | | | достопримечательности | | | | | | | | природы и достопримечательностям | | | Мурманской области", издание | | | | | | | | Ловозерского района. Создание | | | (допечатка) тиража (1000 | | | | | | | | разделов книги. Редакция и | | | экз.) книги "Терский район" | | | | | | | | предпечатная подготовка. | | | - первой части серии | | | | | | | | Макетирование. Издание тиража 2000 | | | "Памятники природы и | | | | | | | | экз. Использование книги в процессе | | | достопримечательности | | | | | | | | экологического воспитания и | | | Мурманской области" | | | | | | | | научно-экологического туризма. | | | | | | | | | | | Допечатка книги "Терский район" - | | | | | | | | | | | первой части серии "Памятники | | | | | | | | | | | природы и достопримечательности | | | | | | | | | | | Мурманской области". Тираж книги | | | | | | | | | | | 1000 экз. | | | | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.11. | Проведение мероприятий по | конкурс | 2008 | 2008 | 500 | 0 | 0 | 500 | организация обучения добровольцев в | | | подготовке добровольцев по | | | | | | | | рамках развития системы | | | борьбе с аварийными | | | | | | | | предупреждения и ликвидации | | | разливами нефтепродуктов в | | | | | | | | аварийных разлиов нефти, | | | Мурманской области | | | | | | | | формирование штата добровольцев для | | | | | | | | | | | их привлечения к операциям по | | | | | | | | | | | очистке береговой линии от | | | | | | | | | | | загрязнения нефтепродуктами | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.12. | Выпуск рекламных роликов | конкурс | 2008 | 2008 | 100 | 0 | 0 | 100 | повышение уровня экологического | | | экологической направленности | | | | | | | | образования и воспитания у | | | на телевидении | | | | | | | | населения | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.13. | Формирование компетентности | отдел образования | 2008 | 2008 | 95 | 0 | 0 | 95 | повышение информированности | | | населения в сфере обращения | администрацииг. | | | | | | | населения о проблемах и путях их | | | с отходами | Апатиты | | | | | | | решения в сфере обращения с | | | | | | | | | | | отходами, о роли населения в | | | | | | | | | | | деятельности, направленной на | | | | | | | | | | | уменьшение негативного влияния ТБО | | | | | | | | | | | на окружающую среду и здоровье | | | | | | | | | | | населения | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 3.14. | Издание | единственный | 2008 | 2008 | 100 | 0 | 0 | 100 | повышение уровня экологической | | | информационно-экологического | исполнитель: | | | | | | | просвещенности детей и молодежи | | | сборника "Большой России | Мурманская | | | | | | | | | | малый уголок" | областная | | | | | | | | | | | детско-юношеская | | | | | | | | | | | библиотека | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————||——————————||——————|—————|—————||—————|—————|———————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 3: | | 5 900 | 1 600 | 1 | 2 565 | | | | | | | | 735 | | | |————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|———————————|————————————|——————|———————————|———————————————————————————————| | Раздел 4. Поиски экологически чистых источников водоснабжения | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 4.1. | Оценка подземных вод для | переходный объект | 2005 | 2006 | 4 793 | 1 000 | 0 | 0 | выявление альтернативного источника | | | водоснабжения пос. Абрам-мыс | ОАО "МГРЭ" | | | | | | | водоснабжения, предварительная | | | | | | | | | | | оценка эксплуатационных запасов по | | | | | | | | | | | С1+С2 в количестве 2 тыс. м33/сутки | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 4.2. | Разведка подземных вод для | конкурс | 2005 | 2008 | 11 | 1 170 | 1 740,350 | 7 | поисково-оценочные работы | | | водоснабжения г. Кандалакши | | | | 613,350 | | | 203 | проводились на объекте начиная с | | | | | | | | | | | 1991 года. В настоящее время | | | | | | | | | | | необходимы проведение разведки | | | | | | | | | | | месторождения подземных вод в | | | | | | | | | | | долине р. Нива, утверждение запасов | | | | | | | | | | | подземных вод в ГКЗ по кат. С1+С2 в | | | | | | | | | | | количестве 25 тыс. м33/сутки | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 4.3. | Оценка состояния природной | конкурс | 2007 | 2008 | 6 200,650 | 0 | 4 000,650 | 2 | выявление альтернативного источника | | | среды в районе поисков | | | | | | | 200 | водоснабжения, предварительная | | | экологически чистых | | | | | | | | оценка эксплуатационных запасов по | | | природных вод для | | | | | | | | кат. Р | | | водоснабжения | | | | | | | | | | | г. Мончегорска | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————||——————————||——————|—————|—————||—————|—————|———————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 4: | | 22 607 | 2 170 | 5 | 9 403 | | | | | | | | 741 | | | |————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|———————————|————————————|——————|———————————|———————————————————————————————| | Раздел 5. Прочие мероприятия | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 5.1. | Проведение государственной | отделы | 2006 | 2008 | 195,075 | 70 | 25,075 | 100 | выполнение постановления Мурманской | | | экспертизы и государственной | государственной | | | | | | | областной Думы от 25.06.2004 N | | | экологической экспертизы | экологической | | | | | | | 1262, получение заключений | | | нормативных правовых | экспертизы | | | | | | | государственной экспертизы и | | | документов, проектов в сфере | управлений | | | | | | | государственной экологической | | | природопользования и охраны | Росприроднадзора, | | | | | | | экспертизы | | | окружающей среды | Ростехнадзора по | | | | | | | | | | | Мурманской области, | | | | | | | | | | | комитета по | | | | | | | | | | | природным ресурсам | | | | | | | | | | | и охране окружающей | | | | | | | | | | | среды Мурманской | | | | | | | | | | | области, ГОУ | | | | | | | | | | | "Управление | | | | | | | | | | | государственной | | | | | | | | | | | вневедомственной | | | | | | | | | | | экспертизы по | | | | | | | | | | | Мурманской области" | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————|———————————|———————|———————————|——————|—————————————————————————————————————| | 5.2. | Разработка нормативных | конкурс | 2007 | 2008 | 294,925 | 0 | 94,925 | 200 | совершенствование законодательной и | | | правовых актов в области | | | | | | | | нормативной правовой базы в области | | | природопользования и охраны | | | | | | | | природопользования и охраны | | | окружающей среды | | | | | | | | окружающей среды | |————————|——————————————————————————————|—————————————————————|——————————|——————————————||——————————||——————|—————|—————||—————|—————|———————————————————————————————| | | ИТОГО по разделу 5: | | 490 | 70 | 120 | 300 | | | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|———————————|————————————|——————|———————————|———————————————————————————————| | | ВСЕГО | | 74 252 | 11 720 | 22 | 33 943 | | | | по разделам: | | | | 896 | | | | | | | | | | | | |————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|———————————|————————————|——————|———————————|———————————————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|