Расширенный поиск
Постановление Правительства Мурманской области от 09.12.2014 № 616-ПППРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 08.12.2014 N 616-ПП Мурманск Об утверждении Примерной программы подготовки к самостоятельному проживаниювоспитанников, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов, включая их личностное и профессиональное самоопределение, правовое просвещение, постинтернатное сопровождение Вцелях реализации программы "Социальная адаптация и сопровождение выпускников детских домов Мурманской области" на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 23.05.2012 N 220-ПП, Правительство Мурманской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Примерную программу подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ- интернатов, включая их личностное и профессиональное самоопределение, правовое просвещение, постинтернатное сопровождение (далее - Примерная программа). 2. Определить координатором Примерной программы Министерство образования и науки Мурманской области. 3. Руководителям организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов обеспечить разработку программы подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов, включая личностное и профессиональное самоопределение, правовое просвещение, постинтернатное сопровождение, в месячный срок содняопубликования настоящего постановления. Врио Губернатора Мурманской области А. Тюкавин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Мурманской области от 08.12.2014 N 616-ПП ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов, включая их личностное и профессиональное самоопределение, правовое просвещение, постинтернатное сопровождение Примерная программа подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов, включая их личностное и профессиональное самоопределение, правовое просвещение, постинтернатное сопровождение (далее - Примерная программа) разработана в соответствии со статьей 15 Закона Мурманской области от 20.12.2001 N 324-01-ЗМО "О Правительстве Мурманской области", в целях реализации программы "Социальная адаптация и сопровождение выпускников детских домов Мурманской области" на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 23.05.2012 N 220-ПП. Цель Примерной программы: Комплексное сопровождение процесса подготовки воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов (далее - организации для детей-сирот), к самостоятельной жизни, направленное на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе. Задачи Примерной программы: - подготовка воспитанников, выпускников организаций для детей- сирот к самостоятельной жизни; - создание условий для позитивной социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот; - теоретическое и практическое обеспечение процесса социальной адаптации воспитанников, выпускников; - создание системы психолого-педагогической и социально-правовой помощи воспитанникам и выпускникам организаций для детей-сирот; - формирование у воспитанников и выпускников готовности к выполнению социальной роли гражданина, способного решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (члена коллектива, миротворца, семьянина, гражданина, потребителя); - формирование у воспитанников и выпускников культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; навыков сохранения собственного здоровья; - усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников и выпускников, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству; - содействие воспитанникам и выпускникам в определении жизненных планов на этапе выхода в самостоятельную жизнь и первичной адаптации к новым условиям; - развитие у воспитанников и выпускников способности владения навыками социального взаимодействия и толерантного общения; - формирование у воспитанников и выпускников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного); - психолого-педагогическая поддержка полноценного личностного развития воспитанников и выпускников; - сопровождение выпускников в период адаптации после выпуска из организации для детей-сирот; - профессиональная помощь выпускнику в реализации жизненных планов и решении проблем, связанных с нарушением социализации; - защита прав и интересов воспитанников и выпускников, поддержка интересов выпускника в правозащитных и административных органах; - создание системы постинтернатной адаптации выпускников; - обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов сопровождения выпускников организаций для детей-сирот. Ожидаемые результаты реализации Примерной программы - решение проблемы социальной адаптации в обществе, предупреждение правонарушений воспитанников и выпускников; - повышение качества жизни и социальной защищенности воспитанников и выпускников; - повышение учебной и профессиональной мотивации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот, школ-интернатов к обучению в организациях профессионального образования; - увеличение числа выпускников, успешно адаптированных в новых социальных условиях; - увеличение числа выпускников, трудоустроенных по полученным специальностям; - снижение уровня социальных девиаций среди воспитанников и выпускников. Целевые показатели, которые планируется достичь при реализации Примерной программы 1. Доля организаций для детей-сирот, условия пребывания детей в которых отвечают установленным требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве организаций для детей-сирот. 2. Увеличение до 90% выпускников организаций для детей-сирот, освоивших Программу подготовки к самостоятельному проживанию выпускников организаций для детей-сирот. 3. Увеличение до 100% доли воспитанников и выпускников, охваченных психолого-педагогическим сопровождением в условиях организаций для детей-сирот. 4. Увеличение до 90% доли организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность по социальной (постинтернатной) адаптации выпускников. 5. Увеличение до 70% выпускников, адаптированных к новым социальным условиям, по завершении пребывания в организациях для детей-сирот. 6. Увеличение до 75% доли детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, обучающихся в организациях профессионального образования и (или) работающих, в отношении которых организация осуществляет социальное (постинтернатное) сопровождение. 7. Увеличение до 50% доли выпускников, трудоустроенных по специальности по завершении обучения в организациях профессионального образования. Сокращения, принятые в Примерной программе МОиНМО - Министерство образования и науки Мурманской области; ОМС - органы местного самоуправления; ОДС - организации для детей-сирот; ССОДС - Служба сопровождения организации для детей-сирот; ПОО - профессиональные образовательные организации; ООВО - образовательные организации высшего образования; ОВД - органы внутренних дел. Содержание Примерной программы охватывает три ключевых направления: 1. Мероприятия по подготовке воспитанников, выпускников к самостоятельной жизни в организациях для детей-сирот. 2. Постинтернатное сопровождение выпускников, обучающихся в ООВО и ПОО. 3. Постинтернатное сопровождение выпускника в самостоятельной жизни. Примерная программа предназначена для подростков 11-15 лет и юношеского возраста от 16 до 18 лет с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и выпускников. Периодичность реализации мероприятий Примерной программы предусмотрена по трем направлениям: 1 направление - в течение 3 лет, с периодичностью групповых занятий 2 раза в неделю, включая теорию и практику; 2 направление - в течение 2 лет, с периодичностью групповых занятий 1 раз в неделю, включая теорию и практику; 3 направление - в течение 1 года, с периодичностью групповых занятий 1 раз в неделю, включая теорию и практику. Для достижения цели, задач и ожидаемых результатов Примерной программы каждое направление включает в себя блоки, разделы, перечень мероприятий, умения и навыки. Блок 1. Мероприятия по подготовке выпускника к самостоятельной жизни: Подготовительный этап. "Введение в информационное поле". Раздел 1. "Знакомство с программой, формирование мотивации на участие в программе". Основной этап. "Мир, в котором я живу". Раздел 2. "Формирование коммуникативных навыков". Раздел 3. "Взросление". Раздел 4. "Формирование навыка планирования личного бюджета". Раздел 5. "Приобретение бытовых навыков". Раздел 6. "Жизненное и профессиональное самоопределение". Раздел 7. "Формирование здорового образа жизни". Раздел 8. "Повышение правовой грамотности". Раздел 9. "Транспорт. Торговля. Связь". Раздел 10. "Жилище. Одежда. Обувь". Раздел 11. "Формирование этики и психологии семейных отношений". Раздел 12. "Досуг". Раздел 13. "Социальная защита". Раздел 14. "Закрепление наставника". Мониторинг освоения мероприятий основного этапа программы. Блок 2. Постинтернатное сопровождение в ООВО и ПОО: "Мир вокруг нас". Раздел 15. "Формирование коммуникативных навыков". Раздел 16. "Формирование навыка по планированию личного бюджета". Раздел 17. "Социально-бытовая адаптация". Раздел 18. "Формирование здорового образа жизни". Раздел 19. "Повышение правовой грамотности". Раздел 20. "Формирование этики и психологии семейных отношений". Раздел 21. "Обеспечение качественного образовательного процесса". Раздел 22. "Организация культурно-досуговых мероприятий". Раздел 23. "Обеспечение комфортного возврата выпускника в закрепленное жилое помещение или обеспечение его права на внеочередное получение жилого помещения". Раздел 24. "Мониторинг эффективности деятельности закрепленного наставника". Мониторинг подготовки выпускников к самостоятельной жизни. Блок 3. Постинтернатное сопровождение выпускника в самостоятельной жизни: "Шаг за шагом". Раздел 25. "Трудоустройство". Раздел 26. "Обеспечение жильем выпускников". Раздел 27. "Формирование здорового образа жизни, организация досуга". Раздел 28. "Социальная защита". Раздел 29. "Создание семьи". Мониторинг социализации выпускников. Учебно-тематический план (306 часов) ------------------------------------------------------------------------------------ | N | Мероприятие | Кол-во | из них: | Участники | | | | часов |-------------------| | | | | | теория | практика | | |----------------------------------------------------------------------------------| | 1. Мероприятия по подготовке выпускника к самостоятельной жизни | | (204 часов) | |----------------------------------------------------------------------------------| | 1.1. | Подготовительный этап. | 3 | - | 3 | ОМС | | | "Введение в | | | | ОДС | | | информационное поле" | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2. | Основной этап. | 201 | | | ОМС | | | "Мир, в котором я живу" | | | | ОДС | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.1. | Формирование | 20 | 10 | 10 | ОДС | | | коммуникативных навыков | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.2. | Взросление | 19 | 10 | 9 | ОДС | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.3. | Формирование навыка | 20 | 9 | 11 | ОДС | | | планирования личного | | | | | | | бюджета | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.4. | Приобретение бытовых | 18 | 6 | 12 | ОДС | | | навыков | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.5. | Жизненное и | 20 | 6 | 14 | ОДС | | | профессиональное | | | | | | | самоопределение | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.6. | Формирование здорового | 18 | 4 | 14 | ОДС | | | образа жизни | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.7. | Повышение правовой | 22 | 8 | 14 | ОДС | | | грамотности | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.8. | Транспорт. Торговля. Связь | 10 | 5 | 5 | ОДС | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.9. | Жилище. Одежда. Обувь | 10 | 5 | 5 | ОДС | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.10. | Формирование этики и | 22 | 8 | 14 | ОДС | | | психологии семейных | | | | | | | отношений | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.11. | Досуг | 12 | 6 | 6 | ОДС | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.2.12. | Социальная защита | 10 | 5 | 5 | ОДС | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.3. | Закрепление наставника | | | | ОДС, | | | | | | | ССОДС | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 1.4. | Мониторинг освоения | 2 раза в | | | ОДС | | | мероприятий основного | год | | | | | | этапа программы | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------| | 2. Постинтернатное сопровождение в организации профессионального образования | | (68 часов) | |----------------------------------------------------------------------------------| | 2.1. | Формирование | 8 | - | 8 | | | | коммуникативных навыков | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.2. | Формирование навыка по | 8 | - | 8 | ОМС, ОДС, | | | планированию личного | | | | ССОДС, | | | бюджета | | | | ПОО, | | | | | | | ООВО, | | | | | | | наставник | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.3. | Социально-бытовая | 8 | - | 8 | ОМС, | | | адаптация | | | | ССОДС, | | | | | | | ПОО, | | | | | | | ООВО, | | | | | | | наставник | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.4. | Формирование здорового | 12 | 4 | 8 | ССОДС, | | | образа жизни | | | | ПОО, | | | | | | | ООВО | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.5. | Повышение правовой | 8 | 6 | 2 | ССОДС, | | | грамотности | | | | ПОО, | | | | | | | ООВО | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.6. | Формирование этики и | 16 | 11 | 5 | ССОДС, | | | психологии семейных | | | | ПОО, | | | отношений | | | | ООВО, | | | | | | | наставник | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.7. | Обеспечение качественного | 8 | - | 8 | ССОДС, | | | образовательного процесса | | | | ПОО, | | | | | | | ООВО, | | | | | | | наставник | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.8. | Организация культурно- | По плану | | | ССОДС, | | | досуговых мероприятий | | | | ПОО, | | | | | | | ООВО, | | | | | | | наставник | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.9. | Обеспечение комфортного | По плану | | | ОМС, ОДС, | | | возврата выпускника в | | | | ССОДС, | | | закрепленное жилое | | | | наставник | | | помещение или обеспечение | | | | | | | его права на внеочередное | | | | | | | получение жилого | | | | | | | помещения | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.10. | Мониторинг эффективности | 1 раз в | | | ССОДС | | | деятельности закрепленного | квартал | | | | | | наставника | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 2.11 | Мониторинг подготовки | 2 раза в | | | ОДС, | | | выпускников к | год | | | ССОДС | | | самостоятельной жизни | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------| | 3. Постинтернатное сопровождение выпускника в самостоятельной жизни | | (34 часов) | |----------------------------------------------------------------------------------| | 3.1. | Трудоустройство | 10 | 5 | 5 | ОДС, | | | | | | | ССОДС, | | | | | | | наставник | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 3.2. | Обеспечение выпускников | 8 | 2 | 4 | ОМС, | | | жильем | | | | ССОДС, | | | | | | | наставник | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 3.3. | Формирование здорового | 4 | - | 4 | ССОДС, | | | образа жизни, организация | | | | наставник | | | досуга | | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 3.4. | Социальная защита | По мере | | | ССОДС, | | | | необходи- | | | наставник | | | | мости | | | | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 3.5. | Создание семьи | 12 | 5 | 7 | ССОДС, | | | | | | | наставник | |---------+----------------------------+-----------+--------+----------+-----------| | 3.6. | Мониторинг социализации | 2 раза в | | | ССОДС | | | выпускников | год | | | | ------------------------------------------------------------------------------------ Общая трудоемкость Примерной программы составляет 306 академических часов, из них 65% академических часов - практические занятия (тренинги). Содержание Примерной программы Блок 1. Мероприятия по подготовке выпускника к самостоятельной жизни: "Мир, в котором я живу" (204 ч.). Раздел 1. "Знакомство с программой, формирование мотивации на участие в программе" (3 ч.). Включает в себя: Формирование мотивации на участие в занятиях; выработка правил поведения в группе; знакомство с программой работы. Примерные темы: 1. Знакомство - формирование мотивации на участие в занятиях, знакомство с программой работы. 2. Мое пространство - формирование отношений друг с другом, представления о свободе выбора, об ответственности за свой выбор. Воспитанники должны знать: Правила поведения и работы в группе; программу работы; иметь представление о взаимоотношениях друг с другом, о свободе выбора, об ответственности за свой выбор. Раздел 2. "Формирование коммуникативных навыков" (20 ч.). Включает в себя: Проведение бесед, практических занятий по формированию навыков эффективного общения, общения со старшими и сверстниками. Проведение тренинговых занятий по обучению навыкам уверенного поведения в общении, формированию представлений о сети социальной поддержки и навыках дружеских отношений. Примерные темы: 1. Как мы общаемся без слов - формирование навыков эффективного общения (невербального), формы общения со старшими и сверстниками при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим; формы выражения благодарности. 2. Как мы разговариваем - формирование навыков эффективного общения (вербального); формы общения со старшими и сверстниками при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим; формы выражения благодарности. 3. Барьеры на пути к общению, манипуляции - знакомство с понятием "коммуникативные барьеры", с формами манипуляций в общении, формирование навыков их преодоления. 4. Что такое уверенное поведение? Общение без манипуляций - знакомство с понятием "уверенное поведение", совершенствование навыков уверенного поведения в общении; этикет и манеры. 5. Поддержка. Дружба - знакомство с сетями социальной поддержки, формирование навыков дружеских отношений. Общие правила поведения в общественных местах. 6. Взрослые и подростки - развитие способности строить доверительные отношения с помогающими взрослыми. 7. Конфликты, и как им противостоять - знакомство с понятием конфликтов в отношениях, формирование навыков бесконфликтного общения. 8. Стресс, и как им управлять - знакомство с понятием стресса, формирование позитивного отношения к нему; формирование навыков распознавания стрессового состояния у себя и другого. 9. Я управляю стрессом - знакомство со способами преодоления стресса, формирование навыков преодоления стресса. 10. Толерантность - знакомство с понятием "толерантность", работа над осознанием собственной уникальности и уникальности другого; обучение терпимому отношению друг к другу. Воспитанники должны знать: - формы общения со старшими и сверстниками при встрече и расставании, с просьбой, вопросом к старшим; формы выражения благодарности; - иметь представление об этикете и манерах; - виды положительных и отрицательных эмоций; - признаки стресса и способы оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации; - принципы антидепрессивного поведения; - способы бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - знать номер телефона "Доверие". Воспитанники должны владеть навыками: - эффективного общения, социально приемлемыми формами проявления негативных эмоций; - саморегулирования своих эмоциональных состояний; - бесконфликтного общения. Раздел 3. "Взросление" (19 ч.). Включает в себя: Проведение занятий и лекций по расширению представлений о взрослении как балансе возможностей и ответственности с применением личного опыта участников, по формированию навыков ассертивного поведения, работа над осознанием и принятием чувств, связанных с взрослением; расширение представлений о гендерных ролях, ответственного отношения к жизни на примере положительного и отрицательного опыта детей. Тренинговые занятия по формированию уверенного поведения, отношений друг с другом, навыков общения с противоположным полом, способности понимать себя и других; представления о свободе выбора, ответственности за свой выбор. Примерные темы: 1. Я взрослею - взрослость и ее признаки. Изменения в организме в связи с началом полового созревания. Родословная. Корни семьи. Отличительная роль мужчины и женщины в обществе. Расширение представлений о взрослении как балансе возможностей и ответственности с применением личного опыта участников. Информирование о разной степени юридической ответственности в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 2. Два мира - расширение представлений о гендерных ролях, формирование навыков общения с противоположным полом. 3. Непростые ситуации - формирование ответственного отношения к жизни на примере "непростых ситуаций", навыков ассертивного поведения в межличностном взаимодействии, знакомство с основными статьями Уголовного кодекса РФ, определяющего права и ответственность участников "непростых ситуаций". 4. Мой выбор - формирование навыков ассертивного поведения, работа над осознанием и принятием чувств, связанных с взрослением, над противостоянием манипуляций в межличностных отношениях. Воспитанники должны знать: - признаки взросления, роли мужчины и женщины в обществе; - представление о родословной, корнях семьи, гендерных ролях, разной степени юридической ответственности в соответствии с Гражданским кодексом РФ; - основные статьи Уголовного кодекса РФ, определяющего права и ответственность участников "непростых ситуаций". Воспитанники должны владеть: - навыками общения с противоположным полом; - навыками ассертивного поведения в межличностном взаимодействии; - навыками различия манипуляций в межличностном общении. Раздел 4. "Формирование навыка планирования личного бюджета" (20 ч.). Включает в себя: Проведение занятий и лекций по формированию общего представления о денежных знаках, финансовых документах, по умению распоряжаться определенной суммой наличных средств на примере личного и семейного "расходного" и "доходного" бюджета. Проведение сюжетно-ролевых игр, тренинговых занятий по формированию навыков обращения с денежными средствами, по умению грамотно распределять приоритеты покупок. Организация экскурсий в банк, налоговую инспекцию по получению практических знаний о работе данных учреждений, по формированию умения оформлять необходимые документы. Примерные темы: 1. Деньги - знакомство с ролью и функцией денежных знаков, формирование умения распоряжаться денежными средствами (потребности, желания, возможности). 2. Бюджет - знакомство с понятием "бюджет", из чего складывается. Формирование умения распоряжаться определенной суммой наличных средств на примере личного и семейного "расходного" и "доходного" бюджета. 3. Счета - знакомство с основными финансовыми документами, формирование умения оформлять необходимые документы. Знакомство с понятиями "плательщик", "счет", "реквизиты", "банк", правилами оформления счетов: "оплата коммунальных услуг, телефона и т.д.". Воспитанники должны знать: - понятия "рынок", "товар", "деньги", "бюджет", "плательщик", "счет", "реквизиты", "банк"; - основные финансовые документы; - правила оформления и оплаты счетов; - правила экономии, виды и цели сбережений, порядок помещения денег в банк, виды лотерей; - периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг связи и др.; - порядок планирования крупных покупок; - примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д. Воспитанники должны уметь: - планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности; - оплачивать коммунальные и другие виды услуг. Раздел 5. "Приобретение бытовых навыков" (18 ч.). Включает в себя: Проведение занятий и лекций по формированию культурно- гигиенических навыков, бытовых и трудовых навыков, обустройству жилых помещений, основам прикладного искусства, приготовления пищи и навыкам сервировки стола. Проведение сюжетно-ролевых игр, тренинговых занятий, конкурсов по формированию бережного отношения к себе и окружающему миру, ценностного отношения к себе и окружающим людям, по уходу за собой, за жильем, закрепления умений на практике. Примерные темы: 1. Личная гигиена, декоративная косметика - знакомство с понятиями личной гигиены, декоративной косметики, формирование навыков по уходу за собой (ежедневные гигиенические процедуры, уход за волосами, руками, ногами, внешним видом). 2. Уютный дом - знакомство с понятием, видами помещений и их обустройство, организация обустройства жилых комнат, приобретения бытовых и трудовых навыков. 3. Жизнь в гармонии - знакомство с понятиями "гармония", "жизнь в гармонии", организация практических занятий по формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру. Воспитанники должны знать: - правила личной гигиены подростков, периодичность и правила ухода за зубами, волосами (средства борьбы с перхотью), руками, ногами, внешним видом; - правила закаливания организма, правила обтирания; - требование гигиены сна и подготовки домашних заданий; - виды декоративной косметики и ее назначение; - периодичность уборки жилого помещения; - понятие "интерьер" и виды интерьера; - понятие "гармония" и "жизнь в гармонии". Воспитанники должны иметь: - навыки ухода за собой; - подбирать косметические средства для ухода за кожей лица, рук, ног; - навыки ухода за одеждой и обувью, жильем; - навыки обустройства жилого помещения; - основные навыки приготовления пищи и сервировки стола; - основные навыки ценностного отношения к себе и окружающим. Раздел 6. "Жизненное и профессиональное самоопределение" (20 ч.). Включает в себя: Проведение комплекса диагностических мероприятий по выявлению сферы профессиональных интересов и предпочтений выпускников, определение интересов, склонностей, задатков, способностей. Проведение практических, тренинговых занятий по формированию видения своего будущего, навыков осознанного планирования целей; умению прогнозировать будущее, планировать день, строить жизненные планы, развитию чувства ответственности; ознакомление с существующими профессиями, обучение соотнесению собственных качеств и способностей с требованиями, которые предъявляет к человеку конкретная профессия; обучение осознанию связи между получением профессии и образованием. Организация экскурсий на предприятия, в Центр занятости населения. Примерные темы: 1. Твой режим дня, планирование времени, жизни. Построение жизненного плана. 2. Определение своих интересов, склонностей, задатков, способностей. Познание себя. 3. Прошлое. Настоящее. Будущее. Содействие в обобщении личного опыта, формирование умения анализировать прошлый опыт, прогнозировать будущее, умение планировать день, строить жизненные планы. 4. Как достичь желаемого - формирование видения своего будущего, перспективы, навыков осознанного планирования целей. Развитие ответственности и самостоятельности. 5. Мир профессий - расширение представлений о мире профессий, знакомство с понятиями "профессия", "специальность", способами поиска информации, связанной с выбором профессии. Формирование навыка общения. 6. Выбирая профессию - выбираешь образ жизни: знакомство со способами выбора профессии, с понятиями "личные качества", "способности", с факторами (способности, желания, требования), определяющими выбор профессии. Формирование навыка принятия решения. 7. Мои желания, мои возможности - обучение соотнесению собственных качеств и способностей с требованиями, которые предъявляет к человеку конкретная профессия; обучение осознанию собственных способностей; знакомство с классификацией профессий, обучение осознанию связи между получением профессии и образованием. 8. Образование - знакомство с понятием, формирование представления о необходимости образования; знакомство с некоторыми правовыми аспектами, связанными с получением образования; формирование связей между уровнем образования и запросом рынка труда. 9. Виды ООВП и ПОО. Построение профессиональной карьеры. Воспитанники должны знать: - представление о мире профессий, понятия "профессия", "специальность"; - понятие "способности", факторы (способности, желания, требования), определяющие выбор профессии; - знать свои интересы, способности; - правила построения жизненного плана; - правовые аспекты, связанные с получением образования. Воспитанники должны уметь: - анализировать прошлый опыт, прогнозировать будущее, планировать день, строить жизненные планы; - осознанно относиться к своему будущему; - понимать иерархию своих ценностей; - искать информацию, связанную с выбором профессии; - принимать решение; - спланировать свой жизненный план на ближайшую перспективу; - учитывать свои способности и особенности здоровья при определении видов профессий и специальностей, которыми они могут овладеть. Раздел 7. "Формирование здорового образа жизни" (18 ч.). Включает в себя: Проведение лекций, бесед по ознакомлению с симптомами наиболее распространенных заболеваний, правилами оказания первой помощи, профилактика ЗППП, вредных привычек. Проведение практических, тренинговых занятий по формированию ответственного отношения к своему здоровью. Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек, привитие любви к спорту. Посещение учреждений здравоохранения по месту жительства, формирование навыков работы со справочным материалом в сфере медицинских услуг и общения в данной сфере. Примерные темы: 1. Мое здоровье - формирование ответственного отношения к своему здоровью, заботе о здоровье, ответственности за последствия своих решений; рассмотрение связей между здоровьем тела и здоровьем духа. 2. Виды медицинской помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов "скорой помощи" и врача на дом. Первая помощь при ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах. Лекарственные растения. 3. Больницы, поликлиники, диспансеры, медицинское страхование, аптеки - знакомство с сетью медицинских учреждений и их назначением. Формирование навыков работы со справочным материалом. Знакомство с нормативными правовыми актами граждан в области здравоохранения; формирование навыков общения в сфере медицинских услуг, посещение медицинских учреждений. Воспитанники должны знать: - общее представление о духовном и физическом здоровье, их взаимосвязи; - о здоровом и рациональном питании; - основные правила ведения здорового образа жизни; - общее представление о нормативных правовых актах в области здравоохранения; - медицинские учреждения по месту проживания и правила поведения в них; - правила общения с медицинским персоналом; - функции основных врачей-специалистов; - виды медицинской помощи; - местные лекарственные растения; - состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.); - правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки. Воспитанники должны уметь: - заботиться о своем здоровье; - получать необходимую информацию о поддержании собственного здоровья и медицинских услугах; - записываться на прием к врачу; - вызывать врача на дом; - приобретать лекарства в аптеке; - пользоваться перевязочными и дезинфицирующими средствами. Раздел 8. "Повышение правовой грамотности" (22 ч.). Включает в себя: Проведение бесед по ознакомлению с общими нормами и правилами в обществе, системой взаимоотношений между государством и гражданином, основными документами, регулирующими права и обязанности граждан, воспитание уважения к закону. Проведение практических, тренинговых занятий по формированию гражданской позиции, ответственного поведения, воспитания уважения к закону, повышение правовой грамотности, общению со специалистами различных ведомств. Организация встреч с адвокатом, нотариусом, прокурором, налоговым инспектором. Примерные темы: 1. Правила и законы - знакомство с общими нормами и правилами в обществе, основными документами, регулирующими права и обязанности граждан. 2. Основные документы гражданина, проживающего на территории РФ, гражданская ответственность. 3. Мои права и обязанности - формирование ответственного поведения; знакомство с ОВД, их деятельностью и услугами; со специалистами, которые работают в различных отделах организации, обучение получению информации со стендов, общению со специалистами. 4. Ответственность подростков за свое поведение, предупреждение правонарушений. 5. Права и льготы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанники должны знать: - нормы и правила, принятые в обществе; - символы, функции государства; - общее представление о гражданской ответственности; - основные документы, регулирующие права и обязанности граждан (Конституция, Гражданский, Семейный и другие кодексы); - сведения об уголовной ответственности граждан; - культуру безопасного поведения в обществе; - правила поведения с работниками правоохранительных органов. Воспитанники должны уметь: - получать необходимую информацию о правоохранительных органах; - писать заявление в правоохранительные органы; - соблюдать нормы и правила, принятые в обществе. Раздел 9. "Транспорт. Торговля. Связь" (10 ч). Включает в себя: Расширение мировоззрения о транспорте, торговле, связи; знакомство с потребительской сферой, правами и обязанностями потребителей, видами связи, объектами связи, профессиями данных сфер. Практические занятия по правилам поведения в транспорте, на улице, в сфере торговли, связи; по правилам дорожного движения. Экскурсия в автоколонну, отделение связи, посещение магазинов. Формирование навыков общения в учреждениях сферы услуг. Примерные темы: 1. Пользование городским и иным транспортом, оплата проезда. Правила поведения в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. 2. Товары и услуги - знакомство с понятиями "товар", "услуга", "кредит", "рассрочка". Знакомство с товарами и услугами как способе удовлетворения потребностей, о деньгах как универсальном товаре, о покупке товаров в кредит и в рассрочку. 3. Добро пожаловать в реальный мир - знакомство с потребительской сферой, правами и обязанностями потребителей, "гарантийный срок" и "срок годности". Формирование навыков общения в магазине и в учреждениях сферы услуг. 4. Связь - знакомство с видами связи, объектами связи, профессиями работников связи, правилами общения в общественных местах и по телефону. Воспитанники должны знать: - наиболее рациональный маршрут проезда до места проживания; - правила передвижения на велосипеде; - правила поведения в пригородном железнодорожном транспорте, порядок действий при авариях, хулиганских действиях и т.д.; - правила поведения в транспорте и на улице; - правила дорожного движения; - понятия "товар", "услуга", "кредит", "рассрочка"; - правила покупки товаров в кредит и в рассрочку; - права и обязанности потребителей; - виды связи, профессии работников связи; - правила общения в сфере услуг. Воспитанники должны уметь: - соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); - соблюдать правила дорожного движения; - ориентироваться в расписании движения пригородного транспорта; - соблюдать правила этикета при общении с работниками сферы услуг. Раздел 10. "Жилище. Одежда. Обувь" (10 ч.). Включает в себя: Лекции по ознакомлению с различными видами жилых помещений, требованиями к их содержанию, основными аспектами жилищного законодательства; занятия по формированию общих представлений о видах одежды, обуви, головных уборах, их назначении, правилах ухода. Практические занятия по уходу за одеждой и обувью. Организация экскурсий в управляющие жилищные организации, знакомство с их деятельностью и услугами, формирование навыков взаимодействия с жилищными организациями. Примерные темы: 1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и службы детского дома, жилого дома. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. 2. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению: правила, последовательность и периодичность уборки жилых помещений, туалетных комнат; обустройство жилого помещения. 3. Жилье - знакомство с основными правами и обязанностями нанимателей и собственников жилья, понятиями "наниматель", "собственник", "ордер", "договор специализированного найма жилого помещения". 4. Жилищные организации - знакомство со сферой имущественных отношений, жилищными организациями, их деятельностью и услугами. Формирование навыков взаимодействия с жилищными организациями. 5. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры. 6. Повседневный уход за одеждой, предупреждение загрязнения, чистка. 7. Ремонт и стирка одежды, ремонт обуви. Воспитанники должны знать: - виды жилых помещений в городе, деревне, их различия; - гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила пользования пылесосом, правила, последовательность и периодичность уборки кухни, санузла, правила ухода за ванной, раковиной, унитазом, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании бытовыми электроприборами, уборке кухни и санузла; - виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры); - правила ухода за одеждой и обувью; - технология мелкого ремонта одежды; - правила ручной, машинной стирки, особенности средств бытовой химии для стирки. Воспитанники должны уметь: - подписывать адрес на конвертах; - производить сухую и влажную уборку помещений (повседневную и углубленную), чистить ковры, книжную полку, батареи, ухаживать за полом, производить уборку кухни, санузла, ухаживать за ванной, раковиной, унитазом, использовать бытовые химические средства, применять средства защиты при использовании бытовой химии; - возможные ситуации аварийного характера в жилище (пожар, затопление, повреждение конструкций и т.д.); - подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону и размеру, различать их назначение (повседневная, праздничная, спортивная); - сушить мокрую одежду и обувь; чистить, готовить к хранению; - подбирать крем и чистить кожаную обувь; - пришивать пуговицы, кнопки, петельки; - зашивать одежду по распоровшемуся шву; - сортировать, замачивать, стирать, полоскать, отжимать и сушить одежду из разных видов ткани, пользоваться средствами бытовой химии. Раздел 11. "Формирование этики и психологии семейных отношений" (22 ч.). Включает в себя: Проведение бесед о семье, семейных взаимоотношениях, правилах поведения в семье, значении семьи в жизни человека; о причинах конфликта и его разрешении; формирование представлений по уходу за ребенком. Проведение ролевых игр, тренинговых занятий об устройстве семьи; привитие практических навыков семейной жизни; осознание и принятие своего опыта проживания в семье, осознание настоящего и проектирование будущего, привитие навыков по уходу за ребенком. Организация экскурсии в ЗАГС, знакомство с деятельностью работников и услугами, формирование навыков взаимодействия с ними. Примерные темы: 1. Откуда я родом? - осознание и принятие своего опыта проживания в семье, осознание настоящего и проектирование будущего. 2. Крепка семья - крепка держава: знакомство с понятием "семья", видами семьи, значением семьи в жизни человека; особенности построения семейных отношений. Проектирование себя в воображаемом семейном будущем. 3. Родня - знакомство с понятием, историей происхождения слова, формирование представлений о браке и семье, о нормах и правилах (моральном кодексе), по которым живет семья. Знакомство с законами, определяющими жизнь семьи в обществе, с Семейным кодексом РФ. 4. Родители и дети - формирование позитивного принятия будущего, представления о правах и обязанностях родителей, об ответственности родителей за воспитание детей. Знакомство с понятием заботы о детях, законами, охраняющими права детей. Проектирование позитивного представления собственного будущего. 5. Семейные отношения (Можно ли жить без ссор и скандалов?) - знакомство с семейными взаимоотношениями, причиной конфликтов, конфликтными ситуациями, их разрешением. Формирование навыков бесконфликтного взаимодействия. Правила поведения в семье. 6. Секреты семейного счастья - формирование позитивного образа семьи в жизни человека, навыка ассертивного поведения; проектирование позитивного восприятия своего будущего. 7. Питание в семье, кухонные принадлежности, сервировка стола, хранение продуктов, гигиена на кухне. Уютный дом своими руками. 8. Школа будущих родителей: "Уход за новорожденным ребенком", за дошкольником, школьником. Воспитанники должны знать: - понятие "семья", состав семьи, генеалогическое древо; - основные права и обязанности членов семьи; - понятие психологического климата семьи; - навыки бесконфликтного взаимодействия; - особенности проявления заботы о детях, воспитание детей; - современные методы планирования семьи; - особенности развития детей от 1 года до 3 лет, от 3 лет до 6 лет: развитие мышечной системы, системы кровообращения, центральной нервной системы, развитие речи; - о необходимости привития малышам элементарных гигиенических навыков: умывание, мытье рук, смена белья, использование носового платка, уход за волосами, гигиенические ванны; - об осанке детей данного возраста, изменение осанки; - общие методические положения при проведении физических упражнений с маленькими детьми; - особенности питания детей до 3 лет, с 3 до 7 лет (режим питания, набор продуктов, их питательная ценность, витамины). Воспитанники должны уметь: - моделировать полоролевые отношения в семье; - строить свое генеалогическое древо; - моделировать способы разрешения конфликтных ситуаций в семье; - адекватно оценивать возможности своей будущей семьи при планировании количества детей. Раздел 12. "Досуг" (12 ч.). Включает в себя: Формирование представлений о различных способах проведения досуга; формирование сознательного отношения к планированию своего свободного времени. Тренинговые занятия по моделированию поведения в ситуациях, связанных с организацией свободного времени, с оказанием эмоциональной поддержки, умением просить и давать эту поддержку общения в ситуациях свободного выбора, знакомство со сферой досуговых центров, учреждениями культуры. Примерные темы: 1. Мой досуг - расширение представлений о различных способах проведения досуга, формирование сознательного отношения к планированию своего свободного времени. 2. Праздник - расширение представлений о способах проведения досуга, моделирование поведения в ситуациях, связанных с организацией свободного времени, с оказанием эмоциональной поддержки, умением просить и давать эту поддержку окружающим, формировать навыки общения в ситуациях свободного выбора. 3. Практикум "Дом творчества (спорткомплекс)" - формировать умение планировать и проводить досуг. Воспитанники должны знать: - различные способы проведения досуга; - сферу досуговых центров, спортивных учреждений, учреждений культуры; - формы общения при проведении досуга. Воспитанники должны уметь: - формировать сознательное отношение к планированию своего свободного времени; - самостоятельно организовывать различные формы досуга; - организовать семейные праздники; - оказать эмоциональную поддержку, просить и давать эту поддержку окружающим. Раздел 13. "Социальная защита" (10 ч.). Включает в себя: Проведение занятий по вопросам социального обеспечения, социальной защиты населения, структуры системы социального обеспечения в государстве, о видах государственной помощи и системы льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практические занятия по подготовке письменных обращений в органы социальной защиты населения, по общению со специалистами этих организаций, по получению необходимой информации. Экскурсии в организации социального обслуживания населения. Примерные темы: 1. Система социального обеспечения - знакомство с функционированием системы социального обеспечения в государстве, видами государственной помощи и системы льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с понятиями "социальное обеспечение", "категории населения", "налоги", "пенсионное страхование". 2. Организации системы социальной защиты - формирование представлений об организациях системы социального обеспечения, навыков обращения (письменного и устного) в эти организации, взаимодействия со специалистами этих организаций и получения необходимой информации в данных организациях. 3. Посещение центра социального обслуживания - знакомство с организацией системы социальной защиты населения, ее структурой, деятельностью, специалистами, которые там работают, организация взаимодействия с данной организацией. Воспитанники должны знать: - понятия "социальное обеспечение", "категории населения", "налоги", "пенсионное страхование"; - местонахождение организаций социального обслуживания; - основные функции системы социального обеспечения в государстве; - структуру, деятельность центров социального обслуживания населения; - правила общения со специалистами данных организаций. Воспитанники должны уметь: - письменно или устно обращаться в организации социального обслуживания населения; - получать необходимую информацию о данных организациях. Раздел 14. "Закрепление наставника". Включает в себя: Подбор наставника на этапе выпуска из организации для детей- сирот, закрепление наставника за выпускником, оказание помощи наставнику в работе с бывшим воспитанником. Мониторинг освоения мероприятий основного этапа программы. По итогам освоения 1 блока Примерной программы определения уровня освоения мероприятий основного этапа программы. Составление индивидуального плана сопровождения выпускника Блок 2. Постинтернатное сопровождение в организациях профессионального образования (68 ч.): "Мир вокруг нас". Раздел 15. "Формирование коммуникативных навыков" (8 ч.). Включает в себя: Содействие адаптации выпускника при обучении в ПОО и ООВО, тренинговые занятия по формированию коммуникативных навыков, раскрытию собственного "Я". Примерные темы: Формирование отношений с новым коллективом, установление бесконфликтных отношений, закрепление навыков конструктивного общения. Индивидуальная работа с выпускниками (по мере необходимости). Выпускники должны знать: - работников служб, в которые могут обратиться за помощью; - технологии конструктивного общения; - проблемы, которые могут быть при адаптации на новом месте жительства. Выпускники должны уметь: - оформлять необходимые справки и документы; - устанавливать контакты в новом коллективе и конструктивно взаимодействовать; - составлять жизненный план на ближайшую перспективу; - владеть навыками саморегулирования своих эмоциональных состояний; - быть готовым к изменению поведения в изменяющихся ситуациях. Раздел 16. "Формирование навыка по планированию личного бюджета" (8 ч.). Включает в себя: Беседы о законах рынка, принципах ценообразования, личных доходах и расходах, правильном планировании бюджета, рациональном использовании денежных средств, о покупке товаров в кредит и в рассрочку. Практические занятия по оплате коммунальных услуг, услуг электроэнергии и связи, умению пользоваться банкоматами, терминалами. Тренинговые занятия по вопросам получения и расходования денежных средств, приобретения "полезных" и "бесполезных" товаров. Примерные темы: 1. Знакомство с понятиями "рынок", "товар", "деньги", "инфляция", "безработица" и "семейный бюджет", законами рынка, принципами ценообразования, дискуссии на тему "Способы получения денег". 2. Собственные доходы, оплата счетов в различных организациях, приобретение покупок, обращение в Пенсионный фонд по выплате пенсий, отдел судебных приставов по исполнению решения судов по выплате алиментных обязательств; оплата счетов в отделениях банка, банкоматах, терминалах. Выпускники должны знать: - понятия "рынок", "товар", "деньги", "инфляция", "безработица" и "семейный бюджет", законы рынка, принципы ценообразования; - способы получения доходов; - права и обязанности по оплате счетов; - собственные доходы; - основные критерии отнесения людей к категории безработных, социальные последствия безработицы. Выпускники должны уметь: - распоряжаться собственными доходами; - оплачивать счета в различных организациях; - грамотно расставлять приоритеты покупок; - обращаться в Пенсионный фонд РФ по выплате пенсий, отдел судебных приставов по исполнению решения судов по выплате алиментных обязательств; - оплачивать счета в отделениях банка, банкоматах, терминалах. Раздел 17. "Социально-бытовая адаптация" (8 ч.). Включает в себя: Оказание содействия выпускнику в обеспечении комфортными жилищно- бытовыми условиями в организации профессионального образования, практические занятия по обустройству собственного жилого помещения выпускника или в общежитии, по приготовлению пищи. Примерные темы: Уютный дом своими руками. Приготовление пищи. Чистота и порядок в жилых помещениях и в местах общего пользования. Конкурсы на лучшую комнату в общежитии, в собственном жилом помещении выпускников, трудовые десанты по поддержанию чистоты и порядка в местах общего пользования. Выпускники должны уметь: - создавать комфортные условия в местах проживания; - приготовить пищу; - поддерживать чистоту и порядок в своих комнатах и в местах общего пользования. Раздел 18. "Формирование здорового образа жизни" (12 ч.). Включает в себя: Лекции, беседы о сохранении и укреплении здоровья, о профилактике ЗППП, заболевания СПИДом, иных заболеваниях с привлечением медицинских работников. Тренинговые занятия по формированию установок по ведению здорового образа жизни с привлечением психологов наркологических диспансеров. Организация показа видеофильмов о формировании зависимости и др. Индивидуальная работа с выпускниками. Примерные темы: 1. Расширение знаний о заболеваниях, о сохранении и укреплении здоровья, о составе домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.), применении и назначении медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки, о местных лекарственных растениях, профилактика ЗППП и заболевания СПИДом. 2. Практические занятия по вопросам записи на прием к врачу, вызова врача на дом; запись в кружки, секции дополнительного образования; по формированию ответственного отношения к своему здоровью, ответственности за последствия своих решений; связь между здоровьем тела и здоровьем духа. Показ видеофильмов о последствиях алкогольной и наркотической зависимости, об альтернативных формах активной жизненной позиции. Выпускники должны знать: - инфекционные заболевания, ЗППП, заболевание СПИДом, алкоголизм и наркомания, их последствия; - влияние на организм употребления алкоголя, никотина, формирование зависимости и ее последствия; - о домашней аптечке, правила пользования аптечкой; - лекарственные растения; - о вреде самолечения. Выпускники должны уметь: - приобретать лекарства в аптеке; - пользоваться перевязочными и дезинфицирующими средствами; - вызвать врача на дом, обратиться в учреждения здравоохранения; - оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.д., пользоваться средствами защиты органов дыхания (ватно-марлевая повязка, респиратор и т.д.); - распознавать и оценивать опасные ситуации; - представлять и понимать опасность влияния алкоголя, никотина, наркотиков. Раздел 19. "Повышение правовой грамотности" (8 ч.). Включает в себя: Проведение бесед, дискуссий по вопросам прав, обязанностей и ответственности выпускников, профилактики жестокого обращения, вовлечения выпускников в преступную среду; оказание им юридической помощи. Организация групповых и индивидуальных консультаций юриста, оказание содействия в подготовке исковых заявлений, документов по жилью, социальным выплатам и другое. Примерные темы: 1. Расширение правовых знаний в области гражданского, жилищного, уголовного, семейного права, защиты от преступных посягательств, формирование законопослушного поведения. 2. Закрепление навыков работы с оформлением заявлений в социальные службы, правоохранительные органы, документы на получение жилья. Выпускники должны знать: - основные положения изученных правовых документов; - свои права и обязанности; - об ответственности за нарушение законов; - правила поведения в криминальной ситуации; - источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе; - правила безопасного поведения в доме, во дворе, на улице, в различных криминальных ситуациях; - правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. Выпускники должны уметь: - действовать по сигналу опасности; - оформлять заявления, необходимые документы в социальные службы, правоохранительные, налоговые органы и другие организации. Раздел 20. "Формирование этики и психологии семейных отношений" (16 ч.). Включает в себя: Лекции, дискуссии по вопросам семейных отношений, по вопросам воспитания детей и взаимодействия с ребенком. Тренинговые занятия по укреплению навыков общения с противоположным полом, по укреплению семейных отношений, навыков общения с ребенком. Примерные темы: 1. Правовые основы создания семьи, планирование семьи, бюджет семьи, особенности построения взаимоотношений в семье, необходимость заботы и уважения друг к другу, родительская ответственность и компетентность, расширение психологических знаний по вопросам воспитания детей; последствия невыполнения обязанностей родителями и детьми. 2. Установление взаимоотношений с противоположным полом, формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям, правила поведения в семье, особенности предупреждения конфликтных ситуаций в семье, права несовершеннолетних детей, уход за детьми. Выпускники должны знать: - основы семейного законодательства; - современные методы планирования семьи, семейного бюджета; - особенности построения взаимоотношений в семье, родительской ответственности; - основы психологических знаний по вопросам воспитания детей. Выпускники должны уметь: - устанавливать конструктивные взаимоотношения с противоположным полом; - моделировать полоролевые отношения в семье; - моделировать позитивные стороны семейных отношений и семейных ценностей; - моделировать способы разрешения конфликтных ситуаций в семье; - адекватно оценивать возможности своей будущей семьи при планировании количества детей. Раздел 21. "Обеспечение качественного образовательного процесса" (8 ч.). Включает в себя: Сопровождение образовательного процесса выпускника, повышение мотивации к получению профессионального образования, к трудовой деятельности. Оказание содействия в прохождении качественной производственной практики. Практические занятия по повышению мотивации в получении профессионального образования, о связи собственных потребностей выпускника с получением образования, о взаимосвязи между уровнем образования и запросом рынка труда. Тренинговые занятия по повышению мотивации к трудовой деятельности, подготовке к трудовой деятельности, формированию профессиональных навыков, поиску работы. Выпускники должны знать: - взаимосвязь между профессией, образованием, доходом; - связь между уровнем образования и запросом рынка труда; - способы поиска работы; - возможные трудности во время поиска работы; - организации, оказывающие содействие в поиске работы; - потребности региона в определенных профессиях и уметь их выявлять. Выпускники должны уметь: - искать и получать информацию, связанную с поиском работы; - использовать свои трудовые умения в повседневной жизни; - уметь анализировать свою профессиональную пригодность. Раздел 22. "Организация культурно-досуговых мероприятий" (по плану). Включает в себя: Вовлечение выпускников в кружки, секции, общественные мероприятия ПОО и ООПО, в волонтерское движение, молодежные организации. Сопровождение процесса организации досуга выпускниками. Формирование навыков общения со сверстниками, выработка активной жизненной позиции, профилактика правонарушений, обеспечение успешной социализации и адаптации. Выпускники должны знать: - молодежные клубы, общественные культурно-досуговые организации; - конструктивные формы организации досуга; - принципы антидепрессивного поведения. Выпускники должны уметь: - планировать и проводить досуг; - устанавливать конструктивное межличностное общение. Раздел 23. "Обеспечение комфортного возврата выпускника в закрепленное жилое помещение или обеспечение его права на внеочередное получение жилого помещения" (по плану). Включает в себя: Мониторинг сохранности закрепленного жилого помещения, оказание помощи в обустройстве жилья, в формировании пакета документов на внеочередное получение жилья. Мониторинг по социализации выпускника при самостоятельном проживании в приобретенном или закрепленном жилом помещении. Разработка памятки по правам и обязанностям выпускника при самостоятельном проживании в жилом помещении. Обеспечение успешной социализации и адаптации выпускника. Выпускники должны знать: - об основных правах и обязанностях нанимателей и собственников жилья; - основы законодательства о жилье и своих льготах и гарантиях на жилое помещение; - о жилищных организациях, об их деятельности и услугах; - о навыках взаимодействия с жилищными организациями. Выпускники должны уметь: - составлять документы, связанные с жильем и коммунальными услугами; - оплачивать коммунальные услуги; - ухаживать за жилым помещением. Раздел 24. "Мониторинг эффективности деятельности закрепленного наставника". Включает в себя: Организацию ежеквартальных встреч с наставником по вопросам сопровождения и реализации индивидуального плана выпускника, его корректировки, по результатам жизнеустройства выпускника; анкетирование наставника. Мониторинг подготовки выпускников к самостоятельной жизни. Мониторинг по итогам реализации индивидуального плана сопровождения выпускника, определения уровня подготовки выпускников к самостоятельной жизни. Блок 3. Постинтернатное сопровождение выпускника в самостоятельной жизни (34 ч.): "Шаг за шагом". Раздел 25. "Трудоустройство" (10 ч.). Включает в себя: 1. Ознакомление с понятием "адаптация при трудоустройстве", документами, необходимыми для поиска работы и первичного трудоустройства. Беседы по правовым аспектам трудоустройства, в том числе первичного трудоустройства, о проблемах при трудоустройстве и их решении, о трудовых отношениях, конфликтах и их решении. 2. Практические занятия по формированию умения искать и получать информацию, связанную с поиском работы, составлению резюме, делового общения при первичном контакте с работодателем, с трудностями, встречающимися во время поиска работы. Сопровождение при первичном трудоустройстве. Изучение возможностей и создание условий для получения дополнительного профессионального образования. Выпускники должны знать: - основы трудового законодательства и правовые аспекты, связанные с первичным трудоустройством; - понятие "адаптация при трудоустройстве", период и примерные сроки адаптации; - документы, необходимые для поиска работы и первичного трудоустройства; - условия получения дополнительного профессионального образования; - проблемы при трудоустройстве и пути их решения; - основы делового общения при первичном контакте с работодателем; - основы трудовых отношений, "конфликты на работе" и пути их решения. Выпускники должны уметь: - составлять резюме; - искать работу; - общаться с работодателем при первичном контакте; - строить трудовые отношения в коллективе. Раздел 26. "Обеспечение выпускников жильем" (8 ч.). Включает в себя: 1. Закрепление навыков выпускников по применению законодательства по обеспечению жилыми помещениями, ремонту жилья, по оплате жилья и коммунальных услуг, о мерах социальной поддержки. 2. Оказание содействия в получении жилого помещения, в ремонте закрепленного жилого помещения, при погашении задолженности по коммунальным платежам. Консультирование по вопросам оплаты жилья и коммунальных услуг, издание буклета "Твое жилье". Выпускники должны знать: - основы законодательства и социальные гарантии по обеспечению жилыми помещениями, ремонту жилья, по оплате жилья и коммунальных услуг; - права на получение жилья либо проживания в сохраненном жилом помещении; - гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению; - правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; - правила пользования пылесосом, последовательность и периодичность уборки кухни, санузла; - правила ухода за ванной, раковиной, унитазом; - санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании бытовыми электроприборами, уборке кухни и санузла. Выпускники должны уметь: - оплачивать услуги по жилью в различных организациях; - вести домашнее хозяйство; - обращаться в различные службы по вопросам ремонта электрооборудования, сантехники и других предметов быта; - осуществлять мелкий ремонт бытовых приборов, пользоваться электроприборами. Раздел 27. "Формирование здорового образа жизни, организация досуга" (4 ч.). Включает в себя: Консультативная помощь по вопросам оказания медицинской помощи, организации досуга по месту жительства. Оказание содействия в организации досуговой деятельности по месту жительства (спортивно- оздоровительные комплексы, учреждения культуры, отдых на природе), проведение досуговых мероприятий в клубах выпускников. Выпускники должны знать: - виды досуга; - способы проведения досуга; - спортивно-оздоровительные и культурно-досуговые организации; - свои наклонности и интересы при организации досуга. Выпускники должны уметь: - организовать свободное время социально-приемлемым досугом; - планировать и проводить досуг. Раздел 28. "Социальная защита" (по мере необходимости). Включает в себя: Оказание содействия в получении выпускником необходимой информации, помощи из социальных служб по месту жительства, консультативная, правовая помощь молодым мамам, инвалидам из числа выпускников. Разработка и выдача памяток с перечнем документов, подтверждающих статус выпускников, дающий право на льготы, установленные для данной категории граждан. Выпускники должны знать: - виды государственной помощи и систему льгот, предусмотренную для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; - организации системы социального обеспечения и их направления деятельности; - навыки межличностного общения со специалистами организации социального обслуживания. Выпускники должны уметь: - написать заявление в организации социального обслуживания; - подготовить документы, необходимые для оформления различных выплат; - самостоятельно обращаться за помощью в организации социального обслуживания. Раздел 29. "Создание семьи" (12 ч.). Включает в себя: 1. Лекции, диспуты о нормах и правилах семейной жизни, семейных конфликтах и их разрешении, о родительской ответственности, воспитании детей. 2. Практические занятия по ведению домашнего хозяйства, семейного бюджета, организации совместного досуга, воспитания детей. 3. Психолого-педагогическое и социально-правовое сопровождение выпускников, создавших семью. Выпускники должны знать: - нормы и правила (моральный кодекс), по которым живет семья; - основы законодательства, определяющие жизнь семьи в обществе; - навыки бесконфликтного взаимодействия; - ведение домашнего хозяйства (санитария и гигиена на кухне, сервировка стола, приготовление пищи, хранение продуктов и готовой пищи и другое); - правила ухода за ребенком и основы воспитания детей. Выпускники должны уметь: - моделировать позитивное восприятие своего будущего; - организовывать семейный досуг и семейные праздники; - ухаживать за ребенком и воспитывать его. Мониторинг социализации выпускников. Мониторинг определения уровня социализации. Разработка индивидуальных карт сопровождения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 23 лет, нуждающимся в сопровождении. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|