Расширенный поиск
Закон Ленинградской области от 11.05.2004 № 26-озЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН от 11 мая 2004 года N 26-оз О региональной целевой программе "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004-2006 годы" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 27 апреля 2004 года) (В редакции Законов Ленинградской области от 16.12.2005 г. N 118-оз; от 02.08.2006 г. N 81-оз) Статья 1 Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004-2006 годы". Статья 2 Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Ленинградской области В.Сердюков УТВЕРЖДЕНА областным законом от 11 мая 2004 года N 26-оз (приложение) Региональная целевая программа Ленинградской области "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004-2006 годы" (В редакции Законов Ленинградской области от 16.12.2005 г. N 118-оз; от 02.08.2006 г. N 81-оз) Паспорт региональной целевой программы "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004-2006 годы" (В редакции Законов Ленинградской области от 16.12.2005 г. N 118-оз; от 02.08.2006 г. N 81-оз) ------------------------T--------------------------------------------------------------¬ ¦Полное наименование ¦Региональная целевая программа "Основные направления развития ¦ ¦Программы ¦и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004-2006 ¦ ¦ ¦годы" (далее - Программа) ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Основание для ¦Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 27 декабря ¦ ¦разработки Программы ¦2002 года N 744-рг ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Период реализации ¦2004-2006 годы ¦ ¦Программы ¦ ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Цель Программы ¦Создание дополнительных условий для выхода предприятий и ¦ ¦ ¦организаций Ленинградской области на мировой рынок и ¦ ¦ ¦увеличения объема экспорта продукции ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Основные задачи и ¦1. Анализ экспортно-импортного потенциала Ленинградской ¦ ¦мероприятия Программы ¦области и регионов европейской части Российской Федерации, ¦ ¦ ¦преимущественно использующих для перевозки своих грузов ¦ ¦ ¦экспортно-импортные маршруты, проходящие по территории ¦ ¦ ¦Ленинградской области. ¦ ¦ ¦2. Содействие развитию экспортно ориентированной деятельности ¦ ¦ ¦в Ленинградской области. ¦ ¦ ¦3. Информационно-аналитическая поддержка ¦ ¦ ¦предприятий-экспортеров ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Объем финансовых ¦2004 год - не предусмотрено финансирование из средств ¦ ¦ресурсов, ¦областного бюджета ¦ ¦запланированных на ¦ ¦ ¦текущий период ¦ ¦ ¦действия Программы ¦ ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Объем финансирования, ¦2005 год - 367,0 тысячи рублей, в том числе областной бюджет ¦ ¦необходимый для ¦- 367,0 тысячи рублей; ¦ ¦завершения Программы ¦2006 год - 1427,0 тысячи рублей, в том числе областной бюджет ¦ ¦ ¦- 1427,0 тысячи рублей ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Ожидаемые конечные ¦Увеличение экспорта продукции (товаров, услуг) не менее чем ¦ ¦результаты, социальный ¦на 5 процентов ежегодно, повышение загрузки производственных ¦ ¦и экономический ¦мощностей экспортно ориентированных предприятий, создание ¦ ¦эффект, важнейшие ¦информационной базы данных по экспортно-импортному потенциалу ¦ ¦целевые показатели ¦ряда регионов европейской части Российской Федерации ¦ ¦Программы ¦ ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Разработчик Программы ¦Комитет по внешнеэкономическим и международным связям ¦ ¦ ¦Правительства Ленинградской области ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Сроки разработки ¦Декабрь 2002 года - апрель 2003 года ¦ ¦Программы ¦ ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Представитель ¦Комитет экономического развития Ленинградской области ¦ ¦заказчика Программы ¦ ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Основной исполнитель и ¦Основной исполнитель - комитет экономического развития ¦ ¦соисполнители ¦Ленинградской области. ¦ ¦Программы ¦Соисполнители: ¦ ¦ ¦комитеты Правительства Ленинградской области: ¦ ¦ ¦комитет финансов, ¦ ¦ ¦комитет международных и региональных связей, ¦ ¦ ¦комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному ¦ ¦ ¦хозяйству, ¦ ¦ ¦комитет по дорожному хозяйству и транспорту, ¦ ¦ ¦комитет по информационной политике и телекоммуникациям; ¦ ¦ ¦Ленинградская областная торгово-промышленная палата; ¦ ¦ ¦предприятия и организации Ленинградской области, занимающиеся ¦ ¦ ¦экспортной деятельностью ¦ (Позиция в редакции Закона Ленинградской области от 02.08.2006 г. N 81-оз) +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Фамилия, имя, ¦Куклин Сергей Борисович - заместитель председателя комитета ¦ ¦отчество, должность, ¦экономического развития Ленинградской области - начальник ¦ ¦номер телефона ¦департамента инвестиций, тел. 576-40-14 ¦ ¦руководителя Программы ¦ ¦ +-----------------------+--------------------------------------------------------------+ ¦Система организации ¦Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет ¦ ¦контроля за ¦вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета ¦ ¦выполнением Программы ¦экономического развития Ленинградской области Г.В.Двас ¦ L-----------------------+--------------------------------------------------------------- Содержание Стр. Введение 5 1. Анализ ситуации и проблемы развития экспорта в Ленинградской 5 области 2. Цель и задачи программы 6 3. Обоснование актуальности мероприятий Программы 7 3.1. Основы внешнеторговой стратегии Ленинградской области 7 3.1.1. Экспортная деятельность 7 3.1.2. Территориально- географические приоритеты внешнеторговой 12 деятельности 3.2. Организация и техника внешней торговли 14 4. Мероприятия по реализации Программы 15 4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы 15 4.2. Организационно-методические мероприятия по поддержке экспорта 15 4.2.1. Организационно-технические мероприятия 15 4.2.2. Подготовка и повышение квалификации кадров для внешней торговли 17 4.3. Основы кредитно-финансовой стратегии по стимулированию и 17 поддержке экспорта 5. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации 17 Программы 6. Состав, функции и полномочия участников разработки и реализации 19 программы 7. Механизм контроля за реализацией Программы 19 Приложения к Программе Приложение 1. План реализации мероприятий Программы Приложение 2. Информация о динамике финансирования Программы и структуре программных расходов Введение Программа разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области "О разработке региональной целевой программы "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области" на 2004-2006 годы" от 27 декабря 2002 года N 744-рг. Доходы в виде налогов и сборов от экспортной деятельности предприятий и организаций Ленинградской области продолжают оставаться одной из важных статей пополнения бюджетов всех уровней в Ленинградской области, что позволяет решать многие социально-экономические проблемы. 1. Анализ ситуации и проблемы развития экспорта в Ленинградской области Внешнеэкономические связи Ленинградской области в 1990-е годы развивались на фоне глубокого экономического спада, поразившего основные отрасли регионального хозяйства. Промышленное производство к 1996 году сократилось на 30-50 процентов по сравнению с уровнем 1991 года. Дополнительным ударом по многим отраслям народного хозяйства стал финансовый кризис в августе 1998 года, хотя для экспортоориентированных производств и некоторых отраслей, продукция которых не имела конкурентоспособности по сравнению с импортными товарами (например, птицеводство), этот кризис дал положительные результаты. Проблемы региона усугублялись наличием ряда предприятий, выпускающих военно-техническую продукцию, и незначительными объемами финансирования конверсионных мероприятий. Изложенные факты, а также низкая деловая активность в стране, отсутствие платежеспособных покупателей и производителей качественных товаров в нужном ассортименте и количестве, острый дефицит инвестиционных ресурсов стали стимулом для ускоренного развития внешнеэкономической деятельности, поиска зарубежных партнеров, поставщиков и рынков сбыта. Вместе с тем, кризисное состояние экономики области не могло обеспечить достаточные возможности для проведения эффективной внешнеторговой деятельности. В результате обозначились существенные структурные диспропорции и качественные проблемы в развитии внешнеэкономических связей области, требующие срочного решения и обусловившие необходимость разработки Программы. Развитие внешней торговли Ленинградской области в последние годы прослеживает следующие основные тенденции: рост внешнеторгового оборота, начиная с IV квартала 1998 года (среднеквартальные темпы его прироста составили 6,1 процента); опережающее расширение экспорта - в среднем в 3,7 раза, что обуславливает формирование высокого положительного сальдо и ведет к усилению несбалансированности внешнеторговых операций Ленинградской области (импорт составляет около четверти товарооборота); форсированное увеличение поставок продукции топливно-энергетического и нефтехимического комплексов, древесины и изделий из нее на внешний рынок, обусловившее заметное увеличение доли соответствующих производств в экспорте; существенное снижение доли машин и оборудования в экспорте области (с 12,1 процента в 1996 году до 5,8 процента в 2002 году); постепенное расширение географии внешней торговли Ленинградской области (в 2002 году предприятия и организации области поддерживали связи с партнерами из 118 стран мира) в целом при нестабильном составе партнеров и высокой концентрации рынков сбыта важнейших экспортных товаров на отдельно взятой стране (в 2002 году экспорт в Швейцарскую Конфедерацию составил 47,0 процентов от общего объема, Королевство Швеция - 13,6 процента, Финляндскую Республику - 11,6 процента, Эстонскую Республику - 5,9 процента); сосредоточение основных объемов внешнеторговых операций на узкой группе крупнейших промышленных предприятий Ленинградской области (в 2002 году из 1568 областных участников внешнеторговой деятельности на 20 предприятий приходилось три четверти товарооборота и свыше 80 процентов всех экспортных отгрузок области). К их числу можно отнести ООО "Киришинефтеоргсинтез", ОАО "Светогорск", ОАО "Пикалевское объединение "Глинозем", ООО "Катерпиллар Тосно", ЗАО "Филип Моррис Ижора", ОАО "Волховский Алюминий", ЗАО "Лемо Интернациональ" и другие. 2. Цель и задачи Программы Основной целью Программы являются создание необходимых условий для выхода предприятий и организаций Ленинградской области на мировой рынок и увеличение объема экспорта товаров, укрепление и качественное преобразование ее внешнеэкономического потенциала в целях стимулирования роста и структурной перестройки областного хозяйства. Принимая во внимание необходимость усиления стимулирующего влияния внешнеэкономической деятельности на областное хозяйство, придания ей современного качества, высокой степени предсказуемости и устойчивости, Программа предусматривает: проведение всестороннего анализа перспектив экспортной деятельности в Ленинградской области, укрепление и совершенствование экспортного потенциала за счет приоритетного развития экспортоориентированных производств машиностроительного, топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов, экспорта услуг; определение наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности и роста объемов экспортной продукции, использование новых технологий и создание современных экспортоориентированных производств; изучение конъюнктуры рынка для экспортируемых товаров, и, в первую очередь, для товаров глубокой переработки, имеющих высокую долю добавочной стоимости; совершенствование и повышение эффективности импортной деятельности, направленной на расширение закупок прогрессивных видов машин и оборудования для развития экспортоориентированных производств; оптимизацию географической структуры внешней торговли, имеющей целью расширение круга и определение наиболее надежных и выгодных торговых партнеров, совокупности экономических, торгово-политических и географических факторов, а также выход на новые перспективные рынки; совершенствование форм, организации и техники внешнеторговой деятельности в области, включая улучшение маркетинговой, конъюнктурной и контрактной работы на предприятиях-участниках внешнеторговой деятельности, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение предприятий-экспортеров; мероприятия по совершенствованию механизма управления внешнеэкономическим комплексом Ленинградской области. Программа предполагает совместную работу государственных органов и предприятий Ленинградской области, осуществляющих внешнеторговую деятельность, а также специалистов иных заинтересованных организаций. Общая координация и отчетность по выполнению мероприятий Программы возлагается на комитет по внешнеэкономическим и международным связям Правительства Ленинградской области. Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности Ленинградской области; организационно-методические мероприятия по поддержке экспорта, в том числе подготовка и повышение квалификации кадров в сфере внешней торговли; мероприятия в финансово-кредитной сфере по стимулированию и поддержке экспорта. 3. Обоснование актуальности мероприятий Программы 3.1. Основы внешнеторговой стратегии Ленинградской области 3.1.1. Экспортная деятельность Современная международная специализация Ленинградской области сформировалась под воздействием объективных экономических факторов, обусловленных ресурсной базой и спецификой размещения производительных сил на территории области, а также с учетом тенденций развития конъюнктуры на мировых товарных рынках. При анализе актуального и перспективного экспортного потенциала Ленинградской области учитывались следующие основные моменты: особенности экономическо-географического положения Ленинградской области, а именно: приграничное расположение и территориальная близость к скандинавскому и центрально-европейскому рынкам, что существенно сокращает накладные расходы для экспортеров и оказывает заметное корректирующее влияние на структуру внешних поставок Ленинградской области; развитая сеть автомобильных и железных дорог, наличие водных путей, в том числе морских; емкий рынок сбыта конечной продукции в Санкт-Петербурге и в России в целом; наличие мощной учебной, научной и проектной базы; большинство промышленных предприятий Ленинградской области, тесно связанных с оборонной отраслью, хорошо оснащены технически, имеют квалифицированный персонал. Высокая культура производства была заложена в процессе выполнения военных заказов, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции. Это позволяет предположить, что основными факторами конкурентоспособности продукции Ленинградской области на мировом рынке могут быть высококвалифицированная и сравнительно недорогая рабочая сила, а также специальные знания, навыки и "ноу-хау", приобретенные за время выпуска вооружений и изделий с высокой долей добавочной стоимости; низкая доля высокотехнологичных изделий в экспорте Ленинградской области. 3.1.1.1. Перспективы экспорта продукции топливно-энергетического комплекса Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Ленинградской области представляет собой сложную разветвленную систему производства, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов и включает электроэнергетику, топливную промышленность (в состав которой входят нефтеперерабатывающая, сланцевая и торфяная отрасли) и трубопроводный транспорт. ТЭК является катализатором развития экономики Ленинградской области. Удельный вес продукции ТЭК в общем объеме производства Ленинградской области в 2002 году составил около 30 процентов, в то же время удельный вес этой продукции в структуре областного экспорта - 68 процентов. В настоящее время основными пунктами перевалки сырой нефти и нефтепродуктов на Балтийском море являются Вентспилс (Литовская Республика), Таллинн (Эстонская Республика), Порво (Финляндская Республика), Приморск и Санкт-Петербург (Российская Федерация). Но, если в 2001 году через Вентспилс вывозилось около половины всей нефти, то в 2002 году произошло переориентирование потоков на Приморск (более 12 миллионов тонн) и значительное количество нефти - около четырех миллионов тонн - было вывезено через порты Белого моря (Архангельск и Витино). Строительство магистральных нефтепроводов на территории Ленинградской области позволит существенно снизить затраты российских компаний на транспортировку топливных ресурсов (до трех-четырех долларов США за тонну нефти), увеличить их прибыль, создать новые высокооплачиваемые рабочие места и получить дополнительные налоги в бюджеты всех уровней. Один из самых перспективных проектов российской экономики - Балтийская трубопроводная система (БТС), включающая новый нефтепровод "Кириши - Приморск" (280 километров). В перспективе, за счет строительства новой ветки нефтепровода, экспорт нефти через Приморск за счет мощностей БТС должен возрасти до 30 миллионов тонн в год (с дальнейшим наращиванием до 50 миллионов тонн). Помимо вывоза нефти планируется экспорт нефтепродуктов, для чего ОАО "Транснефтепродукт" предусматривает наращение нефтепродуктопровода по трассе Кстово-Кириши-Приморск для поставок на экспорт продукции нефтеперерабатывающих заводов, расположенных, главным образом, в Приволжском федеральном округе (Пермская область, Республика Башкирия, Республика Татарстан и другие). Для осуществления экспорта нефтепродуктов ОАО "Сургутнефть", в которое входит ООО "Киришинефтеоргсинтез", планирует строительство нефтепродуктопровода "Кириши-бухта Батарейная" и терминала для отгрузки жидких нефтепродуктов в бухте Батарейная. Кроме этого, в составе Усть-Лужского порта планируется строительство терминала по перевалке наливных грузов для отгрузки на экспорт нефтепродуктов и жидких химических продуктов нефтепепеработки мощностью пять миллионов тонн в год. Один из крупных проектов трубопроводного транспорта - строительство газопровода "Грязовец - Выборг" проектной мощностью 15-20 миллиардов кубометров в год, который войдет составной частью в Северо-Европейский газопровод. Проект предусматривает прокладку трубопровода по дну Балтийского моря до Великобритании, а также строительство морских газопроводов-отводов для подачи газа в Калининградскую область, Финляндию, Швецию и Данию. Реализация проекта позволит напрямую связать газотранспортную систему России с европейской газовой сетью. Решение проблемы глубокой переработки нефти является важным направлением деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса Ленинградской области. В настоящее время ООО "Киришинефтеоргсинтез" имеет степень глубины переработки нефти в светлые нефтепродукты около 45 процентов, оставшиеся тяжелые фракции: топочный мазут, гудрон. Полная переработка гудрона и мазута в моторные топлива существенно повысит рентабельность деятельности нефтеперерабатывающих предприятий. На западном рынке нефтепродуктов наблюдается хороший спрос на моторные топлива. В настоящее время ООО "Киришинефтеоргсинтез" осуществляет строительство комплекса глубокой переработки нефти. В результате реализации этого проекта глубина переработки сырья в светлые нефтепродукты увеличится до 75 процентов (12 миллионов тонн в год), а объем производимого мазута уменьшится с восьми до четырех миллионов тонн в год. Основная трудность в реализации данного проекта заключается в его высокой стоимости и отсутствии на федеральном уровне законодательства, создающего благоприятные условия для инвестиционной деятельности проектов большого масштаба. К другим проектам, реализуемым на территории Ленинградской области по производству и поставке нефтепродуктов на экспорт, можно отнести строительство компаниями ОАО НК "Роснефть" и ОАО "Сургутнефтегаз" нового нефтеперерабатывающего завода в районе города Приморска мощностью до 10 миллионов тонн в год, а также строительство компанией ОАО "Лукойл" распределительно-перевалочного комплекса в Высоцке мощностью около 11 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Особое место в интересах возрождения угольной отрасли занимает строительство угольного терминала (мощностью до четырех миллионов тонн в год) в морском торговом порту "Усть-Луга", который будет осуществлять отгрузку каменного угля в страны Западной Европы из Кузбасса и других регионов России. С учетом изложенного, а также под влиянием расширения внутреннего спроса на энергоносители в условиях постепенного оживления деловой активности в стране, областной экспорт нефтепродуктов в среднесрочной перспективе сохранится на современном уровне - в пределах 17-20 миллионов тонн. Но поддержание достигнутого уровня экспортных поставок потребует от Ленинградской области решения острых экономических проблем, таких как обеспечение возрастающих капиталовложений в нефтепереработку. Таким образом, в среднесрочной перспективе следует ожидать сохранения значительной доли нефтепродуктов в экспорте Ленинградской области. Это потребует значительных инвестиций и организационно-технических усилий. Одновременно удельный вес нефтепродуктов в структуре продаж снизится до уровня 60-65 процентов. 3.1.1.2. Перспективы экспорта продукции лесопромышленного комплекса Более 60 процентов территории Ленинградской области покрыты лесами (в основном хвойными). Ежегодные заготовки древесины составляют 10 миллионов кубометров, хотя общий объем заготовок без ущерба для лесного хозяйства можно довести до 12 миллионов кубометров ежегодно. Около 50 процентов леса перерабатывается на областных предприятиях. Развитие лесного экспорта Ленинградской области осложняется высокой долей поставок на экспорт необработанных лесоматериалов по сравнению с обработанными (в 6,5 раза). В целом удельный вес лесоматериалов в экспорте Ленинградской области составляет 11 процентов, а его перспективы связаны с повышением доли поставок продукции более высокой степени обработки, что позволит повысить эффективность запродаж и в определенной мере нейтрализовать фактор высоких транспортных издержек. Для увеличения доли продукции глубокой переработки необходима модернизация имеющихся и создание новых современных перерабатывающих мощностей, что возможно достичь путем привлечения российского и иностранного капиталов в лесопромышленную отрасль. В настоящее время более 80 процентов вывоза деловой древесины направляется в Швецию, Финляндию и Германию, тогда как география поставок пиломатериалов широко диверсифицирована, включая страны ближнего и дальнего зарубежья. Подобная диверсификация создает возможности для гибкого маневрирования рынками сбыта в условиях неравномерной динамики конъюнктуры в отдельных странах и регионах. Определенные перспективы повышения внешнеэкономического потенциала лесопромышленного комплекса связаны с созданием совместных предприятий по производству мебели с последующим вывозом части продукции в другие регионы России и страны СНГ. 3.1.1.3. Перспективы экспорта продукции машиностроения Несмотря на значительное снижение объемов производства в отрасли машиностроения за последние годы областные предприятия сохранили прочные позиции в выпуске широкого ассортимента изделий машиностроения. В стоимостном выражении экспорт продукции машиностроения составил 125,2 миллиона долларов США в 2002 году (в 1998 году - 209,2 миллиона долларов США, из них 175,9 миллиона долларов США составила стоимость морской стартовой платформы "Одиссей", переработанной по заказу США). Одной из важнейших проблем современного машиностроительного комплекса Ленинградской области является высокая степень износа основных фондов, что значительно осложняет развитие экспортного производства. Пути повышения экспортного потенциала областного машиностроения заключаются в активном привлечении иностранного капитала в эту отрасль регионального хозяйства, включая заключение лицензионных соглашений и передачу "ноу-хау". В то же время кооперация областных предприятий с зарубежными фирмами на стадии модернизации производства, повышения качества традиционного ассортимента и освоения новых видов продукции, приобретения знаний и навыков современного управления и маркетинговой деятельности на следующем этапе позволяет наладить экспортные поставки в государства СНГ, а затем и в другие страны. Примером такого эффективного сотрудничества является предприятие "Катерпиллар Тосно" и автосборочный завод "Форд Мотор Компани", выпускающие соответственно дорожно-строительную технику и легковые автомобили. Определенные возможности расширения сбыта областной машинотехнической продукции за рубежом заключаются в улучшении дизайна и в целом потребительских характеристик экспортируемых изделий. Важным условием укрепления экспортного потенциала областного машиностроения является разработка и реализация областной инновационной системы, включающей интенсивное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в рамках конверсионных программ, сотрудничества машиностроительных предприятий, местных научно-исследовательских институтов и лабораторий, а также коммерциализацию результатов исследований через механизм технопарков. По мере увеличения в мировой торговле доли продукции обрабатывающей промышленности, достигающей в настоящее время трех четвертей товарооборота, и расширения международной производственной кооперации, а также в связи с усилением внимания во всех странах к вопросам безопасности потребителей, защиты здоровья населения и охраны окружающей среды все более актуальными для дальнейшего развития международных экономических отношений становятся проблемы стандартизации и взаимного признания испытаний продукции. Во многих странах под предлогом и со ссылкой на общепризнанные технические, экологические, санитарные и другие требования к потребляемой продукции фактически устанавливаются протекционистские барьеры, препятствующие доступу на внутренний рынок иностранных товаров, конкурирующих с местными изделиями. В связи с этим успешное продвижение областного машинотехнического экспорта на внешние рынки в значительной степени зависит от: наличия актуализированной подробной информации о действующих за рубежом стандартах и различных технических и иных требованиях к товарам; учета в выпускаемых изделиях совокупности указанных требований применительно к конкретным странам-импортерам для избежания удешевления или запрещения ввоза продукции; получения признаваемого на международном уровне сертификата качества экспортных товаров. Необходимо активизировать работу по сертификации экспортной машинотехнической продукции в Ленинградской области с участием российских и зарубежных организаций соответствующего профиля. На сегодняшний день такая работа проведена только на двух предприятиях и за счет их собственных средств. Большое значение для успешной экспортной деятельности ленинградских областных машиностроительных предприятий имеет квалифицированное управление качеством в процессе производства и проведение эффективной маркетинговой политики. Достижение этих целей может быть обеспечено путем обучения руководящего персонала в бизнес-школах по престижной, нацеленной на достижение практических результатов по программе МВА (Master of Business Administration) (например, во Всероссийской академии внешней торговли, Санкт-Петербургском институте менеджмента); направления на специализированную, соответствующую профилю и специфике деятельности зарубежную стажировку (в частности, по программе TACIS Европейского Союза "Повышение эффективности менеджмента"); приглашения внешних экспертов из российских и зарубежных консалтинговых фирм для подготовки рекомендаций по совершенствованию коммерческой работы на предприятии. Таким образом, несмотря на определенные отрицательные моменты, наметившиеся в развитии машинотехнического экспорта Ленинградской области в последнее время, область имеет объективные возможности для постепенного повышения доли машин и оборудования в структуре запродаж. На решение этой задачи должны быть направлены меры по развитию прогрессивных форм международного экономического сотрудничества (создание совместных предприятий, освоение лицензионных производств, налаживание производственной кооперации), а также целенаправленная политика содействия экспорту. 3.1.1.4. Транспортно-технологическое обеспечение экспорта Ленинградская область имеет достаточно развитую для целей экспорта транспортную структуру - автомобильные шоссе, разветвленную сеть железных дорог, речной и морской транспорт, два аэропорта, нефте- и газопроводы. Также по ее территории проходит государственная граница с Финляндской Республикой и Эстонской Республикой. Благодаря своему уникальному геополитическому положению Ленинградская область привлекательна для транзита грузов через ее территорию (ежегодно проходит транзитом около 125 миллионов тонн грузов, в том числе 60 миллионов тонн экспортно-импортных). В результате распада Советского Союза Россия потеряла ряд стратегически важных портовых комплексов, вследствие чего грузооборот всех оставшихся портов только на 54 процента удовлетворяет потребностям страны на сегодняшний день. Для предотвращения негативных последствий этой ситуации Правительство Ленинградской области совместно с Администрацией Санкт-Петербурга еще в 1997 году разработали межотраслевую межрегиональную программу "Транспортно-технологическое обеспечение транзита грузов через прибрежные территории Финского залива". Программа предусматривает: строительство новых портовых комплексов и работы по реконструкции и модернизации действующих портовых мощностей на российском побережье Финского залива; строительство трубопроводных систем для доставки нефтепродуктов к новым портовым комплексам; строительство грузовых терминалов и хранилищ для транзита грузов в рамках IX интермодального транспортного коридора; формирование региональных транспортных коридоров; создание погранично-таможенной инфраструктуры и другое. В настоящее время предприняты конкретные шаги по реализации указанной Программы. Начато строительство морского торгового порта "Усть-Луга" в Лужской губе Финского залива, который будет представлять собой многофункциональный перегрузочный комплекс (15 терминалов). Уже введена в строй первая очередь угольного терминала для экспорта угля. Рядом с городом Приморском построен нефтяной терминал для перевалки сырой нефти. Развивается один из самых молодых портов России - Высоцк. Здесь сооружаются терминалы по перевалке нефтепродуктов, обработке химических грузов и угольный. Создание в Ленинградской области новых портовых комплексов на Финском заливе позволит России освободиться от зависимости от транзита собственных грузов, особенно нефти и нефтепродуктов, через порты других стран. 3.1.1.5. Импорт для целей развития экспортоориентированных производств В современных российских условиях успешное развитие экспортных производств в Ленинградской области в существенной мере зависит от их возможностей мобилизовать финансовые ресурсы для закупки необходимых инвестиционных и промежуточных товаров, позволяющих осуществить техническую реконструкцию и улучшить качественные параметры выпускаемой продукции. Следует учитывать, что в этой сфере действуют определенные льготы, как, например, освобождение от уплаты импортных пошлин на импорт сырья, деталей и комплектующих, выпускаемых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинотехнической продукции. Основные областные экспортеры - "Киришинефтеоргсинтез", "Интернейшнл Пэйпер Светогорск", "Катерпиллар Тосно" - являются одновременно и крупнейшими импортерами Ленинградской области, закупая для своих нужд сырье и материалы, а также инвестиционные товары. С учетом прогнозируемых изменений в структуре регионального экспорта следует ожидать увеличения закупок зарубежного оборудования машиностроительными и конверсионными предприятиями Ленинградской области. Таким образом, с учетом основных тенденций и перспектив развития импортной деятельности в Ленинградской области в структуре зарубежных закупок сохранится высокий удельный вес продовольствия и в целом товаров народного потребления (40-43 процента), увеличится доля машинотехнических изделий (26-28 процентов) и несколько снизится доля сырья и материалов (16-18 процентов). Основные выводы по результатам построения оптимизационной модели экспортного потенциала Ленинградской области: 1. В Ленинградской области есть все необходимые условия для увеличения доли машинотехнических изделий до 10-15 процентов в экспортной структуре региона. Достаточным условием расширения поставок продукции машиностроения на внешний рынок является активная проэкспортная политика местных органов власти, региональных общественных организаций и предпринимательских союзов, предприятий-экспортеров. 2. В среднесрочной перспективе минеральные продукты сохранят весомое место в экспорте Ленинградской области, хотя их удельный вес в общих поставках товаров за рубеж снизится по сравнению с существующим высоким уровнем, обусловленным сугубо конъюнктурными факторами. 3. Следует ожидать увеличения на три-четыре процента доли продукции лесного комплекса в экспорте Ленинградской области, что объясняется наличием хорошей ресурсной базы и станет возможным благодаря повышению степени обработки поставляемых за рубеж лесных товаров. 4. Реализация оптимизационной модели экспортного потенциала Ленинградской области рассчитана на среднесрочную перспективу, при этом достижение конкретных количественных показателей не является самоцелью, а предложенные пропорции позволяют определить вектор движения и правильно расставить акценты региональной экспортной политики. 3.1.2. Территориально-географические приоритеты внешнеторговой деятельности Выбор географических приоритетов развития внешнеторговой деятельности Ленинградской области должен основываться на научном анализе перспектив ее международной специализации и учитывать экономические факторы (конкуренто-способность, коммерческая целесообразность, платежеспособность и коммерческие риски, хозяйственная взаимодополняемость и другое), инфраструктурно-географические факторы (определяющие возможности доступа внешнеторговых грузов к границам Российской Федерации), культурно-этнические факторы. В любом случае формирование географических приоритетов внешнеторговой деятельности Ленинградской области происходит на трех уровнях, а именно: на уровне Российской Федерации, Ленинградской области и предприятий-участников внешнеторговой деятельности. Российская Федерация На уровне Российской Федерации определяются общие торгово-политические и географические условия и возможности развития торгово-экономических отношений с зарубежными странами и группами стран. Учитываются такие факторы как наличие двусторонних соглашений и договоров, режим взаимной торговли, существование общих границ, масштабы торговли, совпадение стратегических интересов сотрудничества и другое. Ленинградская область На уровне Ленинградской области действуют в основном инфраструктурно-географические и культурно-этнические факторы, которые дополняют и конкретизируют торгово-политические и геоэкономические факторы первого уровня. Соответственно этим факторам территориально-географические приоритеты внешнеторговой деятельности Ленинградской области выглядят следующим образом: Страны СНГ, прежде всего Белоруссия, Казахстан и Украина, формирующие около 3,8 процента экспортного рынка области. В среднесрочной перспективе следует ожидать увеличения удельного веса стран ближнего зарубежья в экспорте Ленинградской области в связи с их особой восприимчивостью к потенциальному расширению поставок машиностроительной продукции предприятиями области. При этом возможно определенное перераспределение объемов внешнеторговых операций в СНГ в пользу стран-участниц Таможенного Союза с Россией (Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Вероятно некоторое снижение товарообмена с Украиной по причине переориентации части закупок на страны Таможенного Союза, а также принятия на федеральном уровне торгово-политических мер, оказывающих сдерживающее влияние на взаимную торговлю (введение налога на добавленную стоимость на импортируемые украинские товары, установление таможенных пошлин на сахар, ввозимый из СНГ). Прибалтийские страны (Эстония, Латвия и Литва). В среднесрочной перспективе возможно некоторое повышение удельного веса этих стран в товарообороте Ленинградской области, особенно Эстонии из-за наличия общей границы. Одновременно будущее торгово-экономических отношений с Эстонией во многом осложняется отсутствием между ней и Россией соглашения, устанавливающего общие принципы торгово-экономического сотрудничества. Финляндия и скандинавские страны. Финляндия и Швеция сохранят свой статус основных торговых партнеров Ленинградской области на западноевропейском направлении. Государства Западной Европы, являющиеся главным экспортным рынком для Ленинградской области и крупными поставщиками импортной продукции. Поддержанию достигнутого высокого уровня делового сотрудничества будут способствовать наличие и совершенствование имеющейся транспортной инфраструктуры, а также вступление в силу с 1 февраля 1996 года Временного соглашения о торговле и связанных с ней вопросах между Россией и Европейским Союзом, юридически закрепившего в сфере торговли принципы равенства и недискриминации. Более того, в конце 1996 года Россия ратифицировала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС (вступило в силу с 1 декабря 1997 года), в котором содержится признание Российской Федерации страной с рыночной экономикой, позволяющее устранить последние элементы дискриминации во взаимной торговле, включая особый порядок возбуждения и проведения антидемпинговых расследований в отношении российских товаров. Страны Центральной и Восточной Европы, являющиеся традиционными партнерами Ленинградской области, в том числе в рамках кооперационных связей бывшего Совета Экономической Взаимопомощи. В то же время сохранение и расширение товарооборота со странами Центральной и Восточной Европы в значительной степени зависит от общих условий торгово-политического взаимодействия России с этой группой стран, все более ориентирующихся на тесное сотрудничество и последующее вступление в ЕС. Страны Северной Америки (США и Канада). Другие страны. При определении территориально-географических приоритетов внешнеторговой деятельности Ленинградской области следует также учитывать необходимость диверсификации рынков сбыта местной продукции, что позволит снизить риски серьезных потерь для экспортеров в связи с ухудшением хозяйственной конъюнктуры в отдельно взятой стране. Предприятия-участники внешнеторговой деятельности Ленинградской области На уровне предприятий-участников внешнеторговой деятельности реализуются преимущественно экономические факторы выбора деловых партнеров, но определенную роль играют традиции, накопленный опыт сотрудничества, хорошее знание партнера и доверие к нему. Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество с партнерами, расположенными в оффшорных зонах, выступающих в роли посредников, снижает эффективность экспортных операций, тогда как взаимодействие с нестабильными экономическими структурами в подверженных политическим кризисам развивающихся странах несет в себе риски неуплаты или непоставки товара. В целом ограниченный на сегодняшний день круг торговых партнеров областных предприятий обуславливает недостаточные возможности для последних в поиске оптимальных покупателей и получении более выгодных условий контрактов. Положение усугубляется тем, что для многих производимых в Ленинградской области товаров экспортные рынки объективно ограничены (сланцы, торф). В сложившейся ситуации важной становится задача налаживания на областном уровне системы поиска деловых партнеров, предоставляющей ленинградским участникам внешнеторговой деятельности актуализированную информацию о потенциальных рынках сбыта и действующих на них фирмах. Только в случае хорошего знания рынка и наличия альтернативных предложений предприятия Ленинградской области могут в полной мере воспользоваться экономическими факторами в выборе контрагентов. По мере диверсификации экспортной структуры и появления в ней высококачественной машинотехнической продукции, пользующейся повышенным спросом за рубежом, заметно возрастут возможности областных предприятий в выборе оптимальных партнеров и заключении выгодных сделок. Формирование территориально-географических приоритетов внешнеторговой деятельности Ленинградской области в среднесрочной перспективе будет основываться на развитии прогрессивных направлений ее международной специализации, а также появлении новых перспективных рынков и фирм, предлагающих выгодные условия сотрудничества областным участникам внешнеторговой деятельности. 3.2. Организация и техника внешней торговли Совершенствование организации и техники внешнеторговой деятельности в Ленинградской области окажет заметное стимулирующее влияние на масштабы и структуру товарооборота. Важным условием успешной экспортно-импортной деятельности является создание предприятиями-участниками внешнеторговой деятельности специализированных внешнеторговых фирм, располагающих высококвалифицированными специалистами и осуществляющих весь объем маркетинговой, конъюнктурной и контрактной работы. Положительным примером в этой области может служить деятельность ОАО "Киришинефтеоргсинтез". В то же время предприятия Ленинградской области, имеющие небольшие экспортные объемы, не могут позволить себе организацию специализированной внешнеторговой фирмы. Подобные предприятия несут существенные издержки в связи со слабым знанием конъюнктуры и недостаточным опытом внешнеторговой работы. Для повышения эффективности их операций целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированных внешнеторговых компаний. Осуществляя экономию на издержках, а также добиваясь высоких показателей эффективности внешнеторговых операций, благодаря работе квалифицированного персонала такие компании при содействии местных органов власти и общественных организаций будут способствовать мобилизации экспортных возможностей Ленинградской области. С учетом прогнозируемого повышения роли поставок машинотехнической продукции в экспорте Ленинградской области особое внимание должно уделяться развитию зарубежной сбытовой и сервисной сети соответствующих предприятий. 4. Мероприятия по реализации Программы 4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы Для эффективного развития внешнеэкономических связей Ленинградской области необходимым условием является наличие соответствующей нормативно-правовой базы. Предполагается оказывать государственную поддержку экспорта товаров, работ и услуг в различных сферах экономики, и, в первую очередь, экспорта высокотехнологичных и наукоемких товаров. 4.2. Организационно-методические мероприятия по поддержке экспорта Взаимодействие органов власти Ленинградской области и органов власти Российской Федерации должно осуществляться на трех уровнях: федеральные ведомства; загранучреждения; представители органов федеральной власти в Ленинградской области. Для более полного и эффективного использования на местах возможностей как федеральных, так и областных органов управления необходимо обеспечить тесное взаимодействие и согласованную работу комитета экономического развития Ленинградской области (далее - Комитет) и таких структур как Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в Санкт-Петербурге, Управление Уполномоченного Министерства экономического развития и торговли по Северо-Западному району Российской Федерации, Северо-Западное таможенное управление и прочие. (В редакции Закона Ленинградской области от 02.08.2006 г. N 81-оз) 4.2.1. Организационно-технические мероприятия Эффективный выбор наиболее рациональных направлений и форм развития внешнеэкономических связей Ленинградской области предполагает проведение необходимых организационно-технических мероприятий. Необходимо содействовать дальнейшему развитию сотрудничества и координации деятельности различных организаций в сфере внешнеэкономической деятельности, поощрять создание союзов производителей и экспортеров, ориентированных на повышение эффективности и упорядочение экспортной деятельности. Важной мерой является координация выступлений на внешнем рынке изготовителей и экспортеров однотипной продукции. Для проведения данной работы Комитет будет содействовать созданию областной ассоциации экспортеров, объединяющей как союзы производителей и экспортеров, так и заинтересованных отдельных участников внешнеторговой деятельности, не входящих в союзы. Официальный статус ассоциации экспортеров должен позволять ей взаимодействовать с Комитетом и участвовать в подготовке областных нормативных правовых актов по внешнеэкономической деятельности. Основными функциями ассоциации экспортеров должны являться: анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, подготовка предложений по их совершенствованию; содействие деятельности членов ассоциации на внешних рынках; разработка мер по улучшению потребительских качеств экспортной продукции с целью повышения ее конкурентоспособности на внешних рынках; содействие в осуществлении рекламной деятельности экспортеров; представление интересов членов ассоциации в органах законодательной и исполнительной власти, международных организациях; участие в защите интересов экспортеров на мировых рынках; содействие членам ассоциации в поиске потенциальных партнеров и рынков сбыта; обмен информацией об экспортных операциях и деятельности международных организаций. С целью повышения конкурентоспособности продукции предприятий Ленинградской области и экономической эффективности ее экспорта необходимо организовать систему сертификации экспортной продукции в Ленинградской области с участием региональных, российских и международных организаций соответствующего профиля. Необходимо создать единую систему информационной поддержки внешнеэкономической деятельности с использованием банков данных организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью (Комитет, Управление Уполномоченного Министерства экономического развития и торговли по Северо-Западному району Российской Федерации, Северо-Западное Таможенное управление Российской Федерации, Санкт-Петербургская и Ленинградская областная Торгово-промышленные палаты и другие) и баз данных, доступных в Интернете, что позволит иметь необходимую информацию для принятия управленческих решений государственными структурами и предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности. Для продвижения на внешний рынок машинотехнической продукции Ленинградской области требуется коренное улучшение рекламы экспортной продукции. В настоящее время наиболее конкурентоспособная продукция (в том числе разработки конверсионных предприятий) должна стать объектом рекламы. Следует шире использовать активные формы рекламной деятельности в отношении экспортируемой продукции, что предполагает: активизацию выставочно-ярмарочной, собственно рекламной и иной деятельности по пропаганде российских товаров за рубежом, включая использование возможностей российских средств массовой информации, имеющих распространение за рубежом; формирование и направление за рубеж специализированных торговых делегаций для ознакомления с ситуацией на внешних рынках и установления деловых контактов; освоение новых прогрессивных форм продвижения российской продукции на внешние рынки (видеовыставки и другое). В ряде случаев в рамках стимулирования экспорта Правительству Ленинградской области целесообразно принимать меры по снижению степени риска осуществления экспортной деятельности и в этих целях оплачивать часть расходов экспортера по освоению внешних рынков (транспортных, на проживание, суточных, на аренду выставочного пространства и другое), требуя их возмещения в полном объеме только в случае проведения успешных экспортных операций; в иной ситуации возможны следующие варианты: предоставление отсрочки (рассрочки) возмещения понесенных расходов; возмещение части этих расходов; списание данных расходов. 4.2.2. Подготовка и повышение квалификации кадров для внешней торговли Следует продолжить работу по совершенствованию государственной системы подготовки кадров для внешней торговли, в том числе усилить программы обучения и дисциплины, представляющие особую важность для развития и повышения эффективности экспортной деятельности. Для совершенствования системы подготовки и повышения квалификации специалистов в международной и внешнеэкономической сферах целесообразно: проработать вопрос о подготовке и повышении квалификации специалистов Ленинградской области в области международных отношений и внешнеэкономических связей в специализированных учебных заведениях России; привлекать специалистов-практиков к учебному процессу в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области; расширять участие Ленинградской области в образовательных программах международных организаций и фондов (ТАСIS и другие). 4.3. Основы кредитно-финансовой стратегии Ленинградской области по стимулированию и поддержке экспорта Финансовая поддержка экспортной деятельности предприятий Ленинградской области, содействие развитию экспортного потенциала и импортозамещающих производств является одним из наиболее эффективных средств мобилизации внешнеэкономического потенциала Ленинградской области. С учетом современного состояния экономики области и актуальных проблем развития внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействия экспорту являются следующие: предоставление Правительством Ленинградской области и Правительством Российской Федерации гарантийных обязательств по привлекаемым кредитным ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств и организаций - субъектов внешнеторговой деятельности Ленинградской области; страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) рисков для обеспечения защиты экспортеров; изыскание возможностей совместного кредитования субъектов внешнеторговой деятельности с участием средств областного бюджета, ориентированных на экспорт товаров, работ и услуг в сфере информационных технологий, закупку оборудования для развития экспортных и импортозамещающих производств, производство экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку сырья, материалов и комплектующих частей, не производимых в России; использование мер налогового стимулирования, являющегося одним из важных направлений стимулирования экспортной деятельности Ленинградской области, особенно экспорта товаров с высокой степенью переработки. В связи с этим в рамках совершенствования налоговой системы Ленинградской области и усиления ее стимулирующих функций целесообразно применять различные формы налогового поощрения предприятий-экспортеров. Выбор участников реализации мероприятий Программы проводится на конкурсной основе. 5. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы С учетом проведенного анализа представляется возможным сформулировать следующие основные параметры развития внешнеторговой деятельности Ленинградской области в среднесрочной перспективе: потребности модернизации производственной базы Ленинградской области, насыщения внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, расширения закупок импортного оборудования для развития экспортоориентированных производств, несмотря на объективную ограниченность валютных ресурсов, обеспечат опережающий по сравнению с экспортом рост импортных поставок и, соответственно, постепенное повышение сбалансированности внешнеторговых операций Ленинградской области; увеличение объема экспорта позволит экспортоориентированным предприятиям произвести модернизацию производственной базы, что, в свою очередь, приведет к повышению качества производимой продукции и повысит ее конкурентоспособность и рентабельность как на внешнем, так и на внутреннем рынках; рост экспорта (в 2004 году - на 75-125 миллионов долларов США, в 2005 году - на 125-225 миллионов долларов США, в 2006 году - на 225-325 миллионов долларов США по сравнению с 2002 годом) увеличит налогооблагаемую базу от производства экспортной продукции (налог на прибыль и доходы) и использования производственных ресурсов; в экспортной структуре Ленинградской области значительно повысится удельный вес машинотехнической продукции (на 8-10 процентов ежегодно), незначительно увеличится доля лесных товаров (на 3-4 процента ежегодно) и немного ослабнут позиции топлива и химической продукции (на 3-4 процента ежегодно); в товарообороте Ленинградской области несколько увеличится доля стран СНГ (на 2-4 процента ежегодно), при этом в экспорте их удельный вес существенно возрастет (на 12-17 процентов); вовлечение в экспортную деятельность большого числа малых и средних предприятий (20-40 процентов), каждое из которых может иметь небольшую экспортную квоту, в целом повысит общий объем экспорта области, диверсифицирует его товарную структуру и может дать значительный экономический эффект; социальный эффект - в виде сохранения и увеличения числа рабочих мест и традиционной культуры (образа жизни) жителей сельских районов и небольших городов; эффект диверсификации от включения в экспорт новых отраслей снизит зависимость от сырьевого экспорта с его неустойчивой ценовой конъюнктурой; информационный эффект, выражающийся в большей информированности зарубежных предпринимателей о возможностях области и областных предпринимателей о международных рынках; имиджевый эффект - успехи в экспорте в сочетании с "мягким" инвестиционным климатом могут дать толчок новым иностранным инвестициям. Предполагается, что темпы развития внешнеторговой деятельности Ленинградской области до 2006 года будут выше динамики соответствующего показателя в предшествующий период согласно следующей таблице: Таблица --------------------T---------------------------T-----------T-----------------------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ отчет ¦ оценка ¦ Прогноз ¦ ¦ Внешнеторгоавя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+-------------T-------------+-----------+-----------------------T-----------------------T-----------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2004 год ¦ 2005 год ¦ 2006 год ¦ ¦ ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+-------------+-------------+-----------+-----------T-----------+-----------T-----------+-----------T-----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ I вар. ¦ II вар. ¦ I вар. ¦ II вар. ¦ I вар. ¦ II вар. ¦ +-------------------+-------------+-------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+ ¦ Экспорт ¦ 2104,3 ¦ 2175,9 ¦ 2400 ¦ 2245 ¦ 2420 ¦ 2305 ¦ 2520 ¦ 2420 ¦ 2730 ¦ ¦ (млн.долл.США) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+-------------+-------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+ ¦ Импорт ¦ 725,3 ¦ 888,0 ¦ 950 ¦ 1050 ¦ 110 ¦ 1150 ¦ 1200 ¦ 1200 ¦ 1300 ¦ ¦ (млн.долл.США) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------+-------------+-------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------ Примечание: I вариант - пессимистический прогноз II вариант - оптимистический прогноз 6. Состав, функции и полномочия участников разработки и реализации Программы. Формы взаимодействия между участниками реализации Программы, соподчиненность и полномочия К участникам Программы относятся: заказчик Программы - Правительство Ленинградской области; представитель заказчика, основной исполнитель Программы - Комитет; соисполнители Программы: комитет финансов Ленинградской области, комитет международных и региональных связей Ленинградской области, комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области, комитет по информационной политике и телекоммуникациям Ленинградской области, предприятия и организации, состоящие на налоговом учете в расположенных на территории Ленинградской области территориальных органах Федеральной налоговой службы и занимающиеся экспортной деятельностью. (Часть в редакции Закона Ленинградской области от 02.08.2006 г. N 81-оз) Круг основных исполнителей и соисполнителей Программы может быть расширен в зависимости от складывающихся условий и возможностей по инициативе исполнителей и по согласованию с Комитетом. Основная форма взаимодействия между участниками - двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, заключаемые и выполняемые в соответствии с действующим законодательством. Соподчиненность определяется полномочиями участников, возлагаемыми на них заказчиком Программы. Соподчиненность и полномочия также осуществляются в рамках действующего законодательства и заключаемых договоров между участниками на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 7. Механизм контроля за реализацией мероприятий Программы Контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляется Правительством Ленинградской области (в лице вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по экономике, инвестициям и промышленной политике). О ходе реализации мероприятий Программы председатель Комитета ежегодно докладывает на заседаниях Правительства Ленинградской области. Контроль осуществляется посредством анализа представляемых исполнителем материалов (разработанных проектов, ежеквартальных отчетов о состоянии внешнеторговых связей) в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Приложение 1 к Программе План реализации мероприятий Программы (В редакции Законов Ленинградской области от 16.12.2005 г. N 118-оз; от 02.08.2006 г. N 81-оз) |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————————————————————————————————————————————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | Наименование | Территори- | Год | Планируемые объемы финансирования | Экономи- | Прямой | Ответственный | Целевое | | мероприятия | альная | прове- | (тысяч рублей) | ческое | получатель | исполнитель | назна- | | | принад- | дения | | содержа- | (распоря- | | чение | | | лежность | меро- | | ние (под- | дитель) | | (раздел, | | | | приятия | | группы, | | | подраздел | | | | | | прочие | | | согласно | | | | | | статьи, | | | функци- | | | | | | подстатьи, | | | ональ- | | | | | | элементы | | | ному | | | | | | расходов | | | класси- | | | | | | согласно | | | фикатору) | | | | | | экономи- | | | | | | | | | ческой | | | | | | | | | класси- | | | | | | | | | фикации) | | | | | | | |———————|———————————————————————————————————————————| | | | | | | | | всего | в том числе | | | | | | | | | |———————|—————————|————————|———————|————————| | | | | | | | | | феде- | об- | мест- | вне- | прочие | | | | | | | | | | раль- | ласт- | ные | бюд- | | | | | | | | | | | ный | ной | бюд- | жет- | | | | | | | | | | | бюд- | бюд- | жеты | ные | | | | | | | | | | | жет | жет | | фонды | | | | | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 1. Создание | Ленинградская | 2004- | | | | | | | | | Комитет | | | Ассоциации | область | 2006 | | | | | | | | | экономического | | | экспортеров и | | | | | | | | | | | развития | | | импортеров | | | | | | | | | | | Ленинградской | | | Ленинградской области | | | | | | | | | | | области, | | | | | | | | | | | | | | Ленинградская | | | | | | | | | | | | | | областная торгово- | | | | | | | | | | | | | | промышленная палата | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 2. Подготовка и | Ленинградская | 2004- | | | | | | | | | Комитет | | | заключение соглашений | область | 2006 | | | | | | | | | международных и | | | о сотрудничестве с | | | | | | | | | | | региональных связей | | | регионами иностранных | | | | | | | | | | | Ленинградской | | | государств - основных | | | | | | | | | | | области | | | торговых партнеров | | | | | | | | | | | | | | Ленинградской области | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 3. Обобщение заявок | Ленинградская | 2005 | | | | | | | | | Ленинградская | | | предприятий- | область | | | | | | | | | | областная торгово- | | | экспортеров по | | | | | | | | | | | промышленная палата | | | организации и | | | | | | | | | | | | | | проведению семинаров | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 4. Организация и | Ленинградская | 2005 | 67 | | 67 | | | | 290 | Управление | Комитет | 0115 | | проведение семинаров | область | 2006 | 130 | | 130 | | | | | делами | экономического | | | с представителями | | | | | | | | | | Правительства | развития | | | предприятий- | | | | | | | | | | Ленинградской | Ленинградской | | | экспортеров и | | | | | | | | | | области | области | | | муниципальных | | | | | | | | | | | | | | образований по | | | | | | | | | | | | | | вопросам, связанным | | | | | | | | | | | | | | с организацией и | | | | | | | | | | | | | | осуществлением | | | | | | | | | | | | | | внешнеэкономической | | | | | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 5. Разработка | Ленинградская | 2005 | 150 | | 150 | | | | 290 | Управление | Комитет | 0115 | | Программы развития | область | 2006 | 150 | | 150 | | | | | делами | экономического | | | выставочно-ярмарочной | | | | | | | | | | Правительства | развития | | | деятельности | | | | | | | | | | Ленинградской | Ленинградской | | | | | | | | | | | | | области | области | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 6. Финансовая | Ленинградская | 2006 | 800 | | 800 | | | | 290 | Управление | Комитет | 0115 | | поддержка участия | область | | | | | | | | | делами | экономического | | | областных | | | | | | | | | | Правительства | развития | | | предприятий- | | | | | | | | | | Ленинградской | Ленинградской | | | экспортеров в | | | | | | | | | | области | области | | | приоритетных | | | | | | | | | | | | | | международных | | | | | | | | | | | | | | выставках и ярмарках | | | | | | | | | | | | | | в соответствии с | | | | | | | | | | | | | | Программой развития | | | | | | | | | | | | | | выставочно- | | | | | | | | | | | | | | ярмарочной | | | | | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 7. Сбор и анализ | Ленинградская | 2005 | 80 | | 80 | | | | 290 | Управление | Комитет | 0115 | | информации о грузовой | область | 2006 | 167 | | 167 | | | | | делами | экономического | | | базе регионов | | | | | | | | | | Правительства | развития | | | Российской Федерации, | | | | | | | | | | Ленинградской | Ленинградской | | | преимущественно | | | | | | | | | | области | области | | | использующих во | | | | | | | | | | | | | | внешнеэкономической | | | | | | | | | | | | | | деятельности маршруты | | | | | | | | | | | | | | грузов, проходящие по | | | | | | | | | | | | | | территории | | | | | | | | | | | | | | Ленинградской области | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 8. Создание и | Ленинградская | 2005 | 70 | | 70 | | | | 290 | Управление | Комитет | 0115 | | актуализация базы | область | 2006 | 180 | | 180 | | | | | делами | экономического | | | данных по | | | | | | | | | | Правительства | развития | | | товаротранспортным | | | | | | | | | | Ленинградской | Ленинградской | | | потокам, проходящим | | | | | | | | | | области | области | | | по территории | | | | | | | | | | | | | | Ленинградской | | | | | | | | | | | | | | области. Подготовка | | | | | | | | | | | | | | итоговых материалов | | | | | | | | | | | | | | для размещения на | | | | | | | | | | | | | | сайте Ленинградской | | | | | | | | | | | | | | области | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | 9. Реализация | Ленинградская | 2004- | | | | | | | | | Комитет | | | проектов | область | 2006 | | | | | | | | | международных | | | международной | | | | | | | | | | | и региональных | | | технической помощи | | | | | | | | | | | связей Ленинградской | | | (ТАСИС, ПСО+, | | | | | | | | | | | области, | | | ТРАНСФОРМ и др.) с | | | | | | | | | | | комитет | | | целью создания | | | | | | | | | | | экономического | | | экспортно- | | | | | | | | | | | развития | | | ориентированных | | | | | | | | | | | Ленинградской | | | производств или | | | | | | | | | | | области | | | модернизации | | | | | | | | | | | | | | существующих | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| | Всего по Программе | | 2004 | 0 | | 0 | | | | | | | | | | | 2005 | 367 | | 367 | | | | | | | | | | | 2006 | 1427 | | 1427 | | | | | | | | |———————————————————————|————————————————————|————————————|———————|———————|—————————|————————|———————|————————|————————————|———————————————|——————————————————————|———————————| Приложение 2 к Программе ИНФОРМАЦИЯ о динамике финансирования Программы (миллионов рублей) ---------------------------T-------------------T------------------------------------------------------------------T--------------------------------------------------------------------¬ ¦ Основное мероприятие, ¦ Предшествующий ¦ 2004 год ¦ Последующие 2005-2006 годы (прогноз) ¦ ¦ статьи расходов ¦ период ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------T----------------------------------------------------------+-------T------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ всего ¦ В том числе ¦ всего¦ В том числе ¦ ¦ ¦ ¦ +------------T-----------T---------T--------------T--------+ +--------------T-----------T---------T--------------T--------+ ¦ ¦ ¦ ¦ Феде- ¦ Областной ¦ Местные ¦ Внебюджетные ¦ прочие ¦ ¦ Федеральный ¦ Областной ¦ Местные ¦ Внебюджетные ¦ прочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ральный ¦ бюджет ¦ бюджеты ¦ фонды ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ бюджеты ¦ фонды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-------------------+-------+------------+-----------+---------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+---------+--------------+--------+ ¦ В целом по Программе, ¦ 0 ¦ ¦ ¦ 0 ¦ ¦ ¦ ¦ 2,929 ¦ ¦ 2,794 ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-------------------+-------+------------+-----------+---------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+---------+--------------+--------+ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-------------------+-------+------------+-----------+---------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+---------+--------------+--------+ ¦ Обучение специалистов ¦ 0 ¦ ¦ ¦ 0 ¦ ¦ ¦ ¦ 0,270 ¦ ¦ 0,135 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприя-тий-экспортеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по программе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внешнеторговой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-------------------+-------+------------+-----------+---------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+---------+--------------+--------+ ¦ Проведение ¦ 0 ¦ ¦ ¦ 0 ¦ ¦ ¦ ¦ 0,004 ¦ ¦ 0,004 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационного семинара ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для представителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-------------------+-------+------------+-----------+---------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+---------+--------------+--------+ ¦ Разработка программы ¦ 0 ¦ ¦ ¦ 0 ¦ ¦ ¦ ¦ 0,050 ¦ ¦ 0,050 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выставочно-ярмарочной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятель-ности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ленинградской области в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ России и за рубежом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-------------------+-------+------------+-----------+---------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+---------+--------------+--------+ ¦ Финансовая поддержка ¦ 0 ¦ ¦ ¦ 0 ¦ ¦ ¦ ¦ 2,300 ¦ ¦ 2,300 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участия областных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий-экспортеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в приоритетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зарубежных выставках и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ярмарках в соответ-ствии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с программой развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выставочно-ярмарочной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятель-ности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-------------------+-------+------------+-----------+---------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+---------+--------------+--------+ ¦ Сбор и анализ информации ¦ 0 ¦ ¦ ¦ 0 ¦ ¦ ¦ ¦ 0,160 ¦ ¦ 0,160 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о внеш-неторговом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потенциале ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ленинград-ской области и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коммерческих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пред-ложениях областных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+-------------------+-------+------------+-----------+---------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+---------+--------------+--------+ ¦ Размещение и поддержка ¦ 0 ¦ ¦ ¦ 0 ¦ ¦ ¦ ¦ 0,145 ¦ ¦ 0,145 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внешне-торговой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Интернет-сайте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ленинградской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------------+-------------------+-------+------------+-----------+---------+--------------+--------+-------+--------------+-----------+---------+--------------+--------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|