Постановление фас восточно-сибирского округа от 07.12.2004 n а78-2305/04-с2-20/156-ф02-5020/04-с1 суд правомерно признал законным отказ налогового органа в возврате из бюджета излишне уплаченного ндс, так как операции по реализации древесины, полученной от мер по уходу за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 7 декабря 2004 г. Дело N А78-2305/04-С2-20/156-Ф02-5020/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Читинское управление сельскими лесами" на постановление апелляционной инстанции от 30 сентября 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2305/04-С2-20/156 (суд первой инстанции: Анисимов М.А.; суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Антипенко Г.Д., Желтоухов Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Читинское управление сельскими лесами" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району города Читы (далее - инспекция) в части отказа в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость и о возврате налога из бюджета в размере 599885 рублей 48 копеек.
Решением суда от 5 июля 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 30 сентября 2004 года решение суда первой инстанции отменено. Производство по делу в части требований о признании незаконными действий налоговой инспекции об отказе в возврате 229740 рублей 10 копеек излишне уплаченного налога на добавленную стоимость и о возврате из бюджета указанной суммы налога прекращено в связи с принятием судом отказа учреждения от заявленных требований в данной части. В остальной части требований отказано.
Учреждение в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований.
Из кассационной жалобы следует, что реализация древесины, полученной от мер ухода за лесом, относится к исключительным полномочиям лесхоза, поэтому не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Также заявитель указывает, что является бюджетным учреждением, и средства, полученные от реализации древесины, являются дополнительным источником финансирования затрат по содержанию федеральной собственности. Поэтому учреждение считает, что полученный доход не связан с реализацией товаров (работ, услуг) в понимании статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в данном случае право собственности на товар не передается, а производится передача имущества некоммерческой организации на осуществление уставной деятельности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены, учреждение просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд при рассмотрении дела исходил из следующих фактических обстоятельств.
------------------------------------------------------------------

В документе, здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: вместо "...филиалами управления..." имеется в виду "...филиалами учреждения...".
------------------------------------------------------------------
Учреждение 10.03.2004 обратилось в инспекцию с заявлением N 40 о возврате ошибочно уплаченного за период с 01.07.2002 по 31.12.2003 сельскими лесхозами, являющимися филиалами управления, налога на добавленную стоимость в сумме 698198 рублей.
Инспекция письмом от 19.03.2004 N 6.1-10/1783 отказала учреждению в возврате налога, мотивируя тем, что операции лесхозов по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконными действия инспекции об отказе в возврате из бюджета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость и обязывая налоговый орган возвратить из бюджета налог, руководствовался подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что лесхозы являются органами государственного управления, на них возложена обязанность по осуществлению санитарных рубок по уходу за лесом, и средства, полученные в результате реализации древесины, учитывались в смете расходов учреждения и использовались на нужды лесного хозяйства.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности отказа налоговой инспекции в возврате из бюджета налога на добавленную стоимость, поскольку учреждение является плательщиком налога на добавленную стоимость с операций по реализации древесины, полученной от рубок по уходу за лесом, им была исполнена обязанность по уплате налога в бюджет, излишняя уплата налога не производилась.
Вывод суда апелляционной инстанции основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Из Устава учреждения следует, что оно создано в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 16.11.1998 N 7-240 как государственное учреждение, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах федерального казначейства.
Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.02.2002 N 183 Федеральное государственное учреждение "Читинское управление сельскими лесами" реорганизовано путем присоединения к нему государственных учреждений - сельских лесхозов в качестве филиалов.
В соответствии с общим Положением о лесхозе, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 N 188, лесхоз является юридическим лицом - государственным учреждением; имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках; осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок; принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели. Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в пунктах 1 и 2 статьи 146 названного Кодекса.
Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Подпунктом 4 пункта 2 этой статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае лесхозы, являющиеся филиалами управления, осуществляли реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Учреждение считает, что средства, полученные лесхозом от реализации древесины, не подлежат налогообложению, поскольку наряду с бюджетными источниками финансирования направляются на ведение лесного хозяйства. Данный довод является несостоятельным, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о наличии обязанности по уплате налога на добавленную стоимость с операций по реализации лесхозами древесины, а также отсутствии у учреждения и его филиалов излишней уплаты налога.
Следовательно, отсутствовали основания, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, для возврата учреждению из бюджета налога на добавленную стоимость.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 30 сентября 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2305/04-С2-20/156 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также