Постановление фас восточно-сибирского округа от 03.03.2005 n а33-7563/04-с6-ф02-731/05-с1 суд правомерно удовлетворил требования налогового органа в части взыскания недоимки по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, а также пени и штрафных санкций, поскольку ответчиком необоснованно применен метод определения налоговой базы по отгрузке, что привело к неуплате указанных налогов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 3 марта 2005 г. Дело N А33-7563/04-С6-Ф02-731/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ляшковой Евгении Олеговны на постановлением апелляционной инстанции от 25 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7563/04-С6 (суд первой инстанции: Севастьянова Г.А.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Смольникова Е.Р., Мозолькова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Красноярскому краю обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ляшковой Евгении Олеговны 308179 рублей 38 копеек, в том числе: 308179 рублей 18 копеек недоимки, 28510 рублей 16 копеек пени, 62205 рублей 4 копеек налоговых санкций.
Решением от 23 июля 2004 года заявленные требования удовлетворены частично, с предпринимателя взыскано 398894 рубля 38 копеек, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25 ноября 2004 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, признав обоснованным доначисление единого социального налога и налога на доходы физических лиц, не учел следующее:
- фактически доначисление налогов произведено налоговой инспекцией на основании данных книги покупок и продаж;
- для целей исчисления налога на доходы физических лиц предпринимателем применялся метод определения выручки "по отгрузке";
- Налоговым кодексом Российской Федерации и Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей не предусмотрены тонкости расчета налоговой базы для нестандартных случаев извлечения дохода, в том числе для получения товаров под реализацию.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об обоснованности кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года.
Проведенной проверкой выявлена неуплата налога на добавленную стоимость за 2001 год в сумме 7040 рублей, налога на доходы физических лиц за 2002 год в сумме 266249 рублей, единого социального налога за 2002 год в сумме 40865 рублей 99 копеек.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предпринимателю начислены пени за неуплату налога на доходы физических лиц в сумме 22967 рублей 77 копеек, за неуплату единого социального налога - 3442 рублей 16 копеек, налога на добавленную стоимость - 2100 рублей 23 копеек.
Результаты проверки оформлены актом N 604 от 27 ноября 2003 года, на основании которого 25 декабря 2003 года налоговой инспекцией вынесено решение N 1410 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафных санкций в сумме 62205 рублей 4 копеек, в том числе: 1408 рублей за неуплату налога на добавленную стоимость, 52873 рублей налога на доходы физических лиц, 7924 рублей 4 копеек единого социального налога. Данным решением предпринимателю также предложено уплатить суммы доначисленных налогов и пени.
Неисполнение предпринимателем требований об уплате сумм недоимки, пеней и штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением об их взыскании.
Суд обоснованно взыскал с предпринимателя суммы доначисленных единого социального налога, налога на доходы физических лиц, пеней и штрафных санкций за их неуплату.
Исходя из положений статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, предприниматель в проверяемом периоде являлся плательщиком единого социального налога.
В соответствии с частью 3 статьи 237 Кодекса налоговая база по единому социальному налогу предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в пункте 1 статьи 221 настоящего Кодекса.
Согласно статье 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Пункт 1 статьи 221 Кодекса устанавливает, что предприниматели при определении налоговой базы по налогу на доходы имеют право на применение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Из указанных правовых норм следует, что при исчислении единого социального налога и налога на доходы физических лиц в состав расходов могут быть включены затраты налогоплательщика, реально им понесенные и связанные с извлечением дохода.
В силу пункта 13 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 86н/БГ-3-04/430 от 13.08.2002, доходы и расходы отражаются в книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.
Согласно пункту 22 названного Порядка материальные расходы, осуществленные при изготовлении товаров (выполнении работ, оказании услуг), списываются полностью на затраты в части реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае если нормативными актами предусмотрены нормы расхода, то по установленным нормам.
Поскольку пунктом 13 Порядка прямо установлена обязанность индивидуальных предпринимателей по ведению книги учета доходов и расходов кассовым методом, определение выручки для целей исчисления налога на доходы "по отгрузке" противоречит действующему законодательству, в связи с чем соответствующие доводы налогоплательщика не могут быть приняты во внимание.
Неправомерное применение предпринимателем в целях исчисления единого социального налога и налога на доходы физических лиц метода определения налоговой базы "по отгрузке" привело к неуплате названных налогов.
В связи с тем, что отпущенный в 2001 году товар на сумму 106519 рублей 57 копеек оплачен покупателями предпринимателя в 2002 году, налоговый орган правомерно увеличил доход налогоплательщика на названную сумму. При этом налоговый орган уменьшил налоговую базу на 2216588 рублей 66 копеек, составляющих стоимость отгруженного в 2002 году, но не оплаченного товара.
Налоговый орган обоснованно пришел к выводу о завышении предпринимателем расходов на 4153381 рубль 30 копеек, в том числе:
- на 2076801 рубль 5 копеек, составляющие стоимость товаров, полученных от поставщиков, но не оплаченных предпринимателем;
- на 2172586 рублей 81 копейку, составляющие стоимость товаров, приобретенных предпринимателем в 2002 году, товаров, поставленных им покупателям, но не оплаченных последними. Поскольку реализация товаров на данную сумму не произведена, затраты по их приобретению не могут рассматриваться в качестве расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При доначислении спорных налогов налоговая инспекция включила в состав расходов предпринимателя 96006 рублей 56 копеек, составляющие стоимость товаров, полученных предпринимателем в 2001 году и оплаченных в 2002 году.
Доводы налогоплательщика о том, что доначисление налогов произведено налоговой инспекцией только на основании данных книги покупок и продаж, не основаны на материалах дела. Из акта выездной налоговой проверки следует, что при проведении проверки были исследованы первичные бухгалтерские документы, и в акте проверки и в решении налоговой инспекции имеются ссылки на первичные документы, подтверждающие каждый факт занижения налоговой базы. Соответствующие первичные документы, в том числе счета-фактуры, платежные поручения, приходные кассовые ордера, представлены налоговой инспекцией в суд.
На основании полного всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к обоснованному выводу о правомерности доначисления предпринимателю единого социального налога, налога на доходы физических лиц, начисления пеней и штрафных санкций за их неуплату.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а не статьи 346.11
------------------------------------------------------------------
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а не статьи 346.11
------------------------------------------------------------------
Согласно подпункту 4 пункта 1 названной статьи Кодекса при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 2000 рублей.
Из приведенных правовых норм следует, что при подаче кассационной жалобы подлежит уплате государственная пошлина в сумме 1000 рублей.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Поскольку предприниматель, обращаясь в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, уплатил государственную пошлину в размере 4789 рублей, 3789 рублей государственной пошлины подлежат возврату предпринимателю.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23 июля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 25 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7563/04-С6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть индивидуальному предпринимателю Ляшковой Евгении Олеговне (дата рождения - 13.08.1982), проживающей по адресу: город Ачинск, 6-й микрорайон, 12 - 79, из федерального бюджета 3489 рублей государственной пошлины. Арбитражному суду Красноярского края выдать справку на возврат государственной пошлины.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также