Постановление фас восточно-сибирского округа от 17.01.2006 n а10-1829/05-ф02-6867/05-с2 суд правомерно взыскал сумму расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам по абонентской плате, поскольку факт предоставления истцом льгот и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 января 2006 г. Дело N А10-1829/05-Ф02-6867/05-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Рюмкиной М.Д., Соколовой Л.М.,
представители сторон не присутствовали в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 16 июня 2005 и постановление апелляционной инстанции от 22 сентября 2005 Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1829/04 (суд первой инстанции: Салимзянова Л.Ф.; суд апелляционной инстанции: Хориноева Р.Р., Вишнякова Т.П., Марактаева И.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству труда и социального развития Республики Бурятия о взыскании 59771 рубля 25 копеек, составляющих сумму расходов, связанных с предоставлением льгот по абонентской плате в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" за период апреля - декабря 2003 года.
Определением арбитражного суда от 20 апреля 2005 года в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федерального казначейства Российской Федерации по Республике Бурятия.
Решением суда первой инстанции от 16 июня 2005 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "РЖД" взыскано 59771 рубль 25 копеек.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 сентября 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению Управления федерального казначейства по Республике Бурятия, арбитражным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права: статьи 71, 105 Конституции Российской Федерации, статьи 34, 83, 158, 180, 228, 233, 234, 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 124, 125, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 30 Федерального закона "О связи", статья 10 Федерального закона "О ветеранах", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", статьи 65, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (в ред. постановления Правительства РФ от 28.02.2002 N 137, с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85, 14.02.2004 N 80), постановление Правительства от 14.02.2004 N 85 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 30 Федерального закона от 16 февраля 1995 года "О связи", пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 2 статьи 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В ходе исполнения Закона о бюджете на 2003 год Правительством Российской Федерации по представлению главных распорядителей бюджетных средств могут вноситься изменения в бюджетную роспись, в связи с чем суду необходимо исследовать в полном объеме обстоятельства реализации Министерством труда и социального развития Российской Федерации данных полномочий, отсутствие возможности реализации своих прав в целях предотвращения либо уменьшения размера материального ущерба. При отсутствии заявок от главного распорядителя бюджетных средств у ответчика отсутствовали правовые основания для увеличения финансирования оплаты услуг связи.
Управление федерального казначейства по Республике Бурятия считает недоказанным истцом факт и размер понесенных расходов. Истцом не доказаны основания, необходимые для возмещения вреда в случае причинения убытков в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.
Настоящий спор является экономическим и подлежит рассмотрению с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год". Надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета.
Кроме того, судом не учтено, что при отсутствии средств в бюджете государство не может рассматриваться как причинитель вреда, удовлетворение иска приведет к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц, проверка положений Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" не входит в компетенцию арбитражного суда.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, считая обжалуемые судебные акты законными.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 59771 рубля 25 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральному закону "О ветеранах".
Основанием иска указано неисполнение в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в период апреля - декабря 2003 года льгот по оплате услуг связи абонентам, имеющим права на получение льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Правовым основанием требования указаны статья 10 Федерального закона "О ветеранах", статьи 8, 15, 16, 125, 126, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование своего требования истец представил копии: договора на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи от 01.01.2003, акт проверки расходов ОАО "РЖД" по предоставлению услуг связи за 2, 3, 4 кварталы 2003 года.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов в лице Управления федерального казначейства по Республике Бурятия указало на недоказанность истцом причинения убытков действиями ответчика (бездействием при формировании бюджета по планированию и учету расходов).
Министерство финансов в лице Управления федерального казначейства по Республике Бурятия указало на неправомерное привлечение Российской Федерации в качестве ответчика по делу, надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Финансирование по соответствующим статьям бюджетной классификации указанных льгот Министерством финансов Российской Федерации произведено в полном объеме на основании бюджетных заявок Министерства труда и социального развития Российской Федерации. При отсутствии заявки на дополнительное финансирование правовых оснований для увеличения финансирования оплаты услуг связи не имеется.
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд исходил из того, что истец в спорный период при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставлял льготы ветеранам при оплате услуг связи, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи ветеранам, вытекает из прямого указания закона.
Признав обоснованными заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции взыскал 59771 рубль 25 копеек с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Республики Бурятия, считая их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, 01.01.2003 между Министерством труда и социального развития Республики Бурятия и ГУП "Восточно-Сибирская железная дорога" (правопреемником которого является ОАО "РЖД"), заключен договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи из средств федерального бюджета.
Предметом указанного выше договора стороны определили возмещение расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", из средств федерального бюджета.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в связи с чем Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона в размере 50%.
Следуя предписанию закона, истец в 2003 году оказал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам в связи с пользованием телефоном, производятся за счет федерального бюджета.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О ветеранах" в 2000 году установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 срок действия настоящих Правил продлен на 2003 год.
В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, указано, что финансирование расходов ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО "РЖД". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Республики Бурятия об обоснованности исковых требований является правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи ветеранам, обоснованно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны, сумму 59771 рубль 25 копеек.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Бурятия правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 16 июня 2005 и постановление апелляционной инстанции от 22 сентября 2005 Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1829/04 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 июня 2005 и постановление апелляционной инстанции от 22 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1829/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Судьи:
М.Д.РЮМКИНА
Л.М.СОКОЛОВА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также