Расширенный поиск
Постановление Правительства Ленинградской области от 23.05.2002 № 81ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 23 мая 2002 года N 81 Утратилo силу - Постановление Правительства Ленинградской области от 21.09.2011 г. N 294 О Концепции развития рыбного хозяйства Ленинградской области на период 2002-2010 годов В целях эффективного функционирования рыбного хозяйства и определения основных направлений политики в развитии рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области на период до 2010 года Правительство Ленинградской области п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития рыбного хозяйства Ленинградской области на период 2002-2010 годов (далее - Концепция). 2. Ленинградскому областному рыбохозяйственному совету, комитету по сельскому хозяйству Правительства Ленинградской области координировать в рамках Концепции развитие предприятий различных форм собственности, зарегистрированных в Ленинградской области. 3. Комитету по сельскому хозяйству Правительства Ленинградской области совместно с администрациями муниципальных образований до 1 октября 2002 года разработать комплексные мероприятия по развитию аква- и марикультуры в Ленинградской области на период 2002-2005 годов. 4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по агропромышленному комплексу Голохвастова Ю.И. Губернатор Ленинградской области В.Сердюков ОДОБРЕНА постановлением Правительства Ленинградской области от 23 мая 2002 года N 81 (приложение) КОНЦЕПЦИЯ развития рыбного хозяйства Ленинградской области на период 2002 - 2010 годов 1. Введение Концепция развития рыбного хозяйства Ленинградской области (далее - Концепция) определяет стратегические цели и задачи, ресурсное обеспечение, основные направления функционирования и механизм реализации развития в перспективе на 2002-2010 годы. Рыбное хозяйство представляет собой важную, самостоятельную отрасль агропромышленного комплекса (далее-АПК) Ленинградской области. Значение рыбного хозяйства определяется его ролью в продовольственном комплексе области - насыщение внутреннего рынка рыбопродукцией, увеличение доходной части областного и местных бюджетов, обеспечение притока инвестиций. Важная роль отводится рыбному хозяйству в решении проблем кормообеспечения животноводства и звероводства АПК области, Социальная значимость рыбного хозяйства состоит в обеспечении занятости населения как в рыбохозяйственном комплексе, так и смежных отраслях промышленности. 2. Современное состояние рыбохозяйственного комплекса Рыбное хозяйство Ленинградской области представляет собой сложный многоотраслевой производственно-хозяйственный комплекс, в который входят самые разные предприятия как по формам собственности, так и по роду деятельности. В районах области зарегистрированы и ведут производственна деятельность 84 рыбодобывающих предприятия, 5 крупных рыбоконсервных производств и более 50 рыбоперерабатывающих предприятий, 10 рыбоводных хозяйств, 5 заводов по воспроизводству запасов ценных видов рыб Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральный селекционный генетический центр рыбоводства Минсельхоза России, 5 портопунктов Санкт-Петербургского государственного морского рыбного порта, отраслевые сетеснастные, машиностроительные, тарные и судоремонтные предприятия. Численность работающих в рыбной отрасли Ленинградской области составляет около 4000 человек. Научное и кадровое обеспечение рыбного хозяйства ведется через отраслевые институты ГосНИОРХ, Гипрорыбфлот и Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и учебные заведения отрасли других регионов страны. Государственный контроль по охране и использованию водных биологических ресурсов во внутренних водоемах осуществляет Северо-Западное бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства через районные инспекции. Охрану рыбных запасов территориальных вод и исключительной экономической зоны России ведет Северо-Западное региональное управление охраны морских биологических ресурсов Федеральной пограничной службы России. Координацию деятельности по управлению, регулированию и рациональному использованию водных биологических ресурсов (ВБР) осуществляет Ленинградский областной (региональный) рыбохозяйственный совет (ЛОРС) на основании договора между Ленинградской областью и Госкомрыболовством России. Как составная часть экономики рыбное хозяйство области развивается в интегрированной связи с другими отраслями АПК, промышленности и транспорта Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Северо-Западного и Центрального регионов Российской Федерации, поставляя им свою продукцию и являясь потребителем их материально-технических ресурсов, Серьезные ошибки, допущенные в ходе реформирования отрасли из-за отсутствия координации при преобразовании государственных предприятий и рыболовецких колхозов в коммерческие структуры ("Запрыба" и "Севзапрыбпром" ликвидированы, "Ленрыба" переориентирована только на оптовую торговлю рыбопродукцией), сокращение промысловых акваторий для флота в Балтийском море, утрата межколхозных баз флота в Вентспилсе (Латвия) и Усть-Нарве (Эстония), физический и моральный износ флота - основных активных производственных фондов рыбодобывающих предприятий привели к резкому снижению к середине 90-х годов объемов добычи. Вместо шести рыбодобывающих организаций на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, в основном путем дробления, образовано более сотни рыбодобытчиков, в том числе в Ленинградской области - 84, и процесс этот продолжается. Причем увеличение числа предприятий, которые преобразованы в акционерные общества различного типа, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные частные предприятия, не сопровождалось увеличением вылова рыбы и выпуска рыбопродукции, повышением эффективности работы новых собственников. Более того, наблюдалось последовательное снижение этих показателей. Наряду с изменением формы собственности произошел разрыв производственных связей в едином производственном процессе: добыча - первичная переработка в море - глубокая рыбопереработка на комбинатах - сбыт. Структура рыбопромыслового флота бывших рыболовецких колхозов области была построена из расчета работы в составе экспедиций со сдачей для первичной обработки и заморозки рыбы-сырца по кооперации на суда Ленрыбхолодфлота и Ленрыбпрома с последующей передачей мороженой рыбы в качестве сырья для переработки на берегу и реализации населению. Банкротство указанных предприятий, списание и вывод из региона приемообрабатывающего флота, разрушение систем централизованного снабжения и сбыта привели к образованию дефицита в обеспечении рыбным сырьем береговых рыбокомбинатов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Этому же способствовало снижение эффективности использования добывающих судов на промысле по причинам старения флота и отсутствия его обновления, усложнение пограничных, таможенных, санитарных, ветеринарных и других правил при оформлении судов в российских портах, требование в оснащении маломерных промысловых судов оборудованием для работы в глобальной системе спасения и безопасности на море и спутниковыми системами контроля за деятельностью судов, ряд других нововведений. Непродуманный подход к банкротству крупнейшего на северо-западе России рыболовецкого колхоза им. Калинина (г. Новая Ладога), повлекший распад колхоза на 24 предприятия, работающих на остатках производственных фондов колхоза, резко сократил уловы на Ладожском озере и других внутренних водоемах области, усложнил контроль по охране и использованию водных биоресурсов, разрушил систему безопасности мореплавания, а также оставил без сырья Новоладожский рыбокомбинат, который специализировался на переработке рыбы внутренних водоемов. Появилась угроза превращения Ладожского озера из лососево-сигового в окунево-карповый водоем. Разделение функций рыбоохраны между ФПС России и Госкомрыболовством России не способствовало улучшению обстановки по этому вопросу. Как уже говорилось, предприятий-рыбодобытчиков в Ленинградской области и Санкт-Петербурге стало более сотни, а сил и средств у рыбоохраны не прибавилось. Органы местного самоуправления участия в этом процессе не принимают. Рыбоводство области, ориентированное а основном на форелеводство, из-за отсутствия качественных рыбных кормов отечественного производства, растущей вместе с курсом иностранной валюты стоимости импортных рыбных кормов, роста затрат на охрану производства и продукции при имеющихся в Ленинградской области благоприятных природно-климатических условиях оказалось практически свернутым. Потребление рыбных продуктов на душу населения в регионе снизилось в два раза. Такие подотрасли сельского хозяйства как звероводство, птицеводство и другие потеряли местных поставщиков кормовой рыбной продукции. В связи с этим региональный рыбный рынок быстро отреагировал на снижение промысловой деятельности рыбодобывающих предприятий. На него вышли поставщики рыбного сырья для рыбокомбинатов из стран Балтии и Финляндии, поставщики пищевой рыбной продукции и консервов из стран Балтии, Скандинавии, Украины, Южной Кореи, Китая и др. АПК области также вынужден удовлетворять свои потребности в рыбной муке и кормовой рыбной продукции за счет дальнего зарубежья и лишь отчасти за счет других регионов России. Судостроение и соответствующее ему машиностроение, приборостроение для рыбной отрасли практически прекращено. Остановила свою производственную деятельность межколхозная судоверфь в Усть-Луге, практически перепрофилирован Выборгский машиностроительный завод рыбообрабатывающего оборудования. Специализированный портопункт по приему, хранению и отгрузке рыбопродукции в Усть-Луге приватизирован и переведен под экспортную перевалку леса. В 1997 году объемы добычи Ленинградской области снизились до 12 тыс. тонн. Переломным в деятельности отрасли стал 1998 год. При резком ограничении импорта пищевой рыбной продукции, консервов, кормовой рыбной продукции, рыбных кормов и сохранении на региональном рыбном рынке спроса на рыбопродукцию в отрасли наметились тенденции роста объемов производства. Динамика деятельности рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области в восстановительный период 1998-2001 годов отражена в прилагаемых диаграммах (таблица 1). Рыбохозяйственный комплекс Ленинградской области, несмотря на объективные и субъективные трудности, завершил 2001 год с ростом объемов производства к уровню 2000 года. Соответственно увеличилась по всем показателям доля Ленинградской области в объемах производства рыбной отрасли Российской Федерации, составившая по улову - 0,6%, товарному выпуску пищевой рыбопродукции, включая консервы, -1,1%, консервам - 6,5%, кормовой продукции - 3%. Исключением является выпуск рыбной муки, производство которой практически отсутствует на предприятиях Ленинградской области. Однако позитивная в последние три года тенденция восстановления рыбохозяйственным комплексом утраченных позиций в добыче и производстве рыбопродукции оказалась ограничена сырьевым барьером - действующим в рыбной отрасли порядком распределения промышленных квот между приморскими регионами. При общей промышленной квоте на 2001 год по всем районам промысла, включая внутренние водоемы, 23,6 тыс. тонн статистически учитываемый улов составил 21,7 тыс. тонн. Недоосвоенными остались только 1,9 тыс. тонн малорентабельных объектов - ерш, колюшка, ряпушка, плотва и ряд других видов в прибрежной зоне Финского залива и внутренних водоемах. Выпуск рыбопродукции, включая консервы, более чем на 12 тыс. тонн превысил улов и производство товарной рыбоводной продукции по области. Среди российских приморских регионов только Ленинградская область и Санкт-Петербург по итогам 2001 года оказались в подобной ситуации. Прирост выпуска рыбопродукции, включая рыбные консервы, обеспечен в основном за счет импорта сырья и частичного его завоза из других приморских регионов России. Темпы наращивания объемов производства товарной продукции рыбоводства остались крайне низкими по причинам неразвитости нормативно-правовой базы, значительных затрат рыбоводных хозяйств на обеспечение охраны хозяйств, зависимости от импорта рыбных кормов. Растущие потребности кормопроизводства АПК области в рыбной муке в 2001 году преимущественно обеспечивались за счет импорта. Потребление рыбных продуктов на душу населения с учетом импорта в 2001 году не увеличилось и составило по Ленинградской области около 11 кг, по Санкт-Петербургу - 10 кг, что значительно ниже медицински обоснованных норм потребления рыбопродуктов для северных регионов (рекомендуемая Институтом питания РАМН норма - 23,7 кг, минимальный пороговый уровень потребления рыбопродуктов, связанный с продолжительностью жизни и здоровьем населения, - 8 кг). В эксплуатации продолжают находиться в значительной степени малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие основные производственные фонды, в том числе и рыбопромысловый флот. Действующая налоговая, таможенная и кредитная страховая политика не учитывает специфику рыбной отрасли и отрицательно сказывается на ее экономическом состоянии. Большинство предприятий продолжают испытывать недостаток оборотных средств и не имеют возможности пользоваться льготными инвестиционными кредитами. Многие рыбодобывающие предприятия, за исключением имеющих рыбоконсервное производство, малорентабельны или убыточны. 3. Проблемы развития рыбного хозяйства и предпосылки их решения Сложившаяся ситуация в рыбном хозяйстве Ленинградской области к началу 2002 года показывает, что развитие рыбохозяйственного комплекса в перспективе требует решения ряда проблем на государственном (федеральном и областном) уровне. К основным проблемам относятся: - несовершенство системы распределения промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов (ВБР) между субъектами Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, поставляющими рыбное сырье на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализующими продукцию на территории Российской Федерации, не учитывающей потребностей регионов в рыбопродукта, рыбном сырье и наличие рыбоперерабатывающих мощностей; - недостаточная изученность современного состояния ВБР в Финском заливе, Ладожском, Онежском озерах и внутренних водоемах Ленинградской области; - наличие существенного дисбаланса между объемами промышленных квот на добычу ВБР в Финском заливе и Ладожском озере по основным объектам промысла и производственными мощностями для их изъятия и переработки; - бессистемное наращивание производственных мощностей по переработке рыбного сырья из ВБР, добываемых в Финском заливе, Ладожском, Онежском, Чудском озерах и внутренних водоемах Ленинградской области, без учета реальных общих допустимых уловов (ОДУ); - недостаточное развитие взаимосвязей и координации работы между рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями; - высокий физический износ и моральное старение основных средств, в первую очередь промыслового флота; - недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности перерабатывающих производств на береговых предприятиях; - отсутствие специализированного приемно-транспортного флота в Балтийском море для приемки, первичной обработки и транспортировки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие мощности; - дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших, высокозатратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего промыслового флота, и технологического оборудования береговых производств; - взаимные неплатежи; - несовершенство законодательно-правового обеспечения функционирования рыбного хозяйства, отсутствие федерального закона о рыболовстве; - недостаточное развитие современных кредитно-финансовых, организационных и информационных структур поддержки конкурентоспособности отечественного производителя и продвижения рыбных товаров на внешнем и внутреннем рынках; - удорожание большинства видов товаров и услуг; - несовершенство контроля за сохранением водных биоресурсов, усиление браконьерства, влияние спортивного и любительского рыболовства на промышленное рыболовство; - загрязнение пресноводных рыбохозяйственных водоемов, появление синих водорослей и рачка церкопагиса в Финском заливе, фактическое прекращение работ по рыбохозяйственной мелиорации естественных нерестилищ; - неразвитость оптовых рыбных рынков в местах сдачи-приемки рыбного сырья, отсутствие эффективных систем их регулирования; - влияние на развитие аква- и марикультуры отсутствия собственного кормопроизводства для выращивания товарной рыбы и значительных затрат, связанных с обеспечением охраны рыбоводных хозяйств; - отсутствие нормативно-правовой базы по эффективному управлению водными объектами и рыбопромысловыми участками на рыбохозяйственных водоемах для целей промышленного рыбоводства; - отсутствие нормативно-правовой базы на основе морской доктрины России, устанавливающей порядок вывода из эксплуатации устаревших судов и стимулирующей обновление флота, привлечение в рыбную отрасль эффективных собственников-судовладельцев; - усиление конкуренции на внутреннем региональном рыбном рынке и в целом по России со стороны иностранных товаропроизводителей и российских торгующих организаций, продвигающих импортные рыботовары на внутренний рынок; - выбытие квалифицированных специалистов рыбного хозяйства из производственного процесса по возрасту или в связи с переходом в другие отрасли, замедленное обновление кадров за счет молодых специалистов. Несмотря на далеко не полный перечень проблем, рыбное хозяйство Ленинградской области имеет реальные возможности не только для стабилизации производства, но и для значительного увеличения выпуска рыботоваров, необходимость которого диктуется потребностями внутреннего регионального рыбного рынка и обусловлено наличием природных,ресурсных, экономических и социальных предпосылок. Ежегодная емкость единого рыбного рынка Ленинградской области и Санкт-Петербурга оценивается по пищевой рыбной продукции, включая консервы, в 150 тыс, тонн, рыбной муке - 50 тыс. тонн, кормовой рыбе -15 тыс. тонн. Необеспеченный спрос на рыботовары имеют и соседние области, не имеющие выходов к морскому побережью: Вологодская, Новгородская, Псковская, а также Республика Беларусь. Значительная часть регионального рыбного рынка обеспечивается в настоящее время импортными рыботоварами, что напрямую влияет на продовольственную безопасность населения региона и косвенно, через кормопроизводство (включающее один из важнейших компонентов - рыбную муку) для животных и птицы, отражается на развитии птицеводства, свиноводства, звероводства, рыбоводства и т.д. Немаловажно и освобождение подотраслей АПК, потребляющих рыбопродукцию, от рисков, связанных с различными карантинными мероприятиями и запретами (ящур, "коровье бешенство", диоксин и т.п.), а также политическими причинами и конкуренцией, обостряющейся перед вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Основополагающими факторами развития рыбной промышленности Ленинградской области являются доступность для промысла самовоспроизводящихся водных биологических ресурсов, добыча которых может быть организована круглогодично промысловыми судами, базирующимися в портах области, и сохраненный промышленный потенциал береговых рыбоперерабатывающих мощностей. Годовой промысловый ресурс Балтийского моря и пресноводных внутренних водоемов, включая Ладожское озеро, выделяемый Ленинградской области по промышленным квотам по итогам 2001 года, практически освоен имеющимися в наличии производственными мощностями, включая рыбопромысловый флот, не подлежит увеличению из-за ограничений общих допустимых уловов (ОДУ) в этих рыбохозяйственных водоемах и требует осторожных подходов к его эксплуатации. К освоению ВБР в Северо-Восточной Атлантике по промышленным квотам Ленинградская область приступила в 2000 году. Объемы промышленных квот в этом промысловом районе по квотируемым объектам ограничены для Ленинградской области долями, определенными для приморских субъектов Российской Федерации по традиционности промысла, не обеспечивают развитие рыбной отрасли Ленинградской области, в первую очередь рыбопромыслового флота. Для выхода из создавшейся ситуации необходим пересмотр действующего порядка наделения регионов промышленными квотами. Береговые рыбоперерабатывающие производства, ориентированные на переработку рыбного сырья, поступающего из Балтийского моря, Северо-Восточной Атлантики и внутренних пресноводных водоемов, оцениваются по среднегодовому выпуску рыбных консервов в 37,9 муб, выпуску рыбопродукции 20,8 тыс. тонн. Дозагрузку своих мощностей они осуществляют в основном за счет импорта сырья из Скандинавских стран и Прибалтики. Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий требует серьезной модернизации. Анализ сырьевой базы, доступной для российского промышленного рыболовства, в том числе и для Ленинградской области, ориентирует на освоение недоиспользуемых ВБР открытых районов Атлантики, включая Антарктическую часть, и зон иностранных государств в центральной и юго-восточной частях Атлантического океана и юго-восточной части Тихого океана, оцениваемых в несколько миллионов тонн. Для освоения этих ВБР требуется строительство современного рыбопромыслового флота, условия для эксплуатации которого область имеет. Вторым направлением обеспечения рыбного хозяйства сырьем благодаря уникальным возможностям Ленинградской области (на ее территории 695 озер общей площадью 1179,6 тыс. га, в том числе Ладожское озеро) и сохранившимся экологическим условиям для марикультуры в Выборгском заливе Балтийского моря является развитие промышленного рыбоводства. По оценке ученых ГосНИОРХа, природный потенциал аква- и марикультуры Ленинградской области составляет несколько десятков тысяч тонн ценных холодолюбивых видов рыб и его востребованность зависит от экономических, правовых и организационных возможностей региона. 4. Цели и задачи рыбохозяйственного комплекса АПК Целями развития рыбохозяйственного комплекса АПК Ленинградской области являются обеспечение рационального потребления населением животного белка из самовоспроизводящихся и культивируемых водных биологических ресурсов, производство кормовой муки из недоиспользуемых водных биологических ресурсов для рыбоводства, птицеводства и животноводства, управление, регулирование, охрана и воспроизводство водных биоресурсов, их рациональное и эффективное использование на основе предосторожного подхода во всех доступных районах промысла с приоритетным использованием отечественного производства. Реализация поставленных целей потребует решения основных задач в два этапа. На первом этапе (2002-2004 годы) основная задача будет состоять в максимальном использовании имеющегося производственного потенциала, в первую очередь флота и береговых рыбоперерабатывающих мощностей по наиболее полному и эффективному освоению ВБР Северо-Восточной Атлантики, Балтийского моря и внутренних пресноводных водоемов Ленинградской области, включая Ладожское озеро, промышленные квоты на добычу которых выделяются Ленинградской области Правительством Российской Федерации для распределения между предприятиями - пользователями ВБР. Основные целевые показатели Концепции на период до 2005 года представлены в таблице 2. На первом этапе необходимо устранить и решить большую часть проблемных вопросов, обозначенных в разделе 3 настоящей Концепции. Особое внимание должно быть обращено на переоснащение береговых рыбоперерабатывающих предприятий новой техникой и технологиями. Решение проблем аква- и марикультуры в целях получения высококачественной, конкурентной на внутреннем и внешнем рынке рыбоводной продукции должно осуществляться параллельно с созданием в Ленинградской области собственного производства кормов для рыб. В этот период необходимо завершить проектирование и начать строительство на судостроительных заводах и верфях Ленинградской области малых озерных рыболовных судов на замену физически и морально устаревшему флоту, малых морозильных траулеров для работы в Балтийском море, рыбомучных промысловых судов для океанического рыболовства. Завершение этапа должно характеризоваться становлением рыбодобывающих, рыбоводных и рыбоперерабатывающих малых и средних предприятий в рыбацких и сельских поселках по периметру Финского залива, Ладожского озера, на берегах озер и рек. Второй этап (2005-2010 годы) будет характеризоваться становлением конкурентоспособной экономики рыбного хозяйства в рамках регионального рыбного рынка по следующим рыботоварам: рыбным консервам из мелкосельдевых видов рыб Балтийского моря в современной упаковке; соленой, копченой, вяленой, сублимированной рыбопродукции в различных видах упаковки из пресноводных видов рыб внутренних водоемов, ВБР Балтийского моря и продукции аква- и марикультуры; филейной свежемороженой продукции первичной заморозки из пресноводных видов рыб и продукции аква- и марикультуры; вторичной заморозки из тресковых и камбаловых видов рыб Северо-Восточной Атлантики; а также насыщением рыбного рынка различными видами рыбной муки и рыбьего ветеринарного жира для АПК. Прогнозируется к 2010 году наращивание объемов производства по улову до 327,5 тыс. тонн в основном за счет эксплуатации недоосваиваемых объектов в открытых водах Мирового океана. Рыбоводная продукция аква- и марикультуры возрастет до 5 тыс. тонн. Получит развитие экспортное направление товарного рыбоводства по сиговым видам рыб. Выпуск пищевой рыбопродукции, включая консервы, возрастет незначительно против уровня 2004 года в основном за счет рыбоводной продукции, но претерпит качественные изменения. Больше будет выпускаться рыбопродукции глубокой переработки расширенного ассортимента. За счет ввода в эксплуатацию группы рыбомучных промысловых судов выпуск рыбной муки и рыбьего жира удовлетворит потребности АПК области в этих видах рыбопродукции. Объемы валовой продукции рыбохозяйственного комплекса к 2010 году возрастут в ценах 2002 года до 2,02 млрд. рублей. Последующий после 2010 года период будет характеризоваться наращиванием объемов пищевой рыбной продукции за счет непосредственного извлечения белка из малоиспользуемых объектов Мирового океана и приведение их в состояние, пригодное для потребления человеком, и увеличением объемов производства товарной аква- и марикультуры. 5. Основные направления развития рыбного хозяйства 5.1. Промышленное рыболовство Прогнозируемое развитие рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области основывается на эффективном и осторожном освоении ВБР в пресноводных внутренних водоемах и Балтийском море за счет приведения добывающих производственных мощностей, включая рыбопромысловый флот, в соответствие с ОДУ и промышленными квотами, выделяемыми Ленинградской области для распределения среди рыбопользователей. а так же значительного увеличения объемов добычи недоиспользуемых ресурсов открытых вод Мирового океана и зон иностранных государств с доведением общего улова рыбы и морепродуктов к 2010 году до 322,5 тыс. тонн (без учета продукции аква- и марикультуры). Организационно предлагается для реализации мероприятий Концепции инициировать создание Правительством Ленинградской области государственного унитарного предприятия (ГУП) по развитию рыбохозяйственного комплекса с наделением его полномочиями по участию в организации и деятельности коммерческих организаций, привлекаемых к выполнению мероприятий Концепции. ГУЛ выступит заказчиком проектов на строительство рыбопромыслового флота на судостроительных заводах и верфях Ленинградской области для судовладельцев Ленинградской области и станет судовладельцем группы современных специализированных судов по выпуску рыбной муки и рыбьего жира. На основе осторожного подхода к эксплуатации ВБР во внутренних водоемах и Балтийском море будут совершенствоваться виды и способы промышленного рыболовства, применяемые орудия лова и техника промышленного рыболовства. 5.2. Развитие промышленной аква- и марикультуры Производство продукции аква- и марикультуры предполагается довести к 201D году до 5,0 тыс. тонн (320 млн. рублей). Основными объектами культивирования будут лососевые виды рыб - радужная форель, палия, ладожский и балтийский лосось, сиговые - чир, муксун, пелядь. На тепло-водных хозяйствах прогнозируется увеличение объемов выращивания карпа и осетровых - сибирского осетра и бестера. Прогнозируется возможность экспорта рыбоводной продукции сиговых видов рыб. Потенциальные возможности водоемов Ленинградской области по объемам аква- и марикультуры значительно выше прогнозируемых показателей товарного рыбоводства на 2010 год. В процессе реализации программы "Основные направления развития товарного рыбоводства во внутренних водоемах Ленинградской области на период до 2005 года", ориентирующей на первом этапе рыбоводство области преимущественно на высокорентабельные индустриальные методы аквакультуры, прогнозируется на втором этапе увеличение объемов производства товарной рыбы за счет более полного использования возможностей прудового и озерного (на малых озерах) рыбоводства. 5.3. Производство рыбной продукции Увеличение объемов производства рыбной продукции в 2010 году до 104,3 тыс. тонн прогнозируется в основном за счет организации производства для АПК области рыбной муки - 51 тыс. тонн и рыбного жира -4,5 тыс.тонн на специализированных рыбомучных промысловых судах. Предусматривается выпуск широкого ассортимента улучшенного качества рыбной муки и ветеринарного рыбьего жира с изменяемыми параметрами в зависимости от спроса отраслей АПК. Рост объемов производства пищевой рыбной продукции, включая консервы, до 42,8 тыс. тонн, ограниченный сырьевыми ресурсами от собственной добычи в Балтийском море и внутренних пресноводных водоемах, будет осуществляться в основном за счет развития аква- и марикультуры, организации условий на региональном рыбном рынке по привлечению сырья из других рыбохозяйственных регионов России и по импорту. Рыбоконсервному производству для сохранения объемных показателей потребуется коренная реконструкция материально-технической базы. Прогнозируется увеличение объемов производства рыбного филе спецразделки из судака, речного и озерного окуня, трески, камбалы, сиговых видов рыб как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Будет совершенствоваться ассортимент и улучшено качество копченой, вяленой рыбной продукции в мелкой расфасовке. Увеличение глубины разделки сырья на береговых перерабатывающих мощностях позволит увеличить производство кормовой рыбной продукции. Производство рыбной муки из криля и других мелких пелагических креветок Антарктики и открытых вод Мирового океана позволит приступить к решению проблемы производства хитина, хитозана и биологически активных веществ. Расширение ассортимента и повышение качества продукции, увеличение глубины разделки сырья, сертификация судовых и береговых перерабатывающих производств будут способствовать росту эффективности производства рыбной продукции и, как следствие, увеличению инвестиционных возможностей предприятий. Основной объем выпускаемой рыбопродукции прогнозируется к реализации на внутреннем региональном рыбном рынке. В интересах муниципальных образований, на территориях которых базируется рыбопромысловый флот и осуществляется прием-сдача уловов, необходимо инициирование организации оптовых рыбных или комплексных продовольственных рынков. Создание сети оптовых рынков, подконтрольных муниципальным образованиям, позволит повысить уровень организации торгово-посреднической деятельности, будет способствовать ускоренной реализации рыбопродукции, в особенности свежей рыбы, значительно сократит участие посреднических структур, ускорит взаиморасчеты за проданные рыботовары. 5.4. Материально-техническая база Основными направлениями развития материально-технической базы в перспективе будут: - строительство на судостроительных заводах и верфях Ленинградской области современных высокоэффективных малых морозильных и свежьевых рыболовных траулеров, сейнеров, сетеподъемников и приемнотоанспортных судов, рыбопромысловых лодок, баркасов и другого на замену действ)тощему физически и морально устаревшему флоту в Балтийском море и но внутренних водоемах; - повышение эффективности промысловых судов за счет новой навигационной и рыбопоисковой техники, экономичных двигателей, современного рыбодобывающего и технологического оборудования, систем связи, позволяющих произвести сокращение численности добывающего флота, более надежно обеспечить контроль за промысловой деятельностью, безопасностью мореплавания и ведением промысла на озерах и реках. В целях развития береговой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, рыбоводства во внутренних водоемах и Выборгском заливе планируется осуществить: - строительство модульных установок для аква- и марикультуры; - совершенствование производства сетеснастных материалов и готовых изделий для рыболовства и рыбоводства, возобновление производства высокоэффективного рыбоперерабатывающего оборудования; - реконструкцию и техническое перевооружение действующих и ввод новых береговых производственных мощностей, включая консервное и тарное производства; - строительство в местах сдачи-приемки уловов скороморозильных мощностей, холодильников и холодных складов для обеспечения хранения и ведения оптовой торговли рыбой; - строительство в месте базирования специализированных рыбомучных промысловых судов (предположительно в Усть-Луге) складов для рыбной муки и емкостей для рыбьего жира; - завершение строительства в Приморске базы малотоннажного флота; - реконструкцию мест базирования и ремонта промыслового флота в Вистино, Моторном, Назии, Новой Ладоге, Осиновце, Вознесенье с учетом требований безопасности мореплавания. Организация строительства на судостроительных заводах Ленинградской области и эксплуатация с базированием на региональные порты современных; рыбомучных промысловых судов с необходимыми параметрами для эффективного ведения промысла и выпуска рыбной муки и ветеринарного рыбьего жира из недоосваиваемых ВБР открытых районов Мирового океана позволят задействовать значительный потенциал смежных, работающих на судостроение и эксплуатацию флота предприятий области и подготовят базу для создания в более поздний период группы океанического флота по производству пищевой рыбной продукции. Рост численности рыбопромыслового флота позволит в более полной мере использовать возможности строящихся портов Ленинградской области. 6. Ресурсное обеспечение 6.1. Сырьевая база Намечаемое развитие рыбохозяйственного комплекса предполагает увеличение уловов рыбы и морепродуктов с учетом продукции товарного рыбоводства до 327,5 тыс. тонн к 2010 году. Наибольшее увеличение объемов промысла прогнозируется в открытых районах Мирового океана и зонах иностранных государств на недоиспользуемых видах анчоусов, мавроликусов, ставриды, криля, мойвы, сардины и др. Развитие аква- и марикультуры обеспечит до 5,0 тыс. тонн рыбоводной продукции. 6.2. Трудовые ресурсы Численность работающих в рыбной отрасли Ленинградской области в 2001 году составила около 4,0 тыс. человек. Прогнозируется к 2010 году незначительный рост - до 4,3-4,5 тыс. человек в основном за счет развития хозяйств акиа- и марикультуры. Вместе с тем требования к квалификации работающих, на современном рыбопромысловом флоте возрастут. С ростом численности хозяйств аква- и марикультуры возрастет необходимость в специалистах соответствующих профилей для обслуживания рыбоводных хозяйств. Переоснащение береговых рыбоперерабатывающих предприятий, переход на выпуск новых, конкурентных рыбопродуктов потребуют повышения квалификации рабочих кадров. Во все подотрасли рыбного хозяйства будет необходим приток специалистов за счет подготовки в отраслевых высших и средних учебных заведениях. Подготовка квалифицированных судовых специалистов будет осуществляться через действующую сеть курсовой подготовки специалистов морских специальностей. Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для рыбоводных хозяйств может быть осуществлена на базе Федерального селекционно-генетического центра по рыбоводству. Основная часть инвестиций производственного назначения (около 80%) будет направлена на строительство и модернизацию рыбопромыслового флота. Это связано как с высоким уровнем физического износа и морального старения флота, так и с ведущей его ролью на втором этапе развития в функционировании и экономике рыбохозяйственного комплекса. Общая потребность в инвестировании мероприятий Концепции за период 2002 -2010 годов (в ценах 2001 года) оценивается в 3,5 млрд. рублей, в том числе для строительства и модернизации промыслового флота -2,7 млрд. рублей, создания хозяйств аква- и марикультуры - 0,16 млрд. рублей, модернизации и развития береговой инфраструктуры, рыбоперерабатывающих производств, сети оптовых рыбных рынков в местах базирования флота и выгрузки рыбопродукции - 0,5 млрд. рублей, социальной сферы - 0.14 млрд. рублей (4% общей потребности в капитальных вложениях рыбохозяйственного комплекса). В общей потребности в инвестициях не учтены мероприятия по развитию материально-технической базы системы охраны и воспроизводства водных биоресурсов, финансирование которых планируется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на подпрограмму "Водные биологические ресурсы" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы". Основными источниками финансирования мероприятий Концепции прогнозируются внебюджетные источники - заемные средства, финансовый лизинг и собственные средства предприятий. Государственная поддержка будет осуществляться за счет субсидирования части процентной ставки при кредитовании оборотных средств под закупку сезонных запасов, включая запасы по организации путинного промысла, кормов для рыб и посадочного материала за счет средств федерального и областного бюджетов. Для организации оптовых рыбных рынков в местах базирования флота, инициирования создания хозяйств аква- и марикультуры потребуется привлечение средств муниципальных образований, заинтересованных в ведении операций по оптовой торговле на своих территориях. Для организации проектирования и строительства группы рыбомучных рыбопромысловых судов прогнозируется привлечь в качестве инвесторов потребителей рыбной муки и рыбьего жира из подотраслей АПК, а также использовать финансовый лизинг. 7. Эффективность реализации мероприятий Концепции Концепцией предусматривается: увеличить в 2010 году долю улова предприятий Ленинградской области в общей добыче рыбы и морепродуктов России до 6% - 327,5 тыс. тонн, в том числе по товарной продукции аква- и марикультуры до 5% -5 тыс. тонн; выпустить пищевой рыбной продукции, включая консервы, 42,8 тыс. тонн, что выше уровня 2001 года на 27%, произвести рыбных консервов 35 муб, увеличив этот показатель на 18%; создать производство по выпуску рыбной муки до 51,0 тыс. тонн и рыбьего ветеринарного жира - до 4,5 тыс. тонн ежегодно. Развитие рыбохозяйственного комплекса в перспективе будет характеризоваться достаточным уровнем экономической эффективности: стоимость товарной продукции (в сопоставимых ценах) увеличится в 4 раза по сравнению с 2001 годом и достигнет 2,02 млрд. рублей, производительность труда (по обезличенной продукции) в натуральном выражении за счет ввода в эксплуатацию высокоэффективного рыбопромыслового флота и модернизации береговых рыбоперерабатывающих мощностей возрастет в 3 раза. Развитие рыбохозяйственного комплекса в перспективе позволит существенно увеличить поступления по всем видам налоговых платежей, особенно в части пополнения местных бюджетов. Реализация мероприятий Концепции создаст реальные условия для роста производства не только внутри отрасли, но и в АПК в целом, а также в судостроительной промышленности и связанных с ней отраслях, позволит получить необходимые средства для увеличения основных фондов и осуществления эффективной производственной деятельности рыбной отрасли. Приложение к Концепции (таблица 1) Динамика деятельности рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области восстановительный период 1998 - 2001 годов ----------- * рисунки не приводятся Приложение к Концепции (таблица 2) Основные целевые показатели Концепции развития рыбного хозяйства Ленинградской области на период 2002 - 2010 годов +-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование показателей ¦ Этап восстановления ¦ Первый этап ¦ Второй этап ¦ ¦ ¦ ¦ стабилизации и ¦ развития ¦ ¦ ¦ ¦ развития ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------+--------------------+--------------¦ ¦ ¦1999 год ¦2000 год ¦2001 год ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2010 ¦ ¦ +---------------+---------------+---------------¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦ ¦ ¦прогноз ¦факт* ¦прогноз ¦факт* ¦прогноз ¦факт* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦1. Улов рыбы всего (тыс. ¦13,6 ¦17,3 ¦14,2 ¦19,4 ¦15,1 ¦22,2 ¦23,5 ¦24,5 ¦25,5 ¦123,3 ¦327,5 ¦ ¦тонн), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦океаническое рыболовство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,3 ¦2,0 ¦2,5 ¦3,0 ¦100,0 ¦300,0 ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦прибрежное рыболовство ¦10,5 ¦14,8 ¦10,9 ¦16,2 ¦11,6 ¦17,4 ¦17,5 ¦17,5 ¦17,5 ¦17,5 ¦17,5 ¦ ¦(Балтийское море) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦внутренние пресноводные ¦2,9 ¦2,4 ¦3,0 ¦2,9 ¦3,2 ¦3,1 ¦3,6 ¦3,9 ¦4,3 ¦5,0 ¦5,0 ¦ ¦водоемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦товарное рыбоводство ¦0,2 ¦0,1 ¦0,3 ¦0,3 ¦0,3 ¦0,36 ¦0,4 ¦0,6 ¦0,7 ¦0,8 ¦5,0 ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦2. Товарный выпуск пищевой ¦20,5 ¦24,5 ¦21,5 ¦30,7 ¦23,2 ¦33,5 ¦34,2 ¦35,3 ¦36,7 ¦38,2 ¦42,8 ¦ ¦рыбной продукции, включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦консервы (тыс. тонн) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦3. Консервы (муб) ¦ ¦30,5 ¦ ¦29,1 ¦30,0 ¦29,6 ¦30,5 ¦31,0 ¦32,0 ¦34,0 ¦35,0 ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦4. Продукция кормовая из ¦ ¦1,5 ¦ ¦4,4 ¦ ¦1,4 ¦2,0 ¦2,1 ¦2,2 ¦2,5 ¦6,0 ¦ ¦рыбы (тыс. тонн) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦5. Рыбная мука (тыс.тонн) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦17,0 ¦51,0 ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦6. Рыбий жир (тыс. тонн) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,5 ¦4,5 ¦ +-----------------------------+--------+------+--------+------+--------+------+------+------+------+------+-------¦ ¦7. Стоимость товарной ¦251,7 ¦340,6 ¦264,1 ¦349,8 ¦285,0 ¦496,9 ¦520,0 ¦550,0 ¦580,0 ¦950,0 ¦2020,0 ¦ ¦продукции (млн. рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ * фактические данные приведены на основе отчета регионального информационного центра Госкомрыболовства России по Ленинградской области (РИЦ "Гипрорыбфлот") Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|