Расширенный поиск

Постановление Губернатора Ленинградской области от 08.09.1998 № 267-пг

 

                      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА

                        ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

     от 8 сентября 1998 года N 267-пг


     О создании системы сейсмометрического
     контроля параметров техногенных взрывов
     на территории Ленинградской области


     В целях   обеспечения   оперативного   контроля   за  параметрами
техногенных взрывов на карьерах горнорудных предприятий, расположенных
вблизи  поселений  Ленинградской  области,  и учитывая согласие службы
специального контроля Министерства  обороны  Российской  Федерации  об
оказании  Правительству  Ленинградской  области  технической  помощи в
осуществлении такого контроля, п о с т а н о в л я ю:
     1. Привлечь   на   договорной   основе   к  выполнению  работ  по
постоянному сейсмометрическому контролю параметров техногенных взрывов
на   территории   Ленинградской   области   войсковую  часть  26154  и
специальное проектно-конструкторское бюро "Импульс".
     2. Утвердить   прилагаемую  Программу  разработки  и  обеспечения
системы  контроля  параметров  техногенных   взрывов   на   территории
Ленинградской области.
     3. Определить заказчиком  по  выполнению  работ,  предусмотренных
утвержденной   Программой,   государственное   унитарное   предприятие
"Леноблжилкомхоз".
     4. Ежегодное финансирование работ,  связанных с сейсмометрическим
контролем,  осуществлять за счет средств областного бюджета по  статье
"Предупреждение  и  ликвидация  последствий  чрезвычайных  ситуаций  и
стихийных бедствий".
     Комитету финансов  выделить  на  эти цели в текущем году 30 тысяч
рублей.
     5. Предложить  Главному управлению по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям  Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  и
Управлению  Северо-Западного  округа Госгортехнадзора России оказывать
войсковой части 26154 и  специальному  проектно-конструкторскому  бюро
"Импульс"  помощь  и  содействие  в  осуществлении  возложенных на них
контрольных функций.
     6. Контроль  за  выполнением  постановления  возложить на первого
вице-губернатора  Ленинградской  области   по   управлению   областным
хозяйством Соколова Ю.В.


     Губернатор
     Ленинградской области          В.Густов


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                            постановлением Губернатора
                                                 Ленинградской области
                                      от 8 сентября 1998 года N 267-пг
                                                          (приложение)


                              ПРОГРАММА

              РАЗРАБОТКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ  СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
            ПАРАМЕТРОВ ТЕХНОГЕННЫХ  ВЗРЫВОВ НА ТЕРРИТОРИИ
                        ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

                            Содержание

     Общая часть ....................................................3
1. Цель создания и задачи центра сейсмометрического контроля........ 3

2. Организационно-штатная структура и полномочия центра
   сейсмометрического контроля ..................................... 4

3. Порядок проведения контроля ..................................... 5
3.1. Подготовительный этап ......................................... 5
3.2. Калибровка измерительной аппаратуры ........................... 5
3.3. Работа в режиме оперативного контроля ......................... 6

4. Роль и задачи органов местного самоуправления муниципальных
   образований ..................................................... 6

5. Источники финансирования ........................................ 7
6. Ожидаемый эффект от внедрения системы контроля .................. 7

Приложение 1. Письмо первого вице-губернатора Ленинградской
              области по управлению областным  хозяйством .......... 9

Приложение 2. Совместное решение начальника службы специального
              контроля Министерства  обороны Российской Федерации
              и первого вице-губернатора Ленинградской области по
              управлению областным хозяйством  .................... 10

                             Общая часть

     Опыт проектирования,   строительства   и   эксплуатации  объектов
строительного комплекса Ленинградской области,  расположенных в  зонах
влияния  техногенных  взрывов,  и  анализ  материалов  их технического
обследования  однозначно  свидетельствуют   о   значительном   влиянии
взрывных  воздействий  на  прогрессирующий  рост  повреждений зданий и
сооружений.
     В условиях  несовершенства  нормативно-технической документации в
строительстве и снижения производственно-технологической дисциплины на
горнодобывающих   предприятиях   существенное  повышение  безопасности
функционирования строительных объектов может  быть  достигнуто  только
путем  установления  научно  обоснованных предельно допустимых уровней
воздействия и постоянного контроля за их соблюдением.
     Принимая во  внимание наличие на территории Ленинградской области
более  тридцати  предприятий,  производящих  взрывные  работы,  и   их
значительную  разбросанность,  решение этих задач может быть выполнено
только с помощью единой системы регистрации и идентификации взрывов  с
оперативным анализом возможных последствий.
     Учитывая высокую стоимость современной аппаратуры  мониторинга  и
отсутствие    у    большинства    общегражданских   учреждений   опыта
взрыво-технической  экспертизы,  в  указанных   целях   предполагается
использовать  существующий  научно-технический  потенциал Министерства
обороны  Российской  Федерации  с  привлечением  службы   специального
контроля и военного инженерно-строительного ведомства. Объединением их
усилий на базе Специального проектно-конструкторского  бюро  "Импульс"
(далее   -   СПКБ   "Импульс")   предусматривается   создание   центра
сейсмометрического контроля и оперативной диагностики (далее - Центр),
способного  на современном уровне решать задачи повышение устойчивости
функционирования объектов строительного комплекса в зонах  техногенных
взрывов.

     1. Цель создания и задачи центра сейсмометрического контроля

     Исходя из   сложившегося  на  20  марта  1998  года  технического
состояния зданий и сооружений в зонах влияния техногенных  взрывов,  а
также  производственной активности предприятий,  производящих взрывные
работы,  целью  создания  Центра  является  обеспечение  контроля   за
интенсивностью  техногенных  взрывов  путем  регистрации,  обработки и
анализа параметров сейсмических  и  воздушно-ударных  волн  с  оценкой
уровней  воздействий  на  охраняемые  объекты.  В  случаях  превышения
допустимых уровней  воздействий  или  резкого  ухудшения  технического
состояния   охраняемых   объектов   Центр  участвует  в  расследовании
обстоятельств происшествия.
     При необходимости  СПКБ  "Импульс"  может  быть  также  выполнено
оперативное обследование поврежденных  объектов  и  проектирования  их
усиления или восстановления.

             Задачи центра сейсмометрического контроля :

     1) прием  и  регистрация  геофизических  сигналов  техногенного и
природного происхождения;
     2) идентификация техногенных взрывов, произведенных на территории
Ленинградской области;
     3) определение      фактических      параметров     сейсмических,
воздушно-ударных и акустических волн в пункте слежения;
     4) расчет  скоростей  колебаний  грунта  и  избыточного  давления
воздуха в контрольных точках охраняемых объектов;
     5) сравнение расчетных и предельно допустимых уровней воздействий
на объекты;
     6) оперативный  анализ  возможных последствий при сверхпредельных
воздействиях;
     7) систематизация,  обобщение и сравнение результатов контрольных
замеров и расчетов с фактическим состоянием охраняемых объектов;
     8) расчет   и   обоснование   требований   по   снижению  уровней
воздействий на охраняемые объекты;
     9) ежемесячный   доклад  первому  вице-губернатору  Ленинградской
области   по   управлению   областным   хозяйством    и    руководству
государственного    унитарного    предприятия    "Леноблжилкомхоз"   о
зарегистрированных  взрывах  с  указанием  даты,  времени,   места   и
предполагаемого уровня воздействий на охраняемые объекты;
     Примечание. В случае превышения уровня предельно допустимого
                 воздействия доклад о взрыве следует в течение 3-х
                 часов.
     10) участие  в расследованиях причин превышения уровней предельно
допустимых воздействий и оценке их последствий.

     2. Организационно-штатная структура и полномочия центра
                     сейсмометрического контроля

     Система контроля  параметров  техногенных  взрывов  на территории
Ленинградский области создается на основе совместного решения  первого
вице-губернатора  по  управлению  областным  хозяйством  и  начальника
службы специального контроля Министерства обороны Российской Федерации
от 26 февраля /12 марта 1998 года ( приложения 1 и 2 ).
     При этом    предполагается    объединение     научно-технического
потенциала  войсковой части 26154,  представляющей службу специального
контроля  Минобороны  России,  с  группой  оперативной  диагностики  и
взрыво-технической  экспертизы  СПКБ "Импульс" и создание на этой базе
центра сейсмометрического контроля. Для оперативного взаимодействия со
службой  специального  контроля  в  войсковой  части 26154 открывается
постоянное   представительства    СПКБ    "Импульс",    обеспечиваемое
необходимой техникой, оборудованием и средствами связи.
     Деятельность центра   на   территории    Ленинградской    области
согласуется  с  руководством  государственного  унитарного предприятия
"Леноблжилкомхоз".
     В установленных  законом  и  действующими  инструкциями  случаях,
деятельность центра должна также согласовываться с Главным управлением
внутренних    дел    Санкт-Петербурга    и    Ленинградской   области,
Северо-Западным  округом  Госгортехнадзора  России   и   командованием
Ленинградского военного округа.

     3. Порядок проведения контроля

     3.1 Подготовительный этап

     На подготовительном этапе уточняются районы производства взрывных
работ и организации-исполнители. Изучаются документы, регламентирующие
условия  безопасного  ведения  взрывных работ,  и выясняются проектные
предельно  допустимые  уровни  воздействий.  Определяются  особенности
формирования  и  распространения  в  данном  районе  сейсмо-взрывных и
воздушно-ударных волн.
     По договоренности  с владельцами зданий и сооружений производится
предварительное  техническое  обследование   объектов   с   уточнением
фактических  пределов допустимых уровней воздействий.  После анализа и
систематизации полученных материалов  выделяются  охраняемые  объекты,
подлежащие последующему контролю.
     В случае  невозможности  технического  обследования  объектов   в
качестве   предельно   допустимых   принимаются  уровни,  определенные
типовыми проектами производства буро-взрывных работ.

     3.2 Калибровка измерительной аппаратуры

     Для определения  масштабных  коэффициентов  и  уточнения  методик
расчета на этом этапе осуществляется статистическая обработка архивных
материалов с записями сигналов от техногенных взрывов, произведенных в
различных районах Ленинградской области за предыдущие годы.
     После идентификации   сигналов   различной    принадлежности    и
установления  характерной  каждому району работ графической траектории
производятся замеры фактических  параметров  взрывных  волн  по  линии
"эпицентр взрыва - охраняемый объект - пункт слежения".
     Перед каждым  калибровочным  взрывом   проверяется   соответствие
параметров   буро-взрывных   работ  утвержденным  типовым  проектам  и
заявленной мощности зарядов.

     3.3 Работа в режиме оперативного контроля

     Контроль за параметрами взрывов  осуществляется  круглосуточно  в
режиме,   соответствующем   распорядку   войсковой   части   26154   и
утвержденным методикам.

     4. Роль и задачи органов местного самоуправления
        муниципальных образований

     Принимая во внимание необходимость проведения на подготовительном
этапе значительного объема общих и инженерно-технических мероприятий в
районах,  подвергающихся  воздействиям техногенных взрывов,  на органы
местного самоуправления муниципальных образований возлагается оказание
центру  сейсмометрического  контроля  помощи  и  содействия с решением
следующих задач:
     1) предоставить СПКБ "Импульс" общие сведения о предприятиях всех
министерств и ведомств,  производящих взрывные работы  на  территориях
муниципальных  образований  и  оказать  содействие  в  ознакомлении  с
документацией, регламентирующей их безопасное выполнение;
     2) подготовить перечень материалов,  отражающих сейсмологическую,
инженерно-геологическую  и  топографическую  изученность  района.  При
наличии   на   территории  метеостанций  уточнить  их  возможности  по
определению скоростей и направлений ветровых потоков  в  разных  слоях
атмосферы и температурных градиентов воздуха;
     3) систематизировать имеющиеся сведения о  техническом  состоянии
зданий  и  сооружений  капитального  типа  с  указанием  адреса,  года
строительства,  конструкции стен и предполагаемой степени повреждения.
Предполагаемую  степень повреждения определить по упрощенной методике,
изложенной во Временных рекомендациях по  оценке  степени  повреждений
зданий и сооружений, расположенных в зонах влияния техногенных взрывов
(СПКБ "Импульс", С-Пб., 1998);
     4) на  основе анализа материалов согласно пунктам 1-3 совместно с
СПКБ "Импульс" определить радиусы зон возможного  влияния  техногенных
взрывов   на  окружающую  застройку  и  выделить  объекты,  подлежащие
последующему  постоянному   или   периодическому   наблюдению   центру
сейсмометрического контроля (охраняемые объекты);
     5) по  договору  с   проектными   или   научно-исследовательскими
учреждениями,  имеющими  опыт взрыво-технической экспертизы,  провести
техническое обследование охраняемых  объектов  и  уточнить  допустимые
уровни сейсмо-взрывных и воздушно-ударных воздействий;
     6) руководствуясь   действующими   нормативно   -    техническими
документами и "Временными рекомендациями по оценке степени повреждений
зданий и сооружений, расположенных в зонах влияния техногенных взрывов
(СПКБ   "Импульс",   С-Пб.,1998),  организовать  самостоятельный  учет
повреждаемости  элементов  зданий,  сооружений  и  инженерных   сетей,
расположенных в зонах влияния техногенных взрывов;
     7) в случаях внезапного ухудшения технического состояния зданий и
сооружений   (повреждения  оконных  стекол,  появления  новых  трещин,
разрыва  трубопроводов,  обрушения  конструкций  и   других   случаях)
непосредственно    после    взрыва    срочно    доложить    диспетчеру
государственного     унитарного     предприятия     "Леноблжилкомхоз"и
оперативному дежурному центра сейсмометрического контроля;
     8) на  период  проведения  калибровочных  и  контрольных  замеров
уровней   взрывных   воздействий   обеспечить   представителей  центра
сейсмометрического контроля транспортом и средствами связи;
     9) разработать с руководством СПКБ "Импульс" перечень оперативных
контрольно-ревизионных и инженерно-технических мероприятий реализуемых
в  случае  превышения  установленных  уровней  воздействий  и  резкого
ухудшения технического состояния охраняемых объектов.

     5. Источники финансирования

     Организация и  ведение  глобального   контроля   за   параметрами
техногенных   взрывов,   осуществляемых  на  территории  Ленинградской
области,  финансируются за счет средств областного бюджета. Заказчиком
работ     определено     государственное     унитарное     предприятие
"Леноблжилкомхоз".
     Обследования технического состояния охраняемых объектов,  текущие
замеры параметров колебаний зданий и  сооружений,  расчеты-обоснования
допустимых  уровней  воздействий  оплачиваются  владельцами  зданий  и
сооружений на договорной основе.

     Примерный уровень затрат по статьям расходов на 1998 год
                          ( тысяч рублей)

     1) оборудование отдельного канала приема и регистрации
        сигналов техногенного происхождения                    - 14,8
     2) оборудование помещения                                 -  2,1
     3) аренда средств связи                                   -  2,4
     4) непредвиденные расходы                                 -  2,8
     5) контрольные замеры на охраняемых объектах              - 12,4
     6) командировки                                           -  6,2
     7) заработная плата                                       - 18,0
        ИТОГО                                                  - 58,7

     6. Ожидаемый эффект от внедрения системы контроля

     Предполагаемое создание    системы    контроля   за   параметрами
техногенных взрывов является уникальным по своему масштабу не только в
российской,  но  и  в  мировой  практике.  Однако  в  связи  со слабой
научно-технической  изученностью   проблемы   поведения   строительных
конструкций  под действием часто повторяющихся взрывных нагрузок малой
интенсивности пока трудно предсказать  все  возможные  последствия  ее
реализации.   В   то   же   время   уже  сейчас  очевидны  возможности
положительных изменений в условиях  строительства  и  функционирования
зданий   и   сооружений,   повышений   долговечности   конструкций   и
безаварийности  их  эксплуатации  при  четком  определении   критериев
безопасности и поддержании их на требуемом уровне.
     Длительные наблюдения   за   развитием   имеющихся   дефектов   и
повреждений     в     строительных    конструкциях    под    действием
детерминированных  динамических  нагрузок  позволят  также   исключить
необоснованные  суждения,  завышающие  или занижающие степень реальной
опасности и уменьшить вероятность возможных аварий и катастроф.
     Уточнение фактических     запасов     несущей    способности    и
эксплуатационной  пригодности  конструкций,  функционирующих  в  зонах
техногенных  взрывов,  даст  возможность  скорректировать  нормативные
сроки  текущих  и  капитальных  ремонтов  и   правильно   распределить
остродефицитные финансовые и материальные ресурсы.
     Анализ и  систематизация  полученных  результатов   по   контролю
параметров   взрывов   и  наблюдению  за  поведением  конструкций  при
известных   уровнях   воздействий   позволят   восполнить   отсутствие
нормативно-технической документации по проектированию, строительству и
эксплуатации  объектов  строительного  комплекса  в  особых   условиях
техногенных воздействий.

                                                          Приложение 1
                                                       к Программе ...

                                                   Командиру войсковой
                                                           части 46179
                                                       Черепанову Ю.В.
                                                         Москва, К-160

                     Уважаемый Юрий Владимирович!

     В ряде   городов   и   поселков   Выборгского,   Приозерского   и
Сланцевского районов  Ленинградской  области,  расположенных  в  зонах
горнорудных карьеров, где добыча материалов ведется взрывным способом,
наблюдаются   сверхнормативные   деформации   зданий   и    инженерных
сооружений.
     По распоряжению  Правительства  Ленинградской  области  с   целью
выявления  причин  повреждения  жилых  домов  в  городе  Каменногорске
Выборгского района в 1977 году проведено их комплексное обследование и
выполнен  научно-исследовательский анализ влияния взрывных воздействий
на состояние  строительных  конструкций.  Установлено,  что  одной  из
причин   повышенных  деформаций  и  последующих  повреждений  является
нарушение предприятиями правил ведения взрывных работ.
     В этих условиях важнейшую роль приобретает создание на территории
области  постоянно  действующей  системы   контроля   за   параметрами
производственных  взрывов и слежения за их соответствием установленным
величинам.
     Правительство Ленинградской области просит силами подчиненной Вам
войсковой  части  26154  оказать  техническую  помощь   в   проведении
оперативной  регистрации  производственных  взрывов и идентификации их
параметров.
     На указанные цели в 1998 году предполагается выделить 25-30 тысяч
рублей.


     С уважением
     Первый вице-губернатор
     Ленинградской области
     по управлению областным
     хозяйством                       Ю.Соколов


                                                          Приложение 2
                                                       к Программе ...

     "УТВЕРЖДАЮ"                             "УТВЕРЖДАЮ"
     Начальник службы                        первый вице-губернатор
     специального контроля                   Ленинградской области
     Министерства обороны                    по управлению областным
     Российской Федерации                    хозяйством
                Ю.Черепанов                            Ю.Соколов
     26 февраля 1998 года                    "   " марта 1998 года


                               РЕШЕНИЕ

       о проведении совместных работ по регистрации техногенных
                 взрывов и определению их параметров

     Рассмотрев обращение   Правительства   Ленинградской  области  об
оказании технической помощи в осуществлении  контроля  за  параметрами
техногенных  взрывов,  проводимых  в карьерах горнорудных предприятий,
РЕШИЛИ:
     1. Службе специального контроля:
     1.1. Обеспечить обработку  и  анализ  по  согласованной  методике
силами  специалистов  в/ч 26154 зарегистрированных ранее и имеющихся в
данной воинской  части  записей  сигналов  от  техногенных  взрывов  и
представление   полученных   результатов  Правительству  Ленинградской
области.
     1.2. Осуществить   текущую  регистрацию  техническими  средствами
войсковой части 26154 сигналов от техногенных взрывов,  их обработку и
представление  результатов  в  центр  сейсмометрического контроля СПКБ
"Импульс" по согласованной программе и срокам.
     1.3. Проработать   вопрос   проведения   регистрации   в   городе
Каменногорске  параметров  сейсмических  и  акустических  сигналов  от
техногенных взрывов, накопления и автоматической передачи информации в
в/ч  26154  с  использованием  технических  средств,   изготавливаемых
предприятиями промышленности для ССК.
     2. СПКБ  "Импульс":
     2.1. Разработать совместно со специалистами в/ч 26154 программу и
методику выполнения  работ  по  пунктам  1.1  и  1.2.  Для  выполнения
совместных  работ  обеспечить  представление  в  в/ч  26154  данных по
техногенным взрывам.
     2.2. Разработать  комплекс  мероприятий по проведению регистрации
сигналов от калибровочных взрывов.
     2.3. Осуществить  привлечение  на  договорной основе необходимого
гражданского персонала в/ч 26154 для выполнения совместных работ.


     От службы специального                  От Правительства
     контроля Министерства                   Ленинградской области
     обороны Российской
     Федерации
                  М.Сазонов
                  А.Смирнов                            В.Хвалюк


Информация по документу
Читайте также