Постановление фас восточно-сибирского округа от 21.04.2005 n а19-30457/04-26-ф02-1579/05-с1 решение суда об отказе в признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении из бюджета ндс отменено, поскольку выводы суда о неправомерности применения налоговых вычетов и недобросовестности действий налогоплательщика по возмещению ндс сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 21 апреля 2005 г. Дело N
А19-30457/04-26-Ф02-1579/05-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А.,
Юдиной Н.М.,
при участии в судебном
заседании представителей:
от общества с
ограниченной ответственностью "НИК-Сервис"
- Астахова М.В. (доверенность от 19.04.2005 N 1),
от Инспекции Федеральной налоговой службы
России по Октябрьскому округу города
Иркутска - Макаровой Н.С. (доверенность от
11.01.2005 N 05-34/3-18), Соколовской С.В.
(доверенность от 12.01.2005 N 05-34/13-112),
рассмотрев в судебном заседании
кассационную жалобу общества с
ограниченной ответственностью "НИК-Сервис"
на решение от 20 января 2005 года Арбитражного
суда Иркутской области по делу N А19-30457/04-26
(суд первой инстанции: Копылова
В.Ф.),
УСТАНОВИЛ:
общество с
ограниченной ответственностью "НИК-Сервис"
(далее - общество) обратилось в Арбитражный
суд Иркутской области с заявлением к
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по
Октябрьскому округу города Иркутска (далее
- инспекция) о признании недействительным
решения от 19.10.2004 N 07-27/229.
Решением суда
от 20 января 2005 года в удовлетворении
заявления обществу отказано.
В
апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
Общество обратилось с
кассационной жалобой, в которой просит
отменить решение суда первой инстанции и
принять новое решение об удовлетворении
заявленного требования.
В кассационной
жалобе заявитель указывает на
правомерность применения налогового
вычета в размере 961230 рублей на основании
счетов-фактур, выставленных ООО "Кадр Ноль".
Общество считает, что непредставление
поставщиком по требованию налогового
органа товарно-транспортных накладных,
подтверждающих перевозку товара, не может
являться основанием для отказа
налогоплательщику в возмещении налога.
По мнению общества, действующее налоговое
законодательство не связывает право
налогоплательщика на возмещение налога на
добавленную стоимость с фактами
представления поставщиками каких-либо
документов и оплаты товара своим
контрагентам, а также не предусматривает
необходимости доказывания
налогоплательщиком при предъявлении сумм
налога к возмещению происхождение и
легальность приобретения лесопродукции.
Инспекция Федеральной налоговой службы
России по Октябрьскому округу города
Иркутска (правопреемник Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Октябрьскому округу
города Иркутска) в отзыве на кассационную
жалобу не согласилось с изложенными в ней
доводами, полагая правомерным отказ в
возмещении из бюджета 961230 рублей налога на
добавленную стоимость.
Дело
рассматривается в порядке, предусмотренном
главой 35 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
Проверив
обоснованность доводов кассационной
жалобы, возражений относительно жалобы,
заслушав представителей сторон,
Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа считает, что
решение суда подлежит отмене.
Общество
оспаривает решение N 07-27/229, принятое
инспекцией 19.10.2004 по результатам
камеральной проверки представленных
налогоплательщиком налоговой декларации
по налогу на добавленную стоимость по
налоговой ставке 0 процентов за июнь 2004 года
и документов в подтверждение
обоснованности применения указанной
ставки. Данным решением обществу отказано в
возмещении из бюджета 961230 рублей налога на
добавленную стоимость.
Согласно
материалам проверки, основанием для отказа
в возмещении из бюджета налога инспекция
указала недостоверность сведений,
содержащихся в счетах-фактурах и
товарно-транспортных накладных о
грузоотправителе и грузополучателе. Также
инспекция указала на непредставление
поставщиками и контрагентами
товарно-транспортных накладных,
подтверждающих реальную перевозку груза и
документов, подтверждающих оплату,
отсутствие лесорубочного билета у
организации, осуществлявшей лесозаготовку.
С учетом установленных при проведении
камеральной проверки обстоятельств
инспекция сделала вывод об отсутствии
хозяйственных отношений между поставщиком
и покупателем и недобросовестности
действий налогоплательщика по применению
налоговых вычетов.
Арбитражный суд,
отказывая в признании незаконным решения
инспекции, исходил из того, что обществом не
соблюдены условия, предусмотренные
статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса
Российской Федерации для предъявления
спорной суммы налога к возмещению из
бюджета.
Вывод суда основан на неполно
выясненных обстоятельствах дела.
В
соответствии со статьей 171 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) к налоговым вычетам, уменьшающим
общую сумму налога, относятся суммы налога,
предъявленные налогоплательщику и
уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) на территории Российской
Федерации для осуществления операций,
признаваемых объектами налогообложения.
Налоговые вычеты согласно пунктам 1 и 3
статьи 172 Кодекса производятся на основании
счетов-фактур, выставленных продавцами при
приобретении налогоплательщиком товаров
(работ, услуг), документов, подтверждающих
фактическую уплату сумм налога и принятие
на учет указанных товаров (работ, услуг), а
при реализации продукции на экспорт - также
при представлении документов,
предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 176 Кодекса установлено, что
суммы налоговых вычетов, предусмотренные
статьей 171 Кодекса, в отношении операций по
реализации товаров (работ, услуг),
предусмотренных подпунктом 1 пункта 1
статьи 164 Кодекса, подлежат возмещению
путем зачета (возврата) на основании
отдельной налоговой декларации, указанной
в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов,
предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Следовательно, право на возмещение из
бюджета суммы налога, уплаченного
поставщику экспортированного впоследствии
товара, возникает у налогоплательщика на
основании счетов-фактур, выставленных и
составленных в соответствии с
установленными законодательством
требованиями, документов, подтверждающих
уплату суммы указанного налога поставщику,
а также реально произведенного экспорта и
оплаты иностранным покупателем товара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса
счета-фактуры, составленные и выставленные
с нарушением порядка, установленного
пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут
являться основанием для принятия
предъявленных покупателю продавцом сумм
налога к вычету или возмещению.
Инспекцией при проведении проверки
представленных обществом для
подтверждения права на возмещение налога
на добавленную стоимость счетов-фактур,
документов, подтверждающих оплату
приобретенной продукции и принятие к учету
товара, установлено, что счета-фактуры,
выставленные ООО "Кадр Ноль" содержат
недостоверные сведения о грузоотправителе
и грузополучателе. При этом налоговый орган
указал, что фактически продукция
перевозилась грузоперевозчиком из
Балаганского лесхоза до пунктов разгрузки
(станция Иркутск-Пассажирский и станция Кая
в городе Иркутске), а в счетах-фактурах
указанны иные адреса грузоотправителя и
грузополучателя.
В соответствии с
подпунктом 3 пункта 5 статьи 169 Налогового
кодекса Российской Федерации в
счете-фактуре должны быть указаны
наименование и адрес грузоотправителя и
грузополучателя. В данной норме не
содержится требований о необходимости
указания в качестве адреса
грузоотправителя и грузополучателя адреса
фактической погрузки и разгрузки товара.
Согласно Приложению N 1 к Правилам ведения
журналов учета полученных и выставленных
счетов-фактур, книг покупок и книг продаж
при расчетах по налогу на добавленную
стоимость, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
02.12.2000 N 914, в счетах-фактурах указывается
почтовый адрес грузоотправителя и
грузополучателя.
Поэтому суду в
соответствии с приведенной правовой нормой
необходимо было проверить правильность
отражения адресов грузополучателя и
грузоотправителя в счетах-фактурах, на
основании которых обществом были заявлены
налоговые вычеты.
Из решения инспекции
следует, что, согласно грузовым таможенным
декларациям, товар на экспорт отгружался в
том числе со станций Иркутск-Сортировочный
и Куйтун, однако налогоплательщиком не были
представлены товарно-транспортные
накладные, подтверждающие доставку товара
до указанных станций. Арбитражный суд
признал данный вывод налогового органа
обоснованным.
При этом арбитражный суд
не дал оценку доводам представителя
налогоплательщика о том, что обществом за
июнь 2004 года не были заявлены налоговая
ставка 0 процентов и налоговые вычеты в
отношении товара, отгруженного со станций
Иркутск-Сортировочный и Куйтун. В
материалах дела отсутствуют грузовые
таможенные декларации, подтверждающие
отгрузку обществом товара на экспорт с
указанных станций.
Судом не дано оценки
представленным обществом в подтверждение
перевозки и принятию к учету приобретенной
продукции товарно-транспортным
документам.
При таких обстоятельствах
вывод суда об отсутствии условий,
предусмотренных статьей 172 Кодекса, для
применения налоговых вычетов, является
недостаточно обоснованным.
Также
арбитражным судом не дана оценка
обстоятельствам, указанным в решении
налогового органа в подтверждение
недобросовестности действий
налогоплательщика по возмещению из бюджета
налога, с учетом согласованности действий
всех участников процесса заготовки и
реализации лесопродукции с целью
необоснованного возмещения налога,
осведомленности налогоплательщика об
отсутствии реальной оплаты поставщиком и
другими контрагентами приобретаемой
продукции, неправомерности действий по
осуществлению лесозаготовительной
деятельности.
Поскольку указанные выше
обстоятельства имеют значение для
правильного разрешения спора, обжалуемый
судебный акт подлежит отмене с
направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду
следует предложить налоговому органу
представить доказательства в
подтверждение отгрузки со станций
Иркутск-Сортировочный и Куйтун на экспорт
товаров, реализация которых отражена в
налоговой декларации по налоговой ставке 0
процентов за июнь 2004 года, а также
обстоятельств, которые инспекция приводит
в качестве обоснования недобросовестности
действий налогоплательщика по возмещению
налога на добавленную стоимость.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20 января
2005 года Арбитражного суда Иркутской
области по делу N А19-30457/04-26 отменить, дело
направить на новое рассмотрение в тот же
арбитражный суд.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА