Постановление фас восточно - сибирского округа от 23.01.2002 n а78-3534/01-с1-3/116-ф02-3479/01-с2 несоблюдение порядка передачи жилого фонда в муниципальную собственность является основанием для отказа в иске о понуждении передать жилой фонд в муниципальную собственность.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 23 января 2002 г.
Дело N А78-3534/01-С1-3/116-Ф02-3479/01-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Некрасова С.Ю.
судей: Нестеровой Л.П., Попова О.А.,
при участии в судебном заседании: представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Управление федеральной почтовой связи Читинской области на решение от 2 октября 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2001 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3534/01-С1-3/116 (суд первой инстанции: Шеретеко Н.Ю.; суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Куклин О.А., Ильющенко Ю.И.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи Читинской области (далее - ГУ УФПС Читинской области) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с иском к Администрации города Читы о передаче жилищного фонда, инженерных сетей и сооружений в собственность муниципального образования - город Чита.
Определением Арбитражного суда Читинской области от 24 августа 2001 года по делу N А78-3534/01-С1-3/116 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области.
В порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика принять в муниципальную собственность города Читы жилые дома, инженерные сети и сооружения, всего 48 наименований.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 2 октября 2001 года по делу N А78-3534/01-С1-3/116, которое было оставлено без изменений постановлением апелляционной инстанции от 15 ноября 2001 года по тому же делу, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами по настоящему делу, ГУ УФПС Читинской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение Арбитражным судом Читинской области при принятии судебных актов норм материального права.
Как полагает заявитель, при принятии по настоящему делу судебных актов арбитражным судом не принято во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 235, которым организации, предприятия освобождаются от несвойственных им функций по содержанию жилищного фонда.
Арбитражным судом так же не принят во внимание пункт 2 постановления Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность", где указано, что объекты государственной собственности, перечисленные в Приложении N 3 вышеуказанного Постановления, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Кроме того, судом не принят во внимание предварительный акт приемки - передачи жилого фонда в муниципальную собственность с 1 января 1994 года, который вступает в действия после открытия финансирования на эксплуатацию домов.
В связи с изложенным, ГУ УФПС Читинской области просит Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты суда первой и апелляционной инстанций и удовлетворить исковые требования.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация города Читы считает решение от 2 октября 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2001 года Арбитражного суда Читинской области законными и обоснованными.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствии.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, 12 апреля 2001 года решением N 109 Читинской городской Думы был утвержден перечень федерального имущества, объектов жилищного фонда, инженерных сетей и сооружений ГУ УФПС Читинской области, передаваемых в муниципальную собственность города Читы, который 18 апреля 2001 года был направлен Комитетом по управлению государственным имуществом Читинской области в Министерство имущественных отношений Российской Федерации для регистрации и передаче Правительству Российской Федерации для принятия соответствующего решения.
Ссылаясь на отказ Администрации города Читы принять указанные объекты, ГУ УФПС Читинской области обратился в арбитражный суд с требованием обязать ответчика принять в муниципальную собственность города Читы жилые дома, инженерные сети и сооружения, утвержденные Читинской городской Думой.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Читинской области правомерно пришел к выводу о том, что передача объектов, являющихся федеральной собственностью, возможна лишь с согласия собственника.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Жилищный фонд, инженерные сети и сооружения являются федеральной собственностью и закреплены за ГУ УФПС Читинской области на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Порядок передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 235, в соответствии с пунктом 4 которого, объекты социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1003 "О реформе государственных предприятий", передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Пунктом 9 Распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" установлено, что объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 указанного постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Срок исчисляется в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства о регистрации перечня, либо решения, принятого соответствующим органом государственной власти о передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность, оснований в удовлетворении исковых требований у арбитражного суда не имелось.
При таких обстоятельствах дела, судебные акты Арбитражного суда Читинской области являются законными, а доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, не обоснованными.
В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ГУ УФПС Читинской области.
Руководствуясь статьями 95, 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 2 октября 2001 года и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области от 15 ноября 2001 года по делу N А78-3534/01-С1-3/116 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.НЕКРАСОВ
Судьи:
Л.П.НЕСТЕРОВА
О.А.ПОПОВ

Постановление фас восточно - сибирского округа от 23.01.2002 n а78-2794/01-с1-5/92-ф02-3478/01-с2 решение и постановление апелляционной инстанции отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения. требование об уплате процентов за пользование денежными средствами удовлетворению не подлежит.  »
Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также