Расширенный поиск

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.06.2000 № 1705

  
           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
                              ПРИКАЗ
                     от 6 июня 2000 г. N 1705
 
О КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
 
     В   целях   активизации   научной,   научно  -  технической  и
инновационной  деятельности  в вузах и научных организациях системы
образования,  во  исполнение решения коллегии Минобразования России
от  11.04.2000  N  9/3 "О Концепции научной, научно - технической и
инновационной  политики  в системе образования Российской Федерации
на 2001 - 2005 годы" приказываю:
     1.   Утвердить  Концепцию  научной,  научно  -  технической  и
инновационной  политики  в системе образования Российской Федерации
на 2001 - 2005 годы (Приложение N 1).
     2.   Утвердить   План   мероприятий  по  реализации  Концепции
научной,  научно  -  технической и инновационной политики в системе
образования    Российской   Федерации   на   2001   -   2005   годы
(предварительный этап) (Приложение N 2).
     3.  Контроль  за  исполнением  настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Б.А. Виноградова.
 
 Министр                                      В.М.ФИЛИППОВ
 
                                        Приложение N 1
                              к Приказу Минобразования России
                              от 6 июня 2000 г. N 1705
 
                             КОНЦЕПЦИЯ
 НАУЧНОЙ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ
       ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
 
     Концепция   научной,  научно  -  технической  и  инновационной
политики  в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005
годы  (далее  -  Концепция)  подготовлена  на основании Федеральных
законов   "Об  образовании",  "О  науке  и  государственной  научно
технической    политике"    и    "О    высшем    и   послевузовском
профессиональном образовании".
     Концепция   учитывает  основные  положения  доктрины  развития
российской   науки,   концепции  реформирования  российской  науки,
концепции  инновационной  политики  Российской Федерации, концепции
национальной   безопасности   Российской  Федерации  и  Федеральной
программы развития образования.
     Концепция  была согласована с Миннауки России, одобрена Научно
-  техническим советом и коллегией Минобразования России, собранием
научной  общественности  системы  образования и утверждена Приказом
Минобразования России от 06.06.2000 N 1705.
 
                             Введение
 
     На   современном   этапе  общественного  развития  образование
превращается  в  одну  из самых обширных и важных сфер человеческой
деятельности,   которая  теснейшим  образом  переплетена  со  всеми
другими   областями   общественной   жизни.   Способность   системы
образования   удовлетворять   потребности  личности  и  общества  в
высококачественных  образовательных  услугах определяет перспективы
экономического   и  духовного  развития  страны.  При  этом  важное
значение    в    подготовке    специалистов,   научных   и   научно
педагогических  кадров  имеют  научные  исследования,  проводимые в
системе образования.
     В  связи  с  необходимостью  перехода  страны на инновационный
путь   развития  и  использование  научных  достижений  в  реальном
секторе   экономики   и  с  целью  активизации  научной,  научно  -
технической   и   инновационной  деятельности  в  вузах  и  научных
организациях  системы  образования  Российской Федерации необходима
разработка  государственной политики развития науки и механизмов ее
реализации.   Это  обусловлено  и  тем,  что  истек  срок  действия
Концепции  развития  вузовского сектора науки в условиях перехода к
рыночной  экономике,  принятой  коллегией  Комитета по высшей школе
Миннауки  России  от  21.07.92,  одной  из  основных  целей которой
являлось сохранение научно - технического потенциала высшей школы.
     Предлагаемая   Концепция   научной,  научно  -  технической  и
инновационной  политики  в системе образования Российской Федерации
на  2001  -  2005 годы ставит главной целью переход от сохранения к
развитию   научно   -   технического   потенциала   высшей   школы,
устанавливает    взаимосвязь   науки   и   образования,   науки   и
производства в новых социально - экономических условиях.
     Концепция  является  составной  частью  государственной научно
технической  политики  Российской Федерации и разработана с учетом,
с  одной  стороны,  необходимости государственной поддержки науки в
системе   образования  с  целью  повышения  качества  специалистов,
научно   -   педагогических  кадров  и,  с  другой,  -  активизации
деятельности  самих высших учебных заведений и научных учреждений в
решении  социально  -  экономических  проблем  страны, в реализации
федеральных  целевых,  отраслевых и региональных программ, в первую
очередь  связанных  с  технологическим  развитием отраслей. Большое
значение   при   формировании   научной,  научно  -  технической  и
инновационной  политики  приобретает  не  только  выработка  четкой
стратегии   и   ее  нацеленность  на  дальнейшее  совершенствование
системы   образования,   но   и   возможность   использования  всех
механизмов  прямого  и  косвенного государственного регулирования с
учетом реальных ресурсов для ее осуществления.
 
 1. Принципы научной, научно - технической и инновационной полити
ки
 
     Научная,  научно  -  техническая  и  инновационная  политика в
системе  образования  осуществляется  исходя  из следующих основных
принципов:
     -   единство   научного  и  образовательного  процессов  и  их
направленность  на  экономическое,  социальное  и духовное развитие
общества;
     -   оптимальное  сочетание  государственного  регулирования  и
самоуправления;
       - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях
исследований, проведение полного цикла исследований и
разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
       - поддержка ведущих ученых, научных коллективов,
научных и научно - педагогических школ, способных обеспечить
опережающий уровень образования и научных исследований,
развитие научно технического творчества молодежи;
       - многообразие форм организации, обеспечение
конкурсности при формировании тематических планов, научных,
научно - технических и инновационных программ;
       - поддержка предпринимательской деятельности в научно
технической сфере;
       - интеграция науки и образования в международное
сообщество.
 
     2. Цель и основные задачи научной, научно - технической
        и инновационной политики в системе образования
 
       Главной целью научной, научно - технической и
инновационной политики системы образования является
обеспечение подготовки специалистов, научных и научно -
педагогических кадров на уровне мировых квалификационных
требований, эффективное использование ее образовательного,
научно - технического и инновационного потенциала для
развития экономики и решения социальных задач страны.
       Направления научных исследований и инновационной
деятельности должны согласовываться с приоритетами
федеральной и региональной научной, научно - технической и
инновационной политики с учетом специфики системы
образования.
       Для достижения поставленной цели необходимо решение
следующих основных задач:
       - развитие научных исследований как основы
фундаментализации образования, базы подготовки современного
специалиста;
       - органическое сочетание фундаментальных, поисковых и
прикладных исследований с конкурентоспособными разработками
коммерческого характера;
       - приоритетное развитие научных исследований,
направленных на совершенствование системы образования всех
его уровней, широкое использование новых образовательных и
информационных технологий, совершенствование научно -
методического обеспечения учебного процесса, улучшение
качества подготовки и повышения квалификации научно -
педагогических кадров;
       - дальнейшее совершенствование системы планирования и
финансирования научной, научно - технической и инновационной
деятельности подведомственных организаций, создание условий
для правовой и иной поддержки инновационных предприятий и
молодежных научных организаций, созданных вузами и другими
образовательными учреждениями;
       - поддержка разработок в сфере высоких технологий с
целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на
внутренние и внешние рынки, расширение международной
интеграции в этой области, создание условий для привлечения
зарубежных инвестиций;
       - создание условий для подготовки и переподготовки
кадров в области инноваций и научно - технического
предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной
активности в системе образования, коммерциализацию
результатов научных исследований;
       - развитие правовой базы науки, регулирующей
правоотношения в процессе создания объектов промышленной
собственности и авторского права (интеллектуальной
собственности), их правовой охраны и введения в хозяйственный
оборот путем обеспечения сбалансированности прав и законных
интересов субъектов правоотношений - авторов, вузов и
организаций системы образования, включая инвентаризацию
результатов научно - технической деятельности, полученных за
счет средств федерального бюджета;
       - привлечение в систему образования дополнительных
внебюджетных финансовых средств.
       При решении сформулированных задач необходимо
обеспечить:
       - участие совместно с Министерством промышленности,
науки и технологий Российской Федерации, Министерством
экономического развития и торговли Российской Федерации и
Российской академией наук в определении и поддержке
приоритетных направлений фундаментальных, поисковых и
прикладных НИР, а также инновационной деятельности;
       - участие совместно с Министерством промышленности,
науки и технологий Российской Федерации, Министерством
экономического развития и торговли Российской Федерации и
другими ведомствами в подготовке нормативных правовых и
законодательных актов;
       - проведение фундаментальных, поисковых и прикладных
исследований по широкому спектру направлений развития науки и
техники, определяемому не только непосредственной
заинтересованностью в использовании новых научных результатов
в отраслях экономики и социальной сфере, но и необходимостью
участия в научно - исследовательской работе всех субъектов
образовательного процесса, а именно: студентов, аспирантов,
докторантов, профессорско - преподавательского состава и
научных работников;
       - развитие интеграционных процессов фундаментальной
науки и образования, более тесное взаимодействие высших
учебных заведений с научными учреждениями Российской академии
наук и других государственных академий, а также
взаимодействие образовательных и научно - исследовательских
учреждений системы образования с институтами Российской
академии образования;
       - достижение максимального вклада ученых системы
образования в создание наукоемких технологий, в том числе
технологий двойного назначения, структурные преобразования
производства, повышение его эффективности и
конкурентоспособности продукции, тесное партнерство с
отраслями, регионами, ассоциациями экономического
сотрудничества, концернами, предприятиями и другими
хозяйствующими субъектами;
       - активизацию деятельности НИИ, исследовательских
лабораторий, опытно - конструкторских бюро, экспериментальных
и опытных заводов, повышение эффективности технопарков,
инкубаторов технологий, инновационно - технологических
центров, инновационно промышленных комплексов, созданных при
участии вузов, центров лицензирования и сертификации,
лизинга, маркетинга и т.д.;
       - совершенствование послевузовского профессионального
образования в соответствии с приоритетными направлениями
науки и техники, расширение образовательных функций
аспирантуры, улучшение планирования и формирования
контингента аспирантов и докторантов, повышение их
академической мобильности, опережающее развитие
послевузовского профессионального образования в высших
учебных заведениях и научных организациях, имеющих
авторитетные научные и научно - педагогические школы;
       - развитие системы подготовки и переподготовки
менеджеров для инновационной деятельности в научно -
технической сфере на базе высших учебных заведений,
учреждений дополнительного профессионального образования;
       - проведение аттестации и аккредитации учреждений
высшего и послевузовского профессионального образования с
учетом взаимосвязи научной и инновационной деятельности с
образовательным процессом;
       - ответственную автономию и подотчетность
образовательных учреждений;
       - активное участие ученых системы образования в
федеральных целевых программах, научных, научно - технических
и инновационных программах и конкурсах грантов, объявляемых
Министерством промышленности, науки и технологий Российской
Федерации, Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами,
государственными научными фондами (Российским фондом
фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным
фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в
научно - технической сфере и др.), Российской академией наук
и другими государственными академиями;
       - реализацию научно - технической политики на
региональном уровне;
       - эффективное международное сотрудничество в научной,
образовательной и инновационной сферах, широкое участие
ученых системы образования в международных научных и
образовательных программах, создание условий для привлечения
зарубежных инвестиций в систему образования с целью
использования результатов совместной деятельности на
внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.
 
       3. Ресурсы и механизмы реализации научной,
       научно - технической и инновационной
       деятельности системы образования
 
       Как следует из Концепции долгосрочного социально
экономического развития страны, основными факторами,
обеспечивающими рост экономики, ее эффективность и
конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения,
являются научно - технический потенциал, природные ресурсы,
интеграция в мировую экономику. Возможности экономического
роста связаны с развитием научно - технического потенциала
для создания и восприятия инноваций, концентрацией ресурсов
для выполнения крупных проектов, опережающей подготовкой
инженерного и научного корпуса, охватывающего весь спектр
специальностей и технологий.
       Финансовые ресурсы. Федеральные бюджетные ресурсы науки
системы образования должны быть сконцентрированы, в первую
очередь, на решении важнейших задач развития образования,
обеспечении опережающей подготовки высококвалифицированных
кадров для науки и реального сектора экономики.
       Региональные бюджетные ресурсы должны быть
задействованы наукой системы образования для ее активного
участия в научных и научно - технических проектах для нужд
региона.
       Необходимо активизировать работу внебюджетных научно
технических и инновационных фондов системы образования,
развивать сеть региональных и межрегиональных внебюджетных
фондов, использовать их для финансирования
высокотехнологичных инновационных и социальных проектов. С
активным участием вузов должны быть созданы механизмы
привлечения к финансированию научно - технических и
инновационных проектов различных внебюджетных источников, в
том числе внебюджетных средств самих вузов, развиты механизмы
венчурного финансирования, взаимодействия с банковскими и
другими финансовыми структурами.
       Структурные ресурсы должны быть развиты в двух
направлениях: организационно - программном и
институциональном.
       Организационно - программные ресурсы.
       Должна быть завершена реорганизация научных и научно
технических программ, в результате которой будут сформированы
4 системообразующих блока программ Минобразования России:
       - программа фундаментальных и поисковых исследований,
являющихся основой создания новых технологий;
       - отраслевая программа, направленная на развитие
системы образования;
       - межотраслевая программа по приоритетным направлениям
развития науки и техники, обеспечивающая отрасли реального
сектора экономики;
       - комплексные региональные и межрегиональные научно
инновационные программы с ассоциациями экономического
сотрудничества.
       Необходимо обеспечить реализацию Федеральной программы
развития образования и Федеральной целевой программы
"Государственная поддержка интеграции высшего образования и
фундаментальной науки". Должно быть обеспечено активное
участие ученых системы образования в других федеральных
целевых программах и программах технологического развития
отраслей.
       Институциональные преобразования.
       Интеграция образования, науки и производства,
расширение сферы деятельности современных вузов требуют
институциональных преобразований и дальнейшего развития на их
основе учебно - научно - инновационных комплексов.
       Эти преобразования будут проводиться в трех
направлениях:
       1. Дальнейшее развитие технологических и научных
парков, инновационно - технологических центров, инновационно
промышленных комплексов, ассоциированно объединенных с вузом
или входящих в его структуру.
       2. Участие вузов в федеральных центрах науки и высоких
технологий, обеспечивающих развитие высокотехнологических
отраслей реального сектора экономики.
       3. Определение группы федеральных исследовательских
университетов с возложением на них задач по реализации
опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных
направлений развития отечественного образования, науки,
техники и производства наукоемкой продукции на основе
интеграции образовательного процесса с фундаментальными и
прикладными научными исследованиями.
       Преобразование структурных ресурсов должно помочь науке
системы образования эффективно функционировать в рыночных
условиях. В этой связи необходима разработка системы
организационно - правовых, финансовых и управленческих
мероприятий по обеспечению этих преобразований.
       Кадровые ресурсы. Работа с молодежью.
       Первоочередной задачей в этом направлении является
повышение социального статуса научных работников, обеспечение
реального равенства их прав и возможностей с профессорско
преподавательским составом, подготовка талантливых студентов
к преподавательской и научной деятельности.
       Необходимы изменения в системе организации, руководстве
и развитии научной деятельности учащейся молодежи, студентов
и молодых ученых, финансировании этой деятельности из
госбюджета.
       Требуется создание на правительственном уровне
межведомственной комиссии, координирующей научно
исследовательскую работу с молодежью.
       Необходимо:
       - развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую
научную работу студентов и учащейся молодежи, научных
молодежных школ и конференций;
       - обеспечить академическую мобильность студентов,
аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и
поощрения одаренной молодежи;
       - совершенствовать организацию учебно- и научно
исследовательской работы молодежи в системе: школа - вуз
аспирантура - докторантура.
       Информационные ресурсы необходимо развивать в двух
направлениях: содержательном и структурном.
       В содержательном плане информационные ресурсы должны:
       - обеспечить доступность получения и обмена знаниями и
информацией, предоставление качественных образовательных
услуг всем желающим в рамках высшего, дополнительного и
послевузовского образования на основе совершенствования
образовательных технологий, в том числе дистанционного и
заочного обучения;
       - реализовать комплексную информационно - методическую
поддержку образовательного процесса, научных исследований,
инновационной деятельности в рамках центров коллективного
пользования образовательными, научными, инновационными
ресурсами, открытого доступа к ним, постоянного мониторинга
качества поставляемой информации, необходимых мероприятий по
защите информационных ресурсов;
       - создать распределенную базу данных, включая
мультимедийные и дистанционные технологии обучения,
обеспечивающую открытый доступ к образовательным
информационным ресурсам на базе региональных центров
информатизации и центров новых информационных технологий;
       - обеспечить дальнейшее развитие геоинформационных
систем в сфере образования.
       В структурном плане информатизация должна развиваться в
трех уровнях:
       - создание сетевой инфраструктуры, образовательных,
научных и инновационных структур, объединяющих локальные сети
в пределах города или региона;
       - развитие сегмента национальной сети компьютерных
коммуникаций для науки и высшей школы - отраслевой
телекоммуникационной сети RUNnet;
       - организация удаленного доступа к
высокопроизводительным информационно - вычислительным
ресурсам, освоение сетевых технологий нового поколения.
       Развитие материально - технической базы должно
осуществляться на основе:
       - концентрации федеральных и региональных ресурсов,
создания фондов индустрии образования;
       - привлечения материально - технических ресурсов
отраслей потребителей научно - технической продукции и
кадров, подготовленных системой образования;
       - реинвестирования части доходов от научно -
технической, инновационной и иной деятельности на нужды и
развитие образовательного учреждения;
       - повышения эффективности использования имеющегося
научного оборудования, лабораторий удаленного доступа,
создания центров коллективного пользования, учебно - научных
лабораторий совместно с Российской академией наук,
отраслевыми академиями наук, государственными научными
центрами и крупными научно производственными объединениями.
       Международное научно - техническое сотрудничество.
       Тенденция развития мировой экономики показывает, что
XXI век будет веком глобализации и универсализации
хозяйственной жизни, веком информационной доминанты развития
общества и производства.
       В связи с этим важнейшим источником долгосрочного
развития системы образования является ее интеграция в мировое
образовательное и научно - техническое пространство. Для
научно технической политики это означает усиление роли
международной составляющей, целенаправленное использование
этого вида сотрудничества как инструмента экономического
роста системы.
       В рамках международного научного, научно - технического
и инновационного сотрудничества система образования должна
быть сориентирована в следующем виде:
       - в области фундаментальных, поисковых и прикладных
исследований приоритетной должна стать реализация крупных
совместных международных программ, таких, как совместная с
Американским фондом гражданских исследований и развития
программа "Фундаментальные исследования и высшее
образование", позволяющих российским вузам быть в числе
лидеров в естественнонаучных и фундаментальных дисциплинах, а
также в прикладных областях наук;
       - в области инновационной деятельности сотрудничество
должно быть ориентировано на совместную деятельность и
получение коммерческого эффекта. Перспективным является также
совместная с международным сообществом работа по
коммерциализации научно технических результатов на внешнем и
внутреннем рынках, привлечению прямых иностранных инвестиций
и др. Для решения этих проблем необходимо развитие системы
подготовки менеджеров международного уровня для инновационной
деятельности и соблюдение мер по обеспечению патентной (и
иной) охраны интеллектуальной собственности.
       Планирование и финансирование научной, научно -
технической и инновационной деятельности.
       Система планирования и финансирования научной, научно
технической и инновационной деятельности должна определяться
характером проводимых научных исследований. Минобразование
России, министерства и ведомства, имеющие высшие учебные
заведения (далее - министерства), должны создавать условия и
осуществлять поддержку всех этапов научной, научно -
технической и инновационной деятельности - от
фундаментальных, поисковых, прикладных исследований до опытно
- конструкторских разработок и производства готовой
продукции.
       Фундаментальные и поисковые исследования должны
финансироваться преимущественно из средств федерального
бюджета. Выделяемые бюджетные средства планируются и
распределяются следующим образом:
       во-первых, на финансирование тематических планов научно
исследовательских работ вузов и научных организаций,
формируемых на конкурсной основе. При этом обеспечивается
государственная поддержка деятельности научных коллективов
вузов и научных организаций, развитие научно - технического
потенциала системы образования, упрочение взаимосвязи науки и
образования;
       во-вторых, на конкурсной основе в форме грантов,
предназначенных для финансирования наиболее перспективных и
важных инициативных проектов, предлагаемых научными
коллективами и отдельными учеными;
       в-третьих, на финансирование научных и научно -
технических программ и на проведение плановых и
дополнительных научных исследований организаций,
подведомственных министерству, по договору с ним как с
учредителем.
       Тематические планы составляются, как правило, на
календарный год, конкурсы грантов целесообразно проводить
один раз в 2 - 3 года.
       Прикладные исследования и разработки, инновационная
деятельность в системе образования должны развиваться и
поддерживаться в соответствии с федеральными, региональными и
отраслевыми приоритетами науки и техники.
       Созаказчиками должны выступать, как правило, конкретные
отрасли, предприятия, что предполагает расширение
межотраслевого взаимодействия, заключение договоров с
министерствами и ведомствами, формирование крупных совместных
научно - технических и инновационных программ.
       Межотраслевые прикладные исследования и инновационные
проекты должны финансироваться на долевой основе с
привлечением не только бюджетных средств, но и внешних
инвесторов, бюджетов развития и других источников и
механизмов гибкого финансирования. При формировании подобных
программ и проектов необходимо обеспечить тесное
взаимодействие с Министерством промышленности, науки и
технологий Российской Федерации, Министерством экономического
развития и торговли Российской Федерации в первую очередь в
таких направлениях, как активизация инновационной
деятельности в научно - технической сфере, развитие
информационных систем и телекоммуникаций, технологий двойного
назначения и др.
       При планировании и финансировании прикладных
исследований участие министерств необходимо из-за важности
этих работ для процесса обучения и подготовки специалистов,
высокой степени риска подобных исследований, значительных
расходов материальных и иных ресурсов, которые не всегда
можно отнести к себестоимости продукции.
       Министерства также формируют отраслевые (прикладные)
научные программы и выступают их заказчиками, руководствуясь
при этом актуальными потребностями системы образования.
       В случае, когда министерством определяются конкретные
требования и показатели научного и финансово - экономического
характера к разрабатываемой научной или научно - технической
продукции, должен объявляться конкурс исполнителей (тендер)
на право выполнения работ. В других случаях объявляется
конкурс инициативных проектов.
       Особая роль учебно - научно - инновационных комплексов
системы образования определяется их влиянием на социально -
экономическое развитие регионов, в большинстве которых вузы
составляют основу научно - технического потенциала. Поэтому
важным является формирование научно - технических программ,
которые должны быть ориентированы на решение проблем
территорий и финансироваться совместно с органами власти
субъектов Федерации.
       Конкурсное формирование научных, научно - технических и
инновационных программ должно осуществляться один раз в 2 - 3
года.
       Вне зависимости от вида научных работ необходимо
предусмотреть поддержку НИР молодых исследователей, патентно
- правовой и лицензионной работы как составной части научно -
исследовательской деятельности.
       Значительными дополнительными средствами для вузов и
научных учреждений системы образования должны стать средства,
полученные от коммерциализации результатов научных
исследований, развития маркетинговой и коммерческой
деятельности, из зарубежных источников, а также другие формы,
позволяющие эффективно вовлечь интеллектуальный потенциал в
экономику и социальную сферу страны.
       Нормативно - правовая база.
       Для реализации научной, научно - технической и
инновационной политики необходимо разработать нормативные
правовые документы, которые определят:
       - статус и условия замещения должности научного
работника;
       - порядок финансирования научной и научно - технической
деятельности с учетом множественности источников;
       - порядок регламентации отношений между заказчиком и
исполнителем при создании объектов интеллектуальной
собственности и их введении в хозяйственный оборот;
       - процедуру государственной аккредитации вузов с
оценкой образовательной деятельности во взаимосвязи с
научными, научно техническими и инновационными достижениями;
       - порядок и механизм реструктуризации сети научных
организаций;
       - порядок создания учебно - научно - инновационных
комплексов на базе государственных вузов, научных организаций
академий наук, имеющих государственный статус, а также
научных организаций министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти;
       - порядок организации научно - учебно - методических
объединений (НУМО);
       - меры поддержки субъектов инновационной деятельности
системы образования, в том числе путем развития венчурного
финансирования, лизинга, консалтинга, привлечения финансовых
структур, создания режима наибольшего благоприятствования.
       Оценка эффективности научной, научно - технической и
инновационной деятельности в системе образования.
       В качестве основных механизмов оценки эффективности
реализации научной, научно - технической и инновационной
деятельности системы образования должны использоваться:
       - сформулированные основные положения научной, научно
технической и инновационной политики в нормативных и
распорядительных документах Минобразования России и других
министерств и ведомств, имеющих в своем составе
образовательные учреждения, преимущественно в индикативной
форме (форме, характеризующейся наличием измеряемых
индикаторов);
       - научно обоснованные методы оценки состояния научного,
научно - технического и инновационного потенциалов, уровня
достигаемых результатов и вклада в развитие экономики страны,
эффективности использования имеющихся ресурсов в системе
образования; методы должны обеспечивать достоверную оценку по
косвенным индикаторам на уровне как всей системы образования,
так и отдельных высших учебных заведений или групп высших
учебных заведений;
       - мониторинг и анализ состояния, тенденций и динамики
научной, научно - технической и инновационной деятельности
системы образования (на основе использования данных
государственной статистической отчетности, ведомственной
отчетности, специальных обследований).
       Результаты оценки эффективности научной, научно -
технической и инновационной деятельности в системе
образования должны ежегодно оформляться в виде аналитического
материала (доклада) Министерства образования Российской
Федерации, включающего информацию от других министерств и
ведомств, имеющих высшие учебные заведения.
 
       4. Ожидаемые результаты
 
       В результате выполнения мероприятий по реализации
Концепции будет:
       - обеспечена научная основа подготовки специалистов,
научных и научно - педагогических кадров на уровне мировых
квалификационных требований;
       - разработан механизм формирования, обновления и
реализации приоритетов научной деятельности, приоритетных
проблем развития системы образования и оказана поддержка
научным исследованиям как основы фундаментализации
образования;
       - реорганизована система научных, научно - технических
и инновационных программ, направленных на решение проблем
развития образования, реального сектора экономики, социально
экономических и научно - технических проблем регионов,
обеспечено участие в программах отраслей и регионов;
       - разработан организационно - финансовый механизм
поддержки научно - исследовательской работы студентов,
аспирантов и молодых ученых;
       - создана сеть федеральных исследовательских
университетов;
       - осуществлен комплекс мероприятий по реформированию
сети научных организаций и развитию инновационной
инфраструктуры системы образования;
       - развита единая телекоммуникационная сеть образования,
науки и инновационной деятельности и обеспечено широкое
применение новых информационных технологий;
       - закреплено сотрудничество учебно - научно -
инновационных комплексов системы образования с отраслями и
регионами, что будет способствовать созданию новых
технологий, решению крупных научно технических проблем,
развитию рынка научно - технической продукции, расширению
экспортных возможностей страны;
       - обеспечено широкое участие ученых системы образования
в международных научных и образовательных программах и
активизирована внешнеэкономическая деятельность вузов.
 
                       5. Заключение
 
       Концепция научной, научно - технической и инновационной
политики в системе образования Российской Федерации на 2001 -
2005 годы определяет пути преобразования научного и
инновационного комплекса системы образования в действующий
национальный ресурс обновления и развития страны, наращивания
ее духовного, интеллектуального и экономического потенциала.
       Концепция ориентирует систему образования на
использование внутренних резервов ее образовательного,
научного и инновационного потенциала, на структурную
перестройку и поиск новых, более эффективных форм
деятельности, на повышение роли и места учебно научно -
инновационных комплексов системы образования в едином
комплексе страны.

Информация по документу
Читайте также