Постановление фас восточно-сибирского округа от 26.11.2004 n а69-1458/03-6-ф02-4854/04-с2 дело о признании права собственности на нежилое помещение (отделения почтовой связи) направлено на новое рассмотрение, так как вывод суда о том, что спорное помещение относится к муниципальной собственности, необоснован.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 ноября 2004 г. Дело N А69-1458/03-6-Ф02-4854/04-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Некрасова С.Ю.,
судей: Нестеровой Л.П., Уманя И.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Республике Тыва" - Макаренко И.Г. (доверенность от 03.03.2004),
Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кызыла - Кольчиковой О.В. (доверенность от 23.11.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Республики Тыва" на решение от 22 марта 2004 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1458/03-6 (суд первой инстанции: Каширина Н.Б.),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил суд исключить из иска требование в части исключения из Реестра о государственной регистрации прав муниципальной собственности на объекты почтовой связи и включить требование о признании незаконной регистрации права собственности на встроенное нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Кызыл, ул. Кечил-оола, 5.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Республики Тыва" (далее - ГУ "УФПС Республики Тыва").
Решением от 22 марта 2004 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не рассматривались.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ "УФПС Республики Тыва" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, на основании технического паспорта БТИ встроенное помещение отделения почтовой связи, расположенное по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кечил-оола, 5, общей площадью 115,7 кв.м, изначально было передано в пользование отделению связи.
В соответствии с приложением N 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, они относятся исключительно к федеральной собственности.
В законном порядке спорные объекты федеральной собственности не были переданы в муниципальную собственность.
Кроме того, в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991, распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992 и статьей 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представляемые на регистрацию документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ГУ "УФПС Республики Тыва" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель КУМИ г. Кызыла пояснил, что считает судебный акт законным.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебных актов и правильность применения Арбитражным судом Республики Тыва норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права муниципальное образование "Город Кызыл" на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и реестра муниципальной собственности от 03.12.1997 зарегистрировало в Реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Тувинского республиканского центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним право муниципальной собственности на нежилые помещения N 1 - 7, расположенные в нежилом благоустроенном помещении общей площадью 115,7 кв.м, находящимся на первом этаже в пятиэтажном кирпичном доме по адресу: Республика Тыва, город Кызыл, ул. Кечил-оола, дом 5.
ГКУГИ Республики Тыва, полагая, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кызыл, ул. Кечил-оола, 5, необоснованно включено в Реестр муниципальной собственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование своих требований истец представил:
- решение исполнительного комитета Кызыльского городского Совета народных депутатов N 303 от 10.06.1981 "О выделении помещений под отделения связи N 2 и N 3 городскому узлу связи в здании жилого дома производственного объединения промстройматериалов и Всероссийского общества слепых";
- решение исполнительного комитета Кызыльского городского Совета народных депутатов N 37 от 28.01.1982 "О приемке в эксплуатацию 65 квартирного жилого дома N 6 в 5 микрорайоне";
- справку государственного предприятия "Бюро технической инвентаризации" от 21.01.2003 о том, что пользователем домовладения, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Кечил-оола, площадью 115,7 кв.м, является ГУ "УФПС Республики Тыва";
- отчет по основным средствам ГУ "УФПС Республики Тыва" с приложением о расходовании тепловой энергии отделениями связи, в том числе по ул. Кечил-оола, 5;
- технический паспорт БТИ на нежилое помещение отделения связи N 3 ГУ "УФПС Республики Тыва" по адресу: г. Кызыл, ул. Кечил-оола, 5;
- справку ГУ "БТИ" о том, что жилой пятиэтажный кирпичный дом, находящийся в г. Кызыле по ул. Кечил-оола, 5, со встроенным нежилым помещением, 98,9 кв.м, под почтовое отделение связи и сберкассу принят на учет в БТИ 12.02.1982;
- письмо территориального проектного института "Тувагражданпроект" о том, что изначально проектом по адресу: г. Кызыл, ул. Кечил-оола, 5 было предусмотрено почтовое отделение. До сих пор его назначение не менялось и в нем расположено почтовое отделение N 3.
Арбитражный суд Республики Тыва со ссылкой на статьи 49, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, пришел к выводу о том, что истец не доказал, что строительство жилого дома, в котором находится спорное помещение, финансировалось за счет государственных капиталовложений, что спорное помещение проектировалось под отделение связи, а также что после ввода в эксплуатацию в нем размещалось отделение связи.
Между тем, выводы суда об уровне собственности объекта недвижимости не могут быть признаны достаточно обоснованными.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в Реестр или перечень федеральной, государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении принадлежности таких объектов соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 все объекты государственной собственности до их передачи в собственность соответствующих субъектов являлись федеральной собственностью. В пункте 2 раздела II и пункте 6 раздела IV приложения N 1 к указанному Постановлению предусмотрено, что имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, а также имущество предприятий связи включено в число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятия.
На основании статьи 24 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ имущество организаций федеральной почтовой связи является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Анализ материалов дела в кассационной инстанции показал, что изначально спорное помещение предназначалось для размещения отделения связи. Кроме того, факт размещения в спорном помещении отделения почтовой связи сторонами не оспаривается и подтверждается документально (справки ГУ "БТИ", технический паспорт на нежилое встроенное помещение почты и выписка из Реестра о регистрации права муниципальной собственности на помещение почты).
Вывод арбитражного суда о недоказанности истцом права федеральной собственности в связи с недоказанностью правомочности нахождения в спорном нежилом помещении отделения связи является ошибочным. Доказательств обратного ни агентством по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья Республики Тыва, ни Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Тыва не представлено.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из прямого применения положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и не дал оценки свидетельству о регистрации права муниципальной собственности, которое представлено ответчиком в качестве доказательства отнесения спорного недвижимого имущества к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
В связи с наличием документа, подтверждающего право муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества, без его правовой оценки на основании абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вывод суда о принадлежности спорного помещения к муниципальной собственности не может быть признан достаточно обоснованным.
Недостаточная обоснованность судебного акта по определению уровня объекта права собственности могла повлечь неправильные выводы суда и принятие неправильного решения.
На основании изложенного решение от 22 марта 2004 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1458/03-6 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Тыва.
При новом рассмотрении истцу следует уточнить исковые требования с учетом требований статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которой в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не запись о нем, арбитражному суду истребовать документы, регулирующие деятельность ГУ "УФПС Республики Тыва", дать правовую оценку Реестру муниципальной собственности в части отнесения к муниципальной собственности спорного имущества, сделать вывод об уровне объекта права собственности и в зависимости от этого принять по делу соответствующее решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22 марта 2004 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1458/03-6 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Тыва.
Председательствующий
С.Ю.НЕКРАСОВ
Судьи:
Л.П.НЕСТЕРОВА
И.Н.УМАНЬ

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также