Постановление фас восточно-сибирского округа от 16.01.2006 n а58-6010/04-ф02-6155/05-с1 суд отказал в удовлетворении требований о признании незаконными действий органа исполнительной власти субъекта российской федерации, выразившихся в отказе направления обращения об изготовлении кадастровой карты на земельный участок, поскольку полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает орган местного самоуправления.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 января 2006 г. Дело N А58-6010/04-Ф02-6155/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
ГУП "ЯкутПНИИС" - Серебренникова С.В. (доверенность от 26 сентября 2005 года),
ЗАО "Якутпромстройпроект" - Логинова А.А. (доверенность от 28 декабря 2005 года), Трубина В.П. (доверенность от 28 декабря 2005 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Якутский государственный проектный научно-исследовательский институт строительства (ЯкутПНИИС)" на решение от 8 июля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 12 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-6010/04 (суд первой инстанции: Агальцева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Федоров И.Н., Столбов В.В., Григорьева В.Э.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Якутпромстройпроект" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе направления в уполномоченный орган письменного обращения об обеспечении изготовления кадастровой карты на земельные участки, на которых находятся на праве собственности объекты недвижимости заявителя (г. Якутск, ул. Дзержинского, 20).
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, государственного унитарного предприятия "ЯкутПНИИС".
Решением суда первой инстанции от 8 июля 2005 года по делу N А58-6010/04 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 сентября 2005 года решение от 8 июля 2005 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственное унитарное предприятие "ЯкутПНИИС" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Как указывает заявитель, вывод суда о том, что Министерство имущественных отношений обладает правом предоставления земельных участков, носит односторонний характер.
Представитель ГУП "ЯкутПНИИС" поддержал в судебном заседании 10 января 2006 года доводы кассационной жалобы.
Представители ЗАО "Якутпромстройпроект" считают судебные акты законными, соответствующее обоснование приведено в отзыве на кассационную жалобу.
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 74918), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 16 января 2006 года.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела, ЗАО "Якутпромстройпроект" неоднократно письмами от 23.09.2004, от 22.10.2004, от 22.12.2004 просило Министерство имущественных отношений направить в уполномоченный орган (орган местного самоуправления) обращение об изготовлении кадастровой карты земельных участков по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 20.
Министерство имущественных отношений отказало закрытому акционерному обществу в направлении обращения об обеспечении изготовления кадастровых карт земельных участков.
Суд двух инстанций признал действия Министерства имущественных отношений не соответствующими пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суд исходил из того, что на земельном участке находятся объекты недвижимости, собственником которых является ЗАО "Якутпромстройпроект", в связи с чем в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации общество имеет право на приватизацию земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
С учетом изложенного суд посчитал, что у Министерства имущественных отношений не имелось препятствий для обращения в орган местного самоуправления с заявлением об обеспечении изготовления кадастровых карт земельных участков.
Суд признал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 и Положением о Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), обладающим правом предоставления земельных участков по предмету спора.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы суда не основаны на действующем законодательстве.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия.
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) до разграничения государственной собственности на землю не имеет полномочий на предоставление земельного участка ЗАО "Якутпромстройпроект".
Названное усматривается из следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ "до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации".
Из толкования пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ следует, что до разграничения государственной собственности на землю вопрос о распоряжении этими землями может быть урегулирован федеральными законами либо постановлениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 названных Правил земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, приобретенные юридическими лицами в собственность, принимается:
"Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности;
уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
органом местного самоуправления - в иных случаях.
В случае, если решение о приватизации таких земельных участков принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества".
Поскольку в данном случае ЗАО "Якутпромстройпроект" земельный участок ранее не предоставлялся, то решение о его приватизации должно приниматься органом местного самоуправления.
Ссылка суда на Положение о Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия) учтена быть не может, поскольку полномочия Министерства основаны на Указе Президента Республики Саха (Якутия) от 09.09.2002 N 469 "О мерах по обеспечению разграничения государственной собственности на землю и эффективному управлению земельными участками, находящимися в государственной собственности".
Между тем в соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При таких условиях следует признать, что при определении полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации суду следовало руководствоваться пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576.
Поскольку полномочиями по распоряжению земельными участками, на которых находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ЗАО "Якутпромстройпроект", до разграничения государственной собственности на землю обладает орган местного самоуправления, у Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) не возникло обязанности в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратиться в орган местного самоуправления за изготовлением кадастровой карты.
Заявитель по делу должен был обратиться в соответствующий орган местного самоуправления.
При таких условиях судебные акты, постановившие иные выводы, подлежат отмене с принятием нового решения.
В удовлетворении заявления ЗАО "Якутпромстройпроект" следует отказать, поскольку у Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) отсутствуют полномочия по приватизации спорного земельного участка, а следовательно, и обязанность обращаться в орган местного самоуправления с заявлением об обеспечении изготовления кадастровой карты земельного участка.
Руководствуясь статьями 110, 201, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 8 июля 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 12 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-6010/04 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Якутпромстройпроект" о признании незаконным действия Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия), выразившегося в отказе направления в уполномоченный орган письменного обращения об обеспечении изготовления кадастровой карты на земельный участок, на котором находятся объекты недвижимости закрытого акционерного общества "Якутпромстройпроект" по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 20, отказать.
Проверено на соответствие Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года N 576.
Взыскать с ЗАО "Якутпромстройпроект" в пользу ГУП "ЯкутПНИИС" расходы по уплате госпошлины 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы и 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА

Постановление фас восточно-сибирского округа от 16.01.2006 n а58-4727/04-ф02-5889/05-с1 суд правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельных участков, поскольку распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.  »
Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также