Постановление фас восточно-сибирского округа от 13.01.2005 n а19-15354/03-40-ф02-5598/04-с1 судебные акты о признании незаконным решения налогового органа в части прекращения действия решения о реструктуризации задолженности отменены, поскольку приостановление операций по счетам налогоплательщика не препятствует банку исполнять поручения как налогового органа, так и самого налогоплательщика.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 13 января 2005 г. Дело N
А19-15354/03-40-Ф02-5598/04-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А.,
Юдиной Н.М.,
при участии в судебном
заседании:
от Инспекции Федеральной
налоговой службы по Октябрьскому округу
города Иркутска - представителей Калюга М.С.
(доверенность от 11.01.2005 N 05-34/11-114), Макаровой
Н.С. (доверенность от 11.01.2005 N 05-34/3-18),
рассмотрев в судебном заседании
кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Октябрьскому округу
города Иркутска на решение от 25 июня 2004 года
и постановление апелляционной инстанции от
5 октября 2004 года Арбитражного суда
Иркутской области по делу N А19-15354/03-40 (суд
первой инстанции: Калашникова Т.А.; суд
апелляционной инстанции: Сорока Т.Г.,
Буяновер П.И., Ибрагимова
С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное
государственное унитарное предприятие
"Востсибавиаснаб" (далее - предприятие)
обратилось в Арбитражный суд Иркутской
области с заявлением, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, к Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Октябрьскому округу
города Иркутска (далее - инспекция) о
признании незаконным пункта 1 решения от
28.07.2003 N 006-15-0 "Об отмене решения о
реструктуризации задолженности по налогам
и сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед
федеральным, региональным и местным
бюджетами".
Решением суда от 25 июня 2004
года заявленные требования
удовлетворены.
Постановлением
апелляционной инстанции от 5 октября 2004
года решение суда первой инстанции
оставлено без изменения.
Инспекция (в
настоящее время - Инспекция Федеральной
налоговой службы по Октябрьскому округу
города Иркутска) обратилась с кассационной
жалобой, в которой просит отменить судебные
акты в связи с неправильным применением
норм материального права.
В
кассационной жалобе заявитель указывает на
правомерность принятого решения об отмене
решения о реструктуризации задолженности
по налогам, сборам, а также пеням и штрафам в
связи с неуплатой предприятием
реструктуризированной задолженности по
графику ее погашения, а также текущих
платежей по состоянию на 01.07.2003.
По
мнению инспекции, приостановление операций
по счетам налогоплательщика в банке
означает прекращение банком всех расходных
операций по счету, за исключением платежей,
очередность исполнения которых в
соответствии с гражданским
законодательством предшествует исполнению
обязанности по уплате налогов и сборов.
Поэтому налоговый орган считает, что
приостановление операций по счетам
налогоплательщика не могло являться
препятствием для исполнения предприятием
обязанностей по уплате платежей по графику
реструктуризации задолженности и текущих
платежей.
Отзыв на кассационную жалобу
не представлен.
Дело рассматривается в
порядке, предусмотренном главой 35
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Предприятие о
времени и месте рассмотрения кассационной
жалобы извещено (уведомление от 28.12.2004 N 78318),
своих представителей на судебное заседание
не направило, поэтому дело рассматривается
в их отсутствие.
Проверив
обоснованность доводов кассационной
жалобы, заслушав представителей инспекции,
Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа считает, что
кассационная жалоба подлежит
удовлетворению.
Как следует из
материалов дела, инспекцией 14.12.2001 принято
решение N 009-16 "О реструктуризации
задолженности по налогам и сборам, а также
задолженности по начисленным пеням и
штрафам перед федеральным, региональным и
местными бюджетами".
Налоговым органом
29.01.2003 принято решение N 006-14-0 о прекращении
действия решения от 14.12.2001 N 009-16 в связи с
неуплатой предприятием по состоянию на
01.01.2003 по графику погашения
реструктуризированной задолженности по
налогам, пеням и текущих платежей.
В
обеспечение взыскания задолженности по
налогам, пеням и штрафам налоговым органом
были приняты решения от 19.02.2003 N 006-68, от 03.03.2003
N 006-120, от 05.03.2003 N 006-161, от 26.03.2003 N 006-315, 006-316 о
приостановлении операций по счетам в
банках на основании решений о взыскании
задолженности в бесспорном порядке.
Вступившим в законную силу решением
Арбитражного суда Иркутской области от 16
июня 2003 года по делу N А19-4061/03-5 признано
недействительным решение инспекции от
29.01.2003 N 006-14-0 "Об отмене решения о
реструктуризации задолженности по налогам
и сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед
федеральным, региональным и местным
бюджетами".
Инспекция 28.07.2003 приняла
решение N 006-15-0 "Об отмене решения о
реструктуризации задолженности по налогам
и сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед
федеральным, региональным и местным
бюджетами", пунктом 1 которого было
прекращено действие решения от 14.12.2001 N 009-16 о
реструктуризации задолженности по налогам
и сборам.
В качестве основания для
отмены решения от 14.12.2001 N 009-16 налоговый
орган указал неуплату налогоплательщиком
по состоянию на 01.07.2003
реструктуризированной задолженности по
налогам и сборам согласно графику ее
погашения, а также неуплату текущих
платежей по федеральным и региональным
налогам.
Не согласившись с решением от
28.07.2003 N 006-15-0 в части прекращения действия
решения о реструктуризации задолженности,
предприятие обратилось в арбитражный суд с
заявлением о признании его незаконным.
Судебные инстанции, удовлетворяя
требования заявителя и признавая решение
налогового органа незаконным, исходили из
того, что у налогоплательщика
отсутствовала возможность уплаты
задолженности по налогам и сборам,
поскольку операции по счету в банке были
приостановлены на основании решений
налоговой инспекции.
Вывод суда основан
на неправильном применении норм
материального права и неполном выяснении
обстоятельств дела.
Порядок проведения
реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед
федеральным бюджетом утвержден
постановлением Правительства Российской
Федерации N 1002 от 03.09.1999.
Пунктом 7
данного Порядка предусмотрено, что
организация утрачивает право на
реструктуризацию по обязательным платежам
в федеральный бюджет при наличии на 1-е
число месяца, следующего за истекшим
кварталом, задолженности по уплате в
федеральный бюджет текущих налоговых
платежей, включая авансовые платежи
(взносы) по налогам с налоговым периодом,
превышающим один месяц, а также при
неуплате платежей, установленных графиком,
если иное не предусмотрено постановлением
Правительства Российской Федерации от
03.09.1999 N 1002.
В соответствии с пунктом 1
статьи 76 Налогового кодекса Российской
Федерации приостановление операций по
счетам в банке применяется для обеспечения
исполнения решения о взыскании налога или
сбора, если иное не предусмотрено пунктом 2
настоящей статьи. Приостановление операций
по счетам налогоплательщика-организации в
банке означает прекращение банком всех
расходных операций по данному счету, если
иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанное ограничение не
распространяется на платежи, очередность
исполнения которых в соответствии с
гражданским законодательством Российской
Федерации предшествует исполнению
обязанности по уплате налогов и сборов.
Из содержания пункта 2 статьи 76 Налогового
кодекса Российской Федерации следует, что
решение о приостановлении операций
налогоплательщика-организации по его
счетам в банке может быть принято только
одновременно с вынесением решения о
взыскании налога.
Согласно пункту 6
статьи 76 Налогового кодекса Российской
Федерации приостановление операций по
счетам налогоплательщика-организации
отменяется решением налогового органа не
позднее одного операционного дня,
следующего за днем представления
налоговому органу документов,
подтверждающих выполнение указанным лицом
решения о взыскании налога.
Согласно
статье 60 Налогового кодекса Российской
Федерации банки обязаны исполнять
поручение налогоплательщика или
налогового агента на перечисление налога в
соответствующие бюджеты, а также решение
налогового органа о взыскании налога за
счет денежных средств налогоплательщика
или налогового агента в порядке
очередности, установленной гражданским
законодательством.
Из изложенного
следует, что приостановление операций по
счетам налогоплательщика не препятствует
банку исполнять поручения как налогового
органа, так и самого налогоплательщика,
связанные с исполнением обязанностей по
уплате налога или сбора в бюджет и
внебюджетные фонды.
Арбитражным судом
Иркутской области при рассмотрении дела не
выяснялись обстоятельства,
свидетельствующие о наличии у
налогоплательщика препятствий по
своевременной уплате в соответствии с
графиком реструктуризированной
задолженности, а также текущих платежей в
связи с приостановлением операций по
счетам в банках на основании решений
налогового органа, принятием инспекцией
решения N 06-14-0 от 29.01.2003.
Кроме того, в
соответствии с частью 1 статьи 65
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации каждое лицо,
участвующее в деле, должно доказать
обстоятельства, на которые оно ссылается
как на основание своих требований и
возражений.
Утвержденными графиками
погашения реструктуризированной
задолженности определены суммы и сроки ее
погашения, поэтому предприятие должно
доказать уплату им платежей в соответствии
с этими графиками.
Кроме того, по
настоящему делу подлежат выяснению
обстоятельства, свидетельствующие о
наличии у предприятия задолженности по
текущим платежам по состоянию на 01.07.2003. При
этом налоговый орган должен доказать
наличие у предприятия обязанности по
уплате соответствующих текущих платежей, а
налогоплательщик - своевременное
исполнение данной обязанности.
С учетом
изложенного обжалуемые судебные акты
подлежат отмене с направлением дела на
новое рассмотрение для выяснения указанных
обстоятельств.
Руководствуясь статьями
274, 286 - 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 июня 2004
года, постановление апелляционной
инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного
суда Иркутской области по делу N А19-15354/03-40
отменить, направить дело на новое
рассмотрение в первую инстанцию того же
арбитражного
суда.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА