Расширенный поиск

Постановление Правительства Калининградской области от 23.12.2011 № 959

 

 

 

 

 

                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

               ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

                                  Утратило силу – Постановление

                              Правительства Калининградской области

                                        от 15.01.2015 № 15

 

                    от 23 декабря 2011 г. N 959
                          г. Калининград

 

            О целевой Программе Калининградской области
                   "Молодежь" на 2012-2016 годы

 

  (В редакции Постановлений Правительства Калининградской области

          от 02.03.2012 г. N 98; от 19.07.2012 г. N 530;

         от 27.12.2012 г. N 1067; от 11.06.2013 г. N 403;

          от 23.09.2013 г. N 719; от 13.12.2013 г. N 925;

                      от 16.06.2014 г. N 374)

 

 

     В соответствии   со   статьями   8,   11   Уставного    закона
Калининградской области "О Правительстве Калининградской  области",
статьей  14  Закона  Калининградской  области  "О   государственной

молодежной политике  в Калининградской области",  в целях  создания
условий  для  самореализации и  разностороннего  развития  молодежи
Правительство Калининградской области

 

                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1. Утвердить   целевую   Программу   Калининградской   области
"Молодежь" на 2012-2016 годы согласно приложению.
     2. Постановление   вступает  в   силу   со  дня   официального
опубликования.

 

 

 

Губернатор
Калининградской области                                Н.Н. Цуканов

 

 

 

                                                     Приложение N 1

                                                    к Постановлению

                                                      Правительства

                                            Калининградской области

                                        от 23 декабря 2011 г. N 959

 

                         ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
       Калининградской области "Молодежь" на 2012-2016 годы

 

  (В редакции Постановлений Правительства Калининградской области

          от 02.03.2012 г. N 98; от 19.07.2012 г. N 530;

         от 27.12.2012 г. N 1067; от 11.06.2013 г. N 403;

          от 23.09.2013 г. N 719; от 13.12.2013 г. N 925;

                      от 16.06.2014 г. N 374)

 

 

                     Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

    Глава 1. ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
                   "МОЛОДЕЖЬ" НА 2012-2016 ГОДЫ

 

     1. Наименование Программы:
     целевая Программа   Калининградской  области   "Молодежь"   на
2012-2016 годы" (далее - Программа).
     2. Основания для разработки Программы:
     1) Федеральный  закон  от  28  июня  1995  года  N  98-ФЗ   
государственной  поддержке   молодежных   и  детских   общественных
объединений";
     2) Стратегия государственной молодежной политики в  Российской
Федерации,  утвержденная  Распоряжением  Правительства   Российской
Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р;
     3) Закон Калининградской области "О государственной молодежной
политике в Калининградской области";
     4) Закон Калининградской области "О государственной  поддержке
молодежных  и детских  общественных  объединений в  Калининградской
области".
     3. Государственный заказчик Программы:

     Агентство по делам молодежи Калининградской области.
     (Пункт  в редакции Постановления Правительства Калининградской

области от 27.12.2012 г. N 1067)
     4. Субъект бюджетного планирования Программы, ответственный за
исполнение Программы:
     Агентство по делам молодежи Калининградской области.
     5. Разработчики Программы:
     1) Агентство по делам молодежи Калининградской области;
     2) автономная некоммерческая организация "Международный  центр
семьи, молодежи и детей".
     6. Исполнители основных мероприятий Программы:
     Агентство по   делам    молодежи   Калининградской    области,
Министерство  образования  Калининградской  области,   Министерство
социальной   политики    Калининградской   области,    Министерство
здравоохранения Калининградской области, Министерство строительства
и ЖКХ Калининградской  области, Агентство по обеспечению  занятости
населения   Калининградской    области,    Агентство   по    спорту
Калининградской   области,  исполнительно-распорядительные   органы
местного самоуправления  муниципальных образований  Калининградской
области, учреждения молодежной сферы, сферы образования и культуры,
общественные объединения.
     7. Стратегические цели Программы:
     1) утверждение   определенного  социального   (экономического,
правового, политического, культурного) статуса молодежи,  повышение
качества ее жизни;
     2) создание оптимальных  условий для  более полной  реализации
потенциала  молодых  людей,  ресурсное  обеспечение  этих  условий,
гарантий для социальной защищенности молодежи;
     3) адаптация молодежи к современным реалиям, ее  социализация,
воспитание и развитие.
     8. Основные тактические задачи Программы:
     1) создание  условий   для   оптимальной  трудовой   занятости
молодежи;
     2) поддержка и развитие молодежной социальной инфраструктуры;
     3) создание    условий     для    вовлечения    молодежи     в
предпринимательскую деятельность;
     4) поддержка социально значимых инициатив и проектов молодежи,
развитие волонтерского движения;
     5) развитие  системы   поддержки   талантливой  и   творческой
молодежи, организация развивающего досуга;
     6) содействие    информационно-методическому    и    кадровому
обеспечению молодежной политики;
     7) создание    и    эффективное    функционирование    системы
гражданского и патриотического воспитания молодежи;
     8) содействие  формированию  у   молодых  людей  отношения   к
здоровью и семье как к важным жизненным ценностям, развитие системы
профилактики асоциальных явлений;
     9) расширение   возможностей    молодежи    для   участия    в
интеграционных   процессах,    межрегиональных   и    международных
мероприятиях.
     9. Сроки и этапы реализации Программы: 2012-2016 годы.
     Реализация Программы будет осуществляться в три этапа.
     Первый этап -  в течение  2012 года.  Основная задача  данного
этапа - апробирование новых форм и методов реализации Программы.  В
ходе  первого этапа  будут  выявляться и  анализироваться  ресурсы,
внедряться   социальные  проекты,   происходить   совершенствование
механизмов    проведения   грантовой    политики,    поддерживающей
общественные объединения, работающие с молодежью. Ключевым моментом
этого этапа  будут являться мероприятия  на уровне  Калининградской
области,  направленные   на  привлечение   к  реализации   проектов
Программы средств областного  бюджета, внебюджетных средств, в  том
числе средств социально ответственного бизнеса.
     Второй этап -  в течение  2013-2015 годов.  В ходе  реализации
этапа   будут   проведены   основные   мероприятия   с   внедрением
методических   разработок,  определяющих   инновационный   характер
Программы.    Будет   осуществляться    система    организационной,
информационной   и   финансовой  поддержки   молодежных   проектов,
инициированных как молодежными  общественными организациями, так  и
отдельными молодыми людьми.
     Третий этап будет  осуществляться в течение  2016 года.  Будут
анализироваться и  обобщаться достигнутые  результаты от  внедрения
программных мероприятий в сферу молодежной политики Калининградской
области.  Создаваться   механизмы   для  широкого   распространения
результатов Программы. На  основе обобщения полученных  результатов
будет  определена  стратегия  развития  государственной  молодежной
политики в Калининградской области на последующий период.
     10.  Объемы  и  источники финансирования по годам: общий объем

финансирования  Программы за счет средств областного и федерального

бюджетов  составляет  151344,81  тыс.  рублей, в том числе: за счет

средств областного бюджета:

     2012 год - 28812 тыс. рублей;

     2013 год - 26047 тыс. рублей;

     2014 год - 26680,25 тыс. рублей;

     2015 год - 27412 тыс. рублей;

     2016 год - 27412 тыс. рублей;

     за счет средств федерального бюджета:

     2012 год - 7840 тыс. рублей;

     2013  год  -  7141,56  тыс.  рублей,  в том числе 1541,56 тыс.

рублей за счет остатков средств 2012 года.
     (Пункт  в редакции Постановления Правительства Калининградской

области от 16.06.2014 г. N 374)
     11. Непосредственные результаты реализации Программы:
     1) увеличение удельного веса молодых людей в возрасте от 14 до
30 лет, включенных в реализацию государственной молодежной политики
на территории Калининградской области, до 15%;
     2) стабильность  на   уровне  1%   удельного  веса   молодежи,
мигрирующей за пределы Калининградской области;
     3) снижение  уровня  асоциального поведения  молодых  людей  в
возрасте от 14 до 30 лет (уровня преступности: доли лиц в  возрасте
14-29 лет, совершивших уголовные преступления, в общей  численности
населения Калининградской области данного возраста) до 1,2%;
     4) ежегодное увеличение  численности среди молодежи  субъектов
малого и среднего предпринимательства на 50 единиц в год;
     5) ежегодное увеличение численности молодых людей, участвующих
в молодежных и студенческих трудовых  отрядах, не менее чем на  150
человек в год;
     6) ежегодное увеличение  количества организаций, работающих  в
сфере  молодежной  политики,  получивших  поддержку  в  создании  и
развитии, на 10 единиц.
     12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
     1) повышение конкурентоспособности  молодежи  на рынке  труда,
рост деловой активности и предприимчивости молодежи;
     2) создание системы развивающего  досуга для молодежи на  базе
организаций, имеющих  помещения, а  также на базе  клубов по  месту
жительства молодежи;
     3) развитие социально активной позиции молодых людей;
     4) оказание   организационной    поддержки   и    установление
партнерских  отношений  с  молодежными  и  детскими   организациями
Калининградской области;
     5) повышение  общей  культуры  молодых  людей,  удовлетворение
культурных потребностей молодежи;
     6) формирование  и  развитие  социально  значимых   ценностей,
повышение   уровня   гражданского  и   патриотического   воспитания
молодежи;
     7) дальнейшее  развитие   навыков   здорового  образа   жизни,
снижение уровня наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
     8) формирование клубов молодых семей, снижение числа  разводов
в  молодых семьях,  уровня  беспризорности и  безнадзорности  среди
детей и подростков;
     9) уменьшение  количества  правонарушений среди  подростков  и
молодежи;
     10) обогащение творческих, культурных, профессиональных связей
в сфере  молодежной  политики на  межрегиональном  и  международном
уровнях.
     13. Система организации контроля за исполнением Программы:

     контроль за    исполнением    Программы    осуществляется    в

соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
     (Пункт  в редакции Постановления Правительства Калининградской

области от 13.12.2013 г. N 925)

 

      Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                      ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ

 

     14. Содержание проблемы:
     1) принципиальные   перемены,   происходящие   в    российском
обществе,     обусловленные     современными     общемировыми     и
внутригосударственными    процессами,    требуют    государственной
поддержки молодежи,  которая по своей  природе объективно  обладает
способностью   осознания    новой    ситуации,   наделена    особым
интеллектуальным,    творческим    потенциалом,    гармонично     и
безболезненно  "включается"   в  инновационные  процессы.   Молодое
поколение -  это не  традиционно  понимаемое будущее  страны, а  ее
реальное настоящее, которое коренным образом влияет на все  стороны
жизни  государства  и  общества.  Молодежь  обладает  потенциальной
возможностью  внести  значительный   вклад  в  развитие   экономики
Калининградской  области,   максимально   мобилизовать  для   этого
имеющиеся внутренние резервы.
     В этой   связи   необходима   сильная   молодежная   политика,
ориентированная на молодое  поколение как  на ее важнейший  субъект
деятельности. Молодежь  нуждается в  государственной поддержке  для
ускорения   внедрения   в   практику  новых   идей,   инициатив   и
инновационных проектов. Необходимость усиления политики в отношении
молодежи объясняется не только ее ролью в обществе, но и наличием у
молодых   людей  острых   проблем   (безработица,  низкий   уровень
материального положения,  зачастую  отсутствие собственного  жилья,
нездоровый образ жизни, рост преступности, наркомания, алкоголизм),
которые   в  свою   очередь   выражаются  через   нарастание   ряда
отрицательных тенденций:
     - сокращение  количества  молодых людей,  ведущее  к  старению
общества  и, следовательно,  к  уменьшению  роли молодежи  как  его
социального ресурса;
     - снижение экономического статуса молодежи, ее возможностей  в
экономическом развитии Калининградской области;
     - ухудшение состояния здоровья подростков и молодежи;
     - расширение процесса десоциализации, маргинализации  молодого
поколения;
     - кризис    ценностей,   рост    агрессивности,    жестокости,
пессимизма;
     - падение  социальной  ценности  труда,  престижа  важных  для
общества профессий;
     - дезинтеграция,  разобщенность  молодежи,  отсутствие   общих
целей и интересов.
     Такие тенденции,  как  показывает  современный  мировой  опыт,
способствуют тому,  что молодежь становится  не только  потенциалом
позитивных  перемен,  но  и  фактором  социальной   нестабильности.
Недооценка проблем  молодежи,  их значимости  в обществе,  развитии
Калининградской  области  в   целом  и  муниципальных   образований
Калининградской области в частности, сохраняющееся представление  о
затратном и  неэффективном характере вложений  в молодое  поколение
могут стать серьезными препятствиями для реализации государственной
молодежной политики,  становления молодежи Калининградской  области
как позитивной, саморазвивающейся системы;
     2) в  современных   условиях  необходимо  объективно   оценить
состояние, определить главные  проблемы и тенденции, сложившиеся  в
сферах  образования, трудоустройства,  здоровья  и других  ключевых
областях развития молодого поколения Калининградской области.
     Проведенный анализ    статистических   данных,    эмпирических
материалов научных исследований, мнений разных категорий молодежи -
участников  фокус-групп:  работников  органов  по  делам   молодежи
муниципальных   образований   Калининградской   области,    лидеров
молодежных общественных объединений, - позволяет дать  обоснованную
оценку характера и масштаба молодежных проблем, определить наиболее
острые из  них,  выявить упущенные  возможности  и способы  решения
стоящих    задач,   определить    реальный    вклад   молодежи    в
социально-экономическое развитие Калининградской области.
     Острота проблем   отражает  сегодняшнее   положение   молодежи
Калининградской   области,   которое   обосновывает   необходимость
разработки данной Программы;
     3) в 2010 году в Калининградской области проживали 941,1  тыс.
человек. Из них  728,3 тыс. человек -  городское население и  212,7
тыс. человек - сельское население. Молодые люди в возрасте от 14 до
30 лет - 247,9  тыс. чел., или  26,3%. Соотношение мужчин и  женщин
среди молодежи составило 53% и 47% соответственно.
     В настоящее  время  количество  15-,  19-летних  на  25  тысяч
меньше, чем 20-, 24-летних, а 10-, 14-летних - на 21 тысячу меньше,
чем  15-,  19-летних.  Таким  образом,  в  Калининградской  области
проживает 10-, 14-летних человек на  46 тысяч меньше, чем людей  от
20 до  24 лет. В  2010 году  в Калининградской области  продолжился
рост рождаемости. На  1000 человек населения  в 2010 году  родилось
11,4. Смертность населения  на 1000 человек  в 2010 году  составила
14,2. Продолжительность жизни в Калининградской области в 2010 году
составила 69 лет;
     4) беспокойство вызывает  миграция молодежи из  села в  город.
Сегодня на  селе в  Калининградской области проживает  лишь 25%  от
общего  количества молодежи.  Это  связано с  тем,  что молодежи  в
сельской местности трудно  найти свое место на  рынке труда, ее  не
устраивает уровень заработной  платы. В основном уезжает  молодежь,
которая не обременена семьей. Уезжая из села в город, молодые люди,
как правило, не возвращаются обратно;
     5) положение  молодежи  Калининградской  области,   социальное
самочувствие молодых людей теснейшим  образом связаны с уровнем  их
благосостояния. Оценивает свое материальное положение выше среднего
35% калининградской молодежи. Наиболее "обеспеченными" ощущают себя
молодые  люди в  возрасте  14-17  лет,  а даже  при  незначительном
увеличении возраста молодых  людей видно, как оценки  материального
положения становятся все  более "взвешенными". Половина  опрошенных
считает свое материальное благосостояние "средним".
     Рассматривая сравнительно   неблагополучную   в   материальном
отношении категорию молодых людей, следует обратить внимание на то,
что на сегодня 8,0% молодежи считают, что их материальное положение
плохое, 3,0% - крайне тяжелое.  Эти молодые люди смотрят в  будущее
со страхом и отчаянием, тревогой и неуверенностью. Данную категорию
молодежи  волнуют  отсутствие   возможности  общения  с   друзьями,
напряженные отношения в семье, низкий статус в обществе.
     В зависимости от  места проживания удовлетворенность  молодежи
своим материальным положением выглядит следующим образом: молодежь,
проживающая  в  Калининграде,  в  отличие  от  своих   сверстников,
проживающих  в  малых   городах  и  сельских  населенных   пунктах,
оценивает  личное  материальное положение  (материальное  положение
своей  семьи) несколько  выше.  Так, 36,0%  молодых  калининградцев
оценили свой уровень жизни на "хорошо" и "очень хорошо". "Средне" в
Калининграде живут 51,0% молодых людей, плохо - 12% (11% "плохо"  и
1% - "очень плохо").
     Сельская молодежь склоняется  к  оценке "среднее  материальное
положение" - так ответили 59,0%. В этой группе наименьшим  оказался
суммарный показатель "плохое" и "очень  плохое" - всего 5,0%, в  то
время  как в  малых  городах  такая  оценка была  выставлена  14,0%
опрошенных.
     Основной из  личных  проблем  молодежи, как  и  в  2007  году,
остается   проблема    "нехватки   денежных   средств".    Возросла
актуальность "материальной зависимости от родителей" - 33,0% (25,0%
в 2007 году);
     6) важное   место   среди   жизненных   приоритетов   молодежи
Калининградской области занимает образование. После окончания школы
около   56,0%   молодых    калининградцев   желают   поступить    в
государственные высшие учебные заведения.
     Негосударственные высшие  учебные  заведения  среди   молодежи
популярностью  не  пользуются. Только  5,0%  опрошенных  школьников
выбирают  их для  дальнейшего  обучения.  В  селах молодые  люди  в
негосударственные высшие учебные заведения поступать не  планируют,
скорее  всего, по  причине  худшего,  чем у  городских  школьников,
материального положения семей, в которых они проживают.
     Собираются поступить в образовательные учреждения среднего или
начального профессионального   образования  (колледжи,   профлицеи)
22,0% молодых людей. Количество желающих продолжить свое обучение в
таких учебных заведениях примерно одинаково как в городах, так и  в
селах Калининградской области.
     Среди популярных     направлений     отдается     предпочтение
техническому, инженерному,  финансово-экономическому образованию  и
образованию сферы обслуживания.  По данным предыдущих  исследований
предпочтения были распределены иначе:  в 2007 году на первом  месте
находились  финансово-экономические   специальности,  а  в   тройку
наиболее   популярных   среди   школьников   направлений    входили
журналистика  и рекламное  дело;  в 2003  году  первое место  также
занимало финансово-экономическое образование, второе - юридическое;
популярным направлением также считалось программирование.
     Вероятно, в настоящий момент определяется новая тенденция: тот
факт, что школьники чаще стали выбирать технические  специальности,
а не  финансово-экономические, говорит  о том,  что среди  молодежи
формируется понимание иного спроса на рынке труда;
     7) после  окончания  учебного   заведения  69,0%  учащихся   и
студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования собираются работать по полученной ими
специальности. Остальные учащиеся и студенты считают, что не  будут
в  дальнейшем работать  по  получаемой специальности,  а  некоторые
затрудняются  с  ответом,  на  какую  работу  они  устроятся  после
получения диплома об образовании.
     Наиболее "закрытыми"  областями  работы,  по  мнению  молодежи
Калининградской области, являются политика и бизнес. Гораздо  легче
найти  себя и  сделать  карьеру  в  социальной сфере  и  творческих
профессиях.  Получение   образования  не  гарантирует   постоянного
рабочего места.  Поэтому  при поиске  работы наиболее  используемым
является способ  "через знакомых  и родственников"  - именно  таким
образом 40,0%  опрошенных искали  или ищут в  настоящее время  себе
работу. Популярными способами поиска работы являются  использование
информационно-телекоммуникационной    сети   "Интернет",    средств
массовой информации  и непосредственные обращения  в организации  -
35,0%, 18,0%  и  24,0% соответственно.  Обращения  молодых людей  в
службы занятости и кадровые агентства при поиске работы применяются
не так часто.
     В начале 2010 года в Калининградской области в силу проявления
последствий финансово-экономического    кризиса   довольно    остро
ощущалась    проблема    безработицы.    Численность     официально
зарегистрированных безработных в марте 2010 года превысила 18 тысяч
человек.  Вместе  с  тем  благодаря  реализации  целевой  Программы
Калининградской  области  "Дополнительные  меры,  направленные   на
снижение напряженности  на  рынке труда  Калининградской области  в
2010    году",     утвержденной    Постановлением     Правительства
Калининградской  области  от  22  декабря  2009  г.  N  787,  число
безработных уменьшилось к  концу года почти в  1,8 раза, а  уровень
безработицы  сократился  практически  до  докризисных   параметров,
составив по состоянию на декабрь 2010 года 1,9%.
     Молодежь составляет    25,4%    от   числа    безработных    в
Калининградской области. Этим  во многом объясняется  необходимость
создания в Калининградской области молодежных предприятий. Заняться
предпринимательской деятельностью  готовы 66,0%  молодых людей  при
создании им необходимых условий. Вместе с тем 20,0% респондентов не
желают заниматься предпринимательской деятельностью.
     Основной причиной, по которой молодежь не планирует  открывать
собственное  дело,  является  "отсутствие  у  них   первоначального
капитала" - данное  условие отметили  61,0%; отсутствие у  молодежи
навыков  предпринимательства  отметили  32,0%;  боязнь  неудачи   в
бизнесе - 31,0%.
     Важными причинами,  по мнению  молодых  людей, являются  также
отсутствие поддержки предпринимателей  со стороны органов власти  и
чиновничий  произвол -  31,0%  и 27,0%  соответственно,  отсутствие
надежных партнеров и трудности в получении кредита - 20,0% и  13,0%
соответственно;
     8) растущая  преступность  в  молодежной  среде  не  может  не
волновать общественное мнение. Анализ ситуации показывает, что если
не предпринимать  решительных мер, улучшения  ситуации в  ближайшем
будущем вряд ли можно ожидать.
     Вместе с тем в молодежной среде отмечается всплеск внимания  к
вопросам  здорового  образа  жизни  и  осознания  молодыми   людьми
состояния своего  здоровья как ценности.  Проведение фокус-групп  с
разными категориями  молодежи  показало, что  в иерархии  ценностей
молодежи Калининградской  области здоровье заняло  одно из  главных
мест.
     Однако анализ  современного  положения  выявил  и   негативные
тенденции в молодежной среде.
     По итогам  исследования, проведенного  в  2011 году,  у  49,0%
молодых людей Калининградской области с той или иной  регулярностью
принято проводить время с друзьями, "распивая" алкогольные напитки:
"время от времени"  - 32,0%, "довольно часто"  - 14,0%, "всегда"  -
3%.
     По состоянию на 1 декабря 2009 года на учете в Калининградской
областной наркологической больнице  состояло 2060 лиц,  допускающих
немедицинское  потребление  наркотических  средств,  что  на   1,5%
меньше, чем в 2008 году (по состоянию на 1 декабря 2008 года - 2091
человек).   Динамика  снижения   количества   состоящих  на   учете
наркозависимых сохраняется. С  2006 года в Калининградской  области
наблюдается   снижение  количества   передозировок   наркотическими
средствами  из  числа   зарегистрированных  летальных  исходов   от
отравления наркотическими средствами. В 2008 году зафиксировано 263
случая передозировки наркотиками, что на 25 меньше, чем в 2007 году
- 350. Количество летальных исходов от передозировки наркотиками за
12 месяцев 2008 года составило 43 случая, что на 30% меньше, чем  в
2007  году. В  2009  году  тенденция  к снижению  этого  показателя
сохранилась - 17 случаев.
     По мнению 55,0% опрошенных  молодых людей, основной  причиной,
по которой  молодежь употребляет наркотики,  является "поиск  новых
ощущений". Вторая по  частоте выбора причина -  "больны и не  могут
удержаться от приема наркотиков" (39,0%), 45,0% уверены, что  люди,
принимающие наркотики,  "ищут  забвения, бегут  от своих  проблем".
Часть молодых  людей принимают  наркотики от  скуки и  любопытства,
некоторые подражают окружающим, "из-за стремления к  удовольствию",
"ради интереса к запретному плоду";
     9) среди жизненных  приоритетов молодых людей  Калининградской
области  преобладает  "семейное  благополучие,  воспитание   детей"
(59,0%), "хорошее  материальное положение"  (54,0%). Далее  следуют
"интересная,  позволяющая  реализовать   себя  работа"  (28,0%)   и
"успешная  карьера"  (13,0%),  "культурное  и  духовное   развитие,
образование" (13,0%), "богатство, высокий социальный статус" (7,0%)
и "реализация политических амбиций" (2,0%);
     10) важное  значение   для  успешного  жизнеустройства   людей
является место  жительства.  По сравнению  с  2007 годом,  желающих
уехать и  не  связывать свою  дальнейшую  судьбу с  Калининградской
областью среди молодых людей  стало больше. Так, в настоящее  время
процент тех, кто "скорее всего" или "безусловно" не собирается жить
и работать в Калининградской области, составляет 42,0%.
     Большинство, а именно 26% молодежи, ориентировано на переезд в
"другую европейскую страну  (кроме  Германии)". На  втором месте  -
молодежь,  которая  в  качестве места  своего  будущего  пребывания
рассматривает  Москву  и  Санкт-Петербург,  -  24,0%.  В   Германию
планируют  переехать 11,0%  респондентов  (по данным  четырехлетней
давности Германия была  на втором  месте в перечне  запланированных
для переезда мест);  "другой город/субъект Российской Федерации"  -
10,0%, 9,0% собираются уехать в Соединенные Штаты Америки, а 3,0% -
в "страны - участники СНГ".
     В качестве главной причины  желания уехать из  Калининградской
области называется "желание  повысить уровень жизни/получать  более
высокую заработную  плату"  (52,0%). В  2007  году этот  показатель
составлял  35%.  На  втором  месте  -  "получение  образования"   и
"повышение квалификации" - 19%.
     С точки   зрения   возможности  самореализации   молодежь   не
устраивает "низкий  уровень заработной  платы  в регионе"  - 43%  и
"невозможность найти работу по специальности" - 37%. Такая  причина
как "невнимание областных и  местных властей к проблемам  молодых",
по данным 2007 года, волновала  27,0% желающих уехать и занимала  в
"рейтинге основных причин  для отъезда"  второе место. В  настоящее
время эту  причину называют  только 15,0%.  Молодежь не  устраивает
современный общий  низкий уровень жизни  в Калининградской  области
(10%)  и  "провинциальность,   оторванность  от  крупных   развитых
центров" (18%);
     11) желание  уехать  из Калининградской  области  возникает  у
молодых людей и в связи с другими проблемами, среди которых  особое
место занимают плохие жилищные условия. По состоянию на 2008 год из
20675 молодых семей Калининградской  области лишь 2724, или  13,2%,
обеспечены  жильем  в  рамках  целевой  Программы   Калининградской
области  "Жилище" на  2006-2010  годы, утвержденной  Постановлением
Правительства Калининградской области  от 26  сентября 2006 года  N
700.
     Отсутствие отдельного  жилья,  неудовлетворительные   жилищные
условия способствуют созданию психологического дискомфорта, который
зачастую приводит  к нестабильности  семейных отношений,  разводам.
Как результат увеличивается  число детей  без одного из  родителей.
Сегодня в Калининградской  области негативным является  соотношение
браков и разводов. Практически 7 из 10 браков распадаются.  Большим
остается  количество  детей,  рожденных  вне  брака.  Эти  процессы
осложняются в молодых семьях недостаточным уровнем их  материальной
и  финансовой   обеспеченности   в  силу   низкой  квалификации   и
сравнительно невысокой заработной платы молодежи, отсутствием у нее
опыта семейной и социальной жизнедеятельности;
     12) важнейшее  значение  для жителей  Калининградской  области
имеет наличие чувства  патриотизма. У 75,0% молодых  калининградцев
слово "Россия" вызывает позитивные ассоциации. По сравнению с  2007
годом число позитивных ассоциаций со словом "Россия" увеличилось на
33%.
     "Безусловными патриотами"  России  считают  себя  23%  молодых
людей  Калининградской  области.  К патриотам  "скорее,  да"  также
причисляют себя  еще 40,0%. А  вот не  могут назвать себя  таковыми
25,0% ("скорее, нет" -  19%, "безусловно, нет"  - 6%). С 2007  года
данный показатель вырос на 7,0%;
     13) среди  "личных"   проблем  одной   из  главных   выступает
отсутствие организованного  досуга  молодежи. Возможность  провести
свой  досуг так,  как  хочется,  -  одна из  важнейших  предпосылок
удовлетворенности  молодежи своей  жизнью.  Повседневное общение  и
досуговые   предпочтения   являются   важнейшими   характеристиками
избираемого молодыми  людьми стиля  жизни, входят  в число  главных
критериев их самоидентификации с определенной группой или средой.
     Главными причинами,  которые  мешают молодежи  проводить  свое
свободное  время так,  как  им  бы хотелось,  являются  "отсутствие
достаточного    количества    свободного   времени"    (32,0%)    и
"ограниченность   в   деньгах/чрезмерная   дороговизна"    (32,0%),
"отсутствие (нехватка) интересных мест досуга" (18,0%).
     По мнению участников  исследования, в Калининградской  области
(городах/ районах Калининградской области) не хватает "доступных  и
недорогих кафе, дискотек, клубов" - так ответили 46,0% молодежи. Не
хватает спортивно-развлекательных заведений 30,0% опрошенных;
     14) при правильно организованном досуге могут успешно решаться
проблемы воспитания молодежи  Калининградской  области. На  вопрос:
"Нужна ли сегодня система воспитания молодежи?" - 85,0%  участников
семинаров и фокус-групп, проведенных с молодежью в 2010-2011 годах,
ответили  -  "да".  При  этом  самыми  важными  назвали   трудовое,
нравственное, физическое воспитание. Вместе с тем вызывает тревогу,
что   экономическое,   экологическое,  правовое,   эстетическое   и
религиозное направления остались без внимания;
     15) оценивая свое  положение, молодежь определяет  собственные
проблемы  и акцентирует  внимание  на  следующем: органы  по  делам
молодежи  разных  уровней   должны  заниматься  профориентацией   и
созданием рабочих  мест  для молодых  специалистов (отметили  40,0%
молодежи);  организацией  повседневного досуга  и  отдыха  молодежи
(34,0%);  обеспечением  молодых  семей жильем  (29,0%);  борьбой  с
молодежной  преступностью, наркопотреблением,  профилактикой  СПИДа
(33,0%);  поддержкой  талантливой и  творческой  молодежи  (17,0%);
организацией летнего отдыха молодежи (22,0%); организацией массовых
молодежных    мероприятий   (праздников,    фестивалей)    (16,0%);
подготовкой  молодых  лидеров  и  активистов  (16,0%);   социальной
помощью   нуждающимся    молодым   людям   (14,0%);    организацией
международных  молодежных обменов  (9,0%);  воспитанием у  молодого
поколения    чувства     патриотизма    (6,0%);     предоставлением
образовательных кредитов для молодых людей (4,0%).
     Данные направления  деятельности являются  важными  составными
частями разрабатываемой Программы;
     16) таким образом,  анализ положения молодежи  Калининградской
области обоснованно приводит к следующим выводам:
     - в современных условиях по-новому встают вопросы  воспитания,
социализации,   становления   и   развития   молодого    поколения,
проживающего  в  Калининградской  области;  необходима  активная  и
жизнедеятельная молодежь,  для  ее становления  и поддержки  должна
осуществляться эффективная государственная политика;
     - государственная молодежная  политика в современных  условиях
должна быть направлена на формирование жизнедеятельного  поколения,
его активную социализацию, повышение субъектности каждого  молодого
человека и молодежи в целом в реализации собственных,  общественных
и государственных интересов;  данная политика должна стать  главным
направлением    деятельности   органов    государственной    власти
Калининградской  области,   что  предполагает   участие  всех   без
исключения  структур  и  уровней  власти  в  создании  условий  для
эффективной   социализации   молодежи,  развития   ее   творческого
потенциала,  поддержки позитивных  инициатив  молодых людей;  такая
работа   должна   проводиться  на   межведомственной   основе   при
координации  органов по  делам  молодежи, создании  координационных
советов  по  молодежной   политике  под  руководством   Губернатора
Калининградской   области   и   глав   муниципальных    образований
Калининградской области;
     - молодежь Калининградской области способна легче, чем старшее
поколение, переносить тяготы реформ; потенциал участия ее в решении
социально-экономических проблем  достаточно  высок  и  может   быть
успешно  реализован посредством  создания  механизмов учета  мнения
молодых  людей,  их  реального  партнерства  с  органами  власти  в
осуществлении    социальных    программ;    молодежь     необходимо
рассматривать как стратегический ресурс общества и как  современную
социальную группу,  в  наибольшей степени  готовую к  инновационным
переменам и конкретным действиям;
     - в  силу  пассивности,   низкой  мотивации  части   молодежи,
отсутствия  условий  для  ее  оптимальной  самореализации   молодое
поколение пока  не стало активным  субъектом деятельности,  главным
действующим лицом в реализации государственной молодежной  политики
в Калининградской области; это в значительной мере снижает  уровень
социальной  активности  всего  населения  в  решении  экономических
проблем,   ухудшает    его   социальное   самочувствие,    создавая
социально-политическое напряжение  в  обществе; в  этих условиях  у
молодежи Калининградской области фактически отсутствуют  глобальные
цели и долгосрочные амбиции;  в сознании и поведении молодых  людей
личный  успех не  всегда  связывается с  развитием  Калининградской
области и Российской Федерации в целом;
     - необходимым   условием  противодействия   криминализации   в
молодежной   среде   могут   стать   реальные   шаги   в    решении
социально-экономических проблем  молодежи Калининградской  области,
целенаправленная  работа по  привлечению  молодых людей  к  занятию
общественно    значимыми    видами    деятельности;     мероприятия
воспитательного характера,  организация досуга молодежи,  поддержка
инициатив молодых  людей, что является  существенным потенциалом  в
решении проблем молодежной преступности;
     - изучение  положения   молодежи  в  Калининградской   области
показало,  что  состояние  молодежной  политики  в  Калининградской
области  во  многом  определяется  информационным   взаимодействием
органов власти  и молодежи; динамика  развития молодежной  политики
предполагает  интерактивный   характер   такого  взаимодействия   -
доступность информации для молодежи, оперативность  информационного
обеспечения политики в  отношении молодых  людей и, как  результат,
наличие обратной  связи со стороны  молодежи; создание  молодежного
информационного пространства может  быть осуществлено силами  самой
молодежи, ее общественных объединений.
     Решить данные проблемы  можно в рамках  принятия и  реализации
Программы.
     15. Основные принципы реализации Программы:
     1) принцип равенства  прав  и возможностей  молодежи и  других
групп населения, признание и соблюдение суверенитета личности;
     2) принцип непосредственного участия молодежи  Калининградской
области в формировании и реализации молодежной политики,  программ,
касающихся  молодежи;  молодежь  должна  стать  главным   субъектом
государственной молодежной политики Калининградской области;
     3) принцип поддержки молодежной инициативы;
     4) принцип  ответственности   органов  власти  перед   молодым
поколением  за социально-экономическое,  экологическое,  культурное
состояние  Калининградской  области,  а  молодого  поколения  -  за
сохранение и преумножение полученного наследия;
     5) принцип   приоритетности   и   адресности,   сосредоточения
внимания,   усилий   и    ресурсов   на   отдельных    приоритетных
основообразующих направлениях областной государственной  молодежной
политики, определяемых по следующим критериям:
     - учет  специфики  Калининградской  области  применительно   к
проблемам и перспективам развития молодых людей;
     - поиск  условий,  устранение  проблем,  без  решения  которых
государственная молодежная политика будет неэффективной;
     - наличие  знаний,  применение  технологий  решения   проблем,
обеспечение специалистами, способными оптимально и в короткие сроки
решать задачи государственной молодежной политики;
     - выделение групп молодежи, на решение проблем которых, прежде
всего, будут направлены имеющиеся ресурсы;
     - наличие  необходимых  материальных  ресурсов  для  получения
ожидаемого результата;
     6) принцип открытости  участия общественности  Калининградской
области  в   разработке  и   реализации  приоритетных   направлений
областной молодежной политики;
     7) принцип  закрепления  положительного опыта  по  каждому  из
направлений  областной  молодежной  политики;  критериями   данного
принципа  является  наличие   позитивного  опыта,  достойного   для
распространения,  возможности  его технологизации  и  доведения  до
методик,  способности обладателей  этого  опыта транслировать  свои
наработки;
     8) принцип преемственности,  акцентирования  внимания на  том,
что   областная   молодежная   политика  не   может   зависеть   от
организационных  перемен   в  системе  управления   Калининградской
области, прихода  или  ухода конкретных  должностных лиц;  принятые
стратегические направления областной молодежной политики не  должны
пересматриваться чаще чем один раз в 5 лет;
     9) принцип поощрения организаций, средств массовой информации,
отдельных граждан,  выступающих   в  качестве  активных   субъектов
реализации Программы;
     10) принцип  конкурсного  и  долевого  участия  при  выделении
средств на реализацию Программы.
     16. Факторы, определяющие необходимость разработки Программы:
     1) специфическое  положение  и острые  проблемы,  имеющиеся  у
молодежи Калининградской области;
     2) в целом положительный  результат, полученный от  реализации
целевой Программы Калининградской  области "Молодежь" на  2007-2011
годы,  утвержденной  Постановлением  Правительства  Калининградской
области от 16  октября 2006 года N  740, которая позволила  изучить
положение   молодежи  и   процессы,   происходящие  в   ее   среде,
приостановить развитие  негативных  тенденций, определить  наиболее
важные  проблемы,  имеющиеся  у  различных  групп  молодежи,  найти
способы  решения данных  проблем;  данные положительные  результаты
требуют дальнейшего продолжения работы в рамках новой программы;
     3) систематизация и необходимость внедрения накопленного опыта
в процесс   реализации   государственной  молодежной   политики   в
Калининградской области,  реализации мероприятий целевой  Программы
Калининградской области "Молодежь" на 2007-2011 годы,  утвержденной
Постановлением Правительства Калининградской области от 16  октября
2006 года N 740;
     4) реальная возможность повышения уровня субъектности молодежи
Калининградской области  в  решении  социально-экономических  задач
Калининградской области.

 

                 Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

     17. Стратегические цели Программы:
     1) утверждение   определенного  социального   (экономического,
правового, политического, культурного) статуса молодежи,  повышение
качества ее жизни;
     2) создание оптимальных  условий для  более полной  реализации
потенциала  молодых  людей,  ресурсное  обеспечение  этих  условий,
гарантий для социальной защищенности молодежи;
     3) адаптация молодежи к современным реалиям, ее  социализация,
воспитание и развитие.
     Стратегические цели    Программы    полностью    соответствуют
Концепции    долгосрочного    социально-экономического     развития
Российской  Федерации  до  2020  года,  утвержденной  Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р,
в  которой  целью государственной  молодежной  политики  определено
создание   условий   для  успешной   социализации   и   эффективной
самореализации молодежи, качественное развитие ее потенциала и  его
использование в интересах инновационного развития России.
     18. На достижение  стратегической  цели 1  в рамках  настоящей
Программы направлено решение следующих тактических задач:
     1) создание  условий   для   оптимальной  трудовой   занятости
молодежи (направление Программы "Труд и занятость молодежи");
     2) поддержка и  развитие молодежной социальной  инфраструктуры
(направление Программы "Развитие инфраструктуры молодежной сферы");
     3) создание    условий     для    вовлечения    молодежи     в
предпринимательскую деятельность (направление Программы "Вовлечение
молодежи в предпринимательскую деятельность").
     Помимо заявленных  программных  задач для  достижения  цели  1
исполнителями    Программы   будет    организована    деятельность,
направленная на решение следующих задач:
     - расширение возможностей  молодых людей  в выборе  жизненного
пути, достижении личного успеха;
     - предотвращение  дискриминации  молодых  граждан  по  мотивам
возраста, социального положения, национальной принадлежности.
     19. На достижение  стратегической  цели 2  в рамках  Программы
направлено решение следующих тактических задач:
     1) поддержка социально значимых инициатив и проектов молодежи,
развитие волонтерского  движения (направление  Программы  "Развитие
молодежной инициативы");
     2) развитие  системы   поддержки   талантливой  и   творческой
молодежи, организация  развивающего  досуга (направление  Программы
"Поддержка талантливой и творческой молодежи");
     3) содействие    информационно-методическому    и    кадровому
обеспечению    молодежной    политики    (направление     Программы
"Информационно-методическое  и   кадровое  обеспечение   молодежной
политики").
     Помимо заявленных  программных  задач для  достижения  цели  2
исполнителями    Программы   будет    организована    деятельность,
направленная на решение следующих задач:
     - создание необходимых стартовых возможностей для социального,
культурного, духовного и  физического развития молодого  поколения,
реализации своих прав и выполнения соответствующих обязанностей;
     - создание  системы  подготовки  молодежи  к  семейной  жизни,
осуществление деятельности  общественных объединений молодых  семей
(направление  Программы  "Пропаганда   здорового  образа  жизни   и
семейных ценностей, профилактика асоциальных явлений");
     - привлечение   молодежи   в   качестве   активного   субъекта
государственной политики;
     - совершенствование механизмов и системы социальной  поддержки
слабозащищенной    молодежи        рамках    целевой    Программы
Калининградской  области   "Развитие   системы  социальной   защиты
населения  и  совершенствование  трудовых  отношений  на  2007-2015
годы");
     - содействие решению жилищных вопросов молодых семей (в рамках
целевой Программы  Калининградской  области "Жилище"  на  2011-2015
годы).
     20. На достижение стратегической  цели 3 Программы  направлено
решение следующих тактических задач:
     1) создание    и    эффективное    функционирование    системы
гражданского  и  патриотического воспитания  молодежи  (направление
Программы "Гражданское и патриотическое воспитание молодежи");
     2) содействие  формированию  у   молодых  людей  отношения   к
здоровью и семье как к важным жизненным ценностям, развитие системы
профилактики асоциальных явлений (направление Программы "Пропаганда
здорового   образа  жизни   и   семейных  ценностей,   профилактика
асоциальных явлений");
     3) расширение   возможностей    молодежи    для   участия    в
интеграционных   процессах,    межрегиональных   и    международных
мероприятиях    (направление    Программы    "Межрегиональное     и
международное молодежное сотрудничество").
     Помимо заявленных  программных  задач для  достижения  цели  3
исполнителями    Программы   будет    организована    деятельность,
направленная на решение следующих задач:
     - поддержка  инициативы   молодежи   по  созданию   молодежных
общественных объединений, оказание помощи в организации их  работы,
направленной  на  решение  проблем  молодых  людей  силами   данных
объединений;
     - содействие  становлению  и развитию  физической  культуры  и
спорта   в   молодежной   среде      рамках   целевой   Программы
Калининградской области "Физическая культура и спорт - для всех" на
2007-2016 годы).
     21. Способы реализации направления "Труд и занятость молодежи"
включают:
     1) подготовку  подростков  к осознанному  выбору  профессии  и
места  работы   с  учетом  интересов,   склонностей  и   перспектив
профессионального становления;
     2) проведение  социологических   опросов  и  исследований   по
профессиональным намерениям молодежи;
     3) разработку системы  прогнозирования рынка  труда в  разрезе
перспективных специальностей и профессий для молодежи;
     4) организацию  лагерей  труда  и  отдыха  для  школьников   и
учащихся;
     5) обеспечение трудоустройства  молодежи на временную  работу;
организацию  сезонных  общественных  работ для  молодежи  в  период
отпусков и каникул (вторичная занятость);
     6) содействие  временной  и  сезонной  занятости  студенческой
молодежи;
     7) формирование  и  поддержку трудовых  объединений  молодежи,
студенческих трудовых отрядов;
     8) организацию  профессионального   переобучения  молодежи   с
учетом  потребностей  профессиональной  структуры   Калининградской
области, в том числе безработной молодежи;
     9) поддержку  предприятий   и  организаций,  создающих   новые
рабочие места для молодежи;
     10) организацию   рабочих   мест   для   наиболее    социально
незащищенных  категорий   молодежи  (инвалидов,   матерей-одиночек,
сирот);
     11) проведение комплекса мероприятий для работающей  молодежи,
направленных на выработку  положительной трудовой мотивации, в  том
числе   в   рамках  целевой   Программы   Калининградской   области
"Содействие занятости населения на 2012-2016 годы";
     12) организация временного трудоустройства  несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
     13) содействие  в  организации и  предоставление  субсидии  на
организацию собственного дела безработной молодежи;
     14) предоставление   государственных   услуг   по   социальной
адаптации и психологической поддержке безработной молодежи.
     22. Способы  реализации направления  "Развитие  инфраструктуры
молодежной сферы" включают:
     1) создание  и  развитие инфраструктуры  молодежной  сферы  на
уровне Калининградской области;
     2) создание по согласованию с органами местного самоуправления
муниципальных образований Калининградской  области в  установленном
законодательством    порядке    в    муниципальных     образованиях
Калининградской  области  учреждений  молодежной  сферы,  поддержку
деятельности действующих учреждений;
     3) развитие нормативной правовой базы деятельности учреждений,
определяющей порядок   создания   и   функционирования,    перечень
оказываемых   услуг,   порядок  финансирования   их   деятельности,
материально-техническое обеспечение, оплату труда сотрудников;
     4) создание  опорных  центров  по  приоритетным   направлениям
молодежной  политики   на  базе   успешно  действующих   учреждений
молодежной сферы.
     23. Способы  реализации  направления  "Вовлечение  молодежи  в
предпринимательскую деятельность" включают:
     1) организацию    и    проведение    комплекса    мероприятий,
направленных   на   популяризацию   предпринимательства,   создание
предпринимательской среды;
     2) поэтапную  разработку   и  внедрение  типовых   нормативных
документов по созданию и функционированию инфраструктуры  поддержки
молодежного предпринимательства;
     3) организацию    и    проведение    комплекса    мероприятий,
направленных на обучение молодых людей основам  предпринимательства
и    развитие    предпринимательских    компетенций,     дальнейшее
сопровождение молодых предпринимателей;
     4) создание    информационно-консультационного   центра    для
молодежи, желающей заниматься предпринимательской деятельностью.
     24. Способы   реализации  направления   "Развитие   молодежной
инициативы" включают:
     1) развитие и  поддержку  всех форм  волонтерского движения  в
молодежной среде;
     2) проведение мероприятий, направленных на подготовку  молодых
лидеров, активизацию деятельности детских и молодежных общественных
объединений;
     3) поддержку  проектов   и  программ   детских  и   молодежных
общественных  объединений  Калининградской области  (на  конкурсной
основе), молодежных инициатив;
     4) предоставление    молодежным   и    детским    объединениям
возможностей использования  молодежной  инфраструктуры на  льготной
основе;
     5) проведение мероприятий, создающих пространство для  общения
молодых    людей,    способствующих   организации    и    выработке
самостоятельных путей решения собственных проблем;
     6) поддержку              деятельности              молодежных


Информация по документу
Читайте также