Расширенный поиск
Закон Мурманской области от 20.02.1996 № 18-01-ЗМОЗ А К О Н МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Мурманской области от 23.06.2005 г. N 640-01-ЗМО О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ (В редакции Законов Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО; от 03.11.99 г. N 166-01-ЗМО) Принят Мурманской областной Думой 8 февраля 1996 года Настоящий Закон определяет порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума на территориях муниципальных образований Мурманской области. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Местный референдум Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. Местный референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования либо на территории отдельного поселения или группы поселений, входящих в состав единого муниципального образования. Статья 2. Вопросы местного референдума Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. На местный референдум не могут выноситься вопросы: 1) (Исключен - Закон Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) 2) принятия и изменения местного бюджета; 3) введения, изменения и отмены местных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 4) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 5) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Мурманской области к компетенции органов государственной власти. Статья 3. Право на участие в местном референдуме В референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования, достигшие 18 лет. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Запрещаются прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания, рода и характера занятий. Статья 4. Общие принципы проведения местного референдума Граждане участвуют в референдуме лично. Участие в референдуме является свободным. Голосование на референдуме осуществляется тайно. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования, участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего жительства на территории муниципального образования на момент проведения референдума. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Каждый участник референдума имеет один голос. Статья 5. Язык местного референдума При подготовке и проведении местного референдума используется русский язык как государственный язык Российской Федерации. Статья 6. Финансовое и материальное обеспечение местного референдума Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, производится за счет бюджета муниципального образования. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, органы местного самоуправления и общественные объединения предоставляют в распоряжение комиссий по проведению местного референдума помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума. Возмещение расходов производится за счет средств, выделенных на проведение местного референдума. Деятельность по сбору подписей граждан в поддержку инициативы о проведении местного референдума в соответствии со ст. 13 настоящего Закона, а также агитационная деятельность помимо агитации через средства массовой информации, указанные в ст. 8 настоящего Закона, в период подготовки местного референдума финансируются ее организаторами. Статья 7. Законодательство о местном референдуме Вопросы подготовки и проведения местного референдума регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Мурманской области "Об избирательной комиссии Мурманской области", настоящим Законом и иными законодательными актами Мурманской области, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Статья 8. Агитация по вопросам местного референдума Граждане и общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно проводить агитацию за или против проведения местного референдума, за или против участия в местном референдуме, за или против вопроса (вопросов), нормативного акта, выносимых на местный референдум. Запрещается проводить агитацию, издавать, распространять любые агитационные материалы: - органам государственной власти области, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; - воинским частям, воинским учреждениям и организациям; - благотворительным организациям и религиозным объединениям; - членам комиссий по проведению местного референдума. В день проведения местного референдума и в предшествующий ему день агитация не допускается. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются органы местного самоуправления либо финансируемые полностью или частично за счет средств местного бюджета, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса (вопросов), нормативного акта, вынесенного (вынесенных) на местный референдум. Комиссии по проведению местного референдума вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и нарушении установленного законом порядка агитации. Статья 9. Гласность при подготовке и проведении местного референдума Деятельность граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений, участвующих в организации и проведении местного референдума, осуществляется открыто и гласно. Все решения органов местного самоуправления, касающиеся местного референдума, публикуются в муниципальных средствах массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами. Муниципальные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с местным референдумом, и получение соответствующей информации. Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 10. Инициатива проведения местного референдума Инициатива проведения местного референдума принадлежит: 1) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории муниципального образования, имеющим право на участие в местном референдуме, в количестве не менее 5 процентов от общего числа граждан Российской Федерации, если иное не установлено уставом муниципального образования; (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) 2) представительному органу местного самоуправления. Статья 11. Порядок реализации инициативы граждан о проведении местного референдума Каждый гражданин или группа граждан, проживающие на территории муниципального образования, имеющие право на участие в местном референдуме, а равно общественное объединение, обладающее правом участвовать в муниципальных выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления в соответствии с Законом Мурманской области "О выборах в представительные органы местного самоуправления", вправе образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Статья 12. Регистрация инициативной группы Инициативная группа обращается в территориальную избирательную комиссию соответствующего муниципального образования, образованную в соответствии с Законом Мурманской области "О выборах в представительные органы местного самоуправления" с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве указываются точная формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум, фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы. К ходатайству должны быть приложены текст нормативного акта, если он предлагается к принятию на местном референдуме, протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума с указанием данных о количестве участников собрания. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Территориальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства осуществляет проверку соответствия представленных документов требованиям настоящего Закона, принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и соответствующие удостоверения ее членам в течение трех дней с момента вынесения решения о регистрации инициативной группы. Указанные документы действительны в течение трех месяцев. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) После регистрации инициативной группы изменение формулировки вопроса (вопросов), а равно текста нормативного акта, выносимого на местный референдум, не допускается. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление территориальной избирательной комиссии. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Мурманской области. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Постановление о регистрации инициативной группы или об отказе в ее регистрации передается в представительный орган местного самоуправления муниципального образования. Статья 13. Порядок и сроки сбора подписей инициативной группой местного референдума С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум нормативного акта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину - жителю муниципального образования по первому его требованию текст этого нормативного акта. Общий период сбора подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума не должен превышать трех месяцев со дня выдачи регистрационного свидетельства инициативной группе местного референдума. Подписи, собранные до регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, считаются недействительными. Статья 14. Подписной лист местного референдума В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении местного референдума указываются: - наименование муниципального образования, отдельного поселения (группы поселений), где проводится сбор подписей; - номер регистрационного свидетельства, дата регистрации в избирательной комиссии области; - формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум; - фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, его подпись и дата подписи (гражданин, которому в год проведения местного референдума исполняется 18 лет, указывает число и месяц рождения). Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из членов инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. Статья 15. Оформление права требования местного референдума После окончания сбора подписей, но не позднее трех месяцев со дня регистрации, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан, о чем составляется итоговый протокол в двух экземплярах, в котором указываются дата регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, дата окончания сбора подписей, общее количество собранных подписей. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные и оба экземпляра итогового протокола передаются инициативной группой в территориальную избирательную комиссию. Территориальная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, соответствие всех поступивших документов требованиям настоящего Закона, принимает по итогам проверки постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, первый экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления, копия постановления территориальной избирательной комиссии направляется также инициативной группе, второй экземпляр итогового протокола инициативной группы хранится в территориальной избирательной комиссии. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 статьи 10 настоящего Закона, выносится постановление территориальной избирательной комиссии об отказе в проведении местного референдума, копия указанного постановления направляется инициативной группе, и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении местного референдума. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) В случае, если территориальная избирательная комиссия обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Решение территориальной избирательной комиссии об отказе инициативной группе в проведении местного референдума может быть обжаловано в суд в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Статья 16. Назначение местного референдума Местный референдум назначает представительный орган местного самоуправления. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления: 1) по требованию не менее 5 процентов граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования и имеющих право на участие в местном референдуме, если иное не установлено уставом муниципального образования. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) 2) по собственной инициативе, если за проведение местного референдума проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления. В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой муниципального образования (главой местной администрации) по требованию граждан в количестве не менее 5 процентов от числа избирателей муниципального образования, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.(Дополнена - Закон Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Статья 17. Принятие решения по требованию о проведении местного референдума Представительный орган местного самоуправления рассматривает представленные территориальной избирательной комиссии в соответствии со ст. 15 настоящего Закона документы и принимает по ним решение в течение 30 дней со дня их поступления. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Представительный орган местного самоуправления по требованию граждан о проведении местного референдума вправе принять одно из следующих решений: - о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению; - об отклонении требования граждан о назначении местного референдума в случае нарушения настоящего Закона инициаторами референдума. Основанием для принятия решения об оставлении требования граждан о проведении местного референдума без удовлетворения является противоречие вопроса (вопросов) или текста нормативного акта, предлагаемого (предлагаемых) на местный референдум, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Мурманской области, Уставу муниципального образования. Решение представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума либо об оставлении требования граждан о проведении местного референдума без удовлетворения в пятидневный срок после его принятия публикуется в муниципальных средствах массовой информации. Одновременно с решением публикуется формулировка вопроса (вопросов) или текст нормативного акта, выносимого (выносимых) на местный референдум. Решение о назначении местного референдума либо об оставлении требования граждан о проведении местного референдума без удовлетворения может быть обжаловано в суд в соответствии с федеральным законодательством. Статья 18. Срок проведения местного референдума Местный референдум проводится в воскресенье не ранее двух и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении. Этот срок может быть продлен назначившим референдум органом, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение других референдумов или выборов в органы государственной власти или местного самоуправления. Сокращение срока проведения местного референдума от дня принятия решения о его проведении не допускается. Глава III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 19. Комиссии по проведению местного референдума Подготовку и проведение местного референдума осуществляют следующие комиссии: - избирательная комиссия Мурманской области; (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) - территориальная комиссия по проведению местного референдума; - участковые комиссии по проведению местного референдума. Статья 20. Образование комиссий по проведению местного референдума Формирование комиссий по проведению местного референдума осуществляется с учетом предложений общественных объединений, собраний граждан по месту работы, службы, учебы и жительства. Территориальная комиссия по проведению местного референдума образуется представительным органом местного самоуправления в составе 5-9 членов с правом решающего голоса не позднее 10 дней со дня опубликования решения о назначении местного референдума. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению местного референдума в установленный срок либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной комиссии по проведению местного референдума производится главой муниципального образования (главой местной администрации). (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Участковые комиссии по проведению местного референдума образуются представительным органом местного самоуправления в составе 5-10 членов с правом решающего голоса не позднее 40 дней до дня проведения местного референдума. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковых комиссий в установленный срок, либо, если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковых комиссий по проведению местного референдума производится главой муниципального образования (главой местной администрации). (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) При проведении местного референдума одновременно с выборами представительных органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления подготовку и проведение местных референдумов осуществляют территориальные и участковые избирательные комиссии, формируемые в соответствии с Законами Мурманской области "О выборах в представительные органы местного самоуправления" и "О выборах глав муниципальных образований в Мурманской области". В этом случае территориальные и участковые избирательные комиссии совмещают свои полномочия с полномочиями территориальных и участковых комиссий по проведению местных референдумов. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Территориальная комиссия по проведению местного референдума обеспечивает своевременное информирование населения через муниципальные средства массовой информации и иными способами о составе комиссий по проведению местного референдума, месте и времени их работы, номерах телефонов, расположении участков для голосования и других сведениях, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения местного референдума. В муниципальных образованиях с численностью граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, до трех тысяч участковые комиссии по проведению местного референдума могут не образовываться, в таком случае их функции выполняет территориальная комиссия по проведению местного референдума. Статья 21. Полномочия избирательной комиссии области при проведении местного референдума Избирательная комиссия Мурманской области оказывает методическую и организационно-техническую помощь территориальным комиссиям по проведению местного референдума. Избирательная комиссия Мурманской области осуществляет полномочия в соответствии с Законом Мурманской области "Об избирательной комиссии Мурманской области". (Статья в редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Статья 22. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума Территориальная комиссия по проведению местного референдума: - осуществляет контроль за подготовкой и проведением местного референдума на территории муниципального образования; - координирует деятельность участковых комиссий по проведению местного референдума; - заслушивает сообщения органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по вопросам подготовки и проведения местного референдума; - контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и представление их для всеобщего ознакомления; - утверждает форму и текст бюллетеня для голосования на местном референдуме, при этом формулировка выносимого (выносимых) на местный референдум вопроса (вопросов) должна полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе местного референдума; (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) - организует изготовление и доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям по проведению местного референдума; - распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение местного референдума, и распределяет их между участковыми комиссиями по проведению местного референдума, обеспечивает контроль за их целевым использованием; - организует досрочное голосование в помещении территориальной комиссии по проведению местного референдума; - оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям по проведению местного референдума в организации голосования на участках местного референдума; - устанавливает результаты местного референдума в муниципальном образовании, отдельном поселении или группе поселений, передает их в представительный орган местного самоуправления муниципального образования, публикует результаты местного референдума в муниципальных средствах массовой информации; (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) - рассматривает заявления (жалобы) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума и принимает по ним решения; - обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, в архив; - осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума заканчиваются по истечении 30 дней после официального опубликования результатов местного референдума. Статья 23. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума Участковая комиссия по проведению местного референдума: составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку на основании сведений, предоставляемых главой местного самоуправления (главой администрации); - проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в указанном списке, решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений; - оповещает население об адресе и номере телефона участковой комиссии по проведению местного референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования; - обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование; - организует на участке голосование в день проведения местного референдума; - производит подсчет голосов и устанавливает результаты голосования на участке местного референдума; - составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению местного референдума; - рассматривает заявления (жалобы) по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимает по ним необходимые решения; - осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума прекращаются не позднее 10 дней со дня официального опубликования итогов местного референдума. Статья 24. Организация работы комиссий по проведению местного референдума Деятельность комиссий по проведению местного референдума осуществляется на основе коллегиальности. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии по проведению местного референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов соответствующей комиссии. Комиссии по проведению местного референдума проводят свои первые заседания не позднее трех дней с момента их образования. Заседания комиссий по проведению местного референдума являются правомочными, если в них принимают участие большинство членов комиссий с правом решающего голоса. Заседание комиссии по проведению местного референдума созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии, а также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса. Решение комиссий по проведению местного референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения местного референдума, об установлении итогов голосования принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса. Решения комиссий по проведению местного референдума по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии. Члены комиссии по проведению местного референдума, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии и доводится до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. Решения комиссий по проведению местного референдума, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Мурманской области, Уставу муниципального образования либо принятые с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению местного референдума или судом. При этом территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса. Решения комиссий по проведению местного референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов местного самоуправления, а также нижестоящих комиссий по проведению местного референдума. При подготовке и проведении местного референдума комиссии в пределах своих полномочий независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению местного референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения местного референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению местного референдума в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. По решению комиссии по проведению местного референдума председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены комиссии (но не более двух человек) с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период подготовки и проведения местного референдума с отрывом от основной работы. Оплата труда освобожденных членов комиссии по проведению местного референдума производится в пределах средств, выделенных соответствующей комиссии по проведению местного референдума с сохранением размера средней заработной платы по основному месту работу в порядке, определяемом избирательной комиссией Мурманской области. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии по проведению местного референдума может быть освобожден от своих обязанностей до истечения срока полномочий комиссии образовавшим её органом по личному заявлению, в связи с выездом за пределы муниципального образования на другое место жительства, а также в случае вступления в законную силу приговора суда либо решения суда о признании его умершим или безвестно отсутствующим. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) При голосовании на избирательных участках и подсчете голосов участковыми комиссиями по проведению местного референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.(Дополнена - Закон Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Наблюдатель имеет право: - знакомиться со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; - наблюдать за процессом голосования; - присутствовать при подсчете голосов и составлении протоколов участковой и территориальной комиссии об итогах голосования; - обращаться в комиссии по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями; - обжаловать действия (бездействие) комиссий по проведению местного референдума. (Часть дополнена - Закон Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателями избирательных комиссий.(Дополнена - Закон Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Вмешательство наблюдателей в действия комиссий по проведению местного референдума не допускается.(Дополнена - Закон Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Статья 25. Обжалование решений и действий комиссий по проведению местного референдума Решения и действия (или бездействие) территориальной комиссии по проведению местного референдума и её должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (или бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в соответствующую территориальную комиссию по проведению местного референдума или в суд. Предварительное обращение в территориальную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. (Статья в редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Статья 26. Образование участков местного референдума Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума. Участки референдума образуются главой муниципального образования (главой местной администрации) по согласованию с территориальной комиссией местного референдума из расчета от 100 до 3000 граждан на каждый участок с учетом местных условий не позднее чем за 45 дней до дня проведения местного референдума. В малонаселенных местностях допускается образование участков из расчета не менее 20 граждан. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) В больницах, санаториях, домах отдыха, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут образовываться участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения местного референдума. Такие участки входят в муниципальное образование по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих участках. В порядке исключения допускается образование участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях участки образуют командиры воинских частей по решению территориальной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам комиссии по предъявлению соответствующего удостоверения. Списки участков с указанием их границ и адресов участковых комиссий публикуются в муниципальных средствах массовой информации не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума. Статья 27. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляются по каждому участку местного референдума участковой комиссией по проведению местного референдума и подписываются ее председателем и секретарем. В списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, включаются граждане в соответствии со статьей 3 настоящего Закона. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку местного референдума является факт его проживания на территории данного участка. Гражданин может быть включен в список только на одном участке местного референдума. Списки составляются участковой комиссией по проведению местного референдума по установленной избирательной комиссией области форме на основе данных, предоставляемых главой муниципального образования (главой местной администрации). (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Список составляется в алфавитном или ином удобном для голосования порядке не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума. Список по участку местного референдума, образованному в воинской части, составляется на основе данных, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, но поселившиеся на территории участка после представления списка для голосования на всеобщее ознакомление, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению местного референдума на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка местного референдума. Список граждан представляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии по проведению местного референдума не позднее чем за 30 дней до дня проведения местного референдума. Каждый гражданин вправе заявить в участковую комиссию по проведению местного референдума о невключении его в список, а также о допущенных в списке неточностях или ошибках. Участковая комиссия по проведению местного референдума обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность, либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой комиссии по проведению местного референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению местного референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть заявление в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией по проведению местного референдума немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается. Статья 28. Помещение для голосования Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии по проведению местного референдума главой местного самоуправления (главой администрации). В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на референдуме не допускается. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия по проведению местного референдума оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на местном референдуме как "за", так и "против" вопроса (вопросов), вынесенного (вынесенных) на местный референдум, а если на местный референдум вынесен проект нормативного акта, то на стенд помещается текст этого нормативного акта и текст действующего нормативного акта, который предлагается отменить или изменить. Статья 29. Бюллетень для голосования на местном референдуме В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего: "за" или "против", "да" или "нет", под которыми помещаются пустые квадраты. В случае постановки на местный референдум нескольких вопросов все они включаются в один бюллетень для голосования, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями. В случае, если вопросы местного референдума выносятся в виде альтернативных вариантов, в бюллетень для голосования на местном референдуме вносится графа "против всех вариантов", а напротив каждого из ответов помещается пустой квадрат. В случае проведения местного референдума в один день с другими референдумами бюллетени для голосования на каждом референдуме печатаются на бумаге разных цветов, либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак и голосуются отдельно и независимо друг от друга. Форма и текст бюллетеня для голосования на местном референдуме утверждаются территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее чем за 30 дней до дня проведения местного референдума. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Бюллетень для голосования на местном референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Территориальные комиссии по проведению местного референдума организуют печатание бюллетеней для голосования на местном референдуме не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума и обеспечивают бюллетенями для голосования на местном референдуме участковые комиссии по проведению местного референдума не позднее чем за три дня до дня проведения местного референдума. Число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии по проведению местного референдума, не может превышать число граждан, включенных в списки по участку, более чем на 0,5 процента. На обороте полученных бюллетеней ставятся печать участковой комиссии по проведению местного референдума и подписи двух ее членов с правом решающего голоса. При вынесении на местный референдум проекта нормативного акта территориальная комиссия по проведению местного референдума решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов, выносимых на местный референдум проекта нормативного акта и действующего нормативного акта, который предлагается отменить или изменить. Если текст проекта нормативного акта и текст действующего нормативного акта, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка местного референдума для всеобщего ознакомления. Глава IV. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ГРАЖДАН Статья 30. Время проведения местного референдума На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению местного референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума. При проведении местного референдума в день проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или в день проведения выборов Президента Российской Федерации время начала и окончания голосования устанавливается согласно соответствующему федеральному закону.(Дополнена - Закон Мурманской области от 03.11.99 г. N 166-01-ЗМО) На участках, образованных на судах, находящихся в день проведения местного референдума в плавании, воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах участковая комиссия по проведению местного референдума может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, включенные в список. Статья 31. Досрочное голосование Гражданину, который за 15 дней до дня голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок местного референдума, на котором он включен в список для голосования, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной комиссии по проведению местного референдума. После заполнения бюллетеня гражданин помещает его в конверт, который заклеивает и передает члену территориальной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать территориальной комиссии и подписи двух её членов. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Территориальная комиссия по проведению местного референдума передает списки проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию по проведению местного референдума одновременно с передачей комплектов бюллетеней. Участковая комиссия по проведению местного референдума отмечает в своем списке проголосовавших таким образом граждан. В срок 1-3 дня до дня проведения местного референдума включительно гражданин, который в день голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту жительства, может проголосовать досрочно в участковой комиссии по проведению местного референдума. После заполнения бюллетеня гражданин помещает его в конверт, который заклеивает и передает члену участковой комиссии. На месте склейки ставится печать участковой комиссии и подписи двух её членов. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Комиссии по проведению местного референдума обязаны при этом обеспечить тайну голосования, сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса при определении результатов голосования, исключить возможность искажения волеизъявления участника референдума. Статья 32. Голосование в день проведения местного референдума В день проведения местного референдума председатель участковой комиссии по проведению местного референдума за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, общественных наблюдателей, а также представителей средств массовой информации проверяет ящики для голосования, а затем опечатывает их. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на местном референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссии по проведению местного референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Каждый гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии по проведению местного референдума или наблюдателем. Фамилия, имя, отчество этого лица указывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, о получении бюллетеня для голосования на местном референдуме. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок местного референдума для голосования, участковая комиссия по проведению местного референдума при наличии их устного или письменного заявления поручает двум членам комиссии по проведению местного референдума организовать голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования на местном референдуме должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытию к нему членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и находящиеся на хранении на участке местного референдума, опускаются в ящик для голосования в день проведения местного референдума председателем участковой комиссии по проведению местного референдума в присутствии других ее членов и наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати территориальной комиссии по проведению местного референдума и соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за" или "да". Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против" или "нет". В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии по проведению местного референдума, выдавшему бюллетень для голосования на местном референдуме, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на местном референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии по проведению местного референдума выдает гражданину новый бюллетень для голосования на местном референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на местном референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт. Статья 33. Подсчет голосов участковыми комиссиями по проведению местного референдума По истечении времени голосования председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет голосование законченным. Перед вскрытием ящиков для голосования председатель участковой комиссии по проведению местного референдума в присутствии всего состава комиссии по проведению местного референдума погашает неиспользованные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на ящиках и вскрывает их. Вначале производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Их число не должно превышать числа письменных заявлений граждан о проведении голосования вне помещения участка местного референдума. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней, чем число письменных заявлений граждан, все бюллетени для голосования, находящиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными, о чем участковая комиссия по проведению местного референдума принимает решение. При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, прежде всего определяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума, и недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на местном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности, такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным участковая комиссия по проведению местного референдума указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Недействительные бюллетени упаковываются и хранятся отдельно от других бюллетеней. Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. Участковая комиссия по проведению местного референдума составляет протокол по итогам голосования. В протоколе об итогах голосования по участку местного референдума указываются: - общее число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку местного референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно; - число бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией по проведению местного референдума; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам на участке местного референдума и оставленных ранее проголосовавшими гражданами; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка местного референдума; - число погашенных бюллетеней для голосования; - число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); - число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); - число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; - число действительных бюллетеней для голосования; - число бюллетеней для голосования, признанных недействительными; - число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум; - число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принимавших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принимавших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов. Протокол участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования составляется в двух экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии по проведению местного референдума и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса. Член участковой комиссии по проведению местного референдума, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы, заявления на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию по проведению местного референдума в день проведения местного референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии по проведению местного референдума. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо местный референдум проводился одновременно с другими референдумами, подсчет голосов и составление протоколов по каждому вопросу и каждому референдуму производятся отдельно. По требованию любого члена участковой комиссии по проведению местного референдума или наблюдателя участковая комиссия по проведению местного референдума обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению местного референдума. Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на местном референдуме, со списками наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, а также заверенными копиями жалоб и решений по ним хранится у секретаря участковой комиссии по проведению местного референдума до окончания работы комиссии. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования на соответствующем участке территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией по проведению местного референдума. Повторный подсчет голосов проводится участковой комиссией по проведению местного референдума в присутствии не менее трех членов территориальной комиссии по проведению местного референдума. Глава V. УСТАНОВЛЕНИЕ И ОПУБЛИКОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 34. Установление итогов голосования территориальной комиссией по проведению местного референдума На основании протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования на соответствующем участке территориальная комиссия по проведению местного референдума не позднее чем через 5 дней со дня проведения местного референдума устанавливает итоги голосования на территории муниципального образования (отдельного поселения или группы поселений). По итогам голосования территориальной комиссией по проведению местного референдума составляется итоговый протокол, в котором суммируются данные протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума. Суммирование содержащихся в протоколах участковых комиссий по проведению местного референдума данных осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса. Протокол территориальной комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. В протокол территориальной комиссии по проведению местного референдума вносятся следующие данные: - число участковых комиссий по проведению местного референдума; - число протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования; - общее число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковыми комиссиями по проведению местного референдума; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков местного референдума; - число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); - число извлеченных, ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; - число действительных бюллетеней для голосования на местном референдуме; - число бюллетеней для голосования на местном референдуме, признанных недействительными; - число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум; - число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, либо местный референдум проводился в один день с другими референдумами, подсчет голосов и составление протоколов по каждому вопросу и каждому референдуму производятся отдельно. Член территориальной комиссии по проведению местного референдума, не согласный с протоколом комиссии о результатах местного референдума в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу территориальной комиссии по проведению местного референдума о результатах местного референдума в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по проведению местного референдума на территории муниципального образования (отдельного поселения или группы поселений). Статья 35. Определение результатов местного референдума На основании итогового протокола территориальной комиссии по проведению местного референдума о результатах местного референдума территориальная комиссия по проведению местного референдума признает местный референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Территориальная комиссия по проведению местного референдума признает решение по вынесенному на местный референдум вопросу принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на местный референдум выносились альтернативные вопросы и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на местный референдум может состояться не ранее чем через год. Повторный местный референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса не может назначаться в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов прошедшего местного референдума. Решением территориальной комиссии по проведению местного референдума результаты голосования по какому-либо участку могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе местного референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии по проведению местного референдума провести не позднее 15 дней со дня принятия решения территориальной комиссией на данном участке повторное голосование по этому вопросу. Статья 36. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования доводятся до сведения жителей муниципального образования через муниципальные средства массовой информации территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее 3 дней после определения результатов местного референдума. Не позднее чем через месяц после определения результатов местного референдума территориальная комиссия по проведению местного референдума публикует в муниципальных средствах массовой информации общие итоги голосования на местном референдуме, включающие все данные, внесенные в сводную таблицу, прилагаемую к протоколу территориальной комиссии по проведению местного референдума. Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования территориальной комиссией по проведению местного референдума, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме. Статья 37. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме, либо соответствующими судебными органами в порядке, предусмотренном федеральными законами. В случае, если Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Мурманской области будут установлены иные нормы по вопросам местного значения, чем предусмотренные решением местного референдума, то применяются соответствующие нормы, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Мурманской области. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять таковой акт. Статья 38. Хранение документации местного референдума Документация участковых комиссий по проведению местного референдума, включая бюллетени для голосования на местном референдуме, передается в территориальную комиссию по проведению местного референдума не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Территориальная комиссия по проведению местного референдума по окончании своей работы сдает всю документацию на постоянное хранение в соответствующий муниципальный архив. По истечении двух лет после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума бюллетени для голосования на местном референдуме уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой избирательной комиссией Мурманской области. Глава VI. ПРОВЕДЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА НА ТЕРРИТОРИИ ОТДЕЛЬНОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИЛИ ГРУППЫ ПОСЕЛЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ В ЕДИНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Статья 39. Проведение местного референдума на территории отдельного поселения или группы поселений, входящих в единое муниципальное образование Местный референдум на территории отдельного поселения или группы поселений, входящих в единое муниципальное образование, проводится в соответствии с настоящим Законом. При этом количество подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в поддержку инициативы проведения местного референдума определяется исходя из численности граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, постоянно проживающих на территории отдельного поселения или группы поселений, где проводится местный референдум. Назначение местного референдума производится в соответствии со статьей 16 настоящего Закона. (В редакции Закона Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Территориальная комиссия по проведению местного референдума образуется в административном центре единого муниципального образования; на территории отдельного поселения или группы поселений, где проводится местный референдум, образуются участковые комиссии по проведению местного референдума. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением местного референдума на территории отдельного поселения (группы поселений), производится из бюджета единого муниципального образования. Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в местном референдуме путем подкупа, обмана, физического насилия или угрозы его применения, подлога документов местного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий, членов комиссий по проведению местного референдума, а также законной деятельности инициативных групп, условиями проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на местном референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 41. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 42. (Исключена - Закон Мурманской области от 24.04.97 г. N 57-01-ЗМО) Глава администрации Мурманской области Е.КОМАРОВ г. Мурманск 20 февраля 1996 г. N 18-01-ЗМО ----------- Приложение ПОДПИСНОЙ ЛИСТ __________________________________________________________________ (Наименование муниципального образования или отдельного поселения (группы поселений), где собираются подписи граждан) __________________________________________________________________ (Наименование местного общественного объединения, образовавшего инициативную группу; заполняется в соответствующем случае) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Номер регистрационного Дата регистрации свидетельства в избирательной комиссии области __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении местного референдума с формулировкой вопроса (вопросов): +------------------------------------------------- ¦N N¦ Фамилия, имя,¦ Дата рождения ¦Адрес места¦ ¦п/п¦ отчество ¦ (18-летние ука- ¦жительства ¦ ¦ ¦ ¦ зывают также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ число и месяц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рождения) ¦ ¦ +---+--------------+-----------------+-----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10.¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------- ---------------------------------+ Серия и номер ¦Дата ¦ Подпись ¦ паспорта или ¦подписи¦ ¦ заменяющего ¦ ¦ ¦ его документа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------+-------+---------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------------------+ Подписной лист удостоверяю: __________________________________ __________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Член инициативной группы: ____________________________________ __________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа члена инициативной группы) (Подпись и дата) ---------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|