Постановление фас восточно-сибирского округа от 17.01.2006 n а33-12413/05-ф02-6862/05-с1 суд правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату налога на имущество, поскольку факт отсутствия государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество не является основанием для невключения его остаточной стоимости в налоговую базу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 января 2006 г. Дело N А33-12413/05-Ф02-6862/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Строкина В.В. (доверенность N 496 от 27.04.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение от 10 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12413/05 (суд первой инстанции: Касьянова Л.А.; суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Бычкова О.И., Плотников А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 06.05.2005 N 1815.
В порядке, установленном статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, инспекция обратилась в арбитражный суд с встречным заявлением о взыскании с предприятия штрафа в сумме 48039 рублей 60 копеек.
Решением суда от 10 августа 2005 года в удовлетворении заявления предприятию отказано. Встречное заявление удовлетворено частично на сумму 18000 рублей. В остальной части встречного заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты полностью и принять новое решение об удовлетворении первоначально заявленных требований и отказе во встречном заявлении.
Из кассационной жалобы следует, что право хозяйственного ведения на переданные предприятию объекты недвижимости не прошло государственную регистрацию, поэтому они правомерно не отражены на счете 01 "Основные средства" бухгалтерского учета и, соответственно, их стоимость не должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на имущество.
Кроме того, предприятие считает, что судом неправомерно не принята ссылка на статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав представителя предприятия, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Предприятие оспаривает решение N 1815, принятое инспекцией 06.05.2005 по результатам камеральной проверки представленной предприятием налоговой декларации по налогу на имущество за 2004 год. Данным решением предприятие привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 48039 рублей 60 копеек, а также ему предложено уплатить дополнительно начисленный налог на имущество и соответствующие пени.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности, доначисления налога и пеней инспекция указала занижение налоговой базы на остаточную стоимость фактически используемого недвижимого имущества, переданного на баланс предприятия по актам приема-передачи от государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи Красноярского края" на основании распоряжения Минимущества России.
Требования N 126289, 126290 об уплате в добровольном порядке налога и штрафа предприятием не были исполнены.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований и удовлетворяя встречное заявление инспекции, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что факт отсутствия государственной регистрации права хозяйственного ведения на переданное предприятию недвижимое имущество не является основанием для невключения его остаточной стоимости в налоговую базу по налогу на имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие является налогоплательщиком налога на имущество.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Таким образом, недвижимое имущество российских организаций, в том числе находящееся на праве хозяйственного ведения, является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. При этом критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Из пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств организаций определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации к основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, пунктами 2, 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: использования в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. При этом к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Порядок отражения принятого имущества в бухгалтерском учете организации предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Согласно названному Плану счетов счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).
Арбитражный суд установил, что на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 3492 от 11.08.2003 из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи Красноярского края", исключены объекты недвижимости согласно приложению к распоряжению и по акту о приеме-передаче объектов недвижимости N 1/359 от 31.01.2004 переданы на праве хозяйственного ведения предприятию, которому поручено зарегистрировать в установленном порядке право хозяйственного ведения на переданные объекты недвижимости.
Арбитражным судом установлено, что переданное предприятию на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество в полной мере отвечает установленным вышеприведенными нормативными правовыми актами требованиям к основным средствам и, следовательно, после фактической передачи подлежало отражению на счете 01 "Основные средства", а не на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" бухгалтерского учета предприятия, а его остаточная стоимость - включению в налоговую базу для целей исчисления налога на имущество организаций. Арбитражный суд правильно указал, что в связи с отсутствием у предприятия затрат, связанных с передачей ему объектов недвижимости, не имелось оснований для учета соответствующих объектов на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
При этом отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на фактически переданное и используемое налогоплательщиком в производственной деятельности недвижимое имущество законодательством о бухгалтерском учете не установлено в качестве обязательного условия для отражения такого имущества в бухгалтерском учете в качестве основных средств.
Кроме того, ссылаясь на положения пунктов 1, 2 статьи 131, пункта 1 статьи 164, пункта 1 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2, пункты 1, 2 статьи 12, пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", судебные инстанции правильно указали, что момент возникновения у предприятия права хозяйственного ведения на недвижимое имущество связан не с фактом его регистрации в Едином государственном реестре прав, а с передачей такого имущества собственником.
Следовательно, вывод арбитражного суда об отказе в признании незаконным оспариваемого решения инспекции и удовлетворении встречного заявления соответствует законодательству и материалам дела.
Довод предприятия о необходимости применения при рассмотрении данного дела положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации является несостоятельным, так как отсутствуют неустранимые сомнения, противоречия и неясности в применении положений пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе при определении в качестве объектов налогообложения недвижимого имущества, переданного налогоплательщику на праве хозяйственного ведения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 10 октября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12413/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА

Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также