Постановление фас восточно-сибирского округа от 21.04.2005 n а19-30457/04-26-ф02-1579/05-с1 решение суда об отказе в признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении из бюджета ндс отменено, поскольку выводы суда о неправомерности применения налоговых вычетов и недобросовестности действий налогоплательщика по возмещению ндс сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 апреля 2005 г. Дело N А19-30457/04-26-Ф02-1579/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "НИК-Сервис" - Астахова М.В. (доверенность от 19.04.2005 N 1),
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска - Макаровой Н.С. (доверенность от 11.01.2005 N 05-34/3-18), Соколовской С.В. (доверенность от 12.01.2005 N 05-34/13-112),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НИК-Сервис" на решение от 20 января 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30457/04-26 (суд первой инстанции: Копылова В.Ф.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НИК-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу города Иркутска (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 19.10.2004 N 07-27/229.
Решением суда от 20 января 2005 года в удовлетворении заявления обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе заявитель указывает на правомерность применения налогового вычета в размере 961230 рублей на основании счетов-фактур, выставленных ООО "Кадр Ноль". Общество считает, что непредставление поставщиком по требованию налогового органа товарно-транспортных накладных, подтверждающих перевозку товара, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в возмещении налога.
По мнению общества, действующее налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость с фактами представления поставщиками каких-либо документов и оплаты товара своим контрагентам, а также не предусматривает необходимости доказывания налогоплательщиком при предъявлении сумм налога к возмещению происхождение и легальность приобретения лесопродукции.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска (правопреемник Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому округу города Иркутска) в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, полагая правомерным отказ в возмещении из бюджета 961230 рублей налога на добавленную стоимость.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда подлежит отмене.
Общество оспаривает решение N 07-27/229, принятое инспекцией 19.10.2004 по результатам камеральной проверки представленных налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2004 года и документов в подтверждение обоснованности применения указанной ставки. Данным решением обществу отказано в возмещении из бюджета 961230 рублей налога на добавленную стоимость.
Согласно материалам проверки, основанием для отказа в возмещении из бюджета налога инспекция указала недостоверность сведений, содержащихся в счетах-фактурах и товарно-транспортных накладных о грузоотправителе и грузополучателе. Также инспекция указала на непредставление поставщиками и контрагентами товарно-транспортных накладных, подтверждающих реальную перевозку груза и документов, подтверждающих оплату, отсутствие лесорубочного билета у организации, осуществлявшей лесозаготовку. С учетом установленных при проведении камеральной проверки обстоятельств инспекция сделала вывод об отсутствии хозяйственных отношений между поставщиком и покупателем и недобросовестности действий налогоплательщика по применению налоговых вычетов.
Арбитражный суд, отказывая в признании незаконным решения инспекции, исходил из того, что обществом не соблюдены условия, предусмотренные статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации для предъявления спорной суммы налога к возмещению из бюджета.
Вывод суда основан на неполно выясненных обстоятельствах дела.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Налоговые вычеты согласно пунктам 1 и 3 статьи 172 Кодекса производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), а при реализации продукции на экспорт - также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 176 Кодекса установлено, что суммы налоговых вычетов, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Следовательно, право на возмещение из бюджета суммы налога, уплаченного поставщику экспортированного впоследствии товара, возникает у налогоплательщика на основании счетов-фактур, выставленных и составленных в соответствии с установленными законодательством требованиями, документов, подтверждающих уплату суммы указанного налога поставщику, а также реально произведенного экспорта и оплаты иностранным покупателем товара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Инспекцией при проведении проверки представленных обществом для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость счетов-фактур, документов, подтверждающих оплату приобретенной продукции и принятие к учету товара, установлено, что счета-фактуры, выставленные ООО "Кадр Ноль" содержат недостоверные сведения о грузоотправителе и грузополучателе. При этом налоговый орган указал, что фактически продукция перевозилась грузоперевозчиком из Балаганского лесхоза до пунктов разгрузки (станция Иркутск-Пассажирский и станция Кая в городе Иркутске), а в счетах-фактурах указанны иные адреса грузоотправителя и грузополучателя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. В данной норме не содержится требований о необходимости указания в качестве адреса грузоотправителя и грузополучателя адреса фактической погрузки и разгрузки товара.
Согласно Приложению N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в счетах-фактурах указывается почтовый адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Поэтому суду в соответствии с приведенной правовой нормой необходимо было проверить правильность отражения адресов грузополучателя и грузоотправителя в счетах-фактурах, на основании которых обществом были заявлены налоговые вычеты.
Из решения инспекции следует, что, согласно грузовым таможенным декларациям, товар на экспорт отгружался в том числе со станций Иркутск-Сортировочный и Куйтун, однако налогоплательщиком не были представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие доставку товара до указанных станций. Арбитражный суд признал данный вывод налогового органа обоснованным.
При этом арбитражный суд не дал оценку доводам представителя налогоплательщика о том, что обществом за июнь 2004 года не были заявлены налоговая ставка 0 процентов и налоговые вычеты в отношении товара, отгруженного со станций Иркутск-Сортировочный и Куйтун. В материалах дела отсутствуют грузовые таможенные декларации, подтверждающие отгрузку обществом товара на экспорт с указанных станций.
Судом не дано оценки представленным обществом в подтверждение перевозки и принятию к учету приобретенной продукции товарно-транспортным документам.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии условий, предусмотренных статьей 172 Кодекса, для применения налоговых вычетов, является недостаточно обоснованным.
Также арбитражным судом не дана оценка обстоятельствам, указанным в решении налогового органа в подтверждение недобросовестности действий налогоплательщика по возмещению из бюджета налога, с учетом согласованности действий всех участников процесса заготовки и реализации лесопродукции с целью необоснованного возмещения налога, осведомленности налогоплательщика об отсутствии реальной оплаты поставщиком и другими контрагентами приобретаемой продукции, неправомерности действий по осуществлению лесозаготовительной деятельности.
Поскольку указанные выше обстоятельства имеют значение для правильного разрешения спора, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует предложить налоговому органу представить доказательства в подтверждение отгрузки со станций Иркутск-Сортировочный и Куйтун на экспорт товаров, реализация которых отражена в налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2004 года, а также обстоятельств, которые инспекция приводит в качестве обоснования недобросовестности действий налогоплательщика по возмещению налога на добавленную стоимость.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20 января 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-30457/04-26 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА

Постановление фас восточно-сибирского округа от 21.04.2005 n а19-30175/04-5-ф02-1758/05-с1 суд правомерно отказал в удовлетворении требований налогового органа о взыскании штрафных санкций за неуплату единого социального налога, поскольку ответчик обоснованно уменьшил размер данного налога на сумму пенсионных страховых взносов, начисленных за тот же период.  »
Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также