Расширенный поиск

Постановление Главы администрации (губернатора) Калининградской области от 22.04.1997 № 333

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

      Глава администрации (губеpнатоp) Калинингpадской области

                           Постановление

                                    Утратилo силу - Постановление
                                  Главы администрации (губернатора)
                                       Калининградской области
                                        от 10.08.2004 г. N 97

                   от 22 апреля 1997 г. N 333

  О региональной целевой Программе развития крестьянских (фермерских)
  хозяйств и кооперативов в Калининградской области на 1997-2000 годы

     В целях создания организационных экономических и социальных  условий
для устойчивого функционирования  крестьянских  (фермерских)  хозяйств  и
кооперативов  в  Калининградской  области  и  в  соответствии  с   Указом
Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года N 565 "О мерах  по
стабилизации   экономического   положения    и    развитию    реформ    в
агропромышленном  комплексе",  постановлением  Правительства   Российской
Федерации от 18 декабря 1996 года N 1499 "О федеральной целевой программе
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов  на  1996-2000
годы"

                           п о с т а н о в л я ю :

     1.   Утвердить   региональную   программу   развития    крестьянских
(фермерских)  хозяйств  и  кооперативов  в  Калининградской  области   на
1997-2000 годы согласно приложению.
     2. Финансовому управлению  администрации  области,  начиная  с  1997
года, предусматривать выделение агропромышленному комитету  администрации
области бюджетных ассигнований на реализацию Программы по статье  "Помощь
фермерским хозяйствам".
     3. Контроль за исполнением  настоящего  постановления  возложить  на
первого заместителя главы администрации  (губернатора)  области  Семенова
Ю.Н.
     4. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Глава администрации                                           Л. Горбенко
(губернатор) области

                                                               Приложение
                                                          к постановлению
                                              главы администрации области
                                               от 22 апреля 1997 г. N 333


                          Региональная целевая
          программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств
       и кооперативов в Калининградской области на 1997-2000 годы


                                 Паспорт
    региональной целевой программы развития крестьянских (фермерских)
                хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы

Наименование Программы       - Региональная целевая Программа развития
                               крестьянских (фермерских) хозяйств и
                               кооперативов на 1997-2000 годы

Основание для разработки     - Указ Президента Российской Федерации от
Программы                      16 апреля 1996 года N 565 "О мерах по
                               стабилизации экономического положения и
                               развития реформ в агропромышленном
                               комплексе и постановление Правительства
                               Российской Федерации от 18 декабря 1996
                               года N 1499 "О Федеральной целевой
                               программе развития крестьянских
                               (фермерских) хозяйств и кооперативов
                               на 1996-2000 годы".
                             - Концепция развития агропромышленного
                               комплекса Калининградской области

Заказчик Программы           - Администрация Калининградской области

Основные разработчики        - Агропромышленный комитет администрации
Программы                      области
                             - Комитет по земельным ресурсам и
                               землеустройству Калининградской области
                             - Союз фермеров Калининградской области

Цели Программы               - Обеспечение устойчивого развития и
                               повышения эффективности работы фермерского
                               сектора, как составной части многоукладной
                               аграрной экономики, насыщение
                               сельскохозяйственного рынка области
                               продукцией собственного производства,
                               социальная защита крестьянства в условиях
                               рыночных отношений

Основные программные         - Создание организационных, экономических
мероприятия                    (включая внешнеэкономические), правовых и
                               социальных условий эффективного
                               функционирования крестьянских (фермерских)
                               хозяйств и кооперативов, формирование
                               рыночной инфраструктуры на основе
                               кооперации, совершенствование механизма
                               государственной поддержки крестьянских
                               (фермерских) хозяйств и
                               сельскохозяйственных кооперативов

Исполнители Программы        - Агропромышленный комитет администрации
                               области, финансовое управление
                               администрации области, комитет по
                               земельным ресурсам и землеустройству
                               Калининградской области;
                             - Управление труда и социального развития;
                             - Комитет СЭЗ "Янтарь";
                             - Союз фермеров области

Сроки и этапы реализации     - 1997-2000 годы;
Программы                      1 этап - 1997-1998 годы;
                               2 этап - 1999-200 годы.

Важнейшие целевые показатели - к 2000 году за счет роста числа
                               крестьянских (фермерских) хозяйств,
                               увеличения размеров крестьянского
                               землевладения, развития производственных и
                               потребительских кооперативов, внедрения
                               прогрессивных технологий и повышения на
                               этой основе продуктивности земледелия и
                               животноводства валовая продукция
                               сельского хозяйства в этом секторе
                               вырастет примерно в 3 раза. Производство
                               зерна составит 55 тыс. тонн, картофеля
                               18 тыс.тонн, овощей 6 тыс.тонн, доля
                               продукции фермерского сектора составит
                               примерно 18-20% в общем объеме
                               производства сельского хозяйства

Ожидаемые результаты         - Реструктуризация агропромышленного
Программы                      комплекса на принципах рыночной экономики,
                               более полное насыщение регионального
                               рынка продукцией сельского хозяйства
                               собственного производства и усиления
                               конкурентоспособности агропромышленного
                               комплекса. Повышение экономической
                               эффективности крестьянских (фермерских)
                               хозяйств и кооперативов, создание рыночной
                               инфраструктуры, улучшение социального
                               положения крестьян.

Система контроля за          - Контроль за исполнением осуществляет
исполнением Программы          администрация области, финансовое
                               управление, органы местного самоуправления


                               Содержание
                              Паспорт программы

     1. Введение
     2. Цель, задачи и этапы реализации Программы
     3. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и
        кооперативов
     4. Земельные отношения, совершенствование механизма крестьянского
        землевладения
     5. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
     6. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских
        хозяйств и кооперативов
     7. Информационно-консультативное обслуживание и научное обеспечение
        крестьянских хозяйств и кооперативов. Обучение и повышение
        квалификации фермеров
     8. Развитие фермерского самоуправления
     9. Социально-экономические результаты реализации Программы
    10. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
    11. Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
        Приложение N 1
    12. Производство основных видов продукции сельского хозяйства в
        крестьянских (фермерских) хозяйствах. Приложение N 2
    13. Наличие сельскохозяйственной техники в крестьянских (фермерских)
        хозяйствах. Приложение N 3
    14. Наличие основных производственных помещений. Приложение N 4
    15. Выделение средств на государственную поддержку развития
        фермерства. Приложение N 5


                               1. Введение

     Региональная целевая Программа  развития  крестьянских  (фермерских)
хозяйств и кооперативов в Калининградской области на  1997  -  2000  годы
разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16
апреля 1996  года  N  565  и  "О  мерах  по  стабилизации  экономического
положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе,  постановлением
Правительства РФ от 16 декабря 1996 года N 1499  "О  федеральной  целевой
программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и  кооперативов  на
1996-2000 годы".
     Крестьянские (фермерские) хозяйства и  их  объединения  (ассоциации,
коопхозы и др.) стали  неотъемлемой  частью  агропромышленного  комплекса
области. Вместе с тем, на  дальнейшее  динамичное  развитие  крестьянских
(фермерских) хозяйств  оказывают  негативное  влияние  многие  нерешенные
вопросы,основными из которых являются:
     -  далеко  несовершенная   нормативно-правовая   база   деятельности
крестьянских (фермерских) хозяйств;
     - недостаточная государственная поддержка фермерского движения;
     - отсутствие развитой рыночной  инфраструктуры  (сбыт,  переработка,
снабжение, обслуживание и др.);
     - неподготовленность предприятий новых форм  хозяйствования,  в  том
числе фермеров, к жестким реальным условиям работы в рыночных отношениях;
-     несовершенство     аграрной     политики      (кредитно-финансовой,
протекционистской, налоговой и др.);
     - неплатежи  за  продукцию,  высокая  инфляция,  диспаритет  цен  на
промышленную и сельскохозяйственную продукцию;
     - усиление позиций импортеров на продовольственном рынке  области  и
другие.
     В области фермерское движение начало развиваться  с  1990  года.  На
1.01.1997 года насчитывается 4100 крестьянских (фермерских) хозяйств,  за
которыми   закреплено   66   тыс.га,   в   том    числе    62,7    тыс.га
сельскохозяйственных угодий, что составляет 9 процентов от  общего  числа
сельскохозяйственных угодий области. Пашня занимает 34 тыс.га.
     В  настоящее  время  в  области  функционирует  27  производственных
фермерских объединения,  в  том  числе  ассоциации  фермерских  хозяйств,
общества с ограниченной ответственностью, коопхозы.  Они  объединяют  513
фермерских хозяйств, за которыми закреплено  10,5  тыс.га  земли.  Данные
формирования осуществляют свою деятельность по двум направлениям: ведущие
совместно производство в  едином  севообороте  и  совместно  использующие
сельскохозяйственную технику. Крестьянские (фермерские)  хозяйства  и  их
объединения имеют 10 мини-пекарен, 5 мини-цехов по  переработке  мяса,  3
мельничных комплекса.
     В фермерских хозяйствах и созданных ими формированиях занято более 8
тыс. человек. Кроме того, более 5 тыс.  человек  привлекается  по  найму.
Следовательно, развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов
позволяет, в  условиях  спада  производства  в  коллективных  хозяйствах,
уменьшать безработицу и смягчать социальную напряженность на селе.
     Вместе с тем, из 4100 фермерских  хозяйств  лишь  одна  треть  ведет
товарное производство, а 25 процентов хозяйств вообще  не  ведут  никакое
производство. За годы реформ  560  хозяйств  в  области  прекратили  свое
существование.
     В 1996 году крестьянские (фермерские)  хозяйства  и  их  объединения
произвели зерна 19,2 тыс.тонн, картофеля  6,1  тыс.тонн,  мяса  (в  живом
весе) - 1,3 тыс.тонн, молока - 8,8 и овощей 1  тыс.тонн,  что  составляет
соответственно 8,7; 45; 5,3; 6,3 и 30 процентов  от  объема  производства
этих видов продукции коллективными хозяйствами.
     Налаживаются внешнеэкономические связи фермеров с предпринимателями,
Союзами фермеров зарубежных стран: Германией, Швецией, Польшей, Англией и
другими странами.
     Положение, сложившееся в фермерском секторе  и  прогнозируемый  рост
числа  крестьянских  (фермерских)  хозяйств  и  кооперативов  требуют   в
дальнейшем  комплексного  решения  вопросов  и  их   развития,   усиления
государственной поддержки.


              2. Цель, задачи и этапы реализации программы

     Цель  программы  -  обеспечение  устойчивого  развития  и  повышения
эффективности  фермерского  сектора,  социальная  защита  крестьянства  в
условиях рыночных отношений.
     Задачами программы являются:
     -     создание     организационных,      экономических      (включая
внешнеэкономические),  правовых   и   социальных   условий   эффективного
функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов;
     - совершенствование механизма государственной поддержки крестьянских
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов;
     - развитие земельной реформы, совершенствование земельных  отношений
и обеспечение защиты  прав  граждан  на  землю,  расширение  крестьянских
землевладений;
     -  формирование  рыночной  и  социальной  инфраструктуры  на  основе
кооперации и интеграции;
     - развитие фермерского самоуправления.
     Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
     На  первом   этапе   (1997-1998   годы)   осуществляются   меры   по
совершенствованию  нормативно-правовой  базы  крестьянских   хозяйств   и
кооперативов. В рамках целевых  программ  осуществляются  мероприятия  по
повышению   плодородия   земель   и   рациональному   их   использованию.
Крестьянские  хозяйства  и  кооперативы  оснащаются  сельскохозяйственной
техникой,    оборудованием,     транспортными     средствами,     другими
материально-техническими   ресурсами   в   количествах,    обеспечивающих
своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ.
     Государственная поддержка  крестьянским  хозяйствам  и  кооперативам
будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на  земле
и ведения производства в условиях рыночных отношений.  Будет  проводиться
работа   по   совершенствованию   системы    налогообложения,    созданию
благоприятных организационных и экономических  условий  для  деятельности
крестьянских  (фермерских)  хозяйств  и  объединений,   кооперативов   по
переработке,   хранению,   сбыту   сельскохозяйственной    продукции    и
агросервису.  Начнется  формирование  системы   кредитной   и   страховой
кооперации,    информационно-консультативного    обслуживания    сельских
товаропроизводителей. Будет продолжено  обучение  фермеров  и  работников
кооперативов.
     На втором этапе (1999-2000 годы) пo мере преобразований  и  усиления
государственной поддержки возрастут число крестьянских хозяйств и площади
земельных наделов, ускорятся процессы специализации хозяйств, формируется
рыночная и социальная инфраструктура на основе кооперации  и  интеграции,
создается  система  кредитной   кооперации   и   страхования,   укрепится
материально-техническая  база  крестьянских  хозяйств   и   кооперативов,
расширится сфера применения  эффективных  ресурсосберегающих  технологий,
достижений  науки   и   передовой   практики.   Увеличится   производство
сельскохозяйственной   продукции,   укрепится   экономика    крестьянских
хозяйств.


             3. Совершенствование правовой базы крестьянских
                         хозяйств и кооперативов

     Правовое  обеспечение  фермерского  сектора  в  целом  нуждается   в
существенном обновлении с одной стороны,  а  с  другой  -  необходимостью
разработки местных нормативно-правовых актов, которые будут направлены на
создание условий для  его  эффективного  функционирования  и  дальнейшего
развития.
     В целях дальнейшего развития АПК  области,  становления  фермерского
сектора  будут  разработаны  и   внесены   в   областную   Думу   проекты
нормативно-правовых актов по вопросам: регулирования земельных отношений,
создания  фондов  финансовой  поддержки  агропромышленного  комплекса   и
индивидуального  жилищного  строительства  на  селе,  мелиорации  земель,
предоставления экономических и других льгот товаропроизводителям в  целях
стимулирования    производства    сельскохозяйственной    продукции     и
продовольствия   для   государственных   нужд,   ипотеки,    упорядочения
налогообложения залоговых операций, защиты  местных  сельскохозяйственных
товаропроизводителей и др.
     Будут также внесены  в  федеральные  органы  власти  предложения  по
вопросам  совершенствования  налоговой,   финансово-кредитной   политики,
ипотеки и другие, что будет способствовать успешной реализации программы.

    4. Земельные отношения, совершенствование механизма крестьянского
                    землевладения и землепользования

     Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию
прав граждан на землю, формирование механизма  рыночного  оборота  земли,
создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем  объединения  земельных
долей членов этих хозяйств, аренды, покупки и других  видов  приобретения
земельных участков.
     Завершится  переоформление  в   собственность   фермерам   земельных
участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и  бессрочное
пользование. Будут установлены  предельные  размеры  земельных  участков,
находящихся в собственности, без ограничения размеров арендуемых  земель.
Предусматривается  разработать  и  внедрить   механизм   залога   земель,
усовершенствовать   порядок   купли-продажи    земельных    участков    и
предоставления  владельцам  личных  подсобных   хозяйств   дополнительных
земельных участков сверх установленных размеров за счет земельных долей и
фонда перераспределения земель.
     Для  развития  крестьянских  (фермерских)  хозяйств  и  кооперативов
предстоит провести  комплекс  землеустроительных  работ  по  консолидации
земельных   участков   крестьянских   хозяйств   и   сельскохозяйственных
кооперативов с учетом региональных  природно-экономических  особенностей,
компактного размещения земельных  участков,  обеспечивающих  рациональную
организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель и
создание     условий     для     кооперирования      сельскохозяйственных
товаропроизводителей.  Усилится  контроль  за  использованием  земель  по
целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами. Ожидается,
что к  2000  году  площадь  сельскохозяйственных  угодий,  находящихся  в
распоряжении   крестьянских   хозяйств,   ассоциаций,    объединений    и
кооперативов, увеличится и составит 83 тыс.га, в  том  числе  пашни  42,6
тыс.га.
     С   целью   формирования   рыночного   оборота   земли,   укрупнения
крестьянских  (фермерских)  хозяйств,  создания  им  и  личным  подсобным
хозяйствам  благоприятных  условий  для  работы,  будут  внесены  проекты
основополагающих документов по пересмотру,  в  сторону  увеличения,  норм
размеров земельных участков для  ведения  личных  подсобных  хозяйств,  а
также   размеров   участков,   передаваемых   фермерским   (крестьянским)
хозяйствам  в  собственность.  В   рамках   совершенствования   земельных
отношений, в установленном порядке будут осуществлены меры по закреплению
земельных долей в натуре, в реформируемых коллективных хозяйствах,  будет
разработан порядок обмена земельными  участками,  выделения  имущества  и
земель для вновь  создаваемых  кооперативов,  с  учетом  рационального  и
компактного их  размещения.  Данная  работа  организуется  на  областном,
районном   уровнях,    сельскохозяйственных    предприятиях    специально
создаваемыми комиссиями и рабочими группами.

              5. Развитие кооперации крестьянских хозяйств

     Основными направлениями развития  кооперации  крестьянских  хозяйств
являются:
     -  совместное  использование  техники  и  обработка  земли,  ведение
животноводства;
     - переработка, хранение и сбыт продукции;
     - материально-техническое обеспечение;
     - инженерно-технологическое обслуживание;
     - кредитование и страхование и другие;
     - консультационно-информационное обслуживание.

     Ускорится   создание   фермерских   кооперативов   по    совместному
использованию  техники  и  обработке  земли   на   основе   добровольного
объединения хозяйств, прежде всего, мелких, расположенных  в  достаточной
близости друг от друга. В соответствии с законом "О  сельскохозяйственной
кооперации" будут создаваться на  базе  (составе)  коллективных  хозяйств
производственные  и  потребительские  кооперативы,  что  позволит   более
рационально   использовать   основные   фонды   и    разделение    труда.
Потребительские  кооперативы  будут  создаваться  также  на  базе   служб
агротехсервиса, предприятий переработки, при сельских администрациях.
     После   принятия   соответствующих   федеральных    законов    будет
сформирована система сельских кредитных кооперативов, ориентированных  на
сельскохозяйственных  товаропроизводителей  и  граждан,  проживающих   на
данной   территории.   Первоначально,   кредитные    кооперативы    будут
создаваться, как общества взаимного кредитования  на  основе  объединения
средств их членов. В дальнейшем, привлекая средства  населения  и  других
инвесторов они превратятся в ссудо-сберегательные кооперативы.  Кредитные
кооперативы  станут  источником  первоначального  капитала   для   малого
предпринимательства.
     На новый уровень будет возведена потребкооперация. Будут создаваться
на основе муниципальной собственности (магазины,  рынки  склады,  базы  и
др.) потребительские сбытовые сельскохозяйственные кооперативы.  Начнется
работа по созданию сельских обществ взаимного страхования  и  их  союзов,
которым будет оказана государственная поддержка.

            6. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
                  крестьянских хозяйств и кооперативов

     Система   финансово-кредитного   и    инвестиционного    обеспечения
крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание  условий  для
развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и
социальной   инфраструктуры,   повышение   эффективности   и   доходности
производства.
     В отношении крестьянских хозяйств  и  кооперативов  применяются  все
меры   государственной   поддержки,   оказываемой    сельскохозяйственным
товаропроизводителям в  соответствии  с  Федеральной  целевой  программой
стабилизации  и  развития  агропромышленного  производства  в  Российской
Федерации  на  1996-2000  годы,  а  также  установленные  постановлениями
Правительства Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
субъектов Российской Федерации на возвратной и  безвозвратной  основе  из
федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской  Федерации,  местных
бюджетов и иных источников.
     Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
     - финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия
почв, ветеринарному обслуживанию;
     -   дотирование   продукции   элитного   семеноводства,   племенного
животноводства;
     - компенсация  затрат  товаропроизводителям,  специализирующимся  на
размножении семян овощных культур;
     - поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной  аренды
(лизинга);
     - компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей
на  приобретение  минеральных   удобрений,   средств   защиты   растений,
комбикормов    животноводческими    комплексами,    энергоносителей     -
специализированными овощеводческими хозяйствами;
     - финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением
существующих землепользований и организацией устройства их территории;
     - компенсация до 50 процентов затрат на разработку  проектно-сметной
документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
     - оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые 5  лет,
включая гарантии на получения кредитов  вновь  создающимися  хозяйствами,
поддержку  формирования  производственной  инфраструктуры  (строительство
подъездных путей,  мостов,  линий  электропередачи,  газификация,  связь,
водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений);
     - кредитование приобретения земли;
     -  возмещение  начинающим  хозяйствам  первоначального  взноса   при
приобретении  сельскохозяйственной  техники  на  условиях   лизинга   или
соответствующей части затрат при приобретении техники;
     - содействие в создании  системы  кредитной  кооперации  в  аграрном
секторе  путем  оказания  помощи   в   формировании   паевых   фондов   и
предоставления кредитных ресурсов;
     - формирование системы страхования  в  аграрном  секторе  с  долевым
участием федерального бюджета;
     - льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в
том числе на сезонные затраты;
     - финансирование подготовки кадров для агропромышленного  комплекса,
издание специальной литературы для фермеров;
     - компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
     - развитие межфермерской  кооперации  по  совместному  использованию
сельскохозяйственной    техники,    обработке     земли,     производству
сельскохозяйственной  продукции,  ее  переработке,  хранению   и   сбыту,
агросервису;
     - компенсация до 50 процентов затрат на строительство, расширение  и
реконструкцию  животноводческих  помещений,  рыбоводных  прудов,   других
производственных объектов;
     - выплата пособий семьям, переселившимся в  сельскую  местность  для
создания крестьянских хозяйств;
     - льготное кредитование строительства жилья;
     - оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой  финансовой
помощи на возвратной и безвозвратной основе.
     Укрепление   производственной   базы   и   инженерное   обустройство
крестьянских  хозяйств  и  кооперативов  будет  осуществляться  в  рамках
федеральных и региональных целевых программ развития  отраслей  сельского
хозяйства,  а   также   программ   по   электрификации,   газификации   и
водоснабжению  села,  строительству  дорог,  развитию  средств  связи   в
сельской местности.
     Выделение бюджетных средств, направляемых  на  развитие  фермерского
сектора, осуществляется по  решению  экспертно-аналитических  советов  на
конкурсной  основе.  В  состав  советов  включаются  представители  Союза
фермеров. Государственная поддержка крестьянским хозяйствам  и  созданным
на их базе формированиям  будет  осуществляться  как  правило,  тем,  кто
обеспечивает  устойчивую  работу,  целевое  и  эффективное  использование
выделенных средств.
     Будет создан фонд финансовой поддержки агропромышленного  комплекса,
где наряду  с  другими  товаропроизводителями,  будет  в  равной  степени
осуществляться финансовая поддержка и крестьянских (фермерских) хозяйств,
и их ассоциаций (объединений), и других формирований.
     Из  федерального  бюджета  направляются  средства   на   обеспечение
материально-техническими ресурсами, в том числе  на  поставку  техники  и
приобретение племенного скота на условиях лизинга,  развитие  кооперации,
проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению
и      охране      земель,      издание      специальной      литературы,
информационно-консультативное  обслуживание,  строительство   жилья   для
фермеров в  размерах  не  менее  доли  крестьянских  хозяйств  в  площади
используемых земель или в производстве продукции и  с  учетом  расчетного
увеличения численности хозяйств и кооперативов.
     Из местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе)  средства
выделяются  на   инженерное   обустройство,   развитие   производственной
инфраструктуры,     строительство,     расширение     и     реконструкцию
животноводческих    помещений,    других    производственных     объектов
сельскохозяйственного назначения, жилья, приобретение  техники,  развитие
кооперации, пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским
семейным детским домам, проведение землеустроительных  работ,  разработку
документации  по  улучшению  и  охране  земель,  мелиорацию,  дотации  на
отдельные виды продукции и другие цели.
     Все материальные и  финансовые  ресурсы,  направляемые  на  развитие
агропромышленного   комплекса   выделяются   крестьянским    (фермерским)
хозяйствам и кооперативам пропорционально объемам производимой продукции.
     В целях конкретизации Закона Калининградской области "О  закупках  и
поставках сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия  для
государственных  нужд",  в  части  заключения   договоров   на   поставку
товаросельхозпроизводителями   продукции   для   государственных    нужд,
оформление последних осуществляется  только  в  тр|хстороннем  порядке  с
обязательным участием государственного заказчика  (администрация  района,
либо  ее  органом  управления  сельским   хозяйством),   определяющим   и
контролирующим цены на закупаемую и pеализуемую продукцию.
     Кроме того, ежегодным постановлением главы администрации,  наряду  с
определением  госзаказчиков  по  закупкам,  определяется  и  предприятие,
устанавливающее показатели качества поставляемой продукции.
     Финансовые    средства    государственной     поддержки     ежегодно
предусматриваются  в  федеральном  бюджете,  местных  бюджетах   при   их
формировании  по  представлению   органов   государственного   управления
агропромышленным  комплексом  на  основании  заявок  органов  фермерского
самоуправления в пределах сумм, предусмотренных на реализацию федеральной
целевой программы стабилизации и развития агропромышленного  производства
в Российской Федерации на 1996-2000 годы и региональных программ.

         7. Информационно-консультативное обслуживание и научное
            обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов.
               Обучение и повышение квалификации фермеров

     Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств,  кооперативов  и
других   сельскохозяйственных   товаропроизводителей   в   информации   и
консультационных  услугах  на   федеральном   уровне   создается   единая
федеральная  информационно-консультативная  служба,  включающая  в   себя
отраслевые и региональные центры  с  сетью  участковых  консультантов,  а
также соответствующие подразделения в органах государственного управления
агропромышленным комплексом. Информационно-консультативная  служба  будет
оказывать помощь в освоении достижений  науки  и  техники,  прогрессивных
технологий производства, в  области  маркетинга,  экономики,  кооперации,
социальной и юридической защиты.
     Данная  работа  по   созданию   и   совершенствованию   научного   и
информационно-консультационного обеспечения будет проводиться на  уровнях
области, района, сельскохозяйственного предприятия.
     Будет  продолжена   практика   организации   постоянно   действующих
семинаров  на  базе  опытных  хозяйств   научных,   учебных   учреждений,
крестьянских хозяйств и др., и превращения  их  в  постоянно  действующие
консультационные центры. Будет продолжено  информационно-консультационное
обслуживание  крестьянских  (фермерских)  хозяйств  и   кооперативов   по
вопросам экономики, учета, финансов, производства,  права,  маркетинга  и
др. через газету "Маржа", другие средства массовой информации.
     Увеличится   выпуск   учебно-методических   пособий,   рекомендаций,
справочно-нормативной   литературы   для    крестьянских    хозяйств    и
кооперативов.
     В соответствии с Государственной программой  подготовки  фермеров  в
Российской Федерации будет больше внимания уделено подготовке и повышению
профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов, включая
кредитные и страховые. В учебные программы  сельскохозяйственных  учебных
заведений будет введен специальный курс по проблемам сельскохозяйственной
кооперации. Продолжится практика  стажировки  фермеров  и  преподавателей
сельскохозяйственных   учебных   заведений   в    лучших    отечественных
крестьянских   хозяйствах   и   кооперативах,   а   также   за   рубежом.
Координирующим центром по вопросам  подготовки  и  переподготовки  кадров
является Калининградский институт переподготовки кадров и агробизнеса.
     Предусматривается ежегодно  проводить  региональные  смотры-конкурсы
крестьянских     хозяйств     и      кооперативов,      выставки-ярмарки,
научно-практические конференции и  семинары  по  вопросам  фермерского  и
кооперативного движения.

                 8. Развитие фермерского самоуправления

     Развитие   фермерского   самоуправления   будет   проходить    путем
объединения крестьянских хозяйств в кооперативы,  ассоциации  и  союзы  в
целях   координации    их    хозяйственной    деятельности,    а    также
представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов
в органах государственной власти всех уровней и местного  самоуправления,
органах      хозяйственного      самоуправления      товаропроизводителей
агропромышленного комплекса,  профсоюзных  и  других  организациях.  Союз
фермеров Калининградской области, региональное  отделение  АККОР,  другие
органы фермерского самоуправления привлекаются  органами  государственной
власти и органами  местного  самоуправления  к  разработке  и  реализации
федеральных,  региональных  и  местных   программ,   других   документов,
социально-экономического    развития     агропромышленного     комплекса,
совершенствования нормативно-правовой  базы,  создания  производственной,
рыночной    и    социальной    инфраструктуры,    систем     финансового,
технологического,   агросервисного   и    информационно-консультационного
обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     Органы  государственной  власти  и  органы  местного  самоуправления
взаимодействуют  с  фермерскими  организациями  на  основе  соглашений  и
договоров о совместной деятельности в сфере производства,  переработки  и
сбыта продукции, кооперации, социального развития села.
     В   практику   взаимного   сотрудничества    вводится    организация
систематических  встреч  руководства  администрации  и   Союза   фермеров
области. Представители объединений фермеров постоянно принимают участие в
совещаниях,   семинарах,   проводимых   по   вопросам   агропромышленного
комплекса.

       9. Социально-экономические результаты реализации программы

     Реализация  программы  позволит  обеспечить  развитие   крестьянских
хозяйств  и  кооперативов,  повышение  их  экономической   эффективности.
Укрепится организационно-правовое  и  социальное  положение  крестьянских
хозяйств, их материально-техническая база,  возрастет  производительность
труда, повысится  профессиональный  уровень  и  благосостояние  фермеров,
возрастет рыночная ориентация  крестьянских  хозяйств,  расширится  сфера
занятости на селе, получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление,
кооперативные и интеграционные связи фермеров между  собой  и  с  другими
товаропроизводителями   агропромышленного   комплекса   в   производстве,
переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании,  кредитовании,
страховании и социальном обустройстве села.
     Увеличится  объем  производства  сельскохозяйственной  продукции   и
изменится  производственная  структура  фермерского  сектора.   Углубится
специализация  хозяйств,  более  быстрыми   темпами   будут   развиваться
животноводство. Объем производства сельскохозяйственной продукции в  2000
году по сравнению с 1995 годом увеличится более чем в 4 раза.
     В земледелии рост производства будет достигнут  за  счет  увеличения
числа хозяйств  и  общей  площади  земель,  более  полного  использования
предоставленных им земельных участков, а также за счет повышения культуры
производства.
     Увеличение производства животноводческой продукции будет  достигнуто
за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота и  свиней,  создания
более крупных ферм и повышения продуктивности животных.
     Фермерский  сектор  займет  более  прочное   положение   в   системе
агропромышленного    производства,    станет    конкурентоспособным    на
продовольственном рынке. Доля фермерского сектора в общем объеме  валовой
продукции сельского хозяйства возрастет до 18-20 процентов.

            10. Организация управления программой и контроль
                            за ее реализацией

     Заказчиком Программы является администрация Калининградской области.
     Для  осуществления  взаимодействия  органов  исполнительной   власти
управляемости процесса развития  АПК  области,  в  том  числе  реализации
данной программы, при заказчике создается областная  комиссия  в  составе
представителей агропромышленного комитета, комитета по земельным ресурсам
и   землеустройству,   финансового   управления,   налоговой   инспекции,
таможенного управления Союза  фермеров,  региональной  ассоциации  АККОР,
института переподготовки кадров и агробизнеса,  Калининградского  филиала
"Агропромбанка" и др.
     На  основании  показателей  программы  и  анализа  хода   выполнения
программных мероприятий, администрация ежегодно подготавливает заявки для
финансирования программы на федеральном уровне, а  также  предусматривает
соответствующие средства на ее финансирование в областном бюджете.
     Информацию о ходе выполнения агропромышленный комитет представляет в
администрацию области ежегодно к 1 марта.


                                                           Приложение N 1
                                                              к программе


          Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств

_________________________________________________________________________
Наименование            1991 г.   1996 г.   1997 г.   1998 г.    2000 г.
                        отчет     отчет     отчет     расчет     прогноз
_________________________________________________________________________

Наличие фермерских
хозяйств на начало года  403      3553      4100       4394      5454

Наличие земли - всего
(тыс.га)                   7,5      54,4      66,0       71,0      83,0

в том числе:

сельскохозяйственные
угодья (тыс.га)            7,0      51,7      62,7       67,5      78,8

из них:
пашня (тыс.га)             2,7      28,9      34,0       36,5      42,6

Приходится сельхозугодий
на одно фермерское
хозяйство, га             17,3      14,5      15,3       15,4      14,5
_________________________________________________________________________


                                                           Приложение N 2
                                                              к программе


        Производство основных видов продукции сельского хозяйства
                 в крестьянских (фермерских) хозяйствах

                                                                 тыс.тонн
_________________________________________________________________________
Наименование      1991 г.    1996 г.    1997 г.       2000 г.
продукции         отчет      отчет      расчет        прогноз
                                                     ____________________
                                                                  Всего
_________________________________________________________________________
Зерно              1,2        19,2       22,4                       55

Картофель          0,5         6,1        8,1                       18

Овощи              1,0         1,0        1,1                        2

Реализация скота
и птицы на убой
в живой массе      0,4         1,3        1,6                        5,9

Молоко             1,6         8,8        9,1                       13,8
_________________________________________________________________________


                                                           Приложение N 3
                                                              к программе


           Наличие сельскохозяйственной техники в крестьянских
                         (фермерских) хозяйствах

                                                                   единиц
_________________________________________________________________________
Наименование                 1991 г.    1996 г.     1997 г.     2000 г.
                             отчет      отчет       отчет       прогноз
_________________________________________________________________________
Трактора                      178       1016         1079        1914

Грузовые автомобили            19        167          181         285

Плуги                          62        545          585         735

Зерновые сеялки                24        217          234         354

Сенокосилки                     -        301          320         429

Зерноуборочные комбайны        15        124          140         174

Картофелеуборочные комбайны     -         16           23          37

Картофелесажалки               11         90           92         129

Картофелекопалки                8         94           98         123

Другой техники                360       3353         3500        4200
_________________________________________________________________________


                                                           Приложение N 4
                                                              к программе


               Наличие основных производственных помещений

_________________________________________________________________________
Наименование          Един.      1991 г.   1996 г.    1997 г.    2000 г.
                      изм.       отчет     отчет      отчет      прогноз
_________________________________________________________________________

Зернохранилища:
количество             шт.         -        19         22          37

вместимость         т.тонн         -         6,0        8,0        14,0

Зерноток               шт.         -        11         13          20

Помещения для         тыс.
содержания         скотомест

Крупного рогатого
скота                 -"-         2,0        6,0        6,1         7,3

Свиней                -"-         1,2        4,9        5,5         6,5

Цеха по переработке
мяса                   шт.         -         5          6          10

Мини-пекарни           шт.         -        10         10          16

Мельничный комплекс    шт.         -         3          5           9
_________________________________________________________________________


                                                           Приложение N 5
                                                              к программе

             Выделение средств на государственную поддержку
                           развития фермерства

_________________________________________________________________________
Направления государственной   1991 г.    1996 г.     1997 г.     2000 г.
       поддержки              отчет      отчет       отчет       прогноз
_________________________________________________________________________

Помощь крестьянским
(фермерским) хозяйствам -
всего                          1427     1431,8        3862        8690

в т.ч. - на выплату
единовременного денежного
пособия семьям,
переселяющимся в сельскую
местность, включая семьи
военнослужащих, уволенных в
запас в связи с сокращением
Вооруженных Сил, для
организации крестьянских
(фермерских) хозяйств -
всего                           265,1    323,0        1875        4200

На создание межфермерской
кооперации, на приобретение
и установку оборудования по
переработке мяса, молока,
овощей, мини-пекарен,
приобретение техники и т.д.
- всего                        1161,9   1108,9        1987        4490
_________________________________________________________________________



Информация по документу
Читайте также