Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Ленинградской области от 22.11.1993 № 127

 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ

                        ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

     от 22 ноября 1993 года N 127

                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Губернатора Ленинградской области
                                        от 20.07.2004 г. N 112-пг

     Об утверждении Программы развития
     фермерских хозяйств Ленинградской
     области на 1994-1995 годы


     В целях  дальнейшего развития фермерских хозяйств в Ленинградской
области п о с т а н о в л я ю:

     1. Утвердить  представленную  областным   управлением   сельского
хозяйства Программу развития фермерских хозяйств Ленинградской области
на 1994-1995 годы (прилагается).

     2. Финансовому  управлению  и  управлению   сельского   хозяйства
администрации предусмотреть в проекте бюджета Ленинградской области на
1994 год средства,  необходимые для реализации  мероприятий  указанной
программы.

     3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя
главы администрации области Павлова А.В.


     Глава администрации          А.Беляков



                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                  постановлением главы
                                                         администрации
                                                 Ленинградской области
                                                    от 22.11.93  N 127

                              ПРОГРАММА
                     развития фермерских хозяйств
               Ленинградской области на 1994-1995 годы

     Настоящая программа    разработана    специалистами    управления
сельского хозяйства администрации Ленинградской области и  работниками
ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств "Содействие".


             1. Предпосылки. цель и концепция программы

     Город Санкт-Петербург и Ленинградская область с общим  населением
более   6,5   миллиона   человек   являются   огромным   рынком  сбыта
сельскохозяйственной  продукции.  Несмотря  на  снижение   потребления
сельхозпродукции  на  душу населения,  для обеспечения жителей региона
требуется ежегодно:

     овощей                         - 550 тысяч тонн
     картофеля                      - 700 тысяч тонн
     мяса                           - 400 тысяч тонн
     молока и молочных продуктов    - 2800 тысяч тонн
     яйца                           - 2100 миллионов штук

     В 1992    году    в     Ленинградской     области     произведено
сельскохозяйственной          продукции          (тысяч         тонн):
___________________________________________________________________
                                 В  том  числе  по  хозяйствам
Сельхозпродукция    Всего   обществен.  личные подсоб.  фермерские
                              сектор      хозяйства     хозяйства
--------------------------------------------------------------------
  Молоко            775,6     691,4        81,6           2,2
  Мясо
  (в живом весе)    233,3     189,3        42,4           1,5
  Картофель         704,6     229,9       466,6           8,1
  Овощи             267,3     178          88,7           0,6
---------------------------------------------------------------------

     Как видно  из  приведенных  данных,   крестьянские   (фермерские)
хозяйства  дали  лишь  0,4  процента  от  общего  объема  производства
продукции и в ближайшие годы вряд ли  окажут  конкуренцию  акционерным
обществам и совхозам.

     В 1992  году  фермеры  продали государству 65 тонн мяса.  38 тонн
молока,  214 тонн  картофеля,  что  составило  примерно  2-4  процента
объемов производства этих видов продукции в крестьянских хозяйствах.

     На 1 октября 1993 года в Ленинградской области насчитывается 4248
фермерских хозяйств,  из  них  942  специализируются  на  производстве
животноводческой  продукции,  694  хозяйства  -  на  растениеводческой
продукции, 2367 хозяйств не определили свою специализацию.

     В крестьянских хозяйствах содержится 5860 голов крупного рогатого
скота,  10665  голов свиней,  7377 голов овец,  1503 пчелосемьи,  3804
головы пушных зверей.

     Для развития фермерских хозяйств выделено 45522 гектара земли,  в
том числе 10594 гектара пашни.

     Под яровым  севом  в 1993 году занято 7378 гектаров пешни,  в том
числе под картофелем - 2486 гектаров,  под  кормовыми  корнеплодами  -
1657  гектаров,  под  овощами  - 644 гектара,  под яровыми зерновыми и
зернобобовыми - 925 гектаров.

     По количеству  закрепленной  земли   хозяйства   классифицируются
следующим образом:

     до 3 гектаров                    -  720 хозяйств
     от 3 до 7 гектаров               - 1121 хозяйство
     от 7 до 10 гектаров              -  600 хозяйств
     от 10 до 20 гектаров             -  680 хозяйств
     от 20 до 30 гектаров             -  520 хозяйств
     от 21 до 50 гектаров             -  280 хозяйств
     от 51 до 100 гектаров            -   62 хозяйства
     свыше 101 гектара                -   20 хозяйств

     Анализ данных  проведенной  инвентаризации  фермерских   хозяйств
показал,  что почти повсеместно условия для их становления тяжелые,  а
разобщенность  и  разбросанность  хозяйств  по   территориям   районов
оставляет фермеров один на один с такими проблемами, как:

     плохое состояние выделенных земель;

     во многих  случаях  отсутствие  свободной  от  леса  и кустарника
пашни;

     отсутствие линий электропередачи и связи, дорог, мелиорации;

     отсутствие жилья и производственных помещений;

     отсутствие практических  навыков   ведения   сельскохозяйственных
работ;

     практически полное       отсутствие      материально-технического
обеспечения;

     отсутствие переработки и баз хранения сельхозпродукции.

     Одним из главных тормозов в развитии фермерства являются  высокие
цены на сельскохозяйственную технику и строительные материалы.

     Строительство жилого  дома оказалось под силу лишь одному фермеру
из  каждых  50,  только  один  фермер  из  каждых  15  смог  построить
животноводческие помещения.

     Производственные постройки  в крестьянских хозяйствах зачастую не
имеют элементарных условий для работы.

     Из-за удаленности хозяйств  от  районных  центров  (50  процентов
хозяйств  находятся на расстоянии от 21 до 50 километров,  23 процента
хозяйств - на расстоянии от 51 до 100 километров)  фермеры  испытывают
большие трудности с реализацией продукции.

     Не созданы новые системы кредитования, страхования, распределения
продукции взамен разрушенных. Монополия государства на землю отменена,
но   реальные   отношения  еще  остались.  Существуют  конституционные
ограничения в развитии земельного рынка, залоговых операций. На первом
этапе  фермеризации  допущены  ошибки  в подходе к выделению земельных
участков под крестьянские хозяйства,  в подборе  людей.  Хотя  создано
много крестьянских хозяйств, настоящих фермеров насчитываются единицы.

     Управлением сельского хозяйства Ленинградской области в 1993 году
принята  концепция  развития  фермерства.  Она  исходит  из  реального
положения дел и направлена на приведение этого процесса в определенные
правовые,  экономические и финансовые рамки (приложение 1 к  настоящей
программе).

     На повестку   дня   остро   встали  вопросы  определения  целевой
программы,  обустройства крестьянских хозяйств,  определения  размеров
государственной   поддержки   за   счет  государственного  и  местного
бюджетов,  осуществления кооперации фермеров, направлений деятельности
служб агросервиса,  упорядочения их работы и другие.В этой связи целью
настоящей программы является  прогнозирование  развития  фермерства  в
Ленинградской области на ближайшие 2-3 года.

     Программа является  сводной  всех  районных  программ.  При  этом
каждый район сугубо индивидуально подходит к  организации,  составу  и
специализации  фермерских  хозяйств в силу своих специфических условий
расположения,    состояния    экономики,     социально-демографических
особенностей, наличия транспортных условий и других.

     В программе   система   фермерских  хозяйств  на  ближайшие  годы
прогнозируется следующим образом.  Вокруг  города  Санкт-Петербурга  в
пределах   50-километровой   зоны   будут   создаваться   крестьянские
хозяйства,  непосредственно  связанные  с  городским   потребительским
рынком.   Это   фермы,  которые  призваны  удовлетворять  повседневные
потребности горожан в свежих овощах,  молоке,  мясе,  зелени,  ягодах,
грибах  и  другой  сельскохозяйственной продукции повседневного спроса
(фермы  с  тепличным  хозяйством,  кролиководческие,  по   выращиванию
грибов, цветов).

     За пределами  этой  зоны  будут создаваться фермерские хозяйства,
связанные  с  производством  различных   видов   продукции   как   для
Санкт-Петербурга,  так  и  для их переработки в Ленинградской области.
Преимущественным правом государственной поддержки  будут  пользоваться
крестьянские хозяйства,  производящие зерно, молоко, мясо, рыбу, мед и
лекарственные травы.

     В отдельных  районах  возникнут  зоны,  в   которых   разместятся
многопрофильные   фермерские   хозяйства  с  замкнутым  циклом.  Такие
хозяйства  будут   иметь   и   свои   небольшие   пункты   переработки
сельхозпродукции (сыроварни, коптильни, квасильные цеха и другие).

     Важным направлением  программы  является  создание  благоприятных
условий для развития специализированных хозяйств мясного  скотоводства
и    овощеводства    в    Бокситогорском,    Волховском,    Киришском,
Лодейнопольском,  Тихвинском районах,  овощеводства -  в  Волосовском,
Кингисеппском   и   Сланцевском  районах  (приложение  2  к  настоящей
программе).

     В настоящее    время    и    в    перспективе     государственные
сельскохозяйственные  предприятия,  акционерные общества на договорных
началах обеспечат фермеров семенами,  удобрениями,  средствами  защиты
растений,   ветеринарным   обслуживанием.   Комплектование  фермерских
хозяйств маточным поголовьем будет осуществляться за  счет  племенного
поголовья молодняка из крупных специализированных хозяйств.

     В дальнейшем возникнут специализированные крестьянские хозяйства:
в растениеводстве  -  по  выращиванию  элитного  семенного  картофеля,
овощей, плодовых и ягодных культур, в животноводстве - племенные фермы
различных направлений.

     Такие хозяйства уже появляются и продукция их пользуется  большим
спросом.  Это крестьянское хозяйство Миховича И.М. в Гатчинском районе
по выращиванию элитных семян  картофеля,  хозяйство  Булатова  Р.С.  в
Ломоносовском районе по саженцам плодовых и ягодных культур, козеферма
Рябикина И.И., овцеферма Курбанова С.Т. в Гатчинском районе и другие.

     В программе   прогнозируется   путь   дальнейшей    межфермерской
кооперации.   Предполагается,   что   наряду  с  использованием  услуг
существующих  структур  будут   параллельно   развиваться   фермерские
кооперативы  по  обеспечению  фермеров  необходимым набором ресурсов и
услуг,  а также маркетингом.  Такие примеры  уже  есть  в  Гатчинском,
Выборгском и других районах.

     Система фермерской  кооперации будет быстро расти,  и в ближайшее
время она возьмет на себя обеспечение  горюче-смазочными  материалами,
семенами,   ядохимикатами,   минеральными  удобрениями,  строительными
материалами и другим.

     В программе намечено на основе межфермерской кооперации проводить
переработку  сельскохозяйственной продукции.  Межфермерская кооперация
требует для своего развития государственной поддержки в виде льготного
кредитования.

     Предусмотрены меры       содействия       формированию      рынка
сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия  на  основе
свободного спроса и предложения при государственном регулировании.

     Таким образом основными составляющими программы являются:

     а) проведение мероприятий по повышению плодородия земли;
     б) создание системы технического обеспечения и агросервиса;
     в) организация индивидуальных и кооперативных цехов;
     г) создание системы обучения фермеров.

          2. Прогноз развития инженерно-технического сервиса
              фермерских хозяйств Ленинградской области

     Фермерские хозяйства,  как правило, не имеют и еще долго не будут
иметь достаточно техники,  своей ремонтной базы.  Поэтому  для  мелких
хозяйств  требуется  мобильная и эффективная система проката техники и
ее технического сервиса,  которая позволила бы оперативно осуществлять
по  заявкам сельскохозяйственных товаропроизводителей выезд на место и
устранение отказов в короткие сроки.

     Ремонтно-обслуживающие, снабженческо-  сбытовые  производства   и
службы действующих совхозов,  акционерных обществ и других предприятий
могут  на  договорной  основе  оказать  самые   разнообразные   услуги
фермерам:  приобретение,  техническое  обслуживание  и  ремонт  машин,
прокат их,  аренда;  выполнение отдельных работ или комплексов  работ;
консультации   и   обучение;  заправка  машин  топливом  и  смазочными
материалами;  обеспечение  запасными  частями  и  устранение   отказов
техники в полевых условиях.

     Предусматривается развитие инженерно-технического сервиса на базе
создания машинно-технических станций - негосударственных предприятий с
коллективной  формой  собственности на средства производства,  имеющих
своей  целью  оказание   услуг   производителям   сельскохозяйственной
продукции:  фермерам,  владельцам  приусадебных  участков,  совхозам и
другим.  По своему  назначению  такая  станция  занимает  место  между
районным   ремонтно-техническим   предприятием   и  инженерным  блоком
совхоза, акционерного общества. На территории административного района
могут  быть  созданы  2-3 машинно-технические станции на базе филиалов
ремонтно-технических предприятий или на центральной  усадьбе  крупного
хозяйства.  Станция  может  выполнять практически все услуги,  включая
энергетическое  и  тепловое  хозяйства  на  территории,   транспортное
обеспечение и выполнение специальных работ по заявкам.

     Многообразие возможных  решений первичных сервисных предприятий и
их объединений зависит от конкретных  местных  условий,  инициативы  и
квалификации механизаторов, фермеров и предпринимателей.


           3. Переработка сельскохозяйственной продукции

     Переработка сельхозпродукции       осуществляется       фермерами
самостоятельно   за   счет   создания  собственных  цехов  переработки
соответствующей мощности или на  договорных  условиях  с  акционерными
обществами (хлебозаводами, мясо-молочными комбинатами, совхозами).

     Как показывает  практика  в  настоящее  время  у  многих фермеров
возникла    потребность     кооперации     в     сфере     переработки
сельскохозяйственной продукции.  Адресная программа цехов составлена с
учетом действующих предприятий  на  территории  Ленинградской  области
(приложение 3 к настоящей программе).


                        4. Система обучения

     Базовыми учебными заведениями для подготовки фермеров  определены
Всеволожский       сельскохозяйственный       колледж,       Беседский
сельскохозяйственный техникум,  Мичуринское, Бегуницкое, Кисельнинское
профессионально-технические  училища.  За  каждым  учебным  заведением
нужно  закрепить  базовые  крестьянские  хозяйства   для   прохождения
практики обучающимися фермерами.

     Переподготовка и повышение квалификации фермеров осуществляется в
Академии  менеджмента  и  агробизнеса  нечерноземной  зоны  Российской
Федерации и на курсах, получивших лицензию на эту деятельность.

     Методическим центром    по    подготовке    фермеров    определен
Санкт-Петербургский государственный сельскохозяйственный университет.

     В каждом районе нужно определить одно-два крестьянских  хозяйства
для   стажировки   фермеров.  Для  их  обустройства  следует  выделять
ассигнования на основании представленных программ.


                     5. Порядок работы с землей

     В настоящее  время формирование крестьянских хозяйств проходит за
счет их выделения при реорганизации совхозов.  Выделение хозяйств идет
мелкими массивами и с большой разбросанностью.

     Согласно концепции   программы   землю   для  ведения  фермерских
хозяйств лучше выделять крупными окультуренными массивами в местах, не
требующих больших капитальных вложений на их первичное обустройство.

     При проектировании   крестьянские   хозяйства   размещать  вблизи
населенных пунктов,  в которых имеются школы,  поликлиники,  магазины,
предприятия службы сервиса и бытового обслуживания.

     Каждый желающий  стать  фермером  должен  разработать  с  помощью
института "Росгипрозем" технико-экономическое обоснование  фермерского
хозяйства  и  расчет  финансирования  затрат  по  обустройству фермы и
представить их в районную комиссию,  которая рассматривает  вопрос  по
существу.

     Окончательное решение   о   предоставлении   земли   утверждается
областным  комитетом  по  земельным  ресурсам  и   землеустройству   и
областным управлением сельского хозяйства.

     Оптимальный размер    фермерского    (крестьянского)    хозяйства
устанавливается     в     зависимости     от      специализации      и
материально-технических условий.

     На основании   технико-экономического   обоснования  производится
ежегодное  обследование  крестьянских  хозяйств  (силами  специалистов
управлений    сельского    хозяйства    и   земельных   комитетов)   с
соответствующими  выводами  и  заключением  о  ведении   хозяйства   и
использовании земли.

                         6. Кооперирование

     Опыт показывает,   что   кооперирование   крестьянских   хозяйств
является  объективной  необходимостью  для   достижения   рациональной
организации   сельскохозяйственного   производства,  предусматривающей
использование научно-технического прогресса.

     В условиях создания кооперативов на базе самостоятельных хозяйств
обеспечивается возможность использовать дорогостоящую технику, а также
рабочую силу в различные периоды года.

     Кооперация крестьянских хозяйств необходима и для решения  многих
социальных  вопросов на селе,  применения рациональных режимов труда и
отдыха  фермеров,   включая   использование   отпусков,   формирование
фермерских   сервисных   структур   всех   направлений   -  снабжения,
транспортного   и   технологического   обслуживания,   переработки   и
реализации продукции, а также строительных подразделений.

     Эти службы  будут  организовываться  самими фермерами параллельно
существующим акционерным обществом "Ленагроснаб" и другим организациям
с учетом сложившихся связей и наработанного опыта.

     На начальном   этапе   для   оказания   помощи   в  строительстве
предприятий переработки,  хранения продукции и сервисного обслуживания
необходимо    оказывать   помощь   в   финансировании   на   основании
представленных программ.


              7. Политика в сфере научных исследований
                           и их внедрение

     Фермерские хозяйства не в состоянии организовать исследования  на
фермах,   как  это  делают  акционерные  общества,  совхозы  и  другие
хозяйства.  В  связи  с  этим  предлагается  Научно-исследовательскому
институту  экономики  и организации сельскохозяйственного производства
Нечерноземной зоны Российской Федерации  разработать  систему  ведения
сельского хозяйства для крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Исследовать несколько организационно-технологических проектов для
крестьянских    хозяйств    различных    специализаций,    а     также
многопрофильного   хозяйства,   специализирующегося   на  производстве
нескольких видов продукции.

     С учетом отечественного опыта и обобщения опыта работы фермерских
хозяйств за рубежом разработать:

     а) оптимальную  модель  крестьянского  (фермерского) хозяйства по
производству картофеля в условиях Ленинградской области;

     б) оптимальную модель при возделывании овощей открытого грунта  и
в весенних пленочных теплицах;

     в) организационно-технологический проект по производству молока и
мяса.

     Создать в каждом районе (по предложению  районных  администраций)
опытно-показательные  хозяйства  по отрасли производства,  переработки
сельскохозяйственной продукции для обучения и стажировки фермеров.

     Необходимо выделить для этих целей институту финансовые средства.

     Научно-производственному объединению          "Нечерноземагромаш"
указанного института предлагается:

     а) подготовить   предложения   по   организации  агротехнического
сервиса с пунктами проката как непосредственно в акционерных обществах
и совхозах, так и на основе материальной базы районных сервисных служб
(ремонтно-технических, агрохимических и других);

     б) разработать рекомендации по повышению производительности труда
фермеров,  занимающихся  животноводством.  Дать предложения по системе
машин и оборудования для  механизации  таких  процессов,  как  доение,
кормление животных, уборка навоза и другие;

     в) изучить   опыт   реализации  совместного  русско-американского
проекта по созданию в Волховском районе 22  крестьянских  (фермерских)
хозяйств,  опыт  создания  совместно  с  Финляндией  четырех эталонных
фермерских  хозяйств  в  Выборгском   районе,   а   также   результаты
сотрудничества  с  Голландией,  Норвегией  и  другими  странами и дать
научные рекомендации;

     г) разработать систему кооперирования фермеров. Предложить модель
кооператива  фермеров  по  снабжению  ресурсами,  переработке  и сбыту
готовой продукции.


          8. Система маркетингового торгового обслуживания
                 крестьянских (фермерских) хозяйств

     Система предусматривает:

     а) обеспечение необходимой рыночной информацией;

     б) непосредственную организацию хранения,  переработки и торговли
продукцией (приложение 4 к настоящей программе).

     Для связи  используются  телефоны,  факсы  и  телетайпы  районных
управлений сельского хозяйства. Предусмотреть в 1993 году в Гатчинском
и  Тосненском  районах монтаж автоматической радиотелефонной связи для
части компактно расположенных крестьянских  хозяйств.  Одновременно  с
технической     системой    передачи    информации    совершенствовать
организационную сторону этого вопроса.

     Важным источником    информации     должна     стать     товарная
Северо-Западная агропромышленная биржа.  Большой объем информации дает
проведение ярмарки "Российский фермер", постоянно действующая выставка
при научно-производственном объединении "Нечерноземагромаш" и др.

     По второму направлению торгового обслуживания фермерских хозяйств
предусмотрено  расширение  сети  магазинов,  павильонов   на   рынках,
организация в каждом районе фермерских торговых домов.  Предполагается
возрождение сельских базаров,  на которых  фермеры,  владельцы  личных
подсобных   хозяйств,   сельскохозяйственные   кооперативы   могли  бы
торговать произведенной продукцией непосредственно в районных городах,
крупных поселках. Это позволит успешно развиваться частному сектору. В
городах Ленинградской области следует создать городские оптовые  рынки
по  торговле  овощами,  плодами,  мясом,  рыбой  и другими продуктами.
Планируется создание специализированных скотных рынков.

           9. Формирование финансовой фермерской системы

     Финансирование фермеров  обеспечивается  собственным   капиталом,
доходами   от   деятельности,   а  также  государственными  средствами
(бюджетными  и  кредитными).  Государственная  помощь   распределяется
поэтапно.  На первом этапе стимулируется возможность создания крепкого
личного подсобного  хозяйства,  а  затем  уже  формирование  товарного
хозяйства при условии, что первый этап будет успешным.

     Предусмотреть ежегодное финансирование за счет средств областного
(местного) бюджета  затрат  на  первичное  обустройство  -  мелиорацию
земель,    строительство    дорог,    водоснабжение,   электрификацию,
газификацию и  телефонизацию  крестьянской  усадьбы  (приложение  5  к
настоящей программе).

     На 1993  год  выделено  на эти цели 897 миллионов рублей.  Другие
затраты (на покупку  техники,  семян,  строительство  производственных
зданий и прочее) финансируется за счет льготного кредитования.

     На 1993   год   разработан   порядок   кредитования  крестьянских
(фермерских) хозяйств  с  учетом  передачи  функций  распределения  на
районный уровень.  При этом принцип использования денег состоит в том,
что часть средств используется в качестве денежного залога в  районных
банках  (на депозит в банке) для предоставления фермерам этими банками
кредитов в объеме,  превышающем сумму залога в  пять  раз.  Депозитные
средства  направляются из местного бюджета.  Часть средств должна быть
направлена на поддержку межфермерских перерабатывающих,  обслуживающих
предприятий   и  организаций,  создание  оптовых  рынков  по  торговле
овощами,  плодами,  мясом и рыбой, специализированных скотных рынков и
на финансирование научных разработок.

     В первую   очередь   будут  кредитоваться  фермерские  хозяйства,
производящие животноводческую  продукцию,  зерно,  мед,  лекарственные
травы и продукцию садоводства.

     В целом  по Ленинградской области необходимо обеспечить выделение
в 1993 году финансовых средств для поддержки крестьянских  хозяйств  и
бюджетных    средств    на   строительство   объектов   социальной   и
производственной  инфраструктуры  крестьянских  хозяйств   (подъездные
дороги,  электрификация, газификация, телефонизация и другие работы по
инженерному обустройству фермерских хозяйств) в размере  не  менее  15
процентов  от государственных централизованных капитальных вложений на
указанные цели.

     В связи  с  тем,  что  существующая  финансово-кредитная  система
громоздка,   не   отвечает   требованиям   рыночных  структур  следует
подготовить предложения в Совет Министров -  Правительство  Российской
Федерации  о  залоге земли и земельном банке,  о системе страхования и
налогах и на этой основе построить рыночную финансовую систему.

     Подготовить предложения Правительству:

     а) по   государственной   финансовой   поддержке   межфермерского
кооперирования  (предусмотреть выделение бюджетных субвенций на оплату
дорогостоящего оборудования, используемого на совместных межфермерских
предприятиях);

     б) по   финансированию   адресной   программы   производства   на
предприятиях Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  техники  для
фермеров.

     Организовать фонд по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств
на средства,  полученные от предприятий в виде  платы  за  землю.  Эти
средства   централизованно   направлять   на  обустройство  фермерских
хозяйств,  улучшение  земель.  Рассмотреть  предложение  Правительства
Королевства  Дании  и  Особого  земельного  фонда  Санкт-Петербурга  о
строительстве в Кировском  РАйоне  Ленинградской  области  фермерского
комплекса для уволенных в запас военнослужащих Прибалтийского военного
округа и выделении на эти цели 200 миллионов рублей.


                  10. Стратегия фермерских реформ

     Предлагается базировать  политику  развития  фермерства на основе
социального подхода,  при котором главный фактор - творческий человек,
не  фермер-работник,  а  фермер-предприниматель,  который выстраивает,
выращивает ферму по своему проекту и по своим силам.

     Фермер сам,  исходя из своих  интересов  и  возможностей  создает
собственное   хозяйство,  определяет  систему  землепользования,  виды
деятельности,  строит взаимоотношения с теми или иными предприятиями и
организациями.

     Любой вариант   хозяйствования,   навязанный   сверху,  каким  бы
привлекательным он ни казался,  противоречит принципу добровольности и
является насилием над фермером.

     Фермеры как самостоятельные производители сельхозпродукции должны
рассчитывать прежде  всего  на  свои  силы  и  средства,  а  также  на
поддержку государства,  других предприятий, используя договорную форму
отношений.

     Одной из форм  формирования  фермерства  следует  считать  личные
подсобные хозяйства граждан.

     Это самый  простой и перспективный путь,  так как новое хозяйство
формируется на основе существующего приусадебного путем  прирезания  к
нему дополнительной пашни,  пастбищ,  и сенокосов из свободных земель,
увеличения поголовья скота и птицы,  привлечения сбережений семьи  для
расширения производства.

     При этом  полный  отрыв  семьи  или  отдельных  ее  работников от
общественного хозяйства происходит постепенно,  что позволяет избежать
многих ошибок.

     Превращение личного    подсобного    хозяйства   в   полнокровное
крестьянской   хозяйство   потребует   не   только    наделения    его
дополнительными  земельными  угодьями,  но главным образом обеспечения
выпуска техники для его нужд,  производства домов усадебного  типа  со
всеми удобствами,  производственных построек, инженерного оборудования
для них.

     В этой   связи   в   программе   предусматриваются    направления
исследований, производства техники и принципы их финансирования.

     Намечается обобщить   опыт   работы  личных  подсобных  хозяйств,
наладить статистическую отчетность, характеризующую их, распространить
на  товарные  личные  подсобные  хозяйства  льготы,  предоставляемые в
настоящее время крестьянским хозяйствам.

     Такой подход позволит  ускорить  процесс  формирования  настоящих
крестьянских   хозяйств   без   спешки   и   навязывания   этой  формы
хозяйствования  работникам   села,   укрепить   социальное   положение
крестьянских  дворов.  Дальнейшее  их развитие будет происходить путем
усиления интеграционных связей и кооперации с акционерными обществами,
государственными предприятиями и ассоциациями фермеров.

     Нельзя не   учитывать  тот  факт,  что  большинство  крестьянских
хозяйств в начальный период было образовано на отдельных  участках.  В
связи    с   этим   предусматривается   проведение   дорог   и   линий
электропередачи, телефонизация.

     Предполагается таким методом постепенно создать социально  равные
условия  предоставления  социальных  благ  и  услуг  во  всех сельских
населенных пунктах независимо от их людности и местоположения.

     В программе  учитывается  и   тот   факт,   что   рассредоточение
фермерских  хозяйств  приводит  к  существенным  изменениям  в  других
отраслях народного хозяйства:  в образовании,  здравоохранении и  т.д.
Например,  уже  на  повестке  дня  -  решение проблемы индивидуального
воспитания и обучения детей.

     Развитие социальной сферы села  настоятельно  требует  совместной
программы таких отраслей,  как образование, здравоохранение, культура,
транспорт и связь, коммунальное хозяйство.


                      11. Затраты на программу

     Сводный расчет приведен в приложении 6 к настоящей программе. При
оценке затрат за основу  взяты  цены  начала  1993  года.  Расходы  на
первичное  обустройство,  составляющие  основную  часть  общих затрат,
рассчитаны на основе прогнозируемых объемов работ (1994-1995  годы)  и
существующих  расценок.  Аналогичные  расчеты  произведены и по другим
статьям расходов: на приобретение горюче-смазочных материалов, покупку
техники, удобрений, семян и т.д.

     В расчетных  данных  учитывалось,  что  большая  часть средств на
развитие  фермерских  хозяйств,  кроме  бюджетного  финансирования   и
льготного  кредитования  со стороны государства,  будет вложена самими
фермерами.

     Таким образом на финансирование программы требуется на  1994  год
38  миллиардов  рублей  бюджетных  средств  (в  том  числе из местного
бюджета - 8 миллиардов рублей) и 36 миллиардов  рублей  инвестиционных
льготных кредитов.

     На 1995 год требуется 50 миллиардов рублей бюджетных средств и 55
миллиардов рублей кредитных ресурсов.



                                                     Приложение 1

                                       к Программе развития фермерских
                                             хозяйств..., утвержденной
                                    постановлением главы администрации
                                                 Ленинградской области
                                                    от 22.11.93  N 127

                             КОЛИЧЕСТВО

                 фермерских (крестьянских) хозяйств
             в Ленинградской области на 1993-1995 годы
___________________________________________________________________
    Районы          : Численность фермерских    : Выделение земли
                    :    хозяйств (ед.)         :     (га)
                    :---------------------------:-------------------
                    :на 1   :на     :1994 :1995 :на 1   :1994 :1995
                    :июля   :конец  : год : год :июля   : год : год
                    :1993 г.:1993 г.:     :     :1993 г.:     :
-------------------------------------------------------------------
Бокситогорский       228     250      280   297   1767    2164  2376
Волосовский          152     180      220   240   1743    2530  2760
Волховский           221     250      280   300   3210    4060  4350
Всеволожский         255     285      310   330   3187    3844  4090
Выборгский           655     720      750   770   9131   10500 10780
Гатчинский           202     235      270   287   1782    2376  2525
Кингисеппский        179     209      230   247   1538    1978  2220
Киришский            152     188      220   240   1210    1760  1920
Кировский            116     145      175   195   1680    2537  2827
Лодейнопольский       88     120      150   187   1707    3000  3630
Ломоносовский        491     545      575   595   2181    2875  2970
Лужский              366     395      435   455   5537    6525  6825
Подпорожский         132     160      195   200   1932    2975  3000
Приозерский          352     390      420   450   3932    4624  4890
Сланцевский           50      65       90   118    836    1503  1900
Тихвинский           175     200      230   250   1995    2640  2900
Тосненский           181     220      250   285   2149    2900  3245
____________________________________________________________________
     Итого          4003   4557     5100   5446  45522   58811 63208



                                                     Приложение 2

                                       к Программе развития фермерских
                                            хозяйств ..., утвержденной
                                                  постановлением главы
                                                         администрации
                                                 Ленинградской области
                                                   от 22.11.93   N 127


                             ПРОИЗВОДСТВО

   основных видов продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах
              Ленинградской области на 1993 - 1995 годы
______________________________________________________________________________________________________________________________________
              :      Наличие скота (гол.)                  :                             Производство  продукции
              :--------------------------------------------:---------------------------------------------------------------------------
    Районы    :  крупный     :              :              :               :              :              :лекарственные :   рыба
              : рогатый скот :    свиньи    :    овцы      :    молоко (т) :    мясо (т)  :    мед (кг) : травы (га)   :  (число
              : / коровы     :              :              :               :              :             :              :  хозяйств)
              : -----------------------------------------------------------:--------------:--------------:--------------:--------------
              :1993:1994:1995:1993:1994:1995:1993:1994:1995:1993:1994:1995 :1993:1994:1995:1993:1994:1995:1993:1994:1995:1993:1994:1995
              : год:год : год: год: год: год: год: год: год: год: год: год : год: год: год: год: год: год: год: год: год: год: год: год
--------------:----:----:----:----:----:----:----:----:----:-----:---:-----:----:----:----:----:----:----:----:----:----:----:----:----
       1      :  2 : 3  :  4 :  5 :  6 :  7 :  8 :  9 : 10 : 11  : 12: 13  : 14 : 15 : 16 : 17 : 18 : 19 : 20 : 21 : 22 : 23 : 24 : 25
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бокситогорский  355  390  450  220  250  300  180  180  180  345  400  500   45   50   60  900  1500 2000   -   -     -    -    -    -
                ---  --- ---
                138  160  200

Волосовский     120  170  220   30   50  100   20   40   80  300  450  600   30   35   35  400   600  800   -   -     -    -    -    -
                ---  ---  ---
                100  150  200

Волховский      520  550  600  800  1000  1300 350  350  350 400  500  600   64   90  120    -    -    -    -   -     -     -    -
                ---  ---  ---
                120  170  250

Всеволожский    240  250  350   370  370  500  380  420  500  120  240  280  90  100  150  150   300  500   1    2    6     -    -    - -
                ---  ---  ---
                40   70   100

Выборгский      550  600  780  2500  2500 2500 100  150  200  720  800  950  300  350  400  2000 3000 4000  1    2    4     -    -    -
                ---  ---  ---
                280  320  350

Гатчинский      122  140  160   200   230  250 100  130  150  220  250  250   30   35  40   115  230  560   -     -    -    -    1    -
                ---  ---  ---
                 65  70   70

Кингисеппский   100  200  250   200  250  300   -    -    -   100  190  220   10   25  40  1300  1800  2000  -    -    -    -    -    -
                ---  ---  ---
                50   100  100

Киришский       445  470  500   300  500  600   -    -    -    375  500  800  80  160  200  330   370   400  9    9    9    -    -    -
                ---  ---  ---
                108  140  200

Кировский       100  200  220   100  160  250   25   35   50   25    50   70   20   32   50   -    -     -    -    -   -    -    -    -
                ---  ---  ---
                 80  140  180

Лодейнопольский 100  120  150   300  300  300   52  100  150  150   150  150   70   70   70  300  300   300   -    -   -    -    -    -
                ---  ---  ---
                 50   50  50

Ломоносовский   160  180  190   680  1240 1520 204  500  500  514   600  650  109  150  100   -    -     -    -     -   -    -    -   -
                ---  ---  ---
                120  140  160

Лужский         600  700  750   680  680  680   60   70   90  200   270  380 1100  1500 1800 3700 3800 3900   -     -    -    -   -   -
                ---  ---  ---
                110  120  140

Подпорожский    180  200  250   100  100  150   -    -    -   45     60   60  120   150  200   -    -    -    -     -    -    -   -   -
                ---  ---  ---
                150  150  150

Приозерский     950  950 1000  3000  3000 4000  280  280  280 2000 2000 2200  700   700  970  350  350  400   -     2    4    -   -   -
                ---  --- ----
                500  500  600

Сланцевский     100  140  180    90  150  190    -    -    -   120  160  200   25    40   50   -    -    -    -     -    -    -    -  -
                --- ---  ---
                40   55   70

Тихвинский      140  170  200   500  600  700   200  300  600   56   80  100  100   120  150  400  1600 2000  -    -    -    -    -  -
                ---  ---  ---
                20   30    40

Тосненский      300  350  400   169  200  300    -    -    -   384  420  500  256   350  450   -      -    -    -   -    -    -    1  -
                ---  ---  ---
                100  120  140
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
                5182 5720 6570 10239 11580 13940 1951 2555 3130 6074 7120 8560 3149 3957 4965 10945 13850 16860  11  15  23
     Итого      ---- ---- ----
                2071 2485 3000

                                          Продолжение приложения 2

___________________________________________________________________
                 :   Производство  продукции (т)
     Районы      :--------------------------------------------------
                 :  картофель      :    зерно       : овощи
                 :-----------------:----------------:--------------
                 :1993 :1994 :1995 :1993 :1994 :1995:1993:1994:1995
                 : год : год : год : год :год  : год: год: год: год:
-----------------:-----:-----:-----:-----:-----:----:----:----:-----
        1        : 26  : 27  :  28 :  29 :  30 :  31: 32 : 33 :  34
--------------------------------------------------------------------
Бокситогорский    1000  1500  2000  150    170   200  20   21   24
Волосовский       1500  2250  3000   -      -     -   10   20   30
Волховский        1000  1500  2000   -      -     -   50   50   50
Всеволожский      2000  3500  4000   50     50    50 1000 1500 3000
Выборгский        2000  2500  3000  100    140   175  100  200  400
Гатчинский        1000  1500  2000  180    250   300  200  250  325
Кингисеппский     1000  1500  2500   12     30    40   25   40   60
Киришский         1200  1600  2000   42     50    60  300  300  300
Кировский           90   315   350   -      -     -    -    -    -
Лодейнопольский     90   150   200   -      -     -    -    -    -
Ломоносовский     3000  4000  4500   20     30    40   40   50   70
Лужский            250   270   280   -      -     -   480  520  580
Подпорожский       250   360   420   -      -     -    25   36   42
Приозерский       2000  3000  4500  240    300   400  400  800 1110
Сланцевский        118   140   170   -     160   195   -    -   -
Тихвинский         600   800  1400   -      -     -   200  250  300
Тосненский        1212  2000  3000   -      -     -   169  200  300
___________________________________________________________________
    Итого       18510  26885 35320  794   1180  1460 3019 4237 6591


                                                        Приложение 3
                                                  к Программе развития
                                                фермерских хозяйств..,
                                           утвержденной постановлением
                                                   главы администрации
                                                 Ленинградской области
                                                    от 22.11.93  N 127

                               ОБЪЕКТЫ

        переработки сельскохозяйственной продукции фермерских
          хозяйств Ленинградской области на 1993 - 1995 годы
_______________________________________________________________________________________________________________________
                  :    Молоко    :   Мясо       : Картофель    :  Овощи       :    Зерно     :  Шерсть      :Цех сушки
       Районы     :(ед/т в смену):(ед/т в смену):(ед/т в смену):ед/банок в см.:   (ед/т)     :ед/кг в смену:ед/т в м.
                  :--------------:--------------:--------------:--------------:--------------:-------------:-----------
                  :1993:1994:1995:1993:1994:1995:1993:1994:1995:1993:1994:1995:1993:1994:1995: 1994 : 1995 : 1994:1995
                  : год: год: год: год: год: год: год: год: год: год: год: год: год: год: год:  год :  год :  год: год
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бокситогорский       -   -   1/3    -  1/0,5  -    -   1/2   -    -    -    -    -    -   -     -      -      -    -
Волосовский          -  1/2   -     -  1/1,5  -    -   1/2   -    -    -    -    -    -   -     -      -  1/1400  2/2800
Волховский           -  1/5  1/1    -  2/0,5 1/0,5 -    -    -    -    -    -    -    -   -     -      -      -     -
Всеволожский         -   -    -     -  2/0,5 3/0,5 -    -    -    -    -    -    -   2/3  1/2   -      -  2/2800  3/4200
Выборгский          1/5 1/5  1/5  1/3  1/3   1/    -   2/5   -    -    -    -    -    -    -    -      -  1/1400  2/2800
Гатчинский           -  2/1   -     -  2/0,5  -    -  1/0,1  2/0,2   1/200  -    -   1/2   -    -      -  1/1400  3/4200
Кингисеппский        -   -    -     -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -      -  1/1400    -
Киришский            -   -    -     -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -      -      -     -
Кировский            - 3/3,1  1, 1  -    2    -    -    1    -    -    1    -    -    -    -    -      -      -     -
                          --  -  --      ---            ---            ---
                          10  5  10      0,5            0,2            200
Лодейнопольский      - 1/45   1/50  -  1/30  1/50  -  1/0,2  -   -    -     -    -    -    -    -      -      -     -
Ломоносовский        - 1/10   -     -  1/2    -    -    -    -   -    -     -    -    -    -  1/200    -  1/1400  2/2800
Лужский              - 1/100  1/100 -    -    -    -   1/5   -   -    -     -    -    -    -    -      -  1/1400  3/4200
Подпорожский         -  2/1   3/1   -  1/0,5  -    -    -    -   -    -     -    -    -    -    -      -      -     -
Приозерский          -   -    -     -  2/1   1/2   -    -    -   -    -     -    -    -    -    -      -   1/700  3/2100
Сланцевский          -   -    1/2   -    -   1/0,5 -    -    -   -    -     -    -    -    -    -      -      -     -
Тихвинский           -  1/2   1/2   -  1/0,5 1/0,5 -    -    -   -    -     -    -    -    -    -      -   1/500   1/500
Тосненский           -  2/1   -     -    -   1/0,5 -    -    -   -    -     -    -    -    -    -      -  1/2800  3/4200
_______________________________________________________________________________________________________________________
                    1   17    12    1    17    10  -    8    2   -    2     -    -    3    1    1      -    11     22
   Итого            -   ---  ---    -    --   ----     ----  ---      ---             -    -   ---         -----  -----
                    5   185  179    3    44   58,5     19,5  0,2      400             5    2   200         15200  27800

                                                      Приложение 4

                                                 к Программе развития
                                               фермерских хозяйств...,
                                           утвержденной постановлением
                                                   главы администрации
                                                 Ленинградской области
                                                     от 22.1.93  N 127

                            СТРОИТЕЛЬСТВО

            хранилищ под картофель, овощи, корма и технику
   для фермерских хозяйств Ленинградской области на 1993-1995 годы
                                                                                                    (количество-единиц
                                                                                                      емкость-тонн)
________________________________________________________________________________________________________________________
                  : Картофелехранилища :  Зернохранилища    : Овощехранилища     :  Сенные сараи     :Навесы для техники
                  :--------------------:--------------------:--------------------:-------------------:-----------------
                  : 1993 : 1994 : 1995 : 1993 : 1994 : 1995 : 1993 : 1994 : 1995 : 1993 : 1994 : 1995:1993 :1994 :1995
   Районы         :  год :  год :  год :  год :  год :  год :  год :  год :  год :  год :  год :  год: год : год : год
------------------:------:------:------:------:------:------:------:------:------:------:------:-----:-----:-----:------
     1            :  2  :   3  :  4   :  5   :  6   :   7  :   8  :   9  :  10  :  11  :  12  :  13 : 14  :  15 : 16
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бокситогорский     1/100   2/200  2/100    -    1/400  1/400    -      -    1/100   1/50    -   1/100   -     -     -
Волосовский           -    1/100   -       -       -     -      -    1/50     -      -    1/100   -     -     -     -
Волховский            -    10/50  10/50    -       -     -      -    5/50   6/50     -    4/50   5/100  -     -     -
Всеволожский          -    5/200  5/100    -    2/200  1/100    -      -      -      -      -     -     -     -     -
Выборгский         1/200   2/200  2/200    -    1/100    -      -    1/100  1/100   3/100  5/100 4/100  -     -     -
Гатчинский         1/200   20/200 20/200   -       -     -      -    2/100  2/50     -     6/20  6/30   -     -     -
Кингисеппский         -    10/50  5/100    -       -     -      -      -       -     -     5/50  2/70+  -     4     6
                                                                                                 2/30
Киришский             -      -    1/50     -       -     -      -      -       -     -      -     -     -     -     -
Кировский             -    1/100  1/100    -       -     -      -    1/100     -     -    1/100  1/100  -     1     -
Лодейнопольский       -    4/100  4/100    -       -     -      -      -       -     -    4/100  3/50   -     -     -
Ломоносовский      2/100   4/100  3        -       -     -      -      -       -     -    1/20   1/20   -     -     -
Лужский            3/50    7/50   1/50    -       -     -      -    1/30   3/30    1/20  4/20   7/20   -     -     -
Подпорожский          -      -      -      -     1/50  1/50     -      -       -     -      -     -     -     -     -
Приозерский           -    10/30  15/30    -       -     -      -      -       -     -    18/15  25/20  -     -     -
Сланцевский           -      -    1/50     -       -   1/50     -      -       -     -    1/15   1/20   -     -     -
Тихвинский            -    2/100  3/100    -       -     -      -      -    1/50     -       -   1/20   -     -     -
Тосненский            -    10/200 5/200    -       -     -      -      -    1/100    -    1/100  1/100  -     -     -
_______________________________________________________________________________________________________________________
     Итого        8/850  88/10650 89/9850  -    6/950  4/600    -  11/730 15/840  5/370  51/2155 60/2430 -    5     6


                                                          Приложение 5
                                       к Программе развития фермерских
                                             хозяйств..., утвержденное
                                    постановлением главы администрации
                                                 Ленинградской области
                                                    от 22.11.93  N 127



          Инженерное обустройство фермерских (крестьянских)
           хозяйств Ленинградской области на 1993-1995 годы

________________________________________________________________________________________________________________________
                  : Мелиорация (га)    : Дороги (км)        :Линии электро: Газификация :Телефониза- : Водоснабжение
                  :                    :                    :передачи (км):     (км)    :ция (км)    : (скважин)
                  :--------------------:--------------------:-------------:-------------:------------:-----------------
                  :факт.7: 1994 : 1995 :факт.7: 1994 : 1995 : 1994 : 1995 : 1994 : 1995 : 1994 : 1995:  1994 : 1995 :
   Районы         :мес.  :  год :  год : мес. :  год :  год :  год :  год :  год :  год :  год :  год:   год :   год :
                  :1993 г:      :      :1993 г:      :      :      :      :      :      :      :     :       :
------------------:------:------:------:------:------:------:------:------:------:------:------:-----:-------:----------
     1            :   2  :   3  :  4   :  5   :  6   :   7  :   8  :   9  :  10  :  11  :  12  :  13 : 14    :  15
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Бокситогорский       -     150    160     -     20      20     20     20     20     10     100     40     10     15
Волосовский         25     348    360     3     80      60     60     32     50     25     86      50     70     90
Волховский           -     250    300     -     40      62     50     23     50     25     50      30     20     40
Всеволожский         -      90    100     -     50      56     50     30     50     25     59      30     20     30
Выборгский           -     780    820     -    100     100    120     80    100     50     120     70     20     30
Гатчинский          10     650    720    5,5    80      90    100    110    100     50     120    50     40     30
Кингисеппский       28      24     31    1,0    20      30     40     10     40     20     50      30     10      3
Киришский            -      51     65     -     16      20     40      8     40     20     40      30     10     10
Кировский           29      15     25     -     10       7     25     20     15      5     10      6      10      5
Лодейнопольский     -      26     32     -     15      12     20     10     20     10     25      30      5      5
Ломоносовский        -     120     80     -     48      50     50     20     40     15     60      40     10     15
Лужский              -     200    200     -     50      50     50     32     50     20     110     55     5      5
Подпорожский         -      50     50     -     20      34     30     20     30     15     50      33     10     20
Приозерский          -     200    200          30      35     40     50     40     20     42      48     7      10
Сланцевский          -      65     60     -     24      30     70     25     60     30     80      70     12     20
Тихвинский           -      50     50     -     20      20     25     25     25     10     35      25      6      6
Тосненский           -     700    651     -    141     110    154    128     96     53    156      65     60     66
_______________________________________________________________________________________________________________________
     Итого         92     3769   3904    9,1   764    786     944    643    826    403   1184      702    325    400



                                                          Приложение 6
                                                  к Программе развития
                                               фермерских хозяйств...,
                                           утвержденной постановлением
                                                   главы администрации
                                                 Ленинградской области
                                                    от 22.11.93  N 127

                          СВОДНЫЙ  РАСЧЕТ

              стоимости программы развития фермерских
          хозяйств Ленинградской области на 1993-1995 годы
____________________________________________________________________
      Статьи       : Бюджетные средства     :    Льготные кредиты
    расходов       :  (млрд. руб.)          :       (млрд. руб.)
                   :------------------------------------------------
                   :  1993 :  1994  :  1995 :  1993  :  1994  : 1995
                   :   год :   год  :   год :   год  :  год   :  год
--------------------------------------------------------------------
1. Инфраструктура              30      40
--------------------------------------------------------------------
   мелиорация
   дороги
   энергоснабжение
   водоснабжение
   телефонизация
   газификация
--------------------------------------------------------------------
2. Строительство                                         16     25
---------------------------------------------------------------------
   хранилища
   объекты по
   переработке продукции        3,0      5,0
   жилье
   животноводческие
   помещения
--------------------------------------------------------------------
3. Затраты на покупку                                    20      30
--------------------------------------------------------------------
   техника
   горюче-смазочные
   материалы

   минеральные
   удобрения

   ядохимикаты
--------------------------------------------------------------------
4. Обучение                     0,5      1,0
---------------------------------------------------------------------
5. Наука                        1,0      1,5
--------------------------------------------------------------------
6. Проектирование               0,2      0,5
--------------------------------------------------------------------
7. Непредвиденные
   расходы                      2,0      2,0
____________________________________________________________________
     Итого                      38       50             36     55

Информация по документу
Читайте также