Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                  от 24 декабря 2013 г. N 2506-р

                              МОСКВА


     1. Утвердить прилагаемую  Концепцию  развития  математического
образования в Российской Федерации.
     2. Минобрнауки  России  утвердить  в  3-месячный   срок   план
мероприятий  по  реализации  Концепции   развития   математического
образования в Российской Федерации.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                Д.Медведев
     __________________________


                                               УТВЕРЖДЕНА
                                      распоряжением Правительства
                                          Российской Федерации
                                     от 24 декабря 2013 г. N 2506-р


                             КОНЦЕПЦИЯ
               развития математического образования
                      в Российской Федерации

     Настоящая Концепция представляет  собой  систему  взглядов  на
базовые принципы, цели,  задачи  и  основные  направления  развития
математического образования в Российской Федерации.

       I. Значение математики в современном мире и в России

     Математика  занимает  особое  место  в   науке,   культуре   и
общественной  жизни,  являясь  одной  из   важнейших   составляющих
мирового научно-технического прогресса. Изучение математики  играет
системообразующую  роль  в  образовании,  развивая   познавательные
способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя  на
преподавание   других   дисциплин.   Качественное    математическое
образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном
обществе.   Успех   нашей   страны   в   XXI веке,    эффективность
использования    природных    ресурсов,     развитие     экономики,
обороноспособность,  создание  современных  технологий  зависят  от
уровня  математической   науки,   математического   образования   и
математической  грамотности  всего   населения,   от   эффективного
использования  современных  математических  методов.  Без  высокого
уровня   математического    образования    невозможны    выполнение
поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация
долгосрочных  целей  и  задач   социально-экономического   развития
Российской Федерации, модернизация  25 млн.  высокопроизводительных
рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны,  совершающие  в
настоящее  время  технологический  рывок,  вкладывают  существенные
ресурсы в развитие математики и математического образования.
     Россия имеет значительный опыт в математическом образовании  и
науке,  накопленный  в  1950-1980 годах.   Форсированное   развитие
математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в  таких
емких стратегических направлениях, как  информационные  технологии,
моделирование   в   машиностроении,   энергетике    и    экономике,
прогнозирование природных  и  техногенных  катастроф,  биомедицина,
будет  способствовать  улучшению  положения  и  повышению  престижа
России в мире. Система математического образования,  сложившаяся  в
России, является прямой наследницей советской  системы.  Необходимо
сохранить  ее  достоинства  и  преодолеть   серьезные   недостатки.
Повышение  уровня  математической  образованности   сделает   более
полноценной  жизнь  россиян  в  современном   обществе,   обеспечит
потребности в  квалифицированных  специалистах  для  наукоемкого  и
высокотехнологичного производства.

         II. Проблемы развития математического образования

     В процессе социальных изменений обострились проблемы  развития
математического образования и науки, которые могут быть  объединены
в следующие основные группы.

               1. Проблемы мотивационного характера

     Низкая учебная мотивация  школьников  и  студентов  связана  с
общественной недооценкой  значимости  математического  образования,
перегруженностью  образовательных  программ   общего   образования,
профессионального образования, а  также  оценочных  и  методических
материалов техническими  элементами  и  устаревшим  содержанием,  с
отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и
действительному  уровню  их  подготовки.   Все   это   приводит   к
несоответствию заданий  промежуточной  и  государственной  итоговой
аттестации  фактическому  уровню  подготовки   значительной   части
обучающихся.

               2. Проблемы содержательного характера

     Выбор содержания математического образования на  всех  уровнях
образования  продолжает  устаревать   и   остается   формальным   и
оторванным от жизни, нарушена его  преемственность  между  уровнями
образования.  Потребности  будущих  специалистов  в  математических
знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое  отсутствие
различий в учебных программах, оценочных и методических материалах,
в требованиях промежуточной и государственной  итоговой  аттестации
для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности  учебного
процесса,   подмене   обучения    "натаскиванием"    на    экзамен,
игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки
учащихся. Математическое образование в образовательных организациях
высшего образования оторвано от современной науки и  практики,  его
уровень   падает,    что    обусловлено    отсутствием    механизма
своевременного обновления содержания  математического  образования,
недостаточной интегрированностью российской науки в мировую.

                       3. Кадровые проблемы

     В Российской Федерации не хватает  учителей  и  преподавателей
образовательных  организаций  высшего  образования,  которые  могут
качественно преподавать математику, учитывая, развивая  и  формируя
учебные  и  жизненные   интересы   различных   групп   обучающихся.
Сложившаяся система подготовки, профессиональной  переподготовки  и
повышения  квалификации  педагогических  работников   не   отвечает
современным нуждам. Выпускники образовательных организаций  высшего
образования педагогической направленности в  своем  большинстве  не
отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам,
имеют мало опыта педагогической  деятельности  и  опыта  применения
педагогических   знаний.   Подготовка,    получаемая    подавляющим
большинством   студентов   по   направлениям    математических    и
педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному
росту,    ни    требованиям    педагогической    деятельности     в
общеобразовательных  организациях.  Преподаватели   образовательных
организаций высшего образования в большинстве своем оторваны как от
современных  направлений   математических   исследований,   включая
прикладные, так и от применений математики в научных  исследованиях
и прикладных разработках своей образовательной организации  высшего
образования. Система дополнительного профессионального  образования
преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто  формальна
в части совершенствования математического образования.

                   III. Цели и задачи Концепции

     Цель настоящей Концепции - вывести  российское  математическое
образование на лидирующее положение в  мире.  Математика  в  России
должна  стать  передовой  и  привлекательной  областью   знания   и
деятельности,  получение  математических  знаний -   осознанным   и
внутренне мотивированным процессом.
     Изучение  и  преподавание   математики,   с   одной   стороны,
обеспечивают готовность учащихся к применению математики  в  других
областях,  с  другой  стороны,  имеют  системообразующую   функцию,
существенно влияют  на  интеллектуальную  готовность  школьников  и
студентов к обучению, а также на содержание и  преподавание  других
предметов.
     Задачами развития  математического  образования  в  Российской
Федерации являются:
     модернизация  содержания  учебных   программ   математического
образования на всех уровнях  (с  обеспечением  их  преемственности)
исходя из  потребностей  обучающихся  и  потребностей  общества  во
всеобщей  математической  грамотности,  в  специалистах  различного
профиля и уровня математической подготовки, в  высоких  достижениях
науки и практики;
     обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для  каждого
обучающегося, формирование у участников  образовательных  отношений
установки  "нет  неспособных  к  математике   детей",   обеспечение
уверенности   в честной   и    адекватной    задачам    образования
государственной  итоговой   аттестации,   предоставление   учителям
инструментов  диагностики  (в  том  числе   автоматизированной)   и
преодоления индивидуальных трудностей;
     обеспечение  наличия  общедоступных  информационных  ресурсов,
необходимых  для  реализации   учебных   программ   математического
образования,  в  том  числе  в  электронном  формате,  инструментов
деятельности  обучающихся  и  педагогов,   применение   современных
технологий образовательного процесса;
     повышение  качества  работы  преподавателей   математики   (от
педагогических  работников   общеобразовательных   организаций   до
научно-педагогических   работников   образовательных    организаций
высшего  образования),  усиление  механизмов  их   материальной   и
социальной  поддержки,  обеспечение  им  возможности  обращаться  к
лучшим образцам российского и мирового математического образования,
достижениям  педагогической  науки  и  современным  образовательным
технологиям, создание и реализация ими  собственных  педагогических
подходов и авторских программ;
     поддержка лидеров математического образования  (организаций  и
отдельных педагогов  и  ученых,  а  также  структур,  формирующихся
вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;
     обеспечение   обучающимся,   имеющим   высокую   мотивацию   и
проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для
развития и применения этих способностей;
     популяризация   математических   знаний   и    математического
образования.

           IV. Основные направления реализации Концепции

            1. Дошкольное и начальное общее образование

     Система  учебных  программ   математического   образования   в
дошкольном  и  начальном  образовании  при  участии  семьи   должна
обеспечить:
     в   дошкольном    образовании -    условия    (прежде    всего
предметно-пространственную и информационную среду,  образовательные
ситуации, средства педагогической поддержки ребенка)  для  освоения
воспитанниками   форм   деятельности,   первичных    математических
представлений и образов, используемых в жизни;
     в начальном общем образовании - широкий спектр  математической
активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной
деятельности (прежде  всего  решение  логических  и  арифметических
задач,  построение  алгоритмов  в  визуальной  и  игровой   среде),
материальные,  информационные  и  кадровые  условия  для   развития
обучающихся средствами математики.

           2. Основное общее и среднее общее образование

     Математическое образование должно:
     предоставлять  каждому  обучающемуся  возможность   достижения
уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей  успешной
жизни в обществе;
     обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной
деятельностью на доступном уровне,  используя  присущую  математике
красоту и увлекательность;
     обеспечивать    необходимое    стране    число    выпускников,
математическая  подготовка  которых  достаточна   для   продолжения
образования   в   различных   направлениях   и   для   практической
деятельности,  включая  преподавание   математики,   математические
исследования, работу в сфере информационных технологий и др.
     В  основном  общем  и  среднем  общем  образовании  необходимо
предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их  запросами
к уровню подготовки в сфере математического образования.
     Необходимо предоставить каждому учащемуся независимо от  места
и условий проживания  возможность  достижения  соответствия  любого
уровня  подготовки  с  учетом  его  индивидуальных  потребностей  и
способностей.   Возможность    достижения    необходимого    уровня
математического образования должна поддерживаться индивидуализацией
обучения,  использованием  электронного  обучения  и  дистанционных
образовательных технологий. Возможность достижения высокого  уровня
подготовки    должна    быть    обеспечена    развитием     системы
специализированных      общеобразовательных      организаций      и
специализированных  классов,  системы  дополнительного  образования
детей в области  математики,  системы  математических  соревнований
(олимпиад и др.). Соответствующие программы могут реализовываться и
организациями  высшего  образования   (в   том   числе   в   рамках
существующих  и   создаваемых   специализированных   учебно-научных
центров   университетов,   а   также   сетевых   форм    реализации
образовательных программ).
     Достижение  какого-либо  из  уровней  подготовки   не   должно
препятствовать индивидуализации обучения  и  закрывать  возможности
продолжения образования  на  более  высоком  уровне  или  изменения
профиля.
     Необходимо    стимулировать    индивидуальный     подход     и
индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего
привлекая педагогов с большим опытом работы.
     Совершенствование   содержания   математического   образования
должно  обеспечиваться  в  первую  очередь  за   счет   опережающей
подготовки   и   дополнительного   профессионального    образования
педагогов на базе лидерских  практик  математического  образования,
сформировавшихся в общеобразовательных организациях.

                  3. Профессиональное образование

     Система  профессионального  образования  должна   обеспечивать
необходимый  уровень  математической  подготовки  кадров  для  нужд
математической  науки,  экономики,  научно-технического  прогресса,
безопасности  и  медицины.   Для   этого   необходимо   разработать
современные программы, включить основные математические направления
в   соответствующие   приоритетные   направления   модернизации   и
технологического развития российской экономики.
     Студенты,   изучающие   математику,   включая   информационные
технологии, и их преподаватели должны участвовать в  математических
исследованиях и проектах. Преподавателям математических факультетов
классических   университетов    необходимо    вести    признаваемые
профессиональным сообществом  фундаментальные  исследования,  а  их
студенты должны уделять значительно больше времени, чем в настоящее
время,  решению  творческих  учебных  и  исследовательских   задач.
Преподаватели  математических  кафедр   технических   университетов
должны  вести  исследования  в  фундаментальной  математике  или  в
прикладных  профильных  областях,  выполнять   работы   по   заказу
организаций, в которых принимают участие и студенты (аналогично для
экономических  и   других   образовательных   организаций   высшего
образования), преподаватели  математических  кафедр  педагогических
вузов должны работать  со  школьниками,  участвовать  в  разработке
аттестационных  материалов,   учебных   пособий   для   школьников.
Студентам (в том числе готовящимся стать учителями и  воспитателями
в  организациях,   осуществляющих   образовательную   деятельность)
необходимо решать задачи  элементарной  математики  в  зоне  своего
ближайшего развития, в существенно  большем  объеме,  чем  сегодня,
проходить практику в школе, используя эту деятельность как основу и
мотивирующий фактор для получения психолого-педагогических знаний.
     Взаимодействие  органов,  осуществляющих  управление  в  сфере
образования,  образовательных  организаций  высшего  образования  и
общеобразовательных  организаций  должно  быть   ориентировано   на
поддержку  прихода  в  школу  лучших   выпускников   математических
факультетов  педагогических  образовательных  организаций   высшего
образования,  выпускников  профильных  специальностей  классических
университетов.   Необходимо    обеспечить    лучшим    выпускникам,
обучавшимся    по    программам    математической    направленности
образовательных   организаций   высшего   образования   и   имеющим
склонности  и  способности  к  педагогической  работе,  возможность
преподавать в образовательной организации высшего образования.

          4. Дополнительное профессиональное образование,
    подготовка научно-педагогических работников образовательных
   организаций высшего образования и научных работников научных
                 организаций, математическая наука

     Для успешных преподавателей должна быть обеспечена возможность
их профессионального роста в форме  научной  и  прикладной  работы,
дополнительного профессионального образования, включая стажировку в
организациях - лидерах фундаментальных и прикладных исследований  в
области математики и математического образования.
     Важной  является  поддержка  в  России  мировых   организаций,
решающих задачу подготовки исследователей и преподавателей  высшего
уровня,  в  том  числе  создание   научно-образовательных   центров
мирового    уровня,    приглашающих    ученых    для     проведения
исследовательской работы и  участия  в  разработке  образовательных
программ.
     Образовательные  организации  высшего  образования  и  научные
центры  должны  обеспечить  передовой  уровень  фундаментальных   и
прикладных исследований в области математики и их  использование  в
математическом   образовании.   Необходимо    усилить    интеграцию
российских математических исследований в мировую науку,  обеспечить
достижение   математическими   факультетами   ведущих    российских
университетов высоких позиций в мировых  рейтингах,  а  также  рост
качества, количества и цитируемости работ  российских  математиков,
привлекательность  российского  математического   образования   для
лучших  иностранных  студентов  и  профессоров.  Должна  повыситься
мобильность студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук, должно
развиваться  сотрудничество  между  образовательными  организациями
высшего образования и исследовательскими институтами.
     Для  решения  задач  настоящей   Концепции   предусматривается
доработать систему оценки труда с учетом специфики  деятельности  и
международной  практики  оценки  труда  преподавателей  математики,
научно-педагогических   работников   образовательных    организаций
высшего  образования  и  научных  работников  научных  организаций,
занятых по профилю математики.
     Образовательные    организации    высшего    образования     и
исследовательские   центры   должны   участвовать   в   работе   по
математическому просвещению и популяризации  математических  знаний
среди населения России.

     5. Математическое просвещение и популяризация математики,
                    дополнительное образование

     Для математического  просвещения  и  популяризации  математики
предусматривается:
     обеспечение государственной поддержки  доступности  математики
для всех возрастных групп населения;
     создание  общественной  атмосферы  позитивного   отношения   к
достижениям математической науки и работе в этой области, понимания
важности   математического   образования   для   будущего   страны,
формирование гордости за достижения российских ученых;
     обеспечение   непрерывной   поддержки   и   повышения   уровня
математических знаний для удовлетворения любознательности человека,
его общекультурных потребностей,  приобретение  знаний  и  навыков,
применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
     Система дополнительного образования, включающая математические
кружки  и  соревнования,  является  важнейшей   частью   российской
традиции  математического  образования  и  должна  быть  обеспечена
государственной поддержкой. Одновременно должны  развиваться  такие
новые  формы,   как   получение   математического   образования   в
дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические
проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные
математические интернет-сообщества.

                      V. Реализация Концепции

     Реализация  настоящей  Концепции   обеспечит   новый   уровень
математического  образования,  что  улучшит   преподавание   других
предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук
и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели  и
занять  лидирующее  положение  в  мировой   науке,   технологии   и
экономике.
     Реализация настоящей Концепции будет способствовать разработке
и апробации механизмов развития образования,  применимых  в  других
областях.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также