Расширенный поиск
Постановление Правительства Ленинградской области от 28.05.1996 № 231ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 28 мая 1996 года N 231 Утратилo силу - Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 25.03.97 г. N 124-рг Об основных положениях "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" и ходе ее разработки Обсудив вопрос о ходе разработки "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" и ее основных положений, правительство отмечает, что в результате работы, проделанной Российским научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики, получена комплексная оценка существующего состояния Ленинградской области, ее демографического, природоресурсного и экономического потенциала. В то же время информационно-аналитическая часть Концепции требует дополнительной проработки по ряду вопросов (связь, железнодорожный транспорт и грузоперевозки, особо охраняемые территории, промышленность строительных материалов и ее структурная перестройка и другие), а также уточнения на основе оценок по факту за 1995 год. Необходимо уточнение программы - технического задания на разработку "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" в части усиления роли и значения социально-экономического аспекта развития территории с определением как стратегических, так и тактических целей и ориентиров. Целесообразно к работе над разделом о социально-экономическом развитии области дополнительно привлечь на конкурсной основе специалистов экономической направленности - ведущих экономистов и научные коллективы. Правительство Ленинградской области п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить, в основном, первый и второй этапы "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области". 2. Возложить функции координатора работ по формированию "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" на министерство экономики и министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. 3. Министерству экономики совместно с заказчиком - комитетом по архитектуре и градостроительству: - организовать и до 1 июля 1996 года обеспечить корректировку технического задания на продолжение научно-исследовательской работы "Концепция социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" с акцентом на усиление социально-экономического раздела. Предусмотреть максимальное использование актуальных материалов "Концепции социально-экономического развития Ленинградской области до 2000 года", разработанной Институтом экономических проблем переходного периода в 1994 году; - в процессе корректировки технического задания предусмотреть требования, учитывающие положения нормативно-правовой базы о местном самоуправлении с привязкой Концепции к административно-территориальному делению области и выработкой конкретных рекомендаций по совершенствованию системы управления хозяйственным комплексом области; - до 15 июля текущего года решить вопрос о привлечении научных коллективов экономических институтов для разработки Концепции в части социально-экономического развития Ленинградской области. 4. Министерству экономики, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства: - в двухнедельный срок уточнить состав рабочей комиссии по дальнейшей разработке проекта "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" за счет привлечения ученых; - откорректировать договор и календарный план разработки "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" и обеспечить строгий контроль за реализацией плана; - в соответствии с календарным планом внести "Концепцию социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" на рассмотрение правительства области. 5. Управлению казначейства и финансов до 10 июня 1996 года погасить задолженность перед Российским научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики за 1995 год в соответствии с постановлением правительства Ленинградской области от 23 февраля 1996 года N 67 "Об утверждении адресной программы капитального строительства в Ленинградской области на 1996 год, финансируемой из областного бюджета", а также обеспечить финансирование последующих этапов работ. 6. Главам администраций районов и городов области принять активное участие в разработке "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области", имея в виду определение стратегии социально-экономического и градостроительного развития подведомственных территорий. 7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора - министра экономики Ленинградской области Смирнову Н.Г. Губернатор А.Беляков Приложение 1 к постановлению правительства Ленинградской области от мая 1996 года N ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" (Разработчик - Российский научно-исследовательский и проектный институт урбанистики) I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ В соответствии с пунктом 4 распоряжения главы администрации Ленинградской области от 8 февраля 1993 года N 85-р институт "РосНИПИ урбанистики" по поручению Главного управления архитектуры и градостроительства подготовил в 1993 году программу-задание на разработку ""Основных направлений (концепции) градостроительного развития Ленинградской области". 31 августа 1993 года задание на разработку "Основных направлений ..." было утверждено главой администрации Беляковым А.С. 5 апреля 1995 года "Основные направления (концепция) градостроительного развития Ленинградской области" были рассмотрены на расширенном заседании комитета по архитектуре и градостроительству с участием ответственных представителей министерства строительства, министерства экономики и комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ленинградской области. Совещание одобрило направление и ход разработки "Основных направлений (концепции) градостроительного развития Ленинградской области". Кроме того, совещание решило, что для повышения практического значения "Концепции градостроительного развития" с целью ориентации ее на решение актуальных проблем области необходимо: - дополнительно проработать вопросы социально-экономического развития Ленинградской области по этапам ( как базу градостроительного развития области); - образовать рабочую комиссию из представителей руководства и специалистов основных заинтересованных министерств и ведомств Ленинградской области. В соответствии с решением совещания от 10 июля 1995 года министр строительства утвердил дополнения к основному заданию в части разработки основных положений социально-экономического развития Ленинградской области, а 1 ноября 1995 года распоряжением правительства N 1163-р создана рабочая комиссия под председательством начальника управления по строительству и инвестициям министерства строительства и транспорта Хазовой Е.В. В состав комиссии вошли представители министерства экономического прогнозирования, министерства жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, министерства природопользования и экологической безопасности, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, комитета по архитектуре и градостроительству, Северо-Западного регионального геологического центра, министерства промышленности и инвестиций, министерства сельского хозяйства и института "РосНИПИ урбанистики". В 1995 году институт "РосНИПИ урбанистики" выпустил два этапа "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области": первый этап - "Анализ современного уровня социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области" в следующем составе: пояснительная записка, приложения (основные показатели в районном разрезе) и чертеж М 1:200000; второй этап - "Комплексная оценка территории Ленинградской области, ее потенциала" в следующем составе: пояснительная записка, приложения (районный разрез) и чертеж М 1:200000 с оценочными врезками по отдельным природным, социально-экономическим и экологическим факторам. 27 февраля 1996 года рабочей комиссией были рассмотрены и одобрены два этапа "Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области". II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (ПЕРВЫЙ ЭТАП) Территория Ленинградской области с учетом территории, административно подчиненной Санкт-Петербургу, составляет 85,9 тысячи квадратных километров, без этой территории - 83,9 тысячи квадратных километров. Земельный баланс Ленинградской области _____________________________________________________________________ По землепользователям и земле- : По функциональному владельцам : использованию ---------------------------------------------------------------------- Наименование : Площадь земель :Наименование : Площадь земель земель :--------------- :земель :----------------- : тысяч :в про-: : тысяч : в про- : кв.км :центах: : кв.км : центах : :к ито-: : : к ито- : :гу : : : гу ______________________________________________________________________ 1 : 2 : 3 : 4 : 5 : 6 ______________________________________________________________________ 1.Земли лесного 47,2 56 1. Леса и древес- 51,4 61 фонда но-кустарнико- вая раститель- ность 2.Земли сельскохо- 16,9 20 2. Сельскохозяй- 8,1 10 зяйственного наз- зяйственные начения (предпри- угодия ятий, организаций и граждан) 3.Земли промышлен- 4,5 6 ности, транспор- та, связи и ино- 3. Застроенные 1,7 2 го назначения территории: площади, ули- 4.Земли городских, 2,7 3 цы, дороги... поселковых и сельских орга- нов власти 5.Земли водного 10,8 13 4. Водные аквато- 12,6 15 фонда рии 6.Земли запаса 1,8 2 5. Прочие (болота, 10,1 12 нарушенные зем- ли и другие) Итого 83,9 100,0 Итого 83,9 100,0 В сельскохозяйственном отношении Ленинградская область освоена слабо, сельскохозяйственные земли занимают всего 20 процентов территории, причем сельхозугодьями эта территория занята только наполовину. Численность населения Ленинградской области на 1 января 1996 года и составляет 1675,9 тысячи человек, в том числе 1107,2 (или около 60 процентов) - городское население, а 568,7 тысячи человек - сельское. Ведущая отрасль экономики Ленинградской области - промышленность. Основные отрасли, имеющие федеральное значение, - топливная промышленность, цветная металлургия, электроэнергетика, лесной комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность и машиностроение. На территории Ленинградской области имеется 29 городов, 38 поселков городского типа и 2900 сельских населенных пунктов. Из общего числа городов семь являются средними (Строительные нормы и правила 2.07.01.- 89, пункт 14 таблица 1) - Выборг, Сосновый Бор, Кингисепп, Гатчина, Кириши, Волхов и Тихвин. Остальные городские поселения - малые, половина из них численностью до 10,0 тысячи человек. Для сельского населения области, как и для всего Северо-Запада России, характерно преобладание мелких населенных пунктов, около половины из них имеют численность менее 50 человек. 171 сельский населенный пункт не имеет постоянного населения. Ленинградская область заселена довольно плотно, но очень неравномерно. При средней по области плотности населения 20 человек на квадратный километр, что почти в 2,5 раза выше, чем в среднем по России, она колеблется от 5 человек в Подпорожском районе до 74 человек на квадратный километр вблизи Санкт-Петербурга - в Гатчинском районе. Плотность населения области в летний период увеличивается в два раза за счет населения Санкт-Петербурга. Ленинградская область относится к регионам с хорошо развитой системой транспортных коммуникаций. Все пути сообщения, проходящие по ее территории, являются подходами к главному порту в России на Балтике и второму по значению городу России - Санкт-Петербургу, при чем густота путей сообщения уменьшается по мере удаления от Санкт-Петербурга. Ленинградская область занимает 28-е место среди 80 субъектов Российской Федерации по численности населения, 39-е место - по площади, 31-е место - по валовой продукции промышленности, 19-е место - по валовой продукции сельского хозяйства и 46-е место по национальному доходу на душу населения. В Ы В О Д Ы Промышленность . В Ленинградской области, как и в России в целом, в период 1991-1995 годов произошел значительный спад промышленного производства, хотя по сравнению со средними показателями по России положение в промышленности области более устойчивое. Сохраняется большой удельный вес предприятий-монополистов: 6 предприятий в Федеральном реестре и 24 предприятия в Региональном реестре. Наметилась тенденция на освоение местных минерально-сырьевых ресурсов, ранее списанных с баланса или оцененных как нерентабельные. За период 1991-1995 годов усилилась тенденция роста числа убыточных промышленных предприятий (c 4 до 18 процентов). Во всех районах, особенно в северо-восточных, снижается численность промышленно-производственного персонала. В среднем по области уровень безработицы составляет - 4,6 процента, он колеблется от 2,2 процента в Выборгском районе до 18,2 процента в Подпорожском районе. Сельское хозяйство . Резко сократилось валовое производство сельскохозяйственной продукции: мяса - на 37 процентов, молока - на 43 процента, яиц - почти вдвое. Разрушена сложившаяся система специализации животноводства (племенные заводы, узкоспециализированные объединения "Невское", "Охтинское" и тому подобные). Реорганизация совхозов и приватизация предприятий агропромышленного комплекса пока не дают отдачи, причем приватизация перерабатывающих и обслуживающих производств происходила в отрыве от сельскохозяйственных предприятий, что разрушило сложившиеся связи между производством сельхозпродукции и ее переработкой. Крестьянские, фермерские хозяйства не сформировались как товаропроизводители; крестьянство Ленинградской области проживает, как правило, в агрогородах, на центральных усадьбах совхозов, имеет городские бытовые условия и в меньшей степени, чем в других областях страны, готово к фермерскому ведению сельского хозяйства. В 1991 году рассчитывали на организацию 20 тысяч хозяйств, а организовано всего 5,5 тысячи, и лишь треть из них имеет скот. В общем объеме производства сельскохозяйственной продукции удельный вес фермерских хозяйств немногим более одного процента (1,1). В Ленинградской области очень мала доля граждан в производстве сельхозпродукции - 40 процентов, в то время как в остальных областях Северо-Запада России - 44-58 процентов. Земледелие в области ведется на мелиорированных землях. При делении крупных государственных хозяйств на более мелкие возникают проблемы по эксплуатации крупных мелиоративных систем. Если процесс падения производства не будет приостановлен, окажется полностью разрушенным производственный потенциал аграрного сектора. Градостроительная ситуация . Усилилась тенденция присвоения отдельным городам статуса "субъекта Ленинградской области", что в большинстве случаев создает дополнительные трудности для развития селитебных территорий этих городов и экономического и градостроительного развития районов. Так, выделение Ивангорода из Кингисеппского района создало дополнительные трудности для функционирования города. В области резко изменилась демографическая ситуация: упала рождаемость, повысилась смертность, увеличился удельный вес населения старше трудоспособного возраста за счет снижения доли населения младших возрастов и лиц трудоспособного возраста. Для Ленинградской области характерен отрицательный естественный прирост при увеличении механического прироста. В период 1990-1995 годов развитие городских поселений шло очень медленными темпами: если до 1990 года интенсивно развивались 34 городских поселения (около 50 процентов), то в 1990-1995 годах только 13 (или 12 процентов от общего количества), и наоборот - более половины городских поселений снизило свою численность. После 1990 года резко сократилось выбытие населенных пунктов: если до 1990 года в среднем выбывало в год по 62 деревни, то после 1990 года - только по 4 деревни. Основные планировочные проблемы транспорта в Ленинградской области следующие: - отсутствие обходов Санкт-Петербурга и основных городов области, в первую очередь Выборга, Луги, Тосно, Лодейного Поля и Пикалева; - исчерпание пропускной способности приграничных таможенных переходов и подходящих к ним путей сообщения (Ивангород); - плохое состояние мостов и путепроводов на федеральных и основных территориальных дорогах; - отсутствие автомобильных дорог вдоль железнодорожных направлений Санкт-Петербург - Дно - Витебск, Санкт-Петербург - Москва ( через Кириши, Будогощь, Сонково); - слабые связи с Республикой Карелия (отсутствие автодороги вдоль железнодорожной ветки на Петрозаводск на участке Подпорожье - Петрозаводск и несовершенство выходов автодорог из Выборгского и Приозерского районов); - отсутствие автодорожного моста через реку Свирь в поселке Вознесенье Подпорожского района. Инженерная инфраструктура . Ленинградская энергетическая система по мощности генерирующих источников полностью обеспечивает нагрузки области и порядка 30 процентов электрической энергии передает в соседние энергосистемы и в Финляндию. За последние 2-3 года суммарная мощность теплоисточников возросла в 1,5 раза за счет строительства новых и перевода существующих котельных на газ. В то же время за этот период сократилось производство тепловой энергии на 20 процентов ввиду недопоставки топлива и сокращения производства тепловой энергии на ведомственных теплоисточниках. Доля газа в топливном балансе Ленинградской области очень незначительна - всего 25 процентов. Газоснабжение области находится на довольно низком уровне: только около 60 процентов населения обеспечено газом, в том числе природным - немногим более 20 процентов. Природным газом обеспечена только часть области, в Киришском, Лодейнопольском, Подпорожском, Приозерском и Лужском районах природный газ отсутствует. Большинство городских систем водоснабжения достигло срока амортизации. Системы канализации в населенных пунктах, как правило, требуют капитального ремонта, большинство систем канализации работают с перегрузкой и не обеспечивают нормативную очистку. Около 50 процентов сточных вод сбрасываются без должной очистки в водоемы. III. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕЕ ПОТЕНЦИАЛА (ВТОРОЙ ЭТАП) 1. Ленинградская область обладает довольно значительными ресурсами минерального сырья. На территории области помимо торфа, сапропелей, лечебных грязей, пресных подземных и минеральных вод выявлено и учтено баланcом запасов полезных ископаемых 21 вид сырья (153 месторождения, из которых эксплуатируются 81). Степень освоения запасов разная: полностью освоены месторождения сланцев, фосфоритов и бокситов, частично (на 20-25 процентов) - отдельные виды строительных материалов. Не вовлечены в эксплуатацию шесть видов сырья: доломиты металлургические, огнеупорные глины, цементные глины, кварц и кварциты, пески-отощители и минеральные краски. В Ленинградской области имеются перспективы выявления новых видов сырья: магнетитовых руд, редкометальной, редкоземельной, полиметаллической, олово-серебряной и урановой минерализации, цветных и поделочных камней, полевошпатового сырья, природного газа и битумов. Имеются общегеологические предпосылки для выявления алмазоносных трубок взрыва. Кроме того, область потенциально перспективна на нефть и газ. 2. Ленинградская область имеет очень значительный водно-ресурсный потенциал. На ее территории размещаются крупнейшие в Европе резервуары пресной воды - Ладожское и Онежское озера. Кроме того, на территории области развита гидрографическая сеть. Потенциальные (ежегодно возобновляемые) ресурсы поверхностных вод области в средний по водности год составляют 97 кубических километров, а в маловодный год - 95 процентной обеспеченности - около 70 кубических километров. Однако необходимо отметить, что только 20-28 процентов стока формируется в пределах Ленинградской области. В настоящее время сток рек области, как правило, используется не более чем на 7-10 процентов. Кроме того, область обладает и значительным потенциалом подземных пресных вод, прогнозные эксплуатационные запасы которых составляют порядка 5,5 миллиона кубических метров в сутки. На территории области разведано 35 месторождений или участков подземных вод, вовлечено в эксплуатацию 21 месторождение, не эксплуатируются 14 месторождений, в которых заключено около 60 процентов всех разведанных запасов. 3. Ленинградская область располагает значительными лесными ресурсами. За счет их она может не только обеспечить свои потребности, но и значительно увеличить вывоз, так как область очень выгодно расположена по отношению к внутренним и внешним рынкам сбыта лесоматериалов. В последние годы объем ем заготовок древесины был значительно меньше расчетной лесосеки, последняя использовалась всего на 30-35 процентов (расчетная лесосека составляет около 9 миллионов кубических метров). 4. Геополитические изменения кардинально поменяли роль и место области в Российской Федерации: Ленинградская область должна рассматриваться как пространство экономического и природного взаимодействия России и Запада, особенно усилилось федеральное значение приморского положения области. Наиболее перспективен северо-запад Ленинградской области - российская часть коридора сотрудничества между Европейским Сообществом и Российской Федерацией (так называемый "южный" коридор в документах ЕС и организаций стран бассейна Балтийского моря). Здесь размещается наиболее инфраструктурно -обустроенная часть общей границы между Европейским Сообществом и Российской Федерацией. 5. Промышленный потенциал используется гораздо ниже своих возможностей как в части использования местных природных ресурсов, так и в части использования экономико-географического положения области и имеющихся производственных площадей, особенно в части использования потенциала военно-промышленого комплекса. 6. С учетом проработок Научно-исследовательского института экономики и организации сельскохозяйственного производства Нечерноземной зоны Российской Федерации (НИИЭСХ НЗ РФ) имеются возможности увеличения производства сельскохозяйственной продукции (даже при современных методах ведения сельского хозяйства) на территориях Волосовского, Кингисеппского, Кировского и Лужского районов. 7. Ленинградская область имеет значительные резервы трудовых ресурсов довольно высокой квалификации. 8. Очень высок на территории Ленинградской области историко-культурный потенциал. По своей значимости и разнообразию памятники истории и культуры области могут быть задействованы на разных направлениях и видах познавательного туризма. А учитывая, что памятники Ленинградской области удачно сочетаются с архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга и его ближайших пригородов, они могут быть реализованы как на внутреннем, так и на международном уровне. 9. Ленинградская область перспективна на развитие рекреации: - разнообразные минеральные воды, лечебные грязи, лесные массивы и лесопарки; - живописные ландшафты с многочисленными озерами, дворцово-парковые комплексы и усадьбы. Финский залив, Ладожское озеро, развитая речная сеть, многочисленные и разнообразные по величине озера, водохранилища и каналы, а также относительно благоприятные климатические условия создают широкие возможности для развития практически всех видов водной и околоводной рекреации - как летней, так и зимней. Значительный историко-культурный и природно-рекреационный потенциал области обуславливает создание здесь такой экологически безопасной отрасли хозяйства, как туризм, санаторно-курортное лечение и отдых. При этом практически вся территория области имеет предпосылки для организации туристско-рекреационных комплексов международного, федерального и областного значения. 10. Система расселения на территории Ленинградской области должна претерпеть изменения в связи с ее новым геополитическим положением в России и структурными преобразованиями в экономике области, а именно: - требуется обустройство приграничной зоны, что будет стимулировать развитие населенных пунктов в этой зоне; - освоение прибрежных территорий Финского залива на территории Ленинградской области может вызвать создание здесь новых населенных пунктов; - исходя из мировых стандартов, местные опорные центры расселения, как правило, должны иметь численность не менее 100,0 тысячи человек, а в области самый крупный город имеет численность немногим более 80 тысяч человек. Городские поселения районов, имеющие наиболее благоприятные условия для развития, - города Волхов, Выборг, Кингисепп, Кириши, Кировск, Лодейное Поле, Подпорожье, Приозерск и Тихвин; - деление на волости проводилось формально без анализа планировочной ситуации района, что привело к следующему: ряд сельских населенных пунктов оказались оторванными от волостного центра, но имеют надежные связи с центрами соседних волостей; отдельные сельскохозяйственные предприятия оказались на территории нескольких волостей, что приводит к дестабилизации налоговой политики и затрудняет развитие транспортной и инженерной инфраструктуры на волостном уровне; необходимо законодательство о статусе волости. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Из анализа современного уровня развития Ленинградской области, оценки ее территории и потенциала можно сделать следующие основные выводы: - неэффективно и недостаточно используется экономико-географическое положение Ленинградской области как пространства природного и экономического взаимодействия России и Запада; - почти не используется прибрежная территория Финского залива; - не комплексно и недостаточно используются минерально-сырьевые и лесные ресурсы области, практически не реализован ее историко-культурный и рекреационный потенциал; - неэффективно используется промышленный и сельскохозяйственный потенциал области; - нарушена сложившаяся связь Ленинградской области с Санкт-Петербургом; - не сформирован каркас природоохранных территорий: их в 5-6 раз меньше оптимального уровня; - существующие инженерные системы исчерпали свои возможности и уже не могут обеспечить качественное экономическое и экологическое обслуживание потребителей; - экологическая обстановка на территории области остается напряженной; - Ленинградская область характеризуется значительным природным, ресурсным, социально-экономическим и градостроительным потенциалом и имеет все условия для развития, при этом наиболее высокий потенциал имеют районы Волховский, Выборгский, Кингисеппский (с Ивангородом и Ломоносовский (с городом Сосновый Бор). IV. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ На основе анализа природных условий и ресурсов Ленинградской области, современного уровня развития и оценки потенциала области рекомендуется следующее функциональное зонирование ее территории: 1. Зона активного влияния города Санкт-Петербурга. В этой зоне преимущество должно быть отдано рекреационному освоению и туристическому бизнесу, частично сельскохозяйственному производству с учетом сохранения природных ландшафтных комплексов. Осуществление значительного развития городских поселений в этой зоне не рекомендуется. 2. Зона преимущественно развития сельского и лесного хозяйства . Включает территории, расположенные главным образом южнее зоны активного влияния Санкт-Петербурга и на отдельных участках на востоке области. 3. Зона преимущественно рекреационного использования охраны природы и историко-культурной среды. Это наиболее ценные по комплексу природных и историко- культурных факторов с наиболее живописными ландшафтами и водными объектами, ценными историко-культурными памятниками и бальнеологическими ресурсами. Это частично Карельский перешеек, зона вдоль реки Свирь и отдельные районы на юге и востоке области. Здесь необходима строгая регламентация всех видов хозяйственной деятельности; лесозаготовки должны быть ограничены только санитарными рубками и рубками ухода. 4. Зона преимущественного развития лесоэксплуатации. Охватывает восток области, где в основном и размещается расчетная лесосека главного пользования. 5. Зона преимущественного градостроительного развития. Это наиболее развитые в транспортном отношении районы области, богатые водными ресурсами, полезными ископаемыми. Здесь сосредоточен основной промышленный потенциал области и размещаются основные города: это Кингисеппско-Сланцевская, Волховская, Киришская, Тихвинская, Лодейнопольско-Подпорожская, Выборгско-Приморская, Сосновоборская и Лужская зоны. 6. Приграничная зона и специальные территории. В этой зоне все виды хозяйственной деятельности регламентируются с учетом режима государственной границы и требований Министерства обороны Российской Федерации. V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В результате анализа современного уровня развития экономики области, ее социально-экономического, ресурсного и градостроительного потенциала основные концептуальные направления социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области вырисовываются следующими (возможно уточнение при завершении "Концепции ...") : Демографический прогноз. В течение ближайших 10-15 лет будет иметь место естественная убыль населения. К 2000 году ожидается стабилизация рождаемости, а в дальнейшем прогнозируется ее рост, что обусловлено ожидаемой к 2000 году стабилизацией экономики области, а следовательно, и повышением уровня жизни населения. Один из факторов роста рождаемости - значительное увеличение населения в трудоспособном возрасте в результате перехода значительной доли населения из группы младших возрастов в трудоспособный возраст, при этом прогнозируется увеличение населения в возрасте от 18 до 30 лет, когда женщины обладают наиболее высокой фертильностью. Смертность населения к 2005 году стабилизируется на современном уровне, а после 2005 года несколько снизится. Величина естественной убыли должна стабилизироваться, а в перспективе и сократиться. Величина естественной убыли населения в зависимости от уровня смертности и рождаемости прогнозируется в двух вариантах: (за год - человек на одну тысячу жителей) ____________________________________________________________ Периоды : Рождаемость : Смертность: Естественная : : : убыль ____________________________________________________________ Отчет на 1 января 7,3 18,8 -11,5 1996 года Оценка на 1996-2000 7,3 18,0 -10,7 годы Оценка на 2001-2005 годы 9,0-10,0 18,0 -9,0-(-8,0) Оценка на 2006 год- 12,0-13,0 17,5-17,0 -5,5-(-4,0) расчетный срок _____________________________________________________________ Динамика возрастной структуры населения с учетом передвижки возрастов, уровня рождаемости и смертности и возрастной структуры прибывающих в Ленинградскую область мигрантов также прогнозируется в двух вариантах (в процентах к общей численности): ____________________________________________________________ Периоды :Младше трудо-:Трудоспособ-:Старше тру- :способного :ный возраст :доспособного :возраста : :возраста ___________________________________________________________ Отчет на начало 21,6 56,6 21,8 1996 года Оценка на начало 19,0 60,8 20,2 2000 года Оценка на начало 16,5-17,0 64,4-63,9 19,1 2001 года Расчетный срок 18,7-20,8 59,9-58,9 21,4-20,3 ___________________________________________________________ Значительное влияние на демографическую ситуацию в Ленинградской области, как на перспективу, так и в предшествующие годы, будут иметь миграционные процессы, хотя среднегодовые величины миграционного процесса будут сокращаться по сравнению с современным уровнем (1994 год +25,4 тысячи человек, 1995 год +20,1 тысячи человек). По оценке миграционной службы Ленинградской области в ближайшие 2-3 года количество вынужденных переселенцев должно стабилизироваться, в дальнейшем можно ожидать некоторого их уменьшения, так как большинство русского и русскоязычного населения, желающего переселиться в Россию, сделает это уже в ближайшие годы. К 2000 году ожидается сокращение и миграции в Ленинградскую область военнослужащих и членов их семей в результате завершения передислокации войск и частичной демобилизации. На перспективу сократится межобластная миграция из других регионов России. Ее величина будет зависеть от экономических факторов как в целом по Российской Федерации, так и в Ленинградской области. Наиболее значительный приток мигрантов в Ленинградскую область возможен в случае реализации проектов крупного промышленного и транспортного строительства на ее территории. Оценка среднегодовых показателей движения населения в расчете на одну тысячу жителей также прогнозируется в двух вариантах (+ прирост, - убыль): ______________________________________________________________ Периоды : Средний : В том числе : годовой :-------------------- : прирост :естествен-:механи- : населения :ная убыль :ческий : : :прирост ______________________________________________________________ Отчет за 1994-1995 годы +2,1 -11,5 +13,6 Оценка на 1996-2000 годы +1,1 -10,8 +11,9 Оценка на 2001-2005 годы +2,3-+5,9 -8,9-(-)7,6 +11,2-+13,5 Оценка на 2006 год - +2,6-+11,6 -5,5-(-)3,8 +8,1-+15,4 расчетный срок _______________________________________________________________ Исходя из приведенного выше демографического прогноза, динамика численности населения по Ленинградской области в целом в вариантах характеризуется следующими величинами : ______________________________________________________________________ Годы : I вариант (минимальный) : II вариант (максимальный) :---------------------------------------------------------- :Населе- :Прирост (+), :Население,:Прирост (+), :ние, :убыль (-) :тыс.чел. :убыль (-) :тыс.чел.:населения,тыс. : :населения,тыс.чел. : :чел. : : : :------------------ : :-------------------- : :всего:в том чис- : :всего:в том числе : : :ле за счет : : :за счет : : :------------ : : :-------------- : : :естест-:меха- : : :естест-:меха- : : :венного:ничес-: : :венного:ничес- : : :движе- :ского : : :движе- :кого : : :ния :дви- : : :ния :дви- : : : :жения : : : :жения _____________________________________________________________________ на начало 1675,9 1675,9 1996 года +9,1 -90,9 +100 +9,1 -90,9 +100 на начало 1685 1685 2001 года +20 -75 +95 +50 -65 +115 на начало 1705 1735 2006 года +45 -95 +140 +215 -70 +285 Расчетный 1750 1950 срок _____________________________________________________________________ Первый вариант (минимальный) - представляется более реальным: численность населения в Ленинградской области к 2006 году стабилизируется с небольшим увеличением, а затем постепенно будет увеличиваться. Величина естественной убыли сократится в два раза, в основном за счет роста рождаемости. Отрицательный баланс естественного движения населения будет покрываться за счет более высокого положительного показателя механического движения. Второй вариант (максимальный) - основан прежде всего на том, что будут реализованы проекты строительства крупных портово-технологических комплексов и других объектов с одновременным строительством жилья, что привлечет в Ленинградскую область значительное количество мигрантов. При этом предполагается увеличение уровня рождаемости более высокими темпами и понижение показателя смертности. Одним из факторов повышения рождаемости явится то, что среди прибывающего населения будут преобладать лица в трудоспособном возрасте. Промышленность . Рекомендуется следующая концепция развития промышленности на территории Ленинградской области (возможно уточнение при завершении работы): - развитие промышленности необходимо ориентировать на восстановление и усиление внутрирегиональных связей и прежде всего - с Санкт-Петербургом; - сохранить сложившийся промышленный потенциал области с выделившимися приоритетными отраслями, имеющими экспортную направленность (электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, цветная металлургия, лесной комплекс); - в целях повышения эффективности использования сырьевых ресурсов области и расширения рынка сбыта продукции необходимы комплексное использование и углубленная переработка сырьевых ресурсов области (в первую очередь лесных) и расширение производства строительных материалов: щебня, кирпича, гипса, черепицы, газобетонных блоков, облицовочной плитки и тому подобных материалов на базе местных полезных ископаемых; - в машиностроении необходимо перепрофилирование значительного ряда производств на выпуск новой продукции, ускорение конверсии ряда предприятий военно-промышленного комплекса, создание высокотехнологических производств в содружестве с научно-техническим потенциалом Санкт-Петербурга и иностранными фирмами; - всяческая поддержка создания малых и средних предприятий частного бизнеса, особенно в периферийных районах области. Освоение полезных ископаемых на территории области. В связи с удорожанием транспортных услуг оказалась нерентабельной перевозка сырья и готовой продукции на большие расстояния и стала актуальной проблема поиска и освоения хотя и небольших по запасам месторождений, но расположенных вблизи от потребителя (вне зависимости от потенциальных возможностей функционирующих крупных предприятий). В связи с этим представляется своевременным рассмотреть вопрос (разработать технико-экономическое обоснование освоения ) следующих месторождений: - глинистого сырья (легкоплавких глин) в Выборгском районе (Бородинское и Кирилловское месторождения), Гатчинском районе (Вырицкое), Ломоносовском районе (Копорское, Речное-2), Волховском районе (Манихинское, Любаевское, Веретье), Лодейнопольском районе (Оятское) и других; - строительного и облицовочного камня в Выборгском районе (Сопка-92, Красновское, Кайпола, Островское, Любимовское, Ильинское, Ала -Носкуа), Приозерском районе (Приозерское), Гатчинском районе (Борисовское), Сланцевском районе (Печурки-2, восточный участок Ленинградского месторождения) и других. Актуальной представляется также проблема воссоздания на востоке области - в Подпорожском районе производств по добыче и переработке кварцитов (аналогов карельских шокшинских кварцитов) и других облицовочных и строительных камней. В настоящее время здесь разведаны и учтены балансом запасы кварцитов (Ровское месторождение), габбродиабазов (Шелейкинское и Онежское месторождения). Наличие старых карьеров, причальных сооружений, близость Свирской гидроэлектростанции являются благоприятными факторами в пользу освоения этих месторождений. На востоке области также возможна (в случае подтверждения прогнозных запасов и после проведения геологоразведочных работ) добыча песков для литейного и стекольного производства и огнеупорных глин. Пески могут добываться на Мягичевском участке в Лодейнопольском районе, где сырье по предварительным оценкам не уступает по качеству пескам Неболчинского месторождения в Новгородской области. Производство огнеупоров, керамических плиток и санитарно-технических изделий может быть организовано на Нижнеполуйцском участке (Тихвинский район, северное продолжение Явосемского месторождения бокситов). В Ленинградской области также возможно создание предприятий по добыче сырья для производства пигментов в районе поселка Копорье (Юрьевское и Копорское месторождения в Ломоносовском районе) и в Бокситогорском районе (отвалы вскрышных пород бокситовых месторождений). Кроме того, возможно использование минеральных отходов, образующихся при добыче и обогащении сланцев, фосфоритов, производстве строительного щебня и сoздание на их базе прoизвoдства местных стрoительных материалoв. Энергетика. . Эта отрасль должна развиваться с использованием как традиционных для Ленинградской области видов сырья, так и с привлечением новых - местных ресурсов. В ближайшие годы не ожидается появления реальной альтернативы атомной энергетике. Ввиду выработки ресурса времени оборудованием Ленинградской атомной электростанции необходима замена существующих реакторов новыми ядерными реакторами нового поколения, обладающими более совершенными системами безопасности. Возможно продолжение сооружения гидроаккумулирующей электростанции на реке Шапше (Подпорожский район), которое было заморожено из-за отсутствия финансирования. Ее сооружение могло бы принести значительную прибыль региону за счет передачи энергии Объединенной энергетической системе Северо-Запада России. Для более эффективного использования местных сырьевых ресурсов необходимо: - строительство энерготехнологического комплекса в городе Сланцы мощностью 4,5 миллиона тонн переработки в год (на первую очередь - 2,5 миллиона тонн); - для снижения объемов ввоза дорогостоящего топлива из других регионов рекомендуется развитие добычи торфа с использованием его в виде торфяных брикетов и кускового торфа (в настоящее время на тепловых электростанциях уголь и торф составляют лишь 3 процента от общего объема используемого топлива). Необходим комплекс мероприятий по замене морально и физически устаревшего оборудования на действующих тепловых и электрических станциях. Нефтеперерабатывающая промышленность . Развитие отрасли (представленной единственным предприятием - акционерным обществом "Киришинефтеоргсинтез") должно идти по пути более глубокой переработки нефти (в настоящее время она составляет около 50 процентов, в ведущих странах Запада - 90 процентов), выпуска высокомарочных бензинов Е-95, Е-98, более высокого использования мощностей по переработке нефти (в настоящее время используется лишь 55 процентов мощностей из-за недопоставок сырья). Приоритетность отрасли определяется высоким экспортным потенциалом, дающим основной валютный доход от промышленности области. Добыча и переработка сланцев. Ввиду неопределенной позиции эстонской стороны в вопросе импорта сланцев для их использования на своих электростанциях в перспективе, а также для более эффективного и выгодного использования собственных природных ресурсов необходима более глубокая переработка сланцев для получения газотурбинного, моторного топлива и топлива для коммунальных нужд, сланцевого масла, синтетических смол и другой продукции. Для этого необходимо строительство энерготехнологического комплекса. До 2000 года заключен договор о поставках сланцев в Эстонию в размере 2 миллиона тонн в год. Таким образом, вопрос о судьбе отрасли может быть решен положительно. Химическая промышленность. Ее развитие должно идти путем создания производств по выпуску новых видов продукции, являющихся в настоящее время дефицитными в регионе. В результате роста цен на минеральные удобрения сократился спрос на продукцию объединения "Фосфорит". На период адаптации требуется льготное кредитование. Необходимо увеличение производства серной кислоты. Необходимо перепрофилирование химических производств оборонной промышленности на заводе имени Морозова, заводе "Сокол" и других предприятиях. В поселке имени Морозова рекомендуется организация производства перекиси водорода мощностью 30 тысяч тонн в год в пересчете на 100 процентов перекиси (для обеспечения целлюлозно-бумажных комбинатов, очистки промышленных стоков, сельскохозяйственных и медицинских нужд). В городе Кириши рекомендуется строительство завода по производству пенополистирольных плит мощностью 70 тысяч кубических метров в год. В акционерном обществе "Киришинефтеоргсинтез" предполагается создание линии по производству стирального порошка на введенном в эксплуатацию в 1996 году заводе по выпуску основы для производства синтетических моющих средств. На базе электрической энергии Ленинградской атомной электростанции предлагается осуществить производство карбида кальция. Машиностроение . Дальнейшая судьба отрасли связана прежде всего с конверсией оборонной промышленности и переориентацией производств на выпуск продукции, пользующейся спросом. Требуется адаптация к новым условиям рынка таких предприятий, как "Гатчинсельмаш", Сосновоборский машиностроительный завод, завод "Трансмаш" (резкое сокращение спроса на сельскохозяйственные машины), а также предприятий военно-промышленного комплекса. Одной из приоритетных отраслей может быть транспортное машиностроение: в городе Тихвине намечается построить новое предприятие по модернизации пассажирских вагонов (временно оно будет базироваться на промышленных площадях завода "Трансмаш"), переориентировать завод "Трансмаш" на выпуск продукции для вагоностроения; организовать автобусостроение в Тосненском районе. Пока еще не решен вопрос о строительстве крупного судостроительно-судоремонтного завода в составе портово-производственного комплекса на берегу Финского залива. Сельское хозяйство. Перспективы развития сельского хозяйства в условиях рыночной экономики зависят как минимум от трех факторов: - наличия рынка сбыта; - конкурентоспособности (внутренней и внешней); - ресурсного потенциала. 1. Рынок сбыта. При наличии Санкт-Петербурга он неограничен. Даже в настоящее время, имея серьезные проблемы со сбытом продукции, сельскохозяйственные предприятия поставляют в Санкт-Петербург мяса более 70 процентов, молока - 65 процентов, яиц - 75 процентов, картофеля - 60 процентов и овощей - 90 процентов от общего производства сельхозпродукции с учетом личных подсобных и фермерских хозяйств. 2. Конкурентоспособность. Сократилось поступление продукции из государств - участников Содружества Независимых Государств. Себестоимость ряда основных продуктов в Ленинградской области ниже, чем в других районах России : среди 71 области и республик Ленинградская область по себестоимости овощей находится на 6-м месте, молока - на 17-м , говядины - на 22-м. Импорт сельхозпродукции, по расчетам НИИЭСХ НЗ РФ, будет иметь тенденцию к сокращению, так как в ряде стран, имеющих перепроизводство продукции, намечается сокращение государственных дотаций сельскому хозяйству , что вызовет сокращение производства. 3. Агроресурсный потенциал. В Ленинградской области он был создан самый мощный в Российской Федерации. Обеспеченность основными фондами в пять раз выше средней по России, 50 процентов пашни мелиорировано (по России - 7 процентов) , создан высокопродуктивный племенной скот , полная обеспеченность трудовыми ресурсами. Сохранение данного потенциала и восстановление уже потерянных позиций позволит сельскому хозяйству области стать основным производителем продовольствия для населения области и Санкт-Петербурга. Таким образом , область имеет все факторы для развития сельскохозяйственного производства. Основная задача сельского хозяйства Ленинградской области - полная обеспеченность населения области овощами местного ассортимента, картофелем , яйцом и цельномолочной продукцией. Для решения этой задачи рекомендуется следующее: развитие разных форм собственности , но преимущество должно быть отдано частной ; изменение структуры посевных площадей за счет увеличения удельного веса зерновых - фуражных культур до 20 процентов (против 8 процентов в 1995 году) ; производство комбикормов из собственного зерна ; развитие животноводства с учетом возможностей собственной кормовой базы; сохранение поголовья птицы на завозных кормах ; дотирование сельскохозяйственного производства на уровне 40-50 процентов общей стоимости затрат из федерального бюджета. Уровень дотации сельскому хозяйству в 24 развитых странах мира составляет 50 процентов затрат населения на продукты питания , а в Японии сельскому хозяйству дотируется 80 процентов затрат на производство продукции. Учитывая социально - экономическую ситуацию возможны следующие этапы развития сельскохозяйственного производства: первая очередь ( до 2000 года) - необходимо остановить дальнейшее развитие кризисных явлений , постепенная стабилизация производства ( на уровне 1994 года); вторая очередь - постепенное наращивание производства и приближение к основным показателям доперестроичного периода (1990 год). К концу расчетного срока - полное использование потенциальных возможностей территории области. Выполнение поставленных задач возможно при условии проведения следующих основных мероприятий : Завершение земельной реформы. Качественное улучшение существующих сельскохозяйственных угодий и эффективное их использование, восстановление заброшенных с 1990 года угодий: - современное состояние - 735 тысяч гектаров сельхозугодий; - первая очередь - 740 - 750 тысяч гектаров сельхозугодий, (восстановление 5-15 тысяч гектаров) - вторая очередь - 780 - 850 тысяч гектаров сельхозугодий (восстановление 40-100 тысяч гектаров). Развитие многообразных форм собственности. На первых порах необходимо сохранить существующие акционерные общества и совхозы как основных производителей сельскохозяйственной продукции (производят свыше 60 процентов всей продукции в денежном выражении). Создание малых и средних предприятий и значительное расширение частной собственности. В настоящее время личные подсобные хозяйства производят 40 процентов всей валовой продукции, хотя лишь 11 процентов из них имеют крупный рогатый скот , 20 процентов - свиней и 13 процентов - овец. Резервы здесь имеются. К расчетному сроку реально расширить частный сектор, где возможно произвести не менее 60 процентов всей валовой продукции сельского хозяйства. Фермерство - перспективная форма ведения хозяйства и развитие свое должно получить в основном за счет земель нерентабельных сельскохозяйственных предприятий. В отдаленных северо - восточных районах , не имеющих близкого рынка сбыта, рекомендуется наряду с сельскохозяйственным производством заниматься побочным промыслом (лесозаготовки, охотничье хозяйство и тому подобные виды деятельности). Основными районами активного развития фермерства также , как и сейчас, останутся районы, имеющие надежные транспортные связи с Санкт-Петербургом, - Выборгский , Ломоносовский , Всеволожский , Лужский , Волховский , Кингисеппский , Кировский, Тосненский. Развитие приоритетных направлений сельского хозяйства, ориентация на собственный ресурсный потенциал. Производство овощей, картофеля и зерна в условиях Ленинградской области прибыльно. Овощами местного ассортимента население области обеспечено уже в настоящее время. Кроме того, 35 процентов произведенных овощей в 1995 году было вывезено в Санкт-Петербург. При сохранении посевных площадей на современном уровне (8 тысяч гектаров), за счет роста урожайности (до 350 центнеров с гектара) валовое производство овощей может составить 280 тысяч тонн против 209 тысяч тонн в 1995 году. Картофелем население области также, как и сейчас, будет обеспечено полностью, кроме того, можно будет реализовать населению Санкт-Петербурга порядка 150-200 тысяч тонн ( при сохранении посевной площади практически на современном уровне 55 тысяч гектаров и урожайности 145-150 центнеров с гектара). Необходимо возродить, учитывая природные условия Ленинградской области, производство зерна на фураж и производство озимой ржи, что позволит резко сократить завозные концентрированные корма, цены на которые в 2-3 раза превышают цены реализации продукции. Реально увеличить посевные площади зерновых до 100-110 тысяч гектаров (против 30 тысяч гектаров в 1995 году), что составит около 20 процентов всех посевных площадей. При росте урожайности до 25 центнеров с гектара область может произвести 200-250 тысяч тонн зерна. Необходимо отметить, что производство зерна даже в современных условиях является прибыльным (в целом по области уровень рентабельности + 24 процента, убыточно оно только в Лодейнопольском и Тихвинском районах). Таким образом, будет создана возможность развития животноводства и, в первую очередь молочного, полностью на собственных кормах. То есть развитие животноводства должно быть ориентировано на кормовые ресурсы области (завозить концентрированные корма должны только для птицеводства). Поголовье коров возможно увеличить со 160 тысяч голов в настоящее время до 200 - 250 тысяч голов к расчетному сроку. Удой на одну корову возможно довести до 3500-4000 килограммов. Валовое производство молока составит при этом 800-1000 тысяч тонн, что обеспечит цельным молоком и молочно- кислыми продуктами полностью население области и на 90 процентов потребности населения Санкт-Петербурга. Таким образом, приоритетными отраслями рекомендуются зерновое хозяйство и молочное животноводство. Поголовье крупного рогатого скота на откорме будет приниматься в расчет только как сопряженная продукция. Свинопоголовье останется практически на современном уровне 280-300 тысяч голов, из которых 60 процентов будет в личных подсобных хозяйствах. Поголовье свиней в общественном секторе определилось возможностями кормовой базы и потребностью населения области в парной свинине. Поголовье птицы останется на современном уровне- 12 миллионов голов и обеспечит население полностью яйцом и на 50 процентов мясом птицы. Транспорт. Изменившаяся геополитическая ситуация в стране повысила федеральные интересы к территории Ленинградской области в сфере взаимодействия России и Запада, в частности в прибрежной зоне Финского залива. Анализ состояния сложившейся магистральной транспортной сети Ленинградской области показал, что в части обеспечения связей федерального (международного и регионального) уровня она свои возможности исчерпала (железные дороги имеют однопутные участки и тепловую тягу на значительном протяжении, а 60 процентов автомобильных дорог исчерпали свою пропускную способность). Будущее развитие магистральной транспортной сети на территории области в первую очередь связано со строительством портовых комплексов на побережье Финского залива. В случае осуществления строительства всех портовых комплексов (Усть-Луга, бухта Батарейная, Приморск), а также строительства морских терминалов в Вистино (Лужская губа) и Высоцке, транспортная сеть должна претерпеть значительную трансформацию в части организации подходов к этим объектам, обеспечивающим внешнеэкономические связи. Существенной реконструкции должны быть подвергнуты транспортные коммуникации, обеспечивающие подходы к таможенным пунктам на государственной границе (Ивангород, Лужайка, Торфяновка, Брусничное, Светогорск). 1. На Карельском перешейке реализация полной транспортной программы к расчетному сроку предусматривает следующие мероприятия: по железнодорожному транспорту: - усиление железнодорожного участка Санкт-Петербург-Выборг- Госграница для обеспечения эксплуатации пассажирских поездов со скоростью 200 километров в час, при этом в случае необходимости на участке Выборг - Госграница возможно строительство второго главного пути и электрификация; - строительство второго главного пути на участке Ушково-Приморск - Выборг с его электрификацией; - усиление железнодорожного участка Выборг - Хийтола с подходом к Светогорску (строительство второго главного пути); - продление однопутного участка Выборг - Житково до железнодорожной линии Санкт-Петербург - Сосново - Приозерск с его электрификацией. по автомобильному транспорту: - реконструкция автодороги "Скандинавия" по первой технической категории со строительством обхода города Выборга и подходов к таможенному переходу "Брусничное" ; - строительство новой автодороги Санкт-Петербург - Выборг вдоль побережья Финского залива ; - создание прямолинейной автомобильной связи между Выборгским комплексным транспортным узлом и Республикой Карелия вдоль трассы железнодорожной линии Выборг - Хийтола. Это потребует реконструкции существующей автодороги Выборг - Приозерск на участке Выборг - Каменногорск - Бородинское и строительства нового участка Бородинское - Хийтола второй технической категории; - усиление автомобильной связи Санкт-Петербурга с Республикой Карелия возможно в двух вариантах: по автодороге Санкт-Петербург - Приозерск - Сортавала или по трассе Огоньки - Среднегорье - Бородинское - Хийтола, составленной участками существующих и новых автодорог второй категории . Учитывая, что автодорога Санкт-Петербург - Сортавала проходит через территории, насыщенные дачными и садоводческими массивами, для осуществления связи с Республикой Карелия второй вариант предпочтительней, однако, для окончательного выбора требуется разработка технико-эномического обоснования. по морскому транспорту: - строительство морского порта в районе города Приморска с учетом исключения отрицательного воздействия на уникальный природный комплекс Карельского перешейка; - строительство терминала для лесных и контейнерных грузов в городе Высоцке; - модернизация порта в городе Выборге; - организация паромной линии Выборг - Калининград. 2. На южном побережье Финского залива реализация полной транспортной программы к расчетному сроку включает в себя следующие мероприятия: по железнодорожному транспорту: - усиление железнодорожных участков Тосно - Гатчина - Веймарн - Ивангород, Ораниенбаум - Калище - Котлы, Веймарн - Котлы - Усть-Луга (строительство вторых главных путей и электрификация); - строительство подходов к терминалу Вистино и комплексу в бухте Батарейная в обход города Сосновый Бор; - для подхода к портовым комплексам из южных и центральных районов Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств минуя загруженный Санкт-Петербургский железнодорожный узел, необходимо: строительство нового двухпутного электрифицированного участка Луга-Веймарн; - строительство второго главного пути на участке Батецкий - Луга с его электрификацией; усиление железнодорожного участка Мга - Кириши - Неболчи - Сонково за счет строительства второго главного пути и электрификации; продление железнодорожной ветки Тосно - Шапки до Сонковской линии. по автомобильному транспорту: - обслуживание новых портовых комплексов и нового таможенного терминала в Ивангороде будет осуществляться по новой автодороге первой технической категории, проложенной параллельно существующей автодороге Петродворец - Кейкино, но более приближенной к побережью и проходящей вне населенных пунктов; - строительство подхода к терминалу Вистино от федеральной дороги Санкт-Петербург - Псков (от обхода города Луги); по трассе подхода могут быть использованы участки существующих дорог со строительством нового участка Большой Сабск - Веймарн по второй технической категории. по морскому транспорту: - строительство порта в Усть-Луге; - строительство терминала и судостроительного завода в Вистино; - строительство порта в бухте Батарейная; - создание базы для плавания судов "река - море" в Лужской губе. 3. Мероприятия, не связанные с созданием портовых комплексов в Финском заливе, предусматривают к расчетному сроку: - строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва и скоростной автодороги первой технической категории Санкт-Петербург - Новгород - Москва; - строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга с транспортными развязками по ее трассе. Строительство кольцевой автодороги в настоящее время является первоочередным насущным мероприятием транспортного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области, однако его полное осуществление может быть отдалено из-за целого ряда трудноразрешимых проблем, возникающих при прохождении ее трассы по территории Всеволожского района, а также из-за строительства моста через реку Неву в районе Кривого Колена. На период до полного осуществления строительства кольцевой дороги рекомендуется использовать недавно включенную в титул федеральных автодорог /приказ от 29 февраля 1995 года N 294/ существующую трассу магистральной автодороги Большая Ижора-Черемыкино-Гатчина-Мга-Кировск-Борисова Грива-Матокса-Огоньки с реконструкцией моста через реку Неву и подходов к нему в Марьино . Следует отметить, что на эту магистральную дорогу возможен выход с дамбы, таким образом организация движения по ней может начаться значительно раньше, чем это осуществится по кольцевой автодороге. По окончании строительства кольцевой автодороги она могла бы рассматриваться как платная трасса; - строительство новой железнодорожной линии Подпорожье - Вытегра с выходом в Архангельскую область; - создание автодорожного выхода на Петрозаводск от Подпорожья; - строительство автодороги второй технической категории Санкт-Петербург-Кириши-Будогощь с выходом в центральные районы Поволжья, которая также обеспечит прямую связь Киришского района с Санкт-Петербургом. Помимо магистральных путей сообщения значительное развитие должен получить транспортный комплекс Ленинградской области в части возникновения грузовых терминалов, перегрузочных комплексов: "Пулков Транзит Парк" в Ломоносовском районе, на обходной автодороге города Выборга, в районе города Всеволожска. Принимая во внимание наличие единственной на территории области железнодорожной сортировочной станции и учитывая, что 80 процентов грузов, предназначаемых для области, перегружается в Санкт-Петербургском железнодорожном узле необходимо создание новых сортировочных железнодорожных станций либо в железнодорожном узле Веймарн, либо в районе станции Малукса. Первоочередные мероприятия по развитию транспортного комплекса Ленинградской области: - реконструкция магистральной федеральной автодороги Большая Ижора- Черемыкино-Гатчина-Мга-Кировск-Борисова Грива-Матокса-Огоньки; - окончание строительства автомобильных обходов городов Кингисеппа, Тихвина, Пикалево, Тосно; - строительство обходных дорог вокруг городов Выборга и Луги; - обеспечение железнодорожными и автомобильными подходами развивающихся терминалов в городе Высоцке, бухте Батарейная и Вистино; - комплексное решение по специализации и развитию аэропортов гражданской авиации "Ржевка" и "Вещево" совместно с комплексом аэропорта "Пулково"; - начало реализации программы по развитию автосервиса; - модернизация (капитальный ремонт и реконструкция) существующих магистральных путей сообщения. Туризм, санаторно-курортное лечение и отдых . Ленинградская область обладает значительным природным потенциалом для развития экологобезопасной отрасли - туризм, санаторное лечение и отдых. Наиболее благоприятные условия для организации санаторно-курортного лечения имеют: - территории северного побережья Финского залива - в продолжении Курортного района Санкт-Петербурга. Мягкий морской климат, лечебные грязи озер Гладышевское, Красавица и Пухтоловское, песчаные пляжи Финского залива, наличие учреждений лечебного профиля и удобная транспортная связь с Санкт-Петербургом создают предпосылки для санаторно-курортной зоны федерального уровня; - южная часть Лужского района, имеющая курортологические ресурсы, рекомендуется для формирования курортной зоны регионального значения; - очень перспективны для освоения месторождения минеральных вод в пригородных районах - железистые воды во Всеволожском районе и радоновые источники в Ломоносовском районе, на базе которых возможно строительство пригородных здравниц. Ленинградская область обладает уникальным историко-культурным потенциалом, который еще слабо включен в систему туристких маршрутов, притягиваемых Санкт-Петербургом. Уникальное географическое положение области между Скандинавией, Балтией и внутренними районами России создает чрезвычайно благоприятные условия для развития туризма как международного, так и местного уровня. Основная форма иностранного туризма (как сейчас, так и в перспективе) - экскурсионный туризм, однако область имеет определенные предпосылки для развития спортивного и лечебного туризма, особенно в сочетании с экскурсионным. Ряд крупных фирм и зарубежных компаний можно заинтересовать идеей создания маршрута "Голубое кольцо" из Западной Европы через Ленинградский регион, Карелию, Кольский полуостров в Скандинавию. Можно рекомендовать остров Гогланд для развития яхтинга между европейскими странами и Россией, в частности, с Санкт-Петербургом. Возможна организация туристских маршрутов по рекам и озерам Ленинградской области, а также экзотический туризм - охота, рыбалка, фольклорные фестивали. Весьма перспективен для области деловой туризм. Однако требуются значительные капитальные вложения для создания этой отрасли и поэтому необходима разработка технико-экономического обоснования и обеспечения реализации программы развития туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Ленинградской области. Социальная сфера . Развитие социальной сферы в основном зависит от стабилизации и роста доходных отраслей экономики области, и в первую очередь, от развития промышленности и сельского хозяйства. В случае реализации концепции развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и создания новой отрасли туризма, санаторно- курортного лечения и отдыха на территории Ленинградской области можно ожидать следующие темпы роста основных отраслей социальной сферы: Жилищное строительство. При определении возможного объема ввода жилья на перспективу были приняты тенденции, заложенные в программе "Прогноз жилищного строительства в 1996 году на территории Ленинградской области" и "Основных направлениях нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище" (одобренные Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431). Возможны два варианта темпов жилищного строительства: минимальный и максимальный при следующих тенденциях увеличения среднегодового объема ввода жилья по сравнению с предыдущим периодом: 1996-2000 годы в 1,08-1,19 раза по сравнению с 1991-1995 годами; 2001-2005 годы в 1,20-1,36 раза по сравнению с 1996-2000 годами; 2006 год - расчетный срок - в 1,20- 1,36 раза по сравнению с 2001-2005 годами. Таким образом объем жилищного строительства по вариантам оценивается следующими величинами: _____________________________________________________________ Периоды : Среднегодовой : Объем жилищного : объем ввода : строительства за : жилья, : период, : тыс.кв.м : тыс.кв.м ______________________________________________________________ 1991-1995 годы (отчет) 463 2,3 1996-2000 годы (оценка) 500-550 2,5-2,75 2001-2005 (оценка) 600-750 3,0-3,75 2006 год расчетный срок 720-1030 7,2-10,3 (оценка, условно до 2010-2015 годов) ______________________________________________________________ В случае реализации приведенных выше прогнозов жилищного строительства, жилищная обеспеченность по вариантам будет следующей (квадратных метров на одного человека): ______________________________________________________________ Годы : По минимальному ва-:По максимальному : рианту прогноза :варианту прогноза : численности насе- :численности насе- : ления :ления _______________________________________________________________ Отчет на начало 1996 года 20,2 20,2 Оценка на начало 2001 года 21,5-21,7 21,5-21,7 Оценка на начало 2006 года 23,2-23,6 22,7-23,1 расчетный срок 26,6-28,3 23,8-25,4 ________________________________________________________________ Из общего прогнозируемого объема жилищного строительства в период 1996-2000 годов около 15 процентов ввода жилья рекомендуется за счет окончания незавершенного строительства, приостановленного из-за недостатка инвестиций. Основными источниками финансирования жилищного строительства должны быть внебюджетные средства (средства граждан, банковские кредиты, жилищные сертификаты, ипотечное кредитование, облигации жилищного займа и субсидии льготной категории граждан). В соответствии с "Основными направлениями нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", рекомендуется принять модульную координацию и унификацию строительных конструкций и изделий. С учетом ужесточения нормативов по теплоэффективности, изменения системы оплаты жилья и коммунальных услуг, роста цен на традиционную строительную продукцию возможно развитие следующих видов жилых домов: - для индивидуального строительства - одноэтажные, мансардные, двухэтажные и трехэтажные дома на основе легких конструкций из древесины, мелкоштучных и других местных строительных материалов с эффективными утеплителями; - для кооперативного, коллективного и коммерческого строительства в зависимости от возможностей инвесторов и зон городов, в которых осуществляется строительство малоэтажные сблокированные жилые дома до четырех этажей, секционные различной этажности и различных эффективных строительных систем (на первом этапе на базе конструкций панельного домостроения); - для социального жилищного строительства - дома различных эффективных строительных систем и этажности, в том числе с применением индустриальных деталей панельного домостроения, эффективными многослойными наружными конструкциями. Предварительные объемы основных объектов обслуживания. По предварительным расчетам, для обеспечения нормативного уровня стационарного обслуживания необходимо вводить в строй в среднем за год 500-700 койко-мест, для ликвидации двухсменного обучения и обеспечения современного уровня образования необходимо строить в среднем за год не менее 4-5 тысяч мест. Социальное обеспечение. Рекомендуются следующие основные направления развития учреждений социального обеспечения в Ленинградской области: создание полноценной сети учреждений социального обеспечения всех профилей, максимальное приближение их к местам проживания, строительство в первую очередь интернатов для престарелых небольшой емкости (100-150 мест),в том числе в сельской местности на 10-30 мест; улучшение условий проживания в существующих интернатах, их разгрузка с доведением палатной площади до нормативной; создание при интернатах лечебно-трудовых мастерских, полного комплекса помещений для культурно-оздоровительной работы в целях обеспечения необходимой среды жизнедеятельности; внедрение новых форм социального обслуживания - отделений временного пребывания, платных пансионатов; строительство специальных жилых домов с комплексом бытовых услуг для ветеранов войны, труда и одиноких пенсионеров и инвалидов; значительное увеличение отделений социальной помощи нестационарных форм обслуживания и расширения круга оказываемых ими услуг с использованием существующего фонда. VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Анализ современного экологического состояния свидетельствует, что не смотря на снижение техногенного воздействия и некоторую стабилизацию экологической обстановки в Ленинградской области сохраняются ореолы напряженной ситуации, основные из которых: - промышленно развитые центры (города Выборг, Волхов, Гатчина, Кириши, Сланцы, Светогорск, Бокситогорск, Сясьстрой), и территории, расположенные в зоне влияния Санкт-Петербурга; - районы высокой рекреационной (Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Лужский, Кировский, Тосненский) и сельскохозяйственной освоенности (Волосовский, Кингисеппский, Гатчинский и другие районы), в которых отмечаются деградация почвенно-растительного покрова, высокий уровень загрязнения(бактериального и химического) почв, поверхностных и подземных вод, сокращение численности и видового состава фауны, флоры; - прибрежные зоны Финского залива и Ладожского озера и так далее. Основной проблемой по-прежнему остается снижение уровня отрицательного воздействия на природные экосистемы. Решение этой проблемы включает следующие основные направления: - размещение производств с учетом экологического фактора и приведение структуры размещения производительных сил в соответствие с наличием природных, трудовых и энергетических ресурсов; - мониторинг на территории, подвергшейся воздействию чернобыльской катастрофы ( Волосовский, Кингисеппский, Лужский районы) и за объктами, относящимися к категории экологически опасных (Ленинградская атомная электростанция, предриятия химической промышленности и другие); - замена реакторов атомной станции на экологически безопасные; - продолжение работ по эколого-геохимическому обследованию городов, выявлению природных и техногенных источников ионизирующего излучения и разработка мероприятий по уменьшению воздействия их на население; - разработка и реализация программы утилизации и захоронения промышленных и бытовых отходов , строительство завода по переработке отходов на полигоне "Красный Бор", проектирование и строительство регионального хранилища радиоактивных отходов; - снижение выбросов в атмосферный бассейн диоксидов серы и азота от предприятий теплоэнергетики; - сокращение потребления озоноопасных соединений; - ликвидация выпусков неочищенных сточных вод в водные объекты ( от предприятий целлюлозно-бумажной промышленностиСясьский и Светогорский комбинаты, коммунального хозяйства - городов Выборга и Приморска, Волховского алюминиевого завода, предприятий Минобороны России и других); - очистка сточных вод до нормативных показателей на существующих очистных сооружениях за счет реконструкции и модернизации существующих очистных сооружений для перевода их работы в режим денитрификации - более полному изъятию из сточных вод биогенных веществ - фосфора и азота, завершение строительства законсервированных очистных сооружений в городах Кировске, Луге , Отрадное, Подпорожье; - строительство дополнительно к комплексу сооружений механической очистки блока биологической очистки в поселках Большая Ижора, Лебяжье, Свирьстрой; - строительство канализационных систем с сооружениями биологической очистки в городе Высоцке и поселке Свирица; - увеличение охвата сельских населенных пунктов канализационными системами, и в первую очередь центров волостей; - решение проблемы утилизации иловых осадков очистных сооружений; - решение проблемы экологической безопасности гальванического производства (в целях исключения поступления в природную среду ионов тяжелых металлов); - очистка ливневых и талых вод с территорий населенных пунктов и промышленных предприятий; - изменение технологических циклов применения агрохимикатов, внедрение биологических методов борьбы с болезнями растений и сорняками; - разработка проекта водоохранной зоны Финского залива и реализация программы экологического обустройства Ладожского озера и других рек и озер; - расширение сети природоохранных территорий(в настоящее время их площадь занимает менее 2 процентов территории Ленинградской области при норме не менее 10 процентов) ; - разработка региональных нормативов качества природных сред с учетом специфичных природных условий- пониженная теплообеспеченность региона, характер подстилающей поверхности, обуславливающие замедленные процессы самоочищения почв и природных вод; - повышенное содержание в почвах(район Колпино-Усть-Ижора, город Волхов) и поверхностных водах специфических веществ природного происхождения( железа, меди, цинка и других ионов тяжелых металлов, фенолов ), низкая минерализация поверхностных вод на большей части территории области и так далее; - обеспечение выполнения международных конвенций и межправительственных договоров (Базельская, Рамсарская и других конвенций) в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, направленных на снижение поступления загрязняющих веществ ( биогенных веществ и тяжелых металлов) в Балтийское море, снижение поступления в воздушную среду сернистого ангидрида от предприятий теплоэнергетики в городах Кириши, Сланцы, Луга и других, сохранение водно-болотных угодий - традиционных мест отдыха и кормежки перелетных птиц (юго-западное и северное побережье Финского залива, побережье Ладожского озера, озер Вуоксинской озерно-речной системы, ряда крупных озер Лужского, Ломоносовского, Лодейнопольского и Подпорожского районов); - разработка экономического механизма охраны окружающей среды (планирование и финансирование природоохранных мероприятий, разработка налоговой политики, платы за пользование ресурсами, лицензирование природопользования); - совершенствование системы мониторинга для информационного обеспечения природоохранной практики. Основная часть природоохранных мероприятий входит в состав государственных целевых программ("Экологически чистая энергетика", "Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО)", "Сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы", "Снижение уровней облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников (РАДОН)", "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов", "Оздоровление экологической обстановки Балтийского моря" и других), финансируемых за счет средств федерального бюджета. Работа над Концепцией продолжается. Срок выпуска работы - четвертый квартал 1996 года, автоматизированного варианта Концепции - первый квартал 1997 года. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|