Постановление фас восточно-сибирского округа от 06.12.2005 n а19-5341/04-24-41-ф02-5430/05-с1 суд правомерно отказал в признании незаконным решения налогового органа о доначислении ндс, пени и штрафных санкций, поскольку налогоплательщиком при применении вычетов по ндс не соблюдены требования, предусмотренные законодательством.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 декабря 2005 г. Дело N А19-5341/04-24-41-Ф02-5430/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Ткач А.В. (доверенность от 01.06.2005),
от ответчика: Гуменюк Л.Ф. (доверенность от 11.01.2005 N 08/2),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Усолье-Сибирская химико-фармацевтическая компания" на решение от 18 апреля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 2 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5341/04-24-41 (суд первой инстанции: Деревягина Н.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Усолье-Сибирская химико-фармацевтическая компания" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Иркутской области (инспекция) от 20 января 2004 года N 185.
Решением от 2 июля 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 октября 2004 года решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 января 2005 года судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции произведена замена Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Иркутской области на ее правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
Решением суда от 18 апреля 2005 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 2 августа 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на судебные акты по делу, сославшись на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судебных актов установленным по делу обстоятельствам.
Как указал заявитель кассационной жалобы, судом нарушена норма статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке представленных в качестве доказательств получения товара товарных накладных по форме ТОРГ-12. Суд необоснованно отклонил данные документы, сославшись на то, что они не были предметом проверки по причине непредставления их налогоплательщиком по требованию инспекции. Между тем, в ходе проверки инспекция не истребовала данные документы.
Кроме того, посчитав, что договор перевода долга с открытым акционерным обществом "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический комбинат" не подтверждает оплату за общество его кредитору, суд необоснованно не применил подлежащие применению нормы части 1 статьи 433 и части 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым сделка считается заключенной с момента совершения действий по выполнению условий договора, в частности, оплаты.
Отзыв на кассационную жалобу инспекцией не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель инспекции возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит судебные акты по делу не подлежащими отмене в связи со следующим.
Как установлено судом, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов на добавленную стоимость, на прибыль, с продаж, на пользователей автомобильных дорог и на имущество за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 15.12.2003 N 348 и вынесла решение от 20.01.2004 N 185, которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 223142 рублей, налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 11157 рублей, налог на прибыль в сумме 386595 рублей, пени в сумме 327301 рубля и применены меры налоговой ответственности в виде штрафов в сумме 38659 рублей по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 46859 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением от 20.01.2004 N 185, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При отмене решения суда от 2 июля 2004 года и постановления апелляционной инстанции от 12 октября 2004, состоявшихся при первоначальном рассмотрении дела, суд кассационной инстанции указал, что доводам инспекции о том, что при переводе долга общество реально не понесло расходов на уплату товара, судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований при новом рассмотрении дела, суды исходили из неподтвержденности заявителем в ходе выездной налоговой проверки и в ходе судебного разбирательства действительности передачи поставщиком товара и обоснованности оприходования товара обществом (покупателем), а также факта уплаты цены товара, расходы по приобретению которого учтены при исчислении налога на прибыль и в части предъявленного налога на добавленную стоимость включены в налоговые вычеты. Кроме того, судом признаны обоснованными выводы решения инспекции о несоответствии счетов-фактур, на основании которых применены вычеты налога на добавленную стоимость.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пункта 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются понесенные налогоплательщиком затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно, в соответствии с настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Таким образом, к признанию расходов в целях налогообложения предъявляются требования документальной подтвержденности операций, связанных с их несением.
На основании пунктов 1-2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы налоговых вычетов, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Основанием для вывода решения инспекции о неподтверждении обоснованности оприходования товаров, поставленных закрытым акционерным обществом "Коммерческий центр "Алтайхимпром", послужило неподтверждение первичными учетными документами в соответствии с формами, установленными нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета, факта отгрузки товара продавцом и принятия его к учету обществом. Согласно представленным железнодорожным накладным грузополучателем является иное лицо - ООО "Усолье-Сибирский химфармкомбинат", уполномоченность которого на получение груза общество не подтвердило.
Требованием инспекции от 4 ноября 2003 года N 02/17128 у налогоплательщика были запрошены первичные учетные документы по операциям приобретения товара по спорным счетам-фактурам N 312 от 30 августа 2001 года, N 586947 от 26 февраля 2001 года, N 580493 от 25 сентября 2001 года.
При этом не находит подтверждения довод кассационной жалобы об истребовании лишь приходных ордеров по форме М-4, поскольку требование не содержит указания на обязательность представления документа той или иной формы, характеризуя лишь определение запрашиваемых документов - первичные учетные.
На основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Основываясь на содержание железнодорожных накладных, факте непредставления распорядительных документов на получение грузов ООО "Усолье-Сибирский химфармкомбинат", неисполнении обществом требования о представлении документов от 4 ноября 2003 года N 02/17128 в части представления товарных накладных ТОРГ-12, суд правильно пришел к выводу о неподтверждении имеющимися в деле документами факта отгрузки ЗАО "Коммерческий центр "Алтайхимпром" и обоснованности оприходования товара обществом.
В части выводов о неподтверждении оплаты обществом цены товара и реальности для общества затрат, учтенных как понесенные расходы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на неотражение в договоре перевода долга от 28 октября 2001 года конкретного существующего обязательства ООО "Усолье-Сибирский химфармкомбинат" перед обществом, в силу которого им принимаются обязанности должника в договорных отношениях с ЗАО "Коммерческий центр "Алтайхимпром". Более того, имеющийся в материалах дела акт сверки взаиморасчетов по состоянию на 1 февраля 2002 года по договору купли-продажи векселей от 29 октября 2001 года N 29В, составленному позднее перевода долга и даты платежного поручения на оплату новым должником в адрес ЗАО "Коммерческий центр "Алтайхимпром", не содержит данных о прекращении части обязательств ООО "Усолье-Сибирский химфармкомбинат" в связи с уплатой им денежных средств за общество.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на действительность заключения сделки договора перевода долга, подтверждаемую фактическим исполнением новым должником ООО "Усолье-Сибирский химфармкомбинат" денежных обязательств путем перечисления денежных средств по платежному поручению от 25 декабря 2001 года, несостоятельна, поскольку не опровергает вывод о реальности затрат общества. Кроме того, в материалы дела платежное поручение от 25 декабря 2001 года обществом не представлено, равно как и отсутствует упоминание о нем в актах сверки с ЗАО "Коммерческий центр "Алтайхимпром".
Поскольку обстоятельства дела полно и всесторонне установлены судами, правильно применившими нормы материального и процессуального права, решение и постановление апелляционной инстанции по делу отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 2 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5341/04-24-41 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Усолье-Сибирская химико-фармацевтическая компания" государственную пошлину, подлежащую уплате при подаче кассационной жалобы, в сумме 1000 рублей, по оплате которой предоставлялась отсрочка.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также