Расширенный поиск
Постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 № 493ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 26 декабря 1996 года N 493 Утратилo силу - Постановление Правительства Ленинградской области от 14.02.2005 г. N 25 О утверждении Концепции семейной политики в Ленинградской области Рассмотрев представленный комитетом социального обеспечения населения проект Концепции семейной политики в Ленинградской области, правительство Ленинградской области п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить Концепцию семейной политики в Ленинградской области (прилагается). 2. Поручить комитету социального обеспечения населения разработать на основе Концепции семейной политики в Ленинградской области комплексную региональную программу "Семья" на 1997-2000 годы и внести ее на утверждение правительства Ленинградской области в марте 1997 года. Финансирование программы на 1997 год определить в пределах выделенных бюджетных ассигнований. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - заместителя председателя правительства по социальному развитию Воронцова А.В. Губернатор В.Густов УТВЕРЖДЕНА постановлением правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 года N 493 К О Н Ц Е П Ц И Я СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Санкт-Петербург 1996 год С О Д Е Р Ж А Н И Е стр. 1. Введение. Современное состояние и проблемы семьи в Ленинградской области................. 3 2. Цели и задачи семейной политики в Ленинградской области ...................... 7 3. Принципы семейной политики ................... 8 4. Основные направления реализации семейной политики в Ленинградской области .... 11 5. Организационные меры по реализации семейной политики в Ленинградской области .... 10 I. ВВЕДЕНИЕ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В современных условиях положение семьи все в большей степени зависит от политической и социально-экономической обстановки в стране. Уже давно доказано, что именно благополучие семьи, ее прочность и стабильность обеспечивают, в конечном счете, и устойчивое развитие общества. В семье формируются основные потребности человека, реализуются такие важные общественные функции как репродуктивная, воспитательная, социальная и экономическая. Неблагоприятные социально-экономические и морально-психологические изменения, переживаемые в настоящее время нашей страной, всей своей тяжестью обрушиваются на семью, усиливая и отягощая те кризисные явления, которые наблюдаются в ней под влиянием внутренних противоречий на протяжении последних лет. К существовавшим ранее проблемам семьи добавились новые, нуждающиеся в скорейшем разрешении, - это безработица, падение уровня жизни, снижение нравственности и ценностей семейных отношений. Все это негативно сказывается на семье, усиливает ее социальную уязвимость и в первую очередь отражается на детях, ухудшая условия их проживания и создавая угрозу жизни и здоровью. В Ленинградской области около 400 тысяч семей. Наиболее характерны семьи, состоящие из 3-4 человек. В структуре населения Ленинградской области женщины составляют 63 процента (из них 55,6 процента репродуктивного возраста), дети и подростки - 21,6 процента. Уровень рождаемости в Ленинградской области в 1994 году составил 7,34 на 1000 населения, что в 1,3 раза ниже чем в среднего показателя в Российской Федерации. На 1 января 1996 года рождаемость в области составила 7,24, в 1985 году этот показатель составлял 14,3 и находился на уровне среднероссийских показателей. В 1995-96 годах уменьшилось абсолютное количество абортов, но наметилась тенденция увеличения числа абортов у первобеременных женщин, а также женщин 15-17 лет. Одним из основных показателей, характеризующих уровень медицинской помощи женщинам, является материнская смертность. В 1995 году этот показатель составил в Ленинградской области 32,2 на 100 тысяч родивших, что почти в 6 раз превышает среднеевропейский уровень. Увеличивается относительное число не состоящих в браке молодых людей. Растет внебрачная рождаемость. Число детей, родившихся вне брака, составило в 1993 году 1871, в 1994 году 2020, в 1995 году 2155. Смертность детей в возрасте до 1 года, родившихся у матерей, не состоящих в браке, в 2,7 раза выше смертности детей данного возраста в полных семьях. Смертность детей в возрасте до 1 года в 1995 году составила 176 человек (14,2 на 1000 родившихся, в развитых странах этот показатель составляет 6 - 12 на 1000 родившихся). В структуре младенческой смертности ранняя неонатальная смертность (смертность в возрасте до 7 дней жизни) в 1995 году составила 43,8 процента (77 человек или 6,2 на 1000 живорожденных), постнеонатальная смертность (смертность в возрасте от 7 дней до 1 года) - 56,2 процента (99 человек или 8,0 на 1000 живорожденных). Высокий уровень разводов свидетельствует о снижении ценности института семьи. В течение 1994 года 10730 супругов расторгли брак, что составляет 6,4 на 1000 человек (в 1993 году - 6,0 на 1000 человек), это в 1,5 раза выше чем в среднем по России. Треть из них приходится на молодых супругов,проживших вместе менее 5 лет. В результате разводов ежегодно около 10 тысяч детей остается без одного из родителей. Каждый третий ребенок воспитывается без матери или отца. Растет число неполных семей. Количество в 1995 году достигло 17951, (число детей в неполных семьях составило в 1995 году 25155 против 24795 в 1994 году). Распад семьи зачастую сопровождается нарастанием масштабов жестокости родителей по отношению к детям и увеличением числа детей, бегущих из дома. В области в особо трудных условиях проживает 1175 детей, лишенных нормального жизнеобеспечения в собственных семьях. В последние годы резко увеличилась потребность в социальных приютах для детей. В 1994 году в области был один социальный приют, в 1996 году - 5 социальных приютов и 2 отделения при центрах социального обслуживания. Разобщение, разрыв связи поколений, уменьшение родственных контактов осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях, приводят к росту социального сиротства. В последние годы значительно увеличилось число детей с асоциальным поведением, несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений. Экономическое положение является сегодня одной из острейших проблем семей с детьми. Низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата, безработица - все это оказывает дестабилизирующее влияние на семью и прежде всего и на малообеспеченные семьи. В 1995 году доля таких семей составила 56 процентов от общего числа семей. Особые экономические трудности испытывают многодетные семьи, имеющие высокую иждивенческую нагрузку. В области проживает 14258 многодетных семей, в них 48397 детей. В Ленинградской области наблюдается рост семей "группы риска". Причиной прогрессирующего роста семей "группы риска" являются условия, способствующие вовлечению детей и подростков в пьянство, наркоманию, преступную деятельность. На 1 июня 1996 года в Ленинградской области насчитывалось 13845 таких семей. Особенно сложное материальное положение наблюдается в семьях, проживающих в селах и отдаленных от районных центров населенных пунктах. В этих семьях растет детская заболеваемость. В тяжелом положении находятся семьи с детьми-инвалидами. В области 5490 детей-инвалидов. Затраты на медицинское обслуживание ребенка-инвалида в 8 раз больше, чем здорового. Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих заботы о детях-инвалидах. В области недостаточно развиты формы надомной трудовой деятельности, не в полную силу функционирует патронажная служба. Устойчивая закономерность последовательного сокращения дошкольных учреждений, связанная с резким увеличением платы за содержание детей в них и ухудшение материально-технических условий содержания детей в детских дошкольных учреждениях привели к росту числа неорганизованных детей дошкольного возраста. Наряду с материальными и психологическими проблемами существует еще одна - распад духовных ценностей и нравственных ориентиров. Такие качества как взаимопомощь, товарищество, доброта, уважение к старшим, ценность семейных отношений, всегда составлявшие основу национальных, исторических, культурных и нравственных традиций российского народа, начинают размываться, забываться, исчезать. Все это требует кардинального изменения отношения к семейной политике и доказывает необходимость принятия концепции семейной политики в Ленинградской области. Настоящая концепция семейной политики в Ленинградской области является первым программным документом по социальной защите семьи. Концепция семейной политики в Ленинградской области (в дальнейшем - концепция) содержит основные направления государственной семейной политики. В ней заложены основы для разработки нормативной базы в области социальной защиты и развития семей всех типов, указаны основные подходы к решению проблем семьи, определены основные направления по созданию необходимых условий для поддержания жизнедеятельности и повышения качества жизни семьи. Концепция разработана с учетом социально-экономического положения семьи в Ленинградской области. Реализация концепции семейной политики предполагает два основных этапа: 1. Краткосрочный - социальная поддержка семьи в период реформирования экономики. 2. Долгосрочный - укрепление института семьи. Концепция включает в себя: 1. Цели и задачи семейной политики. 2. Принципы проведения семейной политики. 3. Основные направления реализации семейной политики. 4. Организационные меры по реализации семейной политики. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Основной целью семейной политики является укрепление авторитета семьи как социального института; поддержание ее жизнедеятельности; обеспечение условий для реализации ею в полном объеме своих общественных функций: репродуктивной, воспитательной, социальной, экономической, жизнеохранительной; создание условий, необходимых для нормального развития детей, обеспечения их выживания и социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. Для реализации целей семейной политики предусмотрено решение следующих задач: - создание и совершенствование законодательной базы и условий для реализации прав семьи во всех сферах ее жизнедеятельности; - осуществление специальных мер по оказанию адресной социальной и экономической поддержки наиболее нуждающимся семьям, семьям с особыми проблемами, а также семьям, оказавшимся в экстремальных условиях; - координация усилий различных структур представительной и исполнительной власти, общественных объединений в реализации семейной политики на территории Ленинградской области. III. ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Семейная политика рассматривается как составная часть социальной политики в Ленинградской области и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, медицинского, социального и организационного характера, направленную на улучшение жизнедеятельности семьи. Ее принципы являются общими для всех уровней управления на территории Ленинградской области: 1. Равенство прав и возможностей всех типов семей в реализации своих общественных функций. 2. Комплексный подход к решению проблем семьи, предоставлению ей социальных гарантий и льгот. 3. Дифференцированный подход к работе с различными типами семей на всех этапах их жизненного цикла. 4. Приоритетность решения проблем жизнеобеспечения детей в реализации семейной политики. 5. Прогностичность и гибкость социальной политики на основе постоянного мониторинга. IУ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Основными направлениями реализации семейной политики в Ленинградской области на период 1997-2000 год являются: 1. Создание системы медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье: - формирование на территории области сети учреждений социального обслуживания семьи и детей с учетом потребности социума; - совершенствование медико-социальной помощи детям и подросткам; - создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками, профилактики хронических и инвалидизирующих заболеваний через учреждения общего и специального назначения; - развитие сети центров социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в городах и районах области; - создание и развитие негосударственных структур, общественных организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми; - создание механизма межведомственной координации, информационного, методического и организационного взаимодействия всех ведомств, учреждений и организаций, ведущих социальную работу с семьей и детьми на всех уровнях. 2. Охрана здоровья матери и ребенка: - организация центров планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья семьи; - сохранение за счет областного бюджета и иных источников финансирования бесплатности медицинских услуг для детей, беременных женщин; - укрепление материально-технической базы родильных и детских отделений медицинских учреждений; - развитие медико-генетической помощи населению, совершенствование и внедрение современных технологий для ранней диагностики заболевания плода, обеспечение благополучных родов. 3. Улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержка малоимущих семей: - усиление социальных гарантий в области занятости для родителей неполных и многодетных семей, семей несовершеннолетних родителей, семей с несовершеннолетними инвалидами; - создание для членов социально незащищенных семей специальных рабочих мест, квотирование рабочих мест, предоставление налоговых и иных льгот предприятиям, использующим их труд; - разработка программы гарантированного профессионального обучения и трудоустройства инвалидов; - развитие системы спонсирования для поддержки малоимущих семей с детьми; - реализация социальных гарантий выпускникам учебных заведений, являющимся детьми-сиротами, обеспечение их жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации; - развитие специальных целевых форм социальной защиты семей: предоставление кредитов до 6 месяцев на приобретение предметов долгосрочного пользования, одежды, выделение ссуд молодым семьям; - совершенствование системы и порядка получения алиментов при раздельном проживании родителей; - повышение ответственности судебных органов и органов опеки и попечительства в части своевременного применения гражданско-правовых санкций к родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию детей; - реализация льготного обеспечения жильем многодетных семей и семей с детьми-инвалидами. 4. Повышение профессионального и социального статуса женщин: - обеспечение условий для повышения конкурентноспособности женщин на рынке труда; - организация надомного труда женщин, воспитывающих малолетних детей, детей-инвалидов; - организация обучения и переквалификации безработных женщин; - квотирование рабочих мест для женщин-инвалидов, женщин, имеющих детей-инвалидов, несовершеннолетних матерей; - совершенствование условий и режима труда; - принятие мер по усилению охраны безопасности труда женщин на производстве и в сельском хозяйстве. 5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: - развитие системы учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних; - развитие сети центров психолого-педагогической реабилитации для детей и подростков с девиантным поведением; - совершенствование работы по профилактике бродяжничества, детской проституции, наркомании, алкоголизма; - обеспечение условий для реализации программы "Профилактика детской безнадзорности, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи"; - создание системы содействия в трудоустройстве подростков, возвратившихся из мест лишения свободы; - создание внештатных подразделений для несовершеннолетних воспитанников при воинских частях Ленинградской области. 6. Исследовательская, информационная, пропагандистская и культурно-просветительная работа: - разработка моделей "идеальной" семьи для разных типов семейных структур Ленинградской области; - выделение в средствах массовой информации специального направления по вопросам семейной политики; - организация научно-методических экспертных исследований по проблемам жизнедеятельности семей с детьми; - создание экспериментальных площадок на базе учреждений по проблемам семьи, женщин и детей с целью проведения исследований и внедрения новых современных методик работы с семьей, детьми; - содействие созданию и организации деятельности общественных объединений родителей одаренных детей, детей-инвалидов, многодетных семей, семей с психологическими проблемами; - проведение конференций, семинаров, круглых столов по проблемам семьи и семейной политики. 7. Подготовка кадров работников социальной сферы: - организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов по проблемам семьи для служб социальной защиты, образования, здравоохранения; - создание целостной разноуровневой системы подготовки специалистов широкого профиля по проблемам семьи. У. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Реализация семейной политики в Ленинградской области будет включать следующие меры: - реализация распорядительных документов органов исполнительной власти всех уровней по проблемам семьи и детей, законодательных актов Российской Федерации и Ленинградской области; - принятие правительством области дополнительных специальных законодательных и иных правовых актов, принятие решений местных органов власти и местного самоуправления, внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по обеспечению защиты интересов семьи, материнства и детства; - разработка и практическое осуществление областных программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики, а также включение соответствующих разделов в областные программы экономического, медицинского, социального, правового и культурного развития; - развитие системы территориальных органов социальной защиты, а также служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической, социальнопедагогической помощи семье и детям; - выделение в областном и местных бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области семейной политики, программ "Семья", "Планирование семьи", "Безопасное материнство" (финансовое обеспечение программ, целевых фондов, мероприятий социальной помощи отдельным категориям семей, социальных служб специальной ориентации, научных исследований по проблемам семьи в области изучения экономических, демографических, правовых, педагогических, медицинских, социально-психологических проблем семьи в Ленинградской области и подготовки соответствующих кадров); - обеспечение поддержки деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, оказывающих помощь семьям с проблемами, малообеспеченным семьям. Проект концепции семейной политики в Ленинградской области подготовлен на основании главы 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", реализации программы "Дети России" и в соответствии с основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года. Проект концепции подготовлен рабочей группой в составе: Руководители группы: Мотылева Л.С. - профессор, зав.кафедрой дефектологии Ленинградского государственного областного университета Быстрова З.Н. - заместитель министра министерства социальной защиты населения Ленинградской области Члены группы: Богданова И.В. - ведущий специалист управления социальной защиты и реабилитационных учреждений министерства образования Вторая Н.Г. - заместитель министра экономики и инвестиций правительства Ленинградской области Кузнецова И.В. - ведущий специалист по проблемам семьи, женщин, детей министерства социальной защиты населения Ленинградской области Копытенкова О.И. - кандидат мед.наук, доцент кафедры социальной технологии и философии Санкт-Петербургского технологического института Сервиса Муравьева Г.С. - ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Нилова Т.А. - начальник сектора по проблемам семьи, женщин и детей министерства социальной защиты населения Ленинградской области Соколова А.В. - ст.преподаватель кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета, заслуженный учитель РФ Шелгунова Н.Ф. - начальник отдела социальной помощи министерства социальной защиты населения Ленинградской области Шилов И.Ю. - старший преподаватель кафедры социальной педагогики Ленинградского государственного областного университета Шнитова В.А. - ст.инспектор ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области РЕЦЕНЗЕНТЫ: Виноградов Ю.И. - профессор, заведующий кафедрой психологии Ленинградского областного государственного университета. Леванчук А.В. - кандидат мед.наук, доцент кафедры социальных технологий и философии Санкт-Петербургского технологического института Сервиса Раков А.М. - доцент кафедры философии и социологии Ленинградского государственного областного университета Старобина Е.М. - зав.лабораторией профессионального обучения инвалидов Санкт-Петербургского НИИ экспертизы трудоспособности инвалидов, старший научный сотрудник Феоктистова В.А. - заведующая кафедрой общей и специальной педагогики Международного университета семьи и ребенка им.Р.Валленберга, доцент Щипицына Л.М. - Профессор, ректор Международного университета семьи и ребенка имени Р.Валленберга Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|