Постановление фас восточно-сибирского округа от 29.03.2005 n а19-9102/04-46-ф02-1176/05-с2 суд правомерно удовлетворил исковые требования о возмещении убытков, связанных с предоставлением льгот ветеранам по оплате услуг связи, так как государством не исполнены обязательства по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с практической реализацией указанных льгот.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 марта 2005 г. Дело N А19-9102/04-46-Ф02-1176/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства финансов Российской Федерации - Ряпенко А.В. (доверенность N 14-11/2 от 25.01.2005), Управления федерального казначейства по Иркутской области - Ряпенко А.В. (доверенность N 14-16/3 от 17.01.2005), открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" - Васильевой О.В. (доверенность N 217 от 29.12.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 16 декабря 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9102/04-46 (суд первой инстанции: Кириченко С.И.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Сибирьтелеком" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в виде недополученных доходов за период с 2001 по 2003 год в размере 56146388 рублей 10 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи во исполнение Федерального закона "О ветеранах".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социальной защиты населения Иркутской области, Управление федерального казначейства по Иркутской области.
По ходатайству истца определениями от 26 июля 2004 года и 27 сентября 2004 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Главное управление социальной защиты населения Иркутской области (ГУСЗН Иркутской области) и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец отказался от иска к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также уменьшил размер исковых требований до 55071506 рублей 79 копеек в связи с частичной оплатой.
Решением от 16 декабря 2004 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Сибирьтелеком" 55071506 рублей 79 копеек расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в 2001 - 2003 годах. В удовлетворении иска к Главному управлению социальной защиты населения Иркутской области отказано. В части исковых требований к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, производство по делу прекращено.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 16 декабря 2004 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство финансов Российской Федерации считает недоказанными истцом факт и размер понесенных расходов. Заявитель полагает, что сумма льгот не является выпадающим доходом истца и не составляет сумму убытков, незаконного бездействия с его стороны не было.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации ссылается на нарушение арбитражным судом статей 15, 16, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 158, статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
ОАО "Сибирьтелеком" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений) материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 55071506 рублей 79 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральному закону "О ветеранах".
Основанием иска указано на неисполнение ответчиками в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в период с 2001 по 2003 годы льгот по оплате услуг связи абонентам, имеющим права на получение льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Правовым основанием требования указаны статья 30 Федерального закона "О связи", статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 15, 16, 125, 126, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
В обоснование своего требования истец представил копии договоров N 3/14 от 22.03.2001, N 3/6 от 04.03.2002, N 3/56 от 24.03.2003, решений Правления МАП России N 17/05-20 от 17.12.2003, N 08/05-4 от 10.06.2003, N 13/05-4 от 14.08.2002, N 45/05-27 от 17.12.2001, N 17/05-4 от 18.04.2001, N 19/05-73 от 07.07.2000, справки об объемах предоставленных и компенсированных льгот.
Главное управление социальной защиты населения Иркутской области в отзыве на иск указало, что им перечисление денежных средств операторам связи было произведено в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета, то есть надлежащим образом.
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд исходил из того, что истец в 2001 - 2003 годах при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах", предоставлял льготы ветеранам при оплате услуг связи, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи ветеранам, вытекает из прямого указания закона.
Признав обоснованными заявленные требования в полном объеме, суд взыскал 55071506 рублей 79 копеек с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации; в удовлетворении иска к Главному управлению социальной защиты населения Иркутской области отказано.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, считая их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, в 2001 - 2003 годах между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и ГУСЗН Иркутской области были заключены государственные контракты (от 16.03.2001 N 97-ЮР; от 15.02.2002 N 63-ЮГ; от 16.01.2003 N 5-Юр) на финансирование федеральных мероприятий и программ социальной защиты населения, в соответствии с которыми Минтруд России (главный распорядитель бюджетных средств) осуществляет финансирование отдельных полномочий по льготам, установленным Федеральным законом "О ветеранах", в том числе на оплату установки квартирных телефонов и абонентской платы за пользование ими, распределяет и утверждает в установленном порядке годовые лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета, а ГУСЗН Иркутской области до 1 февраля года, предшествующего планируемому, представляет в Минтруд России бюджетную заявку на финансирование расходов по каждому федеральному мероприятию и программе социальной защиты населения, а также эффективно использует средства из федерального бюджета в строгом соответствии с утвержденными главным распорядителем бюджетных средств лимитами бюджетных обязательств и их целевым назначением.
Между ГУСЗН Иркутской области и ОАО "Электросвязь" (правопредшественник ОАО "Сибирьтелеком") 22.03.2001, 04.03.2002, 24.03.2003 были заключены договоры о передаче средств на возмещение затрат по предоставлению льгот абонентам связи на услуги телефонной связи.
Предметом указанных выше договоров является предоставление истцом льгот на услуги телефонной связи гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
ГУСЗН Иркутской области обязано в пределах выделенных ассигнований по мере поступления денежных средств из федерального бюджета на соответствующие цели возмещать расходы на предоставленные услуги.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.
Следуя предписанию закона, ОАО "Сибирьтелеком" в период с 2001 по 2003 годы оказало услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понесло определенные расходы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам в связи с пользованием телефоном, производятся за счет федерального бюджета.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О связи" от 16.02.1995 (утратил силу с 1 января 2004 года в связи с введением в действие Федерального закона "О связи" от 07.07.2003) для отдельных категорий должностных лиц государственных органов, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, представителей международных организаций, а также отдельных групп граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи (часть первая).
При предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с данным Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (часть третья).
Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая).
Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О ветеранах" в 2000 году установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2003 г. N 85 срок действия настоящих Правил продлен на 2003 год.
В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 (с изменениями от 30.03.2001, 28.02.2002, от 10.02.2003) указано, что финансирование расходов ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - справками об объемах предоставленных и компенсированных льгот.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО "Сибирьтелеком". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральные законы "О ветеранах" и "О связи" не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Следовательно, вывод Арбитражного суда Иркутской области об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи ветеранам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации, как органа, выступающего от имени казны, сумму 55071506 рублей 79 копеек.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 16 декабря 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9102/04-46 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 декабря 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9102/04-46 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также