Расширенный поиск
Закон Ленинградской области от 12.02.1999 № 22-озЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 12 февраля 1999 года N 22-оз О здравоохранении Ленинградской области Утратил силу - Закон Ленинградской области от 27.09.2005 г. N 75-оз (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 29 декабря 1998 года) (В редакции Законов Ленинградской области от 11.04.2000 г. N 9-оз; от 05.04.2001 г. N 22-оз) Настоящий закон определяет основы деятельности государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Ленинградской области. Закон определяет организационно-правовые, экономические и социальные принципы построения и функционирования системы здравоохранения Ленинградской области, механизмы внутриотраслевого взаимодействия систем здравоохранения, а также их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, системой обязательного медицинского страхования. Закон направлен на обеспечение условий эффективного функционирования систем здравоохранения в целях реализации права граждан на охрану здоровья, обеспечение доступной, качественной медицинской и лекарственной помощи. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящим законе В целях настоящего закона используются следующие основные понятия: Система здравоохранения - совокупность органов исполнительной власти и организаций здравоохранения, физических лиц, занимающихся медицинской практикой и фармацевтической деятельностью без образования юридического лица, деятельность которых направлена на сохранение и укрепление здоровья граждан, а также на оказание медицинской и лекарственной помощи в случае его утраты. Организации здравоохранения - предприятия, учреждения, хозяйственные общества, товарищества и другие юридические лица, выполняющие функции по оказанию медико-социальной и лекарственной помощи, обеспечению товарами медицинского назначения и медицинской техники, а также осуществляющие организационную, научно-исследовательскую, образовательную, информационную, просветительскую, санитарно-эпидемиологическую деятельность в области охраны здоровья граждан. К организациям здравоохранения относятся органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, санитарно-профилактические, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, патологоанатомические бюро и учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения медицинских учреждений, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники. Медицинская деятельность - деятельность организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и деятельность граждан, направленная на организацию и оказание медицинской помощи населению. Медицинская помощь - практическая деятельность, направленная на лечение и облегчение страданий человека, вызванных травмами, ожогами, острыми заболеваниями и обострением хронических заболеваний и другими состояниями. Медицинская услуга - непосредственное выполнение осмотров, консультаций, операций, манипуляций, процедур, исследований, наблюдения и ухода за больным (медицинская технология), обусловленных необходимостью оказания медицинской помощи. Пациент - гражданин, обратившийся за медико-социальной помощью. Фармацевтическая деятельность - деятельность организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и деятельность граждан, направленная на организацию и обеспечение населения лекарственными средствами. Частная медицинская практика - предпринимательская деятельность по оказанию медицинских услуг без образования юридического лица, осуществляемая гражданами, имеющими высшее или среднее медицинское образование. Лицензирование - комплекс мероприятий по оформлению, выдаче лицензии и контролю за выполнением лицензионных требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации. Сертификация специалистов - подтверждение соответствия подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Медицинское страхование осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование - социальный вид медицинского страхования, при котором государством определяются: контингенты лиц, подлежащих этому виду страхования; размеры страховых взносов; виды, объём и условия получения гражданами медицинской помощи, независимо от величины уплаченных взносов. Территориальная программа обязательного медицинского страхования - гарантированный гражданам объём и условия предоставления медицинской, лекарственной и санитарно-профилактической помощи, в том числе в экстремальных условиях. Государственные гарантии по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи - установленные органами государственной власти виды, объём, условия и качество медицинской помощи и лекарственного обеспечения, предоставляемые населению за счёт средств бюджетов и обязательного медицинского страхования. Областной фонд обязательного медицинского страхования - государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, предназначенное для аккумулирования и расходования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечивающее финансовую стабильность государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов с целью обеспечения прав граждан на охрану здоровья. Страховая медицинская организация - юридическое лицо, осуществляющее медицинское страхование и имеющее государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Целевая медицинская программа - комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач в области здравоохранения. Статья 2. Системы здравоохранения Ленинградской области В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории Ленинградской области функционируют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. К государственной системе здравоохранения Ленинградской области относятся: орган управления здравоохранением Ленинградской области; Федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области; медицинские, фармацевтические и другие организации, находящиеся в государственной собственности Ленинградской области и подчиненные органу управления здравоохранением Ленинградской области, финансируемые из областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования. Муниципальная система здравоохранения является частью системы здравоохранения Российской Федерации и основывается на муниципальной форме собственности. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и аптечной службой, находящиеся в муниципальной собственности организации здравоохранения и другие организации. К частной системе здравоохранения относятся: организации здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности; граждане, занимающиеся частной медицинской, фармацевтической деятельностью и целительством без образования юридического лица. Статья 3. Организационные основы системы здравоохранения Ленинградской области Организационную основу системы здравоохранения Ленинградской области составляют районные территориальные медицинские объединения (РТМО) и центральные районные больницы (ЦРБ), объединяющие лечебнопрофилактические муниципальные профилактические учреждения (предприятия), обеспечивающие оказание первичной медико-санитарной помощи на территориях муниципальных образований, а также областные лечебнопрофилактические учреждения (больницы, диспансеры), оказывающие специализированную медицинскую помощь населению области. В состав районных территориальных медицинских объединений и центральных районных больниц могут входить фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, стационарно-поликлинические учреждения (предприятия). Районные территориальные медицинские объединения и центральные районные больницы, областные лечебно-профилактические учреждения (предприятия) являются юридическими лицами. Управление системой здравоохранения на муниципальном уровне осуществляют районное территориальное медицинское объединение или центральная районная больница, а также другие муниципальные органы управления здравоохранением. Статья 4. Территориальная программа здравоохранения Ленинградской области Территориальная программа здравоохранения Ленинградской области разрабатывается органом управления здравоохранением Ленинградской области совместно с областным фондом обязательного медицинского страхования с учетом утвержденных областных медико-социальных нормативов обеспечения и финансирования медицинской помощи гражданам и ежегодно утверждается Законодательным собранием Ленинградской области при утверждении областного бюджета. Территориальная программа здравоохранения включает в себя: территориальную программу обязательного медицинского страхования граждан на территории Ленинградской области; перечень учреждений здравоохранения, видов медицинской и лекарственной помощи, целевых программ и мероприятий, финансируемых за счет бюджетных средств государственной и муниципальной систем здравоохранения; перечень медицинских услуг, оказываемых за счет средств добровольного медицинского страхования; программу лекарственного обеспечения Ленинградской области. Целевые областные и муниципальные медицинские программы разрабатываются органом управления здравоохранением Ленинградской области, муниципальными органами управления здравоохранением и другими заинтересованными учреждениями и ведомствами. Территориальная программа здравоохранения перед утверждением ежегодно корректируется по видам и объемам. Статья 5. Принципы деятельности систем здравоохранения в Ленинградской области Деятельность систем здравоохранения основывается на принципах: профилактики заболеваний в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека путем предоставления гарантированной медико-социальной и лекарственной помощи; целостности, преемственности и этапности оказания первичной и специализированной медицинской помощи гражданам; единства медико-санитарного пространства; единства муниципальных и государственных интересов в области здравоохранения; разделения компетенции и закрепления ответственности в области управления здравоохранением; профилактического подхода к сохранению и укреплению физического и психического здоровья граждан; соблюдения прав граждан; межтерриториальной интеграции, реализованной в системе межрайонных центров, отделений; единства системы лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности; единства системы подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров; единства методик установления нормативов в здравоохранении, стандартов медицинской и лекарственной помощи; единства систем учета отчетности, информационного обеспечения граждан, органов управления и организаций отрасли; единства методик расчета стоимости медицинских услуг на оказываемые виды медицинской помощи. Статья 6. Информационная политика в области здравоохранения Информационную политику в области здравоохранения определяет Правительство Ленинградской области. Подлежат публикации: сведения, содержащие информацию о состоянии здоровья населения и окружающей среды территорий Ленинградской области; сведения по выполнению территориальных и целевых медицинских программ; сведения о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; программа охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; программа организации медицинской и лекарственной помощи гражданам. Объем и периодичность поступления сведений, предоставляемых всеми субъектами систем здравоохранения, а также согласование объема сведений, необходимых для взаимодействия субъектов систем здравоохранения и охраны здоровья, определяются органом управления здравоохранением Ленинградской области. Государственную, врачебную и коммерческую тайны составляет информация, определенная действующим законодательством. ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Статья 7. Полномочия Законодательного собрания Ленинградской области по вопросам здравоохранения Законодательное собрание Ленинградской области: принимает областные законы, регулирующие деятельность систем здравоохранения (утверждает областной бюджет здравоохранения и контролирует его исполнение); утверждает территориальную программу здравоохранения, в том числе территориальную программу обязательного медицинского страхования; утверждает размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, медико-социальные нормативы на текущий год; (В редакции Закона Ленинградской области от 05.04.2001 г. N 22-оз) утверждает состав правления областного фонда обязательного медицинского страхования. Статья 8. Полномочия Правительства Ленинградской области по вопросам здравоохранения Правительство Ленинградской области: осуществляет государственную политику в области охраны здоровья граждан; реализует федеральную программу развития здравоохранения; утверждает областные целевые программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан, осуществляет контроль за их реализацией в муниципальных образованиях; формирует орган управления государственной системой здравоохранения области и утверждает его структуру и положение о нем; обеспечивает развитие сети государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; определяет расходы на охрану здоровья, медицинскую помощь, лекарственное обеспечение, размер платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения; формирует целевые фонды, предназначенные для охраны здоровья граждан; осуществляет прямое бюджетное финансирование областных лечебнопрофилактических учреждений и видов медицинской деятельности, подлежащих финансированию из областного бюджета; устанавливает дополнительные льготы определенным группам населения области в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; определяет размер торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники в пределах своих полномочий; координирует деятельность органов государственной власти и субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; обеспечивает экологическую безопасность и охрану окружающей среды; проводит меры, направленные на спасение жизни и защиту здоровья граждан на территории Ленинградской области при возникновении чрезвычайных ситуаций, и информирует население об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах; обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории Ленинградской области профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер; утверждает состав областной санитарно-противоэпидемической комиссии; утверждает состав областной лицензионно-аккредитационной комиссии и положение о ее деятельности; (В редакции Закона Ленинградской области от 11.04.2000 г. N 9-оз) утверждает правила обязательного медицинского страхования на территории Ленинградской области, составы межведомственной комиссии по обязательному медицинскому страхованию и областной клинико-экспертной комиссии, а также положения об их деятельности; координирует работу и регулирует взаимоотношения субъектов в системе обязательного медицинского страхования на территории Ленинградской области; осуществляет сотрудничество с общественными объединениями, в том числе в виде двух- и трехсторонних соглашений; осуществляет сотрудничество с органами исполнительной власти СанктПетербурга и Северо-Западного региона Российской Федерации по вопросам здравоохранения; принимает участие в разработке и реализации региональных программ по охране здоровья населения Северо-западного региона Российской Федерации; утверждает примерный перечень платных медицинских услуг, оказываемых на территории Ленинградской области учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения области; рассматривает и согласовывает медико-социальные нормативы по охране здоровья населения, территориальную программу обязательного медицинского страхования, разработанную органом управления здравоохранением Ленинградской области совместно с областным фондом обязательного медицинского страхования, и представляет их на утверждение в Законодательное собрание Ленинградской области, контролирует ход их реализации и финансирования; (В редакции Закона Ленинградской области от 05.04.2001 г. N 22-оз) решает другие вопросы в области охраны здоровья населения в пределах своих полномочий. Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам здравоохранения Органы местного самоуправления по вопросам здравоохранения обеспечивают: контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и утверждение совместно с органом управления здравоохранением Ленинградской области положений об их деятельности и уставов районных территориальных медицинских объединений и других юридических лиц, прием на работу и увольнение руководителей муниципальных органов управления здравоохранением; развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности с учетом территориальной программы развития сети учреждений отрасли; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организацию первичной медико-санитарной и других доступных видов медико-социальной помощи; проведение дополнительных мер по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории; формирование муниципального бюджета в части расходов на здравоохранение с учетом утвержденных Законодательным собранием Ленинградской области социальных нормативов медицинской и лекарственной помощи; финансирование содержания муниципальных учреждений и медицинских служб и видов медицинской деятельности, находящихся на прямом финансировании бюджетов муниципальных образований; координацию и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения; формирование целевых муниципальных фондов, предназначенных для охраны здоровья населения; развитие муниципальной и частной систем здравоохранения; принятие мер по обязательному медицинскому страхованию населения (заключение договоров со страховыми медицинскими организациями, внесение страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения), создание условий и координацию деятельности субъектов обязательного медицинского страхования на территории муниципального образования, заключение договоров с районными территориальными медицинскими объединениями по их уставной деятельности и центральными районными больницами; контроль за санитарно-эпидемиологическим благополучием и условиями для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер; реализацию мер, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; реализацию мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства; создание и обеспечение деятельности учреждений по реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; разработку программ по развитию здравоохранения, профилактике, просвещению населения в вопросах охраны здоровья и борьбе с различными заболеваниями на территории муниципального образования; регулярное информирование населения территории, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; иную деятельность по охране здоровья в переделах своих полномочий. Статья 10. Органы управления государственной и муниципальной систем здравоохранения Ленинградской области Орган управления государственной системой здравоохранения на территории Ленинградской области обеспечивает проведение государственной политики по вопросам организации медицинской и лекарственной помощи населению области. В своей деятельности орган управления здравоохранением Ленинградской области руководствуется законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Ленинградской области, положением об органе управления здравоохранением Ленинградской области. Органы управления муниципальной системы здравоохранения обеспечивают проведение государственной политики по вопросам организации медицинской и лекарственной помощи на территории муниципальных образований. Статья 11. Полномочия органа управления муниципальной системой здравоохранения Орган управления муниципальной системой здравоохранения: обеспечивает защиту прав граждан в области охраны здоровья; контролирует соблюдение законодательства в области охраны здоровья; анализирует состояние здоровья населения; участвует совместно с органом управления здравоохранением Ленинградской области в планировании развития муниципальной системы здравоохранения; разрабатывает и организует реализацию муниципальных программ здравоохранения; осуществляет контроль за ходом реализации территориальной программы предоставления населению муниципального образования медико-социальной и лекарственной помощи, целевых государственных медицинских программ; осуществляет руководство муниципальной системой здравоохранения; ведет учет субъектов частной системы здравоохранения, координирует и контролирует их профессиональную деятельность в пределах норм, установленных законодательством; принимает меры по лекарственному обеспечению населения в объеме государственных гарантий; контролирует качество медицинской и лекарственной помощи на территории муниципального образования; совместно с другими субъектами обязательного медицинского страхования осуществляет меры по обязательному медицинскому страхованию; организует мероприятия, направленные на профилактику заболеваний и травм, снижение инвалидности и смертности; участвует в организации обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществления санитарно-гигиенического воспитания; координирует деятельность органов местного самоуправления, организаций, граждан, ведомственных учреждений здравоохранения в области охраны здоровья; участвует в организации оказания медицинской помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; взаимодействует с общественными объединениями, включая профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации; информирует о состоянии здоровья населения и деятельности системы здравоохранения; осуществляет мероприятия по укомплектованию кадрами предприятий и организаций муниципальной системы здравоохранения, по их последипломной подготовке, сертификации и аттестации; организует в соответствии с законодательством о здравоохранении консультативную помощь больным, нуждающимся в специализированной медицинской помощи в областных и республиканских медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения; представляет утвержденную статистическую отчетность и оперативную информацию по основным показателям деятельности медицинских и аптечных учреждений независимо от форм собственности в вышестоящий орган управления здравоохранением; организует проведение контроля за выполнением государственных медицинских стандартов в медицинских учреждениях всех форм собственности на территории муниципального образования; участвует в формировании бюджета муниципального образования в части расходов на охрану здоровья и медицинскую помощь, лекарственное обеспечение; участвует в разработке и утверждении муниципальных нормативов на финансирование обязательного медицинского страхования и размера бюджетных ассигнований на прямое финансирование муниципальных учреждений и служб здравоохранения; участвует в подготовке решений муниципального образования по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений в порядке, установленном действующим законодательством; согласовывает заключение, изменение, расторжение договоров о передаче муниципального имущества в оперативное управление учреждениями здравоохранения; утверждает цены и тарифы на платные и хозрасчетные медицинские услуги, оказываемые с использованием муниципальной собственности в муниципальных учреждениях здравоохранения, организует контроль за выполнением правил их оказания; координирует деятельность санаторно-курортных и реабилитационных учреждений на территории муниципального образования; совместно с органом по управлению муниципальным имуществом или по его поручению утверждает уставы медицинских муниципальных учреждений. ГЛАВА 3. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ (ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛУГ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 12. Лицензирование медицинской (фармацевтической) деятельности и услуг Лицензия - документ, разрешающий осуществление указанного в нем вида медицинской деятельности в течение установленного срока и определяющий обязательные для исполнения требования (условия) его осуществления на основе сертификата. Целью лицензирования является определение возможностей медицинского (фармацевтического) учреждения (предприятия) любой организационноправовой формы, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность по оказанию лечебно-профилактической (лекарственной) помощи и услуг с наделением права заниматься медицинской деятельностью. Статья 13. Сертификация медицинской (фармацевтической) деятельности и услуг Сертификат - документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения соответствия сертифицированных видов медицинской (фармацевтической) деятельности (услуг) установленным требованиям и стандартам. Целью сертификации является защита интересов граждан, обеспечение гарантированного объема медицинской (фармацевтической) помощи и услуг, снижение степени риска для жизни и здоровья граждан при получении ими медицинской помощи. Основной задачей сертификации является определение соответствия условий осуществления медицинской (фармацевтической) деятельности заявителя установленным нормативным актам и стандартам. Сертификация является составляющей частью лицензирования медицинской (фармацевтической) деятельности и осуществляется лицензионно-аккредитационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти Ленинградской области. (В редакции Закона Ленинградской области от 11.04.2000 г. N 9-оз) Статья 14. Лицензирование медицинской деятельности Лицензированию подлежит медицинская (фармацевтическая) деятельность, осуществляемая юридическими лицами независимо от организационноправовой формы и формы собственности, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую медицинскую (фармацевтическую) деятельность без образования юридического лица. Медицинская (фармацевтическая) деятельность без наличия государственной лицензии на территории Ленинградской области запрещается. Медицинские (фармацевтические) учреждения (предприятия) государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения получают лицензии на основании сертификатов соответствия условий их деятельности установленным стандартам. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется лицензионно-аккредитационными комиссиями, создаваемыми органом исполнительной власти Ленинградской области. (В редакции Закона Ленинградской области от 11.04.2000 г. N 9-оз) Комиссии осуществляют лицензирование и аккредитацию юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих медицинскую (фармацевтическую) деятельность и индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской (фармацевтической) деятельностью без образования юридического лица. (В редакции Закона Ленинградской области от 11.04.2000 г. N 9-оз) лицензионно-аккредитационные комиссии осуществляют контроль за выполнением условий лицензирования и аккредитации. (В редакции Закона Ленинградской области от 11.04.2000 г. N 9-оз) (Исключен - Закон Ленинградской области от 11.04.2000 г. N 9-оз) ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 15. Субъекты оказания медицинской помощи Медицинскую помощь на территории Ленинградской области оказывают медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, частнопрактикующие медицинские и фармацевтические работники, народные целители. Государственные и муниципальные организации здравоохранения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Ленинградской области, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, приказами органа управления здравоохранением Ленинградской области по вопросам оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения Ленинградской области, учредительными документами. Государственные организации здравоохранения выполняют государственные программы по оказанию медицинской помощи населению Ленинградской области. В государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказывается первичная медико-санитарная и специализированная бесплатная медицинская помощь. Медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения могут оказывать платные медицинские услуги сверх установленных государственными и муниципальными программами. Медицинские организации частной системы здравоохранения создаются вне государственных и муниципальных организаций здравоохранения и оказывают медицинскую помощь гражданам на платной основе или других договорных отношениях, регулируемых действующим законодательством. Статья 16. Первичная медико-санитарная помощь Первичная медико-санитарная помощь - основной вид медицинского обслуживания граждан, который включает в себя. диагностику и реабилитацию при лечении наиболее распространенных заболеваний, травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по медицинской профилактике распространенных и опасных заболеваний: проведение медицинских мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства. Основными принципами организации первичной медико-санитарной помощи населению Ленинградской области являются территориальная доступность и безопасность при ее оказании. Первичная медико-санитарная помощь оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования, средств добровольного медицинского страхования, средств муниципального бюджета, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, личных средств граждан и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Объемы и виды медицинских услуг, составляющих первичную медикосанитарную помощь, определяются администрацией муниципальных образований в соответствии с территориальной программой здравоохранения Ленинградской области Качество медицинских услуг, составляющих первичную медикосанитарную помощь, должно соответствовать стандартам на конкретный вид услуг. Медицинские учреждения частной системы здравоохранения могут оказывать первичную медико-санитарную помощь на основе договоров со страховыми компаниями, исключая оказание медицинской помощи по социально значимым заболеваниям. Статья 17. Скорая медицинская помощь Скорая медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях и состояниях, угрожающих жизни и требующих срочного медицинского вмешательства (травмы, несчастные случаи, роды и другие). Принципы оказания скорой медицинской помощи: доступность скорой медицинской помощи на территории Ленинградской области в любое время суток; оперативность и своевременность оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе; срочность госпитализации в соответствующие медицинские учреждения в зависимости от профиля повреждения и заболевания. Скорая медицинская помощь на территории Ленинградской области оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. Скорая медицинская помощь оказывается службой скорой медицинской помощи государственной и муниципальной систем здравоохранения, лечебнопрофилактическими учреждениями независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации. Объемы, виды медицинских услуг и сроки их оказания скорой медицинской помощью определяются стандартами. При угрозе жизни гражданина медицинские работники имеют право использовать бесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. В случае отказа должностного лица или владельца транспортного средства выполнить законное требование медицинского работника по предоставлению транспорта для перевозки пострадавшего они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями, гражданам гарантируется оказание необходимой бесплатной медицинской помощи силами специализированных бригад отделений экстренной и медицинской помощи областных и муниципальных медицинских учреждений с привлечением медицинских работников лечебнопрофилактических учреждений области независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Статья 18. Специализированная медицинская помощь Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий в форме лечебнодиагностической и консультативной помощи, медицинской реабилитации. Специализированная медицинская помощь оказывается в специализированных и многопрофильных медицинских учреждениях и центрах государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, имеющих лицензию. Стандарты специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. Специализированная медицинская помощь оказывается в рамках государственных программ медицинской помощи, территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Ленинградской области. Статья 19. Профилактические медицинские осмотры В целях охраны здоровья, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний, несчастных случаев лечебно-профилактическими организациями любой формы собственности проводятся предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников. Перечень профессий, объемы и виды исследований при медицинских осмотрах устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора. Работодатель обязан организовать и оплатить проведение предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тарифы на проведение периодических медицинских осмотров устанавливаются Правительством Ленинградской области по представлению органа управления здравоохранением Ленинградской области и Федерального органа санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области. По заключению комиссии медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, работник может быть временно или постоянно признан непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности. диспансерные медицинские осмотры детей, подростков, взрослого населения осуществляются медицинскими учреждениями в соответствии с действующими нормативными документами, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования . (В редакции Закона Ленинградской области от 05.04.2001 г. N 22-оз) Статья 20. Организация медицинской помощи отдельным группам населения Каждый гражданин обеспечивается бесплатными консультациями по вопросам социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также медико-психологическими, медикогенетическими и другими консультациями в государственных и муниципальных учреждениях. Семья имеет право на выбор участкового врача (врача общей практики, семейного врача), который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства. Семьи, имеющие детей, имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные действующим законодательством. Статья 21. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение бесплатно или на льготных условиях в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. (В р едакции Закона Ленинградской области от 05.04.2001 г. N 22-оз) Виды и объемы медико-социальной помощи, предоставляемые этим категориям граждан, определяются медицинскими стандартами. Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 22. Медицинская экспертиза Медицинская экспертиза включает в себя экспертизы временной нетрудоспособности, алкогольного и наркотического опьянений, медико-социальную, военно-врачебную, судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую, независимую медицинскую экспертизы. Статья 23. Контроль качества медицинской и лекарственной помощи на территории Ленинградской области Качество медицинской и лекарственной помощи подлежит ведомственному и вневедомственному контролю. Ведомственный контроль качества медицинской и лекарственной помощи осуществляют органы управления государственной и муниципальной системами здравоохранения, областной лицензионной комиссией. Вневедомственный контроль качества медицинской помощи осуществляют страховые медицинские организации, бюро судебно-медицинской экспертизы, независимые экспертные медицинские комиссии, областная межведомственная экспертная медицинская комиссия. Организационные структуры ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской и лекарственной помощи в своей работе руководствуются соответствующими положениями, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также стандартами медицинской и лекарственной помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Статья 24. Источники финансирования охраны здоровья граждан на территории Ленинградской области Источниками финансирования медицинской и лекарственной помощи являются: средства бюджетов всех уровней; страховые взносы на обязательное медицинское страхование; страховые взносы на добровольное медицинское страхование; средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья населения; средства внебюджетных, общественных и благотворительных фондов; средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов; личные средства граждан, безвозмездные и(или) благотворительные взносы и пожертвования; доходы от ценных бумаг и банковских депозитов в случаях, не запрещенных действующим законодательством; кредиты банков и других кредиторов; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Государственные гарантии по предоставлению медицинской и лекарственной помощи обеспечиваются за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования и утверждаются одновременно с рассмотрением областного бюджета в Законодательном собрании Ленинградской области. Статья 25. Финансирование организаций здравоохранения Финансирование государственных и муниципальных организаций здравоохранения обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Государственные органы власти при разработке проекта бюджета ежегодно определяют финансовые нормативы по формированию расходов на здравоохранение согласно медико-социальным стандартам, принятым в Ленинградской области. (В редакции Закона Ленинградской области от 05.04.2001 г. N 22-оз) Размер платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения определяется Правительством области, органом управления здравоохранением Ленинградской области, областным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования населения Ленинградской области и утверждается Законодательным собранием Ленинградской области. Государственные и муниципальные организации здравоохранения, работающие в системе обязательного медицинского страхования, финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с принятыми в Ленинградской области принципами финансирования, а также тарифным соглашением между органом управления здравоохранением Ленинградской области, иными подразделениями Правительства Ленинградской области, ассоциациями медицинских и страховых организаций и уполномоченными представителями профессиональных медицинских ассоциаций. Финансирование государственных и муниципальных организаций здравоохранения, не работающих в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет средств бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с принятой методикой исчисления объема средств, объема и качества выполняемых работ в рамках государственных, муниципальных программ на основе договоров между областным и муниципальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и администрациями муниципальных образований в пределах выделяемых средств. Финансирование частных медицинских организаций и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, осуществляется за счет личных средств граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Принципы ценообразования, методики расчета тарифов утверждаются Правительством Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим законом. ГЛАВА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 26. Принципы лекарственного обеспечения Фармацевтическая деятельность основывается на принципах: реализации государственных гарантий гражданам по лекарственному обеспечению; доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения; соответствия объема и качества лекарственного обеспечения потребностям граждан и медицинских организаций; фармацевтической безопасности лекарственных средств; санитарно-гигиенической безопасности изделий медицинского назначения. Статья 27. Субъекты фармацевтической деятельности Субъектами фармацевтической деятельности являются фармацевтические и медицинские организации государственной, муниципальной и частной форм собственности: аптечные склады (базы), аптеки, филиалы аптек, аптечные пункты, киоски, магазины, в том числе по продаже очковой оптики. Виды, объем и качество фармацевтической деятельности регламентируются нормативными правовыми актами, разработанными и утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации. Реализация лекарственных средств населению разрешается только при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность. Фармацевтические организации, единственные в населенном пункте, а также аптеки, обеспечивающие население и медицинские учреждения наркологическими лекарственными средствами, не подлежат приватизации. Правила хранения и порядок ведения учета запасов и отпуск социально опасных лекарственных средств (ядовитых, наркотических и сильнодействующих веществ, спирта и лекарственных препаратов с их содержанием) определяются нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, органа управления здравоохранением Ленинградской области и Главным управлением внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Текущий ведомственный контроль за организацией деятельности фармацевтических предприятий всех форм собственности, соблюдением правил и условий реализации лекарственных средств населению, фармацевтической деятельностью медицинских учреждений, соблюдением технологий приготовления, хранения и отпуска лекарственных средств населению и медицинским учреждениям осуществляется органом управления здравоохранением Ленинградской области и органами управления здравоохранением муниципальных образований. Государственный контроль качества используемых на территории области лекарств осуществляет областная контрольно-аналитическая лаборатория, деятельность которой финансируется из средств областного бюджета и средств, полученных за выполнение работ по договорам. Статья 28. Лекарственное обеспечение граждан на льготных условиях На территории области действует единый порядок льготного и бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, устанавливаемый Правительством Ленинградской области в соответствии с Федеральным законодательством. Правительство Ленинградской области и администрации муниципальных образований могут принимать решения о введении для отдельных категорий граждан и видов заболеваний дополнительных льгот на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Оплата аптечным предприятиям лекарственных средств, отпущенных гражданам на льготных условиях, осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Ленинградской области. Статья 29. Финансирование лекарственного обеспечения граждан и медицинских организаций Финансирование лекарственного обеспечения осуществляется в соответствии с государственными гарантиями по предоставлению населению медицинской помощи программами обязательного и добровольного медицинского страхования, бюджетами всех уровней, а также за счет средств государственного социального страхования, внебюджетных, общественных и благотворительных фондов, средств хозяйствующих субъектов, личных средств граждан и других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и Ленинградской области. Статья 30. Государственное регулирование оптовых закупок лекарственных средств Государственное регулирование оптовых закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для нужд здравоохранения относится к компетенции областного и муниципальных органов управления здравоохранением и осуществляется по следующим приоритетным направлениям: централизованные закупки лекарственных средств для лечения больных с социально значимыми заболеваниями (онкология и онкогематология, психические расстройства, туберкулез, сахарный диабет) на уровне органа управления здравоохранением Ленинградской области; закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного отпуска амбулаторным больным на уровне областного и муниципальных органов управления здравоохранением; закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для создания резервов по оказанию экстренной медицинской помощи и для лечения острых кишечных инфекций, острых респираторных заболеваний и гриппа, дифтерии, клещевого энцефалита на уровне областного и муниципальных органов управления здравоохранением. Государственное регулирование оптовых закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется путем проведения открытого или закрытого конкурса на право оптовой закупки лекарственных средств. Положение об областной конкурсной комиссии по закупкам лекарственных средств разрабатывается органом управления здравоохранением Ленинградской области и утверждается Правительством Ленинградской области. ГЛАВА 7. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 31.Основы обязательного медицинского страхования в Ленинградской области Обязательное медицинское страхование на территории Ленинградской области реализуется в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, которая гарантирует виды, объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. Обязательное медицинское страхование осуществляется в форме договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма типовых договоров обязательного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Правительством Ленинградской области. Каждый житель Ленинградской области имеет право на получение именного страхового медицинского полиса. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации. Статья 32. Права и обязанности граждан в системе медицинского страхования на территории Ленинградской области На территории Ленинградской области каждый имеет право на: обязательное и добровольное медицинское страхование; выбор медицинского учреждения, врача и страховой медицинской организации; получение медицинской помощи на всей территории Ленинградской области; получение медицинских услуг соответствующих объемов и качества по условиям договора независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению на возмещение, в том числе материальное, причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре обязательного медицинского страхования. Защиту прав граждан на охрану здоровья осуществляют Правительство Ленинградской области, администрации муниципальных образований, областной и муниципальные органы управления здравоохранением, областной фонд обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации и другие общественные организации (объединения). Каждый житель Ленинградской области обязан заботиться о своем здоровье, выполняя профилактические мероприятия, рекомендуемые специалистами учреждений здравоохранения. Статья 33. Областной фонд обязательного медицинского страхования Областной фонд обязательного медицинского страхования создается для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. Областной фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области. Руководство деятельностью областного фонда обязательного медицинского страхования осуществляется правлением областного фонда обязательного медицинского страхования и его постоянно действующим исполнительным органом (исполнительной дирекцией). Положение об областном фонде обязательного медицинского страхования, состав правления фонда утверждаются Законодательным собранием Ленинградской области. Областной фонд обязательного медицинского страхования подотчетен Законодательному собранию и Правительству Ленинградской области в соответствии с их компетенцией. Статья 34. Оплата медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между органом управления здравоохранением Ленинградской области и ассоциациями медицинских работников Ленинградской области, страховыми медицинскими организациями, областным фондом обязательного медицинского страхования, отраслевым профсоюзом. Тарифы на медицинские услуги разрабатываются с учетом генерального тарифного соглашения. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работников предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся Правительством Ленинградской области или муниципальными образованиями с учетом территориальной программы обязательного медицинского страхования Ленинградской области в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Размер платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения Ленинградской области утверждаются Законодательным собранием Ленинградской области. Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги. Статья 35. Территориальная программа обязательного медицинского страхования Территориальная программа обязательного медицинского страхования в Ленинградской области как часть территориальной программы здравоохранения Ленинградской области, государственных гарантий предоставления населению Ленинградской области медицинской, оздоровительно-профилактической и лекарственной помощи не может быть ниже объема и условий Базовой программы обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования разрабатывается исходя из потребности граждан в различных видах медицинской помощи с учетом территориальных медико-социальных стандартов в соответствии с государственными гарантиями обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, тарифами на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования при условии эффективного использования средств обязательного медицинского страхования. Территориальная программа обязательного медицинского страхования утверждается Законодательным собранием Ленинградской области одновременно с областным бюджетом на предстоящий год. ГЛАВА 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Статья 36. Взаимодействие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения Взаимодействие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения основывается на: договорах и соглашениях; совместной деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения по реализации программ в области охраны здоровья граждан; контроле за соблюдением положений законодательных и иных нормативных правовых актов в области здравоохранения, стандартов медицинской помощи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области; едином порядке учета и предоставления отчетности субъектами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; единой системе сертификации медицинских и фармацевтических кадров, лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности; единой системе подготовки и переподготовки кадров; единой системе областных стандартов медицинской и фармацевтической деятельности. Статья 37. Взаимодействие систем здравоохранения с системой обязательного медицинского страхования Медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты. Порядок организации и оказания медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, разрабатывается органом управления здравоохранением Ленинградской области, областным фондом обязательного медицинского страхования и субъектами системы обязательного медицинского страхования и утверждается Правительством Ленинградской области. Орган управления здравоохранением Ленинградской области осуществляет взаимодействие с областным фондом обязательного медицинского страхования путем участия: в правлении фонда обязательного медицинского страхования; в согласовании перечня видов и объемов медицинской помощи, тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования; в разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, систем контроля качества медицинской помощи, участия в разработке других, предусмотренных законодательством нормативных документов, регламентирующих деятельность системы обязательного медицинского страхования; в определении порядка совместного, за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования, финансирования медицинских организаций, а также лиц, осуществляющих частную медицинскую и фармацевтическую деятельность, участвующих в выполнении территориальной программы обязательного медицинского страхования; в проведении совместных мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения, качества медицинской и лекарственной помощи; в определении порядка и условий обмена информацией между системами здравоохранения и системой обязательного медицинского страхования. Медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, лица, осуществляющие частную медицинскую и фармацевтическую деятельность, могут действовать в системе обязательного медицинского страхования на основании договоров на предоставление медицинской помощи. Субъекты обязательного медицинского страхования заключают между собой договоры, устанавливающие ответственность сторон и их взаимные обязательства. Все споры и разногласия, возникающие при взаимодействии субъектов в системе обязательного медицинского страхования, разрешаются путем переговоров сторон либо путем рассмотрения предмета спора межведомственной (согласительной) комиссией в обязательном медицинском страховании на территории Ленинградской области. В случае невозможности достижения сторонами соглашения, споры и разногласия разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 38. Взаимодействие систем здравоохранения профессиональными медицинскими, фармацевтическими ассоциациями и общественными организациями и объединениями отрасли Государственные и муниципальные системы здравоохранения взаимодействуют и сотрудничают с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями, ассоциациями страховых медицинских организаций, общественными объединениями пациентов, профсоюзными организациями и другими общественными объединениями, образованными и зарегистрированными в порядке, установленном действующим законодательством. (В редакции Закона Ленинградской области от 05.04.2001 г. N 22-оз) Общественные объединения совместно с системами здравоохранения участвуют в обеспечении защиты профессиональных прав медицинских работников и конституционных гарантий граждан в получении медико-социальной и лекарственной помощи. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации совместно с комитетами по вопросам этики участвуют в работе комиссии по сертификации и аттестации медицинских работников, контролируют соблюдение норм медицинской этики и принимают решения по фактам нарушений этих норм, которые учитываются при сертификации и аттестации медицинских работников. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации совместно с ассоциациями страховых медицинских организаций участвуют в разработке стандартов качества медицинской помощи, в лицензировании и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности, в заключении тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования. Профсоюзные организации осуществляют защиту прав медицинских и фармацевтических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области. Общественные организации и объединения по защите прав пациентов участвуют в контроле за их соблюдением. Статья 39. Взаимодействие с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического надзора В соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения области тесно взаимодействуют по вопросам охраны и укрепления здоровья граждан, профилактики заболеваний и обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения. Орган управления здравоохранением Ленинградской области и муниципальные органы управления здравоохранением совместно с органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют: контроль за санитарно-эпидемиологическим режимом в организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; разработку и реализацию федеральных, областных и местных комплексных программ по охране здоровья граждан, профилактике заболеваний, оздоровлению среды обитания и жизнедеятельности человека; работу по гигиеническому воспитанию и санитарной пропаганде здорового образа жизни; изучение состояния здоровья граждан во взаимосвязи с факторами среды, оказывающими неблагоприятное воздействие на человека, создание банка данных о здоровье граждан; совместную работу по профилактике инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения; проведение совместных заседаний коллегий, совещаний, научнопрактических конференций; издание совместных взаимосогласованных нормативно-распорядительных и инструктивно-методических документов; проведение совместной работы по определению ущерба, причиненного здоровью граждан в связи с неблагоприятными условиями труда и проживания; подготовку медицинских кадров и повышение их квалификации; внедрение передовых форм и методов профилактической и противоэпидемической работы в учреждениях здравоохранения; совместную работу по ликвидации медицинских последствий при чрезвычайных ситуациях. Статья 40. Международное и межрегиональное сотрудничество в области здравоохранения Международное и межрегиональное сотрудничество государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется на основе международных соглашений Российской Федерации, а также межрегиональных договоров, заключенных Правительством Ленинградской области. Соглашения, заключаемые в рамках международного сотрудничества в сфере здравоохранения, не должны ограничивать права и свободы граждан в области охраны здоровья, закрепленные законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области. Международные и межрегиональные соглашения предусматривают: разработку и реализацию программ по развитию здравоохранения области; реализацию совместных инновационных проектов в области научных исследований в сфере здравоохранения; организацию подготовки и последипломного обучения медицинских кадров; решение иных задач, требующих решения на межрегиональном уровне. Предоставление медико-социальной и лекарственной помощи гражданам за пределами Ленинградской области осуществляется на основе и в рамках договоров о межрегиональном сотрудничестве в области здравоохранения. ГЛАВА 9. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ Статья 41. Образовательные учреждения Подготовка и повышение квалификации медицинских работников с высшим специальным образованием осуществляется в следующих учреждениях: государственная медицинская академия, научно-исследовательские институты медицинского профиля, институты и факультеты усовершенствования врачей. Подготовка и повышение квалификации медицинских работников со средним специальным образованием осуществляется в соответствующих образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право образовательной деятельности. Образовательные учреждения медицинского и фармацевтического профиля могут реализовать образовательные программы начального профессионального образования (лицеи), а также программы последипломного повышения квалификации, в том числе и на коммерческой основе. Деятельность образовательных учреждений осуществляется при условии наличия государственной лицензии. Сертификация учебных заведений медицинского и фармацевтического профиля по программам среднего профессионального образования осуществляется лицензионной комиссией при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. Статья 42. Финансирование образовательных учреждений медицинского и фармацевтического профиля Образовательные учреждения самостоятельно формируют группы обучающихся в пределах учрежденной квоты социального заказа на специалистов государственных органов управления. Финансирование образовательных учреждений для подготовки специалистов со средним медицинским образованием осуществляется за счет средств областного бюджета, ежегодно оформляется в виде государственного заказа органа управления здравоохранением Ленинградской области соответствующими договорами с этими учреждениями. Обучение в интернатуре, последипломное усовершенствование осуществляется за счет средств областного бюджета, ежегодно оформляется в качестве государственного заказа органа управления здравоохранением Ленинградской области и оформляется соответствующими договорами с учреждениями, имеющими право на подготовку и переподготовку медицинских работников. В состав социального заказа не входят обучение врачей в интернатуре за счет средств федерального бюджета и федерального заказа Санкт-Петербургской государственной медицинской академии и последипломная подготовка в институтах и на факультетах усовершенствования врачей, осуществляемая за счет средств федерального бюджета. Сертификация медицинских работников финансируется за счет средств муниципального или областного бюджетов, а также за счет личных средств специалистов отрасли. Статья 43. Организация сертификации, присвоения категорий, ученых степеней медицинским работникам Получение сертификатов, категорий, ученых степеней медицинскими работниками осуществляется через соответствующие органы и учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Оплата сертификации, присвоения категорий осуществляется медицинскими организациями, в которых работает соответствующий медицинский работник, либо самим медицинским работником, если это происходит в порядке его личной инициативы, а не по представлению организации. ГЛАВА 10. ПРАВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Статья 44. Право на оказание медицинских и фармацевтических услуг Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на территории Ленинградской области имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское, санитарно-гигиеническое или фармацевтическое образование в Российской Федерации или бывшем СССР, имеющие диплом и сертификат специалиста, а на занятие определенными видами деятельности - лицензию. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, интернатура) или дополнительного образования учреждениями, имеющими соответствующие лицензии. Лица, не завершившие высшего медицинского или фармацевтического образования и получившие справку установленного образца, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью на должностях работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием в порядке и на условиях, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации. Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях и получения (подтверждения) сертификата специалиста или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, имеющих соответствующую лицензию. Лица, получившие медицинскую или фармацевтическую подготовку в странах Содружества Независимых Государств, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на занятия частной медицинской практикой предоставляется специалистам, получившим диплом о высшем и среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и государственную лицензию на избранный вид деятельности. Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается органами местного самоуправления по согласованию с медицинскими ассоциациями и действует на территории соответствующего муниципального образования. Частная медицинская и фармацевтическая практика осуществляется вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения. Статья 45. Социальные и правовые гарантии, предоставляемые медицинским и фармацевтическим работникам Медицинские и фармацевтические работники имеют право на : защиту своей чести и достоинства; обеспечение условий деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; работу по трудовому договору (контракту), договору-подряду и иным соглашениям; совершенствование профессиональных знаний и навыков, получение квалификационных категорий; профессиональную переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций; страхование профессиональной ответственности: финансовое обеспечение ответственности за вред, причиненный здоровью пациента, осуществляется организациями здравоохранения за счет средств, предусмотренных на страхование профессиональной ответственности; создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе, для защиты своих прав; государственное страхование за счет средств здравоохранения медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой для их жизни и здоровья; беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни. Медицинские и фармацевтические работники, работающие и проживающие в сельской местности, имеют право на: льготы при строительстве жилья; надбавки к должностным окладам в размере 25%; бесплатные коммунальные услуги; оплату расходов на топливо, приобретаемое для отопления собственного жилья. Покрытие расходов на указанные льготы осуществляется за счет средств муниципального бюджета в порядке, установленном администрацией муниципального образования. Статья 46. Ответственность медицинских и фармацевтических работников В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшем за собой причинение вреда здоровью гражданина или его смерть, возмещение ущерба осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА 11. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 47. Право граждан на охрану здоровья Граждане обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Государство обеспечивает охрану здоровья граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно лицам по их запросам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области. Статья 48. Обеспечение здоровых и безопасных условий жизни и работы граждан Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан обеспечивается проведением государственными органами исполнительной власти и управления, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом всех организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации. Органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают реализацию прав граждан на охрану и укрепление здоровья в медицинских организациях всех форм собственности, организацию охраны окружающей среды, создание благополучных условий труда, быта, отдыха, производство доброкачественных продуктов питания, питьевой воды, защиту сельскохозяйственных районов области от неблагоприятных техногенных воздействий. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории области осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Ленинградской области. На территориальные органы государственной санитарно-эпидемиологической службы возлагаются координация и взаимодействие с санитарно-эпидемиологическими учреждениями иных ведомств. Статья 49. Право граждан на медицинскую и лекарственную помощь Граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательство Ленинградской области. Отдельные категории граждан имеют право на льготное обеспечение лекарствами, протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами. Перечень этих категорий граждан определяется Правительством Российской Федерации. Права отдельных категорий граждан (семьи, беременные женщины, мате- ри, несовершеннолетние, военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, граждане пожилого возраста, инвалиды) на получение медицинской и лекарственной помощи устанавливаются законодательством Российской Федерации и законо- дательством Ленинградской области. Статья 50. Права пациента При обращении за медико-социальной и лекарственной помощью, при проведении профилактических мер гражданин имеет право на: гарантированный государством объем и качество медицинской помощи; получение скорой и неотложной медицинской помощи; информированный свободный выбор врача или медицинского учреждения; получение медицинской информации, касающейся его лично; уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям; проведение по его просьбе консультаций врачей-специалистов; информированное согласие и отказ от медицинского вмешательства; конфиденциальность информации, составляющей медицинскую тайну; допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутреннего распорядка медицинского учреждения. Порядок защиты прав пациента устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области. Обеспечение прав пациента не должно происходить в ущерб здоровью других граждан. Статья 51. Субъекты, обеспечивающие защиту прав пациента Защиту прав пациента при оказании медико-социальной и лекарственной помощи на территории Ленинградской области осуществляют в пределах своей компетенции государственный и муниципальные органы управления здравоохранением, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора области, страховые медицинские организации, профсоюзные и иные общественные объединения, союз потребителей области, областная медицинская лицензионно-аккредитационная комиссия, профессиональная медицинская ассоциация, судебные органы. Статья 52. Обязанности пациента Пациент обязан: предоставлять медицинскому работнику информацию о наличии у него заболевания, представляющего опасность для окружающих, при использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей пациента как донора; соблюдать правила поведения, установленные в медицинском учреждении; уважать права других пациентов и персонала медицинского учреждения. В случае преднамеренного заражения пациентом других лиц заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, либо уклонение от лечения этих заболеваний, пациент несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 53. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Исполняющий обязанности Губернатора Ленинградской области В.Сердюков Санкт-Петербург 12 февраля 1999 года N 22-оз Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|