Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Калининградской области от 24.01.1994 № 14РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Постановление Главы администрации (губернатора) Калининградской области от 31.01.2005 г. N 6 от 24 января 1994 г. N 14 Об утверждении положения о представительном органе государственной власти Калининградской области и положения о выборах в областную Думу Калининградской области (В редакции Постановлений Главы администрации Калининградской области от 15.03.94 г. N 71; от 27.12.94 г. N 583) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1765 "Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов", Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года N 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2266 "О действии законодательства Российской Федерации об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить: положение о представительном органе государственной власти Калининградской области согласно приложению N 1; положение о выборах в областную Думу Калининградской области согласно приложению N 2. 2. Довести до сведения, что: Закон Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" и другие законодательные акты применяются в части, не противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года N 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" и Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2266 "О действии законодательства Российской Федерации об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации"; в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1765 "Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов": - работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем семикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов; - кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению соответственно краевого, областного, окружного, городского (города федерального значения) суда. При этом информация об этом должна быть представлена в избирательную комиссию края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в течение 24 часов; - кандидат не может быть призван на военную службу до дня опубликования результатов выборов включительно; считать полномочия депутатов Калининградского областного Совета народных депутатов прекращенными с 27 марта 1994 года. 3. Организационно-контрольному управлению администрации области, администрациям городов и районов, отделам, управлениям, комитетам администрации области обеспечить выполнение необходимых организационно-технических мероприятий по подготовке и проведению выборов в областную Думу. 4. Утвержденные настоящим постановлением положения вступают в силу с момента опубликования в газете "Калининградская правда". 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата администрации области А.И. Григорьева. Глава администрации области Ю.Маточкин Приложение N 1 к постановлению главы администрации области от 24 января 1994 года N 14 ПОЛОЖЕНИЕ о представительном органе государственной власти Калининградской области (В редакции Постановления Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) 1. В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации представительным органом государственной власти Калининградской области является областная Дума. Областная Дума избирается населением на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании и осуществляет свою деятельность на постоянной основе. 2. Областная Дума избирается в составе 27 депутатов. Семь депутатов имеют право работать на штатной оплачиваемой работе. В этом случае они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также быть депутатом (представителем) других органов местного самоуправления. 3. Областная Дума избирается сроком на два года. 4. Областная Дума по вопросам ведения области, а также по вопросам совместного ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации и государственной власти области осуществляет правовое регулирование в пределах своих полномочий. Принимаемые областной Думой акты правового характера по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации. 5. Правовыми актами областной Думы являются: - законы и постановления - правовые акты нормативного характера; - решения - правовые акты ненормативного характера. (Пункт в редакции Постановления Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) 6. Законы и постановления областной Думы принимаются по вопросам, отнесенным к полномочиям областной Думы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" в части, не противоречащей законам Российской Федерации, а также указам Президента Российской Федерации. (В редакции Постановления Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) 7. Решения Думы принимаются по вопросам: избрания и освобождения от должности председателя Думы; образования и упразднения постоянных и временных комиссий, изменения их состава; утверждения регламента Думы; досрочного прекращения полномочий депутатов Думы; отмены не соответствующих законодательству Российской Федерации и актам областной Думы распоряжений председателя Думы; утверждения структуры, штатов и фонда оплаты труда аппарата Думы; утверждения общей суммы расходов Думы. 8. Законы и постановления, принятые областной Думой, передаются не позднее чем через пять дней на подпись главе администрации области. Глава администрации области подписывает и обнародует законы и постановления в течение семи дней со дня их поступления. Законы и постановления, принятые областной Думой, могут быть возвращены главой администрации области для повторного рассмотрения в течение семи дней со дня их поступления. Глава администрации области обязан подписать и обнародовать законы и постановления в течение пяти дней, если при повторном рассмотрении они приняты не менее чем двумя третями депутатов от общего состава областной Думы. (Пункт в редакции Постановления Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) 9. Решения областной Думы ненормативного характера подписываются председателем (спикером) Думы, вступают в силу в порядке и в сроки, установленные Думой. Глава администрации области вправе опротестовать решение законодательного (представительного) органа власти в судебном порядке, определенном федеральным законом. Действие решения в этом случае приостанавливается до его повторного рассмотрения. (Дополнен - Постановление Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) 10. Областная Дума рассматривает и утверждает бюджет области по представлению главы администрации области. Правовые акты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета области, принимаются по представлению или при наличии положительного заключения главы администрации области. 11. Областная Дума осуществляет контроль за исполнением принятых ею правовых актов, исполнением бюджета области и порядка распоряжения (отчуждения) имуществом, относящимся к собственности области. Областная Дума вправе заслушать главу администрации области по вопросам исполнения законов, принятых областной Думой, областного бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития области. (Дополнен - Постановление Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) Областная Дума вправе обратиться к главе администрации области с предложением о внесении изменений и дополнений в правовые акты администрации области или их отмене в случае противоречия указанных актов законам и постановлениям, принятым областной Думой. (Дополнен - Постановление Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) 12. Первое заседание областной Думы созывается не позднее тридцати дней после избрания. Заседание открывает глава администрации области. 13. Областная Дума избирает из своего состава председателя (спикера) Думы. Председатель (спикер) Думы работает на профессиональной основе. Председатель (спикер) Думы ведет заседания и ведает внутренним распорядком Думы. По вопросам внутреннего распорядка Дума издает распоряжения. 14. Права и обязанности депутатов Думы, их взаимоотношения с избирателями, досрочное прекращение полномочий, основные гарантии депутатской деятельности и ответственность должностных лиц за противодействие депутатской работе определяются до принятия нового законодательства законами Российской Федерации в части, не противоречащей указам Президента Российской Федерации. 15. Основной формой работы областной Думы является заседание депутатов Думы. Заседания, как правило, проводятся открыто. Дума вправе проводить закрытие заседания в случаях, предусмотренных регламентом. Заседание областной Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа депутатов, установленных для областной Думы. Законы и постановления областной Думы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в областную Думу. (В редакции Постановления Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) Решения Думы принимаются большинством голосов присутствующих на заседании депутатов. Решения Думы об избрании и освобождении от должности председателя (спикера) Думы, председателей комиссий, других органов Думы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в Думу. 16. Областная Дума может формировать из числа депутатов областной Думы комиссии для предварительного рассмотрения проектов законов и других правовых актов, выносимых на обсуждение и утверждение областной Думой. (В редакции Постановления Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) Комиссия является формой организации внутренней деятельности областной Думы (депутатов), не может представлять Думу (вести переписку) в отношениях с населением, трудовыми коллективами, администрацией области, органами местного самоуправления области и действует в соответствии с решениями Думы. 17. Областная Дума не может делегировать свои полномочия председателю (спикеру) и иным должностным лицам Думы. 18. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения нормотворческой деятельности и оказания помощи депутатам областная Дума может создавать аппарат, привлекать на договорной или иной компенсационной основе специалистов для обеспечения и выполнения возложенных на областную Думу функций. Система оплаты труда депутатов областной Думы, работающих на профессиональной основе, а также структура, штаты и фонд оплаты труда аппарата Думы определяются действующим законодательством Российской Федерации. 19. Настоящее Положение действует до принятия соответствующих федеральных законов и законов Калининградской области. (Дополнен - Постановление Главы администрации Калининградской области от 27.12.94 г. N 583) Приложение N 2 к постановлению главы администрации области от 24 января 1994 года N 14 ПОЛОЖЕНИЕ о выборах в областную Думу Калининградской области (В редакции Постановления Главы администрации Калининградской области от 15.03.94 г. N 71) ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов Выборы депутатов в областную Думу (далее - Дума) осуществляются населением Калининградской области на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать в Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории Калининградской области. В выборах могут принимать участие военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории Калининградской области. (В редакции Постановления Главы администрации Калининградской области от 15.03.94 г. N 71) 2. Депутатом Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории области. 3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Статья 3. Выборы в Думу Выборы в Думу осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства. Статья 4. Право выдвижения кандидатов в депутаты Думы 1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Думы (далее кандидаты) принадлежит региональным избирательным объединениям и группам избирателей. 2. Региональными избирательными объединениями являются: областные отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах; региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах; блок указанных общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. 3. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного регионального избирательного объединения. Партия, политическое движение и общественная организация в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения. 4. Численность группы избирателей, которая может быть инициатором выдвижения кандидатов, определяется областной избирательной комиссией, но не может быть менее 30 и более 50 граждан, форма протокола собрания избирателей определяется областной избирательной комиссией. Статья 5. Финансирование выборов 1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в Думу, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации. 2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования. Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация выборов в Думу и обеспечение избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от других государственных органов. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно. ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 7. Образование избирательных округов по выборам в Думу 1. Избирательные округа охватывают в совокупности всю территорию области и отвечают следующим требованиям: а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым отклонением в 5-10 процентов; б) территориальное единство: не допускается создание избирательного округа, состоящего из не граничащих между собой территорий. 2. Число избирательных округов по выборам в Думу устанавливается областной избирательной комиссией на основании данных учета избирателей по выборам в Федеральное Собрание Российской Федерации 12 декабря 1993 года. 3. Схема избирательных округов утверждается и публикуется областной избирательной комиссией в областной и местной печати не позднее 60 дней до дня выборов. Статья 8. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются не позднее 55 дней до дня выборов решением областной избирательной комиссии из расчета от 100 до 3000 избирателей на один избирательный участок. На судах рыбопромыслового и транспортного флота, а также в поселках области допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей. 2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий и описанием границ публикуется областной избирательной комиссией в течение пяти дней после принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи. Статья 9. Списки избирателей 1. Администрация района, города, района в городе, поселка обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, имеющих постоянное место жительства на соответствующих территориях. 2. В список избирателей включается каждый гражданин Калининградской области, отвечающих требованиям статьи 2 настоящего положения (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. 3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя. 4. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства. 5. Соответствующая администрация (а в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия) обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей. ГЛАВА 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 10. Виды избирательных комиссий Для организации и проведения выборов в Думу образуются: а) областная избирательная комиссия; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. Статья 11. Порядок формирования окружных избирательных комиссий 1. Окружная избирательная комиссия по выборам в Думу образуется в каждом округе соответственно областной избирательной комиссией не позднее 55 дней до дня выборов в составе председателя, его заместителя (заместителей), секретаря и 5-10 членов избирательной комиссии из числа кандидатур, предложенных главами администраций городов и районов. 2. Председатель и секретарь окружной избирательной комиссии должны иметь юридическое образование либо ученую степень в области права. 3. Каждое региональное избирательное объединение, выдвинувшее своего кандидата по данному избирательному округу, а также каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 12. Порядок формирования участковых избирательных комиссий 1. Участковые избирательные комиссии формируются окружной избирательной комиссией не позднее 40 дней до дня выборов в составе председателя, секретаря и 5-10 членов избирательной комиссии по предложениям глав администраций городов и районов. 2. Каждое региональное избирательное объединение и каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 13. Статус члена избирательной комиссии 1. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий вышестоящими избирательными комиссиями, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательными комиссиями и обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий. 2. Лица, назначенные в состав избирательных комиссий кандидатами и региональными избирательными объединениями, имеют статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 3. Лица, назначенные в состав избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. Статья 14. Полномочия областной избирательной комиссии 1. Избирательная комиссия: а) дает разъяснения на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и обеспечивает единообразную реализацию настоящего положения о выборах в Думу; б) руководит работой окружных избирательных комиссий; в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения; г) в случаях, предусмотренных настоящим положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов; д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов; е) осуществляет контроль за законностью проведения выборов; ж) утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление; з) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования; и) устанавливает результаты голосования в целом по территории области, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; к) устанавливает лиц, избранных в Думу; л) организует повторные выборы в Думу; м) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим положением. 2. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы документы и информацию. 3. Избирательная комиссия действует до назначения новых выборов в представительный орган государственной власти области. Статья 15. Полномочия окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего положения; б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения; в) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата; д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов; е) устанавливает результаты выборов по избирательному округу, передает их соответственно в областную избирательную комиссию, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; ж) утверждает текст избирательных бюллетеней для голосования, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; з) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим положением. 2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий областной избирательной комиссии. Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) организует составление дополнительного списка избирателей по избирательному участку; б) знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) оповещает население о дне выборов и месте голосования; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим положением; д) обеспечивает подготовку помещения и оборудования для голосования; е) организует голосование на избирательном участке в день выборов; ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим положением. 2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации. Статья 17. Организация работы избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей лиц, входящих в ее состав и имеющих решающий голос при принятии решений избирательной комиссией. 2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, либо по требованию не менее половины всех лиц, входящих в ее состав. 3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании лиц, входящих в ее состав с правом решающего голоса. 4. Инструкции и иные решения областной избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, и подлежат опубликованию. 5. Председатель областной избирательной комиссии, его заместители и секретарь избирательной комиссии работают в избирательной комиссии на постоянной основе. Члены областной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать временно с отрывом от основной работы. 6. По решениям окружных избирательных комиссий председатель (его заместитель), отдельные члены, секретари окружных и участковых избирательных комиссий могут работать в избирательной комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы. 7. Оплата работы производится в пределах бюджетных средств, выделенных на содержание соответствующих избирательных комиссий. 8. На заседаниях областной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при них, на заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации. 9. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем. 10. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач. Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия областной избирательной комиссии могут быть обжалованы в областной суд в порядке, установленном законом. 2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в областную избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законом, при этом предварительное обращение в областную избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. ГЛАВА 4. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ Статья 19. Выдвижение кандидатов в Думу 1. Для выдвижения кандидата в избирательном округе по выборам в Думу требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 5 процентов избирателей данного округа. Подписные листы изготавливаются по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, занятие и постоянное место жительства кандидата. 2. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. 3. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего положения и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов регистрирует его, публикует данные о нем, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, в печати и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются также средствам массовой информации. 4. Если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению областной избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем положении. Статья 20. Права и обязанности кандидатов 1. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии. 2. Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси). 3. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется областной избирательной комиссией. 4. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной избирательной комиссии. 5. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего положения. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты и региональные избирательные объединения вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. 7. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. ГЛАВА 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 21. Право на участие в предвыборной агитации 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов. 2. Участие должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, командования воинских частей в предвыборной агитации за или против кандидатов не допускается. Статья 22. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-ти дневный срок в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией. 2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. Статья 23. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами. 2. Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых являются органы государственной власти и местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации или местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов. 3. Кандидат имеет право выступать в средствах массовой информации, в том числе на государственном телевидении и радио. Порядок указанных выступлений кандидатов устанавливается областной избирательной комиссией и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям). Статья 24. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Областная, окружные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности. 4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также, с согласия собственника или владельца в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Статья 25. Сроки проведения агитационной кампании 1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов. 2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. ГЛАВА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 26. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Окружные избирательные комиссии представляют областной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 2. Областная избирательная комиссия представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отчет о расходовании выделенных ей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации средств не позднее 3 месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Указанные отчет должен быть опубликован областной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Статья 27. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств: а) средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию избирательными комиссиями; б) собственных средств кандидата; в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его региональным избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 2. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 100 раз, а в избирательный фонд регионального избирательного объединения - более чем в 10000 раз. 3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации, а также со стороны международных организаций и международных общественных объединений. 4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам. 5. Кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в пункте 3 статьи 28 настоящего положения, представить областной избирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации областной избирательной комиссией одновременно с представлением данной избирательной комиссией отчета о расходовании средств в соответствии с пунктом 2 статьи 26 настоящего положения. Статья 28. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается областной избирательной комиссией после регистрации соответствующего кандидата. 2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается областной избирательной комиссией. 3. Не позднее 60 дней после определения результатов выборов по округу кандидат обязан представить в областную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. ГЛАВА 7. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 29. Помещения для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий администрациями городов и районов. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты, вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в после зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех региональных избирательных объединениях и выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием для всех кандидатов данных. Статья 30. Избирательные бюллетени 1. Для выборов в Думу каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается областной избирательной комиссией. 2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные: дата рождения, род занятий, постоянное место жительства. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом. 3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. 4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению областной избирательной комиссии, пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на два процента. На обороте полученных избирательных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 6. В случае выбытия отдельных кандидатов региональных избирательных объединений до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию областной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые избирательные бюллетени. Статья 31. Порядок голосования 1. Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответствующей окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей, проголосовавших таким образом. 3. В 6 часов утра для выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается. 5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене для выборов в Думу избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всех кандидатов". 7. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. 9. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной или устной просьбе избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более двух на участке. Указанная просьба должна быть подтверждена избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - в его выдаче. Статья 32. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 3. По каждому избирательному участку прежде всего отделяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя и, в частности, такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлены более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. 4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке, в протоколе указываются: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку; б) число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями; г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; и) число голосов, поданных против каждого из кандидатов; к) число голосов, поданных против всех кандидатов; л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом избирательной комиссии. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение. 6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря избирательной комиссии до окончания ее работы. 7. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов. Статья 33. Определение результатов выборов в избирательном округе 1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по данному избирательному округу по выборам в Думу путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу, б) число выданных избирательных бюллетеней, в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках, г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными, д) число недействительных бюллетеней, е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них, если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные, ж) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов, з) число голосов, поданных против каждого из кандидатов, и) число голосов, поданных против всех кандидатов, к) одно из следующих решений: признание избранным кандидата, получившим наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей; признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего положения являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если общее число действительных бюллетеней менее 25 процентов числа зарегистрированных избирателей; л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в областную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий. Статья 34. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий областная избирательная комиссия в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течение одного месяца со дня выборов областная избирательная комиссия публикует итоги голосования по всем избирательным округам и избирательным участкам в средствах массовой информации. 2. Областная избирательная комиссия признает недействительными выборы по отдельным одномандатным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись из-за того, что общее число действительных бюллетеней составило менее 25 процентов зарегистрированных избирателей, или признаны недействительными по причине нарушений настоящего Положения, областная избирательная комиссия назначает новые выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Областная избирательная комиссия может распорядиться о формировании в этих условиях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе. Статья 35. Регистрация избранных депутатов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий областная избирательная комиссия устанавливает лиц, избранных в Думу по каждому избирательному округу. 2. Окружная избирательная комиссия после установления областной избирательной комиссией лиц, избранных в Думу, извещает об этом кандидата. 3. Регистрацию избранных в Думу депутатов и выдачу им удостоверений об избрании производит областная избирательная комиссия не позднее чем через пять дней после опубликования ею общих итогов выборов. ГЛАВА 8. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 36. Оспаривание неправильностей в списках избирателей 1. Любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованию пункта 1 статьи 2 и не подпадающий под действие пункта 3 статьи 2 настоящего положения может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке. Статья 37. Оспаривание отказа в регистрации кандидата 1. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана выдать ему или его представителю справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только невыполнение требований настоящего положения. 2. Отказ в регистрации кандидата, мотивация отказа, а также невыдача справки могут быть обжалованы кандидатом в суд в установленном законом порядке. Статья 38. Оспаривание границ избирательных округов 1. В течение пяти дней после опубликования списка одномандатных избирательных округов границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим положением, могут быть оспорены. Жалоба подается главой администрации затрагиваемой территориальной единицы в областную избирательную комиссию, которая в течение пяти дней производит проверку жалоб и либо производит соответствующие исправления границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Отклонение жалобы областной избирательной комиссией или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке. ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 39. Замещение вакантных мандатов В случае досрочного выбытия депутата Думы областная избирательная комиссия назначает в течение трех последующих дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с настоящим положением. Если до окончания срока полномочий областной Думы остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся. Статья 40. Последствия фальсификации подписных листов В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает три процента собранных подписей, либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям настоящего положения, регистрация отдельного кандидата аннулируется окружной избирательной комиссией. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующие мандаты аннулируются решением областной Думы по представлению мандатной комиссии. Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства о выборах Уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о выборах наступает в соответствии с законами Российской Федерации. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|