Постановление фас восточно-сибирского округа от 10.11.2004 n а10-1695/04-ф02-4600/04-с2 судебные инстанции, признавая недействительным договор банковского счета, правомерно исходили из того, что возможность открытия территориальными органами казначейства счетов в коммерческих банках допускается только при отсутствии на соответствующей территории учреждений центрального банка рф.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 10 ноября 2004 г. Дело N
А10-1695/04-Ф02-4600/04-С2
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Соколовой Л.М.,
судей: Кулакова В.И.,
Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном
заседании:
представителя прокуратуры
Иркутской области Акуловой Л.К.
(удостоверение N 15128),
рассмотрев в
судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Республики Бурятия
на решение от 7 июня 2004 года и постановление
апелляционной инстанции от 27 августа 2004
года Арбитражного суда Республики Бурятия
по делу N А10-1695/04 (суд первой инстанции:
Аюшеева Е.М.; суд апелляционной инстанции:
Муравьева Е.Г., Хориноева Р.Р., Доржиев
Э.П.),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики
Бурятия обратился в Арбитражный суд
Республики Бурятия в порядке статьи 52
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации с иском о признании
недействительным договора банковского
счета N 51 от 2 октября 2000 года, заключенного
дополнительным офисом N 8171 КБ "Сибирское
ОВК" и Кяхтинским отделением
республиканского казначейства
Министерства финансов Республики Бурятия,
применении последствий недействительности
ничтожной сделки - обязании ответчиков
закрыть бюджетные счета N 40204810481710100002, N
40204810581710100009, N 40202810381710000000, N 40603810381710200027, N
40603810281712000024.
Решением Арбитражного суда
Республики Бурятия от 7 июня 2004 года исковые
требования удовлетворены.
Договор
банковского счета N 51 от 2 октября 2000 года,
заключенный дополнительным офисом N 8171 КБ
"Сибирское ОВК" и Кяхтинским отделением
республиканского казначейства
Министерства финансов Республики Бурятия,
признан недействительным. Судом применены
последствия недействительности сделки в
виде обязания закрыть счета N 40204810481710100002, N
40204810581710100009, N 40202810381710000000, N 40603810381710200027, N
40603810281712000024 в порядке, установленном
действующим законодательством.
Постановлением апелляционной инстанции от
27 августа 2004 года решение суда первой
инстанции от 7 июня 2004 года оставлено без
изменения. При этом судом апелляционной
инстанции применены последствия
недействительности сделки в виде обязания
ответчиков закрыть счета N 40204810481710100002, N
40204810581710100009, N 40202810381710000000.
Не
согласившись с принятыми по делу судебными
актами, Министерство финансов Республики
Бурятия обратилось в Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
с кассационной жалобой, в которой просит их
отменить и отказать в удовлетворении
исковых требований.
По мнению заявителя
кассационной жалобы, требования пункта 2
статьи 155 и пункта 2 статьи 156 Бюджетного
кодекса Российской Федерации на счета
бюджетных организаций не распространяются.
Договор банковского счета в части открытия
счетов бюджетных организаций не
противоречит закону.
КБ "Сибирское ОВК"
(ОАО) в отзыве на кассационную жалобу
поддержал доводы кассационной жалобы.
Прокуратура Республики Бурятия в отзыве на
кассационную жалобу доводы заявителя
отклонила, считая обжалуемое решение
законным.
Присутствующий в судебном
заседании представитель прокуратуры
Иркутской области поддержал позицию
прокуратуры Республики Бурятия, изложенную
в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле,
надлежащим образом извещены о времени и
месте рассмотрения кассационной жалобы,
своих представителей в суд кассационной
инстанции не направили.
Дело
рассмотрено в порядке, определяемом главой
35 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Проверив
правильность применения норм
материального и норм процессуального
права, соответствие выводов Арбитражного
суда Республики Бурятия фактическим
обстоятельствам и имеющимся в деле
доказательствам при рассмотрении дела N
А10-1695/04, Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа приходит к
следующим выводам.
При разрешении спора
арбитражным судом установлены следующие
обстоятельства, имеющие значение для
дела.
2 октября 2000 года между ОАО
"Коммерческий банк "Сибирское общество
взаимного кредита" и Кяхтинским отделением
республиканского казначейства
Министерства финансов Республики Бурятия
заключен договор банковского счета N 51.
В соответствии с условиями указанного
договора банк обязался принимать и
зачислять поступающие на бюджетные счета,
открытые клиенту, денежные средства,
выполнять распоряжения клиента о
перечислении и выдаче соответствующих сумм
со счета и проведении других операций по
счетам в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации,
банковскими правилами и договором.
На
основании договора N 51 от 2 октября 2000 года
ОАО "Коммерческий банк "Сибирское общество
взаимного кредита" открыло Кяхтинскому
отделению республиканского казначейства
Министерства финансов Республики Бурятия
счета N 40204810481710100002, N 40204810581710100009, N
40202810381710000000, N 40603810381710200027, N 40603810281712000024.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые
требования, исходил из того, что договор от 2
октября 2000 года N 51 в части открытия счетов N
40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000, N
40603810381710200027, N 40603810281712000024 заключен с
нарушением бюджетного законодательства и
является недействительным ввиду
ничтожности в соответствии со статьей 168
Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Суд апелляционной инстанции
согласился с выводами суда первой
инстанции в части признания
недействительным договора банковского
счета и применения последствий
недействительности к счетам N 40204810481710100002, N
40204810581710100009, N 40202810381710000000.
Открытие
счетов N 40603810381710200027, N 40603810281712000024, по мнению
суда апелляционной инстанции, не
противоречит требованиям пункта 2 статьи 155
Бюджетного кодекса Российской Федерации, в
связи с чем отсутствуют основания для
применения последствий недействительности
сделки путем закрытия названных счетов.
Апелляционная инстанция при этом исходила
из того, что открытие счетов, на которые
зачисляются средства, полученные от
предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности, возможно не только в
учреждениях Банка России, но и в других
кредитных организациях. При этом суд
апелляционной инстанции ссылался на пункт
2.1 Указания Центрального банка Российской
Федерации от 18 июня 1999 года N 579-У "О порядке
открытия и ведения счетов организаций,
финансируемых из федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов, по учету средств,
полученных от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности, а также по
учету средств, поступающих во временное
распоряжение организации, финансируемой из
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов в
учреждениях Центрального банка Российской
Федерации или кредитных организациях"
(Указание).
Согласно пункту 1 данного
Указания им определяется порядок открытия
в учреждениях Банка России или кредитных
организациях организациям, финансируемым
из федерального бюджета, счетов по учету
средств, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности.
Указанный нормативный документ не
определяет порядок открытия и ведения
территориальными органами федерального
казначейства Министерства финансов
Российской Федерации лицевых счетов для
учета операций со средствами, полученными
от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности, получателей средств
федерального бюджета, финансируемых на
основании смет доходов и расходов.
Данный порядок определен Приказом
Министерства финансов Российской
Федерации от 21 июня 2001 года N 46н "О порядке
открытия и ведения территориальными
органами федерального казначейства
Министерства финансов Российской
Федерации лицевых счетов для учета
операций со средствами, полученными от
предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности, получателей средств
федерального бюджета, финансируемых на
основании смет доходов и расходов".
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, допущен пропуск
текста: имеется в виду "Пункт 3 названного
Приказа определяет, что органы
федерального казначейства для учета
средств, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
открывают в установленном Центральным
банком Российской Федерации порядке с
заключением договора банковского счета, в
учреждениях Центрального банка Российской
Федерации, а в случае отсутствия учреждений
Центрального банка Российской Федерации на
соответствующей территории или
невозможности выполнения ими этих функций -
в кредитных организациях, где органами
федерального казначейства открыты счета по
учету средств федерального бюджета -
лицевые счета на балансовом учете N 40503
"Счета предприятий, находящихся в
федеральной собственности".
------------------------------------------------------------------
Пункт 3 названного Приказа определяет, что
органы федерального казначейства для учета
средств, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
открывают в установленном Центральным
банком Российской Федерации порядке с
заключением договора банковского счета, в
учреждениях Центрального банка Российской
Федерации, а в случае отсутствия учреждений
Центрального банка Российской Федерации на
соответствующей территории или
невозможности выполнения ими этих функций -
в кредитных организациях, где органами
федерального казначейства открыты счета по
учету средств федерального бюджета.
Таким образом, возможность открытия счетов
в иных кредитных учреждениях
предусматривается только в случае
отсутствия на соответствующей территории
учреждений Центрального банка Российской
Федерации или невозможности выполнения ими
этих функций.
Прокурор Республики
Бурятия, обращаясь с исковым заявлением,
указывал на то, что территориальными
органами федерального казначейства
открыты счета в ином кредитном учреждении
при наличии учреждения Центрального банка
России.
Следовательно, выводы
апелляционной инстанции об отсутствии
оснований для применения последствий
недействительности сделки в отношении
счетов, открытых территориальным органом
федерального казначейства для учета
средств, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
являются неправомерными.
По
результатам рассмотрения кассационной
жалобы Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа приходит к
выводу о том, что решение Арбитражного суда
Республики Бурятия от 7 июня 2004 года
подлежит оставлению без изменения,
постановление апелляционной инстанции от 27
августа 2004 года подлежит изменению путем
исключения из его резолютивной части слов:
"Применить последствия недействительности
сделки и обязать ответчиков закрыть счета N
40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000 в
порядке, установленном действующим
законодательством".
Руководствуясь
статьями 286 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение
Арбитражного суда Республики Бурятия от 7
июня 2004 года по делу N А10-1695/04 оставить без
изменения. Постановление апелляционной
инстанции от 27 августа 2004 года по данному
делу изменить путем исключения из его
резолютивной части слов: "Применить
последствия недействительности сделки и
обязать ответчиков закрыть счета N
40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000 в
порядке, установленном действующим
законодательством". В остальной части
постановление оставить без изменения.
Отменить меры по приостановлению судебных
актов по делу, установленные определением
Федерального арбитражного суда
Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2004
года.
Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА
Судьи:
В.И.КУЛАКОВ
М.Д.РЮМКИНА