Постановление фас восточно-сибирского округа от 05.05.2005 n а19-20690/04-30-ф02-1929/05-с1 суд правомерно признал недействительным решение налогового органа в части привлечения к ответственности за неуплату ндс, поскольку ответчиком не доказан факт получения поставщиками авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров и, соответственно, необходимость указания в спорных счетах-фактурах номеров платежных документов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 мая 2005 г. Дело N А19-20690/04-30-Ф02-1929/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Мясоперерабатывающий комбинат "Ангарский" - Рагулина О.В. (доверенность от 09.12.2004 N 071/05),
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области - Поповой Н.В. (доверенность от 17.01.2005 N 03-18/392),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области на решение от 4 ноября 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 16 февраля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20690/04-30 (суд первой инстанции: Верзаков Е.И.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Дягилева И.П., Сорока Т.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мясоперерабатывающий комбинат "Ангарский" (далее - комбинат) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску Иркутской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 20.08.2004 N 10/3-2-30-125-156-1778ЮК.
Решением суда от 4 ноября 2004 года заявление комбината удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 февраля 2005 года решение суда первой инстанции изменено, комбинату отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа в части привлечения к ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области (правопреемник Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску Иркутской области) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в части удовлетворения требования комбината.
Из кассационной жалобы следует, что обществу правомерно отказано в возмещении налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, не соответствующих требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, судом не учтено, что налогоплательщиком в счета-фактуры были внесены исправления, не заверенные в установленном порядке поставщиком, спорные счета-фактуры содержат недостоверные сведения о грузоотправителях, отсутствуют адреса грузополучателей, счет-фактура N 04/0035 от 19.04.2004 подписан неустановленным лицом.
Также налоговый орган считает, что в некоторых счетах-фактурах не указаны платежно-расчетные документы, которыми налогоплательщик перечислял аванс в счет предстоящей отгрузки товаров, а в других счетах-фактурах неправильно отражены дата и номер платежных документов, что свидетельствует об отсутствии оплаты таких счетов-фактур.
Комбинат в отзыве на кассационную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, полагая правомерным предъявление к вычету налога на добавленную стоимость.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Комбинат оспаривает решение N 10/3-2-30-125-156-1778ЮК, принятое инспекцией 20.08.2004 по результатам камеральной проверки представленной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2004 года. Данным решением налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, а также ему предложено уплатить 1895099 рублей 72 копейки налога и 66088 рублей 70 копеек пеней.
Основанием начисления недоимки, соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция указала необоснованное применение налоговых вычетов в связи с нарушением налогоплательщиком положений статьи 169, пункта 3 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса).
Решением N 08-29/18788-505 от 16.11.2004 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - УМНС) решение инспекции изменено. Данным решением УМНС подтвердило правильность выводов инспекции, изложенных в решении от 20.08.2004 N 10/3-2-30-125-156-1778ЮК, в части неправомерности вычета налога на основании счетов-фактур, не соответствующих положениям статьи 169 Кодекса, и в связи с отсутствием документов, подтверждающих принятие к учету товара, ввезенного на территорию Российской Федерации. Также УМНС удовлетворена жалоба комбината в части применения вычета налога за апрель 2004 года, уплаченного в качестве налогового агента с арендной платы.
Арбитражный суд, признавая незаконным решение инспекции, исходил из того, что комбинатом соблюдены условия, предусмотренные статьями 169, 171, 172 Кодекса для применения вычетов по налогу. Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о правомерности применения обществом в апреле 2004 года налоговых вычетов.
В соответствии со статьей 171 Кодекса к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также при приобретении товаров для перепродажи.
Налоговые вычеты согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 Кодекса предусмотрено, что в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Налоговый орган признал неправомерным применение комбинатом вычета на основании счетов-фактур N 79 от 02.04.2004, N 223 от 22.04.2004, N 11575 от 05.04.2004, N 19 от 02.04.2004, N 394 от 04.02.2004, N 401 от 29.03.2004, N 358 от 26.01.2004, N 3398 от 31.12.2003, так как в них не указан номер платежно-расчетного документа. Инспекция исходила из того, что в подтверждение оплаты по спорным счетам-фактурам налогоплательщик представил платежные документы, оформленные более ранней датой.
Однако авансами являются денежные средства, полученные продавцом до исполнения обязанности по поставке товаров, поэтому наличие в платежном документе даты, более ранней по сравнению с датой, указанной в счете-фактуре, безусловно не свидетельствует о получении продавцом аванса без выяснения вышеприведенных обстоятельств.
По этим же основаниям неправильным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии необходимости указывать в счете-фактуре номер платежного документа в случае получения аванса и поставки товаров в одном налоговом периоде.
Налоговым органом при проведении камеральной проверки не установлены обстоятельства перечисления налогоплательщиком денежных средств в качестве предварительной оплаты до исполнения поставщиками договорных обязательств по поставке товаров, а также обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оплаты комбинатом стоимости товаров с учетом налога на добавленную стоимость по этим счетам-фактурам.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал, что инспекция не доказала получение поставщиками авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и, соответственно, необходимость указания в спорных счетах-фактурах номеров платежных документов.
Довод налогового органа о том, что в счетах-фактурах N 04/00126, 67, Л-163, 35 неправильно указаны номера платежных документов, правомерно отклонен арбитражным судом, так как оплата поставщикам по таким счетам-фактурам налога на добавленную стоимость подтверждается представленными налогоплательщиком платежными поручениями.
Также судом признан необоснованным вывод инспекции о ненадлежащем внесении исправлений в счета-фактуры N 04/0035, 00000033, 0010, 0011. При этом суд сделал правильный вывод о том, что заполнение счетов-фактур комбинированным способом с использованием печатного и рукописного текста не является нарушением действующего налогового законодательства и основанием для отказа в принятии к вычету налога, уплаченного поставщику товара. Налоговый орган не представил доказательства внесения комбинатом в спорные счета-фактуры исправлений.
Оценив имеющиеся в деле договоры, транспортные документы, платежные поручения, суд обоснованно признал, что счета-фактуры N 00000033, 517, 524, 0010, 0011 содержат надлежащие данные о грузоотправителе, а также данные об адресе грузополучателя, который является соответственно покупателем товара.
Вывод налогового органа о том, что счет-фактура N 04/0035, выставленный предпринимателем Вороновым К.В., подписан неустановленным лицом, не подтвержден какими-либо доказательствами.
Инспекцией при проведении проверки не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о подписании счета-фактуры неуполномоченным лицом продавца.
Между тем в счете-фактуре имеется печать с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации предпринимателя. Факт отгрузки товара предпринимателем Вороновым К.В. по спорному счету-фактуре подтверждается накладной, подписанной названным предпринимателем. Инспекцией не оспариваются факты получения товара и оплаты комбинатом предпринимателю Воронову К.В. его стоимости с учетом налога на добавленную стоимость.
Из материалов проверки следует, что инспекция не установила иных нарушений оформления спорных счетов-фактур, представленных комбинатом в подтверждение налоговых вычетов, а также отсутствие хозяйственных отношений между налогоплательщиком и поставщиками.
С учетом изложенного правильным является вывод арбитражного суда о правомерности предъявления комбинатом к вычету налога в размере 1043450 рублей 67 копеек по указанным счетам-фактурам.
Кроме того, суд признал правомерным предъявление комбинатом к вычету налога в размере 836571 рубля 76 копеек, уплаченного при ввозе на территорию Российской Федерации товаров.
Суд обоснованно исходил из того, что приходным ордером от 21.04.2004 N 76 по учету материальных ценностей унифицированной формы N М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, подтверждается приемка комбинатом ввезенного на территорию Российской Федерации товара. Инспекцией при проведении проверки не установлено нарушений в оформлении первичного документа, подтверждающего оприходование материально-производственных запасов. Факт ввоза товара на территорию Российской Федерации и уплаты налога на добавленную стоимость таможенным органам инспекцией не оспаривается.
Также суд признал, что применение комбинатом в апреле 2004 года вычета налога в сумме 15077 рублей, исчисленного и уплаченного в соответствии со статьей 173 Кодекса за март 2004 года, в связи с исполнением обязанностей налогового агента - арендатора муниципального имущества, не противоречит положениям пункта 3 статьи 171 Кодекса.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о незаконности решения налогового органа, поэтому постановление апелляционной инстанции, изменившее решение суда первой инстанции в части, не обжалуемой в кассационном порядке, отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 16 февраля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20690/04-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также