Расширенный поиск

Постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 № 493

 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ

                               ОБЛАСТИ

     от 26 декабря 1996 года N 493

                                      Утратилo силу - Постановление
                                       Правительства Ленинградской
                                      области от 14.02.2005 г. N 25

     О утверждении Концепции семейной
     политики в Ленинградской области


     Рассмотрев представленный   комитетом   социального   обеспечения
населения  проект Концепции семейной политики в Ленинградской области,
правительство Ленинградской области п о с т а н о в л я е т :
     1. Утвердить  Концепцию семейной политики в Ленинградской области
(прилагается).
     2. Поручить    комитету    социального    обеспечения   населения
разработать на основе  Концепции  семейной  политики  в  Ленинградской
области комплексную региональную программу "Семья" на 1997-2000 годы и
внести ее на утверждение правительства Ленинградской области  в  марте
1997 года.
     Финансирование программы  на  1997  год  определить  в   пределах
выделенных бюджетных ассигнований.
     3. Контроль   за   исполнением   постановления    возложить    на
вице-губернатора  Ленинградской  области  -  заместителя  председателя
правительства по социальному развитию Воронцова А.В.


     Губернатор          В.Густов

                                                   УТВЕРЖДЕНА
                                 постановлением правительства
                                        Ленинградской области
                                от 26 декабря 1996 года N 493


                          К О Н Ц Е П Ц И Я

              СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
                           Санкт-Петербург
                               1996 год


                    С О Д Е Р Ж А Н И Е
                                                   стр.

1. Введение. Современное состояние и проблемы
   семьи в Ленинградской области.................    3

2. Цели и задачи семейной политики
   в Ленинградской области ......................    7

3. Принципы семейной политики ...................    8

4. Основные направления реализации
   семейной политики в Ленинградской области ....    11

5. Организационные меры по реализации
   семейной политики в Ленинградской области ....   10




            I. ВВЕДЕНИЕ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
                    СЕМЬИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

     В современных условиях положение  семьи  все  в  большей  степени
зависит от политической и социально-экономической обстановки в стране.
Уже давно доказано,  что именно благополучие  семьи,  ее  прочность  и
стабильность  обеспечивают,  в  конечном счете,  и устойчивое развитие
общества.
     В семье  формируются  основные потребности человека,  реализуются
такие важные общественные функции как репродуктивная,  воспитательная,
социальная и экономическая.
     Неблагоприятные социально-экономические                         и
морально-психологические  изменения,  переживаемые  в  настоящее время
нашей страной,  всей своей тяжестью обрушиваются на семью,  усиливая и
отягощая те кризисные явления,  которые наблюдаются в ней под влиянием
внутренних противоречий на протяжении последних лет.
     К существовавшим   ранее   проблемам   семьи   добавились  новые,
нуждающиеся в скорейшем разрешении,  - это безработица, падение уровня
жизни, снижение нравственности и ценностей семейных отношений.
     Все это негативно сказывается на семье,  усиливает ее  социальную
уязвимость и в первую очередь отражается на детях,  ухудшая условия их
проживания и создавая угрозу жизни и здоровью.
     В Ленинградской   области   около   400   тысяч  семей.  Наиболее
характерны семьи,  состоящие из 3-4  человек.  В  структуре  населения
Ленинградской  области  женщины  составляют  63  процента (из них 55,6
процента репродуктивного возраста), дети и подростки - 21,6 процента.
     Уровень рождаемости  в Ленинградской области в 1994 году составил
7,34 на 1000 населения,  что в 1,3 раза ниже чем в среднего показателя
в  Российской  Федерации.  На 1 января 1996 года рождаемость в области
составила 7,24, в 1985 году этот показатель составлял 14,3 и находился
на уровне среднероссийских показателей.
     В 1995-96 годах уменьшилось  абсолютное  количество  абортов,  но
наметилась   тенденция  увеличения  числа  абортов  у  первобеременных
женщин, а также женщин 15-17 лет.
     Одним из    основных    показателей,    характеризующих   уровень
медицинской помощи женщинам,  является материнская смертность.  В 1995
году  этот  показатель  составил  в  Ленинградской области 32,2 на 100
тысяч родивших, что почти в 6 раз превышает среднеевропейский уровень.
     Увеличивается относительное  число  не  состоящих в браке молодых
людей.  Растет внебрачная рождаемость.  Число  детей,  родившихся  вне
брака, составило в 1993 году 1871, в 1994 году 2020, в 1995 году 2155.
     Смертность детей в возрасте до 1 года,  родившихся у матерей,  не
состоящих в браке, в 2,7 раза выше смертности детей данного возраста в
полных семьях.
     Смертность детей  в  возрасте до 1 года в 1995 году составила 176
человек (14,2 на 1000 родившихся,  в развитых странах этот  показатель
составляет  6  -  12  на  1000  родившихся).  В структуре младенческой
смертности ранняя неонатальная смертность (смертность в возрасте до  7
дней жизни) в 1995 году составила 43,8 процента (77 человек или 6,2 на
1000  живорожденных),  постнеонатальная   смертность   (смертность   в
возрасте  от  7 дней до 1 года) - 56,2 процента (99 человек или 8,0 на
1000 живорожденных).
     Высокий уровень  разводов  свидетельствует  о  снижении  ценности
института семьи.
     В течение 1994 года 10730 супругов расторгли брак, что составляет
6,4 на 1000 человек (в 1993 году - 6,0 на 1000  человек),  это  в  1,5
раза выше чем в среднем по России.  Треть из них приходится на молодых
супругов,проживших вместе менее 5 лет.
     В результате  разводов ежегодно около 10 тысяч детей остается без
одного из родителей.  Каждый третий ребенок воспитывается  без  матери
или отца.
     Растет число неполных семей.  Количество  в  1995  году  достигло
17951,  (число  детей  в  неполных  семьях составило в 1995 году 25155
против 24795 в 1994 году).
     Распад семьи   зачастую   сопровождается   нарастанием  масштабов
жестокости родителей по отношению к детям и увеличением  числа  детей,
бегущих  из  дома.  В  области в особо трудных условиях проживает 1175
детей,  лишенных нормального жизнеобеспечения в собственных семьях.  В
последние  годы резко увеличилась потребность в социальных приютах для
детей.  В 1994 году в области был один социальный приют, в 1996 году -
5   социальных   приютов   и   2  отделения  при  центрах  социального
обслуживания.
     Разобщение, разрыв   связи   поколений,   уменьшение  родственных
контактов осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются  на
детях, приводят к росту социального сиротства.
     В последние  годы   значительно   увеличилось   число   детей   с
асоциальным   поведением,   несовершеннолетних,  зарегистрированных  в
органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.
     Экономическое положение   является  сегодня  одной  из  острейших
проблем   семей   с   детьми.   Низкий   уровень   заработной   платы,
несвоевременная   ее   выплата,   безработица   -  все  это  оказывает
дестабилизирующее   влияние   на   семью   и   прежде   всего   и   на
малообеспеченные  семьи.  В  1995  году  доля таких семей составила 56
процентов  от  общего  числа  семей.  Особые  экономические  трудности
испытывают многодетные семьи,  имеющие высокую иждивенческую нагрузку.
В области проживает 14258 многодетных семей, в них 48397 детей.
     В Ленинградской  области  наблюдается  рост семей "группы риска".
Причиной прогрессирующего роста семей "группы риска" являются условия,
способствующие  вовлечению детей и подростков в пьянство,  наркоманию,
преступную деятельность.  На 1 июня 1996 года в Ленинградской  области
насчитывалось 13845 таких семей.
     Особенно сложное материальное  положение  наблюдается  в  семьях,
проживающих  в  селах  и  отдаленных  от  районных  центров населенных
пунктах. В этих семьях растет детская заболеваемость.
     В тяжелом   положении  находятся  семьи  с  детьми-инвалидами.  В
области 5490  детей-инвалидов.  Затраты  на  медицинское  обслуживание
ребенка-инвалида  в  8 раз больше,  чем здорового.  Крайне злободневна
проблема трудоустройства матерей, несущих заботы о детях-инвалидах.
     В области    недостаточно   развиты   формы   надомной   трудовой
деятельности, не в полную силу функционирует патронажная служба.
     Устойчивая закономерность последовательного сокращения дошкольных
учреждений, связанная с резким увеличением платы за содержание детей в
них  и  ухудшение  материально-технических  условий содержания детей в
детских дошкольных учреждениях привели к росту числа  неорганизованных
детей дошкольного возраста.
     Наряду с материальными и психологическими  проблемами  существует
еще одна - распад духовных ценностей и нравственных ориентиров.
     Такие качества как взаимопомощь,  товарищество, доброта, уважение
к  старшим,  ценность  семейных отношений,  всегда составлявшие основу
национальных,  исторических,  культурных   и   нравственных   традиций
российского народа, начинают размываться, забываться, исчезать.
     Все это требует  кардинального  изменения  отношения  к  семейной
политике   и  доказывает  необходимость  принятия  концепции  семейной
политики в Ленинградской области.
     Настоящая концепция  семейной  политики  в  Ленинградской области
является первым программным документом по социальной защите семьи.
     Концепция семейной политики в Ленинградской области (в дальнейшем
- концепция) содержит основные  направления  государственной  семейной
политики.  В  ней  заложены  основы  для разработки нормативной базы в
области  социальной  защиты  и  развития  семей  всех  типов,  указаны
основные   подходы   к  решению  проблем  семьи,  определены  основные
направления  по   созданию   необходимых   условий   для   поддержания
жизнедеятельности и повышения качества жизни семьи.
     Концепция разработана с учетом социально-экономического положения
семьи в Ленинградской области.
     Реализация концепции семейной политики предполагает два  основных
этапа:   1.  Краткосрочный  -  социальная  поддержка  семьи  в  период
реформирования  экономики.  2.  Долгосрочный  -  укрепление  института
семьи.
     Концепция включает в себя:
     1. Цели и задачи семейной политики.
     2. Принципы проведения семейной политики.
     3. Основные направления реализации семейной политики.
     4. Организационные меры по реализации семейной политики.


                 II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
                       В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

     Основной целью семейной политики является  укрепление  авторитета
семьи  как  социального  института;  поддержание ее жизнедеятельности;
обеспечение  условий  для  реализации  ею  в   полном   объеме   своих
общественных   функций:  репродуктивной,  воспитательной,  социальной,
экономической,  жизнеохранительной;  создание условий, необходимых для
нормального  развития  детей,  обеспечения  их  выживания и социальной
защиты в  период  коренных  социально-экономических  преобразований  и
реформ.
     Для реализации  целей  семейной  политики  предусмотрено  решение
следующих задач:
     - создание и совершенствование законодательной базы и условий для
реализации прав семьи во всех сферах ее жизнедеятельности;
     - осуществление специальных мер по оказанию адресной социальной и
экономической поддержки наиболее нуждающимся семьям,  семьям с особыми
проблемами, а также семьям, оказавшимся в экстремальных условиях;
     - координация   усилий   различных  структур  представительной  и
исполнительной власти,  общественных объединений в реализации семейной
политики на территории Ленинградской области.


                   III. ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

     Семейная политика рассматривается как составная часть  социальной
политики  в  Ленинградской  области  и  представляет  собой  целостную
систему мер экономического,  правового,  медицинского,  социального  и
организационного      характера,     направленную     на     улучшение
жизнедеятельности семьи.  Ее принципы являются общими для всех уровней
управления на территории Ленинградской области:
     1. Равенство прав и возможностей всех типов  семей  в  реализации
своих общественных функций.
     2. Комплексный подход к решению проблем семьи,  предоставлению ей
социальных гарантий и льгот.
     3. Дифференцированный подход к работе с различными  типами  семей
на всех этапах их жизненного цикла.
     4. Приоритетность  решения  проблем  жизнеобеспечения   детей   в
реализации семейной политики.
     5. Прогностичность  и  гибкость  социальной  политики  на  основе
постоянного мониторинга.


                 IУ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
                          СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ


     Основными направлениями   реализации    семейной    политики    в
Ленинградской области на период 1997-2000 год являются:

     1. Создание  системы медико-социальной и психолого-педагогической
помощи семье:
     - формирование  на территории области сети учреждений социального
обслуживания семьи и детей с учетом потребности социума;
     - совершенствование  медико-социальной помощи детям и подросткам;
     - создание  и  внедрение  программ  обучения  родителей   основам
реабилитации   и   воспитания   детей   с  физическими  и  умственными
недостатками,  профилактики хронических и инвалидизирующих заболеваний
через учреждения общего и специального назначения;
     - развитие  сети  центров   социальной   реабилитации   детей   с
ограниченными возможностями в городах и районах области;
     - создание и развитие  негосударственных  структур,  общественных
организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми;
     - создание      механизма      межведомственной      координации,
информационного,  методического и организационного взаимодействия всех
ведомств, учреждений и организаций, ведущих социальную работу с семьей
и детьми на всех уровнях.

     2. Охрана здоровья матери и ребенка:
     - организация   центров   планирования   семьи    и    сохранения
репродуктивного здоровья семьи;
     - сохранение  за  счет  областного  бюджета  и  иных   источников
финансирования  бесплатности  медицинских услуг для детей,  беременных
женщин;
     - укрепление  материально-технической  базы  родильных  и детских
отделений медицинских учреждений;
     - развитие       медико-генетической       помощи      населению,
совершенствование  и  внедрение  современных  технологий  для   ранней
диагностики заболевания плода, обеспечение благополучных родов.

     3. Улучшение   материальных   условий   жизнедеятельности  семьи,
поддержка малоимущих семей:
    - усиление  социальных  гарантий в области занятости для родителей
неполных и  многодетных  семей,  семей  несовершеннолетних  родителей,
семей с несовершеннолетними инвалидами;
     - создание для членов социально  незащищенных  семей  специальных
рабочих  мест,  квотирование рабочих мест,  предоставление налоговых и
иных льгот предприятиям, использующим их труд;
     - разработка    программы    гарантированного   профессионального
обучения и трудоустройства инвалидов;
     - развитие системы спонсирования для поддержки малоимущих семей с
детьми;
     - реализация  социальных  гарантий выпускникам учебных заведений,
являющимся детьми-сиротами,  обеспечение их жильем  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации;
     - развитие специальных  целевых  форм  социальной  защиты  семей:
предоставление   кредитов  до  6  месяцев  на  приобретение  предметов
долгосрочного пользования, одежды, выделение ссуд молодым семьям;
     - совершенствование  системы  и  порядка  получения алиментов при
раздельном проживании родителей;
     - повышение  ответственности  судебных  органов и органов опеки и
попечительства в части своевременного  применения  гражданско-правовых
санкций к родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию детей;
     - реализация льготного обеспечения  жильем  многодетных  семей  и
семей с детьми-инвалидами.
     4. Повышение профессионального и социального статуса женщин:
     - обеспечение условий для повышения конкурентноспособности женщин
на рынке труда;
     - организация  надомного  труда женщин,  воспитывающих малолетних
детей, детей-инвалидов;
     - организация обучения и переквалификации безработных женщин;
     - квотирование рабочих мест для женщин-инвалидов, женщин, имеющих
детей-инвалидов, несовершеннолетних матерей;
     - совершенствование условий и режима труда;
     - принятие  мер  по  усилению охраны безопасности труда женщин на
производстве и в сельском хозяйстве.


     5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних:

     - развитие  системы  учреждений  по  профилактике  правонарушений
несовершеннолетних;
     - развитие сети центров психолого-педагогической реабилитации для
детей и подростков с девиантным поведением;
     - совершенствование   работы   по   профилактике  бродяжничества,
детской проституции, наркомании, алкоголизма;
     - обеспечение  условий  для  реализации  программы  "Профилактика
детской   безнадзорности,    предупреждение    правонарушений    среди
несовершеннолетних и молодежи";
     - создание  системы  содействия  в  трудоустройстве   подростков,
возвратившихся из мест лишения свободы;
     - создание  внештатных   подразделений   для   несовершеннолетних
воспитанников при воинских частях Ленинградской области.

     6. Исследовательская,    информационная,    пропагандистская    и
культурно-просветительная работа:

     - разработка моделей "идеальной" семьи для разных типов  семейных
структур Ленинградской области;
     - выделение  в   средствах   массовой   информации   специального
направления по вопросам семейной политики;
     - организация  научно-методических  экспертных  исследований   по
проблемам жизнедеятельности семей с детьми;
     - создание  экспериментальных  площадок  на  базе  учреждений  по
проблемам  семьи,  женщин  и  детей  с целью проведения исследований и
внедрения новых современных методик работы с семьей, детьми;
     - содействие  созданию  и  организации  деятельности общественных
объединений родителей одаренных  детей,  детей-инвалидов,  многодетных
семей, семей с психологическими проблемами;
     - проведение конференций,  семинаров, круглых столов по проблемам
семьи и семейной политики.


     7. Подготовка кадров работников социальной сферы:

     - организация подготовки,  переподготовки, повышения квалификации
специалистов   по   проблемам   семьи  для  служб  социальной  защиты,
образования, здравоохранения;
     - создание    целостной    разноуровневой    системы   подготовки
специалистов широкого профиля по проблемам семьи.


                У. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
                          СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

     Реализация семейной  политики  в  Ленинградской   области   будет
включать следующие меры:
     - реализация распорядительных документов  органов  исполнительной
власти всех уровней по проблемам семьи и детей,  законодательных актов
Российской Федерации и Ленинградской области;
     - принятие   правительством  области  дополнительных  специальных
законодательных  и  иных  правовых  актов,  принятие  решений  местных
органов   власти   и  местного  самоуправления,  внесение  в  качестве
законодательной  инициативы  изменений  и  дополнений  в   действующее
законодательство   Российской   Федерации  и  иные  правовые  акты  по
обеспечению защиты интересов семьи, материнства и детства;
     - разработка  и  практическое  осуществление  областных  программ
комплексного и целевого характера по отдельным  направлениям  семейной
политики,  а  также  включение  соответствующих  разделов  в областные
программы  экономического,  медицинского,  социального,  правового   и
культурного развития;
     - развитие системы территориальных органов социальной  защиты,  а
также   служб   различного   профиля   и  направленности  по  оказанию
социальной,  социально-психологической, социальнопедагогической помощи
семье и детям;
     - выделение в областном  и  местных  бюджетах  отдельной  строкой
ассигнований   на   финансирование   мероприятий  в  области  семейной
политики,  программ   "Семья",   "Планирование   семьи",   "Безопасное
материнство"   (финансовое   обеспечение   программ,  целевых  фондов,
мероприятий социальной помощи отдельным категориям  семей,  социальных
служб специальной ориентации,  научных исследований по проблемам семьи
в   области   изучения   экономических,   демографических,   правовых,
педагогических, медицинских, социально-психологических проблем семьи в
Ленинградской области и подготовки соответствующих кадров);
    - обеспечение  поддержки  деятельности  общественных  объединений,
благотворительных фондов,  оказывающих  помощь  семьям  с  проблемами,
малообеспеченным семьям.
     Проект концепции  семейной  политики  в   Ленинградской   области
подготовлен  на  основании  главы  2  статьи 38 Конституции Российской
Федерации с целью реализации Указа Президента Российской Федерации  от
14  мая  1996  года  N  712  "Об основных направлениях государственной
семейной  политики",  реализации   программы   "Дети   России"   и   в
соответствии  с  основными  направлениями  государственной  социальной
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации  до  2000
года.
    Проект концепции подготовлен рабочей группой в составе:

    Руководители группы:


    Мотылева Л.С.     -     профессор,    зав.кафедрой    дефектологии
                          Ленинградского  государственного  областного
                          университета

    Быстрова З.Н.   -  заместитель  министра  министерства  социальной
                          защиты населения Ленинградской области

    Члены группы:

    Богданова И.В. - ведущий специалист управления социальной защиты и
                          реабилитационных   учреждений   министерства
                          образования

    Вторая Н.Г.  -  заместитель  министра   экономики   и   инвестиций
                          правительства Ленинградской области

    Кузнецова И.В.  -  ведущий специалист по проблемам семьи,  женщин,
                          детей   министерства    социальной    защиты
                          населения Ленинградской области

    Копытенкова О.И.  -  кандидат мед.наук,  доцент кафедры социальной
                          технологии и философии  Санкт-Петербургского
                          технологического института Сервиса

    Муравьева Г.С.   -   ответственный  секретарь  комиссии  по  делам
                          несовершеннолетних

    Нилова Т.А. - начальник сектора по проблемам семьи, женщин и детей
                          министерства   социальной  защиты  населения
                          Ленинградской области

    Соколова А.В.    -    ст.преподаватель    кафедры     дефектологии
                          Ленинградского  государственного  областного
                          университета, заслуженный учитель РФ

    Шелгунова Н.Ф.  - начальник отдела социальной помощи  министерства
                          социальной  защиты  населения  Ленинградской
                          области

    Шилов И.Ю.  - старший преподаватель кафедры социальной  педагогики
                          Ленинградского  государственного  областного
                          университета

    Шнитова В.А.  - ст.инспектор ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской
                          области


                      РЕЦЕНЗЕНТЫ:

    Виноградов Ю.И.  -  профессор,  заведующий   кафедрой   психологии
                          Ленинградского  областного  государственного
                          университета.

    Леванчук А.В.  -  кандидат  мед.наук,  доцент  кафедры  социальных
                          технологий  и философии Санкт-Петербургского
                          технологического института Сервиса

    Раков А.М.  - доцент кафедры философии и социологии Ленинградского
                          государственного областного университета

    Старобина Е.М.   -   зав.лабораторией  профессионального  обучения
                          инвалидов      Санкт-Петербургского      НИИ
                          экспертизы    трудоспособности    инвалидов,
                          старший научный сотрудник

    Феоктистова В.А.  -  заведующая  кафедрой  общей   и   специальной
                          педагогики Международного университета семьи
                          и ребенка им.Р.Валленберга, доцент

    Щипицына Л.М.  -  Профессор,  ректор  Международного  университета
                          семьи и ребенка имени Р.Валленберга


Информация по документу
Читайте также