Постановление фас восточно-сибирского округа от 16.01.2006 n а58-4727/04-ф02-5889/05-с1 суд правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельных участков, поскольку распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 16 января 2006 г. Дело N
А58-4727/04-Ф02-5889/05-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю.,
Шелеминой М.М.,
представители сторон
участия в судебном заседании не
принимали,
рассмотрев в судебном
заседании кассационную жалобу
Министерства имущественных отношений
Республики Саха (Якутия) на решение от 18
апреля 2005 года Арбитражного суда
Республики Саха (Якутия) по делу N А58-4727/04
(суд первой инстанции: Эверстова
Р.И.),
УСТАНОВИЛ:
Министерство
имущественных отношений Республики Саха
(Якутия) обратилось в Арбитражный суд
Республики Саха (Якутия) с заявлением к
мэрии муниципального образования "Город
Якутск" о признании недействительным
распоряжения вице-мэра г. Якутска от 15 июня
2004 года N 1653-вмр.
Дело рассмотрено с
участием третьего лица Албогачиева В.Д.
Решением суда первой инстанции от 18 апреля
2005 года по делу N А58-4727/04 в удовлетворении
заявления отказано.
В апелляционной и
кассационной инстанциях дело не
рассматривалось.
Министерством
имущественных отношений Республики Саха
(Якутия) была подана надзорная жалоба в
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации.
Определением Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от
10.10.2005 N 10360/05 в передаче дела в Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации для пересмотра решения в порядке
надзора отказано. Указанное дело
направлено на рассмотрение в Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа.
Как следует из определения
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 10.10.2005, из представленных
материалов не усматривается наличие
оснований, установленных статьей 304
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, для рассмотрения
дела в порядке надзора.
Однако, учитывая
наличие иных оснований для проверки
правильности применения норм права, дело
направлено на рассмотрение в арбитражный
суд кассационной инстанции.
Определением Федерального арбитражного
суда Восточно-Сибирского округа от 23.11.2005
кассационная (надзорная) жалоба
Министерства имущественных отношений
принята к производству.
В судебном
заседании 16.12.2005 представитель
Министерства имущественных отношений
поддержал доводы кассационной жалобы.
Определением от 19.12.2005 рассмотрение дела
было отложено на 16.01.2006 в связи с
отсутствием надлежащих доказательств
уведомления третьего лица по делу -
Албогачиева В.Д.
Дело рассматривается в
порядке, установленном главой 35
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
В отзыве на
кассационную жалобу мэрия муниципального
образования "Город Якутск" просит оставить
судебный акт без изменения.
Проверив
правильность применения норм
материального права и норм процессуального
права и исходя из доводов кассационной
жалобы и отзыва относительно жалобы,
Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа не усмотрел
оснований к отмене судебного акта.
Как
установлено материалами дела,
распоряжением вице-мэра г. Якутска от 15.06.2004
N 1653-вмр Албогачиеву В.Д. был предоставлен
мэрией г. Якутска земельный участок под
строительство индивидуального жилого
дома.
Отказывая Министерству
имущественных отношений Республики Саха
(Якутия) в удовлетворении его заявления о
признании распоряжения от 15.06.2004
недействительным, арбитражный суд исходил
из того, что Министерство имущественных
отношений не является органом,
уполномоченным на предоставление в аренду
земельных участков, находящихся в
государственной собственности до
разграничения собственности на землю. Суд
также посчитал, что права заявителя по делу
не нарушены.
Выводы суда основаны на
установленных по делу обстоятельствах и
имеющихся в деле доказательствах и
постановлены при правильном применении
норм права, исходя из следующего.
Обращаясь с заявлением об оспаривании
ненормативного правового акта органа
местного самоуправления о предоставлении
физическому лицу земельного участка в
аренду под строительство жилого дома,
Министерство имущественных отношений
исходило из того, что окончательное
властное решение о предоставлении
земельного участка на территории
Республики Саха (Якутия) принимает
Министерство имущественных отношений
Республики Саха (Якутия).
Указанное
право распоряжения земельными участками на
территории Республики Саха (Якутия)
Министерство имущественных отношений
обосновывает следующими законами и иными
нормативными правовыми актами:
-
статьей 72 Конституции Российской
Федерации;
- пунктом 10 статьи 3
Федерального закона "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации"
от 25.10.2001 N 137-ФЗ;
- Указом Президента РС(Я)
от 09.09.2002 N 469 "О мерах по обеспечению
разграничения государственной
собственности и эффективному управлению
земельными участками, находящимися в
государственной собственности";
-
постановлением Правительства Республики
Саха (Якутия) от 13.05.2004 N 224, которым
утверждено Положение о Министерстве
имущественных отношений РС(Я);
-
постановлением Правительства РС(Я) от 26.12.2002
N 647 "О порядке распоряжения земельными
участками, находящимися в государственной
собственности, до разграничения
государственной собственности на землю на
территории Республики Саха (Якутия)".
По
мнению заявителя кассационной жалобы, в
соответствии со статьей 72 Конституции
Российской Федерации вопросы владения,
пользования и распоряжения землей
находятся в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации, в связи с чем Республика Саха
(Якутия) использовала свое право на
определение уполномоченного органа по
управлению и распоряжению
государственными землями на территории
Республики Саха (Якутия) до разграничения
государственной собственности на землю.
Заявитель также считает, что альтернативу
в выборе органа, который может осуществлять
распоряжение земельными участками на
территории Республики до соответствующего
разграничения, предоставляет пункт 10
статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
Указанные доводы заявителя кассационной
жалобы проверены.
Пунктом 1 Указа
Президента РС(Я) от 9 сентября 2002 года N 469
установлено, что Министерство
имущественных отношений РС(Я) является
уполномоченным органом Республики Саха
(Якутия) по приватизации, управлению и
распоряжению земельными участками,
находящимися в государственной
собственности, на территории Республики
Саха (Якутия).
В соответствии с пп. 3.2, 3.5
Положения о Министерстве имущественных
отношений Республики Саха (Якутия)
управление и распоряжение
государственными землями на территории
Республики Саха (Якутия) осуществляет это
Министерство.
Предоставление указанных
полномочий заявителю по делу до
разграничения государственной
собственности на землю не основано на
пункте 10 статьи 3 Федерального закона N
137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3
Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в
действие Земельного кодекса Российской
Федерации" до разграничения
государственной собственности на землю
государственная регистрация права
государственной собственности на землю для
осуществления распоряжения землями,
находящимися в государственной
собственности, не требуется.
Распоряжение указанными землями до
разграничения государственной
собственности на землю осуществляется
органами местного самоуправления в
пределах их полномочий, если
законодательством не предусмотрено
иное.
Порядок распоряжения указанными
землями до разграничения государственной
собственности на землю может быть
определен Правительством Российской
Федерации.
Из толкования пункта 10
статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ следует,
что до разграничения государственной
собственности на землю вопрос о
распоряжении этими землями может быть
урегулирован только федеральными законами
либо постановлениями Правительства
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 утверждены
Правила распоряжения земельными участками,
находящимися в государственной
собственности, до разграничения
государственной собственности на землю. В
соответствии с пунктом 1 названных Правил
земельные участки, находящиеся в
государственной собственности, до
разграничения государственной
собственности на землю предоставляются в
порядке, предусмотренном Земельным
кодексом Российской Федерации, принятыми в
соответствии с ним федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
При таких
условиях следует признать, что
Министерство имущественных отношений не
привело законодательство, которым органу
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации предоставлено право в период до
разграничения государственной
собственности на землю распоряжаться
указанными землями на территории
Республики Саха (Якутия).
В соответствии
с частью 2 статьи 13 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации арбитражный суд, установив при
рассмотрении дела несоответствие
нормативного правового акта иному имеющему
большую юридическую силу нормативному
правовому акту, в том числе издание его с
превышением полномочий, принимает судебный
акт в соответствии с нормативным правовым
актом, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного суд первой инстанции,
обоснованно установив несоответствие
приведенных заявителем по делу нормативных
правовых актов субъекта Российской
Федерации - Республики Саха (Якутия) в части
определения органов, имеющих право
распоряжаться земельными участками до
разграничения государственной
собственности на землю, имеющему большую
юридическую силу нормативному правовому
акту - Федеральному закону N 137-ФЗ "О введении
в действие Земельного кодекса Российской
Федерации", принял решение в соответствии с
названным Федеральным законом.
Не может
быть учтен и довод заявителя кассационной
жалобы о том, что Министерство
имущественных отношений обратилось в
арбитражный суд за защитой имущественных
прав и интересов публичного образования -
Республики Саха (Якутия), так как усмотрело
помимо превышения полномочий органа
местного самоуправления также и нарушение
порядка предоставления земельного участка
в аренду без проведения торгов.
В
соответствии с частью 1 статьи 53
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации государственные
органы вправе обратиться с исками и
заявлениями в арбитражный суд в защиту
публичных интересов в случаях,
предусмотренных федеральным законом.
Министерство имущественных отношений
Республики Саха (Якутия) в заявлении по делу
и в кассационной жалобе не привело
федерального закона, дающего ему право
обратиться в арбитражный суд с заявлением о
признании недействительным ненормативного
правового акта органа местного
самоуправления, принятого в области
земельного законодательства.
При таких
условиях у суда первой инстанции не имелось
оснований для удовлетворения заявленных
требований, в связи с чем кассационная
жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 апреля
2005 года Арбитражного суда Республики Саха
(Якутия) по делу N А58-4727/04 оставить без
изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу в день
принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА