Расширенный поиск
Постановление Областной думы Калининградской области от 14.05.1998 № 33РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении региональной программы социально-экономического развития области на 1998-2000 годы Рассмотрев представленный проект региональной программы социально-экономического развития области на 1998-2000 годы, Калининградская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить региональную программу социально-экономического развития области на 1998-2000 годы (прилагается). 14 мая 1998 г. N 33 Глава администрации (губернатор) Л. Горбенко Калининградской области Утверждена постановлением Калининградской областной Думы от 14 мая 1998 г. N 33 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ ПАСПОРТ Региональной программы социально-экономического развития Калининградской области на 1998-2000 годы Наименование - Региональная программа социально-экономического программы развития Калининградской области Основания для - Решение Калининградской областной Думы от 27 разработки марта 1997 года N 149 и Постановление Главы программы администрации области (губернатора) Калининградской области от 15 апреля 1997 г. N 314 Заказчик - Администрация Калининградской области программы Основные - Администрация Калининградской области, Фонд разработчики "Янтарь" программы Цели и задачи - Основные цели Программы: программы развитие региональной экономики и, как следствие, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение социально-политической стабильности в области; обеспечение экономической безопасности региона; обеспечение интересов России в регионе, в том числе укрепление единого экономического пространства страны. Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия органов государственной власти области предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач: проведение структурной перестройки хозяйственного комплекса области, а также развитие нетрадиционных для региона отраслей и предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию; превращение области в крупную торгово- транспортную зону федерального и международного значения; создание на территории области туристско- рекреационного комплекса федерального и международного значения; оказание государственной поддержки приоритетным отраслям и объектам экономического роста Особой экономической зоны; сохранение и развитие научно-технического потенциала области; создание благоприятного делового климата; стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в экономику области, кооперационных связей местных предприятий с предприятиями других регионов страны; осуществление протекционистской политики в интересах местных товаропроизводителей; развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения области, включая природоохранные; сокращение объемов вредных выбросов и сбросов, выполнение требований Хельсинкской конвенции по охране вод Балтийского моря; создание системы защиты побережья Балтийского моря; совершенствование системы социальной защиты, направленной на оказание адресной помощи жителям области с недостаточными доходами; осуществление жилищно-коммунальной реформы, направленной на повышение качества предоставляемых коммунальных услуг и снижение бюджетных расходов, с учетом уровня обеспеченности различных категорий населения; создание эффективной системы обеспечения занятости населения; развитие культуры и искусства в рамках единого культурного пространства России. Срок и этапы - Региональная программа социально-экономического реализации развития Калининградской области рассчитана Программы на трехлетний срок - 1998-2000 годы. Ее реализацию предполагается осуществлять в два этапа: I. Этап стабилизации. В ходе данного этапа предполагается разработать и принять комплекс региональных нормативных правовых актов, необходимых для эффективной реализации Программы; создать предпосылки для развития финансового рынка, рынка ценных бумаг и рынка недвижимости; приступить к проведению структурных преобразований в промышленности и сельском хозяйстве, созданию системы локальных свободных экономических зон и объектов экономического роста; решить наиболее неотложные проблемы в социальной сфере. Продолжительность этапа - 1 год. II. Этап развития. В ходе этого этапа предполагается осуществить полномасштабную реализацию Программы. Продолжительность этапа - 2 года. Исполнители - Администрация области, областная Дума, основных подразделения федеральных органов мероприятий исполнительной власти на территории Калининградской области, органы местного самоуправления, предприятия и организации области Объемы и источники финансирования - (млн. рублей с учетом деноминации) 1998-2000 в т.ч. 1998 годы год Всего, 19676,06 4348,186 в том числе федеральный бюджет на 6062,64 902,89 невозвратной основе, в том числе по Феде- 3003,2 667,5 ральной программе развития ОЭЗ федеральный бюджет на 2751,82 253,66 возвратной основе, в т.ч. по Феде- 2751,82 253,4 ральной программе развития ОЭЗ областной бюджет, 327,046 58,906 в т.ч. средства 140,0 - территориального дорожного фонда собственные средства 311,69 158,99 предприятий заемный капитал 5257,02 1502,55 иностранные инвестиции 3723,14 1172,53 прочие 1242,7 298,66 Ожидаемые - Достижение устойчивого экономического роста и результаты опережающего роста промышленного производства, реализации повышение уровня жизни населения на территории Программы области, рост поступлений в областной и местные бюджеты, а также достижение всех других заявленных целей Программы. Организация - Текущее управление, координация деятельности исполнения участников Программы, направленной на ее Программы исполнение, и контроль за ходом исполнения Программы осуществляются органами государственной власти Калининградской области в пределах их компетенции. Необходимые изменения и дополнения в Программу вносятся на основании постановлений, принимаемых Калининградской областной Думой. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение........................................................ 1. Социально-экономическая ситуация в Калининградской области... 2. Цели и задачи Программы...................................... 3. Структурная перестройка и рост экономики региона............. 3.1. Региональная финансово-экономическая политика.............. 3.1.1. Налогово-бюджетная политика.............................. 3.1.2. Сокращение масштабов неплатежей.......................... 3.2. Институциональные преобразования........................... 3.2.1. Основные направления реформирования предприятий.......... 3.2.2. Управление государственной и муниципальной собственностью и приватизация................................... 3.2.3. Стимулирование развития кредитно-финансовой системы...... 3.2.3.1. Развитие банковского сектора........................... 3.2.3.2. Развитие рынка ценных бумаг и финансовых институтов.... 3.2.4. Антимонопольная политика и создание эффективной конкурентной среды в сфере экономики............................ 3.2.5. Поддержка малого предпринимательства..................... 3.2.6. Создание и развитие рынка недвижимости................... 3.2.7. Объекты экономического роста региона..................... 3.3. Структурная и инвестиционная политика...................... 3.3.1. Приоритетные направления развития экономики области...... 3.3.2. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики....... 3.3.3. Промышленная политика.................................... 3.3.4. Политика в области транспорта............................ 3.3.5. Политика в области развития топливно-энергетического комплекса....................................................... 3.3.6. Политика в области связи и телекоммуникаций.............. 3.3.7. Политика в области использования природных ресурсов...... 3.3.8. Научно-техническая и инновационная политика.............. 3.3.9. Аграрная политика........................................ 3.3.10. Политика в области межрегионального сотрудничества...... 3.3.11. Внешнеэкономическая политика............................ 3.3.12. Политика в области развития туризма и санаторно- курортного комплекса............................................ 4. Реформирование социального сектора........................... 4.1. Политика в области занятости населения..................... 4.2. Реформирование системы образования......................... 4.3. Реформирование здравоохранения............................. 4.4. Реформирование в сфере культуры............................ 4.5. Государственная молодежная политика........................ 4.6. Политика в области поддержки малоимущих слоев населения региона......................................................... 4.7. Миграционная политика...................................... 4.8. Развитие физической культуры и спорта...................... 4.9. Развитие архивной отрасли.................................. 5. Жилищная политика. Реформа жилищно-коммунального хозяйства... 6. Экологическая политика....................................... 6.1. Развитие инженерной инфраструктуры......................... 6.2. Инженерная защита побережья Балтийского моря............... 7. Экономическая политика в отношении городов и районов области. 8. Обеспечение экономической безопасности региона............... 9. Ресурсное обеспечение Программы.............................. 9.1. Финансовое обеспечение Программы........................... 9.2. Кадровое обеспечение Программы............................. 10. Сроки, этапы, механизмы и социально-экономический эффект реализации Программы............................................ Приложения: 1. Перечень мероприятий по реализации Программы................. 2. Перечень объектов Программы.................................. 3. Перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ........................................................... 4. Сводная таблица объектов, включенных в Программу............. 5. Перечень областных программ, предлагаемых к финансированию из областного бюджета на 1998 год............................... ВВЕДЕНИЕ Региональная программа социально-экономического развития Калининградской области на 1998-2000 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с решением Калининградской областной Думы от 27 марта 1997 года N 149 и постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 15 апреля 1997 года N 314. Программа определяет цели, задачи и основные направления деятельности органов государственной власти области по сохранению экономического потенциала, стабилизации и развитию ее экономики, решению социальных проблем региона. Правовыми основаниями Программы являются Конституция Российской Федерации, Устав Калининградской области НГР:39960143 (Законодательство Калининградской области, серия "Законы Калининградской области" т. 1, стр. 7), Федеральный Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"(Собрание законодательства РФ, N 4, ст. 224), другие федеральные и областные нормативные акты, а также Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области НГР: ("Российские вести" N 16 от 26 января 1996 года, стр. 3). Программа подготовлена с учетом Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Калининградская область является самым западным регионом России, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. По размерам территории (15,1 тыс. кв. км) это самый малый субъект Российской Федерации. Население области составляет более 930 тыс. человек. Городское население превышает сельское в 4 раза и составляет 80 процентов от общего числа жителей. Область располагает существенными природными ресурсами, значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, промышленной и сельскохозяйственной базой. Ее географическое положение является экономически выгодным и стратегически важным. На территории региона находится месторождение янтаря, объем запасов которого составляет 90 процентов мировых. В области имеется первоклассная, с низким содержанием серы, нефть. Уровень ее ежегодной добычи равняется 0,8-0,9 млн. тонн с возможностью роста до 1,5-2,0 млн. тонн. Существуют также залежи бурого угля (общая оценка запасов - 1,5 млрд. т), торфа (2,5-3 млрд. куб. м), каменной соли класса "Экстра", оцениваемые в несколько десятков миллиардов тонн, источники минеральных вод с минерализацией до 50 граммов солей на литр. Площадь сельскохозяйственных земельных угодий достигает 817 тыс. га, земли государственного лесного фонда занимают 262 тыс. га. Общая протяженность судоходных путей - 360 км. Особенностью области является наличие серьезных возможностей для развития курортно-рекреационного и туристического комплекса, который может стать одной из ведущих отраслей регионального хозяйства и приобрести общенациональное и международное значение. Этому способствуют мягкий климат, морское побережье с обширными песчаными пляжами и такими уникальными природными объектами, как Куршская и Вислинская косы. Национальный парк "Куршская коса" занимает площадь 6118 га, из них лесами занято 4403 га, водоемами - 29 га. В области находится единственный принадлежащий Российской Федерации незамерзающий портовый комплекс на Балтийском море. Проходящие через территорию области транспортные коммуникации связывают Россию и страны Западной Европы по кратчайшему пути. Такое геополитическое положение края создает предпосылки для его развития в качестве крупного транспортного узла и торгово-складского центра. В регионе сложился хорошо развитый научно-технический потенциал. Имеется целый ряд высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, располагающих высококвалифицированными кадрами. В Калининградской области сконцентрировано 30 процентов научно-технического потенциала рыбной промышленности бывшего СССР. Однако сегодня народное хозяйство области переживает серьезный кризис. Экономические трудности усугубляются эксклавным положением региона, зависимостью от тарифной политики соседних государств в области энергетики и транспорта. Негативное воздействие на социально-экономическое положение области оказывает преобладание в структуре ее промышленности депрессивных секторов. Удельный вес отраслей, ориентированных на внутренний рынок и испытывающих сложности в связи с сокращением платежеспособного спроса, - машиностроения, металлообработки, легкой и пищевой промышленности, составляет здесь около 60 процентов, в то время как в целом по стране он равняется 28 процентам. Потребительский рынок области в значительной степени обеспечивается импортными поставками. Фактически заморожены важнейшие проекты в сфере охраны окружающей среды. Результатом экономического кризиса является возникновение множества проблем в социальной сфере. В 1996 году реальные доходы населения области составили 35-40 процентов от уровня декабря 1991 года. Усилилось расслоение общества на бедных и богатых, значительная часть жителей региона оказалась за чертой бедности. Уровень безработицы (на конец 1996 года - 45 тыс. человек, что составляет 10,6 процента экономически активного населения) - один из самых высоких в стране. В целом с точки зрения социально-экономического развития область по многим показателям занимает 45-50 места среди регионов Российской Федерации. Увеличивается отставание от соседних Польши и Литвы, что создает неблагополучный общественно-психологический и политический климат. Поскольку ситуация в стране не позволяет достаточно эффективно и быстро решать возникающие в регионе проблемы при помощи общепринятых финансово-экономических механизмов, было признано целесообразным прибегнуть к созданию и использованию на территории области режима особой экономической зоны. Это нашло отражение в Федеральном Законе "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области, которые вступили в действие в 1996 году. Данные документы создают возможности для некоторого смягчения кризисных явлений. В частности, они способны в известной степени компенсировать дополнительные затраты хозяйствующих субъектов, связанные с оторванностью региона от остальной территории страны, и могут служить средством улучшения делового климата. Говорить о кардинальных изменениях в экономической ситуации, наступивших благодаря Федеральному закону "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" , безусловно, не приходится.Кризис продолжается и, к тому же, сам закон пока действует лишь в части предоставляемых местным предприятиям таможенных льгот. Таким образом, существующие социально-экономические проблемы слишком сложны, а факторы, негативно влияющие на ситуацию, слишком многочисленные, чтобы полагаться только на саморегулирующие возможности рыночного механизма. В целях стабилизации и последующего развития народного хозяйства и социальной сферы области необходим комплекс взаимоувязанных правовых, организационных и собственно экономических мер, которые и находят свое отражение в Программе. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ В связи со сложностью решаемых проблем Программа носит многоцелевой характер. Основными ее целями являются: - развитие региональной экономики и, как следствие, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение социально-политической стабильности в области; - обеспечение экономической безопасности региона; - обеспечение интересов России в регионе, в том числе укрепление единого экономического пространства страны. Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия органов государственной власти области предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач: - проведение структурной перестройки хозяйственного комплекса области, а также развитие нетрадиционных для региона отраслей и предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию; - превращение области в крупную торгово-транспортную зону федерального и международного значения; - создание на территории области туристско-рекреационного комплекса федерального и международного значения; - оказание государственной поддержки приоритетным отраслям и объектам экономического роста Особой экономической зоны; - сохранение и развитие научно-технического потенциала области; - создание благоприятного делового климата; - стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в экономику области, кооперационных связей местных предприятий с предприятиями других регионов страны; - осуществление протекционистской политики в интересах местных товаропроизводителей; - развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения области, включая природоохранные; - сокращение объемов вредных выбросов и сбросов, выполнение требований Хельсинкской конвенции по охране вод Балтийского моря; - создание системы защиты побережья Балтийского моря; - совершенствование системы социальной защиты, направленной на оказание адресной помощи жителям области с недостаточными доходами; - осуществление жилищно-коммунальной реформы, направленной на повышение качества предоставляемых коммунальных услуг и снижение бюджетных расходов, с учетом уровня обеспеченности различных категорий населения; - создание эффективной системы обеспечения занятости населения; - развитие культуры и искусства в рамках единого культурного пространства России; - развитие системы образования и здравоохранения, соответствующей потребностям экономики и населения и области. 3. СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И РОСТ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 3.1. Региональная финансово-экономическая политика 3.1.1. Налогово-бюджетная политика Критическая ситуация со сбором и исполнением бюджета требует принятия мер по решению накопившихся в данной сфере проблем. В последние годы областной бюджет принимается с серьезным дефицитом. В частности, в Законе Калининградской области "Об областном бюджете на 1998 год" дефицит предусмотрен в размере 7,8 процента. Большую роль расходов занимают дотации жилищно-коммунальной сфере, сельскому хозяйству, местным бюджетам. Такой большой размер дефицита с учетом текущей тяжелой ситуации со сбором запланированных налоговых доходов говорит о нереальности исполнения бюджета, что в свою очередь подрывает доверие к органам государственной власти Калининградской области. В этой связи важнейшими направлениями бюджетной политики становятся: - усиление контроля со стороны законодательной и исполнительной власти за целевым использованием бюджетных средств; - рационализация бюджетных расходов, в частности, сокращение безвозмездного бюджетного финансирования различных отраслей экономики, снижение дотационности жилищно-коммунальной сферы; - формирование бюджета развития с целью концентрации ресурсов на осуществлении высокоэффективных инвестиционных проектов и выделение их на конкурсной и возвратной основах; - увеличение неналоговых доходов бюджета, в том числе за счет доходов от использования государственной собственности (дивиденды, арендная плата и т.д.); - финансирование жилищного строительства как путем прямого выделения бюджетных средств, так и с использованием различных форм кредитования, включая ипотечное, совершенствование механизма субсидий; - переход на распределение дотаций через внедрение системы минимальных социальных стандартов и денежных нормативов, предусматривающей понижающие и повышающие коэффициенты, применяемые при расчете трансфертов конкретным территориям с учетом степени развитости муниципальной сети объектов социальной сферы и уровня фактического потребления населением комплекса гарантированных услуг; - совершенствование налоговой политики, поддержка резидентов локальных свободных экономических зон, объектов экономического роста и иных предприятий, деятельность которых направлена на освоение передовых технологий и выпуск конкурентоспособной продукции. Уровень налоговых изъятий у хозяйствующих субъектов на сегодняшний день уже достаточно велик, поэтому сокращение дефицита бюджета путем роста доходной части за счет налоговых поступлений в заметных размерах не представляется возможным. Политика органов государственной власти органов в налоговой сфере будет направлена на реализацию следующих основных мероприятий: - проведение анализа ранее представленных налоговых льгот и преимуществ с точки зрения их экономической эффективности и внесение необходимых изменений и дополнений в соответствующие нормативные документы; - разработка и внедрение эффективной системы налоговых льгот для юридических и физических лиц, включая кредитно-финансовые учреждения, осуществляющих инвестиции в реальный сектор региональной экономики; - разработка и внедрение эффективной системы налоговых льгот и преимуществ для резидентов локальных свободных экономических зон, объектов экономического роста и иных предприятий, деятельность которых направлена на освоение передовых технологий и выпуск конкурентоспособной продукции; - разработка и внедрение эффективной системы налоговых льгот и преимуществ для субъектов малого предпринимательства. 3.1.2. Сокращение масштабов неплатежей Одной из серьезнейших проблем, препятствующих развитию экономики области, является рост масштабов неплатежей. Основные причины кризиса расчетно-платежного оборота в области связаны со следующими явлениями: - неисполнение обязательств федерального бюджета перед предприятиями и организациями области; - несбалансированность областного и местного бюджетов, их высокий необеспеченный дефицит; - низкая ликвидность продукции местных предприятий; - создание искусственных взаимозадолженностей с целью ухода от налогообложения и увода финансовых ресурсов из реального сектора экономики. Для уменьшения остроты данной проблемы предполагается: - обеспечить постепенный переход к принятию областного бюджета с уровнем дефицита не более 2,5-3 процентов; - разработать систему мер по реформированию предприятий в целях их адаптации к рыночным условиям, повышения эффективности производства и управления; - прекратить государственную поддержку неэффективных и нежизнеспособных предприятий, реформирование которых не представляется возможным; - повысить эффективность работы налоговых служб, правоохранительных и судебных органов по решению вопросов, связанных с бюджетными неплатежами и взаимными неплатежами предприятий. 3.2. Институциональные преобразования 3.2.1. Основные направления реформирования предприятий Создание макроэкономических условий экономического роста само по себе не способно переломить негативные тенденции экономического спада и сформировать реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса без решения целого ряда проблем на уровне предприятий. К числу характерных для предприятий внутренних проблем, препятствующих наиболее эффективному их функционированию, а также оказывающих крайне негативное влияние на состояние экономики региона в целом, относятся: - слабое влияние собственников (акционеров) на решения, принимаемые на предприятиях, в том числе на тех, где имеется государственный пакет акций; - отсутствие эффективных механизмов гарантий выполнения контрактных обязательств; - отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для собственников, акционеров, руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов государственного управления и фискальных органов; - неэффективность системы управления предприятием; - несоответствие между структурой рыночного спроса на промышленную продукцию и структурой сложившегося в области промышленного производства набора выпускаемых предприятиями региона товаров. В данных условиях возникает потребность в проведении масштабного реформирования неэффективных и малоэффективных предприятий. Основными задачами такого реформирования являются реструктуризация производства с учетом рыночной ситуации, улучшение системы управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, сокращение издержек производства и, в конечном итоге, улучшение финансово-экономических результатов деятельности предприятий. Для выполнения данных задач органам государственной власти области необходимо: - определить оценочные критерии, предъявляемые к предприятиям, которые могут рассматриваться как объекты экономического роста региона; - разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию предприятий, отнесенных к объектам экономического роста, включая предоставление государственных инвестиций и размещение государственных заказов на конкурсных началах, реструктуризацию задолженностей по платежам в областной бюджет и областные внебюджетные фонды, полное или частичное освобождение от уплаты налогов и сборов, поступающих в областной бюджет и областные внебюджетные фонды; - обеспечить развитие и поддержку в регионе инфраструктуры по оказанию консультационных, аудиторских и других услуг для промышленных предприятий; - создать для органов государственной власти и местного самоуправления единую систему информационного обеспечения промышленной политики, мониторинга и прогнозирования экономического развития; - организовать подготовку и переподготовку руководителей предприятий по вопросам реформирования предприятий; - создать эффективную систему стимулов для юридических и физических лиц, включая кредитно-финансовые учреждения, осуществляющих инвестиции в промышленное производство. 3.2.2. Управление государственной и муниципальной собственностью Система управления государственной собственностью области предусматривает достижение следующих целей: - наиболее эффективное использование государственного имущества; - получение оптимальных доходов областного бюджета за счет рационального использования государственной собственности (имущества); - создание цивилизованного рынка недвижимости в Калининградской области и обеспечение гарантий имущественных прав на объекты недвижимости. Для достижения указанных целей предусматривается: - совершенствование работы комитета по управлению имуществом области, Фонда имущества области и аналогичных структур органов местного самоуправления, улучшение координации их деятельности; - переход от массовой приватизации к "точечной", активизация процессов приватизации объектов незавершенного строительства, санации неплатежеспособных предприятий и продажи земельных участков под приватизированными предприятиями, обращения имущества предприятий, имеющих задолженности по платежам в областной и местные бюджеты, в государственную и муниципальную собственность; - повышение эффективности сдачи государственного имущества в аренду; - улучшение использования высвобождаемого и неиспользуемого военного имущества, его реализации, утилизации и сдачи в аренду; - использование принципов доверительного управления при управлении государственным имуществом, введение практики проведения инвестиционных конкурсов на право доверительного управления. 3.2.3. Стимулирование развития кредитно-финансовой системы 3.2.3.1. Развитие банковского сектора В настоящее время банки являются основными финансовыми посредниками в российской экономике, и в ближайшие 2-3 года основной финансовый поток будет идти через банковские структуры. Это обстоятельство приводит к необходимости создания на территории области более благоприятных условий для ведения финансовой деятельности в сравнении с другими регионами России. В противном случае региональные финансовые ресурсы будут использоваться в тех регионах, где существуют более привлекательные возможности. С этой целью, в частности, необходимо: - для банков, инвестирующих или кредитующих приоритетные экономические объекты, разработать и реализовать систему льгот и преимуществ по платежам в областной и местные бюджеты, областные и муниципальные внебюджетные фонды, в том числе на условиях инвестиционного налогового кредита; - разработать механизм гарантий по банковским кредитам, направляемым на финансирование объектов экономического роста; - содействовать развитию межбанковского сотрудничества в области кредитования инвестиционных проектов. В то же время область должна быть открыта для создания филиалов крупных иногородних и зарубежных банков, что будет способствовать усилению конкуренции в банковском секторе, повышению качества предоставляемых услуг и в случае создания благоприятной экономической среды - привлечению дополнительных финансовых ресурсов. 3.2.3.2. Развитие рынка ценных бумаг и финансовых институтов Рынок ценных бумаг в рыночной экономике является основным инструментом трансформации сбережений в инвестиции, перераспределения финансовых ресурсов между отраслями. Развитие рынка ценных бумаг способствует общему улучшению делового климата области и привлечению инвестиций. Следует также учитывать, что фондовый рынок напрямую затрагивает интересы тысяч простых граждан, вкладывающих свои сбережения в ценные бумаги. В целях развития регионального фондового рынка целесообразно сосредоточить усилия органов государственной власти области на решении следующих задач: - создание регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг для обеспечения выполнения законодательных норм и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссий решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; - содействие проведению вторичных эмиссий акционерными обществами региона с целью привлечения инвестиций в промышленность; - повышение информационной открытости акционерных обществ и обеспечение защиты прав акционеров; - создание саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг; - создание регионального депозитария; - развитие телекоммуникаций, обеспечивающих выход на общероссийские фондовые площадки и фондовые площадки регионального значения в других субъектах Российской Федерации. 3.2.4. Антимонопольная политика и создание эффективной конкурентной среды в сфере экономики Достижение программных целей экономического роста в переход к стадии экономического роста может быть обеспечено лишь при наличии полноценной конкурентной среды, создающей предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального использования производственных мощностей, развития деловой активности. В среднесрочной перспективе меры по развитию конкуренции и реализации антимонопольной политики будут сосредоточены на следующих основных направлениях: - совершенствование региональной правовой базы, регламентирующей отдельные аспекты деятельности естественных монополий (в соответствии с полномочиями, предоставляемыми федеральным законодательством) и способствующей созданию эффективной конкурентной среды в экономике области; - противодействие созданию новых монополизированных структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики; - демонополизация экономики региона и устранение барьеров для развития конкуренции и вхождения на товарные рынки области новых хозяйствующих субъектов; - активизация предпринимательской деятельности и поддержка развития малого и среднего бизнеса. Основные задачи экономической политики в сфере регулирования естественных монополий Калининградской области заключаются в следующем: - выделение из субъектов естественных монополий самостоятельных предприятий, не относящихся к естественно-монопольным, и формирование конкурентных рынков предоставляемых ими видов услуг; - совершенствование системы ценообразования, регулирование уровня и структуры цен в сфере естественных монополий (на основе разрабатываемых Правительством Российской Федерации нормативных документов); - придание рынкам, контролируемым естественными монополиями, организованного характера за счет улучшения правовой регламентации взаимоотношений между их участниками и создания эффективной системы регулирования деятельности естественных монополий. Усилия по регулированию естественных монополий будут сконцентрированы, прежде всего, в электронике, газоснабжении, связи и на транспорте. 3.2.5. Поддержка малого предпринимательства Кризисное положение, в которым находится большая часть крупных и средних предприятий области, объективно повышает значение для экономики области малого предпринимательства. Малый бизнес уже в настоящее время принимает активное участие в формировании местных бюджетов, серьезно влияет на сдерживание роста безработицы, вовлекает в хозяйственный оборот неиспользуемые или неэффективно используемые оборудование и помещения, обеспечивает формирование среднего класса как основы стабильности в обществе. В 1997 году в регионе насчитывалось около 40 тысяч субъектов малого предпринимательства (включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица). Однако реально действуют только 5-7 тысяч предприятий. Всего в сфере малого бизнеса задействовано 15-20 процентов экономически активного населения области. Только в 1996 году малый бизнес обеспечил поступление в областной бюджет 520 млрд. рублей, что составило 32 процента всех налоговых поступлений. Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в области являются: - производство и переработка сельскохозяйственной и рыбной продукции; - производство товаров народного потребления; - оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; - жилищное и промышленное строительство, производство строительных материалов; - переработка и утилизация отходов; - развитие народных художественных промыслов. В 1998-2000 годах необходимо обеспечить существенный рост количества устойчиво работающих предприятий малого и среднего бизнеса, прежде всего - в производственной сфере. При этом усилия органов государственной власти области должны быть сосредоточены на решении следующих основных задач: - совершенствование региональной нормативно-правовой базы в целях развития малого предпринимательства; - формирование позитивного общественного мнения в отношении малого предпринимательства и деятельности его субъектов; - создание стимулов и условий для выхода значительной части малого бизнеса из "теневой" экономики; - гарантированное направление на поддержку малого предпринимательства бюджетных средств не менее 0,5 процента доходов областного бюджета с учетом поступлений из Федерального фонда поддержки регионов в год; - создание региональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, информационно-консалтинговых агентств и пр.); - развитие лизингового механизма материально-технического обеспечения малых предприятий; - дальнейшее развитие системы подготовки и переподготовки кадров; - создание системы диалога между предпринимателями и органами власти. 3.2.6. Создание и развитие рынка недвижимости В предстоящий период важным элементом институциональных преобразований будет являться становление и развитие рынка недвижимости. В целях углубления реформ на рынке недвижимости необходимо решить следующие задачи: - усовершенствовать региональную правовую базу, обеспечивающую регламентирование деятельности участников рынка недвижимости (в пределах полномочий, предоставляемых действующим законодательством Российской Федерации субъектам Федерации и органам местного самоуправления); - создать реестр недвижимости области; - создать системы государственной регистрации имущества и прав на него в целях информационного и правового обеспечения функционирования рынка недвижимости, государственной защиты прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - способствовать развитию оценочной деятельности, в том числе и по оценке рыночной стоимости земельных участков; - способствовать подготовке специалистов рынка недвижимости; - способствовать развитию ипотеки (ипотечного кредитования); - повысить ответственность профессиональных участников рынка недвижимости и усилить государственный контроль за ее использованием, обеспечить правовую защиту прав и интересов участников рынка недвижимости. 3.2.7. Объекты экономического роста региона Генеральное направление развития области в современных условиях заключается в формировании так называемых объектов экономического роста (ОЭР), способных стабилизировать экономику региона, ускорить ее структурную перестройку и обеспечить социально-экономическую безопасность. Под ОЭР понимается одно или группа динамично развивающихся предприятий способных решать социально-экономические проблемы не только своих предприятий, но и воздействовать на ситуацию в области в целом. Позитивное воздействие ОЭР на регион в целом будет заключаться в: - подключении к реализации производственных программ предприятий-ОЭР, других, сопряженных с ними и расположенных в области предприятий, а также вновь создаваемых дочерних и иных предприятий; - разработке и реализации комплексных целевых региональных производственных программ; - развитии предприятиями-ОЭР производственной инфраструктуры, которая будет работать и на интересы региона; - совместном с властями формировании и эксплуатации региональной производственной инфраструктуры на взаимоприемлемых условиях; - снижении социальной напряженности в регионе посредством решения социальных проблем и на предприятиях-ОЭР, и на сопряженных предприятиях; - снижении регионального уровня безработицы. Объектам экономического роста должен быть придан особый социально-экономический статус с предоставлением максимально благоприятного режима хозяйствования в силу их общественной и экономической значимости. Это предопределяет необходимость жесткого конкурсного отбора предприятий для получения ими статуса ОЭР. Одним из методов стимулирования развития ОЭР будет являться создание на их базе локальных СЭЗ, предоставляющих собой ограниченную территорию Калининградской области, в пределах которой устанавливается более льготный по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в Калининградской области, режим предпринимательской деятельности. 3.3. Структурная и инвестиционная политика 3.3.1. Приоритетные направления развития экономики области Приоритетные направления развития региональной экономики определяются географическим положением области, объективно складывающимися тенденциями в структурной перестройке промышленности региона, а также возможностями, предоставленными действующим режимом особой экономической зоны. Такими направлениями являются: - формирование крупного международного многофункционального транспортного узла. Это даст возможность организовать устойчивое сообщение области с другими регионами России, обеспечить выход российских предприятий на важнейшие мировые транспортные пути и расширить спектр предоставляемых им услуг, уменьшить валютную составляющую их транспортных расходов. Одним из элементов развития транспортного комплекса является создание в Особой экономической зоне специального транспортного центра с целью предоставления льготного налогового режима для российских автоперевозчиков, работающих на международных линиях. Это особенно актуально в последнее время в связи с наблюдающимся сокращением доли российских операторов на рынке международных автоперевозок; - развитие инфраструктуры внешнеторговых операций путем создания системы локальных свободных таможенных зон и международного финансового центра. С созданием Особой экономической зоны внешнеторговый оборот Калининградской области увеличился (по сравнению с 1995 годом) в 1,73 раза и составил за 1996 год 1326,5 млн. долларов США. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей требует создания соответствующей инфраструктуры, что, в свою очередь, будет способствовать переориентации на Особую экономическую зону транспортных потоков, проходящих в настоящее время через прибалтийские государства, и содействовать привлечению российских и иностранных инвестиций. - стимулирование создания нетрадиционных для области конкурентоспособных производств (по выпуску автомототехники, персональных компьютеров, сложных бытовых приборов и других высокотехнологичных товаров), в том числе путем учреждения локальных свободных экономических зон производственной ориентации и перепрофилирования существующих предприятий. Благодаря этому удастся провести структурную перестройку хозяйства области, обеспечить потребительский рынок отечественными товарами, укрепить экономическую основу жизнедеятельности региона и его самостоятельность по отношению к иностранным государствам, повысить конкурентоспособность российской экономики в целом и степень ее интеграции в мировое экономическое пространство. На первом этапе наиболее перспективными в этом отношении представляются два направления: создание и развитие сборочных производств с использованием импортных комплектующих, доработка и предпродажная подготовка экспортных товаров, произведенных в других регионах России. Становление подобного рода производств стимулируется особым хозяйственным режимом, действующим в Особой экономической зоне, и ее близостью к европейским рынкам; - развитие туристическо-рекреационного комплекса для организации отдыха и лечения прежде всего российских, а также иностранных граждан. Результатом деятельности предприятий этого комплекса будет привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе валютных) в экономику области и страны, обеспечение занятости населения и спроса на продукцию местных сельскохозяйственных производителей. Этому способствует наличие благоприятных климатических условий, а также то, что калининградское побережье является единственной принадлежащей России рекреационной зоной в данном регионе. По имеющимся оценкам, мощности комплекса могут достигать 170 тыс. мест в летний период и 80 тыс. мест в другие времена года. Данное направление предусматривается реализовать путем создания гостинично-туристических объектов с широким набором услуг; - поддержка предприятий агропромышленного комплекса, призванного гарантировать на приемлемом уровне продовольственную независимость области от внешних поставок, восстановить экономическую базу социального развития села; - возрождение рыбопромышленного комплекса и переориентации части его добывающих предприятий на прибрежный лов, что позволит увеличить поставки на российский рынок отечественной рыбной продукции, использовать мощности местных судостроительных и судоремонтных заводов, сохранить кадровый и научно-технический потенциал отрасли; - конверсия и развитие машиностроительных предприятий, использование их кадрового потенциала для перевода местной промышленности на выпуск наукоемкой и ресурсосберегающей продукции с использованием научно-технических разработок ученых Калининградской области и других регионов России; - комплексное развитие целлюлозно-бумажной промышленности, стимулирование ее перехода на экологически чистые, обеспечивающие максимальную глубину переработки сырья технологии и выпуск современной бумажной продукции. Таким образом предполагается увеличить экспортные возможности этой отрасли, обеспечить валютные поступления для нужд страны, улучшить экологическую обстановку на территории области; - возрождение янтарной промышленности, обеспечение устойчивых валютных поступлений для нужд страны за счет эффективного использования уникальных природных запасов янтаря. Отбор объектов экономического роста должен вестись прежде всего в указанных приоритетных отраслях. Проекты, предполагающие создание предприятий, деятельность которых способна негативно сказаться на развитии приоритетных отраслей и направлений, не могут наделяться статусом объекта экономического роста и пользоваться преимуществами этого статуса. 3.3.2. Привлечение инвестиций в реальный спектр экономики Принятие Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и областного законодательства о стимулировании инвестиций способствовало возникновению в области благоприятной среды для инвестиционной деятельности. В рейтинге журнала "Эксперт" (N 47 от 9 декабря 1996 года) Калининградская область отнесена к регионам с наиболее благоприятными законодательными условиями для российских (1-е место в России) и иностранных (2-е место после Новгородской области) инвесторов. В 1996-1997 годах в экономику области поступило 22,3 млн. долларов иностранных инвестиций, что составляет 47 процентов от общего объема иностранных инвестиций, привлеченных с 1993 года. Основными задачами, которые необходимо решить для дальнейшего стимулирования инвестиционной активности в регионе, являются: - совершенствование областного инвестиционного законодательства, в частности, принятие новой редакции Закона Калининградской области "Об условиях стимулирования инвестиций в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь")" ; - создание эффективной системы информационного обеспечения и формирование позитивного имиджа области как региона, привлекательного для потенциальных инвесторов, в том числе посредством подготовки и распространения бизнес-справочников по Калининградской области, каталогов предприятий и инвестиционных проектов, участие в выставках и ярмарках, использования для распространения информации о регионе компьютерной сети Интернет; - создание системы предоставления инвесторам налоговых льгот, иных преимуществ и гарантий, в том числе за счет средств областного бюджета; - формирование инвестиционной инфраструктуры, включая создание регионального агентства (агентств) экономического развития для работы по привлечению отечественных и иностранных бизнес-партнеров, развития соответствующей информационной базы. 3.3.3. Промышленная политика Главная цель промышленной политики на современном этапе развития хозяйственного комплекса области состоит в повышении эффективности и конкурентоспособности региональной промышленности на внешнем и внутреннем рынках, в обеспечении, на этой основе, ее стабилизации, а затем и подъема. Для достижения указанной цели необходимо создание соответствующих институциональных условий, к числу которых относятся: - совершенствование областного экономического законодательства, в частности, принятие новой редакции Законов Калининградской области "Об условиях стимулирования инвестиций в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь")" и "Об объектах экономического роста Калининградской области"; - стимулирование промышленного развития путем предоставления предприятиям налоговых льгот, иных преимуществ, а также гарантий возврата привлекаемых ими заемных средств; - создание эффективной системы защиты и поддержки местных товаропроизводителей, в частности, посредством гарантированного размещения на предприятиях региона областных государственных заказов; - стимулирование инвестиций посредством снижения инвестиционных рисков и предоставления преференций финансовым институтам; - осуществление региональной энергетической комиссией постоянного анализа стоимости поставляемой электрической и тепловой энергии и затрат, которые несут предприятия-потребители, а также разработки и реализации мероприятий по их снижению; - развитие институтов управленческого консультирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти; - внедрение на областных государственных и муниципальных предприятиях, а также на предприятиях, контрольный пакет акций или соответствующая доля в уставном фонде которых находятся в собственности Калининградской области или муниципальных образований Калининградской области, системы найма руководителей на основании контрактов, предусматривающих персональную ответственность за результаты деятельности предприятия. Применительно к разным отраслям регионального хозяйства промышленная политика будет иметь определенную специфику. Так, в рыбной промышленности должны быть прежде всего обеспечены: - реструктуризация всего рыбопромышленного комплекса в области; - более эффективное освоение рыбных ресурсов Балтийского моря, заливов и внутренних водоемов; - осуществление модернизации добывающего и транспортно-перерабатывающего флота; - обеспечение воспроизводства и охраны рыбных запасов; - пополнение добывающего флота. Направления развития целлюлозно-бумажной промышленности будут определяться с учетом изменения конъюнктуры внешнего рынка, особенностей хозяйственного режима ОЭЗ, возможных масштабов государственной поддержки, а также требований сохранения рабочих мест и предотвращения социальной напряженности. В данной отрасли необходимо обеспечить: - ограничение производства целлюлозы размерами возможного эффективного экспорта и внутренней потребности в целлюлозе для производства бумаги и картона; - улучшение качества и ассортимента бумаги с ориентацией на экспорт; - скорейшее завершение строительства очистных сооружений на Неманском и Советском целлюлозно-бумажном комбинатах; - сокращение производства целлюлозы на Калининградских ЦБК и ЦБЗ, находящихся в пределах городской черты областного центра, путем проведения реструктуризации этих предприятий. Основными направлениями промышленной политики в машиностроительном комплексе должны стать: - оказание содействия предприятиям в определении приоритетов, разработке бизнес-планов, в сертификации продукции производства, подготовке предприятий к конкурсам, межведомственным экспертизам для участия в федеральных и региональных целевых программах; - поддержка инвестиционных проектов, предусматривающих техническую модернизацию предприятий и выпуск современной конкурентоспособной продукции. 3.3.4. Политика в области транспорта Транспорт является одной из основных отраслей, определяющих будущее Калининградской области. Транспортная система области включает железнодорожный, воздушный, водный транспорт, а также автомобильный комплекс с сетью автомобильных дорог федерального и территориального значения. Главной задачей политики в области транспорта является обеспечение устойчивого, безопасного и эффективного функционирования всего транспортного комплекса. В этих целях предусматривается: - осуществление структурных и институциональных преобразований, обеспечивающих создание экономических и организационных условий для нормального функционирования рынка транспортных услуг, усиления инвестиционной активности в этой отрасли; - сохранение в государственной собственности важнейших транспортных предприятий, коммуникаций и объектов; - формирование нормативно-правовой базы, необходимой для обеспечения функционирования и развития всех видов транспорта и предприятий дорожного хозяйства в условиях рыночной экономики; - проведение на всех видах транспорта гибкой тарифной политики, отвечающей интересам потребителей транспортных услуг и стимулирующей снижение транспортных издержек; - совершенствование управления транспортными системами на основе высокоэффективных информационных технологий, рационального разграничения функций государственного управления между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления; - повышение технического уровня всех видов транспорта на основе обновления парка транспортных средств и модернизация транспортной инфраструктуры; - повышение безопасности движения, судоходства и полетов, эксплуатационной надежности объектов транспортной инфраструктуры, снижение вредного воздействия транспорта и других объектов на окружающую среду; - развитие транспортно-экспедиционных связей путем формирования международных транспортных коридоров, развития международных аэропортов и обустройства пунктов пересечения государственных границ. В настоящее время разработан ряд крупных проектов по реконструкции действующих и строительству новых портовых сооружений, автомобильных и железных дорог, сооружений воздушного транспорта. Часть из таких экономически обоснованных проектов уже реализуется. Среди них - реконструкция аэропорта "Храброво", предусматривающая расширение материально-технической базы аэропорта, увеличение мест стоянок, укрепление взлетно-посадочной полосы, оснащение современной навигационной техникой. Осуществление транспортного сообщения Европы с Россией через территорию Калининградской области требует ускоренной модернизации основных автомагистралей области, доведения их параметров до общеевропейских стандартов. Первоочередными задачами в этом плане являются: - завершение строительства российского участка автодороги Дорожное - госграница; - реконструкция федеральных автомобильных дорог Калининград - Черняховск - Нестеров, южный обход Калининграда, Гвардейск - Неман (на участке Талпаки - Советск); - реконструкция территориальных дорог Калининград - Балтийск, Калининград - Храброво (аэропорт), Гусев - Ольховатка - госграница, подъездов в курортную зону (Светлогорск, Зеленоградск). 3.3.5. Политика в области развития топливно-энергетического комплекса Для Калининградской области характерен низкий уровень обеспеченности собственными топливно-энергетическими ресурсами - на ее территории нет экономически значимых запасов топливных ресурсов. В этой связи работа энергетического комплекса области практически полностью базируется на привозном топливе, поставки которого в настоящее время зависят от условий транзита через территории сопредельных независимых государств. Это определяет особую важность для Калининградской области создания такой оптимальной структуры системы жизнеобеспечения, которая позволит: - снизить энергетическую зависимость региона; - обеспечить область электроэнергией собственного производства с учетом перспективного роста ее потребления; - создать систему бесперебойного снабжения газом и топливом. Конечной целью политики в области развития топливно-энергетического комплекса является обеспечение энергетической независимости области. При этом основными ее направлениями на ближайшую перспективу должны стать: - строительство на территории области собственных генерирующих источников электроэнергии; - строительство второй нитки газопровода в Калининградскую область через Польшу для обеспечения перспективной потребности газа с учетом строительства ТЭЦ-2; - строительство подземного хранилища газа общей проектной мощностью 800 млн. куб. м; - создание на территории области сети возобновляемых источников энергии, в частности, строительство ветроэнергетических установок в районах с повышенной ветровой активностью, восстановление гидроэлектростанций на малых реках, общий гидроэнергетический потенциал которых составляет 12-15 Мвт; - дальнейшее проведение геологоразведочных работ по поиску новых нефтяных месторождений и их освоение; - газификация городов и районов области (Черняховск, Советск, Гвардейск); - строительство новых котельных с использованием современных энергосберегающих технологий (Правдинск); - строительство газопровода до г. Светлого с целью перевода ГРЭС-2 на газовое топливо. 3.3.6. Политика в области связи и телекоммуникаций Политика в области связи и телекоммуникаций будет направлена на всестороннее развитие современных видов связи, широкого спектра информационных услуг в интересах населения области, учреждений, организаций и предприятий, обеспечение устойчивой и бесперебойной связи региона с остальной территорией Российской Федерации. Основными задачами, которые должны быть решены в данной сфере, являются: - завершение строительства станции космической связи, прокладка магистрального оптико-волоконного кабеля связи, создание нового телепередающего комплекса (в рамках реализации Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области); - значительное расширение телефонной сети, в том числе в порядке реализации программы "Российский народный телефон"; - создание региональной автоматизированной системы обмена данными на основе единых стандартов и современных информационных технологий; - создание равных условий деятельности для всех операторов связи и оказание государственной поддержки предприятиям связи, осуществляющим телефонизацию населенных пунктов в сельской местности и предоставляющим своим абонентам льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; - сохранение и развитие предприятий, предоставляющих населению области услуги почтовой связи. 3.3.7. Политика в области использования природных ресурсов Калининградская области располагает различными видами минеральных ресурсов, разработка и использование которых играют значительную роль в экономике региона. К ним, в первую очередь, относятся нефть, торф, строительные материалы, янтарь, питьевая и минеральная воды, соль. На территории области имеются также значительные залежи бурого угля, железных руд, цветных и редких металлов, калийно-магниевой соли, ангидридов, цеолитов, карбонатов. Однако горно-геологические условия и, прежде всего, большая глубина залегания данных полезных ископаемых делают их добычу экономически невыгодной, а экологически - не рациональной и даже опасной. Кроме того, следует учитывать, что техногенная нагрузка на рекреационную зону Калининградской области и без того весьма велика. Поэтому разработка минеральных ресурсов должна вестись с соблюдением требований рационального природопользования, в частности, необходимо исключить массовую их добычу карьерным способом. Органы государственной власти области должны: - создать комплексную систему стимулов для рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, внедрения современных методов изучения окружающей среды, мониторинга и прогнозирования происходящих в ней процессов; - повысить эффективность государственного управления в области отношений собственности на природные ресурсы, разработать предложения по усилению административной и уголовной ответственности за нарушение природно-ресурсного законодательства, обеспечить защиту региональных интересов при привлечении иностранных инвестиций для финансирования проектов, предусматривающих масштабное использование природных ресурсов и способных оказать существенное влияние на состояние окружающей среды; - разработать и реализовать специальную программу возрождения и развития янтарной отрасли; - содействовать увеличению на территории области добычи нефти путем скорейшего начала эксплуатации морских месторождений Д-6 и Д-9, проведения разведки новых и активной разработки старых месторождений с использованием современных технологий; - содействовать развитию на территории области активной добычи, комплексной переработки и использования торфа, разведанные запасы которого составляют более 1900 млн. куб. м. 3.3.8. Научно-техническая и инновационная политика Калининградская область располагает мощным научно-техническим потенциалом, однако в настоящее время он является невостребованным. Это обусловлено отсутствием рынка научно-технической продукции, поддержки инновационной деятельности со стороны органов государственного управления и хозяйствующих субъектов и соответствующей нормативно-правовой базы. Основной целью региональной научно-технической политики является наращивание и широкое использование научного потенциала области в интересах социально-экономического развития области. Для ее достижения планируется: - разработать и принять региональную программу развития научно-технического комплекса; - разработать и принять Закон Калининградской области "О научной и инновационной деятельности"; - создать региональный фонд развития науки; - создать из представителей научной общественности областной экспертно-консультативный совет; - обеспечить включение Калининградской области в федеральные научные и научно-технические программы по тем направлениям, которые представляют для области наибольший экономический и социальный интерес; - содействовать выходу разработок калининградских ученых на зарубежные рынки; - создать ассоциацию научных и производственных коллективов для решения наиболее актуальных научно-технических проблем региона. 3.3.9. Аграрная политика Несмотря на достигнутые в 1997 году положительные результаты, ситуация в сельском хозяйстве остается крайне тяжелой. Из-за несоответствия цен на материально-технические ресурсы и реализуемую сельскохозяйственную продукцию, несовершенства финансово-кредитной системы, отсутствия необходимого организационно-правового обеспечения, ограниченных возможностей бюджетной поддержки, отсутствия развитой рыночной инфраструктуры до сих пор не удалось стабилизировать объем продукции животноводства и растениеводства. Для остановки спада и обеспечения последующего роста в агропромышленном комплексе (АПК) необходимо: - сохранение и наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки за счет повышения плодородия почв, развития племенного животноводства, совершенствования системы семеноводства, мелиорации земель, внедрения современных производственных технологий, укрепления материально-технической базы хозяйств; - продолжение структурной перестройки АПК, увеличение числа эффективно работающих хозяйств; - формирование механизма поддержки товаропроизводителей АПК, переход от уравнительного распределения ресурсов к адресному, осуществляемому преимущественно на конкурсной основе; - ежегодное предоставление на конкурсной основе льготных кредитов, в том числе и товарных, для проведения сезонных сельскохозяйственных работ; - составление земельного кадастра, создание вторичного земельного фонда и механизмов эффективного землепользования; - использование лизинга для материально-технического обеспечения АПК на льготных условиях, создание сети МТС и прокатных пунктов машин и оборудования; - кооперирование и интеграция хозяйствующих субъектов в агропромышленном комплексе; - создание сети консультационных сельскохозяйственных центров; - организация системы подготовки и переподготовки кадров для АПК; - разработка системы мер по защите внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции; - решение проблем социального развития села. 3.3.10. Политика в области межрегионального сотрудничества Для развития экономики Калининградской области крайне важным является сотрудничество с другими регионами Российской Федерации, выступающими в качестве потенциальных покупателей производимой у нас продукции, поставляющими необходимое сырье, материалы и оборудование, а также использующими наши производственные и транспортные возможности. Однако в настоящее время эта сфера хозяйственной деятельности переживает серьезные трудности, главными причинами возникновения которых были и остаются сложные процедуры погранично-таможенного оформления грузов, высокие тарифы на услуги железнодорожного транспорта и необходимость получения визы для следования через территорию прибалтийских государств. В целях укрепления межрегионального сотрудничества необходимо: - открытие представительств Калининградской области в республиках, краях и областях Российской Федерации, с которыми возможен наиболее интенсивный товарооборот и крупномасштабное сотрудничество; - введение Правительством Российской Федерации упрощенного режима погранично-таможенного оформления грузов, следующих из Калининградской области в другие регионы Российской Федерации и с основной территории РФ в Калининградскую область, в том числе, в порядке транзита; - достижение Правительством Российской Федерации соглашений с прибалтийскими государствами о безвизовом режиме следования физических лиц через территорию из Калининградской области в другие регионы России и из других регионов России в Калининградскую область; - участие и проведение различных межрегиональных совещаний, конференций с привлечением заинтересованных федеральных структур; - оказание содействия калининградским предприятиям в установлении прямых контактов с возможными партнерами из внутренних регионов страны путем участия и организации межрегиональных выставок, ярмарок, подготовки и выпуска информационного бюллетеня "Предлагаем сотрудничество" с кратким описанием возможных инвестиционных предложений, предприятий-партнеров, перечня выпускаемой продукции и т.д. 3.3.11. Внешнеэкономическая политика В последние годы значительно возросло торгово-экономическое сотрудничество Калининградской области с соседними странами. По сравнению с 1993 годом внешнеторговый оборот увеличился более чем в 7 раз. Основными внешнеторговыми партнерами Калининградской области являются близлежащие страны - Германия, Польша, Литва, Белоруссия. Главными приоритетами в сфере внешнеэкономической политики являются поддержка экспорта местных товаропроизводителей и защита внутреннего рынка. Решение этих задач предполагает осуществление следующих мероприятий: - организация систематической работы по изучению и анализу экспортного потенциала области и динамики его развития, конъюнктуры мирового рынка, а также изменений международной политической ситуации в целях оптимизации системы мер по поддержке предприятий-экспортеров; - ежегодная разработка и представление в Минэкономики и МВЭС перечня мер стимулирования экспорта в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; - увязка предложений предприятий, производящих продукцию на экспорт, с основными направлениями и ежегодными объемами государственной поддержки экспорта, предусмотренными федеральной целевой программой "Поддержка и развитие экспорта", и согласование этих предложений с госзаказчиками для включения их в указанную федеральную программу на очередной год; - использование механизмов кредитования и страхования экспорта, а также получение государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам; - расширение деятельности представительств Калининградской области в Польше, Литве, Белоруссии, открытие представительства области в Германии; - создание сети информационно-консультационных служб; - достижение Правительством Российской Федерации договоренностей с Литовской Республикой, Республикой Польша и другими наиболее крупными поставщиками товаров в Калининградскую область об условиях обеспечения добросовестной конкуренции предприятий этих стран с калининградскими производителями аналогичной продукции, в том числе о порядке соблюдения антидемпинговых процедур; - создание системы поддержки местных товаропроизводителей и стимулирования иностранных партнеров к переходу от товарной интервенции к созданию совместных импортозаменяющих производств на территории области. 3.3.12. Политика в области развития туризма и санаторно-курортного комплекса Теплый умеренный климат побережья, наличие песчаных пляжей, лечебных грязей, минеральных источников, богатая растительность, включающая отдельные виды субтропических древесно-кустарниковых пород уникальные ландшафты Куршской и Вислинской кос с дюнными массивами делают Калининградское побережье единственным наиболее комфортным курортным побережьем России на Балтике. Это позволяет создать в Калининградской области современный, высокоэффективный и конкурентоспособный туристический и санаторно-рекреационный комплекс, обеспечивающий, с одной стороны, удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в соответствующих услугах, а с другой - рост налоговых поступлений, приток в регион иностранной валюты, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование культурного наследия и природных ресурсов. Основными задачами, которые необходимо решить в этой сфере, являются: - создание системы налоговых льгот и преференций для приоритетного развития туризма и санаторно-курортного комплекса; - стимулирование развития материальной базы туризма и санаторно-курортного комплекса путем финансирования из внебюджетных источников, а также привлечения иностранных инвестиций; - сохранение и развитие курортов, лечебно-оздоровительных местностей, рациональное использование природных лечебных ресурсов области для укрепления здоровья граждан; - формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма; - стимулирование развития предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области; - совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии и санаторно-курортного комплекса, проведение активной рекламной деятельности; - содействие в разработке и внедрении на отечественном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания; - создание условий для развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов, в том числе путем организации работ по реставрации и восстановлению памятников истории и культуры, поддержки развития экологического туризма и других нетрадиционных форм оказания рекреационных услуг; - создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров; - интеграция Калининградской области в систему мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма. 4. РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЕКТОРА 4.1. Политика в области занятости населения За последние годы на областном рынке труда произошло обострение ситуации. На конец 1996 года численность безработных составила 45 тысяч человек, или 10,6 процента экономически активного населения. Основными направлениями региональной политики в этой сфере являются создание рациональной структуры занятости населения и формирование гибкой и разносторонней системы социальной поддержки жителей области, потерявших работу. В рамках реализации данной политики должны быть обеспечены: - бесплатная квалифицированная консультационная помощь (включая юридическую), профессиональная ориентация всех групп занятого и незанятого населения (особенно безработных и школьников); - всестороннее содействие трудоустройству населения; - материальная поддержка безработных и членов их семей через выплаты пособий, доплаты на иждивенцев и различные единовременные выплаты; - организация службой занятости населения с участием органов государственной власти и местного самоуправления области оплачиваемых общественных работ; - создание необходимых условий для профессиональной переподготовки незанятых граждан (с оплатой обучения и выплатой стипендий); - оформление, в соответствии с существующим законодательством, досрочной пенсии безработным, достигшим предпенсионного возраста; - предоставление налоговых льгот и преференций предприятиям, обеспечивающим рабочими местами инвалидов; - стимулирование самозанятости безработных, в том числе в рамках выполнения программы поддержки малого предпринимательства; - расширение деловых контактов для создания условий трудовой миграции; - организация временной трудовой занятости школьников и молодежи. 4.2. Реформирование системы образования Ключевым фактором в процессе структурной перестройки и роста экономики региона является кадровое обеспечение проводимых реформ, определяемое состоянием и перспективами дальнейшего развития системы образования в Калининградской области, которая характеризуется противоречивыми тенденциями. Основными направлениями реформирования системы образования являются: - создание региональной законодательной и нормативной базы развития системы образования; - дополнительная поддержка органами власти образования особо одаренных детей и молодежи; - обеспечение общего образования детей, имеющих отклонения в развитии; - совершенствование системы контроля качества образования; - совершенствование системы прогнозирования потребности в кадрах для региона с привлечением заинтересованных организаций; - разработка системы формирования и финансирования регионального заказа на подготовку в учебных заведениях профессионального образования кадров рабочих и специалистов; - перепрофилирование части учреждений среднего профессионального образования в соответствии с изменившимся спросом предприятий региона на конкретные специальности; - сокращение приема в вузы на не пользующиеся спросом специальности; - укрепление кадровой, материальной базы, обеспечение доступа в международное информационное сообщество, организация обучения и стажировок студентов старших курсов и преподавателей системы высшего профессионального образования региона в ведущих российских и зарубежных центрах за счет технического содействия международных финансовых организаций и программ (ТАСИС, ЮНИДО, ЕБРР, МБРР и др.); - структурная реорганизация и переподчиненность системы профессионального образования в регионе: отход от ведомственной структуры профессионального образования, передача собственности и финансирования части учреждений профессионального образования (в особенности - начального) на областной муниципальный уровень с дальнейшей передачей ряда учреждений в собственность промышленных предприятий (по мере укрепления их финансового положения); - создание Центра переподготовки государственных служащих и менеджеров для Особой экономической зоны (администраций локальных зон, предприятий, входящих в перечень объектов экономического роста) на базе одного из существующих образовательных учреждений области. 4.3. Реформирование здравоохранения В рассматриваемой перспективе до 2000 года основная задача в области охраны здоровья населения заключается в реализации мероприятий, направленных на существенное повышение качества медицинского обслуживания на основе внедрения новейшего оборудования, новых методов лечения, интенсификации использования новых технологий, укрепления материальной базы здравоохранения. Все это потребует выполнения весьма обширной инвестиционной программы при существующих ограниченных ресурсах. К числу первоочередных действий по реформированию здравоохранения в области относятся: - создание целостной системы здравоохранения, основанной на единой для медицинских учреждений всех форм собственности региональной политике по охране здоровья населения; - вхождение в единую систему здравоохранения центров Госсанэпиднадзора, территориального фонда обязательного медицинского страхования; - объединение основных материально-технических средств, квалифицированных кадров в наиболее крупных лечебно-профилактических учреждениях города и области с целью создания мощных городских и межрайонных областных лечебно-профилактических учреждений первого уровня для оказания медицинской помощи при наиболее тяжелых заболеваниях; - разработка и реализация целевых областных программ по лечению и профилактике социально-опасных заболеваний - СПИДа, туберкулеза, венерических заболеваний, наркомании; - реализация программы лекарственного обеспечения населения, в том числе льготных категорий граждан; - создание информационно-аналитического центра, оснащенного современными средствами связи и банком данных по всей инфраструктуре здравоохранения области; - создание реабилитационно-оздоровительных центров на базе высвободившегося коечного фонда, действующих на принципах натуральной гигиены; - создание врачебного экспертного центра, состоящего из ведущих специалистов-профессионалов, для решения наиболее сложных и важных вопросов в лечебно-диагностическом процессе, в частности, таких как разработка системы тарифов и стандартов для территориального фонда обязательного медицинского страхования, выдача заключений для правоохранительных органов и т.д.; - реализация на территории Калининградской области проекта Международного банка реконструкции и развития "Медицинское оборудование". 4.4. Реформирование в сфере культуры Осуществление мероприятий по развитию культуры и искусства возможно лишь при условии выполнения законодательными и исполнительными органами власти всех уровней норм финансирования данной сферы, установленных Основами законодательства Российской Федерации о культуре. Основными направлениями реализации региональной политики в сфере культуры являются: - разработка и принятие областных законов "О культурной деятельности", "О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов" , "О музейном деле"; - создание Фонда поддержки культуры и искусства для привлечения дополнительных ресурсов путем использования недвижимых памятников истории и культуры в коммерческих проектах; - развитие практики госзаказа и приобретения произведений искусства, создание системы областных грантов; - субсидирование внутрироссийских гастрольно-выставочных программ; - развитие системы государственных стипендий для одаренных молодых художников и исполнителей, создание служб трудоустройства актеров и исполнителей; - поддержка создания и распространения художественных произведений, адресованных детям; - сохранение культурного наследия - памятников истории и культуры, музейного и библиотечного фондов путем технического перевооружения органов охраны памятников истории и культуры, музеев и библиотек, увеличения ассигнований на проведение реставрационных и консервационных работ, развития музейного обмена на общероссийском и международном уровнях, создания эффективно действующей системы книгораспространения и комплектования библиотек; - поддержка развития народного творчества, в частности, разработка и реализация программы адресной материально-технической поддержки ведущих народных коллективов, создание системы обучения молодежи приемам и навыкам народных промыслов, стимулирование плодотворного развития всех видов и жанров современного любительского искусства (проведение выставок, фестивалей, жанровых смотров, конкурсов, ярмарок народного творчества), создание областного центра национальных культур; - содействие созданию многоуровневой системы образования, подготовки, переподготовки и ротации кадров, разработки и реализации программы поддержки новых видов и форм профессионального искусства и народного творчества; - последовательное развитие международных культурных связей и обменов, что предполагает оказание содействия сохранению культуры русской диаспоры в странах Балтии, участие в программах международного многостороннего культурного сотрудничества. 4.5. Государственная молодежная политика Основными задачами региональной молодежной политики, выработанной в соответствии с Президентской программой "Молодежь России", являются: - раскрытие интеллектуального и творческого потенциала молодых людей; - формирование гражданско-патриотического отношения к родному краю, уважение истории, культуры, традиций; - обеспечение максимальной возможной вторичной и сезонной занятости молодежи, сдерживание роста безработицы; - рост деловой активности, предприимчивости и самозанятости молодежи; - укрепление здоровья молодого поколения области, снижение уровня преступности в молодежной среде; - снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков; - рост общественной активности молодежи, молодежных объединений, организаций. Основными направлениями региональной политики в данной сфере являются: - формирование местной законодательной базы, в частности, разработка и принятие областных законов "О государственной поддержке детских и молодежных организаций в Калининградской области", "О молодежи"; - становление инфраструктуры государственной молодежной политики (социальные службы молодежи, молодежная биржа занятости, реабилитационный Центр, Дом молодежи, сеть молодежных клубов (центров) по месту жительства); - создание устойчивой системы профессиональной ориентации, временной и вторичной занятости молодежи, постоянного трудоустройства; - создание системы информационного обеспечения молодежи; - формирование и развитие общественного молодежного движения; - поддержка деятельности детских и молодежных объединений; - поддержка талантливой молодежи. 4.6. Политика в области поддержки малоимущих слоев населения региона Для решения наиболее острых социальных проблем в регионе, подъема уровня жизни населения, оказания социальной поддержки слабо защищенным категориям граждан, малообеспеченным семьям с детьми будут осуществлены следующие мероприятия: - разработка и принятие областного закона "Об адресной помощи населению Калининградской области"; - ежегодная разработка программы социальной защиты населения региона; - обеспечение защиты трудовых прав и социальных гарантий граждан на повышение заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, а также их своевременной выплаты; - подготовка к реформированию пенсионной системы, переходу на персонифицированный учет страховых взносов в пенсионный фонд; - обеспечение контроля за своевременностью и полнотой предоставления льгот отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными и местными законами; - передача функций назначения и выплаты государственных пособий на детей от работодателей органам социальной защиты населения; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|