Постановление фас восточно-сибирского округа от 31.08.2005 n а19-7159/05-44-ф02-4173/05-с1 суд правомерно отказал налоговому органу в части взыскания штрафа за неполную уплату единого социального налога, поскольку применение налогового вычета по единому социальному налогу в размере, превышающем фактически уплаченные суммы страховых взносов, не образует состава правонарушения.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 31 августа 2005 г. Дело N
А19-7159/05-44-Ф02-4173/05-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
в составе:
председательствующего
Первушиной М.А.,
судей: Косачевой О.И.,
Мироновой И.П.,
представители сторон
участия в судебном заседании не
принимали,
рассмотрев в судебном
заседании кассационную жалобу Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы
России N 15 по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому автономному
округу на решение от 21 апреля 2005 года,
постановление апелляционной инстанции от 4
июля 2005 года Арбитражного суда Иркутской
области по делу N А19-7159/05-44 (суд первой
инстанции: Скубаев А.И.; суд апелляционной
инстанции: Белоножко Т.В., Буяновер П.И.,
Архипенко А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная
инспекция Федеральной налоговой службы
России N 15 по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому автономному
округу (далее - налоговая инспекция)
обратилась в Арбитражный суд Иркутской
области с заявлением к обществу с
ограниченной ответственностью "Ирик" (далее
- общество) о взыскании 5596 рублей 40 копеек
налоговых санкций.
Решением суда от 14
апреля 2005 года заявленные требования
удовлетворены частично в сумме 5170 рублей 60
копеек. В части взыскания налоговых
санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации,
за неполную уплату единого социального
налога в сумме 425 рублей 80 копеек
отказано.
Постановлением апелляционной
инстанции от 4 июля 2005 года решение суда
первой инстанции оставлено без
изменения.
Не согласившись с указанными
судебными актами в части отказа в
удовлетворении заявленных требований в
сумме 425 рублей 80 копеек, налоговая
инспекция обратилась в Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
с кассационной жалобой, в которой просит их
отменить в данной части, ссылаясь на
неправильное применение судом норм
материального права.
По мнению
заявителя кассационной жалобы, являются
необоснованными выводы суда о
неправомерности привлечения общества к
налоговой ответственности,
предусмотренной статьей 122 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Отзыв на
кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке,
установленном главой 35 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
Стороны о времени и месте
рассмотрения кассационной жалобы извещены
надлежащим образом (почтовые уведомления N
69377 от 15.08.2005, N 69374 от 29.08.2005), но своих
представителей в судебное заседание не
направили, в связи с чем дело
рассматривается без их участия.
Проверив в пределах, установленных статьей
286 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, правильность
применения арбитражным судом норм
материального и процессуального права,
исследовав материалы дела, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
приходит к выводу о том, что кассационная
жалоба удовлетворению не подлежит.
Как
следует из материалов дела, налоговой
инспекцией была проведена выездная
налоговая проверка общества по вопросам
правильности исчисления, полноты и
своевременности уплаты налогов, в том числе
единого социального налога за период с
01.01.2001 по 31.12.2003.
В ходе проверки
установлено, в том числе, занижение в 2002 - 2003
годах суммы единого социального налога в
Федеральный бюджет на 2129 рублей в
результате примененного
налогоплательщиком налогового вычета в
виде страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, превышающего сумму
фактически уплаченного страхового взноса
за 2002 год, 2003 год.
По результатам
проведения налоговой проверки налоговой
инспекцией составлен акт N 11-45/182дсп от
30.09.2004, на основании которого вынесено
решение от 25.10.2004 N 03-36/163 о привлечении
общества к налоговой ответственности, в том
числе предусмотренной пунктом 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации,
за неуплату единого социального налога в
результате занижения налоговой базы в виде
штрафа в сумме 425 рублей 80 копеек.
Требованием N 2458 от 02.11.2004 обществу
предложено в добровольном порядке уплатить
в бюджет исчисленные по результатам
проверки суммы штрафа до 19.11.2004.
Неисполнение обществом требования об
уплате налоговых санкций послужило
основанием для обращения налоговой
инспекции в суд с заявлением об их
принудительном взыскании.
Арбитражный
суд Иркутской области, отказывая в
удовлетворении заявленных требований в
части взыскания налоговых санкций,
предусмотренных пунктом 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации,
за неполную уплату единого социального
налога в сумме 425 рублей 80 копеек, правильно
исходил из того, что в действиях общества
отсутствует объективная сторона
правонарушения, предусмотренного статьей
122 Налогового кодекса Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 106
Налогового кодекса Российской Федерации
налоговым правонарушением признается
виновно совершенное противоправное (в
нарушение законодательства о налогах и
сборах) деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента и
иных лиц, за которое настоящим Кодексом
установлена ответственность.
Пунктом 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации установлена ответственность за
неуплату или неполную уплату сумм налога в
результате занижения налоговой базы, иного
неправильного исчисления налога или других
неправомерных действий (бездействия).
В
соответствии с пунктом 2 статьи 243
Налогового кодекса Российской Федерации (в
редакции Федерального закона от 31.12.2001 N
198-ФЗ) сумма налога (сумма авансового
платежа по налогу), подлежащая уплате в
федеральный бюджет, уменьшается
налогоплательщиками на сумму начисленных
ими за тот же период страховых взносов
(авансовых платежей по страховому взносу)
на обязательное пенсионное страхование
(налоговый вычет) в пределах таких сумм,
исчисленных исходя из тарифов страховых
взносов, предусмотренных Федеральным
законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации". При этом сумма налогового
вычета не может превышать сумму налога
(сумму авансового платежа по налогу),
подлежащую уплате в федеральный бюджет,
начисленную за тот же период.
С учетом
изложенного общество было вправе
производить вычеты из суммы единого
социального налога сумм страховых взносов,
начисленных за тот же период. Правильность
определения обществом размера подлежащих
уплате страховых взносов и авансовых
платежей за указанные периоды в
соответствии с положениями Федерального
закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации" налоговой инспекцией не
оспаривается.
Следовательно, в
действиях общества отсутствует состав
правонарушения, предусмотренного пунктом 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 9
Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ,
действовавшей в период возникновения
спорных правоотношений, неполная уплата
обществом страховых взносов (авансовых
платежей по страховому взносу) на
обязательное пенсионное страхование за 2003
год влечет образование недоимки по единому
социальному налогу, подлежащей взысканию с
налогоплательщика в порядке, установленном
Налоговым кодексом Российской Федерации.
Аналогичные последствия предусматривает
абзац 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции,
вступившей в силу с 01.01.2003). В связи с чем
доводы кассационной жалобы не могут быть
приняты судом кассационной инстанции.
С
учетом изложенного Арбитражный суд
Иркутской области на основании пункта 6
статьи 215 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, не установив
оснований для взыскания суммы штрафа,
обоснованно отказал в удовлетворении
заявленных налоговой инспекцией
требований.
Руководствуясь статьями 274,
286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 21 апреля
2005 года и постановление апелляционной
инстанции от 4 июля 2005 года Арбитражного
суда Иркутской области по делу N А19-7159/05-44
оставить без изменения, а кассационную
жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со
дня его
принятия.
Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
И.П.МИРОНОВА