Постановление фас восточно-сибирского округа от 13.04.2005 n а19-25271/04-41-ф02-1416/05-с1 суд правомерно удовлетворил требования налогового органа о взыскании штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, поскольку при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе осуществлять те мероприятия, которые предусмотрены законодательством, в том числе встречные проверки.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 апреля 2005 г. Дело N А19-25271/04-41-Ф02-1416/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Томченко А.С. (доверенность N 04-13/592 от 08.02.2005),
от ответчика - Олексенко Е.В. (доверенность N 0-1425 от 26.12.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ангарская нефтехимическая компания" на решение от 7 декабря 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25271/04-41 (суд первой инстанции: Деревягина Н.В.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Ангарская нефтехимическая компания" (далее - общество) о взыскании штрафа в размере 5000 рублей на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 7 декабря 2004 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправильно применены нормы материального права. Общество считает, что согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации проведение дополнительных мероприятий налогового контроля по окончании выездной налоговой проверки в отношении той организации, которая была проверена в ходе указанной проверки, в порядке встречной налоговой проверки не предусмотрено.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция, не соглашаясь с доводами, изложенными в кассационной жалобе, просит судебный акт оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено арбитражным судом, общество зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией города Ангарска 11 августа 1993 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации N 1596.
Общество состоит в гражданских правоотношениях с открытым акционерным обществом "Ангарский завод полимеров". Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Ангарский завод полимеров" за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года, о чем был составлен акт выездной налоговой проверки от 13 апреля 2004 года N 04-24.1/2.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией было принято решение от 13 апреля 2004 года N 08-24.2/6 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля - проведении встречных проверок открытого акционерного общества "Ангарская нефтехимическая компания" и администрации города Ангарска в целях подтверждения правомерности заявленной налогоплательщиком льготы по налогу на прибыль за 2001 год в части долевого содержания объектов социально-культурной сферы.
Во исполнение данного решения налоговой инспекцией 26 апреля 2004 года у общества были запрошены требованием N 08-26.2/19: договор долевого содержания объектов социально-культурной сферы общества, смета на содержание объектов социально-культурной сферы на 2001 год, нормативы на содержание объектов, утвержденные местными органами власти на 2001 год, документы, подтверждающие поступление денежных средств, направленных на долевое содержание социально-культурной сферы, документы, подтверждающие фактическое (целевое) использование средств, перечисленных на долевое содержание объектов социально-культурной сферы за 2001 год.
Требование вручено обществу 29 апреля 2004 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Общество письмом от 14 мая 2004 года N 29/ТЕ-35 отказалось от представления истребованных документов.
Налоговой инспекцией было принято решение N 08-26.5/17 от 26 июля 2004 года, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Требование об уплате налоговой санкции в размере 5000 рублей в десятидневный срок обществом добровольно не исполнено, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявление о взыскании налоговой санкции в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности факта совершения обществом налогового правонарушения, поскольку требования налоговой инспекции о представлении документов в отношении хозяйственных операций с открытым акционерным обществом "Ангарский завод полимеров", содержащих сведения о деятельности проверяемого налогоплательщика, были основаны на нормах материального права.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика) сбора. Общий порядок истребования документов регулируется нормами статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
У налогового органа существует законно установленное право на истребование документов как у налогоплательщиков и налоговых агентов, так и у иных лиц. Праву налогового органа на истребование документов соответствует обязанность предприятия представлять документы.
Пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение: о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Ангарский завод полимеров" и по результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в том числе о проведении встречной проверки общества.
При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе осуществлять те мероприятия, которые предусмотрены главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе проводить встречные проверки.
При проведении встречной проверки налоговая инспекция правомерно затребовала у общества документы относительно деятельности открытого акционерного общества "Ангарский завод полимеров".
Отказ общества в представлении документов является незаконным, в связи с чем налоговая инспекция правомерно привлекла его к ответственности по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд обоснованно удовлетворил требования налоговой инспекции о взыскании штрафа в соответствии с положениями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 7 декабря 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25271/04-41 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
М.А.ПЕРВУШИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также