Постановление фас восточно-сибирского округа от 26.05.2005 n а58-3408/04-ф02-2326/05-с2 дело о взыскании с правопреемника задолженности упраздненного органа местного самоуправления передано на новое рассмотрение, поскольку упраздненные органы государственной власти и вновь образованные органы местного самоуправления связаны между собой ограниченной правопреемственностью, в связи с чем исключается возможность применения универсального правопреемства, присущего гражданско-правовым отношениям.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 мая 2005 г. Дело N А58-3408/04-Ф02-2326/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герасимовой О.Л.,
судей: Воробьевой Н.М., Орлова А.В.,
стороны участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Хангаласский улус" на решение от 8 декабря 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 28 апреля 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-3408/04 (суд первой инстанции: Башкирова О.В.; суд апелляционной инстанции: Лисица Г.И., Исакова Н.Н., Жарникова Л.М.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Сахалес" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к муниципальному образованию (МО) "Хангаласский улус (район)" и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 301443 рублей 6 копеек, в том числе суммы основного долга - 217572 рублей 6 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 83871 рубля.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец отказался от исковых требований к Министерству финансов Республики Саха (Якутия).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Саха (Якутия) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 8 декабря 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28 апреля 2005 года, с МО "Хангаласский улус" в пользу ОАО "Сахалес" взыскано 301443 рубля 6 копеек суммы основного долга и 7628 рублей 86 копеек расходов истца по уплате государственной пошлины. Производство по делу в отношении Министерства финансов Республики Саха (Якутия) прекращено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МО "Хангаласский улус" в лице администрации МО "Хангаласский улус" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, арбитражный суд неверно применил положения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав МО "Хангаласский улус" универсальным правопреемником обязательств по исполнительному производству. Финансовые обязательства, указанные в Соглашении о финансовых взаимоотношениях, вытекают из публичных правоотношений и не применяются к гражданско-правовым отношениям. В данном случае имеет место сингулярное правопреемство.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) представило отзыв на кассационную жалобу, в котором заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, не направили своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции, хотя о его времени и месте были уведомлены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах, установленных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2003 года с администрации Хангаласского улуса в пользу ОАО "Сахалес" взыскано 301443 рубля 6 копеек, в том числе 217572 рубля 6 копеек составила сумма основного долга и 83871 рубль - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2003 года выдан исполнительный лист N 013372 от 23.02.2003.
Исполнительный лист возвращен судебным приставом-исполнителем без исполнения в связи с упразднением администрации улуса.
ОАО "Сахалес", полагая, что обязательства по исполнительному листу перешли к вновь образованному МО "Хангаласский улус", обратился с иском о взыскании суммы долга на основании статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования со ссылкой на статьи 309, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) пришел к выводу о том, что МО "Хангаласский улус" является универсальным правопреемником задолженности по исполнению решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2003 года по делу N А58-6380/02.
Между тем решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Судебный акт, которым произведена замена стороны ее правопреемником, может быть обжалован.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
На основании пункта 5.3 Указа Президента Республики Саха (Якутия) "Об организационных мерах по обеспечению перехода к осуществлению местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" от 08.01.2003 N 682 с 1 февраля 2003 года в улусах (районах) и городе Якутске созданы специальные ликвидационные комиссии с участием членов Правительства Республики Саха (Якутия) и ответственных работников администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) для решения организационных, имущественных и иных вопросов, возникающих в связи с прекращением деятельности местных органов государственной власти.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.01.2003 N 16 во исполнение указанного пункта Указа Президента Республики Саха (Якутия) образованы специальные ликвидационные комиссии.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.01.2003 N 47 на Министерство финансов Республики Саха (Якутия) возложена обязанность заключить с органами местного самоуправления соглашения о преемственности долговых и иных обязательств упраздняемых местных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 05.11.2004 N 8-П по делу о проверке соответствия Конституции Республики Саха (Якутия) пункта 13 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.01.2003 "О мероприятиях по прекращению полномочий местных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)", преемственность обязательств местной администрации основана на конституционно-правовых нормах, выражающих публично-правовые связи между формами местной власти. Как устойчивая правовая связь, преемственность обусловлена совпадением субъекта, территории и предметов ведения.
Возникающие на этой основе финансовые права и обязанности относятся к сфере публично-правовых, а не гражданско-правовых отношений.
Упраздненные органы государственной власти осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление - это деятельность населения по решению вопросов местного значения. Для этого органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью. К ведению органов местного самоуправления также относятся местные финансы, исполнение местного бюджета и другие вопросы местного значения. Социальная инфраструктура улуса (района), сложившаяся в условиях функционирования местных органов государственной власти, предопределяет и характер вопросов местного значения. Вопросы местного значения являются продолжающимися и беспрерывными в своей реализации.
Таким образом, исключается возможность применения в отношении обязательств местных администраций универсального правопреемства, присущего гражданско-правовым отношениям. Упраздненные органы государственной власти и вновь образованные органы местного самоуправления связаны между собой ограниченной (сингулярной) правопреемственностью, выражающей их публично-правовую связь вопросами местного значения.
На основании изложенного выводы арбитражного суда о наличии универсального правопреемства между администрацией Хангаласского улуса и МО "Хангаласский улус" являются несостоятельными.
Кроме того, реализация публичных интересов населения при переходе к местному самоуправлению обеспечивается через механизм взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Правительство Республики Саха (Якутия) разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику, несет за ее реализацию всю полноту ответственности. Правительство в конституционно установленной форме определило участников договорных отношений: Министерство финансов республики, органы местного самоуправления муниципальных образований. В постановлении указан и предмет соглашений - долговые и иные обязательства. Конкретные права и обязанности устанавливаются при заключении соответствующих соглашений.
В соответствии с приложением N 3 к Соглашению о финансовых взаимоотношениях между Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и МО "Хангаласский улус" на 2003 от 16.05.2003 в перечень задолженности, по которой имеются исполнительные листы, предусматривающие взыскание денежных средств с упраздненной администрации улуса, подлежащих передаче МО "Хангаласский улус", вошла задолженность администрации Хангаласского улуса перед ОАО "Сахалес" в размере 217570 рублей.
При наличии сингулярного правопреемства допускается переход прав и обязанностей по уже существующим судебным актам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Нарушенное право ОАО "Сахалес" о взыскании суммы долга восстановлено решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 января 2003 года по делу N А58-6380/02. С администрации Хангаласского улуса в пользу ОАО "Сахалес" взыскано 301443 рубля 6 копеек.
Обосновывая свои требования о взыскании с МО "Хангаласский улус" суммы основного долга в размере 317572 рублей 6 копеек, истец указал на то, что ответчик несет субсидиарную ответственность за неисполнение обязательств администрацией Хангаласского улуса.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из наличия обязательственных отношений. Между тем вывод суда основан на наличии правопреемства МО "Хангаласский улус" по задолженности по исполнению решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-6380/02.
При наличии указанного решения Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) удовлетворил аналогичные требования ОАО "Сахалес" к МО "Хангаласский улус". Выводы суда о возможности принятия такого решения не обоснованы нормами материального и процессуального права. Суд не указал в принятых по делу судебных актах о причинах неприменения им положений статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, невозможности установления правопреемства в исполнительном производстве.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение от 8 декабря 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 28 апреля 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-3408/04 подлежат отмене на основании подпункта 3 части 1 статьи 287, части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенные в настоящем деле обстоятельства, с учетом доводов сторон, с применением подлежащих применению норм процессуального права принять соответствующее решение.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы МО "Хангаласский улус" освобождаются от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 8 декабря 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 28 апреля 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-3408/04 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Телефон канцелярии суда: (3952) 20-96-75.
Председательствующий
О.Л.ГЕРАСИМОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
А.В.ОРЛОВ

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также