Постановление фас восточно-сибирского округа от 26.11.2004 n а69-1460/03-6-ф02-4851/04-с2 дело о признании права федеральной собственности на нежилое помещение, в котором расположено отделение почтовой связи, направлено на новое рассмотрение, так как вывод суда о том, что спорное помещение является муниципальной собственностью, не подкреплен соответствующими доказательствами.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 ноября 2004 г. Дело N А69-1460/03-6-Ф02-4851/04-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Некрасова С.Ю.,
судей: Нестеровой Л.П., Уманя И.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Республики Тыва" - Макаренко И.Г. (доверенность от 03.03.2004), Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кызыла - Кольчиковой О.В. (доверенность от 23.11.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Республики Тыва" на решение от 22 марта 2004 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1460/03-6 (суд первой инстанции: Каширина Н.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Тыва (далее - ГКУГИ Республики Тыва) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с иском о признании права федеральной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кызыл, ул. Бухтуева, 1, и об исключении из Реестра записи о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты почтовой связи.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил суд исключить из иска требование в части исключения из Реестра записи о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты почтовой связи и включить требование о признании незаконной регистрации права собственности на встроенное нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Кызыл, ул. Бухтуева, 1.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Республики Тыва" (далее - ГУ "УФПС Республики Тыва").
Решением от 22 марта 2004 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не рассматривались.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ "УФПС Республики Тыва" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, на основании технического паспорта БТИ встроенное помещение отделения почтовой связи, расположенное по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Бухтуева, 1, общей площадью 118,1 кв.м изначально было передано в пользование отделению связи.
------------------------------------------------------------------

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду "...все объекты государственной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности".
------------------------------------------------------------------
В соответствии с Приложением N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 ... независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В законном порядке спорные объекты федеральной собственности не были переданы в муниципальную собственность.
Кроме того, в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991, распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992 и статьей 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представляемые на регистрацию документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ГУ "УФПС Республики Тыва" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель КУМИ г. Кызыла пояснил, что считает судебный акт законным.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебных актов и правильность применения Арбитражным судом Республики Тыва норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права муниципальное образование "Город Кызыл" на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 зарегистрировало в Реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Тувинского республиканского центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним право муниципальной собственности на нежилые помещения N 1 - 8, расположенные на первом этаже кирпичного дома, общей площадью 118,1 кв.м, находящегося по адресу: Республика Тыва, город Кызыл, ул. Бухтуева, дом 1.
ГКУГИ Республики Тыва, полагая, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кызыл, ул. Бухтуева, 1, необоснованно включено в Реестр муниципальной собственности, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование своих требований истец представил:
- справку государственного предприятия "Бюро технической инвентаризации" от 21.01.2003 о том, что пользователем домовладения, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Бухтуева, 1, площадью 118,1 кв.м, является ГУ "УФПС Республики Тыва";
- архивную выписку Центрального государственного архива Республики Тыва из решения Исполнительного комитета Кызыльского городского Совета народных депутатов N 47 от 29.01.1998 о предоставлении земельного участка производственно-техническому управлению (объединению) связи Тувинской АССР под строительство здания "Агентства союзпечати" со встроенным магазином филателии по ул. Бухтуева площадью 0,09 га;
- отчет по основным средствам ГУ "УФПС Республики Тыва" с приложением о расходовании тепловой энергии отделениями связи, в том числе по ул. Бухтуева, 1;
- технический паспорт БТИ на нежилое помещение почты, находящееся по адресу: г. Кызыл, ул. Бухтуева, 1;
- письмо территориального проектного института "Тувагражданпроект" о том, что изначально проектом (по адресу: г. Кызыл, ул. Бухтуева, 1) было предусмотрено с торца жилого дома встроенное почтовое отделение N 5. Оно предусмотрено проектом и существует по сей день;
- справку ГП "БТИ" о том, что жилой двухэтажный кирпичный дом, находящийся в г. Кызыле по ул. Бухтуева, 1, со встроенным нежилым помещением площадью 118,1 кв.м под почтовое отделение связи принят на учет в БТИ 20.07.1973.
Арбитражный суд Республики Тыва со ссылкой на статьи 49, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 пришел к выводу о том, что истец не доказал, что строительство жилого дома, в котором находится спорное помещение, финансировалось за счет государственных капиталовложений, что спорное помещение проектировалось под отделение связи, а также что после ввода в эксплуатацию в нем размещалось отделение связи.
Между тем выводы арбитражного суда об уровне собственности объекта недвижимости не могут быть признаны достаточно обоснованными.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр или перечень федеральной, государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении принадлежности таких объектов соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 все объекты государственной собственности до их передачи в собственность соответствующих субъектов являлись федеральной собственностью. В пункте 2 раздела II и пункте 6 раздела IV Приложения N 1 к указанному Постановлению предусмотрено, что имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, а также имущество предприятий связи включено в число объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятия.
На основании статьи 24 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ имущество организаций федеральной почтовой связи является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Анализ материалов дела в кассационной инстанции показал, что изначально спорное помещение предназначалось для размещения отделения связи. Кроме того, факт размещения в спорном помещении отделения почтовой связи сторонами не оспаривается и подтверждается документально (справки ГП "БТИ", технический паспорт на нежилое встроенное помещение почты).
Вывод арбитражного суда о недоказанности истцом права федеральной собственности в связи с недоказанностью правомочности нахождения в спорном нежилом помещении отделения связи является ошибочным. Доказательств обратного ни Агентством по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья Республики Тыва, ни Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Тыва не представлено.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из прямого применения положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и не дал оценки свидетельству о регистрации права муниципальной собственности, которое представлено ответчиком в качестве доказательства отнесения спорного недвижимого имущества к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
В связи с наличием документа, подтверждающего право муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества, без его правовой оценки на основании абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вывод суда о принадлежности спорного помещения к муниципальной собственности не может быть признан достаточно обоснованным.
Недостаточная обоснованность судебного акта по определению уровня объекта права собственности могла повлечь неправильные выводы суда и принятие неправильного решения.
На основании изложенного решение от 22 марта 2004 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1460/03-6 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Тыва.
При новом рассмотрении истцу следует уточнить исковые требования с учетом требований статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которой в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не запись о нем; арбитражному суду - истребовать документы, регулирующие деятельность ГУ "УФПС Республики Тыва", дать правовую оценку Реестру муниципальной собственности в части отнесения к муниципальной собственности спорного имущества, сделать вывод об уровне объекта права собственности и в зависимости от этого принять по делу соответствующее решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22 марта 2004 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1460/03-6 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Тыва.
Председательствующий
С.Ю.НЕКРАСОВ
Судьи:
Л.П.НЕСТЕРОВА
И.Н.УМАНЬ

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также