Расширенный поиск
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.01.1996 № 48О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА 1994-1995 гг. И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА 1996-1997 гг. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.01.96 N 48 Федеральной программой по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.05.94 N 1016, Министерство культуры Российской Федерации являлось ответственным исполнителем пп.9 и 10 разде- ла III, предусматривающих осуществление "комплекса дополни- тельных мер по обеспечению сохранности ценностей, находящихся в музеях, картинных галереях и выставочных залах", разработку и обоснование материалов по созданию Государственного реестра культурного наследия России. Для координации работ по реализации данной программы при- казом от 14.06.94 N 445 была создана рабочая группа во главе с Первым заместителем Министра К.А.Щербаковым. Приказом Министерства культуры от 14.11.94 N 765 была ор- ганизована рабочая группа по разработке концепции Госу- дарственного реестра культурного наследия России, в состав ко- торой вошли специалисты Министерства, ведущих музеев и библио- тек, МВД, Роскомкино, Росархива. В августе 1994 г. в Министерство экономики Российской Фе- дерации направлен расчет ассигнований, необходимых для реали- зации п.п.9 и 10 раздела III Программы, с указанием конкретных блоков-тем на сумму в 127,6 млрд. рублей согласно лимиту, оп- ределенному Минэкономикой. Однако в течение 1994-1995 гг. средства из госбюджета на запланированные работы Министерству культуры выделены не были. Фактическое выполнение указанных мероприятий осуществля- лось в пределах ассигнований, предусмотренных федеральной це- левой программой "Сохранение и развитие культуры и искусства" на основании подпрограммы "Безопасность музейных и библиотеч- ных фондов", разработанной Министерством культуры в 1992 г. и ориентированной на совершенствование нормативно-правовой базы, модернизацию технических средств охраны, повышение квалифика- ции работников охранных служб учреждений культуры и внутренних дел. С удовлетворением можно констатировать, что принятые в последние годы меры явились серьезной основой для усиления по- ложительных тенденций в деле охраны и защиты культурных цен- ностей (приложение N 1 - аналитическая справка по обеспечению безопасности музейных и библиотечных фондов Российской Федера- ции). Решения совместной коллегии МВД и Министерства культуры от 18 мая 1994 г., организационно-методическая работа Управле- ния по делам музеев, Управления по делам библиотек, Центра по безопасности культурных ценностей ГОСНИИР, Межведомственного экспертного совета, созданного при Министерстве культуры в 1992 году, способствовали работе по реорганизации существующей системы охраны и защиты учреждений культуры, хранящих цен- ности, созданию в стране комплексной системы безопасности на основе разрабатываемых совместно с МВД нормативных документов, оснащения музеев и библиотек современными средствами электрон- ной многорубежной защиты, пожаротушения, организации в круп- нейших музеях и библиотеках, а также в структуре ряда органов учреждений культуры субъектов федерации собственной службы бе- зопасности, систематического повышения уровня профессионализма и квалификации работников охранных служб. Проделана большая работа по юридической защите культурно- го наследия России. В 1993 г. принят Закон Российской Федера- ции "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Приняты Законы Российской Федерации "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре" (1994 г.). В 1995 г. разработаны и направлены на рассмотрение Парламента и Президента Российской Федерации про- екты законов "О музейном фонде Российской Федерации и музеях" и "Об охране памятников истории и культуры". Вместе с тем, практическое осуществление мероприятий по обеспечению безопасности культурных ценностей сопряжены с из- вестными финансовыми трудностями в стране. В 1994-1995 гг. на их реализацию средства получены не в полном (запланированном) объеме и составили: 1994 г. - 1,168 млрд. рублей (план 2,0 млрд. руб.), 1995 г. - 4,789 млрд. руб. (план - 8,0 млрд. руб.). До сего времени на законодательном уровне не решен вопрос о повышенной уголовно-правовой и административно-правовой за- щите памятников истории и культуры. 19 января 1996 г. состоялась коллегия Министерства куль- туры по вопросу: "О ходе выполнения Министерством культуры Российской Федерации Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг. и мерах по обеспечению безо- пасности культурных ценностей на 1996-1997 гг.". Учитывая необходимость дальнейшего совершенствования системы охраны и защиты культурных ценностей в условиях слож- ной криминогенной обстановки в стране, коллегия одобрила раз- работанный специалистами "Перечень мероприятий Министерства культуры Российской Федерации по безопасности музейных и биб- лиотечных фондов на 1996-1997 гг." и рекомендовала его в ка- честве предложения Министерства культуры к проекту Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг. Принимая во внимание решение коллегии, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить "Перечень мероприятий Министерства культуры Российской Федерации по безопасности музейных и библиотечных фондов" в качестве предложения к проекту Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг." (приложе- ние N 2). 2. Экономическому управлению (Б.Ю.Сорочкин) предусмотреть финансирование работ в соответствии с "Перечнем мероприятий" в рамках программы "Сохранение и развитие культуры и искусства" (подпрограмма "Безопасность музейных и библиотечных фондов") в общем объеме 56,0 млрд. руб., в том числе: 1996 г. - 12,0 млрд. руб., 1997 г. - 44,0 млрд. руб. 3. Договорно-правовому управлению (Н.А.Самарин), Управле- нию по охране культурного наследия (И.А.Маркина), Управлению по делам музеев (В.А.Лебедева), Управлению по делам библиотек (Е.И.Кузьмин) до 01.09.96 повторно подготовить для направления в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР об особом правовом режиме памятников истории и культуры и об ответственности за их утрату, порчу, нарушения правил учета, охраны и использования. 4. Министерствам культуры республик в составе Российской Федерации, органам управления культуры краев, областей, нацио- нальных автономных образований, мэрий гг.Москвы и Санкт-Петер- бурга, музеям и библиотекам федерального подчинения: 4.1. На основании "Перечня мероприятий..., указанного в п.2 настоящего приказа, разработать собственные планы меропри- ятий по обеспечению безопасности культурных ценностей на 1996-1997 гг. и до 01.07.96 представить их на согласование в Министерство культуры Российской Федерации. 4.2. Считать мероприятия по обеспечению безопасности му- зейных и библиотечных фондов приоритетным направлением в рабо- те по сохранению культурного наследия России. 4.3. Предусмотреть долевое участие в финансировании работ по обеспечению безопасности культурных ценностей по программе "Безопасность музейных и библиотечных фондов" за счет средств бюджетов субъектов федерации и муниципальных бюджетов, а также за счет собственных средств музеев. 4.4. Ежегодно (до 01.12 текущего года) представлять в Ми- нистерство культуры Российской Федерации отчеты о проделанной работе по обеспечению безопасности культурных ценностей. 5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра М.Е.Швыдкого. Министр Е.Ю.Сидоров Приложение 1 к приказу МК РФ от 25.01.96 N 48 АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по обеспечению безопасности музейных и библиотечных фондов Российской Федерации Движимое историко-культурное наследие народов Российской Федерации представляет собой совокупность ценностей, храня- щихся в музеях, картинных галереях, выставочных залах, библио- теках, архивах, собраниях (фондах) различных обществ и ассоци- аций, религиозных организациях, предприятиях, у частных лиц и т.д. Только в музеях системы Министерства культуры находится свыше 40 миллионов разнообразных памятников истории и культу- ры, многие из которых относятся к раритетам мирового и оте- чественного культурного наследия. Необходимость повышения внимания к вопросам безопасности культурных ценностей, прежде всего, музейных осознается во всем мире. Причины этого явления закономерны: значительный рост сети музеев и количество посетителей в них, усиливающаяся динамика обмена музейными экспонатами с включением в состав выставок уникальных предметов искусства, постоянно растущие цены на антиквариат, одновременный рост профессиональной преступности в этой области. В последние 10-15 лет Министерством культуры были приняты определенные меры по улучшению условий учета, хранения, охраны музейных коллекций. Так, в 1978-1985 гг. все музеи, входившие в систему Министерства, впервые за многие десятки лет сущест- вования провели полную сверку наличия фондов с имеющейся учет- ной документацией. Итоги проверки, утвержденные коллегией Ми- нистерства культуры в 1985 году, позволили выявить реальную картину положения дел в области учетно-хранительской деятель- ности музеев, осуществить ряд мер по усилению охраны и защиты исторических и художественных ценностей. В частности, во всех музеях России были введены должности главных хранителей и руководителей отделов (секторов) докумен- тирования (учета), назначены персональные ответственные храни- тели конкретных коллекций. Это позволило активизировать работу в целом и начать планомерное приведение ее в рамки требований действующих государственных нормативов по учету и хранению. Были приняты практические меры по улучшению материаль- но-технической базы некоторых музеев страны. Так, новые здания получили Магаданский областной краеведческий музей, Горно-Ал- тайский музей, Кировский областной художественный музей, расширены фондохранилища Смоленского музея-заповедника и ряд других музеев. Одновременно осуществлялось оснащение музеев и библиотек системами охранно-пожарной сигнализации, в наиболее крупных объектах культуры (более 100) были введены круглосуточные ми- лицейские и военизированные пожарные посты. Во многих музеях были оборудованы специализированные хранилища для предметов из драгоценных металлов и камней, оружия, нумизматики. В библио- теках выделены места для хранения редких книг. Особо необходимо отметить работы по созданию специализи- рованного хранилища-депозитария в Государственной Треть- яковской галерее. Вкупе с оснащением Галереи современной авто- матизированной охранно-пожарной сигнализацией, усиленной мили- цейской и военизированной пожарной охраной система безо- пасности ГТГ представляет на сегодняшний день достижение в этом направлении и является базовой для музейных работников. Осуществляется внедрение автоматизированных информацион- ных систем, призванных обеспечить более эффективную работу от- делов учета, создание каталогов, расширить использование му- зейных и библиотечных фондов. На сегодняшний день более 80% коллекций Государственного музея-заповедника "Московский Кремль" внесено в компьютерную систему; практическим и методи- ческим центром компьютеризации библиотечной сети страны стала Государственная Историческая библиотека. В то же время практика показала, что принятые меры в силу ориентации на сложившиеся стереотипы как в подходах к органи- зации системы охраны и защиты культурных ценностей, так и в выборе и применении технических средств, в условиях хрони- ческого финансового дефицита не могут служить гарантом безо- пасности. Ситуация резко обострилась с начала 1990-х гг. в связи с тенденцией криминального вторжения в сферу культурных цен- ностей, которые в условиях инфляции превратились в товар, эк- вивалентный твердой валюте. Резко возросло количество краж и хищений из музеев, биб- лиотек, архивов, действующих храмов, частных собраний. Так, если за период 1981-1989 гг. в Министерстве культуры было офи- циально зарегистрировано 53 таких случая, то за последние 5 лет эта цифра увеличилась вдвое: 1990 г. - 15 краж - 43 предмета 1991 г. - 8 краж - 14 предметов 1992 г. - 30 краж - 550 предметов 1993г. - 24 кражи - более 200 предметов 1994 г. - 12 краж - 143 предмета 1995 г. - 15 краж - около 5000 предметов Проверки обстоятельств ряда последних хищений (Госу- дарственный Эрмитаж, музей-заповедник "Петергоф", Челябинский областной краеведческий музей, Ростово-Ярославский музей-запо- ведник и др.), а также анализ обследований состояния охраны более, чем 100 музеев и библиотек, проведенных в 1994-1995 гг. Министерством культуры совместно с ГУВО МВД, свидетельствуют о неблагополучном положении дел. Ведомственная разобщенность, отсутствие единого координи- рующего и контролирующего органа, способного влиять на полити- ку в области сохранения культурного наследия, слабая матери- альная база учреждений культуры во многом определяют характер проблемы в общенациональном масштабе. Существующая в настоящее время в музеях, библиотеках, ар- хивах, других объектах, хранящих культурные ценности, система охраны не отвечает современным требованиям и не обеспечивает их безопасность. Как известно, охрану культурных ценностей и объектов культуры, в основном, осуществляют подразделения милиции или вневедомственной охраны. Из-за отсутствия средств только в крупных музеях установлено круглосуточное милицейское де- журство или патрулирование. В остальных случаях учреждения культуры охраняются только в нерабочее время с использованием технических средств. Днем, как правило, сигнализация отключа- ется, и охрана объектов полностью ложится на музейный персонал (смотрителей, научных сотрудников), который не всегда имеет даже возможность экстренного вызова работников милиции. Большая часть объектов культуры оборудования только пери- метральными охранными системами (первым рубежом), основанными на приборах устаревших модификаций. Пожарная сигнализация в музеях и библиотеках обеспечива- ется почти повсеместно извещателями старых типов, не подходя- щих к условиям эксплуатации. Системы автоматического пожароту- шения имеются только в нескольких музеях (Государственный Эр- митаж, ГТГ, Государственный Русский музей, Екатеринбургский художественный музей, Новгородский музей-заповедник). Следует признать, что монополии ГУВО МВД как на организа- цию охраны учреждений культуры, так и на техническую политику в области разработки, внедрения и эксплуатации технических средств, в определенной степени является тормозом в реализации мероприятий по обеспечению безопасности культурных ценностей. Практика диктует необходимость серьезного переосмысления взаи- моотношений учреждений культуры с органами вневедомственной охраны. Все возрастающие расходы на ее содержание для боль- шинства музеев и библиотек становятся непосильной ношей. Суммы договоров на охрану так высоки (на содержание 1 милиционера в настоящее время необходимо от 2,1 до 2,7 млн. рублей), что многие учреждения культуры не в состоянии содержать круглосу- точно милицейскую охрану. Но даже и у ведущих наших объектов из-за трудностей с выделением бюджетных средств возникают серьезные проблемы. По-нашему мнению, необходимо решать проблему "челове- ческого фактора", определяющего степень заинтересованности службы охраны в результатах своего труда, качество исполнения служебных обязанностей, уровень специальной подготовки кадров охраны и т.д. Вместе с тем, существуют серьезные претензии и к учрежде- ниям культуры. Проверками установлены нарушения музеями действующих нормативных актов по учету и хранению, отсутствие должного контроля за внутримузейным передвижением экспонатов, внимания к вопросам технической укрепленности и эксплуатация зданий, экспозиционных залов, витрин и т.д. Факт подмены худо- жественных произведений хранителем графики в Государственном Русском музее свидетельствует об отсутствии механизма контроля за работой лиц, ответственных за хранение фондов. Во многих музеях не отлажен пропускной режим, серьезные недостатки имеются в ведении ключевого хозяйства. До сего вре- мени основное наблюдение за порядком в экспозиции, осуществля- ют музейные смотрители, которые, как правило, набираются из женщин весьма немолодого возраста. Большим недостатком является отсутствие в музеях полно- ценного описания музейных предметов, их фотофиксация, что су- щественно затрудняет в случае необходимости проведение иденти- фикации. Медленными темпами идет процесс компьютеризации, соз- дание видеосистем. Необходимость принятия действенных мер по охране и защите культурных ценностей в условиях сложной криминогенной обста- новки и жестких финансовых ограничений явились основанием к поиску наиболее эффективных путей решения проблемы. В 1992 году при Министерстве культуры был создан Межве- домственный экспертный совет по проблемам безопасности куль- турного наследия. В состав Совета вошли специалисты Ми- нистерства культуры, МВД, ФСК, Росархива, ведущих музеев, биб- лиотек, реставрационных центров, научных, проектных и произ- водственных предприятий и фирм. В качестве международных консультантов были приглашены руководители служб безопасности музеев Лувра, Национальной галереи Канады, Национального музея истории искусств Австрии. Совет взял на себя функции координатора усилий по органи- зации и развитию системы безопасности объектов культуры, обеспечению квалифицированной экспертизой проектов внедряемых охранных и пожарных систем. На основе анализа ситуации в целом, материалов обследова- ний, изучения опыта работы в этом направлении ведущих зарубеж- ных стран (Австрии, Венгрии, Канады, Франции, США и др.) Сове- том была разработана программа "Безопасность культурного наследия". Она предусматривает поэтапную реорганизацию сущест- вующей системы охраны, создание комплексной системы безо- пасности объектов культуры на основе совершенствования норма- тивно-правовой базы, внедрения современных средств электронной многорубежной защиты, автоматического пожаротушения, организа- ции в крупнейших музеях, библиотеках страны собственной про- фессионально-ориентированной службы безопасности, способной, как показывает международная практика, наилучшим образом обеспечить охрану и защиту ценностей, вести квалифицированный диалог со специализированными охранными структурами и техни- ческими службами. Практика работы созданных за это время служб охраны в государственном музее-заповеднике "Царское Село", Кировском областном художественном музее, территориальной службы безо- пасности при Комитете по культуре администрации Иркутской об- ласти и ряде других объектов подтверждает целесообразность та- кого пути. В настоящее время службы безопасности созданы также в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Российском этнографическом музее. На основании представления Министерства культуры Ми- нистерство труда Российской Федерации постановлением от 31.10.95 г. N 61 "О согласовании дополнений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации" ввело должность "сотрудник службы безопасности" в структуру учрежде- ний культуры с диапазоном разрядов 7-14. В 1994 г. на базе лаборатории Государственного науч- но-исследовательского института реставрации был создан Центр по безопасности культурных ценностей. Центр занимается оказа- нием практической и методической помощи музеям и библиотекам России в организации системы безопасности, обследованием состояния охраны учреждений культуры, разработкой нормативных документов, проведением конференций, семинаров, курсов повыше- ния квалификации работников музеев и библиотек по вопросам бе- зопасности, осуществления ими грамотной технической политики, координирует взаимодействия с ГУВО МВД РФ, проектными и произ- водственными предприятиями, занимающимися выпуском технических средств охраны. Комплекс проблем, связанных с охраной культурных цен- ностей, был рассмотрен совместной коллегией МВД и Министерства культуры "О состоянии сохранности исторического и культурного наследия народов России, мерах по активизации работы органов внутренних дел в предупреждении и раскрытии посягательств на культурные ценности", состоявшейся 18 мая 1994 года. Оценив ситуацию в обеспечении безопасности культурного наследия как весьма серьезную, коллегия наметила ряд конкрет- ных мероприятий по усилению охраны и защиты ценностей, поддер- жала предложение Министерства культуры об организации музейной службы безопасности, обратила внимание на работу по повышению квалификации работников охраны и учреждений культуры. На основании заявок-программ, поступивших от органов уп- равления культуры субъектов федерации, Министерством культуры была утверждена программа "Безопасность музейных и библиотеч- ных фондов". Принимая во внимание большой набор мероприятий, составляющих комплексную систему безопасности, учитывая из- вестные экономические трудности, данная программа на период 1994-1996 гг. ориентирована на следующие приоритетные направ- ления: - модернизация систем охранно-пожарной сигнализации в му- зеях и библиотеках Российской Федерации; - информационное обеспечение и правовое обоснование системы безопасности культурных ценностей; - развитие системы обучения и повышения квалификации ра- ботников учреждений культуры и органов вневедомственной охра- ны. На 1994 и 1995 гг. на реализацию программы было заплани- ровано выделение ассигнований, соответственно, в 2 и 8 млрд. рублей. Однако фактически поступления не превышали 60-65% и составили в 1994 г. 1,168 млрд. рублей, в 1995 г. - 4,789 млрд. рублей. Эти обстоятельства, а также неравномерность поступления средств в течение года не позволили выполнить ра- боты в запланированных объемах. Тем не менее, можно сказать, что ситуация начала приобретать некоторые положительные тен- денции. Прежде всего, многие музеи, начиная работу по модерни- зации систем ОПС, стали вносить в проекты новые системы и при- боры, не только включенные в Перечень ГУВО МВД РФ, но и другие приборы, имеющие сертификаты (системы ШАД, "ВОРОН-3" и др.). В ряде музеев (ГМЗ "Петергоф", "Царское Село", Кировский худо- жественный музей, Иркутский художественный музей) введены в действие компьютерные системы обработки данных состояния сиг- нализации. За прошедшие два года разработаны и направлены на места нормативные документы по вопросам обеспечения безопасности культурных ценностей: примерная инструкция "О пропускном режи- ме на объектах, хранящих культурные ценности" (совместно с ГУВО МВД), примерное положение о службе безопасности музеев и библиотек, завершается разработка Инструкции о порядке охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневе- домственной охраны (также совместно с ГУВО). Это - фактически первый документ подобного рода, который позволит урегулировать вопросы взаимоотношений органов вневедомственной охраны с ор- ганами и учреждениями культуры на паритетных началах. Идет работа над проектом новой редакции Инструкции по ор- ганизации учета и хранения предметов музейного фонда. Глава Инструкции "Организация учета музейных предметов" обсуждена авторами-разработчиками со специалистами ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга. В целях оказания помощи музеям и библиотекам в осущест- влении ими технической политики Центром по безопасности куль- турных ценностей, Межведомственным экспертным советом подго- товлен ряд информаций, направленных на места Министерством культуры: "Об использовании технических средств охранно-пожар- ной сигнализации", "О приобретении прибора ТКА-01/3 (измери- тель оптического излучения), "Об использовании защитной пленки "Армокоут" на объектах культуры". Изданы и направлены на места "Информационный бюллетень по проблемам безопасности культурного наследия" и методическое пособие "Защита музеев от пожаров и хищений", подготовленные Межведомственным экспертным советом и Центром по безопасности культурных ценностей. Во исполнение постановления совместной коллегии МВД и Ми- нистерства культуры в декабре 1994 г. на базе Воронежской высшей школы милиции были организованы курсы повышения квали- фикации работников охраны и учреждений культуры; в июне 1995 г. такие курсы работали на базе музеев г.Санкт-Петербурга и Учебного центра УВО Санкт-Петербурга и области. Кроме того, специалисты Министерства культуры, Центра по безопасности культурных ценностей принимали участие в работе региональных семинаров по проблеме в Нижнем Новгороде, Вологде, Архан- гельске, Владимире, Смоленске и др. городах России. Практика проведения курсов и совещаний показывает целесообразность та- кой работы, поскольку она направлена на привлечение к ней вни- мания, дает возможность на месте решать конкретные вопросы со- вершенствования охраны и защиты ценностей, помогает взаимо- действию органов охраны и учреждений культуры. Итоговыми совещаниями стали ежегодные общероссийские кон- ференции "Безопасность музеев и библиотек". В 1994 г. такая конференция была организована в г.Новгороде, в 1995 г. она прошла в г.Кирове на базе областного художественного музея. Рекомендации конференций также являются важным методическим материалом для работников учреждений культуры в плане обеспе- чения безопасности. Специалистами Министерства культуры, МВД Росархива, Роскомкино разработан проект концепции-программы "Госу- дарственный реестр культурного наследия Российской Федерации". Перечисленные мероприятия явились основой отчетов Ми- нистерства культуры о ходе выполнения п.п.9 и 10 раздела III Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью, ут- вержденной Указом Президента от 24.05.94 г. N 1016 (п.9: "осу- ществить комплекс дополнительных мер по обеспечению сохран- ности ценностей, находящихся в музеях, картинных галереях и выставочных залах"; п.10: "разработать и обосновать мероприя- тия по созданию Государственного реестра культурного наследия России. Представить в Правительство России проектно-сметную, технологическую и другую документацию по утверждению и фи- нансированию проекта предстоящих работ"). К сожалению, средства в адрес Министерства культуры, оп- ределенного ответственным исполнителем указанных работ, не бы- ли выделены ни в 1994, ни в 1995 гг., несмотря на то, что в августе 1994 г. в Министерство экономики нами был направлен расчет финансирования с обозначением конкретных блоко-тем на сумму в 127,6 млрд. рублей (лимит ассигнований, названный Ми- нэкономикой). Как известно, в новом проекте Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг. эти работы не предусматриваются. Министерство культуры определено от- ветственным исполнителем-разработчиком проекта федерального закона "О защите исторических, литературных и других художест- венных ценностей от преступных посягательств" (п.1.1.11). В полной мере понимая важность усиления и упорядочения правовой защиты исторических и культурных ценностей, тем не менее, полагаем нецелесообразным разработку такого закона. По нашему мнению, в условиях отсутствия в Уголовном ко- дексе определения движимых и недвижимых исторических и куль- турных ценностей (памятников) как самостоятельного объекта по- вышенной уголовно-правовой защиты, закон подобного рода вряд ли может быть актом прямого действия. В равной мере это от- носится и к вопросу об усилении административно-правовой от- ветственности. В 1992 г. Министерство культуры вносило в Мин- юст свои предложения к проектам законов об усилении уголов- но-правовой и административно-правовой охраны памятников исто- рии и культуры. К сожалению, наша позиция не была учтена. По- лагаем, что в 1996 г. необходимо вернуться к данной проблеме. Кроме того, следует иметь в виду, что в 1996 г. должны быть приняты законы о музейном фонде и музеях и об охране па- мятников истории и культуры, в которых предусматривается пра- вовая ответственность за утрату или ущерб памятникам истории и культуры. Эти государственные акты в сочетании с документами подзаконодательного характера, которые уже разработаны МВД и Министерством культуры в соответствии с решениями совместной коллегии и на основании программы "Безопасность музейных и библиотечных фондов", позволяют предполагать, что мы будем иметь комплекс серьезных юридических документов упреждающего характера. Министерство культуры будет продолжать работу по созданию в Российской Федерации качественно новой системы охраны и за- щиты культурных ценностей. Считаем, что основой для этого на ближайшие пять лет может оставаться наша программа "Безо- пасность музейных и библиотечных фондов". В то же время реали- зация предполагаемых мероприятий требует гораздо больших фи- нансовых вложений, чем это имеет место в настоящее время. Так, исходя из заявок музеев и территорий, на 1996 год необходимо не менее 60 млрд. рублей. Однако, эти меры необходимы, ибо утраты культурных цен- ностей наносят не только огромный материальный ущерб, но представляют собой невосполнимые духовные потери, отрицательно сказывающиеся в конечном итоге на состоянии и потенциальных возможностях общества в целом. Полагаем, что безопасность культурных ценностей должна стать составной частью доктрины национальной безопасности России. Приложение 2 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25.01.96 N 48 ПЕРЕЧЕНЬ Мероприятий Министерства культуры Российской Федерации по безопасности музейных и библиотечных фондов - предложения к проекту Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг. --------------------------------------------------------------------- NN ¦ Содержание работы ¦ Мероприятия ¦ Срок пп I Исполнители I I исполнения ----------------------------------------------------------------------- 1. Разработка норма- Разработка новой Инструкции по Управление по делам му- тивно-правовых и учету и хранению музейных цен- зеев, Центр по безопас- методических мате- ностей: ности культурных ценнос- риалов I.1. Завершение работы над про- IV квартал тей ГосНИИР ектом, согласования, утверждение; 1996 г. 1997 г. I.2. Издание Инструкции - " - I.3. Редактирование и сдача в пе- II квартал Управление по делам му- чать инструкции по охране 1996 г. зеев, Управление по де- объектов, хранящих культурные цен- лам библиотек, Центр по ности, подразделениями вневедомст- безопасности, ГУВО МВД венной охраны МВД РФ РФ I.4. Разработка новой Инструкции 1996-1997 гг. Управление по делам по учету и сохранности библиотеч- библиотек, РГБ ных фондов Методические рекомендации и посо- бия по вопросам сохранения и ох- раны культурных ценностей: I.5. "Использование средств и 1996 г. Центр по безопасности, способов пожаротушения на ГУ ГПС МВД РФ, АО объектах культуры" "Спецавтоматика" I.6. "Безопасность и эксплу- 1997 г. Центр по безопасности, атация музеев" Межведомственный Экспертный совет (МЭС) I.7. "Защита предметов из металла 1996 г. ГосНИИР, Центр по бе- в экспозиционном и хранительском зопасности оборудовании" I.8. Разработка и отправка на 1996-1997 гг. Управление по делам места оперативных информационно- музеев, МЭС, Центр по справочных материалов по вопросам безопасности обеспечения безопасности культур- ных ценностей I.9. Подготовка и издание Информа- 1996-1997 гг. Управления по делам ционного бюллетеня по проблемам (2 раза в год) музеев, библиотек, безопасности музеев и библиотек МЭС, Центр по безо- I.10. Анализ состояния ТСО и пожаро- I-II квартал МЭС, Центр по безо- тушения в музеях и библиотеках на 1996 г. пасности основе проведенных в 1994-1995 гг. обследований и анкетирования музеев и библиотек; экспертизы проектов. Подготовка информационно-методичес- кого письма на места 2. Проведение НИОКР 2.1. Разработка системы защитного 1996-1997 гг. Производственно-тех- остекления экспозиционно-храни- ническое управление, тельского оборудования от тепловых Центр по безопаснос- и механических воздействий ти, Московский госу- 2.2. Разработка технологии обес- 1996-1997 гг. - " - печения функционирования обору- дования пожаротушения в условиях низких температур (для музеев-за- поведников под открытым небом) 2.3. Проведение исследований по опре- - " - Центр по безопаснос- делению воздействия оптического из- ти, НТП "ТКА", Госу- лучения (УФ и видимый диапазон сол- дарственный оптичес- нечного спектра) на свойства материа- кий институт лов музейных и библиотечных фондов (г.С.-Пб.), ВНИИОФИ Госстандарта РФ 2.4. Разработка и сертификация сис- 1996 г. Центр по безопасности, темы тревожного вызова по радиока- НПФ "Бетатрон-Сервис" налу для музейных и библиотечных залов г.Москва 3. Модернизация и внед- Проведение работ по модернизации и 1996- Центр по безопаснос- рение современных внедрению современных систем ОПС и 1997 гг. ти, МЭС, ГУВО МВД РФ систем ОПС и пожаро- автоматического пожаротушения в 150 тушения в музеях и музеях и библиотеках федерального библиотеках подчинения, ведущих музеях и библи- отеках субъектов дерации: 3.1. Модернизация систем и средств НИЦ "Охрана", СНПО ОПС первого и второго рубежа охраны "Элерон", НПФ "РАСТ-Т" (г.Пенза) 3.2. Оснащение третьим рубежом охраны НИЦ "Охрана" НПФ и защиты отдельных экспонатов, витрин, "РАСТ-Т", НИКИРЭТ, стендов, блоков "Паритет", МТУСИ 3.3. Внедрение быстроразвертываемых НПФ "Паритет", Центр систем и средств для организации ох- по безопасности раны временных выставок 3.4. Внедрение систем телевизионного Центр по безопаснос- наблюдения и охранного телевидения ти, НПФ "Лептон" (г.Зеленоград), завод 3.5. Внедрение компьютерных сис- НПФ "ГРИФ" (г.Санкт- тем сбора и обработки данных ОПС Петербург), НИЦ "Охра- на, НПФ "Паритет", 3.6. Внедрение систем модульного Центр по безопасности, автоматического пожаротушения НПФ "Безопасность" 3.7. Внедрение и опытная эксплуа- МЭС, Центр по безопас- атация установки контроля несанк- ности, Управление по ционированного выноса изданий в делам библиотек, НПФ Музее книги фонда Российской редкой "Комби Трэйдинг" книги Российской государственной (Москва, Россия-Гол- библиотеки ландия), ФСБ 3.8. Экспертиза ТСО, проектов, тех- МЭС, Центр по безопас- нических предложений музеев, библи- ности отек, фирм 4. Государственный реестр 4.1. Разработка программного обес- 1996 г. ГИВЦ МК РФ Управление культурного наследия печения базы данных (БД) идентифи- по делам музеев России кации паспортов культурных ценностей на основе паспорта Интерпола и про- ведения обкатки экспериментальной базы данных 4.2. Формулирование БД паспортов 1996- Управление по делам культурных ценностей, похищенных 1997 гг. музеев, Управление и находящихся в розыске по делам библиотек, 4.3. Проведение экспериментальных МВД РФ, ГИВЦ МК РФ работ по оценке возможностей удален- ного доступа к базе данных, в том числе, на основе использования сис- тем связи МВД РФ 5. Организационные ме- 5.1. Всероссийская конференция сентябрь Управление по делам роприятия: конферен- "Безопасность музеев и библиотек" 1997 г. музеев, Управление по ции, региональные се- делам библиотек, Центр минары, курсы повыше- по безопасности, МЭС, ния квалификации по ГУВО МВД РФ вопросам безопасности объектов, хранящих культурные ценности, для работников этих учреждений и сотрудни- ков органов внутренних дел Региональные семинары-курсы по- - " - вышения квалификации 5.2. г.Иркутск (для работников уч- июль - " - реждений Сибирского и Дальне- 1996 г. восточного регионов) 5.3. г.Владимир (для работников сентябрь - " - учреждений Центрального региона) 1996 г. 5.4. г.Ростов-на-Дону (для работ- ников регионов) 5.5. г.Ижевск (для работников июнь - " - учреждений Уральского и Пово- 1997 г. лжского регионов) 5.6. Семинар-совещание главных апрель Управление по делам хранителей музеев федерального 1996 г. музеев, Центр по бе- подчинения по проекту новой Ин- зопасности струкции по учету и хранению му- музейных ценностей 5.7. Семинар-совещание руководи- июнь Управление по делам телей служб безопасности музеев 1996 г. музеев, Управление по и библиотек федерального подчинения делам библиотек, Центр 5.8. Проверки состояния учета, хра- 1996- Управление по делам нения, безопасности музейных и биб- 1997 гг. музеев, Управление по лиотечных фондов (по специальным графикам) делам библиотек, МЭС, Заместитель Министра М.Е.Швыдкой Начальник Управления по делам музеев В.А.Лебедева Начальник Управления по делам библиотек Е.И.Кузьмин Начальник Центра по безопасности культурных ценностей ГосНИИР Л.И.Душкина Начальник ГИВЦ Б.П.Богатов Начальник производственно- технического управления Ю.Г.Кузнецов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|