Постановление фас восточно-сибирского округа от 10.11.2004 n а10-1695/04-ф02-4600/04-с2 судебные инстанции, признавая недействительным договор банковского счета, правомерно исходили из того, что возможность открытия территориальными органами казначейства счетов в коммерческих банках допускается только при отсутствии на соответствующей территории учреждений центрального банка рф.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 10 ноября 2004 г. Дело N А10-1695/04-Ф02-4600/04-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Кулакова В.И., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании:
представителя прокуратуры Иркутской области Акуловой Л.К. (удостоверение N 15128),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение от 7 июня 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 27 августа 2004 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1695/04 (суд первой инстанции: Аюшеева Е.М.; суд апелляционной инстанции: Муравьева Е.Г., Хориноева Р.Р., Доржиев Э.П.),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с иском о признании недействительным договора банковского счета N 51 от 2 октября 2000 года, заключенного дополнительным офисом N 8171 КБ "Сибирское ОВК" и Кяхтинским отделением республиканского казначейства Министерства финансов Республики Бурятия, применении последствий недействительности ничтожной сделки - обязании ответчиков закрыть бюджетные счета N 40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000, N 40603810381710200027, N 40603810281712000024.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 июня 2004 года исковые требования удовлетворены.
Договор банковского счета N 51 от 2 октября 2000 года, заключенный дополнительным офисом N 8171 КБ "Сибирское ОВК" и Кяхтинским отделением республиканского казначейства Министерства финансов Республики Бурятия, признан недействительным. Судом применены последствия недействительности сделки в виде обязания закрыть счета N 40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000, N 40603810381710200027, N 40603810281712000024 в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановлением апелляционной инстанции от 27 августа 2004 года решение суда первой инстанции от 7 июня 2004 года оставлено без изменения. При этом судом апелляционной инстанции применены последствия недействительности сделки в виде обязания ответчиков закрыть счета N 40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Республики Бурятия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требования пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации на счета бюджетных организаций не распространяются. Договор банковского счета в части открытия счетов бюджетных организаций не противоречит закону.
КБ "Сибирское ОВК" (ОАО) в отзыве на кассационную жалобу поддержал доводы кассационной жалобы.
Прокуратура Республики Бурятия в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонила, считая обжалуемое решение законным.
Присутствующий в судебном заседании представитель прокуратуры Иркутской области поддержал позицию прокуратуры Республики Бурятия, изложенную в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела N А10-1695/04, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
При разрешении спора арбитражным судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
2 октября 2000 года между ОАО "Коммерческий банк "Сибирское общество взаимного кредита" и Кяхтинским отделением республиканского казначейства Министерства финансов Республики Бурятия заключен договор банковского счета N 51.
В соответствии с условиями указанного договора банк обязался принимать и зачислять поступающие на бюджетные счета, открытые клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счетам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, банковскими правилами и договором.
На основании договора N 51 от 2 октября 2000 года ОАО "Коммерческий банк "Сибирское общество взаимного кредита" открыло Кяхтинскому отделению республиканского казначейства Министерства финансов Республики Бурятия счета N 40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000, N 40603810381710200027, N 40603810281712000024.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что договор от 2 октября 2000 года N 51 в части открытия счетов N 40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000, N 40603810381710200027, N 40603810281712000024 заключен с нарушением бюджетного законодательства и является недействительным ввиду ничтожности в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части признания недействительным договора банковского счета и применения последствий недействительности к счетам N 40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000.
Открытие счетов N 40603810381710200027, N 40603810281712000024, по мнению суда апелляционной инстанции, не противоречит требованиям пункта 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для применения последствий недействительности сделки путем закрытия названных счетов.
Апелляционная инстанция при этом исходила из того, что открытие счетов, на которые зачисляются средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, возможно не только в учреждениях Банка России, но и в других кредитных организациях. При этом суд апелляционной инстанции ссылался на пункт 2.1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1999 года N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организации, финансируемой из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях" (Указание).
Согласно пункту 1 данного Указания им определяется порядок открытия в учреждениях Банка России или кредитных организациях организациям, финансируемым из федерального бюджета, счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Указанный нормативный документ не определяет порядок открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов.
Данный порядок определен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов".
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду "Пункт 3 названного Приказа определяет, что органы федерального казначейства для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открывают в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке с заключением договора банковского счета, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в кредитных организациях, где органами федерального казначейства открыты счета по учету средств федерального бюджета - лицевые счета на балансовом учете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности".
------------------------------------------------------------------
Пункт 3 названного Приказа определяет, что органы федерального казначейства для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открывают в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке с заключением договора банковского счета, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в кредитных организациях, где органами федерального казначейства открыты счета по учету средств федерального бюджета.
Таким образом, возможность открытия счетов в иных кредитных учреждениях предусматривается только в случае отсутствия на соответствующей территории учреждений Центрального банка Российской Федерации или невозможности выполнения ими этих функций.
Прокурор Республики Бурятия, обращаясь с исковым заявлением, указывал на то, что территориальными органами федерального казначейства открыты счета в ином кредитном учреждении при наличии учреждения Центрального банка России.
Следовательно, выводы апелляционной инстанции об отсутствии оснований для применения последствий недействительности сделки в отношении счетов, открытых территориальным органом федерального казначейства для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются неправомерными.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 июня 2004 года подлежит оставлению без изменения, постановление апелляционной инстанции от 27 августа 2004 года подлежит изменению путем исключения из его резолютивной части слов: "Применить последствия недействительности сделки и обязать ответчиков закрыть счета N 40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000 в порядке, установленном действующим законодательством".
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 июня 2004 года по делу N А10-1695/04 оставить без изменения. Постановление апелляционной инстанции от 27 августа 2004 года по данному делу изменить путем исключения из его резолютивной части слов: "Применить последствия недействительности сделки и обязать ответчиков закрыть счета N 40204810481710100002, N 40204810581710100009, N 40202810381710000000 в порядке, установленном действующим законодательством". В остальной части постановление оставить без изменения.
Отменить меры по приостановлению судебных актов по делу, установленные определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2004 года.
Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА
Судьи:
В.И.КУЛАКОВ
М.Д.РЮМКИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также