Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                    от 9 апреля 2016 г. N 637-р

                              МОСКВА


     1. Утвердить прилагаемую Концепцию преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации.
     2. Минобрнауки  России  утвердить  в  3-месячный   срок   план
мероприятий по реализации  Концепции  преподавания  русского  языка
и литературы в Российской Федерации.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                Д.Медведев
     __________________________


                                                УТВЕРЖДЕНА
                                        распоряжением Правительства
                                           Российской Федерации
                                        от 9 апреля 2016 г. N 637-р


                             КОНЦЕПЦИЯ
             преподавания русского языка и литературы
                      в Российской Федерации

                        I. Общие положения

     Настоящая Концепция представляет  собой  систему  взглядов  на
основные  проблемы,  базовые  принципы,  цели,  задачи  и  основные
направления  развития  системы  преподавания   русского   языка   и
литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные
программы  (далее -  образовательные  организации),  в   Российской
Федерации.

   II. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
                 в современной системе образования

     Русский язык как  государственный  язык  Российской  Федерации
является   стержнем,   вокруг   которого   формируется   российская
идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство
страны, а также фактором личной свободы гражданина,  обеспечивающим
возможность его  самореализации  в  условиях  многонационального  и
поликультурного государства.
     В  Российской  Федерации  как  многонациональном   государстве
русский  язык  является  языком  межнационального  общения,  языком
культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе
языковыми    средствами,     обеспечивающими     коммуникацию     в
образовательной деятельности, является  конкурентным  преимуществом
гражданина  при  получении   высшего   образования   и   построении
профессиональной траектории.
     Изучение русского языка и литературы  играет  ведущую  роль  в
процессах воспитания личности, развития ее нравственных  качеств  и
творческих способностей, в приобщении к отечественной и  зарубежной
культуре,  в  сохранении  и  развитии   национальных   традиций   и
исторической преемственности поколений.
     Литература -  это  культурный  символ  России,  высшая   форма
существования российской духовности и  языка.  Литература  в  школе
посредством  воздействия  на  эстетические  чувства  воспитывает  в
человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности  к
культуре,  народу  и  всему  человечеству.  На   основе   понимания
особенностей литературы как вида  искусства  возможны  плодотворное
освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной,
нравственной и воспитательной.
     В условиях  многонационального  государства  необходимо  также
изучение  выдающихся  произведений  литературы  народов  Российской
Федерации в переводах на русский язык.

                   III. Цели и задачи Концепции

     Целью  настоящей  Концепции  является   обеспечение   высокого
качества изучения и преподавания  русского  языка  и  литературы  в
образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами
населения и перспективными задачами развития российского общества и
экономики.
     Задачами развития системы  изучения  и  преподавания  русского
языка и литературы  в  образовательных  организациях  в  Российской
Федерации являются:
     модернизация  содержания  образовательных  программ   русского
языка  и  литературы  на  всех  уровнях   общего   образования   (с
обеспечением их преемственности), соответствующих учебных  изданий,
а  также  технологий  и  методик  преподавания  русского  языка   и
литературы;
     повышение качества  работы  преподавателей  русского  языка  и
литературы;
     развитие общедоступных  информационных  ресурсов,  необходимых
для  реализации  образовательных  программ,   в   том   числе   для
электронного  обучения,  инструментов  деятельности  обучающихся  и
педагогических работников;
     популяризация русского языка и литературы.

         IV. Проблемы изучения русского языка и литературы

     Многолетние традиции  системного  изучения  русского  языка  и
литературы в образовательных  организациях  (методические  подходы,
учебно-методические  комплексы,   научно-педагогические   школы   и
образовательные практики) представляют  собой  важнейший  потенциал
российской системы общего  образования.  Вместе  с  тем  существует
целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы  мотивационного,
содержательного  и  методического  характера,  а   также   кадровые
проблемы.

               1. Проблемы мотивационного характера

     В настоящее время заметно  снижение  мотивации  обучающихся  к
чтению.  Изменение  свойств  и  условий  существования  текстов,  с
которыми имеют  дело  дети  и  подростки  (электронные  носители  с
возможностями    нелинейного    представления    текста,    система
гиперссылок,   обилие   коротких   бытовых   текстов,   возникающих
сиюминутно в печатной форме и размывающих представление  об  особом
статусе  печатного  слова  и  др.),  увеличение  общего  количества
текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с  целым
рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят  к  тому,  что
традиционный,  линейно  разворачивающийся  книжный  текст  большого
объема  все  труднее  воспринимается  и  прочитывается  детьми.   В
некоторых  случаях  это  становится  серьезным   препятствием   для
освоения литературных произведений и почвой, на которой  расцветает
имитационная читательская деятельность (чтение кратких  пересказов,
использование готовых сочинений и рефератов и др.).
     Во многих случаях у обучающегося оказывается  несформированной
заинтересованность в  освоении  значительного  объема  произведений
русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.
     Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе
сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые  несет  в  себе
литература как вид искусства,  зачастую  входят  в  противоречие  с
прагматическими  ценностями,  выступающими   на   первый   план   в
повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.
     Фактически  литературное  образование  столкнулось  сегодня  с
серьезным вызовом - поиском внутренней  мотивации  для  привлечения
детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и  методик
для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так  и
с наиболее значительными произведениями современной литературы.

               2. Проблемы содержательного характера

     Содержание учебного предмета "Русский язык" не в  полной  мере
обеспечивает формирование коммуникативных компетенций  обучающихся.
Многие выпускники образовательных организаций недостаточно  владеют
навыками устной и письменной речи, нормами  русского  литературного
языка и речевого  этикета.  Овладение  теоретическими  знаниями  во
многих случаях оказывается изолированным от  умения  применять  эти
знания в практической речевой деятельности.
     В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного
предмета  с  учетом  образовательных   потребностей   и   интересов
обучающихся, их уровня  владения  русским  языком  для  организации
углубленного изучения  (профильного  обучения)  учебного  предмета,
а также для изучения русского языка в условиях  многоязычия.  Кроме
того,  не  оптимально  соотношение   теоретических   и   прикладных
элементов содержания учебного предмета "Русский язык".
     В содержании учебного предмета "Литература" основное  внимание
уделяется   знакомству   с   историко-культурной   информацией    о
произведении, авторе и литературном процессе, освоению  понятийного
аппарата  литературоведения.   При   этом   недостаточно   внимания
уделяется способности понимать художественный текст.
     Анализ образовательной практики показывает,  что  изучаемые  в
рамках   образовательной   программы   произведения    не    всегда
соответствуют  возрасту  обучающихся.  Детям  и   подросткам,   как
правило,   предлагаются   для   освоения   художественные   тексты,
написанные для более зрелой  читательской  аудитории.  Кроме  того,
наблюдается несоответствие речевого опыта современных обучающихся и
языка   как   классических,   так   и   современных    литературных
произведений.
     В   образовательных   программах   по   литературе   уделяется
недостаточное  внимание   произведениям   о   жизни   и   проблемах
современных  детей  и  подростков.  Вместе  с  тем  опыт  чтения  и
обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми  важен  для
воспитания и интеллектуального развития обучающегося.
     Содержание учебного предмета "Литература"  не  в  полной  мере
отражает этнокультурные особенности и традиции  народов  Российской
Федерации.    Образовательные    программы    в     образовательных
организациях, как правило, не предполагают  изучение  произведений,
созданных на языках народов Российской Федерации и переведенных  на
русский язык.

                3. Проблемы методического характера

     Учебные предметы "Русский язык" и "Литература"  направлены  на
формирование   разных   компетенций   и   предполагают    различные
методические   подходы   и   формы   организации    образовательной
деятельности.   Вместе   с    тем    федеральным    государственным
образовательным стандартом среднего общего образования  установлены
единые  требования  к  результатам  освоения   предметной   области
"Русский язык и литература" как на базовом, так  и  на  углубленном
уровне.
     Неравный уровень владения обучающимися русским  языком  делает
необходимым создание и  внедрение  в  образовательную  деятельность
методик преподавания русского языка и других  учебных  предметов  в
условиях многоязычия.
     Требуют  совершенствования  методики  и  приемы   формирования
интереса современного обучающегося к чтению (в том числе  с  учетом
развития современных информационно-коммуникационных технологий).
     Образовательными   организациями   недостаточно   используется
потенциал   учреждений   культуры   (музеи,   библиотеки,   театры,
выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для
осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной
деятельности, предусмотренных образовательной программой.

                       4. Кадровые проблемы

     Система   подготовки   и   дополнительного   профессионального
образования учителей русского языка и литературы не в  полной  мере
отвечает современным требованиям в части формирования  компетенций,
необходимых для преподавания в многоязычной среде,  предусмотренных
профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего,  основного  общего,  среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)".
     Профессиональная   поддержка   учителей   русского   языка   и
литературы носит несистемный характер, за пределами крупных городов
существуют  сложности  в   обеспечении   необходимой   литературой,
отсутствуют      механизмы      комплексного      совершенствования
профессиональных     компетенций     педагогических     работников,
предусмотренных трудовыми (должностными) обязанностями, в том числе
отмечается нехватка возможностей для самообразования.
     Система оценки  качества  работы  учителей  русского  языка  и
литературы, в частности аттестация, носит формальный  характер,  не
способствует их профессиональному росту.

           V. Основные направления реализации Концепции

                       1. Общие направления

     В  федеральном   государственном   образовательном   стандарте
среднего   общего    образования    целесообразно    разделить    и
детализировать требования  к  предметным  результатам  обучения  по
учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так
и углубленном уровне.
     В  федеральных  государственных   образовательных   стандартах
начального общего и основного общего образования  также  необходимо
детализировать  указанные  требования   и   учитывать   накопленный
позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных  списков
литературных  произведений  с  опорой  на   действующие   примерные
основные общеобразовательные программы.
     В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести
содержание    примерных    рабочих    программ    по    литературе,
учебно-методических  комплектов,  а  также  технологии  и  методики
преподавания   в   соответствие   с   возрастными    особенностями,
потребностями и интересами обучающихся (в том числе для организации
углубленного изучения учебного предмета (профильного обучения).
     Необходимо создание:
     учебников  русского  языка  и  литературы  нового   поколения,
построенных   на   основе   дифференциации   и    индивидуализации,
ориентированных   на   оптимальное   сочетание   обязательного    и
вариативного компонентов образовательных  программ,  предполагающих
приоритетное    развитие    самостоятельной    творческой    работы
обучающихся;
     хрестоматий,    расширенных    за     счет     дополнительного
(вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных
произведений, комментарии, вопросы и задания;
     современных  словарей  разных  типов,  прошедших  обязательную
профессиональную экспертизу.
     Государственные программы  должны  способствовать  объединению
усилий образовательных организаций,  средств  массовой  информации,
музеев,    библиотек,    театров,    системы     книгоиздания     и
книгораспространения, направленных на поддержку чтения.
     Целесообразно   продолжить    совершенствование    контрольных
измерительных  материалов  для  итоговой  аттестации   по   учебным
предметам "Русский язык" и "Литература".

                          2. Русский язык

     Необходимо   обеспечить    оптимальное    соотношение    между
теоретическим изучением языка и формированием практических  речевых
навыков с учетом  состава  обучающихся,  при  этом  существующее  в
настоящее время распределение и объем учебных часов,  отводимых  на
изучение учебного предмета, считать оптимальным.
     Освоение учебного предмета должно предусматривать:
     усвоение необходимых знаний о языке  как  знаковой  системе  и
общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;
     овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение,
говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во
всех сферах общения;
     формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
     формирование межпредметных связей  русского  языка  с  другими
учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
     использование    текстов    разных    функциональных     типов
(художественных, нехудожественных);
     состав используемых  текстов  должен  формироваться  с  учетом
возрастных,  гендерных  и  этнокультурных  особенностей  восприятия
обучающихся;
     использование  информационно-коммуникационных  инструментов  и
ресурсов (включая  печатные  и  электронные  словари,  переводчики,
программы орфографического  контроля,  поисковые  системы,  системы
распознавания текста и устного ввода).
     Требуется разработка методик  преподавания  русского  языка  и
других учебных предметов в  условиях  многоязычия,  опирающихся  на
достижения   современной   лингвистики   и   теории   межкультурной
коммуникации.
     Государственная  итоговая  аттестация  по  учебному   предмету
должна включать оценку уровня владения не только письменной,  но  и
устной речью.

                           3. Литература

     Необходимо:
     усилить компонент, направленный на  формирование  читательских
компетенций,   а   также   способности   осмысленно    воспринимать
художественный текст;
     учитывать возрастные и этнокультурные особенности  обучающихся
при формировании списка изучаемых произведений (в том  числе  путем
включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей
и подростков, произведений  авторов  из  числа  народов  Российской
Федерации);
     определить оптимальное соотношение объема учебного материала и
учебного   времени,   предусмотренного   основной   образовательной
программой на изучение учебного предмета.

                       4. Подготовка кадров

     В целях повышения качества работы учителей  русского  языка  и
литературы крайне важно:
     совершенствовать   систему   подготовки   и    дополнительного
профессионального образования учителей русского языка и  литературы
в части формирования компетенций, необходимых  для  преподавания  в
многоязычной среде;
     разработать    механизмы    комплексного     совершенствования
профессиональных компетенций педагогических работников (в том числе
в    дистанционном    формате    с    использованием    современных
информационно-коммуникационных технологий);
     совершенствовать  систему  оценки  качества  работы   учителей
русского языка и литературы, в том числе аттестацию;
     устранить  избыточные  параметры  контроля  над  перспективным
планированием работы учителя русского языка и литературы;
     развивать электронные образовательные среды, позволяющие:
     обучающимся -  получать  дополнительную  информацию,  а  также
самостоятельно  и (или)   с   помощью   учителя   осваивать   часть
образовательной программы;
     педагогам -  систематически  повышать  свой   профессиональный
уровень.

                     VI. Реализация Концепции

     Реализация  настоящей  Концепции   обеспечит   новый   уровень
изучения и преподавания русского языка и литературы, а также  будет
способствовать   разработке   и   апробации   механизмов   развития
филологического образования.
     Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является
включение  соответствующих  задач  в   осуществляемые   мероприятия
целевых федеральных и региональных  программ  и  программ  развития
отдельных  образовательных  организаций,  финансируемых   за   счет
средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.


                           ____________


Информация по документу
Читайте также