Расширенный поиск

Закон Ленинградской области от 10.11.2008 № 121-оз

 
 
                        ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
 
                           ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
 
                   от 10 ноября 2008 года N 121-оз
 
      Утратил силу - Закон Ленинградской области от 15.04.2015 № 38-оз
 
          Об участии граждан в охране общественного порядка
                 на территории Ленинградской области
 
       (Принят Законодательным собранием Ленинградской области
                        22 октября 2008 года)
 
(В редакции Законов Ленинградской области от 24.03.2010 г. N 10-оз;
                     от 30.09.2010 г. N 50-оз)
 
     
     Настоящий областной закон устанавливает  правовые основы и  формы
участия  граждан   в  охране  общественного   порядка  на   территории
Ленинградской области.
     
     Глава 1. Общие положения
     
     Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего областного
     закона
     
     1. Предметом правового регулирования настоящего областного закона
являются  общественные  отношения,  возникающие в связи с добровольным
участием  граждан  Российской Федерации в охране общественного порядка
на  территории Ленинградской области (далее - участие граждан в охране
общественного порядка).   редакции   Закона  Ленинградской  области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     2. Действие настоящего областного  закона не распространяется  на
правоотношения,   возникающие   в   связи   со   специальными   видами
деятельности  правоохранительных  органов,  с  частной  детективной  и
охранной деятельностью и регулируемые федеральными законами.
     
     Статья 2. Цель и принципы участия граждан в охране общественного
     порядка
     
     1. Целью участия граждан в охране общественного порядка  является
оказание помощи органам государственной власти Ленинградской  области,
органам    местного    самоуправления    Ленинградской    области    и
правоохранительным  органам  на  территории  Ленинградской  области  в
решении возложенных на них задач по обеспечению безопасности личности,
поддержанию   правопорядка   в   общественных   местах,   профилактике
преступлений  и  административных  правонарушений,  охране  и   защите
собственности,   безопасности    дорожного   движения,    профилактике
безнадзорности  и   беспризорности,  пропаганде   правовых  знаний   и
правовому воспитанию при  условии, что  подобные действия не  повлекут
ущемления  конституционных  прав  и  свобод  человека  и   гражданина,
разглашения  государственной,  личной,  семейной  и  иных   охраняемых
законом тайн.
     
     2. Участие граждан в охране общественного порядка  осуществляется
на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения
и  защиты  прав  и  свобод человека  и  гражданина,  прав  и  законных
интересов юридических лиц.
     
     Статья 3. Правовые основы участия граждан в охране
     общественного порядка
     
     Правовую основу участия граждан  в  обеспечении  правопорядка  на
территории Ленинградской  области  составляют  Конституция  Российской
Федерации, международные договоры  Российской  Федерации,  федеральные
конституционные законы, федеральные законы и принятые в соответствии с
ними иные нормативные правовые акты  Российской  Федерации,  настоящий
областной  закон  и  иные  нормативные  правовые  акты   Ленинградской
области, а также муниципальные правовые акты.
 
     (Статья     в     редакции     Закона    Ленинградской    области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     
     Глава 2. Формы участия граждан в охране общественного порядка
     
     Статья 4. Участие граждан в охране общественного порядка
     
     Участие граждан  в  охране   общественного  порядка  может   быть
индивидуальным и коллективным.
     1. Индивидуальное участие граждан в охране общественного  порядка
может осуществляться в следующих формах:
     1) содействие органам, указанным в статье 2 настоящего областного
закона, в    распространении    правовых    знаний    и     проведении
профилактической работы по предупреждению правонарушений;
     2) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел;
(В редакции Закона Ленинградской области от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     3)  в  иных  формах  реализации права граждан на участие в охране
общественного    порядка,    предусмотренных    федеральным   законом,
регулирующим  отношения в сфере участия граждан в охране общественного
порядка, и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми
актами  Российской  Федерации, областными законами, иными нормативными
правовыми   актами  Ленинградской  области,  муниципальными  правовыми
актами. (В       редакции       Закона      Ленинградской      области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     2. Основными  формами  коллективного  участия  граждан  в  охране
общественного  порядка  являются общественные  объединения,  уставными
целями которых является  участие в обеспечение правопорядка,  народные
дружины.
     
     Статья 5. Внештатное сотрудничество граждан с органами
     внутренних дел
     
     Внештатное сотрудничество   может   осуществляться    гражданами,
достигшими 18-летнего возраста и способными по своим деловым и  личным
качествам участвовать в обеспечении охраны общественного порядка.
     Порядок  организации,  основные  направления и формы деятельности
внештатных  сотрудников  определяются  нормативными  правовыми  актами
федерального  органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере внутренних дел. (В редакции Закона Ленинградской
области от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     
     Статья 6. Общественные объединения правоохранительной
     направленности
     
     На территории  Ленинградской  области граждане  вправе  создавать
общественные   объединения,   задачами   которых   является   оказание
содействия правоохранительным  органам по правозащитным,  юридическим,
благотворительным  и иным  направлениям  деятельности, не  запрещенным
федеральным законом.    редакции   Закона   Ленинградской   области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     Деятельность общественных     объединений      правоохранительной
направленности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об
общественных объединениях".
     
     Статья 7. Ограничения, связанные с участием граждан в охране
     общественного порядка
     
     Граждане, участвующие в охране  общественного порядка, не  вправе
выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов,  осуществлять
деятельность,  отнесенную  законодательством  Российской  Федерации  к
исключительной  компетенции   правоохранительных   органов,  а   также
использовать права, предоставленные им настоящим областным законом,  в
корыстных и личных целях.
     
     Глава 3. Народные дружины
     
     Статья 8. Создание народных дружин
     
     1.  Для  решения  населением вопросов местного значения по охране
общественного порядка органами местного самоуправления поселений могут
создаваться народные дружины, участие граждан в которых осуществляется
на добровольной основе.
     Народные дружины действуют в соответствии с федеральным  законом,
регулирующим отношения в сфере участия граждан в охране  общественного
порядка, и принимаемыми в соответствии с  ним  областными  законами  и
иными   нормативными   правовыми   актами    Ленинградской    области,
муниципальными  правовыми  актами,  а  также  положениями  о  народных
дружинах. На деятельность народных дружин не распространяется действие
Федерального закона "Об общественных объединениях.
     (Часть     в     редакции     Закона     Ленинградской    области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     2. Органы местного самоуправления уведомляют о создании  народной
дружины Главное  управление внутренних  дел по  г. Санкт-Петербургу  и
Ленинградской  области  и   органы  внутренних  дел   соответствующего
муниципального образования.
     (Часть     исключена     -     Закон     Ленинградской    области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     
     Статья 9. Направления деятельности народных дружин
     
     Народные дружины осуществляют свою деятельность под  руководством
и при непосредственном участии сотрудников правоохранительных  органов
путем участия:
     1) в патрулировании на улицах, площадях, в парках и других местах
массового пребывания населения, а также в выставлении  соответствующих
постов;
     2) в обеспечении охраны общественного порядка;
     3) в  проведении  мероприятий  по  предупреждению   преступлений,
пресечению административных  правонарушений и профилактике  совершения
правонарушений;
     4) (Исключен       -       Закон       Ленинградской      области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     5) (Исключен       -       Закон       Ленинградской      области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     6) в   предупреждении   детской   безнадзорности   и   совершения
правонарушений несовершеннолетними.
     7) в иных  действиях  по решению  уполномоченных должностных  лиц
органов местного самоуправления или правоохранительных органов.
     
     Статья 10. Обязанности и права народных дружинников
     
     1. (Часть     исключена    -    Закон    Ленинградской    области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     2. Народный дружинник обязан:
     1) четко  и   добросовестно   выполнять  требования   руководства
народной дружины, а  также сотрудников правоохранительных органов  при
проведении совместных мероприятий;
     2) не  допускать  необоснованного   ограничения  прав  и   свобод
граждан,  не  совершать  действий,  имеющих  целью  унижение  чести  и
достоинства человека и гражданина;
     3) в  случае  обращения  граждан с  сообщениями  о  событиях  или
фактах,   угрожающих   личной   безопасности   граждан,   общественной
безопасности, общественному порядку,  либо в случае  непосредственного
обнаружения указанных событий или фактов сообщать об этом в  ближайший
орган, указанный в статье 2 настоящего областного закона, и  принимать
меры по спасению  людей, пресечению преступлений или  административных
правонарушений, содействию в задержании лиц, совершивших  преступления
или административные правонарушения, охране места происшествия;
     4) быть  тактичным,  вежливым   и  внимательным  в  обращении   с
гражданами;
     5) принимать меры по  оказанию помощи,  в том числе  доврачебной,
гражданам,    пострадавшим    от    преступлений,     административных
правонарушений  или   несчастных  случаев,  а   также  находящимся   в
беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
     6) повышать уровень  правовых знаний, знать  права и  обязанности
народного дружинника;
     7) разъяснять гражданам  во всех  случаях ограничения  их прав  и
свобод основания и поводы для такого ограничения;
     8)  при осуществлении охраны общественного порядка иметь при себе
и  предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение
народного дружинника установленного образца. (В     редакции    Закона
Ленинградской области от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     3. Народный дружинник, участвуя  в охране общественного  порядка,
вправе:
     1) оказывать  помощь  сотрудникам  правоохранительных  органов  в
проверке  у  граждан  документов,  а  также  в  производстве  досмотра
транспортных средств;
     2) содействовать   правоохранительным   органам   во    временном
ограничении   или   запрещении  движения   транспортных   средств,   в
ограничении  допуска  граждан   на  отдельные  участки  местности,   в
обеспечении их вынужденного пребывания там и выводе с этих участков;
     3) оказывать   помощь    подразделениям    пожарной   охраны    в
предупреждении и тушении лесных пожаров;
     4) пользоваться   для   связи  с   правоохранительными   органами
телефонами и  иными средствами  связи организаций  независимо от  форм
собственности и  организационно-правовых форм в  случаях, не  терпящих
отлагательства;
     5) отказаться от  исполнения  обязанностей народного  дружинника,
если полагает, что его жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
     
     Статья 11. Порядок формирования и функционирования
     народных дружин
 
     1. Одновременно с решением  о  создании  народной  дружины  орган
местного самоуправления утверждает положение о народной дружине.
     2. Содержание  народных  дружин  и   их   материально-техническое
обеспечение   является   расходным    обязательством    муниципального
образования,   связанным   с    осуществлением    органами    местного
самоуправления  поселений   полномочий   по   созданию   условий   для
деятельности   добровольных   формирований   населения    по    охране
общественного порядка.
     3. При  осуществлении  охраны  общественного   порядка   народные
дружинники должны иметь при себе удостоверение  народного  дружинника.
Охрана общественного порядка  осуществляется  народным  дружинником  в
форменной одежде.
     4. Правительство  Ленинградской  области   устанавливает   единые
образцы удостоверений и форменной одежды народных дружинников, которые
не  должны  быть  аналогичными  форменной  одежде  и  знакам  различия
сотрудников органов, уполномоченных осуществлять охрану  общественного
порядка, или военнослужащих.
 
     (Статья     в     редакции     Закона    Ленинградской    области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     
     Статья 12. Порядок приема в народную дружину и исключения из нее
 
     1. В  народную  дружину  принимаются  на  добровольной  основе  в
индивидуальном  порядке  граждане  Российской   Федерации,   достигшие
возраста 18  лет,  способные  по  своим  деловым  и  личным  качествам
исполнять обязанности народного дружинника.
     2. Прием в народную дружину и отчисление из нее осуществляются по
решению штаба народной дружины, которое  утверждается  соответствующим
органом местного самоуправления.
     3. В народную дружину не могут быть приняты граждане:
     1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
     2) состоящие на учете в лечебно-профилактических  учреждениях  по
поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
     3) ранее осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления;
     4) признанные по решению  суда  недееспособными  или  ограниченно
дееспособными;
     5) подвергнутые   административному   наказанию   за   совершение
административных  правонарушений   против   порядка   управления   или
посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;
     6) (Утратил силу - Закон Ленинградской области от 30.09.2010 г. N
50-оз)
     4. Народный дружинник может быть исключен из народной  дружины  в
следующих случаях:
     1) на основании личного заявления народного дружинника;
     2) при  наступлении  обстоятельств,  перечисленных  в   части   3
настоящей статьи;
     3) в связи с  неоднократным  невыполнением  народным  дружинником
требований   положения   о   народной    дружине    или    фактическим
самоустранением от участия в ее деятельности;
     4) в  случае  совершения  народным   дружинником   противоправных
действий.
 
     (Статья     в     редакции     Закона    Ленинградской    области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     
     Статья 13. Руководство деятельностью народных дружин
     
     1. Общее руководство  деятельностью народных дружин  осуществляют
соответствующие органы местного самоуправления.
     2. Непосредственное  руководство  деятельностью  народных  дружин
осуществляют командиры дружин и штабы народных дружин, формируемые  из
представителей  органов  местного самоуправления,  отраслевых  органов
исполнительной   власти  Ленинградской   области,   правоохранительных
органов и иных заинтересованных лиц.
     
     Глава 4. Гарантии правовой и социальной защиты граждан,
     участвующих в охране общественного порядка,
     меры их поощрения
     
     Статья 14. Гарантии правовой защиты граждан, участвующих
     в охране общественного порядка
 
     Гарантии  правовой   защиты   граждан,   участвующих   в   охране
общественного порядка, устанавливаются федеральными законами.
 
     (Статья     в     редакции     Закона    Ленинградской    области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     
     Статья 15. Гарантии социальной защиты граждан, участвующих
     в охране общественного порядка
     
     Гарантии социальной   защиты   граждан,  участвующих   в   охране
общественного порядка, определяются областными законами  Ленинградской
области,    нормативными    правовыми    актами    органов    местного
самоуправления.
     
     Статья 16. Меры поощрения граждан, участвующих в охране
     общественного порядка
     
     Поощрение граждан,  активно  участвующих в  охране  общественного
порядка,    осуществляют    органы    местного    самоуправления     и
правоохранительные  органы  посредством применения  мер  морального  и
материального стимулирования.
     (Исключен - Закон Ленинградской области от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     
     Глава 5. Заключительные положения
     
     Статья    17.(Исключена    -    Закон    Ленинградской    области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     
     Статья 18. Вступление в силу настоящего областного закона
 
     1. Настоящий областной закон вступает в силу по истечении 10 дней
со дня его официального опубликования, за исключением части  3  статьи
11, которая вступает в силу по истечении 90 дней с даты  вступления  в
силу постановления Правительства Ленинградской области об установлении
единых образцов удостоверений и форменной одежды народных дружинников.
До  этого  момента  при  осуществлении  охраны  общественного  порядка
народные дружинники должны  иметь  при  себе  удостоверение,  выданное
органом местного  самоуправления,  и  нарукавную  повязку  со  словами
"Народный дружинник".
     2. В случае вступления в  силу  федерального  закона  об  участии
граждан в  охране  общественного  порядка  настоящий  областной  закон
применяется в части, не противоречащей такому федеральному закону.
 
     (Статья     в     редакции     Закона    Ленинградской    области
от 24.03.2010 г. N 10-оз)
     
     
     Губернатор
     Ленинградской области          В.Сердюков
     
     
 


Информация по документу
Читайте также