Расширенный поиск
Постановление Областной думы Калининградской области от 10.04.1998 № 26РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 апреля 1998 г. N 26 О Комплексной программе развития Куршской косы на период 1998-2000 гг. Рассмотрев представленный проект Комплексной программы развития Куршской косы на период 1998-2000 гг., а также в целях сохранения природных комплексов территории, имеющих особую экологическую и историческую ценность, Калининградская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить представленную администрацией Калининградской области Комплексную программу развития Куршской косы на период 1998-2000 гг. (прилагается). Глава администрации (губернатор) области Л. Горбенко Приложение к постановлению областной Думы от 10 апреля 1998 г. N 26 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУРШСКОЙ КОСЫ НА ПЕРИОД 1998-2000 гг. Содержание I. Особенности территории, состояние Куршской косы. II. Природоохранные мероприятия. III. Инженерное обеспечение территории. IV. Организация рекреационного использования территории. V. Благоустройство поселков. VI. Укрепление социально - производственной базы национального парка. VII. Экологическая пропаганда и воспитание. VIII. Научно - исследовательская работа. IX. Развитие малого предпринимательства в сфере туризма. X. Международное сотрудничество. XI. Финансовые затраты, необходимые для реализации комплексной программы функционирования и развития Куршской косы. I. Особенности территории, состояние Куршской косы Куршская коса - уникальное не только для России, но и для Европы природное образование. В ноябре 1987 года с целью сохранения природных комплексов территорий, имеющих особую экологическую, эстетическую и историческую ценность, постановлением Совета Министров РСФСР в южной части косы, принадлежащей России, был создан Государственный природный национальный парк. Площадь парка - 6621 гектар, в том числе предоставленные в пользование НП 6270 гектаров лесного фонда и 351 гектар включенных в состав парка земель колхоза "Труженик моря", переданных в 1992 году решениями Рыбачьего поселкового Совета и администрации Зеленоградского района в ведение администрации поселка Рыбачий. Наиболее характерная особенность Куршской косы - сочетание чрезвычайно уязвимых природных комплексов и прилегающих к ним достаточно интенсивно освоенных территорий. В таких условиях осуществление программы рационального природопользования, сохранение экологического баланса между задачами природоохраны и природопользования становится главной задачей национального парка и местной администрации. Еще в процессе подготовки материалов, обосновывающих создание национального парка "Куршская коса", были сформулированы основные принципы использования территории: - природоохранный приоритет всех принимаемых решений; - соблюдение принципа профилактичности. Предупреждение воздействий, способных вызвать негативные последствия; - умеренное развитие рекреации, ориентация на спокойные виды отдыха, развитие организованного, экскурсионного, экологического туризма; - стремление к максимальной естественности в благоустройстве территории. Следованию этим принципам способствует функциональное зонирование территории - разделение территории на зоны с различным режимом использования и охраны. На территории национального парка выделены четыре основные функциональные зоны: I. Зона строгой охраны с подзонами заповедного и заказного режима: - подзона заповедного режима - (2996 гектаров, 45% площади НП). Основная функция - сохранение эталонных участков всех природо - территориальных комплексов косы. Здесь исключаются все виды хозяйственной деятельности; - подзона заказного режима (2123 га, 32% площади НП). Выполняет роль буферной зоны заповедных участков. Разрешается экскурсионное посещение по экологическим тропам, строительство автостоянок для экскурсионных автобусов. II. Зона регулируемого рекреационного использования (961 га, 15% площади НП). Непосредственно примыкает к поселкам. В этой зоне основное внимание должно уделяться благоустройству территории: строительству и обустройству тропиночной сети, устройству площадок и мест отдыха, автостоянок, обустройству пляжей, санитарному состоянию и т.д. III. Зона хозяйственного использования (339 га, 5% площади НП). Это населенные пункты (поселки Рыбачий, Лесное, Морское) и примыкающие к пос. Рыбачий сельскохозяйственные земли. Здесь может осуществляться хозяйственная деятельность, не противоречащая интересам национального парка. IV. Охранная зона национального парка. Включает акваторию Балтийского моря и Куршского залива шириной 1 километр вдоль Куршской косы. Режим охраны преследует цель сохранения нерестилищ и прибрежной водной растительности, ограничивает хозяйственную и рекреационную деятельность, а также виды и типы водных транспортных и других плавающих средств. Основным принципам использования территории безусловно должны соответствовать и требования к развитию населенных пунктов и рекреационных объектов Куршской косы. Планировочная структура и застройка поселков Лесное, Рыбачий, Морское отличается своеобразием, гармоничным соответствием природному окружению. Историческая застройка имеет черты, общие для традиционной прибалтийской архитектуры. Поселки представляют несомненный интерес в качестве потенциальных объектов туризма, но требуют больших работ по благоустройству, инженерному оборудованию, реставрации исторических построек, улучшению архитектурно - строительного качества новой застройки, созданию системы обслуживания отдыхающих. В этом отношении определены следующие позиции: - специализация населенных пунктов в системе рекреационной и хозяйственной деятельности на территории НП; - размещение новых рекреационных объектов и жилой застройки в пределах территориальных резервов населенных пунктов с целью ограничения площадей, подверженных антропогенному преобразованию; - сохранение индивидуального архитектурного образа населенных пунктов, регенерация исторической среды, осуществление нового строительства с учетом характера природного ландшафта, сложившегося планировочного масштаба, региональных стилевых особенностей; - реконструкция и благоустройство существующих учреждений отдыха, строительство новых, небольших, комфортабельных рекреационных учреждений. Перечисленные позиции обязательно должны учитываться при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки поселков Лесное, Рыбачий, Морское. За последнее десятилетие, и особенно за период 1991-1996 годов, заметно изменилось социально - экономическое положение территории. Основное на косе градообразующее предприятие - колхоз "Труженик моря" - более чем вдвое сократил объемы рыбодобычи и рыбообработки, в результате потребность и фактическая численность рабочей силы уменьшилась здесь с 750 в 1990 до 210 в 1997 году, закрылся филиал Зеленоградской швейной фабрики, в летний период резко снизилась наполняемость таких сравнительно крупных рекреационных учреждений, как дом отдыха "Лесное", турбаза "Дюны", перестал работать пионерлагерь "Алые паруса", что уменьшило сезонную потребность в обслуживающем персонале. В то же время вновь созданные и зарегистрированные на территории косы мелкие частные предприятия (их насчитывается более десятка) не смогли заполнить образовавшейся бреши. Для многих жителей косы основным источником существования стало рыболовство и подсобное хозяйство. Меняется на косе и демографическая ситуация, что убедительно подтверждается данными о численности и составе постоянного населения Куршской косы. ------------------------------------------------------------------- Численность в том числе населения в -------------------------------------------- 1997 г. трудосп. % до 16 лет % пенсионеры % ------------------------------------------------------------------- пос. Рыбачий 850 422 49 223 26 205 24 пос. Лесное 470 240 51 80 17 150 32 пос. Морское 150 33 22 23 15 94 56 ------------------------------------------------------------------- Всего 1470 695 47 326 21 449 30 Было в 1987 г. 1485 905 61 400 27 178 12 ------------------------------------------------------------------- При небольшом снижении общей численности населения резко сократилось число трудоспособных, и более чем вдвое выросло количество пенсионеров. Примерно половина молодых жителей косы, приобретая профессию или специальность и не имея возможности трудоустроиться по месту жительства, покидают косу, стремясь найти работу за ее пределами. Исправить такое положение могут решительные меры со стороны местной администрации, направленные на создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения: - увеличение объемов рыбодобычи и производства рыбной продукции в колхозе "Труженик моря"; - создание небольших муниципальных, частных и совместных предприятий местного промысла, других экологически чистых производств; - расширение сети услуг в сфере обслуживания населения, отдыхающих и туристов; - организация подготовки кадров для работы на производстве и в сфере обслуживания; - более широкое вовлечение населения в такой вид семейного бизнеса, как сдача в наем помещений для отдыха в летний сезон. Оказание помощи жителям косы в создании условий для развития этого вида бизнеса. Развитие индустрии отдыха и туризма на Куршской косе - необходимое условие укрепления экономики территории. Однако уязвимость косы требует четко определять возможности и максимальные пределы рекреации. На территории НП "Куршская коса" предусмотрены следующие принципы организации рекреационной деятельности: - в пределах парка полностью исключаются неорганизованные формы туризма, кратковременное посещение парка разрешается только организованным группам экскурсантов по заранее разработанным маршрутам. Недопустимы все шумные виды отдыха, создающие фактор беспокойства для зверей и птиц; - на территории НП полностью исключается любительский автотуризм, так как это приводит к резкому увеличению радиуса доступности территории для отдыхающих; - основным видом стационарных учреждений принимается учреждение пансионатного типа или база отдыха высокой комфортности; - строительство новых рекреационных учреждений необходимо сосредоточить в пределах существующих населенных пунктов, интенсифицировать использование уже освоенных территорий; - состояние существующих учреждений отдыха должно соответствовать статусу национального парка. Благоустройство прилегающих к поселкам рекреационных зон в целях повышения их устойчивости к нагрузкам рассматривается как обязательное первоочередное природоохранное мероприятие. В настоящее время на территории косы расположено около трех десятков различных учреждений отдыха. Их общая вместимость - до 2000 человек. Наиболее крупные из них: турбаза "Дюны" - 600 мест, дом отдыха "Лесное" - 300 мест, пансионат "Балтийские пески" - 100 мест. Остальные базы отдыха, принадлежащие калининградским предприятиям и организациям различных форм собственности, имеют вместимость от 10 до 50 человек. Проектными институтами определена на основе анализа природных условий и территориальных резервов рекреационная емкость каждого из поселков Куршской косы. Пос. Рыбачий. В силу сложившегося административно - хозяйственного профиля для поселка в настоящее время не свойственна рекреационная функция. Существующая в Рыбачьем база отдыха бывшего ЗРП рассчитана на 30 мест. Учитывая наличие территориальных резервов, суммарная рекреационная емкость поселка может быть увеличена до 360-400 мест. Пос. Лесное. Рекреационная емкость поселка, расположенного в самом узком месте косы, фактически исчерпана. Сейчас она составляет примерно 1200-1300 мест. Здесь необходимо придерживаться политики ограничения развития учреждений отдыха. Пос. Морское. В связи с ценностью и привлекательностью природного ландшафта, отсутствием прочих хозяйственных функций, наличием территориальных резервов поселку Морское придана функция небольшого комфортабельного рекреационного поселка и центра обслуживания экскурсантов. Вместимость существующих там сегодня баз отдыха - 100-130 мест. Суммарная перспективная емкость - 350-400 мест. На территории косы в целом, с учетом туристической базы "Дюны", максимальная емкость рекреационных объектов, после реконструкции существующих и строительства новых, может возрасти ориентировочно до 2500-2700 мест. Эти данные подлежат уточнению после корректировки проектов детальной планировки поселков. Одновременно с развитием и реконструкцией учреждений отдыха уже сейчас целесообразно приступить к созданию возможностей для увеличения численности отдыхающих в частном секторе. Количество таких отдыхающих на литовской половине Куршской косы, на польской половине Вислинской косы достигает 100% и более от числа постоянных жителей, что является заметным источником дохода как для местной власти, так и, в первую очередь, для местных жителей. Необходимое условие для увеличения количества отдыхающих в частном секторе - повышение уровня комфортности жилья, что по мере благоустройства и инженерного обеспечения поселков будет технически возможно, но должно быть подкреплено организационными усилиями местной администрации. Куршская коса представляет исключительные возможности для развития организованного экологического туризма. Предпосылкой для этого служит значительная ценность действующих и потенциальных объектов экотуризма. К ним относятся дюнные ландшафты, дендрологические, ботанические, зоологические, исторические объекты экскурсионного осмотра, видовые площадки в различных ландшафтах косы, музей национального парка. В настоящее время эти возможности используются крайне недостаточно. В последнее время в национальном парке фактически определился явный перекос в сторону неорганизованного, "дикого" туризма, в то время как число организованных туристов, ежедневно посещающих косу в летний сезон, сокращается. Практически сведен на нет внутренний туризм, а во въездном (иностранном) преобладает идущий постепенно на спад т.н. "ностальгический туризм". Общая максимальная численность экскурсантов на косе, определенная исходя из возможной концентрации их в выделенных экспозиционных зонах, при условии оборудования и обустройства всех предусмотренных генеральным планом НП экологических маршрутов, может быть доведена со 150 в текущем году до 350 человек в летний день в 2000 году. Созданным в соответствии с решением главы администрации (губернатора) области координационным Советом подготовлена комплексная программа функционирования и развития Куршской косы, рассчитанная на три года (1998, 1999, 2000 гг.). Программа представляет собой конкретный план мероприятий, реализация которых, обеспечивая сохранность природно - территориальных комплексов косы, нацелена на создание необходимых условий для социально - экономического развития территории и повышения уровня жизни местного населения. II. Природоохранные мероприятия Согласно Положению о национальном парке "Куршская коса", километровая полоса морских и лагунных вод вдоль косы имеет статус буферной зоны с дифференцированным режимом использования. Практически режим на буферных акваториях не определен в натуре и не контролируется, а ширина ее именно в 1 км не обоснована. В мировой практике национальные парки, расположенные на морских берегах, как правило, включают морские акватории. Это является необходимым условием для получения международного статуса. Национальный парк "Куршю нерия" Литовской республики включает морские прибрежные воды до 20-метровой изобаты и литовскую часть Куршской лагуны. Учитывая, что Куршская коса является единым природным объектом, принцип организации и режим национальных парков двух государств - России и Литвы - следует максимально согласовывать. В интересах обеспечения комплексной охраны природы уникального прибрежного природного комплекса целесообразно расширить границы национального парка "Куршская коса" на прилегающие акватории Балтийского моря - до 20-метровой изобаты, Куршского залива - на трехкилометровую полосу вод вдоль берега Куршской косы. Подготовка обосновывающих материалов по этому вопросу может быть возложена на институт АтлантНИРО и Калининградский университет. За последнее десятилетие значительно увеличилась интенсивность разрушения берегов косы. Отмечен размыв морского берега на прикорневом участке и локальные размывы на протяжении 20 км, берег залива отступает со скоростью до 0,5-1,0 м/год. В апреле 1997 года произошел новый полный размыв береговой дюны у поселка Лесное. Особенно: сильные размывы берегов залива наблюдались у пос. Морское - до 5-6 м/год. Работы по прекращению и предотвращению разрушения берегов Куршской косы ведутся бессистемно, объем их недостаточен. Строительство волногасящих конструкций чаще всего проводится с использованием отработанных автопокрышек, методом экономически выгодным, но не отвечающим эстетическим требованиям. Данные меры не решают проблемы стабилизации всего побережья косы. Для прекращения процессов интенсивного разрушения берегов Куршской косы комплексной программой предусмотрено: В 1998 году: - завершить работы по намыву защитной береговой полосы в пос. Морское, что позволит включить в сферу рекреационного использования дополнительно около 20 гектаров территории. Стоимость работ - 2,1 млн. руб.; - восстановить авандюну на прикорневом участке косы у пос. Лесное на площади 78 тыс. кв. м (0,65 млн. рублей). В 1999 году: - разработать проект причальных и других гидротехнических сооружений со стороны залива в соответствии с ген. планом пос. Лесное (0,5 млн. рублей). В течение 1998-2000 гг.: - с целью предотвращения размыва произвести и закончить работы по ботанической защите намытой береговой полосы в пос. Морское (1,4 млн. руб.); - произвести наращивание берегового защитного вала (авандюны) на экстремальных участках морского побережья в прикорневой части косы (на первом - втором километрах) и над волногасящими конструкциями в пос. Лесное (2,1 млн. рублей); - произвести необходимые изыскания и разработать проект искусственной подпитки береговой зоны на прикорневом участке косы песком и намыва волногасящих пляжей (0,12 млн. руб.) и приступить к выполнению этих работ (6,73 млн. рублей); - в связи с необходимостью организации систематических, комплексных научных наблюдений и исследования береговой зоны моря и залива разработать проект и построить береговую станцию СНПО "Балтберегозащита" в пос. Морское (1,4 млн. рублей); - аварийно - восстановительные работы на 4, 5, 7 километрах косы (500 п.м., 3 млн. рублей). Всего на берегозащитные работы на период 1998-2000 годы потребуется 18 млн. рублей. Крупные объемы природоохранных работ предстоит выполнить производственным бригадам национального парка. Все лесонасаждения косы (70% общей площади НП) относятся к особой категории защитности, поэтому лесохозяйственные и лесозащитные работы, являясь одним из основных видов производственной деятельности национального парка, носят природоохранный характер. Ежегодно, в течение 1998-2000 гг., выборочные санитарные рубки будут производиться на площади 280 га, рубки ухода за лесом - на 20 га, на значительной площади, около 1000 гектаров ежегодно, лес будет очищаться от захламленности. С целью предотвращения распространения на косе вредителей леса службами национального парка проводятся наземные истребительные меры борьбы биологическими методами. Ежегодно эти мероприятия планируется выполнять на площади около 500 гектаров. Вследствие разрушений, вызванных осенне - зимними штормами, национальный парк ежегодно на площади до 70 гектаров (примерно 2,5-3 км протяженности косы) будет производить работы по укреплению отдельных участков защитного берегового вала (авандюны). Регулярно на 600 гектарах площади НП предстоит выполнить работы по ремонту и уходу за мелиоративной сетью. Все вышеперечисленные работы финансируются федеральной службой управления лесами. III. Инженерное обеспечение территории Национальный парк "Куршская коса" имеет генеральный план развития (проект), разработанный институтом "Союзгипролесхоз" в 1989 г. Социально - экономические и геополитические изменения, происшедшие за это время, сделали отдельные его положения неприемлемыми. Генплан требует корректировки. Необходима также и корректировка или разработка проектов детальной планировки поселков косы, подготовка проектов поселковой черты. Эта работа может быть выполнена в 1998-99 гг., для чего потребуется 330-350 тыс. рублей соответственно. Острой проблемой территории косы является низкий уровень инженерной инфраструктуры в поселках. До настоящего времени на территории национального парка не решены вопросы энергоснабжения, водоснабжения, очистки бытовых стоков. В целях создания современного инженерного обеспечения поселков косы предполагается: - в 1998 году подготовить необходимую проектно - сметную документацию на строительство объектов водоснабжения и канализации в поселках Лесное, Рыбачий и Морское; - в 1999-2000 годах осуществить строительство очистных сооружений и объектов водоснабжения в поселках Лесное, Рыбачий и Морское. Для этого потребуется 9,45 млн. рублей, в т.ч. в 1998 г. - 0,65 млн. руб.; в 1999 г. - 3,55 млн. руб. и в 2000 г. - 5,25 млн. рублей. Для обеспечения устойчивого энергоснабжения поселков и учреждений отдыха Куршской косы намечается осуществить в 1998 году строительство ВКЛ-35 кВ "Зеленоградск - Лесное", в 1999 году разработать проектную документацию на строительство линии электропередач "Лесное - Рыбачий" и в 1999-2000 годах произвести реконструкцию ВЛ-10 кВ "Нида - Рыбачий". На эти цели необходимо направить 6,0 млн. рублей, в том числе в 1998 г. - 3,0 млн. руб., в 1999 г. - 1,5 млн. руб. и в 2000 году - 1,5 млн. рублей. В предстоящие годы будет продолжена работа по ремонту и обустройству дороги на Куршской косе, строительству автобусных остановок и автостоянок. Планируется завершить ремонт и обустройство дороги на участке "14-й километр - граница", построить автобусные остановки "пос. Лесное", "Музей НП", "Орнитологическая станция", "пос. Рыбачий", "пос. Морское", а также четыре автостоянки у экологических маршрутов. Для реализации намеченных мероприятий управлению транспортного комплекса потребуется в 1998-2000 гг. 9,4 млн. рублей, в том числе в 1998 году - 3,4 млн., в 1999 - 3,0 млн., в 2000 г. - 3,0 млн. рублей. IV. Организация рекреационного использования территории Раздел включает меры, направленные на развитие устойчивого экотуризма в национальном парке и создание оптимальных условий для организации стационарного отдыха на рекреационных объектах, расположенных на территории косы. Следует отметить, что туризм и стационарный отдых на косе являются одними из основных источников поступления средств в национальный парк и доходов в местный бюджет, поэтому от реализации намеченных в этом разделе мер зависит и выполнение целого ряда пунктов других разделов программы. Развитию экотуризма на косе будет способствовать внедрение разрабатываемой международным экологическим центром "ЕКАТ-Калининград" совместно с комитетом по туризму и санаторно - курортному комплексу и управлением лесами концепции экотуризма и охраны природы на Куршской косе, готовность которой ожидается к февралю 1998 года, реализация проектов "ЕКАТ-Калининград" по менеджменту и экономике туризма. В 1998-99 годах национальный парк осуществит ряд организационно - технических мер по развитию инфраструктуры туризма. Будет оборудовано четыре новых экологических маршрута для пешеходных видов туризма, открыт впервые водный экскурсионный маршрут, построено две видовых площадки, обустроено 4-6 км тропиночной сети, оборудовано 20 мест отдыха. Намечается использование зарубежного опыта в создании новых, популярных туристических услуг. Выполнение этих мер осуществляется за счет средств национального парка. При условии выполнения намеченных мер у национального парка появится возможность значительно повысить интенсивность экотуризма, поднять посещаемость НП организованными туристами со 150 человек в текущем до 350 человек в летний день в 2000 году. С целью улучшения рекреационной обстановки на косе управлением лесами уже в текущем году будет создан в национальном парке отдел организации рекреационного использования территории. Функциями этого отдела будут: - развитие устойчивого экотуризма на территории НП; - планирование рекреационного использования территории; - разработка и организация экологических экскурсионных программ; - внедрение в практику новых туристических услуг; - расширение и осуществление связей с туристическими организациями в области и за ее пределами; - подготовка и организация издания рекламной и другой печатной продукции. Распространение и реализация этой продукции; - подбор и подготовка кадров для обслуживания туристов; - работа с учреждениями отдыха, осуществление систематического контроля за выполнением ими природоохранных требований режима национального парка, а также мер по благоустройству территорий. Программой предусмотрена разработка и реализация мер по реконструкции учреждений и баз отдыха с целью приведения их в соответствие статусу территории. После разработки этих мер они будут рассмотрены в областной администрации, а их выполнение взято под строгий контроль. V. Благоустройство поселков В 1998 году администрациями Зеленоградского района и поселков Лесное, Рыбачий и Морское намечается: - провести паспортизацию состояния территорий поселков Лесное, Рыбачий, Морское; - разработать генеральные планы поселков Рыбачий и Морское; - подготовить программы модернизации и реконструкции жилой застройки 50-х, 70-х и жилых домов довоенной постройки; - подготовить проекты благоустройства территорий поселков; - подготовить техническую документацию по элементам благоустройства и малым архитектурным формам. В течение 1998-2000 гг. намечается выполнить работы по благоустройству поселков. В 1998 г. - приступить к работам по ремонту внутрипоселковых дорог и тротуаров, строительству и ремонту ограждений на центральных улицах поселков, покраске фасадов. Закончить эти работы в 1999 г. В 1999 г. - начать реконструкцию и капитальный ремонт жилого фонда и общественных зданий и сооружений, произвести реконструкцию уличного освещения в поселках Лесное, Морское, Рыбачий. В 2000 г. - продолжить работы по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда, общественных зданий и сооружений, закончить строительство внутрипоселковых дорог и тротуаров в поселках. Общая потребность в средствах на период 1998-2000 годы - 4,3 млн. рублей, в т.ч. в 1998 г. - 1,65 млн. рублей, в 1999 г. - 1,45 млн. рублей, в 2000 г. - 1,2 млн. рублей. VI. Укрепление социально - производственной базы НП Комплексной программой предусматриваются меры по укреплению производственно - социальной базы НП. В 1998 г. намечено произвести реконструкцию здания мастерской и гаража, оснастить их современным оборудованием, отремонтировать здание музея. В течение 1998-1999 гг. предполагается построить лесной кордон в пос. Морское и приобрести для вновь принятых в НП работников три квартиры в поселках косы. В 1998 году намечено завершить полную радиофикацию службы охраны леса. Это даст возможность обеспечить быструю, оперативную связь между работниками лесной охраны и административными объектами парка и будет способствовать принятию экстренных мер по ликвидации возможных пожаров и нарушений режима национального парка. Средства на эти цели выделяет национальный парк. VII. Экологическая пропаганда и воспитание Организация экологической пропаганды и воспитания населения в духе бережного отношения к природе, наряду с природоохранной работой, является необходимым и важным направлением в деятельности национального парка. Один из видов пропаганды - подготовка, чтение и организация лекций на экологические темы для местного населения, туристов и отдыхающих с привлечением ведущих ученых и специалистов области и сопредельных стран (Литвы, Польши, Германии, Швеции). Подготовка статей и выступлений в средствах массовой информации. Предполагается, начиная с 1998 года, создать специальный цикл передач по ГТРК "Янтарь", посвященный наиболее актуальным проблемам территории. В 1998 году национальным парком будет начата подготовка и издание на коммерческой основе различной печатной продукции, содержащей познавательную информацию о природных комплексах, ландшафтах, флоре, фауне национального парка. В течение 1998-1999 гг. на средства национального парка будет выполнена реконструкция и обновление экспозиции музея национального парка - центра экологической пропаганды и воспитания. Большое воспитательное значение имеет организация работы на Куршской косе двух школьных лесничеств, созданных при национальном парке и содержащихся за его счет, занятия с ними и их работа будут продолжены. В 1998 году на территории национального парка вторично будет организован Международный экологический летний лагерь для детей из Калининградской области, Германии, Швеции, Дании. Инициатива организации лагеря принадлежит Центру "ЕКАТ-Калининград", эта же организация осуществляет его финансирование. VIII. Научно - исследовательская работа Основным направлением научно - исследовательской работы на территории национального парка является мониторинг наиболее уязвимых природных комплексов и объектов. В 1998 году будут начаты работы по мониторингу природной среды, которые будут выполняться специалистами Калининградского университета. СНПО "Балтберегозащита" организует исследование дюн Куршской косы и береговой зоны моря и залива. Для надлежащего развития мониторинговых исследований планируется создание вблизи пос. Рыбачий метеообсерватории. Продолжение мониторинговых исследований в 1999 и 2000 годах подготовит научную основу для внедрения прогрессивных методов управления природно - территориальными комплексами косы, в этом же направлении будут использованы материалы, содержащие опыт зарубежных стран, предоставленные Центром "ЕКАТ-Калининград". В 2000 году будут разработаны рекомендации по устойчивому развитию национального парка в условиях сбалансированного антропогенного пресса. Оптимизация рекреационного природопользования в условиях НП - конечная цель планируемых исследований. IX. Развитие малого предпринимательства в сфере туризма Наряду с благоустройством поселков и созданием инфраструктуры туризма, для развития экотуризма на территории косы необходимо значительное расширение и повышение качества туристического сервиса. Решение этой проблемы достигается путем более широкого вовлечения предпринимателей и, в первую очередь, из числа местных жителей в активную деятельность в сфере обслуживания туристов, создания благоприятных условий для ее развития. С этой целью комитеты по промышленности и предпринимательской деятельности, по туризму и санаторно - курортному комплексу совместно с администрацией Зеленоградского района: - готовят предложения по льготному кредитованию (представлению гарантий) инвестиционных проектов малых предприятий в сфере туризма на Куршской косе; - в соответствии с Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых территориях" (п. 6 ст. 16) разрабатывают нормативные законодательные акты о предоставлении налоговых и других льгот для субъектов малого предпринимательства, действующих в системе сервисных услуг на территории Куршской косы; - разрабатывают рекомендации о порядке привлечения малых предприятий в сферу туризма; - организуют проведение конкурсов инвестиционных проектов малых предприятий по развитию рынка туристских услуг на Куршской косе; - организуют обучение предпринимателей - жителей косы. X. Международное сотрудничество В плане международного сотрудничества в 1998-2000 годы планируется выполнение следующих мероприятий: С Литовской Республикой В 1998 году: - подготовка материалов по предоставлению Куршской косы в перечень объектов Всемирного наследия (ЮНЕСКО); - разработка системы оповещения о случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций на территории природного комплекса Куршская коса; - создание международного парка "Куршская коса - Куршю нерия" (ведение научной деятельности по единой методологической основе, развитие международного туризма, экологического просвещения, мер по предотвращению и ликвидации экологических нарушений и т.д.). В 1998-2000 гг.: - обмен информацией по мерам борьбы с вредителями и болезнями леса; - проведение мониторинга и обмен информацией по системе мониторинга; - контроль за состоянием морского побережья и берегов залива. Обмен информацией о их состоянии и мероприятиях по берегозащите. С США и странами Европы В 1998 году: - разработка концепции экотуризма и охраны природы на Куршской косе по программе международного экологического центра "ЕКАТ-Калининград"; - реализация проектов "ЕКАТ-Калининград" по международному менеджменту и экономике туризма; - организация Международного детского экологического лагеря на Куршской косе для развития экологического образования и установления международных контактов; - разработка совместных мероприятий по сотрудничеству в рамках программы "Парки - побратимы": - с национальным парком КЭП КОД (США); - с национальным парком Словинский (Польша); - с национальным парком КОТО-Доньяна (Испания). XI. Финансовые затраты, необходимые для реализации комплексной программы функционирования и развития Куршской косы ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- NN Наименование мероприятий Ед. 1998-2000 В том числе Источники Ответственные пп изм. гг. ------------------------- финансирования за исполнение Всего 1998 г. 1999 г. 2000 г. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ВСЕГО тыс. руб. 54217 16445 17742 20030 долл. США 223500 223500 - - В том числе: Природоохранные мероприятия 1. Проектирование и строительство объектов тыс. 15000 4000 5000 6000 Федеральный Строительный комитет берегоукрепления. Внедрение в практику руб. бюджет администрации области метода биологической защиты побережья. 3000 1000 1000 1000 Областной Организация мониторинга береговой зоны бюджет Куршской косы 2. Разработка концепции природоохраны и долл. 9000 9000 - - Программа Международный устойчивого экологического туризма на США "Лайф-96" экологический центр территории Куршской косы "ЕКАТ-Калининград" Управление лесами 3. Лесохозяйственные и лесозащитные тыс. 1500 500 500 500 Федеральный Управление лесами работы. (Рубки ухода, выборочные руб. бюджет санитарные рубки, лесовосстанови- тельные работы) 4. Противоэрозионные, лесомелиоративные тыс. 300 100 100 100 Федеральный Управление лесами мероприятия (Плановое регулярное руб. бюджет наращивание и укрепление берегового защитного вала, ремонт и эксплуатация лесомелиоративных систем) 5. Инвентаризация, содержание, охрана тыс. 30 10 10 10 Спецсчет нацио- Администрация ценных природных объектов руб. нального парка национального парка "Куршская коса" "Куршская коса" Итого: тыс. 19830 5610 6610 7610 руб. долл. 90000 0000 США Инженерное обеспечение территории 1. Корректировка генерального плана тыс. 300 300 - - Федеральный Управление лесами национального парка "Куршская коса" руб. бюджет Управление архитектуры и подготовка предложений о расширении администрации области его границ 2. Разработка (корректировка) проектов Комитет по земельным детальной планировки и застройки ресурсам и землеустройству поселков Куршской косы и проектов поселковых черт Вынесение в натуру границ национального -"- 350 350 - - Областной Управление архитектуры парка и населенных пунктов бюджет администрации области 3. Строительство и реконструкция очистных сооружений в поселках: - Лесное -"- 4200 100 2100 2000 Областной Комитет по строительству, бюджет ЖКХ и ТЭК - Рыбачий -"- 3150 150 1000 2000 -"- - Морское -"- 1200 100 100 1000 -"- 4. Строительство и реконструкция объектов водоснабжения в поселках: тыс. - Лесное руб. 350 100 150 100 Областной Комитет по строительству, бюджет ЖКХ и ТЭК - Рыбачий -"- 300 100 100 1000 -"- -"- - Морское -"- 250 100 100 50 -"- -"- 5. Строительство линии электропередачи от Зеленоградска до: - пос. Лесное -"- 3000 3000 - - Средства Цент- АО "Янтарьэнерго" рального банка России, - пос. Рыбачий -"- 2000 - 1000 1000 АО "Янтарьэнерго" АО "Янтарьэнерго" 6. Реконструкция линии электропередачи -"- 1000 - 500 500 -"- -"- от границы с Литвой до пос. Рыбачий 7. Завершение ремонта и обустройство дороги -"- 6880 2280 2300 2300 Средства управ- Управление транспорт- Зеленоградск - до границы с Литвой ления транспорт- ным комплексом ным комплексом 8. Строительство автобусных остановок и автостоянок -"- 2560 1000 780 780 -"- -"- Итого: -"- 25540 7580 8130 9830 Организация рекреационного использования территории 1. Разработка и реализация проектов по долл. 86000 86000 - - Программа Комитет по туризму менеджменту и экономике туризма США "Лайф-96" администрации области (Образование турбюро национального "ЕКАТ-Калининград" парка "Куршская коса", разработка финансового механизма использования ресурсов, разработка рекламной и маркетинговой концепции и т.д.) 2. Обустройство экологических маршрутов, тыс. 330 150 100 80 Спецсчет нацио- Управление лесами строительство видовых площадок, создание руб. нального парка Администрация нацио- тропиночной сети в зонах активной "Куршская коса" нального парка рекреации и регулируемой охраны. Раз- "Куршская коса" работка и организация водного туристи- ческого марштура. Создание сети попу- лярных туристических услуг 3. Оборудование 20 мест отдыха -"- 90 30 30 30 -"- -"- 4. Разработка мер по реконструкции уч- Владельцы баз отдыха и учреждений, реждений, баз отдыха и других рекре- Комитет по строительству, ЖКХ ационных объектов с целью приведения и ТЭК и управление архитектуры их в соответствие природоохранному администрации области, СНПО статусу территории, обустройство бе- "Балтберегозащита" реговой полосы (1997-1999 гг.) 5. Капитальный ремонт и реконструкция -"- -"- существующих на территории косы учреждений и баз отдыха (1998-2000) Итого: долл. 86000 86000 США тыс. 420 180 130 110 руб. Благоустройство поселков 1. Ремонт внутрипоселковых дорог и тыс. 1500 500 500 500 Бюджет Администрация тротуаров руб. Зеленоградского Зеленоградского р-на р-на 2. Ремонт и покраска фасадов зданий -"- 1300 500 500 300 -"- Администрации поселков Лесное, 3. Строительство и ремонт ограждений -"- 630 350 200 80 -"- Рыбачий, Морское на центральных улицах поселков 4. Реконструкция уличного освещения -"- 850 300 250 300 -"- -"- в поселках Итого: -"- 4280 1650 1450 1180 1650 тыс. руб. бюджет Зеленоградского района 2630 тыс. руб. за счет средств, выделяемых на финансирование "Программы-1000" Укрепление производственно - социальной базы национального парка 1. Реконструкция административных и служебных тыс. 465 - 200 265 Спецсчет нацио- Управление лесами зданий национального парка "Куршская коса" руб. нального парка Администрация нацио- "Куршская коса" нального парка "Куршская коса" 2. Строительство лесного кордона в пос. -"- 750 700 50 - -"- -"- Морское и приобретение квартир для работников национального парка "Куршская коса" 3. Ремонт музея национального парка -"- 100 100 - - -"- -"- "Куршская коса" 4. Оснащение радиостанциями службы охраны -"- 300 50 150 100 -"- -"- леса Итого: -"- 1615 850 400 365 Экологическая пропаганда и воспитание 1. Реконструкция (обновление) экспозиции, -"- 815 200 350 265 -"- -"- содержание и оснащение музея нацио- нального парка "Куршская коса" 2. Организация экологической пропаганды -"- 30 10 10 10 -"- -"- (подготовка и чтение лекций, подготовка статей и выступления в средствах массовой информации) 3. Подготовка и издание печатной продукции -"- 210 70 70 70 -"- -"- 4. Организация работы и содержание двух -"- 120 40 40 40 -"- -"- школьных лесничеств 5. Организация Международного детского долл. 21500 21500 - - Программа Администрация нацио- экологического лагеря на Куршской США "Лайф-96" нального парка косе для развития экологического "Куршская коса" образования и установления международ- ных контактов 6. Обучение персонала национального долл. 2600 2600 - - Программа Администрация нацио- парка "Куршская коса" США "Лайф-96" нального парка "Куршская коса" Международный эколо- гический центр "ЕКАТ-Калининград" Итого: тыс. 1175 320 470 385 руб. долл. 47500 47500 - - США Научно - исследовательская работа 1. Организация научных исследований тыс. 150 50 50 50 Спецсчет Калининградский и мониторинга природной среды. Создание руб. национального государственный стационарных пунктов метеорологического парка университет наблюдения. Приобретение приборов, "Куршская коса" Администрация лабораторного оборудования. национального парка Разработка и внедрение научных "Куршская коса" методов управления природно- территориальными комплексами Развитие предпринимательства в сфере туристских услуг 1. Льготное кредитование (предоставление тыс. 1200 200 500 500 Областной Комитет по строительству, гарантий) инвестиционных проектов руб. бюджет ЖКХ и ТЭК, комитет по пр-ти малых предприятий по развитию системы и предпр. деятельности, туристских услуг на Куршской косе комитет по туризму 2. Обучение предпринимателей, жителей -"- 4 2 2 - Областной Комитет по пр-ти и косы для работы в сфере услуг бюджет предпр. деятельности, Администрация Зелено- градского района 3. Проведение конкурса инвестиционных тыс. 3 3 - - Комитет по пром-ти и проектов малых предприятий по развитию руб. предпринимательской рынка туристских услуг на Куршской косе деятельности, Администрация Зеленоградского р-на и пос. Рыбачий Итого: -"- 1207 205 502 500 Всего (млн. руб.): 54,22 16,45 17,74 20,03 в том числе: Федеральный бюджет 17,10 4,90 5,60 6,60 Областной бюджет 16,64 3,31 5,95 7,38 Местный бюджет 1,65 0,55 0,55 0,55 Средства национального парка 3,39 1,41 1,06 0,92 Прочие источники 15,44 6,28 4,58 4,58 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|