Постановление фас восточно - сибирского округа от 04.07.2001 n а33-735/01-с5-ф02-1456/01-с1 суд удовлетворил иск о взыскании штрафа, поскольку налоговым органом были установлены факты несоблюдения ответчиком условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в российской федерации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и
обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную
силу
от 4 июля 2001 г. Дело N
А33-735/01-С5-Ф02-1456/01-С1
Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа в составе:
председательствующего Елфимовой Г.В.,
судей: Васиной Т.П., Косачевой О.И.,
при
участии в судебном заседании:
представители сторон участия в судебном
заседании не принимали,
рассмотрев в
судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу
Норильску Красноярского края на решение от
6 марта 2001 года и постановление
апелляционной инстанции от 25 апреля 2001 года
Арбитражного суда Красноярского края по
делу N А33-735/01-С5 (суд первой инстанции:
Колесникова Г.А., суд апелляционной
инстанции: Нестеренко В.П., Смольникова Е.Р.,
Фролов Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Норильску
Красноярского края (далее - ИМНС по городу
Норильску) обратилась с иском о взыскании с
предпринимателя Акилова Оллохкула
Кодиркуловича 271 729 рублей 80 копеек
штрафа.
Решением суда от 6 марта 2001 года
в иске отказано.
Постановлением
апелляционной инстанции от 25 апреля 2001 года
решение суда оставлено без изменения.
ИМНС по городу Норильску в кассационной
жалобе просит судебные акты по делу
отменить и принять новое решение,
удовлетворив исковые требования.
Судом
дано неверное толкование норм
материального права относительно
нераспространения на предпринимателя
Акилова О.К. требований Порядка ведения
кассовых операций в Российской Федерации в
отношении ведения кассовой книги,
обязанности заполнения приходных ордеров
на денежную наличность, полученную с
применения контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с
населением, не отразившего денежную
наличность в книге учета доходов и
расходов, что привело к нарушению пункта 9
Указа Президента Российской Федерации от
23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер
по своевременному и полному внесению в
бюджет налогов и иных обязательных
платежей", выразившемуся в неоприходовании
в кассу денежной наличности.
Дело
рассматривается в порядке главы 21
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Стороны о времени
и месте рассмотрения дела уведомлены
надлежащим образом (уведомление N 411 от
16.06.2001 - ИМНС, уведомление от
предпринимателя Акилова О.К. вернулось с
отметкой о непроживании его по указанному
адресу). Судом округа вторично была
направлена телеграмма по последнему
известному месту жительства, из
уведомления о вручении телеграммы следует,
что Акилов О.К. по указанному адресу не
проживает. 29.06.2001 в суд округа последовал
телефонный звонок из Норильска от Акилова
О.К., который был поставлен в известность о
рассмотрении судом округа кассационной
жалобы.
Дело рассматривается в
отсутствие сторон.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
кассационная инстанция находит судебные
акты подлежащими отмене.
Кассационная
инстанция считает, что суд первой и
апелляционной инстанций дал неверное
толкование нормам материального права,
подлежащим применению.
Из материалов
дела усматривается.
В октябре 2000 года в
торговой точке предпринимателя Акилова
О.К., расположенной по адресу: город
Норильск, АБК "Медный завод", была
произведена проверка соблюдения полноты
учета выручки, полученной с применением
контрольно - кассовой машины (ККМ) при
осуществлении денежных расчетов с
населением. Результаты проверки отражены в
акте N 2 от 24 октября 2000 года.
Проверкой
было установлено, что предпринимателем
Акиловым О.К. допущено нарушение условий
работы с денежной наличностью -
несоблюдение полноты оприходования
выручки, полученной с применением
контрольно - кассовой машины. Данные книги
учета доходов и расходов расходятся с
показаниями ККМ (фискальной памятью).
В
нарушение пункта 3 Порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации от 22.09.93
ответчиком не заносилась поступающая
денежная наличность в кассовую книгу, тогда
как прием наличных денег при осуществлении
расчетов с населением, как того требует
Порядок, производится с применением
контрольно - кассовых машин. Приходные
ордера на денежную наличность, полученную с
применением контрольно - кассовых машин не
заполнялись. И, как следствие, данная
денежная наличность не была отражена в
книге учета доходов и расходов.
Инспекцией было установлено расхождение
данных бухгалтерского учета (книга учета
доходов и расходов предпринимателя) с
показаниями контрольно - кассовой машины
(фискальный отчет), установленной в
торговой точке. Согласно записям в книге
кассира - операциониста общая сумма
выручки, полученная с применением ККМ,
составила 89 517 рублей 94 копейки.
В
соответствии с данными фискального отчета
на момент проверки сумма составила 90 576
рублей 36 копеек. Превышение выручки
фискального отчета по сравнению с записями
в книге кассира - операциониста по акту
проверки составило 1 058 рублей 02 копейки.
Инспекция пришла к выводу, что в связи с
неотражением в книге кассира -
операциониста суммы выручки 90 576 рублей 36
копеек, последняя и составляет объект
правонарушения.
Решением от 25.10.2000 N 222 на
основании пункта 9 Указа Президента
Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об
осуществлении комплексных мер по
своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных платежей"
(далее по тексту Указ N 1006) за
неоприходование в кассу денежной
наличности на ответчика наложен штраф в
трехкратном размере неоприходованной
суммы, что составило 271 729 рублей 08 копеек (90
576 рублей 36 копеек х 3). Решение получено
ответчиком 25.10.2000.
В связи с неуплатой
штрафа ответчиком в добровольном порядке
истец обратился в арбитражный суд.
Суд,
отказывая в иске, пришел к выводу о том, что
для признания имевшим место правонарушения
по пункту 9 Указа N 1006 должны были быть
отражены следующие обстоятельства: в чем
выражается неоприходование денежной
наличности, в какую кассу не были
оприходованы указанные денежные средства и
в каком размере.
Поскольку по
показаниям фискальных отчетов ККМ сумма
поступивших денежных средств составила 90 576
рублей, получение указанной выручки не было
отражено в кассовой книге и книге учета
доходов и расходов, истец пришел к выводу о
совершении ответчиком нарушения в виде
неоприходования денежной наличности в
сумме 90 576 рублей.
Суд, анализируя
Порядок ведения кассовых операций в
Российской Федерации от 22.09.93 N 40, Указ
Президента Российской Федерации от 23.05.94 N
1006, Инструкцию ГНС Российской Федерации от
29.06.95 N 35, Инструкцию по применению Плана
счетов бухгалтерского учета, утвержденную
приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, пришел к
выводу о том, что книга учета доходов и
расходов предпринимателя не является
документом бухгалтерского учета.
Обязанность по ведению данной книги
законом для предпринимателей не
предусмотрена. О заполнении книги учета
доходов и расходов предпринимателем
указано в пункте 65 Инструкции
Госналогслужбы Российской Федерации от
29.06.95 N 35. По применению Закона Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических
лиц", то есть в подзаконном нормативном
акте. При этом книга учета доходов и
расходов применяется в целях
налогообложения, а не в целях контроля за
полнотой оприходования полученной
выручки.
С учетом изложенного, суд
пришел к выводу о том, что расхождение между
данными книги учета доходов и расходов
предпринимателя и суммой выручки,
полученной с применением контрольно -
кассовой машины, не свидетельствует о
совершении ответчиком правонарушения в
виде неоприходования в кассу денежной
наличности и не свидетельствует об укрытии
налогоплательщиком доходов для
налогообложения.
Кроме того, суд указал,
что инспекция не учла, что ответчик
является субъектом малого
предпринимательства и применяет
упрощенную систему учета, отчетности и
налогообложения.
В пункте 44 Порядка
ведения кассовых операций в Российской
Федерации от 22.09.93 в отношении действия
данного акта по кругу лиц, не указывается на
его распространение на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица.
Не
соглашаясь с выводами суда, кассационная
инстанция считает, что исковые требования
налоговой инспекции подлежат
удовлетворению частично.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 4
Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ граждане,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, ведут учет доходов и расходов в
порядке, установленном налоговым
законодательством Российской Федерации. В
соответствии с вышеизложенным и подпунктом
"а" пункта 65 Инструкции ГНС Российской
Федерации от 29.06.95 N 35 "О подоходном налоге с
физических лиц" на предпринимателей
возложена обязанность ведения книги учета
доходов и расходов. Ответчик не вел в
установленном порядке документирование,
установленное Порядком ведения кассовых
операций в Российской Федерации,
утвержденного решением Совета директоров
Центрального Банка России от 22.09.93 N 40
(кассовая книга, приходные и расходные
ордера), а именно не оприходовал в части
денежную наличность.
В соответствии с
пунктом 9 Указа Президента Российской
Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении
комплексных мер по своевременному и
полному внесению в бюджет налогов и иных
обязательных платежей" к индивидуальным
предпринимателям, так же как и юридическим
лицам за несоблюдение условий работы с
денежной наличностью, а также несоблюдение
порядка ведения кассовых операций в
Российской Федерации, могут применяться
меры финансовой ответственности.
Тот
факт, что в Порядке ведения кассовых
операций в Российской Федерации не указаны
индивидуальные предприниматели, как
субъекты ответственности, еще не
свидетельствует о ненаступлении последней
для данного субъекта.
Подтверждением
распространения Порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации по кругу
лиц на индивидуальных предпринимателей
является пункт 27 Положения "О Министерстве
Российской Федерации по налогам и сборам",
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от
16.10.2000 N 783, в соответствии с которым
Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам имеет право налагать
штрафы на организации и физических лиц за
несоблюдение условий работы с денежной
наличностью и порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации лицами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица.
В связи с тем, что записи в книге
учета доходов и расходов предпринимателя
без образования юридического лица Акилова
О.К. в проверяемом периоде отсутствовали,
приходные ордера на денежную наличность,
полученную с применением контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, не были заполнены,
инспекция пришла к законному выводу о
нарушении предпринимателем подпункта 3
пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса
Российской Федерации в части ведения в
установленном порядке учета своих доходов
(расходов) и объектов налогообложения, а
также нарушении пункта 65 подпункта "а"
Инструкции Госналогслужбы Российской
Федерации N 35 "О подоходном налоге с
физических лиц" от 29.06.95 (в редакции 04.04.2000) -
неведение книги доходов и расходов и
правомерно привлекла индивидуального
предпринимателя к ответственности. В связи
с чем у суда не было оснований для отказа в
иске.
Вместе с тем, кассационная
инстанция считает, что размер штрафа
инспекцией определен неверно.
Пунктом 9
Указа Президента Российской Федерации N 1006
предусмотрена мера финансовой
ответственности за указанное в пункте 9
нарушение, а именно за неоприходование
(неполное оприходование) в кассу денежной
наличности - в виде штрафа в трехкратном
размере неоприходованной суммы. Сумма
разницы в выручке между данными,
зафиксированными в фискальном отчете и
книге кассира - операциониста, составила 1 058
рублей 02 копейки. В связи с чем сумма штрафа
должна была быть определена в трехкратном
размере от неоприходованной суммы выручки
в 1 058 рублей 02 копейки, что составляет 3 174
рубля 06 копеек, которая и подлежит
взысканию с предпринимателя Акилова О.К.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4
Федерального закона Российской Федерации
"О государственной пошлине" с Акилова О.К. в
доход федерального бюджета подлежит
взысканию государственная пошлина за
рассмотрение дела в первой, апелляционной и
кассационной инстанциях в сумме 317 рублей 40
копеек.
Руководствуясь статьями 95, 162,
174-177 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно - Сибирского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 6 марта 2001
года и постановление апелляционной
инстанции от 25 апреля 2001 года Арбитражного
суда Красноярского края по делу N А33-735/01-С5
отменить.
Принять новое решение.
Иск
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу
Норильску Красноярского края
удовлетворить частично. Взыскать с Акилова
Оллохкул Кодиркуловича 3 174 рубля 06 копеек в
соответствующий бюджет.
Взыскать с
Акилова Оллохкул Кодиркуловича
государственную пошлину в сумме 317 рублей 40
копеек в федеральный бюджет.
Арбитражному суду Красноярского края во
исполнение данного постановления выдать
исполнительный
лист.
Председательствующий
Г.В.ЕЛФИМОВА
Судьи:
Т.П.ВАСИНА
О.И.КОСАЧЕВА