Постановление фас восточно-сибирского округа от 02.08.2001 n а19-2064/01-18-ф02-1737/01-с1 суд правомерно удовлетворил иск в части признания недействительным решения о взыскании налога на добавленную стоимость, пени и налоговых санкций, поскольку исправления в счета-фактуры внесены не поставщиком, а получателем продукции, что не может являться причиной к отказу в возмещении ндс.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 августа 2001 г. Дело N А19-2064/01-18-Ф02-1737/01-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Кадниковой Л.А., Борисова Г.Н.,
при участии в судебном заседании: представителей Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Мухачевой О.Ю. (доверенность от 31.07.2001), Загвоздина В.Д. (доверенность N 08-14/297 от 16.07.2001),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2001 года по делу N А19-2064/01-18 (суд первой инстанции: Дубынина Т.В., Копылова В.Ф., Кродинова Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Мясокомбинат "Иркутский" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Управлению Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Иркутской области (в настоящее время - Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (УМНС РФ по Иркутской области и Усть-Ордынскому АО) о признании недействительным решения инспекции N 24-07/31 от 8 ноября 2000 года о привлечении общества к ответственности (штраф в сумме 70800 рублей) за налоговое правонарушение, взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 354000 рублей и пени в сумме 31000 рублей.
УМНС РФ по Иркутской области обратилось в суд со встречным исковым заявлением о взыскании с ОАО "Мясокомбинат "Иркутский" штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 70800 рублей.
Решением от 13 апреля 2000 года исковые требования ОАО "Мясокомбинат "Иркутский" удовлетворены частично. Обжалуемое решение признано недействительным в части взыскания налога на добавленную стоимость в размере 351966 рублей 86 копеек, пени в сумме 30816 рублей 70 копеек и налоговых санкций в сумме 70380 рублей 67 копеек.
Встречные исковые требования налоговой инспекции удовлетворены также частично, с ОАО "Мясокомбинат "Иркутский" взыскан штраф в сумме 419 рублей 33 копеек.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе УМНС РФ по Иркутской области и Усть-Ордынскому АО ставит вопрос о проверке законности и обоснованности решения по мотивам нарушения судом норм материального и процессуального права.
Так, налоговая инспекция полагает, что спор разрешен в нарушение пунктов 3, 5, 8 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 914 от 29.07.1996. Пунктом 8 названного Порядка предусмотрено, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом. Несоответствие счетов-фактур нормам их заполнения подтверждено материалами дела, в счета-фактуры внесены не заверенные поставщиком исправления.
Кроме того, ОАО "Мясокомбинат "Иркутский", по мнению налоговой инспекции, не подтвердило факт оплаты в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, так как финансовое распоряжение не содержит ссылок на договор и оплата произведена не поставщику, а в адрес третьего лица.
Принимая участие в судебном заседании, представители налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы и просили отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Представитель ОАО "Мясокомбинат "Иркутский" в ходатайстве, поступившем в суд 1 августа 2001 года, просила отложить рассмотрение кассационной жалобы в связи с занятостью представителя в другом судебном заседании.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в удовлетворении ходатайства отказано.
Из материалов дела усматривается, что УМНС РФ по Иркутской области в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации ОАО "Мясокомбинат "Иркутский" по налогу на добавленную стоимость обнаружило, что представленный налогоплательщиком счет-фактура N 27 от 26 апреля 2000 года содержит исправления. Вместо первоначально указанных 180 тонн горюче-смазочных материалов указано 167,45 тонны, сумма налога на добавленную стоимость уменьшилась с 147724 рублей 20 копеек до 137424 рублей 54 копеек.
Кроме того, при проведении указанной камеральной проверки УМНС РФ по Иркутской области не смогло осуществить встречную налоговую проверку поставщика ГСМ - ООО "Турбоэнерго", так как по указанному адресу организация-поставщик фактически не находилась, расчеты за поставляемый товар производились через счета третьих лиц.
По мнению УМНС РФ по Иркутской области, счет-фактура N 27 от 26 апреля 2000 года в соответствии с пунктами 5 и 8 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 914 от 29 июля 1996 года, не может быть основанием для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость покупателю.
Кроме того, по мнению УМНС РФ по Иркутской области, ведение расчетов через счета третьих лиц, отсутствие поставщика по указанному адресу не позволяют считать доказанным факт поступления в бюджет налога на добавленную стоимость.
Решением УМНС РФ по Иркутской области N 24-07/31 от 08.11.2000 с ОАО "Мясокомбинат "Иркутский" взысканы налог на добавленную стоимость в размере 354000 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость в размере 31000 рублей, штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 70800 рублей.
13.11.2000 УМНС РФ по Иркутской области выставлено требование N 24-07/31 по уплате задолженности по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафа в общей сумме 455800 рублей.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ОАО "Мясокомбинат "Иркутский" обратилось в суд с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственного органа.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению жалобы и отмене судебного акта, принятого по настоящему делу.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации выполненных работ и оказанных услуг.
Статьей 7 Закона предусмотрено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" экспортные товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги освобождены от налога на добавленную стоимость.
Факт экспорта горюче-смазочных материалов подтвержден материалами дела и не оспаривается налоговой инспекцией.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 914 от 29.07.1996 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок.
Пункты 3 и 5 названного Порядка предусматривают правила составления и заполнения счетов-фактур.
Налоговая инспекция полагает, что налог на добавленную стоимость не подлежит возмещению, так как в счета-фактуры обществом были внесены исправления, не заверенные поставщиком.
Суд первой инстанции, рассматривая спор, правомерно пришел к выводу о том, что названное обстоятельство не может являться причиной к отказу в возмещении налога.
Пунктом 3 "Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" предусмотрен порядок составления названного документа. Из текста названной нормы и пункта 5 Порядка усматривается, что требования по составлению счетов-фактур адресованы лицу, составляющему (выписывающему) документ.
В настоящем случае исправления в счета-фактуры внесены не поставщиком горюче-смазочных материалов (ООО "Турбоэнерго"), а получателем продукции - ОАО "Мясокомбинат "Иркутский". Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и не опровергается налоговой инспекцией.
При таких обстоятельствах основания полагать нарушенными пункты 3, 5, 8 Порядка у суда кассационной инстанции отсутствуют. Иные доводы кассационной жалобы также не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 13 апреля 2001 года по делу N А19-2064/01-18 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Л.А.КАДНИКОВА

Постановление фас восточно - сибирского округа от 02.08.2001 n а19-12251/00-25-ф02-1740/01-с2 в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку истцом не доказан факт нарушения при проведении конкурса на право заключения договора аренды недвижимости, правил проведения торгов, установленных законом и не доказано, что при проведении данного конкурса были нарушены права заинтересованных лиц, либо государственные и общественные интересы.  »
Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также