Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 11.04.1997 № 139-рг

 
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                      ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ

                               ОБЛАСТИ

     от 11 апреля 1997 года N 139-рг

                                      Утратилo силу - Распоряжение
                                    Губернатора Ленинградской области
                                        от 18.04.2005 г. N 163-рг

     Об утверждении целевой программы
     "Неотложные меры по совершенствованию
     психиатрической помощи населению
     Ленинградской области на 1997-1998 годы"


     В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года N
3185-1:
     1. Утвердить    целевую    программу    "Неотложные    меры    по
совершенствованию  психиатрической  помощи   населению   Ленинградской
области на 1997-1998 годы" согласно приложению.
     2. Комитету финансов:
     2.1. Предусмотреть    выделение    средств,    необходимых    для
финансирования целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию
психиатрической  помощи  населению  Ленинградской области на 1997-1998
годы".
     2.2. Выделить  для  реализации указанной целевой программы в 1997
году 1,2 миллиарда рублей согласно  плану  первоочередных  мероприятий
программы.
     3. Контроль   за   исполнением    распоряжения    возложить    на
вице-губернатора  Ленинградской  области  -  заместителя  председателя
правительства по социальному развитию Воронцова А.В.


     Губернатор           В.Густов


                                                          УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением губернатора
                                               Ленинградской области
                                     от 11 апреля 1997 года N 139-рг
                                                        (приложение)


                          Целевая программа
        "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической
     помощи  населению  Ленинградской области на 1997-1998 годы"


                 I. Обоснование разработки программы

     Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи  и
гарантиях  прав  граждан  при  ее  оказании",  введенного в действие 1
января  1993   года,   утверждение   федеральной   целевой   программы
"Неотложные   меры   по   совершенствованию   психиатрической  помощи"
(1995-1997   годы)   являются   отражением   существенных    изменений
государственной  политики  в  отношении  лиц,  страдающих психическими
расстройствами.
     В указанной  федеральной  программе  планируются  экстренные меры
способствующие   обеспечению   прав   лиц,   страдающих   психическими
расстройствами,  и снижающие отрицатьельные для государства и общества
последствия психических заболеваний (инвалидность, нетрудоспособность,
преступность).
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая  1994
года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощи и социальной
защите лиц,  страдающих психическими расстройствами"  были  утверждены
новые   положения:   об   учреждениях,   оказывающих  внебольничную  и
стационарную  психиатрическую   помощь;   о   лечебно-производственных
государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения
новым  профессиям  и  трудоустройства  лиц,  страдающих   психическими
расстройствами,   включая   инвалидность;   об   общежитиях  для  лиц,
страдающих психическими расстройствами утративших социальные связи.
     Намеченные федеральной   целевой   программой   меры,  подготовка
конкретных юридических правовых документов,  методических рекомендаций
и  других  материалов,  определяющих  механизм  реализации  Закона  "О
психиатрической помощи и гарантиях  прав  граждан  при  ее  оказании",
позволяют  и  на уровне Ленинградской области определить согласованные
программные цели выполнения положений указанного закона  на  1997-1998
годы.
     В системе психиатрической помощи населению Ленинградской  области
в настоящее время отмечаются следующие недостатки:
     - недостаточное взаимодействие  между  ведомственными  областными
структурами   (министерством   здравоохранения,  комитетом  социальной
защиты населения,  комитетом общего и  профессионального  образования,
Главным  управлением  внутренних  дел Санкт-Петербурга и Ленинградской
области)  по  комплексному  решению  проблем,  связанных   с   правами
психических больных;
     - отставание  в  организации   полустационарных   психиатрических
структур   на   уровне   районных   медицинских  объединений  (дневные
стационары,  ночные профилактории, психоизоляторы); отсутствие системы
психотерапевтической помощи;
     - достаточная  (общая  по   числу),   но   малодифференцированная
стационарная  коечная  сеть,  не  соответствующая  основным санитарным
нормам содержания больных;
     - материально-техническая   база   психиатрической   службы,   не
соответствующая предъявляемым требованиям;
     - нарастающая  распространенность  туберкулеза  среди психических
больных;
     - отсутствие     автоматизированной     информационной    системы
прогнозирования и оценки  состояния  психического  здоровья  населения
Ленинградской области и качества лечения.
     В условиях   ухудшения   материального    положения    населения,
экономической      нестабильности,     сложностей,     связанных     с
трудоустройством,    ростом    преступности,     вопросы,     решаемые
психиатрической службой области, становятся особенно значимыми.
     Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и  гарантиях
прав граждан при ее оказаннии",  основанный на принципе добровольности
и гуманности, несколько ослабил традиционно сложившиеся формы контроля
со   стороны   психиатров,   но  повысил  ответственность  властных  и
государственных структур.
     Возрастающая социальная  напряженность  способствует невротизации
населения.  В течение последних трех лет число  завершенных  суицидных
попыток   только  среди  лиц,  состоящих  на  диспансерном  учете  или
обращавшихся за консультативной помощью, возросло на 80 процентов.
     Анализируя причины   первичной   инвалидности,  следует  отметить
увеличение  доли  олигофрении  (слабоумие)  до  33  процентов,  что  в
1995-1996 годах сделало эту патологию в Ленинградской области ведущей.
Если учесть,  что эта патология, как правило, характерна для молодых и
трудоспособных людей,  социальная значимость психиатрической помощи им
особенно очевидна.
     Больные чаще   совершают   суицидные   попытки  и  противоправные
действия.  Увеличение числа судебно-психиатрических экспертиз (с 745 в
1992 году до 1086 в 1996 году) подтверждает это.
     Большая часть стационаров расположена в приспособленных  зданиях,
требующих  ремонта  и  замены бытового оборудования.  Общее число коек
составляет 2045.  Число больных прошедших курс лечения, в стационарах,
по  сравнению с 1993-1996 годами имеет тенденцию к уменьшению (с 10194
до 8793  в  1996  году)  за  счет  интенсивности  лечебного  процесса,
действенных реабилитационных мероприятий.
     Средняя площадь,  приходящаяся на одну койку палаты  в  областных
психиатрических  больницах,  составляет 3,83 квадратных метра вместо 6
квадратных метров по санитарным нормам и правилам. Особенно стесненные
условия  в  Ульяновской психиатрической больнице (1,9 квадратных метра
на  одного  больного).  На  фоне  постоянного  дефицита  лекарственных
препаратов  это  способствует распространению инфекционных заболеваний
среди пациентов, а значит и среди жителей области.
     Из общего  числа  врачей - психиатров,  работающих в амбулаторной
стационарной сети часть не имеет квалификационной категории ( из 141 -
25  человек).  Не  укомплектованы штаты детскими врачами-психиатрами в
Волосовском,  Лодейнопольском,  Бокситогорском, Приозерском, Лужском и
Тосненском  районах,  что  сказывается  на своевременной диагностике и
лечении психических заболеваний,  снижений  уровня  социально  опасных
проявлений, предупреждении ранней инвалидизации.


                II. Цели и основные задачи программы.


     Целью настоящей     программы     является    создание    условий
способствующих   выполнению    Закона    Российской    Федерации    "О
психиатрической  помощи  и  гарантиях  прав граждан при ее оказании" в
Ленинградской области.
     Для достижения этой цели необходимо:
     1. Совершенствовать  формы  взаимодействия  между  ведомственными
областными   структурами   (министерством  здравоохранения,  комитетом
социальной защиты  населения,  комитетом  общего  и  профессионального
образования,    Управлением    внутренних   дел   Санкт-Петербурга   и
Ленинградской области) по комплексному решению  проблем,  связанных  с
правами психических больных.
     2. Повысить    уровень     материально-технического     оснащения
психиатрических учреждений области, ввести принцип их финансирования с
учетом численности обслуживаемого населения и качества лечения.
     3. Улучшить  специализированную  психиатрическую  помощь.  в  том
числе в результате организации  психиатрических  дневных  стационаров,
психоприемников,     психосоматических,    психиатрических    районных
отделений.  Открыть охраняемое  отделение  усиленного  наблюдения  для
принудительного  лечения  психически  больных (по определению народных
судов,  отделений для подростов), лиц пожилого и старческого возраста,
страдающих   невротическими  расстройствами,  а  также  общежитие  для
психически больных,  утративших  социальные  связи  (  согласно  общей
численности коек в областных психиатрических стационарах).
     4. Завершить  строительство  лечебных  корпусов   в   Ульяновской
психиатрической больнице и водозаборных сооруженийв Ковашевской.
     5. Усовершенствовать    систему    подготовки,    комплектования,
аттестации специалистов психиатрических учреждений.
     6. Разработать   концепцию   автоматизированной    информационной
системы  прогнозирования  и  оценки  состояния  психического  здоровья
населения Ленинградской области;  внедрить автоматизированную  систему
контроля качества лечения.


                  Ш. Основные направления реализации
                        программы в 1997 году


     На первом  этапе  (1997  год)   в   целях   усиления   социальной
защищенности   лиц   с   психическими   расстройствами   создать   ряд
межведомственных  инструктивно-методических   документов,   касающихся
распределения    полномочий    специалистов   (социальные   работники,
психологи, педагоги и др.):
     типовое положение  об  охраняемом  психиатрическом  отделении для
принудительного  лечения  больных  по  определению  судов   (усиленное
содержание);
     типовое положение      об       образовательных       учреждениях
психолого-педагогической    и   медико-социальной   помощи   детям   и
подросткам;
     инструктивно-методические рекомендации   по  системе  организации
опеки и попечительства над душевнобольными в Ленинградской области.
     Основными задачами на 1997 год с учетом объективной экономической
реальности являются:
     сохранение существующих психиатрических учреждений области;
     поддержание уровня  материально-технического   оснащения   систем
жизнеобеспечения больниц;
     повышение квалификации врачей-психиатров,  медицинских психологов
и социальных работников;
     установка имеющегося рентгенофлюорографического оборудования  для
активизации   работы  по  выявлению  туберкулеза  в  Дружносельской  и
Свирской психиатрических больницах;
     продолжение реконструкции   лечебных   корпусов   в   Ульяновской
психиатрической больнице;

                IV. Технико-экономическое обоснование
                 финансирования мероприятий программы
_________________________________________________________________
Поряд-:      Наименование           :        Стоимость,
ковый :      мероприятия            :        млн.руб.
номер :                             :----------------------------
      :                             :        :   в том числе
      :                             : Всего  :-------------------
      :                             :        :1997 год : 1998 год
_________________________________________________________________
   1  :              2              :   3    :    4    :    5
_________________________________________________________________
  1.  Проектирование, строительство,  6290,0   3100,0    3190,0
      реконструкция и оснащение пси-
      хиатрических учреждений

  2.  Внедрение автоматизированных     157,2    57,2      100,0
      рабочих мест руководителя
      психиатрического учреждения,
      участкового психиатра,судеб-
      ного психиатра. Разработка и
      внедрение системы информаци-
      онной оценки и прогнозирова-
      ния в Ленинградской области

  3.  Подготовка специалистов для      190,0    93,0      97,0
      учреждений, оказывающих пси-
      хиатрическую помощь населе-
      нию области

  4.  Подготовка кадров для психо-      43,0    18,0      25,0
      неврологических домов-интер-
      натов и детских домов для
      умственно отсталых

  5.  Проектирование, реконструкция     75,0    50,0      25,0
      и оснащение охраняемого от-
      деления для содержания боль-
      ных на усиленном режиме при-
      нудительного лечения в Дру-
      жносельской психиатрической
      больнице

  6.  Проектирование, реконструкция     75,0    50,0      25,0
      и оснащение отделения усилен-
      ного режима ( коррекционно-
      образовательного) для боль-
      ных детей и подростков 10-16
      лет, совершивших правонаруше-
      ния и преступления

  7.  Разработка и внедрение инст-      2,0     2,0         -
      рукций о порядке взаимодей-
      ствия органов здравоохране-
      ния и Главного управления
      внутренних дел Санкт-Петер-
      бурга и Ленинградской облас-
      ти по предупреждению общест-
      венно опасных действий пси-
      хически больных

  8.  Разработка структуры герон-       2,0      -         2,0
      тологической службы Ленин-
      градской области

  9.  Организация геронтологичес-      22,5      -         22,5
      ких отделений при Свирской
      и Тихвинской психиатричес-
      ких больницах

 10.  Организация полустационаров      680,0    280,0      400,0
      психиатрических структур в
      системе городских и район-
      ных объединений

           Всего                      7536,7    3650,2     3886,5
__________________________________________________________________


            V. План первоочередных мероприятий реализации
                        программы в 1997 году

_______________________________________________________________________
Поряд-:  Наименование          :             Стоимость,
ковый :  мероприятия           :              млн.руб.
номер :                        :----------------------------------------
      :                        :I квартал:П квартал:Ш квартал:IV квартал
________________________________________________________________________
   1  :            2           :     3   :    4    :    5    :    6
________________________________________________________________________

  1. Продолжение проектирования,   150      100      150        200
     строительства и реконструк-
     ции лечебных корпусов Уль-
     яновской  психиатрической
     больницы

  2. Реконструкция рентгенов-       38       15       -          -
     ского кабинета, установка
     нового рентгенооборудования
     и флюорографа в Дружносель-
     ской психиатрической боль-
     нице

  3. Реконструкция флюорографи-     23        5       -          -
     ческого кабинета и уста-
     новка нового оборудования
     в Свирской психиатрической
     больнице

  4. Ремонт систем водоснабже-      45       24       53         60
     ния, теплоснабжения и
     энергоснабжения в Дружно-
     сельской психиатрической
     больнице

  5. Проведение ремонтно-стро-               18       20         55
     ительных работ в Свирской
     психиатрической больнице

  6. Приобретение дезинфекци-       14       -         -         -
     онной камеры для Дружно-
     сельской психиатрической
     больницы

  7. Ремонтно-строительные           -        18       40        12
     работы в Ковашевской пси-
     хиатрической больнице

  8. Ремонтно-строительные           -        22       10        10
     работы в Тихвинской пси-
     хиатрической больнице

  9. Ремонтно-строительные ра-       -        12       19        20
     боты в Рощинском психи-
     атрическом отделении

 10. Подготовка специалистов для     -         5        5         8
     учреждений, оказывающих
     психиатрическую помощь

 11. Затраты на охрану отделения     -         15      17        17
     для принудительного лечения
     с усиленным режимом в Друж-
     носельской психиатрической
     больнице

          Всего                    270        234     314       382
_____________________________________________________________________


     Примечание. Без    дополнительного    финансирования   произвести
нормативный  расчет   областной   сети   и   учреждений,   оказывающих
психиатрическую помощь, с учетом численности и половозрастного состава
населения  в  районах  области.  Подготовить  типовое   положение   об
охраняемом  психиатрическом  отделении  для  принудительного лечения с
усиленным режимом и инструктивно-методические рекомендации по  системе
организации  опеки  и  попечительства  над душевнобольными и критериям
оценки социальной опасности психически больных.

                  VI. Ожидаемые результаты программы

     Настоящая программа позволит  практически  перейти  к  выполнению
Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан   при   ее   оказании"   и   начать    материально-техническое
переоснащение психиатрической службы области.
     Улучшение материальной  базы  областных  психиатрических  больниц
позволит выполнить положения указанного Закона о соблюдении санитарных
норм  содержания  больных;   снизить   внутрибольничную   инфекционную
заболеваемость;   осуществить  специализацию  психиатрической  помощи;
сократить число коек в психиатрических стационарах области.
     Целенаправленные, согласованные   действия   областных   структур
облегчат  решение  проблем,  связанных  с   социальной   реабилитацией
психически больных.
     Реализация программы      позволит      значительно      улучшить
психиатрическую  помощь  населению  и  станет основой для разработки и
внедрения более долгосрочной программы  охраны  психического  здоровья
населения Ленинградской области.

Информация по документу
Читайте также