Расширенный поиск
Постановление Губернатора Ленинградской области от 05.10.2000 № 427-пгПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 5 октября 2000 года N 427-пг Об утверждении Концепции научного, научно-технического и инновационного развития Ленинградской области на период до 2005 года В целях осуществления единой государственной, научной, научно-технической и инновационной политики на территории Ленинградской области в интересах развития экономики области, а также в соответствии с пунктами 2-4 статьи 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию научного, научно-технического и инновационного развития Ленинградской области на период до 2005 года (далее - Концепция). 2. Координацию работ по реализации Концепции возложить на комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. 3. Структурным подразделениям Правительства Ленинградской области: а) осуществлять разработку и реализацию областных программ, проектов и мер государственной поддержки предприятий и организаций научной и производственной сфер в ходе подготовки и проведения ими мероприятий, направленных на научно-техническое и инновационное развитие, с учетом основных положений Концепции; б) до 1 ноября 2000 года представить в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области предложения по реализации Концепции. 4. Принять к сведению, что Концепция научного, научно-технического и инновационного развития Ленинградской области на период до 2005 года и ее последующие редакции являются составной частью подготовки стратегического плана развития Ленинградской области до 2010 года, необходимость разработки которого определена распоряжением Губернатора от 13 июня 2000 года N 267-рг. 5. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Ленинградской области учитывать положения Концепции при разработке и реализации муниципальных программ и проектов, а предприятиям и организациям различных форм собственности - при планировании и осуществлении ими научной, научно-технической и инновационной деятельности. 6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по экономике и инвестициям Дваса Г.В. Губернатор Ленинградской области В.Сердюков УТВЕРЖДЕНА постановлением Губернатора Ленинградской области от 5 октября 2000 года N 427-пг (приложение) КОНЦЕПЦИЯ научного, научно-технического и инновационного развития Ленинградской области на период до 2005 года 1. Общие положения 1.1. Концепция научного, научно-технического и инновационного развития Ленинградской области (далее - Концепция) определяет цели, принципы, направления, формы и методы деятельности областных органов государственной власти в сфере науки, научно-технической и инновационной деятельности на территории области. 1.2. Правовую основу для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области составляют Конституция Российской Федерации, Устав Ленинградской области, Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", Генеральное соглашение между Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Правительством Ленинградской области о сотрудничестве в сфере научных исследований, формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики (далее - Генеральное соглашение), Концепция социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Ленинградской области. 1.3. Необходимость разработки Концепции обусловлена влиянием науки на социально-экономическое положение в регионе и передачей в ведение субъектов Российской Федерации значительного объема полномочий в области формирования и реализации государственной научно-технической политики. 2. Основные понятия 2.1. Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний в ходе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований. 2.2. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. 2.3. Инновационная деятельность включает в себя: - выполнение работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, технологического процесса, предназначенных для практического применения; - технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрения нового или усовершенствованного технологического процесса; - осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции (технологического процесса); - продвижение на рынки инновационной продукции (технологического процесса); - создание и развитие инновационной инфраструктуры; - подготовку, переподготовку или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности; - передачу или приобретение прав на объекты промышленной собственности или конфиденциальную научно-техническую информацию; - экспертные, консультационные, информационные, юридические и иные услуги по созданию и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции (технологического процесса); - организацию финансирования инновационного процесса. 2.4. Инновационно-технологический центр (ИТЦ) - имущественный комплекс, использующийся его владельцем для предоставления малым предприятиям научно-технической сферы (МП НТС) офисных и производственных помещений в долгосрочную аренду с приспособлением этих помещений к инженерно-технологическим требованиям производства МП НТС и комплекса услуг по обеспечению инновационной деятельности с целью сохранения научно-технического потенциала МП НТС и содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и их коммерциализации. 2.5. Социально-экономическое развитие Ленинградской области - повышение качества жизни, здоровья и культурного уровня населения, уровня развития и конкурентоспособности сферы производства и услуг, эффективности управления жизнедеятельностью Ленинградской области. 2.6. Научно-технический потенциал - способность решать текущие и перспективные задачи научно-технического прогресса на основе имеющихся кадровых, производственно-технических, информационных и организационных ресурсов. 2.7. Научно-техническая программа Ленинградской области - комплекс увязанных по целям, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на научно-техническое обеспечение социально-экономического развития Ленинградской области. 2.8. Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности - совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций и учреждений, инновационно активных предприятий различных форм собственности, предоставляющих услуги, необходимые для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. 2.9. Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. 2.10. Научно-производственный комплекс - совокупность организаций (предприятий, учреждений), осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров и образовательную деятельность в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. 3. Состояние научной, научно-технической и инновационной сферы Ленинградской области 3.1. Ленинградская область обладает достаточно большим научным, научно-техническим и инновационным потенциалом. На территории области расположено более 30 крупных и средних научных организаций, в большинстве своем - государственных академических и отраслевых институтов и научных центров, наиболее представительными из которых являются: - Научно-исследовательский технологический институт им.А.П.Александрова, г. Сосновый Бор; - Петербургский институт ядерной физики им. Б.П.Константинова Российской академии наук, г. Гатчина; - Государственное унитарное предприятие здравоохранения Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека, Всеволожский район; - Государственное научное учреждение академического профиля Северо-Западный научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Гатчинский район; - Федеральный научно-производственный центр Научно-исследовательский институт комплексных испытаний оптико-электронных приборов и систем, г.Сосновый Бор; - Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства, Ломоносовский район; - Государственное научно-исследовательское учреждение Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук, Всеволожский район; - Опытный завод государственного унитарного предприятия Российский научный центр "Прикладная химия", Всеволожский район. Общая численность работников в организациях науки составляет около 10000 человек, в том числе выполняющих научные исследования и разработки - более 6200 человек, из них - 94 доктора наук и 595 кандидатов наук. Объем исследований и разработок, выполненных областными крупными и средними научными организациями в 1998 году, составил более 250 миллионов рублей. 3.2. Основными направлениями работ научных организаций Ленинградской области являются: - ядерная энергетика и энергосбережение; - ядерная физика; - сельское хозяйство; - биология и медицина; - приборостроение, в том числе лазерное и радиолокационное; - прикладная химия; - рыбоводство; - природоохранная деятельность. Большинство исследований направлено на разработку и совершенствование критических технологий федерального уровня (фундаментальные исследования, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, энергетика, рациональное природопользование). Вместе с тем значительный объем исследований направлен на решение местных или региональных задач и имеет местное прикладное значение (сельское хозяйство, рыбоводство, природоохранная деятельность и др.). 3.3. Резкое снижение государственных ассигнований на научные исследования и отсутствие правительственной программы адаптации научно-технической деятельности к рыночным условиям определили три негативных фактора современного этапа перехода к рыночноориентированной экономике для научных организаций: - дефицит финансовых ресурсов и значительные долговые обязательства у предприятий научной сферы; - дискретный и некомплексный характер реформ в науке; - невостребованность большинства отечественных научных разработок. Формирование бюджета научных организаций Ленинградской области происходит в основном за счет средств федерального бюджета по остаточному принципу без учета реальных потребностей научной сферы в финансовых ресурсах. При этом только за 1991-1998 годы федеральные расходы на научные исследования сократились более чем в 5-10 раз. Имеют место значительные долги федерального бюджета перед областными научными организациями за выполненные некоторыми из них в 1995-1998 годах работы по оборонному заказу, а также долги муниципальных хозяйств и предприятий бюджетной сферы за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные научными организациями Ленинградской области. В результате большинство областных научных организаций находится на картотеке, у них постоянно растут пени и штрафы за неуплату текущих платежей по налогам и взносам. Поэтому нормальная экономическая деятельность с различными заказчиками практически невозможна. Указанное выше является одной из причин снижения производственной активности научных организаций, уменьшения объема выполняемых научных исследований и разработок, замораживания строительства или значительного затягивания ввода в строй новых уникальных научных установок, увольнения из организаций молодых перспективных ученых и специалистов. Средний возраст научных сотрудников в Ленинградской области сегодня составляет 50-55 лет. К этому следует добавить, что отсутствие в стране и в Ленинградской области необходимой законодательной базы по защите индивидуальной и коллективной интеллектуальной собственности приводит к бесконтрольной утечке, в том числе за рубеж, отечественных передовых технологий. 3.4. Несмотря на многие негативные факторы, большинство научных организаций сумели сохранить значительную научно-производственную базу и научный потенциал в самых различных областях фундаментальной и прикладной науки, сохранены - в основном - высокопрофессиональные научные кадры, научные школы, наиболее ценные стенды, приборы и установки для проведения научных исследований. Часть ученых участвует в международных научных программах. В последние годы значительно возрос удельный вес малых предприятий в научно-технической сфере (МП НТС). Численность работающих в МП НТС на начало 2000 года составила порядка 700 человек (около 7 процентов общего числа работающих специалистов в научных организациях). Произведено товаров и услуг за 1999 год на 86 миллионов рублей (что составляет более 20 процентов всего объема научных работ). 3.5. Сложившаяся система финансирования и развития науки не соответствует проводимым в стране рыночным реформам. Старые методы финансирования научных организаций по заявленной численности сотрудников и объему основных фондов еще продолжают существовать. Новые методы - такие, как конкурсное финансирование научно-технических проектов, независимая экспертиза поступающих для финансирования заявок, контрактная система, практика возвратного финансирования прикладных исследований и разработок, различные методы привлечения в научно-техническую сферу банковского и промышленного капитала, включая долевое участие федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных фондов, - начинают набирать силу. 3.6. В Ленинградской области начали создаваться отдельные элементы современной инфраструктуры управления и эффективного функционирования научной, научно-технической и инновационной деятельности: - в комитете по экономике и инвестициям Ленинградской области создано подразделение по координации деятельности научных организаций; - при Губернаторе Ленинградской области образован научно-технический совет; - для продвижения на рынок наукоемкой продукции Правительством Ленинградской области создано открытое акционерное общество "Ленинградская областная выставка "Регион - Экспо"; - на крупных и средних предприятиях научной отрасли, а также в рамках развития малого предпринимательства создаются МП НТС, нацеленные на коммерциализацию современных научных результатов. Отсутствие до настоящего времени целостной системы управления научно-технической и инновационной деятельностью, а также отсутствие необходимой для ее функционирования законодательной и нормативно-правовой базы обусловили необходимость разработки концепции научного, научно-технического и инновационного развития в Ленинградской области, имеющей социально-экономическую направленность. 4. Основные цели, принципы и направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области 4.1. Основными целями научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области - наряду с получением новых научных знаний - являются: развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала области, увеличение вклада науки и техники в социально-экономическое развитие территории и улучшение экологической обстановки и -здоровья населения, защита информационных государственных ресурсов и интеллектуальной собственности, укрепление обороноспособности государства и обеспечение безопасности личности, общества и государства, а также упрочение взаимосвязи науки и образования. 4.2. Государственная политика при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области осуществляется исходя из следующих основных принципов: - признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства и его регионов; - гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых должна осуществляться на конкурсной основе; - поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в сфере науки и техники; - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; - стимулирование создания, постоянного развития и эффективного функционирования комплексной рыночноориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области; - стимулирование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества; - разработка и реализация мероприятий, направленных на сохранение, развитие и эффективное использование научного, научно-технического и инновационного потенциала Ленинградской области, осуществляется совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации на основе Генерального соглашения о сотрудничестве в сфере научных исследований, формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики. 4.3. Разработка и реализация плана мероприятий, направленного на сохранение, развитие и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала Ленинградской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством по следующим основным направлениям: - формирование региональной научно-технической и инновационной политики; - правовое обеспечение региональной научно-технической и инновационной политики; - создание рыночноориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности; - финансово-экономическая поддержка за счет средств федерального бюджета и бюджета Ленинградской области научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Ленинградской области; - информационное обеспечение научно-технического комплекса Ленинградской области; - установление и реализация международных научно-технических связей. 4.4. Использование научного, научно-технического и инновационного потенциала Ленинградской области должно быть направлено на решение следующих приоритетных направлений социально-экономического развития Ленинградской области: - развитие социальной сферы, повышение качества жизни населения; - развитие и наращивание объемов производства качественной продукции, в том числе продукции агропромышленного комплекса; - развитие энергоемких и конкурентоспособных производств; - повышение эффективности использования минеральных и сырьевых ресурсов; - развитие экспортно-ориентированных производств; - обеспечение экологической безопасности территорий и промышленных зон. 5. Основные направления развития научно-технического и инновационного потенциала Ленинградской области 5.1. Основными направлениями развития научно-технического и инновационного потенциала Ленинградской области являются: - определение приоритетных направлений дальнейшего научно-технического развития Ленинградской области; - максимально возможная реализация существующих научно-технических проектов и технологий научных организаций; - разработка и реализация мер по сохранению и дальнейшему развитию научно-технической базы научных организаций; - разработка и реализация мер по социальной защите и материальному обеспечению научных и научно-технических работников; - содействие финансовому оздоровлению научных организаций, внедрению новых методов финансирования научных исследований и разработок и управления научно-техническими проектами. 5.2. Для реализации указанных направлений развития целесообразно осуществить следующие мероприятия: - разработать законодательную и нормативно-правовую базу по реализации государственной научно-технической политики в Ленинградской области; - предусматривать в областном бюджете на очередной финансовый год финансирование науки, научно-технических и инновационных разработок; - ежегодно осуществлять разработку и согласование с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации плана мероприятий по реализации Генерального соглашения. 5.3. На этапе формирования рыночноориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности необходимо: - решение вопроса о присвоении муниципальному образованию город Сосновый Бор статуса "Наукоград"; - создание инновационно-технологических центров на территории Ленинградской области. 6. Формы и методы государственной поддержки и регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области 6.1. Формы и методы государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности включают в себя: - формирование региональной научно-технической программы и территориального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию; - долевое или полное финансирование из бюджета Ленинградской области на конкурсной основе реализации научно-технических проектов; - предоставление научным организациям поручительств Правительства Ленинградской области по коммерческим кредитам; - предоставление научным организациям целевых инвестиционных и налоговых кредитов; - выдача именных научных стипендий ведущим и молодым ученым, работающим в государственных научных организациях Ленинградской области; - участие в формировании и развитии рыночно ориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области; - предоставление льгот по уплате региональных налогов в областной бюджет организациям, осуществляющим работу по реализации научных, научно-технических или инновационных программ или проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Ленинградской области; - направление в органы государственной власти Российской Федерации ходатайств выделении финансирования за счет средств федерального бюджета на реализацию научных, научно-технических и (или) инновационных проектов; - выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для представления их отечественным или иностранным инвесторам; - представление (по согласованию) интересов научных и инновационно активных организаций на федеральном, межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях; - разработка и введение в действие законодательных и нормативно-методических документов, способствующих развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности. 6.2. Использование конкретных форм и методов государственной поддержки применяется по результатам рассмотрения документов инициатора научного, научно-технического или (и) инновационного проекта с учетом требуемых экспертных заключений, в том числе и научно-технического совета при Губернаторе Ленинградской области. Предпочтение будет отдаваться конкурентноспособным и эффективным по бюджетным, коммерческим и социальным показателям проектам, содержащим качественно подготовленную документацию, включая бизнесплан, а также документы, подтверждающие гарантированную реализацию продукции в условиях разумного риска и реального рынка. 7. Формирование приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области 7.1. В целях разработки региональной целевой научно-технической программы, формирования территориального заказа на научно-техническую продукцию, а также создания необходимых условий реализации научно-технической политики в интересах устойчивого инновационного развития Ленинградской области не реже чем через 3-5 лет определяется перечень приоритетных направлений развития науки и техники Ленинградской области. 7.2. Перечень приоритетных направлений формируется комитетом по экономике и инвестициям с учетом мнения научно-технического совета при Губернаторе Ленинградской области на основании предложений структурных подразделений Правительства Ленинградской области, разработанных с учетом развития различных отраслей социально-экономической сферы Ленинградской области. 7.3. При определении приоритетных направлений развития науки и техники необходимо учитывать: - приоритеты развития науки и техники федерального уровня; - действующие и разрабатываемые федеральные и региональные целевые программы; - приоритеты развития промышленности и сельского хозяйства, а также социальной сферы Ленинградской области; - текущее состояние экономики и социальной сферы Ленинградской области; - среднесрочные и долгосрочные концепции и программы социально-экономического развития Ленинградской области; - основные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности научных организаций и инновационно активных предприятий Ленинградской области. 8. Принципы построения и развития рыночноориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области 8.1. Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности должна представлять собой целостный комплекс, включающий в себя: - научные организации, высшие учебные заведения, инновационно активные предприятия и организации различных форм собственности, в том числе малые предприятия научно-технической сферы; - информационно-аналитическое обеспечение и прогнозирование; - возможности проведения экспертизы научных, научно-технических и инновационных программ, проектов, бизнес-планов, заявок и предложений; - сертификацию наукоемкой продукции; - аккредитацию научных организаций; - возможности продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на рынок; - подготовку и переподготовку кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности. 8.2. Построение инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности не должно быть механическим учетом уже действующих на территории Ленинградской области ее организационных элементов или простым дополнением их недостающей части, а требует органической увязки и сопряжения существующих и вновь создаваемых структур и наличие возможности координации и регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|