Постановление фас восточно-сибирского округа от 14.12.2005 n а19-26637/04-36-21-ф02-6261/05-с1 суд правомерно частично удовлетворил требование налогового органа о взыскании штрафа за осуществление денежных расчетов с населением без применения ккт, поскольку совершение покупки товара работниками налогового органа в процессе проверки применения ккт не дает оснований для вывода о том, что работники превысили свои полномочия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 декабря 2005 г. Дело N А19-26637/04-36-21-Ф02-6261/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заиров и сыновья" на решение от 24 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26637/04-36-21 (суд первой инстанции: Стрижова Т.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Заиров и сыновья" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 27.08.2004 N 263 о назначении административного наказания в виде взыскания с ООО "Заиров и сыновья" штрафа в размере 40000 рублей.
Решением суда от 22 ноября 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 марта 2005 года решение суда от 22 ноября 2004 года оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 15 июня 2005 года решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от 24 августа 2005 года постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о назначении административного наказания в части взыскания с ООО "Заиров и сыновья" штрафа в размере 40000 рублей признано незаконным и изменено в части размера штрафа, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговым органом при проведении проверки допущено нарушение закона, выразившееся в осуществлении контрольного закупа должностным лицом налоговой инспекции, не имеющим такого права, вины общества в совершении административного правонарушения нет, так как приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 78393 от 23.11.2005, N 78394 от 28.11.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.
Как установлено материалами дела, 18.08.2004 налоговой инспекцией при проверке соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в отделе магазина "Алеша", принадлежащем ООО "Заиров и сыновья", расположенном по адресу: п. Новая Игирма, ул. Новоселова, 71 "а", выявлен факт осуществления денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники.
По результатам проверки составлены акт от 18.08.2004 N 00263 и протокол об административном правонарушении от 28.08.2004 N 00263.
27.08.2004 постановлением налогового органа общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 рублей.
При назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей налоговым органом не учтены положения части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организации торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин (ККМ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
Материалами дела подтверждается факт неприменения работником общества ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
Осуществление противоправных виновных действий (бездействия) работником не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, т.к. все торговые операции, осуществляемые в торговой точке юридического лица, производятся от его имени, и, соответственно, принимая на работу продавца, юридическое лицо несет ответственность за выполнение им своих обязанностей в части применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд кассационной инстанции полагает, что налоговой инспекцией доказан факт противоправного виновного бездействия общества, выразившегося в неприменении ККМ при осуществлении продажи принадлежащего ему товара.
Довод заявителя об отсутствии у налогового органа права производить контрольные закупки товаров рассмотрен и учтен быть не может.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона.
Данный Закон не содержит какого-либо запрета, ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности по осуществлению контроля за его соблюдением, в том числе запрета применения контрольной закупки.
Следовательно, совершение покупки товара работниками налоговой инспекции в процессе проверки применения контрольно-кассовой техники не дает оснований для вывода о том, что работники налоговой инспекции превысили свои полномочия, поэтому результаты проверки получены с нарушением закона.
Принимая решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части меры ответственности, суд пришел к выводу о необоснованном применении налоговым органом к обществу максимальной меры ответственности, учитывая при этом его материальное положение, совершение и привлечение к административной ответственности юридического лица впервые.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом первой инстанции данные требования выполнены надлежащим образом. Доказательств, опровергающих выводы суда, материалы дела не содержат.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы не влияют на законность приятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24 августа 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26637/04-36-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также